Краткое содержание
Григорию Печорину по долгу воинской службы пришлось отправиться в бедный город Тамань, в котором все для него выглядело скверным. Офицера чуть было не утопили, и он едва не умер от голода. Этот город нагонял на героя тоску.
Григорий прибыл в городок поздней ночью, объяснив часовым цель своего приезда, он потребовал найти ему место для ночевки. Герой тщетно искал жилье в городке, его нигде не могли принять. Снять квартиру он смог только у морского берега. Десятник привел его туда, но предупредил, что это место нечистое.
Сначала офицеру показалось, что дом свободен. Он стал много раз стучать в дверь, и спустя время на порог вышел слепой мальчик. Печорин поинтересовался, где хозяйка квартиры, тот ответил, что ее нет, так как ушла в слободку.
Мальчик провел офицера и казака, что нес его чемодан, в дом. Оглянувшись, Печорин заметил, что в доме почти ничего не было из мебели, кроме нескольких лавок, сундука и стола. В нем пахло сыростью, а также, к удивлению офицера, не было икон.
Ночью на берегу
Григорий разложил вещи и улегся спать. Однако сон к нему никак не приходил. Внезапно герой заметил, как за окном мелькнула тень. Офицер вышел из хаты и увидел, как тот самый слепой мальчик несет под мышкой узел. Он очень уверенно для слепого прошел вниз по крутой тропинке. Печорину было любопытно, куда же идет мальчишка, и он последовал за ним. На берегу мальчик встретился с какой-то женщиной. Несмотря на сильный ветер, Григорий сумел расслышать их разговор, они обсуждали Янко. Женщина считала, что он не приедет из-за плохой погоды, но мальчонка был с ней несогласен.
Встреча с русалкой
На следующее утро вернулась старуха-хозяйка. Печорин решил рассказать ей, что произошло прошлой ночью. Но она оказалась глухой и потому не ответила ни на один вопрос съемщика квартиры. Раздраженный офицер бросился к мальчишке и схватил его, чтобы узнать правду, но тот ничего не говорил о своих ночных похождениях, а только плакал.
Печорин сидел на скамье у дома, когда увидел, как на крыше стоит девушка с распущенными волосами. Она смотрела в даль моря и пела о лодке, что везла драгоценные вещи и попала в бурю. Девушка была похожа на русалку. Чудесный голос выдал ее, и офицер понял, что это она была прошлой ночью на берегу.
В течение всего дня героиня заигрывала с Григорием, старалась его обворожить. Герой все время пытался задавать ей наводящие вопросы, но русалка не дала точный ответ ни на один из них и в целом выглядела странно. Вечером Печорин остановил ее в дверях и честно рассказал Ундине обо всем, что видел и слышал на берегу моря. Затем Печорин пригрозил девушке рассказать все коменданту. Она же в ответ лишь рассмеялась и ушла. Григорий удивился такой реакции.
Схватка и отъезд персонажа
Печорин решил принять предложение и прийти в назначенное место. Он предупредил о своем уходе казака и взял с собой пистолет. Герой спустился к морю и увидел, что девушка сидела в лодке и ждала его. Она предложила поплыть, и они отчалили. Внезапно русалка накинулась на Григория и едва не столкнула его в воду. Печорин не умел плавать и в страхе начал сопротивляться. Между ними началась борьба.
В результате офицеру удалось скинуть красавицу с лодки. Доплыв до берега, Григорий притаился в траве. Он думал, что убил девушку, но затем увидел ее силуэт. Ундина, добравшись до суши, стояла и выжимала волосы от воды. Вскоре появились слепой мальчик и Янко, героиня рассказала им о произошедшем. Контрабандист, услышав от русалки, что все пошло не по плану и офицер остался жив, очень заволновался. Мужчина решил, что нужно искать работу на новом месте. Слепой просился с ним, но Янко забрал с собой лишь девушку, а мальчишку прогнал. Напоследок он кратко сказал слепому, что он ему и даром не сдался, и бросил мальчишке несколько мелких монет.
Наблюдая за ситуацией, главный герой остается в недоумении, почему он здесь оказался и помешал жизни других людей. Он потревожил их спокойную жизнь и сам едва не утонул.
В кратком пересказе «Тамани» повествуется об основных событиях эпизода и раскрывается личность самого Печорина, его отношение к себе.
2 вариант сочинения
Почему от любви Печорина страдают женщины? Григорий Печорин по своей природе очень несчастный человек (и сам в этом признается), поэтому и не может дать счастья другим, тем более женщинам. Этой участи не избежала и дочь князя, прекрасная черкешенка Бэла.
Почему Печорин влюбляется именно в нее? Ему, вероятно, импонирует ее неприступность. Привыкнув добиваться желаемого Григорий решает украсть девушку из родительского дома. В данном случае, последствия этого поступка его мало заботят.
Бэла попадает в дом к Печорину, но его сторонится и даже боится. Герой пытается убедить ее, что его действия были продиктованы лишь любовью к ней, лишь заботой о ее благе. Он дарит ей дорогие подарки, пытаясь расположить ее к себе.
Со временем в сердце девушки возникает любовь к Григорию. Позже она признается, что с момента первой встречи уже была к нему не равнодушна. Но чем больше теплеет сердце Бэлы, тем холоднее становится сердце Печорина. Прекрасная горянка уже не привлекает его, т.к. «крепость пала» и завоевание больше не требуется. Он начинает избегать ее общества, отговариваясь охотой.
Понимая, что она ничего не может сделать, Бэла страдает молча. Она прекрасно понимает, что домой вернуться она не может, т.к. по обычаям своего народа опозорила себя. Тем более, несмотря ни на что, она все еще безумно любит Печорина.
Но Печорин уже впадает в обычную для него хандру. Он признается своему другу Максим Максимычу: «Если вы хотите, я ее еще люблю, я ей благодарен за несколько минут довольно сладких, я за нее отдам жизнь, – только мне с нею скучно».
Внезапно Бэла погибает, от руки разбойника Казбича. Тут – то и просыпается на миг почти угасший огонек любви Печорина к своей «джаночке». Он не спит ночь, не отходя от ее постели. Когда Максим Максимыч говорит, что конец уже близок, он бледнеет и подает умирающей стакан воды. Но после смерти прекрасной черкешенки, он не оплакивает ее, а даже позволяет себе рассмеяться. О Бэле Григорий предпочитает больше никогда не говорить, хотя Максим Максимыч видит, что он переживает это глубоко в себе. Смерть Бэлы отражается и на его здоровье: он становится худ и бледен.
Смерть для Бэлы, как бы ужасно это не звучало, была единственным выходом. А когда бы он разлюбил ее окончательно, ей не куда было бы пойти. Любовь героев была непродолжительной (около четырех месяцев), но подарила им ощущение счастья. Пусть и на такой короткий срок, но они были счастливы.
Анализ главы Бэла в романе Герой нашего времени Лермонтова
Михаил Юрьевич Лермонтов – известнейший во всем свете русский писатель и поэт 19 века. Его перу принадлежит большое количество произведений, остающихся актуальными и по сей день. Одним из таких творений можно назвать, пожалуй, самый известный роман под названием «Герой нашего времени». Произведение состоит из целостных глав, каждую из которых можно назвать отдельной повестью. Но главный герой – это все тот же Георгий.
Глава «Бэла» является первой повестью по очереди в романе Лермонтова. Анализ данной главы представлен в этой статье.
В основе главы заложена история взаимоотношений главного героя и дочери одного из чеченских князей – красавицы Бэлы. Рассказчиком этой главы Лермонтову послужил Максим Максимович – это такой знакомый Георгия, с которым познакомился во время поездки на Кавказ.
Данная глава более подробно раскрывает темные стороны героя и обнажает его натуру, может даже обличает.
Что касается главного героя, то его можно отнести к тем людям, на которых вообще написано, что с ними будут твориться всякие невероятные дела. Большим доказательством служит история с чеченской девушкой.
Печорин и Максим Максимович были приглашены на свадьбу дочери чеченского князя. Они не имели права отказаться, иначе бы это сочили за дурной тон. Ну и там Григорий нашел способы себя развлечь. Он положил глаз на младшую дочь князя, которую звали Бэла. Она отличалась от девушек из светского общества, с которыми так знался Печорин. Именно это заставило заинтересоваться Бэлой Григория. Разбойнику Казбичу также была небезразлична эта девушка. Бэлу можно было охарактеризовать, как девушку привлекательную внешне, талантливую, чернобровую и очень веселую. Она постоянно веселилась и улыбалась. Поэтому здесь дальше проявляется гнилая сторона главного Героя. Он организовал сделку с продажным братом девушки, который мечтал получить мощного коня Казбича. Брат должен был отдать Бэлу, а Печорин помог бы ему украсть коня. Сделка состоялась. И это в какой-те мере предрешило судьбу Бэлу. Казбич обозлился (естественно).
Сначала у Бэлы и Печорина было все хорошо. Он дарил ей подарки, ухаживал за ней, она его тоже любила, но все должно заканчиваться. И эти отношения надоели Печорину. Теперь он стал избегать девушку, судьбой которой взял на себя ответственность распоряжаться. Это привело к тому, что Бэла стала несчастна. Ее убил Казбич, с целью отомстить за коня.
Эта глава раскрывает Печорина как человека эгоистичного, самовлюбленного, готового наплевать на других ради себя.
Сочинение Печорин герой своего времени, 2 вариант
Когда на уроке литературы мы познакомились с произведением Лермонтова Герой нашего времени, у многих возник вопрос, на который мы попытаемся дать ответ в нашем сочинении. Действительно ли Печорин герой своего времени? Почему этого персонажа автор ценит так высоко, ведь герои это те, на кого нужно равняться. Но, разве Печорин такой? Давайте напишем сочинение на тему Печорин — герой своего времени, чтобы найти ответ на интересующий многих вопрос.
Герой ли своего времени Печорин?
Описывая образ главного героя Печорина, Лермонтов показывает эпоху безвременья. Этот персонаж, как утверждает писатель, составлен из пороков лермонтовского времени. И здесь мы видим, с одной стороны умного и рассудительного человека, который родился не в свое время и стал невостребованным в годы духовного застоя. Он вроде бы и опрятный, умный и талантливый, вот только его трагедия заключается в одиночестве, а эпоха сделала из него эгоиста и холодного циника.
Печорин — проницательный человек, который может съязвить, раскритиковать, и сделать больно тем, кто его любит. Он нуждается в поддержке, но сам разбрасывается людьми, пренебрегает дружбой, и бежит от любви. Печорин пытается быть полезным, но никак не может применить свои силы и энергию во благо. Да и как это сделать, когда обществу всего этого не нужно. По словам героя, хладнокровным и замкнутым эгоистом его делало общество и время, где образованные люди не востребованы, они не могут найти среды, применимой для своих талантов и навыков.
Не мог найти себя и Печорин, который действительно стал типичным героем своего времени. Печорин не одинок в своей трагедии, ведь таких, как он — целое поколение, которое от скуки и невозможности найти себя, причиняют боль другим, как впрочем, и самим себе. И он действительно герой своего времени. Ведь в образе Печорина автор воплотил представителей целой эпохи, где царил цинизм, хладнокровие, эгоизм, ложь, лесть. Все эти черты являются отголоском застойного времени тридцатых годов, чьим представителем и стал герой произведения.
Печорин — типичный герой своего времени
Продолжая отвечать на вопрос в сочинении по литературе герой ли своего времени Печорин, мы понимаем, что ответ скорее всего положительный. Автор действительно считает Печорина таковым. Но данный образ у Лермонтова не для подражания. Он показывает ту действительность тридцатых годов девятнадцатого века, когда было подавлено восстание декабристов, а страна превращена в подобие казармы, где любое свободомыслие тут же наказывается.
Автор раскрывает пороки общества и рисует Печорина для того, чтобы читатели, ужаснувшись явлением застоя и эпохой безвременья смогли предпринять любые попытки, чтобы оздоровить общество, которое и способствует появлению нравственных калек. Несмотря на то, что Печорин был человек широкого кругозора и высокой культуры, чувствовал, что родился с высокой целью в жизни, с силами необъятными, он не сумел угадать своего назначения, а общество ему не подсказало.
Напротив, у общества те характерные черты, что не были поначалу присущи Печорину, но в конце концов стали основными качествами главного героя. Он становится скрытным, злопамятным, завистливым, может ненавидеть и врать. Герой живет в вечной скуке и таких, как он бесчисленное множество. Поэтому Лермонтов и называет Печорина типичным героем своего времени, который стал зеркальным отражением общества — злобного, самолюбивого, беспечного, отрешенного от реальности, не видящего грань между плохим и хорошим, разницы между любовью и ненавистью, правдой и ложью, заботой и эгоизмом.
Заключение
В заключении нашего сочинения Печорин — герой своего времени, хочется подвести итог.
Если рассматривать главного персонажа, как представителя целого поколения, то Печорин действительно герой. Он не одинок в своем разочаровании, одиночестве и несчастье. Он разочарован в моральных ценностях своего поколения, и это разочарование приходится прикрывать цинизмом и скукой. Печорин является истинным героем потерянного поколения, которому не удалось отыскать силы бороться и менять свою жизнь. Возможно, родись в другое время, подобные Печорину смогли бы принести пользу государству и обществу, но об этом мы можем лишь догадываться. Ведь по сути, каждый человек волен выбирать свои идеалы, независимо от времени и века. Кто-то выбирает путь лицемерия, бездействия, траты сил впустую, прожигая свою жизнь. А кто-то, подобно декабристам, продолжают бороться за идеалы и лучшую жизнь.
Самое интересное, что люди, подобные Печорину существуют и в наше время. Они также играют на чувствах, предают и причиняют боль, что еще раз подтверждает предыдущую мысль о том, что не во времени все дело, а в самих людях.
Знакомство героев
Григорий Печорин приезжает на службу в крепость N, которая находится на Северном Кавказе. Князь, живущий неподалёку, приглашает героя на свадьбу своей старшей дочери. На торжестве Печорину удаётся впервые увидеть шестнадцатилетнюю Бэлу.
Юная черкешенка с первого взгляда покоряет сердце главного героя произведения. Её красота и неприступность сражают Григория наповал. Цитаты из произведения позволяют кратко описать внешность девушки:
- высокий рост;
- стройная фигура;
- чёрные глаза.
До встречи с юной черкешенкой у Григория было немало женщин, но Бэла отличается от его прежних подруг. Она обладает непростым нравом и не спешит бросаться в объятия мужчины. Описать её характер можно следующим образом:
- гордая;
- неприступная;
- естественная;
- добрая;
- нежная;
- самоотверженная.
Экранизации
Звезда «Героя нашего времени» зажглась в кинематографе в 1927 году – режиссер Владимир Барский снял трилогию черно-белых немых фильмов, где в роли Печорина выступил актер Николай Прозоровский.
В очередной раз вспомнили произведение Лермонтова в 1955 году: Исидор Анненский представил зрителям киноленту «Княжна Мэри», в которой вжился в образ мятущегося молодого человека Анатолий Вербицкий.
Спустя 10 лет в образе Печорина предстал . Все эти картины не получили признания у критиков, посчитавших, что постановщики недостаточно раскрыли характер лермонтовского персонажа.
А следующие экранизации получились удачными. Это телеспектакль 1975 года «Страница журнала Печорина» (в главной роли ) и сериал 2006 года выпуска «Герой нашего времени» ().
Григорий Печорин фигурирует также в незавершенном романе Лермонтова «Княгиня Лиговская», но здесь герой не петербуржец, а москвич.
Сценарий для сериала, вышедшего на телеэкраны в 2006 году, написал Ираклий Квирикадзе. Работа близка к хрестоматийному первоисточнику, но главное отличие – соблюдена хронология действий. То есть, главы переставлены местами. Картина начинается с событий, описанных классиком литературы в части «Тамань», вслед идет глава «Княжна Мэри».
Вариант 5
Роман «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова рассказывает о приключениях главного героя Печорина, его знакомствах и отношениях с другими персонажами.
Окружение Печорина в романе очень разнообразно и представлено различными людьми и местами. Среди них можно выделить:
- Офицеры русской армии. Печорин служит офицером и постоянно находится в окружении своих товарищей.
- Казачество. В романе много внимания уделено казакам, которые живут на юге России и имеют свою своеобразную культуру и образ жизни.
- Жители Кавказа. Печорин путешествует по Кавказу и знакомится с местными жителями — чеченцами, аварцами и другими народами.
- Девушки-любовницы. Печорин бывает в окружении женщин, с которыми он поддерживает романтические отношения.
- Европейцы. В романе также присутствуют персонажи европейского происхождения, такие как Максим Максимыч и его дочь Вера.
- Природа. Лермонтов мастерски описывает природу Кавказа, которая является важным элементом окружения Печорина.
В целом, окружение Печорина в романе «Герой нашего времени» очень разнообразно и интересно. Оно помогает создать живой образ главного героя и передать атмосферу того времени и места, где происходят события.
Сцена дуэли
Сцена дуэли является кульминацией романа. Именно здесь конфликт характеров Печорина и Грушницкого в паре с капитаном достигает максимального накала. Сюжет держит в напряжении читателя до конца эпизода, когда Печорин сделал свой роковой для Грушницкого выстрел.
Печорин воспользовался своим правом выбора места, где должна была состояться дуэль. Это был небольшой треугольный выступ в скале, площадка, размером не превышавшая шести шагов. Дуэлянты стояли на самом краю площадки. Малейшее ранение, малейший толчок в грудь и раненный улетал в пропасть.
Правда, Григорий Александрович нашел точку опоры даже на этом пятачке. Он уперся ногой о камень и немного подался вперед. Наблюдая за тем, как в Грушницком борются чувства: страх, совесть, нерешительность Печорин до последней минуты надеялся, что Грушницкий поступит как человек благородный, и откажется стрелять в безоружного. Но, видя, как тот целится в него, понял, что великодушия ждать не приходится, и дал себе слово, что не пощадит Грушницкого, если останется в живых.
Печорин был уверен в себе, он знал, что хорошо и метко стреляет. Он также был зол на Грушницкого, и уверен в своей правоте. А значит, рука не дрогнет. Когда Грушницкий выстрелил, Печорин, скорее, интуитивно сделал несколько шагов подальше от обрыва. Он нарочито громко и спокойно попросил Вернера проверить свой пистолет. В планы капитана это не входило, он попытался воспротивиться, ссылаясь на правила. Тогда Печорин предложил капитану стреляться на таких же условиях, и капитан сник.
Тем более что чувствовавший свою вину Грушницкий не поддержал капитана, и потребовал, чтобы пистолет был проверен и заряжен. В последнюю минуту Печорин предлагает Грушницкому извиниться. Но тот чувствовал себя униженным и раздавленным окончательно. Он заявил: я себя презираю, а вас ненавижу. Если вы меня не убьете, я вас зарежу ночью из-за угла. Нам на земле вдвоем нет места…
После таких слов Печорину ничего не оставалось, как выстрелить в упор.
В сцене дуэли ощущается накал сюжета. Этому способствует природа, скалы, живо описано душевное состояние героев – Печорина, Грушницкого, Вернера. Доктор Вернер близко к сердцу принимал происходящее. Он был готов в любой момент прекратить дуэль. Слова Печорина «Может быть, я хочу быть убит…» слегка охладили пыл Вернера, он ничего не сказал, но в глубине души переживал за своего друга.
Описание Печорина в главе Бэла
В целом портрет Печорина в главе Бэла позволяет выделить несколько особенностей его натуры:
- Наличие внутреннего конфликта делает Григория странным;
- Эгоистичный менталитет просвечивается в процессе описания отношений прапорщика и Бэлы;
- Безответственность героя граничит с безразличным отношением к людям. Не задумываясь, актер портит жизнь горцам, доводит девушку до смерти;
- Если рассматривать образ Печорина в Тамани, можно четко увидеть пренебрежительное отношение персонажа к другим людям;
- Чувственность, эмоциональность молодого человека заставляют его постоянно искать приключений, опасности. Он руководствуется чувствами, действует не рационально.
Прапорщик привык к светскому обществу. Максим Максимыч характеризуется его как эгоиста, при этом не высказываясь о нем негативно. Приехав на Кавказ, герой попадает в непривычное окружение. Здесь живут простые люди, которые ценят честность, природу, естественность. Такой мир становится новым для скрытного Печорина.
Суть: о чем глава?
С первых же слов рассказчик описывает портрет главного героя. Загадочны, его действия лишены логики, и сразу видно, что «его жизнь полна необычных вещей». Однажды Максим Максимыч и Печорин получили приглашение на бал в честь свадьбы князя. Даже в тот вечер юноша не смог пройти мимо приключений и выбрал в качестве нового знакомого дочь хозяйки, принцессу Белу
Однако не только Печорин обратил на нее внимание, вор Казбич давно испытывал к девушке чувства. Такой азарт и противостояние заинтересовало героя
Печорину было присуще чувство собственности, и если бы он решил для себя, что красота будет принадлежать только ему, он бы сделал все, чтобы этого добиться.
Благодаря рассудительности, эгоизму и трусости Печорин быстро и точно осуществил задуманное: обменял девушку на лошадь брата (эту дорогую и редкую лошадь украли у Казбича), затуманил сознание красавицы и обманул ей. Но молодой черкес, как и все радости светской жизни, вскоре наскучил офицеру. Он все еще готов отдать за нее жизнь, но она ему скучна. Чувства девушки оказались сильнее, чем подозревал Печорин. Вся его жизнь исчезла, и он потерял былую радость.
Когда Печорин и Максим Максимыч покинули крепость на охоту, Казбич похитил Белу и увел ее в поле, где убил несчастную женщину, когда понял, что ему не уйти от погони. Последние дни жизни Бела провел в бреду, произнося имя любимой. Максим Максимыч искренне пожалел невинную девушку. Единственное, в чем можно винить ее, — это то, что она отдала любовь тому, кто не мог ответить тем же. Вот более подробное изложение главы о Бела».
Вариант 7
«Герой нашего времени» — это роман, который описывает жизнь молодого офицера Григория Печорина, его приключения, романы, разочарования и трагическую судьбу. Книга открывает читателям мир русской литературы XIX века, поражая своей глубиной и сложностью.
Мое отношение к главному герою неоднозначное. С одной стороны, я симпатизирую ему за его эрудицию, ум и проницательность, но с другой — мне не нравится его эгоизм и равнодушие к судьбе других людей. Григорий Печорин — это комплексный персонаж, который с легкостью восхищает и вызывает отвращение одновременно.
Примером из романа, который подтверждает мою точку зрения, является ситуация с Бэлой. Печорин крадет ее из отчего дома, не думая о том, что его поступок может причинить ей боль и страдания. Он не осознает последствия своих действий, и когда Бэла умирает на его руках, он не чувствует никакого сожаления, лишь скептически качает головой.
В жизни также можно найти примеры людей, похожих на Печорина. Например, люди, которые живут только ради своих собственных интересов, думая лишь о себе, независимо от того, как это может повлиять на окружающих. Такие люди не задумываются о том, как они могут повлиять на судьбу других, их действия могут приводить к трагическим последствиям.
В заключении, «Герой нашего времени» — это глубокое произведение, которое позволяет читателям погрузиться в мир сложных человеческих отношений, моральных дилемм и внутренних борьб. Григорий Печорин — это герой, который вызывает противоречивые эмоции, но при этом является ярким представителем своей эпохи и общества.
Мне нравится395Не нравится228
Главный герой и его конфликт
Перенесемся в 19 век, к нашему герою. Он жил во время суровых государственных репрессий Николая 1, попутно не было свободы мысли. Инициатива декабристов, как мы все знаем, жестоко подавлялась, и самодержавие сдерживало дворянство и амбициозных молодых личностей.
Главный герой принадлежит к такой группе молодых людей. Всеми своими действиями он противостоит обществу, он ищет своего счастья. Вместо желаемого воплощения своих способностей и мечты он находит только полное разочарование. Эта напряженная борьба сделала главного героя совершенно эгоистичным и оцепеневшим человеком.
Как отмечалось ранее, Печорин — это собирательный образ, его личность и история отражают конфликт между человеком и обществом, который пронизывает историю России, особенно в 18-19 веках.