Сочинение по картине «Богатыри» − 3 класс
Вариант 8
Виктор Михайлович Васнецов был знаменитым художником, который создавал красивые картины, рисунки, иллюстрации к книгам и многое другое. Он жил в России в конце XIX — начале XX века и изображал на своих работах героев русских народных сказок и былин.
Одна из его самых знаменитых картин — «Богатыри». Это полотно создавалось почти 30 лет, с 1871 года. На нем изображены три известных былинных героя — Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович.
Илья Муромец сидит на черном коне и держит в руке булаву и копье. Он кажется очень сильным и могучим. Добрыня Никитич на белом коне с мечом в руке готов к любым неожиданностям. Алеша Попович на гнедом коне расслабленно сидит с луком на холке. Они стоят на широком поле с маленькими деревьями вокруг, а на заднем плане видны темные холмы.
Пейзаж на картинах мрачный, но герои кажутся надежными и сильными. Когда смотришь на картину, можно почувствовать, что эти богатыри стоят на страже Руси, защищая ее от внешних угроз.
Мне кажется, что картина «Богатыри» очень мощная и впечатляющая. Герои на ней кажутся очень сильными и готовыми защищать свою родину. Когда я смотрю на эту картину, чувствую, что могу смело идти вперед и преодолевать любые трудности.
Мне нравится430Не нравится206
Рейтинг сочинений
1707
675
378
327
224
203
171
165
Вариант 3
Васнецов является признанным художником в России. Его работы уже на протяжении долгих лет завораживают взгляды многих зрителей. Над одной из своих монументальных картин «Три богатыря» художник трудился почти двадцать лет.
На полотне изображены могучие защитники русской земли. Они оберегают территорию родного государства от вражеских нападений. Поза, в которой изображает богатырей автор говорит об их полном спокойствии, но это обман зрения. На самом деле они в любой момент готовы двинуться в бой. Имена героев известны многим с самого раннего детства — это Илья Муромец, Алеша Попович и Добрыня Никитич. Взгляд героев уверен и решителен.
Центральным героем предстает Илья Муромец. Его достаточно простой облик говорит о происхождении из крестьянской семьи. В его арсенале мощное боевое копье, которое уже неоднократно приносило победу. Выражение лица у Ильи грубое с настороженным взглядом. Конь под стать своему наезднику имеет величественный вид.
С левой стороны едет Добрыня Никитич. Он из княжеского сословия. Его доспехи очень дороги с вставками из настоящего золота. Конь — преданный помощник, который не единожды побывал в сражениях. Он красив, могуч и резв. Взор Добрыни суровый. В руках его меч готовый к бою.
Алеша Попович самый младший из троицы. Он является сыном служителя церкви и как настоящий воин не желает бросать в беде родную землю. Несмотря на молодость его храбрость и решительность нисколько не уступает опытным войнам. В его руки художник вложил холодное оружие — лук, стрелы которого способны пронзить любую цель с дальнего расстояния. У Алеша романтическая натура, которую можно определить по наличию музыкального инструмента — гуслей. Конь его имеет рыжий окрас.
Природная зарисовка в картине создает налет тревоги. За спинами богатырей виднеются нависшие грозовые тучи. Развивающиеся конские гривы и трава говорят о наличии ветра. При первом взгляде на картину можно подумать, что герои стоят как вкопанные, это происходит засчет их монументальности, которую создает художник. На самом деле каждый из них стоит на чеку и судя по оружию, которое у всех наготове, богатыри в любую минуту сорвутся с места.
4 стр., 1842 слов
Описание по картине Богатыри Васнецова (Три богатыря) 2, 4 класс
… Описание для 2, 4 класса Русский художник Виктор Васнецов нарисовал свою знаменитую картину «Богатыри» в 1898 году, и … Левой же рукой Илья придерживает копьё, которое опирается на коня. Под Ильёй можно увидеть чёрного коня. Насколько он красив. Он прошёл вместе с Ильей … полотне художник смог благодаря своему таланту. Вариант 3 Русский фольклор наполнен былинами о могучих русских богатырях. С …
История создания
Мысль о создании картины посетила Васнецова в мастерской народного художника РСФСР В.П.Поленова. Тот занимался исторической, пейзажной и жанровой живописью. Он подолгу жил и писал в Абрамцеве.
В один из приездов на берег реки Воли Васнецов увидел за окном три дуба. В голове сразу возникли образы могучих богатырей. Так появился рисунок на кусочке бумаги.
Карандашный набросок так и остался бы без внимания. Но его увидел русский художник и педагог П.П.Чистяков. Он напомнил Васнецову об ответственности художника за каждый свой рисунок, картину. Именно Чистяков предложил в качестве главных героев использовать образы былинных богатырей.
10 лет автор размышлял над персонажами картины. Изучал сказания и легенды русского народа, обдумывал мелочи, детали, присматривал натурщиков.
Первый эскиз маслом картины «Богатыри»
В поле установили мастерскую художника. Здесь он под впечатлением от местной природы ловил вдохновение. Сюда же приходили натурщики и приводили лошадей. Васнецов перевозил холст с квартиры на дачу и опять в квартиру.
Васнецов подарил ранний эскиз Поленову. Он так и хранится сейчас в доме-музее художника. Сначала Поленов отказался взять подарок. Он объяснил, что заберет его только тогда, когда будет готова картина. 23 апреля 1898 года Виктор Васнецов завершил работу на «Богатырями», а обещанный подарок преподнес чуть раньше — 10 марта.
Описание для 7 класса
На картине изображен огромный витязь на коне, а рядом двое преданных друзей богатырской наружности. Огромный витязь, прикрывший рукой глаза, Илья Муромец. Он пристально оглядывает холмистые окрестности в поисках врага. На правой руке висит мощная булава. И конь под ним чёрный, как сатана, огромный. У него мощные копыта. Это порода называется «владимирский тяжеловоз». Не каждое животное сможет выдержать богатырский вес. В левой руке у Ильи огромное длинное копьё и мощный щит. Не каждый мужчина может с ними управиться, одетый в шлем и боевые доспехи. Это под силу только русскому богатырю.
Справа от Ильи его соратник — Добрыня Никитич. Он восседает на белом коне, не таком мощном, как конь Ильи Муромца. В правой руке он держит меч, в левой — круглый красный щит. У коня дорогая сбруя. Головы у витязей прикрыты остроконечными железными шлемами, похожими на луковки православных церквей. У Ильи и Добрыни бородатые лица, что указывает на их возраст. Они уже не мальчики, а взрослые мужчины. У русских людей так было принято. Мужчины носили бороду.
Слева от Ильи Муромца на гнедой лошадке восседает Алёша Попович. Это самый молодой витязь. В правой руке он держит огромный лук, с левой стороны виден колчан со стрелами. Его лицо не так грозно, как лица его друзей. Он лукаво улыбается. Чтобы ни случилось, он и в походе не расстаётся с музыкой. У его лошадки к седлу приторочены гусли.
Богатыри, как пограничники, вышли на защиту рубежей Руси. Добрыня Никитич, чтобы быть повыше и лучше разглядеть окрестности, взобрался на невысокую каменную возвышенность. Богатыри уверенно сидят в седле, и выбить их оттуда, особенно Илью, вряд ли кому удастся. Каждый из них по-своему индивидуален. А вместе — они сильны и непобедимы.
Художник с помощью описания природы передаёт тревожность обстановки. Дует ветер, он треплет гривы коней. На переднем плане пожелтевшая трава, на дворе начало осени. И только ёлки и зимой, и летом стоят зелёные. Вдали виднеется темное — зелёное пятно хвойного леса. На небе бело-серые облака. Куда они плывут, известно одному лишь ветру.
Художник чётко прописал все детали, картина похожа на фотографию. Эти трое молодцов-удальцов внушают уверенность, что во время их патрулирования не то, что человек, мышь не проскочит. Граница на замке. Родина может спать спокойно. Жители в безопасности.
Сюжет и композиция
Действие самой большой картины в Третьяковской галерее происходит на берегу реки Иордан. На переднем плане располагается пёстрая толпа людей, собравшихся на крещение, под предводительством Иоанна Крестителя. Здесь собрались самые разные представители простого народа, а также ученики Христа. Если присмотреться внимательно, за деревьями можно увидеть множество людей, возможно, идущих навстречу Иисусу. На заднем плане — фарисеи и саддукеи, правящий слой иудейского общества, священнослужители и законники, которые явно не одобряют всё происходящее, рассматривая действия Крестителя как ересь
Присутствуют в толпе позади книжников и фарисеев и два римских кавалериста, чьё внимание привлекло не крещение у Иордана, а фигура в синих и красных одеждах, приближающаяся из-за линии горизонта к столпившимся у реки людям. Это и есть ожидаемый Мессия
Вариант 4
Картина «Богатыри» Виктора Васнецова — это одна из самых знаменитых и любимых русских картин. На ней изображены три богатыря, которые стали героями народных былин — Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович.
Картина впечатляет своими размерами и яркими красками. Богатыри изображены во всей своей мощи и силе, на заднем плане видны леса и горы, а на небе летают орлы, символизирующие свободу и силу.
Каждый из богатырей имеет свой уникальный образ и характер. Илья Муромец — это могучий и сильный воин, который всегда защищал свою родину. На картине он изображен на лошади, которая также является символом его силы и мощи.
Добрыня Никитич — это образованный и благородный богатырь, который всегда стремился к справедливости и защите своей родины. На картине он изображен в полной боевой готовности, готовый отстоять свою землю и народ.
Алеша Попович — это молодой и энергичный богатырь, который не только сильный воин, но и хороший гусляр и песенник. Он изображен на картине с луком и стрелами, готовый к бою, но при этом он всегда оставался веселым и жизнерадостным.
Картина «Богатыри» является символом русского духа и силы, а также памятником народной культуры. Она вдохновляет наших детей на бесстрашие и смелость, на защиту своей родины и народа.
Поэтому, рекомендуется показать детям картину «Богатыри» и рассказать им об истории создания этой знаменитой картины, а также о героях русских былин. Это поможет развить у детей чувство патриотизма и уважение к нашей культуре.
Мне нравится131Не нравится47
Сочинение картина 3 Богатыря в 3 классе, пример
Художник писал картину, когда перечитал множество былин русских. На картине трое мощных мужчин сидят на конях и смотрят вдаль. Они защищают свой народ, следят, чтоб вокруг не было преступлений. Как только они видели опасность – сразу же бросались защищать землю от врагов.
Слева мы видим Добрыню Никитича. Он происходил из семьи княжеской, поэтому богато одет на картине. На шее золотой крест и цепь. На картине Добрыня зрелый, хотя в жизни он был немного старше Алеши. Конь богатыря смотрит в ту же сторону, что и Никитич, чтоб быть готовым ускакать с богатырем, если потребуется.
В центре сидит на коне Муромец Илья. Он самый взрослый из богатырей, выходец из крестьян, поэтому одет не слишком богато. У коня красивая сбруя. Илья не стремится быстро броситься в бой, поскольку его ноги не в стременах.
Алеша Попович справа, он также восседает на коне. Взгляд у него хитрый ведь по былинам богатырь известен не силой своей, а смекалкой. Сбоку у Алеши гусли, возможно он душа компании и веселит богатырей во время привала.
Глядя на картину, становится не страшно за страну, когда ее охраняют такие богатыри.
Тайны мировых шедевров. Картина Виктора Михайловича Васнецова “Богатыри” 1898
12 июня, 2020 Tatyana
Над своей знаменитой картиной “Богатыри” Виктор Михайлович Васнецов работал более 20 лет. Полотно имеет внушительные размеры – 295х446 см. Васнецов изобразил на нем трех главных героев русских былин: Илью Муромца, Добрыню Никитича и Алешу Поповича. Исследователи считают, что Илья Муромец был не только персонажем былин, но и реальным человеком. В Киево-Печерской лавре покоятся мощи Ильи Печерского, который в 1643 году был причислен православной церковью к лику святых. Его рост составлял около 180 сантиметров, для того времени это было редкостью. Илья изображен в центре картины, из-под ладони он зорко всматривается в даль. В левой руке у него щит и копье, в правой – булава. Как известно из былин, Илья Муромец был крестьянским сыном. Интересно, что и позировал художнику в образе Ильи крестьянин. Это был уроженец Владимирской губернии Иван Петров, который приехал в Москву работать извозчиком. В Москве его и заметил художник, уговорив позировать.
В образе Добрыни Никитича явно можно заметить сходство с самим Васнецовым. Согласно летописям, богатырь по имени Добрыня состоял на службе у князя Владимира Красное Солнышко, и даже доводился ему родным дядей, братом матери. Работал над полотном Васнецов долго, что доставляло ему множество хлопот, огромный холст приходилось перевозить за собой из Москвы в Киев, где художник расписывал Владимирский собор, а летом брать с собой на дачу. Картина Васнецова представляет собой некую аллегорию, собирательный образ защитников Земли Русской. Ведь если Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович и существовали в действительности, то жили в разное время, поэтому, “встретиться” эти богатыри могли лишь на картине Виктора Михайловича Васнецова. Во время работы над картиной Васнецов тщательно изучал обмундирование и вооружение богатырей, читал много исторических документов. Ему даже удалось получить разрешение на то, чтобы использовать для работы экспонаты Исторического музея, которые хранились в запасниках. Былинно-исторический и религиозный уклоны явно прослеживаются во всем творчестве Васнецова. Это не удивительно, художник родился в 1848 году в Вятской губернии в семье сельского священника. И сам Виктор Михайлович учился в духовной семинарии, но оставил учебу на последнем курсе, решив поступить в Академию художеств в Санкт-Петербурге. Сохранилось письмо Васнецова к П. П Чистякову, написанное в 1882 году, в котором автор сообщал, что хотел бы подготовить свою картину “Богатыри” к Всероссийской художественно-промышленной выставке, которая открылась в Москве в июле того года. Но, считает картину незавершенной, и даже выражал сомнение, успеет ли он закончить работу. Как оказалось, на окончательную подготовку ушло еще 16 лет. Возможно, сам автор продолжал бы работать над ней и дальше, но, однажды в мастерскую к Васнецову зашел Петр Михайлович Третьяков и заявил, что ему картина кажется уже абсолютно готовой, а в любой работе главное – вовремя остановиться. А ведь этой картины могло бы и не быть. В 1876 году Васнецов набросал первый эскиз и хотел подарить его своему другу Василию Поленову. Но, Поленов от такого подарка отказался, заявив, что готов принять его только после того, когда Васнецов завершит работу над большой картиной на эту тему. По его совету Васнецов решил создать “Богатырей”.
Опубликовано в рубрике Галерея
Богатырская тема
Эта тема — важнейшая для Васнецова, он не оставлял её всю жизнь. Его и самого, обыгрывая приверженность к «богатырским» образам, называли «истинным богатырём национальной живописи». В своих «богатырских» работах Васнецов наиболее монументален и декоративен, и это многое говорит о пафосе, свойственном картинам этого ряда. Его манера изображения русских витязей была как-то сразу и счастливо найдена и мало менялась на протяжении жизни — это доказывает простое сравнение, например, ранней картины «Бой скифов со славянами», 1881 с поздней картиной «Богатырский скок», 1914. Быть может, в последней больше элементов лубка, но это объясняется временем её создания — в 1914 году Россия вступила в Первую мировую войну. По сути, все васнецовские «богатыри» — это все то же, по слову Н. Рериха, «искание Руси, не академической, не передвижнической, а настоящей, затерявшейся в далекой старине». Эти искания и определили непреходящую художественную ценность васнецовского творчества.
История картины Богатыри Васнецова
Вариант 4
Виктор Михайлович Васнецов — один из величайших художников России. Он создал множество прекрасных картин, изображающих былины и сказки, а также исторические события и портреты знаменитых личностей. Картина «Богатыри» — одна из его самых знаменитых работ.
Это полотно было создано Васнецовым на протяжении почти 30 лет. Он первый раз начал работать над этим полотном в 1871 году. Когда работа была завершена в 1898 году, картина стала настоящим шедевром.
На картине «Богатыри» изображены три знаменитых былинных героя — Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович. Илья Муромец находится в центре, на могучем черном коне, с булавой и копьем в руках. Добрыня Никитич сидит на роскошном белом коне, с вытянутым мечом в руке. Алеша Попович на гнедом коне расслабленно сидит, с луком, который лежит на холке коня.
Окружающий пейзаж на картине представляет собой широкое поле с редкими маленькими деревьями. Но на заднем плане мы видим заросшие темным лесом холмы, символизирующие необъятность родины. Небо над ними темное и мрачное, как нависающую над родиной угрозу.
Когда я смотрю на картину «Богатыри» Виктора Михайловича Васнецова, я чувствую мощь и защищенность. Эти богатыри выглядят очень сильными и готовыми защищать свою родину от любой угрозы. Я чувствую, что Русь в безопасности благодаря им. Это действительно прекрасная картина, которая дает мне чувство уверенности в завтрашнем дне.
Мне нравится660Не нравится333
Презентация 3 класса по предмету «Русский язык, Литература, Чтение» на тему: «Сочинение по картине В.М. Васнецова «Богатыри» Урок русского языка 3 класс.». Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:
1
Сочинение по картине В.М. Васнецова «Богатыри» Урок русского языка 3 класс
2
Широка ты Русь По лицу земли В красе царственной Развернулась! У тебя ли нет Богатырских сил, Старины святой, Громких подвигов…
3
«Богатыри» В.Васнецов ( )
4
Сведения об авторе картины Виктор Михайлович Васнецов — замечательный русский художник. Двадцать лет он работал над своим шедевром. Чтобы создать образы богатырей, художник изучал былины, историю Древней Руси. В музеях знакомился с образцами древнего оружия, одежды наших предков. В апреле 1898 года картина была закончена и куплена П. М. Третьяковым для его галереи. Ещё одно распространённое название картины «Три богатыря». Первоначальное же, авторское, название было более длинным «Богатыри Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович… примечают в поле, нет ли где ворога, не обижают ли где кого?»
5
Рассмотри внимательно картину
6
На заставе был богатырь Илья, Илья Муромец, сын Иванович Из-под славного города из-под Мурома, Из того ли села Карачарова, И конь под Ильёй, словно лютый зверь, Он сам на коне, словно ясен сокол…
7
Илья Муромец В центре на черном коне сидит Илья Муромец. Сила, мудрость и выдержка чувствуются во всем его облике. С правой руки Ильи Муромца свисает булатная палица, в левой руке – щит и громадное копьё. Он одет в железную кольчугу, на голове – шлем. Богатырь зорко всматривается вдаль из-под поднесённой ко лбу руки: нет ли где врагов – кочевников.
8
А и был на заставе Добрыня Никитич – млад, Что Добрынюшка Никитич – млад, Сын богатого гостя рязанского И жены его Амелфы Тимофеевны
9
Добрыня Никитич Слева от Ильи Муромца – Добрыня Никитич. Одет он богато и нарядно. Поверх кольчуги – драгоценные княжеские доспехи. Правая рука богатыря уже вынимает меч из ножен, и конь его вот-вот понесёт в бой.
10
А и был там Алёша Попович млад, Он Добрыне Никитичу крестовый брат, Что из присно города, из Ростова, Сын соборного попа ростовского.
11
Алёша Попович Справа от Ильи Муромца – Алёша Попович, самый младший богатырь. Он не так силён, как два других героя. Но уверенно снимает лук богатырская рука, и стрела у него всегда наготове.
12
Лексико-орфографическая подготовка — Объясните значение слов: вороной палица кольчуга щит сбруя буйные головы могучие плечи ретивое сердце
13
Описание природы На бескрайних просторах гуляет ветер и гонит по небу тяжёлые грозовые тучи, пригибает к земле буйные травы, развевает лошадиные гривы. За спинами богатырей тянется волнистая гряда холмов, под ногами богатырских коней колышется ковыль. А все вместе эти детали заставляют нас почувствовать мощь богатырскую.
14
Опорные слова бескрайние просторы, богатырская фигура, с удивительной лёгкостью, палицу тяжёлую, вороной конь, блестит серебром кольчуга, щит горит и переливается драгоценными камнями, нарядная сбруя, сражается находчивостью и смекалкой
15
ПЛАН 1.В.М.Васнецов – великий русский художник. 2.Описание богатырей; выражение лиц; одежда, позы. 3.Природа на картине. 4.Что хотел сказать художник своей картиной? 5.Мысли и чувства, которые вызывает картина.
16
1. 1.В.М.Васнецов – великий русский художник. 2.Описание богатырей; выражение лиц; одежда, позы. 3.Природа на картине. 4.Что хотел сказать художник своей картиной? 5.Мысли и чувства, которые вызывает картина.
17
Список использованной литературы Интернет – ресурсы
Вариант 2
Картина «Богатыри» создана знаменитым художником Виктором Васнецовым в конце XIX века. Этот талантливый художник родился в семье священника и рос в Москве. С самого детства он увлекался рисованием и стал известен во всем мире благодаря своим произведениям, посвященным русской истории, былинам и сказкам.
Картина «Богатыри» — одна из самых известных работ Виктора Васнецова. Она изображает трех главных былинных героев — Илью Муромца, Добрыню Никитича и Алешу Поповича. Илья Муромец восседает на могучем черном коне и держит булаву и копье, которые символизируют его силу и стремительность. Добрыня Никитич сидит на белом коне и готов к любым неожиданностям, держа меч в руке. Алеша Попович на гнедом коне спокойно сидит и демонстрирует свою хитрость.
Картина «Богатыри» также показывает широкое поле с редкими деревьями, а на заднем плане мы видим заросшие темным лесом холмы и мрачное небо. Это создает ощущение угрозы и необъятности родины, но присутствие богатырей дает ощущение защищенности и уверенности в завтрашнем дне.
Когда я смотрю на картину «Богатыри» Виктора Васнецова, я чувствую мощь, силу и защищенность. Картина передает ощущение, что на Руси есть такие сильные и могучие герои, которые готовы защитить свою родину от врагов. Это дает мне уверенность в том, что Россия всегда будет могучей и защищенной благодаря своим героям, как Илье Муромцу, Добрыне Никитичу и Алеше Поповичу.
Мне нравится1.3 k.Не нравится612
Сочинение-описание картины Васнецова «Богатыри»
Сочинение по картине «Три богатыря» для 4 класса
Великое полотно Васнецова — самая красивая и известная работа талантливого художника, которая открывает вниманию смотрящего трех могучих и уверенных в себе воинов их русских сказок и легенд.
Бесстрашные и справедливые воины, воспетые в легендах, по достоинству запечатлены на картине
Они, стоящие среди бескрайнего поля, с осторожностью озираются в глубокие дали и стерегут безопасность великой и любимой Родины. В их руках оружия — одно больше другого: меч с могучей рукоятью, длинное массивное копье, крепкий лук
Их кони могучи, свирепы и безумно красивы.
Небо серовато. Кажется, что сгущаются легкие тучи. Возможно, надвигаются неприятели — холодные цвета передают трепетное чувство тревоги
Но бояться нечего, ведь свирепые богатыри защитят то, что важно их сердцу. Именно за эти эмоции мне нравится данное чарующее творение.
Залы 1−7. Живопись и скульптура XVIII века
Экспозиция начинается с работ художников и скульпторов XVIII столетия. Здесь вы можете увидеть произведения Ивана Никитина, Дмитрия Левицкого, Владимира Боровиковского, Федота Шубина, Ивана Мартоса и других знаменитых мастеров. В основном это портретная живопись, но в коллекцию входят также пейзажи и сюжетные полотна по мотивам греческих мифов. В этих залах работники музея часто не разрешают подходить близко к картинам и фотографировать их — даже без вспышки и на камеру смартфона.
Неизвестный художник. Портрет Анастасии Яковлевны Нарышкиной с детьми Александрой и Татьяной. Между 1709 и 1715. Государственная Третьяковская галерея, Москва
На портрете неизвестного автора изображена жена московского губернатора Кирилла Нарышкина — Анастасия Нарышкина, урожденная княжна Мышецкая. Картина была создана в самом начале XVIII столетия — между 1709 и 1715 годом. В то время портретная живопись еще во многом опиралась на русские иконописные каноны, именно поэтому художник изобразил фигуры подчеркнуто статичными и двухмерными. Дети же выглядят уменьшенными копиями взрослых: в ту эпоху художники не подчеркивали на портретах особенности детской мимики и анатомии, даже их наряды в точности повторяли обычную взрослую одежду.
Интересен головной убор Анастасии Нарышкиной на этой картине: она одета в высокий чепец-фонтанж по французской моде. Согласно указу Петра I о ношении европейского платья, жены губернаторов, комендантов и других высокопоставленных лиц обязаны были безукоризненно следовать модным веяниям. Анастасия Нарышкина стала одной из первых дам, которые появились на публике в фонтанже.
Антон Лосенко. Прощание Гектора с Андромахой. 1773. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Художник Антон Лосенко написал картину «Прощание Гектора с Андромахой» в 1773 году по заказу Екатерины II. Сюжет он взял из поэмы Гомера «Илиада»: троянский военачальник Гектор отправляется на битву с греками, прощается со своей женой Андромахой и маленьким сыном Астианактом. Лосенко запечатлел героя в момент обращения к богам:
Зевс и бессмертные боги! о, сотворите, да будет
Сей мой возлюбленный сын, как и я, знаменит среди граждан;
Так же и силою крепок, и в Трое да царствует мощно.
Пусть о нем некогда скажут, из боя идущего видя:
Он и отца превосходит! И пусть он с кровавой корыстью
Входит, врагов сокрушитель, и радует матери сердце!
Лосенко не успел завершить картину. Например, был не вполне закончен образ Андромахи: художник прописал ее лицо, но лишь наметил складки одежды, не проработав их детально. Несмотря на это, полотно «Прощание Гектора с Андромахой» более 50 лет считалось эталоном русской исторической живописи в духе классицизма.
Владимир Боровиковский. Портрет Марии Лопухиной. 1797. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Портрет Марии Лопухиной — одна из самых известных работ Владимира Боровиковского. Художник создал полотно по заказу егермейстера Лопухина: тот хотел запечатлеть свою юную супругу, дочь генерала Ивана Толстого.
Боровиковский написал портрет в духе сентиментализма, который был популярен в конце XVIII столетия. Мария Лопухина изображена на фоне традиционного русского пейзажа: за ее спиной виднеются березы, колосья ржи и цветущие васильки. Эти детали перекликаются с нарядом самой героини: белое платье сочетается с березовыми стволами, голубой пояс к нему — с васильками, а золотой браслет на запястье — с золотистой рожью на заднем плане. На картине Мария Лопухина одета по последней моде того времени: платье в стиле ампир подпоясано широким цветным поясом, а глубокий вырез, который был уместен только на балах, прикрыт специальным съемным воротником. В похожих нарядах Боровиковский писал и других своих героинь.
В 1803 году Мария Лопухина умерла от чахотки. Почти век спустя поэт Яков Полонский посвятил ее портрету такие строки:
Она давно прошла, и нет уже тех глаз
И той улыбки нет, что молча выражали
Страданье — тень любви, и мысли — тень печали,
Но красоту ее Боровиковский спас.
Как добраться до Третьяковки и с чего начать экскурсию
Главный корпус Третьяковской галереи находится в Лаврушинском переулке, дом 10. Добираться туда удобнее всего на метро: ближайшая станция так и называется — «Третьяковская». От нее нужно повернуть налево, перейти Большую Ордынскую улицу, пройти по Большому Толмачевскому переулку или Ордынскому тупику: они идут параллельно. После сквера — направо, и вы окажетесь в Лаврушинском переулке.
По четвергам, пятницам и субботам Третьяковская галерея работает с 10:00 до 21:00. Во вторник, среду и воскресенье музейные залы закрываются на три часа раньше — в 18:00. Понедельник в Третьяковке — выходной. Не забудьте, что билетные кассы перестают работать на час раньше, чем сам музей.
В связи с эпидемией коронавируса Третьяковка ввела новые правила посещения — они на сайте музея.
От входа в галерею вам нужно сначала спуститься в нижний вестибюль: там находятся кассы, гардероб, сувенирные магазины, кафе, экскурсионное бюро и пункт проката аудиогидов. Оттуда поднимайтесь на второй этаж, с которого начинается осмотр коллекции. Все экспонаты расположены в хронологическом порядке, кроме собрания русской иконописи — его вы увидите в самом конце — и залов с работами Михаила Врубеля: они как бы разрывают собой коллекцию картин XIX столетия.
Верстка: Кристина Мацевич
Главная фотография: Violin / depositphotos.com
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl
Экспозиции и залы Третьяковской галереи
Всего в здании Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке открыто 62 выставочных зала. Залы с первого по седьмой отведены искусству живописи и скульптуры XVIII века. Тут представлены работы Никитина, Левицкого, Боровиковского, Мартоса и др. Среди полотен доминируют портреты, однако также встречаются пейзажи и сюжеты древнегреческих мифов. В этих семи залах находятся самые старые картины.
Экспонаты залов с восьмого по пятнадцатый датируются первой половиной XIX века. Здесь размещён известный портрет Александра Сергеевича Пушкина, написанный в 1827 году представителем романтизма Орестом Адамовичем Кипренским. Картина была заказана другом Пушкина, поэтом и издателем бароном Дельвигом. На картине по пояс изображён Александр Сергеевич, слегка повернувший голову в левую сторону и скрестивший на груди руки.
Кроме полотен Кипренского, в 8—15 залах вывешены и картины Брюллова. Например, здесь есть «Всадница», написанная Карлом Павловичем в 1832 году в Италии в манере конного портрета. На картине художник изобразил двух приёмных дочерей своей знакомой, графини Юлии Самойловой. Итальянские критики и любители высоко оценили полотно, когда оно выставлялось в картинной галерее l’Accademia di Belle Arti di Brera.
С 16 по 31 и с 35 по 37 залы изобилуют произведениями искусства второй половины XIX столетия. Тут посетителям доступны для осмотра картины Репина, Крамского, Сурикова, Васнецова и других. Например, здесь можно увидеть «Неизвестную» Ивана Крамского, часто ошибочно именуемую «Незнакомкой». Модно одетая девушка изображается в коляске, за которой просматривается петербургский Невский проспект.
В этом же разделе Третьяковской галереи представлен эскиз Репина к полотну «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», которое хранится в Государственном Русском музее в центре Северной столицы. Первый завершённый эскиз, выполненный маслом, оказался в Третьяковке ещё при основателе музея. Павел Михайлович купил полотно у Дмитрия Ивановича Яворницкого, которому картину подарил сам Репин.
Известная саврасовская картина «Грачи прилетели», созданная в 1870-х годах, также хранится в Третьяковке. Холст демонстрировался на выставке МОЛХ. С этого пейзажа была написана самим художником копия для жены Александра II, которая экспонировалась в Вене, однако сейчас местоположение этого списка неизвестно. Помимо оригинала, в галерее находится и вариант картины, написанный Алексеем Кондратьевичем в 1894 году.
Залы 32—34 называются Врубелевскими, так как в них экспонируются картины только Михаила Врубеля. К самым знаменитым его полотнам относятся «Принцесса Греза», «Демон Сидящий» и «Царевна-Лебедь», вместе с которой к сказочному циклу относится и размещённая тут же картина «Пан». На ней изображается герой мифов Древней Греции Пан на фоне русского пейзажа. Врубелевскими залами завершается экспозиция на втором этаже.
В залах 38—48 первого этажа демонстрируются экспонаты, датируемые рубежом двух столетий: XIX и XX веков. Тут посетители могут ближе познакомиться с творчеством Левитана, Кустодиева, Коровина, с картиной «Девочка с персиками» Валентина Александровича Серова и работами первой русской женщины-скульптора Анны Семёновны Голубкиной, дом-мастерская которой относится к музейному комплексу Третьяковской галереи.
Залы с 49 по 54 заполнены графическими работами XVIII—XX веков. Экспонаты часто, примерно дважды в год, меняются, в том числе за счёт произведений искусства из коллекций других музеев. Очень отличаются экспонаты и следующего зала, именуемого Сокровищницей. Тут демонстрируются изделия с драгоценными камнями, золотые и серебряные украшения, переплёты книг, богослужебные предметы и ризы разных исторических периодов.