Сочинение по пьесе бедность не порок островского

Смысл названия бедность не порок сочинение

Краткое содержание

Первое действие начинается с того, как юный приказчик Митя узнал, что его хозяин Гордей поссорился с братом, перебрав алкоголя у него в дома. После приезжает Пелагея Егоровна, супруга владельца поместья, и его дочка Любовь Гордеевна. Жена Торцова злится на мужа, который, как он говорит, познакомился с богатым Коршуновым и сейчас «для него все наше русское немило». Волнуется она и за дочку, поскольку супруг хочет выдать ту за «ее ровню», как он думает. Общаясь с Гуслиным, Митя говорит о нападках хозяина и низкое жалованье.

При этом Митя влюбляется в Любовь. Через некоторое время к купеческой дочке приходят подружки, они распевают песни и развлекаются вместе с Гришкой Разлюляевым. После описываются Митя и Любовь на свидании, его им тайно устроила Анна Ивановна:

  • молодой человек читает девушке собственные стихи и делает признание в любви;
  • Люба стесняется сказать ему свое решение и пишет положительный ответ в письме.

Во втором действии Митя и Любовь решаются пойти к отцу, чтобы он их благословил. Здесь же автор описывает веселье девушек, которое продолжается непродолжительное время, поскольку приезжает Гордей со столичным фабрикантом Коршуновым. Торцов разозлился, что жена организовала святки «на мужицкий манер», и они с другом начинают пить шампанское.

В это время фабрикант дарит Любови Гордеевне дорогостоящие серьги и просит полюбить его, поскольку он очень богатый. Гордей поделился планами с супругой о женитьбе Коршунова на их дочке. Девушка, узнав об этом, пытается порвать помолвку, однако отец непоколебим.

Третье действие. Пелагея Егоровна также не принимает решения супруга и желает дочке «хоть бедного, но друга милого». Митя, после того как узнал неприятную новость, хочет покинуть усадьбу и отправляется проститься. Увидев свою любимую, он предложил ей сбежать, но девушка не соглашается, боясь разгневать отца. В это время имение навещает брат Гордея — Любим, последний ссорится с Коршуновым, обвиняя его в жульничестве.

Суть: о чем рассказ?

Приказчик читает ей стихи собственного сочинения о ней, о любви. В ответ купеческая дочь пишет ему прозой и просит прочесть его только после её ухода.

Второе действие начинается с того, что Митя находит Любу и молит её сказать, правда это или насмешка. Девушка открывает ему свои чувства, и они порешили идти завтра к Гордею Карпычу, дабы просить у него благословения.

В то же время Гордей Карпыч говорит супруге, что хочет переехать в столицу, так как здесь все из своего невежества не способны его понять. На новом же месте жительства их семейству подсобит будущий зять, Африкан Савич. Весть о свадьбе, которая уже вот-вот состоится, шокировала весь дом, дочь и жена бросаются ему в ноги, просят изменить волю, но гордый купец слов назад не берет.

Характеристика действующих лиц

Пьеса Бедность не порок Островский

Персонажей у Островского немного, но все они необходимы для того, чтобы не только понять содержание, но писатель старается высмеять глупость и невежество общества
, во главе которого стоят деньги.

Действующие лица:

  • Торцов Гордей Карпыч, богатый купец.
  • Пелагея Егоровна, жена Торцова.
  • Люба, их дочь.
  • Любим Торцов, брат богатого купца.
  • Коршунов Африкан Саввич, фабрикант.
  • Митя, приказчик.

Многие выражения героев Островского прочно вошли в нашу речь и стали крылатыми. И это произошло потому, что язык персонажей произведения Островского выразителен, гибок, ярок и сочен. Ко всему подобрано меткое слово или выражение.

Любовь Гордеевна: описание и краткая характеристика

Островский создал несколько женских образов в своем литературном сочинении «Бедность не порок», обличив людей, которые имеют достаток. Один из них – Люба, которая выросла в купеческой семье, но вдруг неожиданно влюбилась в Митю. Парень беден и служит приказчиком у ее отца.

Обратите внимание!
Сама девушка прекрасно осознает, что Митя не подходит ей в женихи, так как он не ровня и по богатству, и по положению в обществе. Да и отец, Торцов Гордей, уже давно подобрал угодного ему жениха

Случайность решает судьбу Любы
и дает ей возможность быть счастливой с тем, кого она любит. Все планы отца рушатся, и брак с нелюбимым женихом не состоялся

Да и отец, Торцов Гордей, уже давно подобрал угодного ему жениха. Случайность решает судьбу Любы
и дает ей возможность быть счастливой с тем, кого она любит. Все планы отца рушатся, и брак с нелюбимым женихом не состоялся.

Первое действие проходит в доме Торцова, где Митя читает книгу, а Егорушка ему рассказывает последние новости. Пытался приказчик и работать, но только все его мысли были о любимой.

Но тут пришла Пелагея Егоровна, которая жалуется на своего мужа. По ее словам, после поездки в Москву он перестал любить русское и стал много пить. И даже задумал он свою дочь замуж в Москву
отдать.

А Митя рассказал свою историю Яше. Он вынужден работать в доме Торцова, так как здесь живет его любимая. А ведь он единственный сын бедной матери, которой он отдает все свое жалование. И мог бы он получать больше, если бы перешел к Разлюляеву, но не может он бросить Любашу.

Но вскоре появляется веселый Разлюляев, с которым и молодые люди начинают петь. Неожиданно, прямо посреди песни, в комнате появляется Торцов. Он начинает кричать на Митю, а затем снова уезжает. После его отъезда в комнату входят девушки, среди которых и Любовь Гордеевна.

Вскоре Митя и Люба Торцова остаются одни в комнате. Приказчик читает стихи, которые сочинил для нее. Выслушав историю жизни Любима Торцова, Митя читает записку от Любы, где девушка признается ему в любви
.

Второе действие переносит читателя в гостиную дома Торцова, где уже темно. Люба признается Анне Ивановне в том, что любит Митю. Вскоре появляется приказчик, который решается признаться в своей любви. Молодые люди решают сообщить завтра об этом Торцову и просить его благословения.

Когда Митя удаляется, появляются девушки, которые веселятся, поют песни и гадают. Появляются и ряженые. В это время Митя целует Любу, но Разлюляев недоволен, так как сам собирался жениться на девушке, ведь у него были деньги. Но тут опять неожиданно появляется Торцов. Он приехал домой с Коршуновым, перед которым постоянно лебезит. Прогнав гостей, он извиняется за свою необразованную жену. Коршунов дарит дочери Торцова серьги с бриллиантами.

Торцов сообщает семье, что собирается из уездного города переехать в Москву. Ведь он уже там и зятя нашел, с которым уже сговорились и о свадьбе. Мать и Люба против такого решения отца
, они плачут и просят не губить молодую девушку. Но Торцов даже слышать ничего не желает.

Третье действие начинается в комнатах, где уже с утра идет приготовление к свадьбе дочери. Митя решил уехать к матери и пришел попрощаться, но сам еле сдерживает слезы.

Молодой человек, слыша, что и Пелагея Егоровна против брака с дурным человеком, открывает тайну
о том, что они влюблены. Вскоре появляется и девушка. Наступает час прощания, когда они оба плачут.

В отчаянии Митя предлагает тайно благословить их, а затем им вместе уехать к его матери, где они смогут спокойно повенчаться. Но пойти против отцовской воли никто не может, ведь это грешно. Юноша, приняв такое решение девушки, уходит печальным.

Коршунов пытается объяснить Любаше, какое счастье ее ожидает за богатым мужем. Но тут появляется Любим Карпыч, который не только разгоняет гостей, но еще требует вернуть и старый долг. Возникает скандал, и в порыве гнева Гордей Карпыч, считая себя оскорбленным, дает согласие на брак Мити и Любы
.

Пьеса «Бедность не порок» — краткое содержание

Бедность не порок Островского — анализ, содержание, сюжет

Сочинение на тему Любим Торцов

Любим Торцов является одним из самых ярких героев пьесы Александра Николаевича Островского «Бедность не порок». Данный герой оставляет значительный след в литературе и играет важную роль в произведении.

Любим является родным братом богатого купца по имени Гордей Купцов. Сами мужчины – крестьяне по происхождению, их отец создал собственное дело и достиг успеха, а оставшееся от него наследство братья поделили поровну. Из-за общения с Африканом Коршуновым, который смог грязным путем оставить Любима нищим, герой ищет способы заработка. Он выбирает веселить людей и быть в образе шута, тем самым унижаясь в глазах окружающих. Несмотря на это, мужчина был очень серьезным и глубоким человеком, имел высокие ценности и правильное мировоззрение, а в глубине души он был одиноким.

Прожив некоторое время в образе шута, Любим возвращается к брату. На удивление, Гордей с неохотой принимает брата к себе, потому что под влиянием денег он изменился и стал гордым, считал брата низшим обществом. За это Любим желает отомстить и проучить Гордея. Он возвращается к своей уже привычной жизни и зарабатывает на жизнь развлечением людей. Однажды он даже присоединяется к нищим, стоящим около собора. После этого случая Гордей уже не мог терпеть присутствие брата рядом с собой и даже выгоняет его. Любим находит новую крышу над головой у Мити, приказчика Гордея. Тот в свою очередь влюблен в племянницу по имени Любовь Гордеевна и не может смириться с ее скорой женитьбой с Коршуновым. Узнав об этом, Любим берет ситуацию под свой контроль и отменяет брак, за что получил благодарность даже от матери девушки. Любим рассказывает всем историю о воровстве со стороны старого приятеля, который мог в будущем обдурить и Гордея, и тем самым предостерегает брата. Таким образом, благодаря герою многие персонажи обретают счастье и улучшают свою жизнь.

Через образ Любима Торцова Островский раскрывает очень важную проблему. Некоторые люди, которые низко пали, способны сохранить в себе нравственность, моральные нормы и совесть. Казалось, что Любим, развлекая народ в образе шута, потерял прежние черты своего характера. Но в его последующих поступках все еще присутствовали добрые намерения и истинные ценности.

О чём заставляет задуматься пьеса

Пьесу А. Островского «Бедность не порок» можно воспринимать, как забавную шутку. Тем не менее, комедийный жанр в этом случае – лишь способ интересной подачи серьезных проблем. Вечная проблематика заставляет читателя задуматься над многими важными вопросами.

Конечно же, первый из них: «А что же такое бедность, как она влияет на характер человека?». Ситуации, судьбы, показанные в пьесе, доказывают, что бедность это экономическое положение, от которого не застрахован никто. Оказывает ли она влияние на человека, зависит только от него самого.

Сильная духом личность не позволит себе обозлиться на окружающий мир только из-за того, что ей не хватает денег. Такие люди скорее, будут стремиться к достатку честным путем. Именно так поступает Митя из пьесы А. Островского.

Размышления над проблемой бедности подталкивают к раздумьям о влиянии денег на человека. Конечно же, здесь тоже все зависит от личности. Некоторые люди быстро попадают на крючок богатой жизни и это их портит. Деньги дают почувствовать власть над другими, влиятельностей.

Поэтому богатые становятся жестокими, теряют умение сожалеть другим, понимать их. Появляется желание иметь еще больше власти, жить еще лучше – и тогда человек начинает гнаться за деньгами, переступая через свои принципы, не обращая внимания на страдания близких. Примерами таких людей являются Африкан Коршунов и Гордей Торцов.

Тем не менее, нельзя утверждать, что все богатые люди плохие. Есть и такие, что понимают: деньги – не главное, а истинные ценности – любовь, семья, дружба. К таким людям относится Пелагея Егоровна.

Женщина живет в достатке, но не стесняется считать своими друзьями бедных. Пелагея Егоровна не смотрит на них свысока, как ее муж. Гриша Разлюляев тоже из богатой семьи, но это не портит его так, как Торцова.

В то же время А. Островский доказывает, что человек может измениться, стоит ему только очень этого захотеть или побывать в определенных обстоятельствах. Гордей Карпыч после ссоры с Коршуновым меняет свои взгляды.

Также комедия А. Островского «Бедность не порок» заставляет задуматься над отношениями отцов и детей. Дочь Торцова, Любовь Гордеевна, полюбила небогатого парня Митю. Отец же не захотел ее понять, ведь уже сложил в голове «план» переезда в большой город.

Гордей Карпыч настаивает на том, чтобы девушка вышла замуж за богатого старого фабриканта. Просьбы дочери Торцов даже слышать не хочет. Стоит только представить, что чувствовала девушка, чтобы понять, ошибку Гордея Карпыча. Старшему поколению стоит поучиться понимать младшее у Пелагеи Егоровны.

Сегодня можно часто наблюдать, как дети перечат родителям, резки с ними. Любовь Гордеевна уважает отца, поэтому соглашается на брак с нелюбимым. Митя также покоряется его решению. У этих героев стоило бы поучиться уважению. Вот только нужно задуматься и над тем, всегда ли надо смиренно принимать то, чего не хочется. Ведь так можно легко упустить свое счастье.

Таким образом, пьеса А. Островского не только заставляет задуматься над важными вопросами, но и помогает найти ответы на них.

О чем пьеса Островского – сюжет

Действие пьесы происходит во второй половине XIX века в одном из уездных городов России. Богатый купец Гордей Карпыч Торцов решает выдать свою дочь Любовь Гордеевну замуж за богатого старого вдовца Африкана Савича Коршунова.

Юная Любовь Гордеевна не любит своего пожилого жениха. Девушка влюблена в бедного, но доброго парня Митю, который служит приказчиком у ее отца. Митя отвечает девушке взаимностью и надеется жениться на ней. Любовь Гордеевна просит отца не выдавать ее замуж за нелюбимого человека. Но суровый и гордый Торцов остается непреклонен.

Митя предлагает Любови бежать из дома, чтобы тайно венчаться. Но девушка отказывается, так как не хочет выходить замуж против воли отца. Любовь Гордеевна и ее мать Пелагея Егоровна смиряются с решением главы семьи. Митя понимает, что не может ничего изменить.

Помочь влюбленным решает брат Гордея Карпыча, добродушный пьяница Любим Карпыч. Он просит брата не отдавать дочь за подлеца Африкана: не так давно тот обманул и разорил Любима, сделав из него нищего попрошайку.

Обиженный Африкан требует извинений и предупреждает, что иначе не женится на Любови Гордеевне. В ответ Гордей отказывается извиняться и объявляет, что теперь назло выдаст дочь за какого-нибудь бедняка, например, Митю. Влюбленные Митя и Любовь радуются этому решению. Увидев их радость, Гордей тут же берет свои слова обратно.

Вся семья уговаривает Гордея сдержать слово и отдать дочь за Митю. В конце концов Гордей смягчается и благославляет влюбленных. Он благодарит брата за то, что тот наставил его на ум. Гордей также признается, что теперь стал другим человеком. Семья Торцовых и их гости радуются и отмечают Святки.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Бедность не порок.

Год написания – 1853 год

История создания – пьеса была написана, чтобы высмеять моду на западные веяния в укладе жизни купечества, и подчеркнуть истинно русский характер, который представлен в этом сословии. Оказало влияние на содержание произведения его дружба с славянофилами. После прочтения и постановки пьесы Островский стал признан и знаменит, успех превзошёл все ожидания.

Тема – влияние денег на взаимоотношения людей в обществе, выбор жизненного пути, преграды и обстоятельства в судьбе человека.

Композиция – три действия с резкой неожиданной развязкой в последнем действии, насыщенность фольклорных моментов, окольцовывающих важные сцены, параллельное сопоставление героев.

Жанр – комедия в трёх действиях.

Литературное направление – критический реализм и романтизм.

13. Какая сцена является развязкой пьесы:

А) признание Мити и Любови Гордеевны в своей любви

Б) Яша Гуслин спрашивает разрешения жениться на Анне Ивановне

В) вмешательство Любима и решение Гордея о свадьбе Любови Гордеевны и Мити.

Ответы: 1-а 2-б 3б 4а 5а 6б 7а 8а 9б 10в 11б 12а 13в

Уже немолодой мужчина, богатый купец, имеет приличное состояние. У него свои взгляды на жизнь, он суровый, серьезные человек, у него тяжелый характер. Все домашние его побаиваются. Он глава семьи, и все важные вопросы решает сам. Раньше был более лояльным и рассудительным, но после того, как съездил в Москву, переменился. Стал гордым и высокомерным, считает себя выше и умнее всех. Водит дружбу с владельцем фабрики Коршуновым, в надежде выдать свою дочь за богатого старика, но этому мешает его брат. Любим Карпыч

Родной брат Гордея Карпыча. После смерти отца, получил долю своего наследства деньгами и ценными бумагами. Когда приехал в Москву обналичить бумаги, молодой и бесшабашный юноша, решил красиво пожить, и быстро промотал почти все свое наследство. То, что осталось, решил доверить Коршунову, богатому фабриканту и своему знакомому. Фабрикант обманул Любима, и тот остался ни с чем. Любиму пришлось вернуться к брату, который укоряет его за такое поведение. Любим человек, который считает, что бедность – не порок. Африкан Савыч Коршунов

Фабрикант, богатый и самоуверенный человек. Сластолюбивый старик, который считает, что имея богатство, можно купить все. Хочет взять в жены молоденькую дочку Гордея Карпыча. Кичится своим огромным богатством, свысока относится к окружающим, ведет себя мерзко и подленько. Когда Любим винит его в махинациях, обижается, и гордо удаляется, в уверенности, что Торцов будет его уговаривать, чтобы он взял в жены его дочь.

Второстепенные персонажи Митя

Дочь Торцова, скромная, умная барышня. Очень любит Митю, однако, когда отец говорит о своем решении отдать ее за Коршунова, беспрекословно подчиняется. Она считает, что так положено, и она не может сопротивляться родительской воле, очень счастлива, что отец захотел поженить их с Митей.

История создания

«Бедность не порок» была написана всего через четыре года после пьесы «Свои люди-сочтемся», но она резко контрастирует с настроением предыдущего произведения.

В июле 1853 года зародилась хроника написания пьесы «Бедность не порок». Александр Николаевич завершил работу над ним в конце этого же года.

Интересным фактом является то, что еще до того, как данная пьеса была написана, роли действующих лиц уже были распределены между актерами. Пров Михайлович Садовский, который являлся хорошим другом Островского, замечательно воспроизвел личность Любима Торцова. Ведь данная пьеса была посвящена именно ему.

Известно, что Островский находился под влиянием славянофильской школы писателей и мыслителей, которые находили традиции русского общества обителям доброты и любви. Все это они противопоставляли поверхностному блеску западной цивилизации. Поэтому, в последствии, многие из них смогли узнать себя в данной пьесе. В том числе значительное влияние на комедию оказало то, что Островский был вынужден прервать свое высшее образование, и последовал на службу в суд. Именно этот жизненный опыт позволил драматургу включить столь интересных персонажей в свое книгопечатание.

Характеристика героев

Описание персонажей дает более детальное понимание жизни людей в ту эпоху.

Основными действующими лицами являются:

  1. Гордей Карпыч Торцов. Пожилой мужчина с большим состоянием. Это суровый человек с тяжелым характером. Он любые важные вопросы решает самостоятельно. До этого был более благоразумным, но после поездки в Москву изменился. Стал гордым, думает, что умней и выше остальных. Дружит с фабрикантом Коршуновым, надеется отдать дочку за богатого старика, но ему помешал его брат.
  2. Африкан Савич Коршунов. Владелец фабрики, он считает, что с помощью денег можно купить все и всех. Хочет жениться на юной дочери Торцова. Хвастается богатством, свысока относится к другим людям, ведет себя низко и подло. Когда Любим обвинил его в мошенничестве, обижается, с гордостью удаляется, поскольку уверен, что Гордей Карпыч начнет его упрашивать, чтобы он женился на его дочке.
  3. Любим Карпыч Торцов. Является братом Гордея Карпыча. После кончины отца получает долю наследства ценными облигациями. По приезде в Москву решил обналичить бумаги, молодой человек хочет красиво пожить, но за короткое время прогуливает все деньги. То, что остается, доверяет знакомому Коршунову. Африкан Савич обманывает Любима и последний остается ни с чем. Ему приходится приехать назад к брату.
  4. Любовь Гордеевна. Дочка Гордея Карпыча, скромная, образованная девушка. Влюблена в Митю, но когда отец решает выдать ее за Коршунова, безоговорочно подчиняется. Она думает, что так нужно, и не сопротивляется воле родителей, счастлива, что отец передумал и захотел поженить ее и Митю.
  5. Митя. Персонаж, которому случай позволил жениться на возлюбленной, девушке выше его по положению. Юноша давно влюблен в дочку хозяина. Узнав, что девушку хотят выдать замуж за другого, расстраивается, решает уехать в деревню. Выходит так, что Торцов сам в конце благословил Митю и свою дочку.
  6. Гришка Разлюляев. Юный беспечный человек, сын зажиточного купца. Умеет играть на гармошке, любит веселиться.
  7. Анна Ивановна. Вдова, озорная и молодая девушка. Делает все, чтобы Митя с Любовью Гордеевной смогли объясниться. Влюблена в Гуслина, счастлива, что они скоро поженятся.
  8. Яша Гуслин. Родственник Торцова, молодой юноша, любит вдову Анну Ивановну. Хочет жениться на ней, и Гордей Карпыч дает свое добро.

Проблематика и композиция

Кроме выявления истинных пороков и добродетелей, Островского интересует вопрос о замене национальных традиций зарубежными ценностями и науками. Образование нужно, но оно не должно идти в ущерб национальному самосознанию. Гордей Карпыч стыдится своего происхождения, ненавидя этот мир. Главным признаком культурности для него является красивая и модная обстановка в доме, правильное изъяснение и шампанское. Идея жить в столице купцу по душе.

Но защищая культурные традиции страны, Островский в то же время осуждает патриархальный взгляд на отношения в семье. Он считает, что дети не должны беспрекословно подчиняться воле родителей. Иногда им лучше идти собственным путем.

Композицию пьесы организуют три действия. В сюжете много народных песен и поговорок. Эта тема близка большинству читателей. Конечно, счастливая концовка не слишком вписывается сюжет и даже слегка натянута автором. Никто в пьесе не сказал: «Бедность не порок», это только подразумевалось, а главный герой, бедный, но достойный человек, подтвердил своими действиями этот вывод автора.

Произведение актуально до сих пор. Оно многократно ставился на сценах различных театров, в том числе современных, список постановок можно найти в Википедии. В 1969 году спектакль Малого театра был экранизирован режиссером Антониной Зиновьевой.

О чём заставляет задуматься пьеса

Сильная духом личность не позволит себе обозлиться на окружающий мир только из-за того, что ей не хватает денег. Такие люди скорее, будут стремиться к достатку честным путем. Именно так поступает Митя из пьесы А. Островского.

Размышления над проблемой бедности подталкивают к раздумьям о влиянии денег на человека. Конечно же, здесь тоже все зависит от личности. Некоторые люди быстро попадают на крючок богатой жизни и это их портит. Деньги дают почувствовать власть над другими, влиятельностей.

Поэтому богатые становятся жестокими, теряют умение сожалеть другим, понимать их. Появляется желание иметь еще больше власти, жить еще лучше – и тогда человек начинает гнаться за деньгами, переступая через свои принципы, не обращая внимания на страдания близких. Примерами таких людей являются Африкан Коршунов и Гордей Торцов.

Тем не менее, нельзя утверждать, что все богатые люди плохие. Есть и такие, что понимают: деньги – не главное, а истинные ценности – любовь, семья, дружба. К таким людям относится Пелагея Егоровна.

Женщина живет в достатке, но не стесняется считать своими друзьями бедных. Пелагея Егоровна не смотрит на них свысока, как ее муж. Гриша Разлюляев тоже из богатой семьи, но это не портит его так, как Торцова.

В то же время А. Островский доказывает, что человек может измениться, стоит ему только очень этого захотеть или побывать в определенных обстоятельствах. Гордей Карпыч после ссоры с Коршуновым меняет свои взгляды.

Гордей Карпыч настаивает на том, чтобы девушка вышла замуж за богатого старого фабриканта. Просьбы дочери Торцов даже слышать не хочет. Стоит только представить, что чувствовала девушка, чтобы понять, ошибку Гордея Карпыча. Старшему поколению стоит поучиться понимать младшее у Пелагеи Егоровны.

Сегодня можно часто наблюдать, как дети перечат родителям, резки с ними. Любовь Гордеевна уважает отца, поэтому соглашается на брак с нелюбимым. Митя также покоряется его решению. У этих героев стоило бы поучиться уважению. Вот только нужно задуматься и над тем, всегда ли надо смиренно принимать то, чего не хочется. Ведь так можно легко упустить свое счастье.

Таким образом, пьеса А. Островского не только заставляет задуматься над важными вопросами, но и помогает найти ответы на них.

История создания

Роли героев этой пьесы были распределены между актерами ещё до того, как она была написана. Ведь Александр Николаевич даже посвятил её своему доброму другу, Прову Михайловичу Садовскому, который мог лучше всех выйти на сцену в амплуа Любима Торцова.

Эта работа автора написана под серьезным и весьма очевидным влиянием его друзей-славянофилов. Именно по этой причине многие из них узнали в ней себя. Также на комедию повлияло то, что драматургу пришлось оставить высшее образование и поступить на службу в суд. Купеческое сословие особенно часто обращалось в суды, оттого оно и было так хорошо знакомо Александру Николаевичу, именно из этого жизненного опыта он и взял персонажей, достойных войти в его библиографию.

Что происходит

Список действующих лиц начинается именем Гордея Карпыча Торцова — в его доме и разворачивается действие пьесы. Это богатый купец лет шестидесяти, у которого есть супруга — Пелагея Егоровна — и дочка Люба, девица на выданье. Но это далеко не весь народ, населяющий дом Торцова или периодически там появляющийся. К Любе часто ходят подруги; также купец терпит набеги промотавшегося братца Любима Карпыча. Одна комната в доме выделена Мите, который в списке значится как «приказчик Торцова»: этот честный, ответственный и романтичный молодой человек, в отличие от своего начальника, очень беден и не может позволить себе даже купить второй сюртук взамен обветшавшего. Вместо этого немногочисленные деньги он посылает старушке матери.

Гордей Карпыч. Образование! Знаешь ли ты, что такое образование?.. А ещё туда же разговаривает! Ты бы вот сертучишко новенький сшил! Ведь к нам наверх ходишь, гости бывают… срам! Куда деньги-то деваешь?

Митя. Маменьке посылаю, потому она в старости, ей негде взять.

Гордей Карпыч. Матери посылаешь! Ты себя-то бы образил прежде; матери-то не бог знает что нужно, не в роскоши воспитана, чай, сама хлевы затворяла.

Митя. Уж пущай же лучше я буду терпеть, да маменька по крайности ни в чем не нуждается.

Гордей Карпыч. Да ведь безобразно! Уж коли не умеешь над собою приличия наблюдать, так и сиди в своей конуре; коли гол кругом, так нечего о себе мечтать! Стихи пишет, образовать себя хочет, а сам как фабричный ходит!

Немудрено, что Митя влюбляется — и ни в кого иного, как в Любу. Молодой человек посвящает девушке стихотворение и читает его вслух; без труда поняв намёк, дочка Торцова пишет приказчику записку, в которой объявляет, что его чувства небезответны. Вот только Гордей Карпыч хочет выдать дочь за фабриканта Африкана Савича с говорящей фамилией Коршунов — человека уже пожилого, вдовца и, что намного важнее, редкостного грубияна, но притом богатея.

Сочинение: Смысл пьесы «Гроза» Островского | Литерагуру

(389 слов)

В молодости А.Н. Островский совершил поездку по реке Волге. Посетив множество провинциальных городов России, он увидел, как живут простые люди в Российской империи, их быт и нравы. Именно эти впечатления и вошли в его самое известное произведение под названием «Гроза».

Место действия пьесы — расположенный на берегу Волги маленький городок Калинин. Описываемые события происходят в первой половине XIX века, который вошёл в историю, как век промышленной революции, век прогресса. Однако всё это обошло стороной провинциальное захолустье, которое как будто застряло во времени.

Его жители не терпят никаких нововведений вроде поездов, которые вызывают у них неподдельный ужас. В них намертво сидит желание делать всё так, как делали их предки.

Ещё хуже дело обстоит с нравами, царящими в этой, на первый взгляд, тихой гармоничной идиллии. Купец Дикой — чёрствый и жадный старик, который ни за что не хочет отдавать родному племяннику его законную долю наследства, хоть и знает, как тяжело живётся Борису с сестрой без денег.

Он безжалостно тиранит и мучает всех, кто ниже его, называет Кулигина, который попросил у него совсем немного денег на общественно полезное дело, ничтожеством и червём, при этом лебезит и унижается перед теми, кто стоит выше него на социальной лестнице.

То же самое мы видим и в семье Кабановых, вдова Марфа Кабанова всячески унижает своих родственников, держит под железной пятой сына Тихона, дочь Варвару и сноху Катерину. Все они считают величайшим счастьем хоть ненадолго оказаться от грозной матери как можно дальше и сбросить с себя её постоянный контроль.

За внешней благообразностью и стабильностью скрываются постоянные склоки и ненависть, о чём рассказывает Кулигин, всей душой ненавидящий этот порядок вещей, но не способный изменить его.

Всю гниль и низость жителей Калинина мы видим, когда изменившая Тихону Катерина чистосердечно кается в своём грехе, но вместо понимания и прощения получает лишь ненависть и насмешки.

В конце концов, доведённая постоянной травлей до полного отчаяния героиня кончает жизнь самоубийством. Характерно, что после этого всегда покорный Тихон в первый раз в жизни восстаёт против деспотичной матери. Ещё раньше сбегает из дома Варвара.

Эти первые проблески борьбы дают определённую надежду на то, что заскорузлый мир Калинина будет когда-нибудь побеждён.

Михаил Щепин

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Второй период творчества Островского

Второй период творчества Островского (1852 — 1855) прошел под знаком увлечения идеями демократического славянофильства. Художнику казалось, что в купеческой среде еще сохранились начала патриархальности, нравственная неиспорченность, простодушие. Такими качествами писатель наделяет некоторых героев в пьесах этих лет: «Не в свои сани не садись», «Бедность не порок», «Не так живи, как хочется».

Лучшая пьеса этого периода — «Бедность не порок» (1854), в которой автор создает свою модель русского патриархального мира, вступающего в противостояние с миром современной цивилизации. Действие пьесы происходит в доме богатого купца Гордея Торцова; время действия — святки, один из самых светлых русских праздников. Люба, дочь Гордея, любит бедного приказчика отца Митю, понимая, однако, что она ему «неровнюшка». Митя жизнь готов отдать за любимую, но на благополучный исход не рассчитывает: Торцов собирается отдать дочь замуж за богатого фабриканта Коршунова. Коршунов вторгается в светлый мир народной нравственности с явным желанием разрушить его, он олицетворяет все «соблазны» буржуазной цивилизации. Развязка могла быть только драматической, но Островский вводит в сюжет случай, определяющий благополучный исход событий: появляется Любим Торцов, его проникновенные речи оказали воздействие на решение брата, и под влиянием пережитого в финале пьесы потрясенный Гордей решает отдать Любу за Митю.

Комедийное и драматическое тесно сплетено в пьесе. Патриархальный мир Торцовых — это не только художественная утопия, но и своеобразный набросок будущего «темного царства»; отношения в нем конфликтны, они строятся на власти денег, подавлении «младших» «старшими». Но Островскому очень хочется верить в то, что здоровые, чистые, светлые народные начала победят и справедливость восторжествует.

История написания

Свои первоначальные впечатления о жизни и отношениях купцов автор пьесы получил в собственной семье. Через время, когда он работал в Коммерческом суде, то видел противозаконные способы обогатиться, истории разорения, имел дело с практикой фальшивых документов. В дальнейшем все наблюдения и сведения сильно отразились на творчестве. Определенные фамилии персонажей его произведений использованы из судебных дел, где брал участие юный писатель.

«Бедность не порок» автор создал в 1854 г., и успех смог превзойти любые ожидания. Ни одна из до этого и позже написанных пьес не вызывала такого шума и критики. В 1969 г. ее поставил Малый театр. Театральные постановки под этим названием и сегодня занимают одно из основных мест на отечественных и зарубежных сценах. А тогда тепло встретила его основных персонажей публика, которая пыталась ближе познакомиться с творчеством автора.

Но многие критики того времени восприняли новое сочинение «Бедность не порок» негативно:

  1. Кудрявцев в рецензии, описывая полную характеристику действующих лиц, упрекнул Островского в возвеличивании непристойных сторон купеческого быта, в особенности брата Гордея.
  2. Чернышевский назвал пьесу слабой и неправдивой, а главных персонажей — ненастоящими и приукрашенными. Как говорил сам критик, лишь из-за имени первого произведения «Свои люди — сочтемся» новое сочинение обеспечивается положительными откликами.

Островского обвинили в славянофильстве, осуждали за создание балагана на сцене, подразумевая под этим праздничное гулянье семьи Торцовых. Дружинин, вставший на защиту автора, отвергал несправедливое суждение Чернышевского, который выдвинул обвинение Островскому в идеализированном описании устоев купеческой жизни. Единственным недостатком критик посчитал развязку, которая невозможна в настоящей жизни и немного преувеличена.

Но все неоспоримой особенностью произведения назвали красоту языка и поэтичность.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Образовайка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: