Краткое содержание
В глухой сибирской деревне Атамановке жила семья Гуськовых. Андрей взял в жены Настену за 4 года до наступления войны. В 1941 г. его вместе с другими молодыми односельчанами забрали на фронт. Он служил около 3 лет, но летом 1944 г. получил тяжелое ранение в бою и был отправлен в Новосибирск на лечение.
Думая, что после выздоровления его комиссуют или отправят домой в отпуск, Андрей был крайне разочарован решением руководства сразу направить его в зону боев. Желая хоть день погостить у родных, он направился в Иркутск, но по дороге понял, что опоздал и стал дезертиром. Тайком он продолжил путь в родную деревню. В это время его уже искали работники военкомата.
Добраться до Атамановки дезертиру удалось только к середине января 1945 года — в пик морозов. В бане он украл топор и лыжи. Настена догадывалась, кто мог быть вором, и однажды ночью увидела в бане супруга. Он попросил женщину не рассказывать о встрече, не желая втягивать ее в свою тупиковую историю. Сам же укрылся в удаленной зимовке посреди тайги. Супруга продолжала навещать его.
В марте Настя и Андрей узнали о скором пополнении в семье. Радость омрачилась тем, что ребенка было необходимо выдать за незаконнорожденного. Весной отец Андрея обнаружил пропажу ружья. Невестка убедила его, что обменяла оружие на трофейные немецкие часы, чтобы продать их и сдать средства по государственному займу. На самом деле часы она получила от Андрея.
С таянием снега дезертир перебрался в дальнее зимовье. Пришел конец войне, а Настена продолжала навещать мужа, перебираясь в лодке на другой берег Ангары. Ее супруг думал покончить с собой, чтобы не испытывать позора. Свекровь заметила беременность невестки и выгнала молодую женщину из дома.
Будущую мать приютила подруга Надька, вдова с тремя детьми. Свекра терзала догадка, что отцом ребенка стал Андрей. Он просил женщину признаться, однако та молчала, поскольку была не в силах нарушить данную Андрею клятву. Но в деревне многие начали подозревать, что дезертир Гуськов укрывался рядом.
Век живи — век люби
Композиционная структура и анализ
Жанр «Живи и помни» — повесть из 22 глав, которая относится к классической русской прозе. В тексте автор емко и лаконично отразил свое отношение к непростой жизненной ситуации. Она является одновременно философской, социальной и политической, поскольку в основе лежат проблемы смысла жизни и предназначения, общественные отношения.
Кратко выполняя анализ «Живи и помни», следует отметить композиционную структуру, в основе которой лежит антитеза. Особенно ярко это просматривается в противопоставлении образов трусливого Андрея и совестливой, доброй, отзывчивой Настены.
Автор показывает, как из храброго бойца Гуськов постепенно опускается до трусливого дезертира. Скрываясь с лесу, он теряет нравственный облик, становится трусливым и эгоистичным, противным самому себе. В противовес ему представлен светлый образ Настены, которая испытывает по отношению к герою двойственные чувства. Она страдает от того, что не может простить Андрея, но и оставить его одного тоже не в силах. В композиции повести выделяются следующие части:
- эпилог — знакомство с жизнью главных героев;
- завязка — проводы Андрея на фронт;
- развитие событий — ранение Гуськова, лечение в Новосибирске, известие о преждевременном возвращении в армию, решение героя о самовольном визите домой;
- кульминация — самоубийство Настены, которая не смогла выдержать душевных мук в связи с предательством супруга;
- развязка — дезертира Андрея ищут в деревне.
Раскрывая образы и внутренний мир главных героев, В. Г. Распутин использует прием психологизма. Показаны перемены в характере героев, причиной которых послужили определенные события в их жизни. Судьбой героини автор показал, что самопожертвование требует полной отдачи, самоотверженности
Писатель уверен, что это наиболее важное качество, обладатель которого может называться человеком.
Главные герои и их характеристика
Главным героем повести является молодой человек по имени Андрей Гуськов. У него была супруга Настена. До военных событий они вместе прожили четыре года. Детей в семье не было. Андрей, как и все, пошел на войну
Он отважно сражался на поле боя. После того, как героя тяжело ранили, ему не дали полностью вылечиться и отправили в часть
В ответ на прошение об отпуске ему отказали без видимых причин. Герой очень обиделся на начальство и был на грани нервного срыва. Родные места манили и были слишком близко. И Андрей сдался: он сбежал и укрылся в охотничьей сторожке. Андрея нельзя назвать истинным патриотом, ведь он совершил дезертирство. Война надломила его: он стал слабым, трусливым, эгоистичным. Автор подробно описывает нравственную деградацию персонажа, начавшуюся с момента побега. Со временем главный персонаж начинает осознавать суть своего поступка, но уже ничего нельзя изменить. Происходят тайные встречи героя с супругой. Настена его искренне жалеет и кормит. Супруги вспоминают свою довоенную жизнь. Вскоре Настя узнает о своей беременности, однако Андрей больше озабочен своей судьбой, чем спасением супруги. Листая страницы известного произведения, читатель наблюдает, как постепенно деградирует личность персонажа. В финале он подвергает беременную жену опасности, уже не считаясь с ее положением и не обременяя себя заботами о ее судьбе.
В образе Насти писатель воплотил молодую женщину — молчаливую и скрытную, забитую обстоятельствами и покорную судьбе. У нее была сложная жизнь: рано осиротела, жила впроголодь. Главная героиня, желая уйти от своей тёти, выходит замуж за Андрея. Однако ей было непросто жить с супругом и свекровью. На нее косо посматривали из-за отсутствия детей, муж даже бил ее за это, а свекровь постоянно ворчала. Но Настя все терпела. Когда Настя заметила, что пропал топор, она поняла, что её супруг где-то рядом. Девушка тайно встречается с мужем, кормит его. Она не говорит родителям Андрея, что он недалеко от них. Конечно же, Настя страдает от дезертирства мужа, но не видит выхода из ситуации: она не может подвести родного человека, но и укрывать его не имеет права. Со временем она очень устала от безысходности и опасности своего положения. Соседи начали догадываться о ее связи с дезертиром. Настя, нося ребёнка под сердцем, решила утопиться, когда поняла, что ее преследуют соседи. По ее следам они бы выследили Андрея. Поэтому Настя покончила с собой ради спасения мужа. Это говорит о силе и смелости ее характера.
В своем произведении Валентин Распутин затронул тему нравственного выбора в непростых жизненных обстоятельствах. Не секрет, что именно в тяжёлых условиях человек снимает маску и показывает свое настоящее лицо, демонстрируя истинные черты своего характера. Для главного героя война представляет собой слишком сложное испытание: он уходил на фронт с обидой и жалобами на судьбу
На фронте Андрей Гуськов показал себя в качестве отважного бойца, он был ранен несколько раз. Однако, когда война близилась к завершению, главный персонаж пал духом
Малодушие и эгоизм одержали верх над истинным патриотизмом. Предательство мучает душу Андрея. Главный персонаж даже не может показываться на глаза членам своей семьи. Из-за непреодолимых душевных мук главный герой становится похожим на загнанного зверя.
Темы доброты, преданности, любви тоже очень важны в повести. Полной противоположностью Андрею в произведении выступает образ Насти. Девушка отличается невероятным милосердием, добротой, отзывчивостью. Когда главная героиня узнает о подлом поступке своего мужа, она находит в себе силы, чтобы помочь ему. Настя все прощает Андрею и сохраняет верность ему, несмотря ни на что. Она искренне любит мужа. Не по своей воле Настя становится соучастницей большого преступления. Главная героиня вынуждена постоянно обманывать ради своего супруга.
Тема счастья. Испытав все тяготы военного времени, Андрей и Настя осознают, что подлинное счастье заключается в семье и любви. Однако у судьбы на них были свои планы. По мнению Насти, Андрея смогут простить, если он покается. Но главный герой слишком слаб духом, чтобы совершить такой серьёзный шаг.
Быт и нравы деревни. Мы узнаем о том, что в прежние времена жители деревни испытывали нужду, лишения и постоянное унижение в семье. Мужья пили и били жен, женщины срывали злобу на детях, а свекровь — на невестке. Очень часто семья не поддерживала людей, а доводила их до ручки. Герои стали такими из-за тяжелых условий жизни и безысходности.
Биографическая справка
Общественно-политическая деятельность
С началом «перестройки» Распутин включился в широкую общественно-политическую борьбу. Писатель занимает последовательную антилиберальную позицию, подписал, в частности, антиперестроечные письмо с осуждением журнала «Огонёк» («Правда», 18.01.1989), «Письмо писателей России» (1990 год|1990), «Слово к народу» (июль 1991), обращение 43-х «Остановить реформы смерти» (2001). Крылатой формулой контрперестройки стала процитированная Распутиным в выступлении на I Съезде народных депутатов СССР фраза П. А. Столыпина: «Вам нужны великие потрясения. Нам нужна великая страна».
2 марта 1990 года в газете «Литературная Россия» опубликовано «Письмо писателей России», адресованное Верховному Совету СССР, Верховному Совету РСФСР и ЦК КПСС, где, в частности, говорилось:
Распутин был среди 74 литераторов, подписавших это обращение.
В 1989—1990 — народный депутат СССР.
Летом 1989 на первом съезде народных депутатов СССР Валентин Распутин впервые высказал предложение о выходе России из СССР.
В 1990—1991 — член Президентского совета СССР при М. С. Горбачеве. Комментируя в позднейшей беседе с В. Бондаренко этот эпизод его жизни, В. Распутин заметил:
В Иркутске Распутин содействует изданию газеты «Литературный Иркутск».
В 2007 Распутин выступил в поддержку Зюганова.
С 26 июля 2010 — член Патриаршего совета по культуре Русской православной церкви.
Семья
Отец — Григорий Никитич Распутин (1913–1974), мать — Нина Ивановна Распутина (1911–1995).
Супруга — Светлана Ивановна (1939–2012), дочь писателя Ивана Молчанова-Сибирского, родная сестра Евгении Ивановны Молчановой, супруги поэта Владимира Скифа. Умерла 1 мая 2012 в возрасте 72 лет.
Дочь — Мария Распутина (8 мая 1971 – 9 июля 2006), музыковед, органист, преподаватель Московской консерватории. Погибла 9 июля 2006 в результате авиакатастрофы, произошедшей в аэропорту Иркутска, в возрасте 35-ти лет.
Сын — Сергей Распутин (1961), преподаватель английского языка.
Главный герой повести «Живи и помни»
Андрей Гуськов дезертирует с фронта. Этим поступком определяется не только его дальнейшая жизнь, но и судьба его жены Настёны и родителей. Причины этого поступка исследует писатель.
Анализ повести «Живи и помни» был бы неполным, если бы мы не рассмотрели линию поведения главного героя. Вначале Андрей был хорошим солдатом: разведчики считали его надёжным товарищем, он не раз ходил в атаку, повидал много сражений и испытал тяготы войны наравне со всеми. После ранения герой лечился в госпитале, а когда ехал обратно на фронт, решил ненадолго завернуть в родную деревню. Но зимой за трое суток проделать далёкий путь оказалось непросто. Доехав до Иркутска, Андрей понял, что не успеет вовремя вернуться на фронт. Он вспомнил, как видел расстрел дезертира, и понял, что перед ним только два пути: отправиться на фронт и, возможно, понести наказание за просрочку или спрятаться. Он выбирает второй.
В дальнейшем мы видим, и анализ повести «Живи и помни» это подтверждает, что героем часто руководит сиюминутное желание, он не всегда просчитывает последствия своих поступков. Так, он останавливается у немой женщины Татьяны и живёт с ней несколько месяцев, хотя первоначально не собирался этого делать. Когда ему надоела такая жизнь, решает поехать в деревню и попросту сбегает от Татьяны.
Возвратившись в деревню, Андрей не может прийти в родной дом, повидаться с матерью и отцом, так как уже приходили следователи, разыскивали его. Он оказывается обречённым на одинокую жизнь в холодной времянке в лесу, куда Настёна приносит ему еду, инструменты, приходит навестить и утешить. Андрей ненавидит себя за свой поступок, ненавидит свою жизнь. Ему хочется вернуться к прежнему, радоваться урожаю, наслаждаться свежестью леса, он долго бродит в одиночестве и размышляет о своей судьбе, не находя выхода. Только Настёна скрашивает его существование. Впервые за долгие годы они стали по-настоящему близки друг другу, в их отношениях появилась даже своеобразная романтика, забота и нежность. Что еще нам становится ясно благодаря анализу повести «Живи и помни»?
Преступление Андрея влечёт за собой череду последствий. Погибает укоряемая односельчанами беременная Настёна, умирает, так и не повидавшись с сыном, отец Андрея.
Чему учит?
Повесть Распутина учит нас многому. Прежде всего, она воспитывает своих читателей ни при каких обстоятельствах не терять себя, всегда думать о своих поступках, о том, как они отразятся на душевном состоянии и положении родных и близких, какую роль они сыграют в их судьбе. Люди – разумные существа, и они должны, прежде всего, руководствоваться своим разумом при принятии каждого решения, взвесить все за и против, прогнозировать результаты собственных действий и анализировать их. Всю свою жизнь Андрей пустил на самотек, не думая о своих поступках, за их последствия. Герой не привык и не научился предвидеть итог своих действий. Не обдумав последствий своего дезертирства, он совершает побег, потом осознает, что не сможет сам выжить, он использует свою жену, ставит ее перед трудным выбором, осложняет и лишает смысла ее жизнь, в результате чего Настя принимает решение уйти из нее со своим еще не родившимся ребенком. Поэтому финал повести, как и жизнь главной героини, становится трагическим. Сам Андрей оказывается неспособным к решительным действиям в достижении своих жизненных целей, и его слова расходятся с делами. Он оттягивает время в принятии решений, что и становится причиной трагической развязки.
Произведение «Живи и помни» побуждает каждого из нас размышлять о том, что если мы не готовы полностью принести себя в жертву, то терпение не всегда становится правильным выходом из сложившихся обстоятельств. Постоянное откладывание в принятии решений толкает в итоге Настену на самоубийство. Поддавшись влиянию власти мужа, втянувшего ее в такую опасную жизненную ситуацию и подставившего ее под удар, Настя потеряла контроль над собственной жизнью, идя у него на поводу, и разрушила ее. Не видя никакого больше выхода из ситуации, чтобы спасти супруга, она жертвует собой и их ребенком, то есть уходит из жизни вместе с ним, не познав счастья материнства.
Другие сочинения по этому произведению
Мастерство изображения народной жизни в одном из произведений русской литературы XX века. (В.Г.Распутин. «Живи и помни».)
Более 60 лет прошло с момента начала Великой Отечественной войны, но правда о том грозном и судьбоносном времени начинает прорываться к нам лишь в последние годы. Опубликован роман Василия Гроссмана «Жизнь и судьба», вернулась на книжные полки книга В. Некрасова «В окопах Сталинграда».
Тема войны не исчерпывается только героизмом и патриотизмом советских людей. Нет. Все значительно сложнее. Вот эту сложность обстоятельств и характеров, высвеченных Великой Отечественной войной, с большим писательским мастерством показал Валентин Распутин в повести «Живи и помни».
Зима, 1945 год. Деревня Атамановка на берегу Ангары. Настена, эта совестливая женщина, учится врать, чтобы спасти мужа. Тяжелы ее думы: «…Вот и научилась ты, Настена, врать, научилась воровать». Но мы не спешим осуждать Настену, ведь она выполняет свой человеческий долг — остается верной мужу, преданной ему. Более того, героиня искренне жалеет Андрея, видит глубину его страданий: «Человек должен быть с грехом, иначе это не человек». Но с таким ли? Не вынести Андрею этой вины…
Андрей Гуськов совершает преступление не только против государства и народа. Он совершает страшное преступление против своих родных, против Настены. С потрясающей силой показывает Валентин Распутин трагическое отдаление Настены от других жителей Атамановки. «Настена же таила такое, что почему-то касалось всех и было против всех, с чем бы каждый из них к сегодняшнему вечеру не пришел, — против Надьки, и против Василисы Премудрой, и даже против Лизы. Она, эта тайна, соединяла ихвместе и отделяла от них Настену, ее еще по привычке принимали за свою, а она уже была чужой, посторонней, не смеющей отзываться на их слезы и радости и не решающей вторить им в разговорах и песнях». И виновник всего этого-Андрей Гуськов. Да, преступна, оказывается, жажда жизни любой ценой, ценой предательства. Та жажда, которая приводит Гуськова в укромное зимовье на Ангаре. Настена и муж-дезертир ищут возможный способ «оправдания» происшедшего. И способ этот один — ребенок. «Ребенок спасет тебя от зла. Да разве есть во всем белом свете такая вина, чтоб не покрылась им, нашим ребенком! Нету такой вины, Настена».
Всетяжелее становится Настене ладить с самыми близкими людьми. Семеновна изгоняетнесчастную женщину издома, подозревая еев неверности Андрею. Но нетуже Настене дела до себя. Цельее одна -«спасти его, ребеночка, недатьему тронуться страданием, которое выпалоей…». Ради Гуськова и своего будущего ребенка героиня гото- ваоклеветать себя. Увы! Безжалостные деревенские слухи не щадят материнских чувств Настены. Все чаще приходят к ней грустные мысли: «Нет, сладко жить, страшно жить, стыдно жить».
Трагичен финал жизни Настены. Ангара, в воды которой бросается героиня, становится символом вечного успокоения и высшей правды. Бабы «предали Настену земле среди своих, только чуть с краешку, у покосившейся изгороди. После похорон собрались… у Надьки на немудреные поминки и всплакнули: жалко было Настену». Вот так! Чужие люди пожалели, оплакали. Они сохраняют в сердцах горькую память о Настене.
А Гуськов? Он обречен на забвение. Интересно, что в заключительных главах повести никто не вспоминает и не думает о нем, кроме Настены. Он, нарушивший не только гражданский долг, но и человеческий, остается жить. Наказание ему — его собственная память! «Живи и помни!»
В повести Распутина “Живи и помни” герои становятся жертвами войны, заложниками своих поступков. В произведении нет осуждения, оценки героев, автор подчёркивает, что виновница человеческих бед – война. Из-за своей привязанности к семье, к деревне Андрей Гуськов становится дезертиром – это страшнее смерти. Настёна оказывается и ни вдовой, и ни счастливой женой: она выбирает смерть как решение всех проблем. Главные герои “Живи и помни” люди без будущего, обречённые; в отличие от Андрея, Настя понимает это, она сильна духом и мудра.
Центральные персонажи и их характеристика
Основные герои рассматриваемой повести перечислены в списке:
Центральным героем произведения «Живи и помни» становится молодой мужчина Гуськов Андрей. Он женат на девушке Насте, до войны они прожили в браке 4 года. Семья была бездетной. Как и другие мужчины, герой отправился воевать. Андрей проявил храбрость и отвагу в сражениях, был тяжело ранен. Но командование не дало солдату долечиться и направило снова на передовую. Его прошение на отпуск не удовлетворили без всякой на то причины. Гуськова такое отношение командования сильно обидело и сломило. Он был готов сорваться. Героя манили и звали родимые окрестности, которые были почти рядом. И он не удержался: покинув часть, направился на родину и схоронился в лесной сторожке охотников. Гуськов совершил побег, и его нельзя считать настоящим патриотом своего Отечества. Участие в военных действиях сломило мужчину, а побег сделал его трусливым, потерянным, эгоистичным. Писатель детально и глубоко изображает моральную деградацию героя, происходившую с ним с момента бегства. Через некоторое время к Андрею приходит постепенное осознание всех трагических последствий его поступка, только ничего уже не исправить. Андрей встречается со своей женой, которая приносит ему продукты и совершенно искренне сопереживает ему. Они вспоминают, как жили до войны. Потом Настена понимает, что беременна, но супруга тогда уже больше заботила собственная судьба, чем то, как спасти Настю
Наблюдая за тем, как разворачиваются сюжетные события повести и меняется жизнь ее персонажей, читатели также обращают свое внимание и на то, как происходит постепенное деградирование личности Гуськова. Заканчивается книга трагически: герой не считается ни с опасностью, угрожающей Насте, ни с ее тяжелым положением и обрекает ее на ужасную гибель.
Вторым не менее важным персонажем повести является Настя (Настена) – жена главного героя. Это молодая женщина со сложной судьбой
Она скрытная и молчаливая, изрядно побитая жизнью, покорно сносившая все унижения и лишения. Рано оставшись сиротой, существовала впроголодь. Стараясь покинуть дом сварливой тетки, героиня создает семью с первым, кто посватался, — Андреем Гуськовым. Но счастливой в браке не становится, так как и свекровь, и супруг ее унижали, были недовольны на нее за то, что Насте не удавалось родить ребенка. Андрей со временем начал ее за то поколачивать, а его мать то и дело ворчала на сноху. Настена, конечно же, все это терпеливо сносила. Как-то героиня обратила внимание на то, что исчез со двора топор, и догадалась, что муж находится где-то неподалеку. Молодая женщина втайне от свекрови и от всех встречается с ним, приносит ему еду. Настя скрывает от родных Андрея, что тот прячется недалеко от деревни. Героиня очень мучается из-за бегства супруга, но не знает, как выйти из создавшегося положения: она не может предать и бросить на произвол судьбы близкого человека, но и заниматься укрывательством дезертира не имела права. Шло время, и Настя стала уставать от такого положения дел. Ее мучили безысходность и постоянное чувство опасности. Свекровь с соседями стали догадываться о тайной связи Настены с беглецом. Героиня, будучи в положении, принимает решение утопиться, когда замечает за собой преследование соседей. Проследив за ней, они могли бы выследить ее мужа. Именно потому Настена уходит из жизни вместе с неродившимся ребенком. Своей гибелью она надеется спасти Андрея. Такой поступок свидетельствует о силе и решительности ее характера.
Краткий анализ
Год написания – 1976 г.
История создания – Валентин Распутин как писатель, пишущий о деревне, сам родившийся и выросший в сибирском селе, испытывал большую тревогу за будущее исчезающих поселений, за сохранение древних традиций. Когда началось строительство ГЭС на Ангаре и стали уничтожать маленькие деревни, писатель не мог остаться в стороне и написал «Прощание с Матёрой».
Тема – Вымирание деревни, связь поколений, совесть, семейные отношения.
Композиция – Повесть выстроена в форме диалогов и воспоминаний жителей. Происходит знакомство с главной героиней Дарьей, жителями деревни. Вся деревня живет в ожидании переезда, начинают жечь дома и перевозят жителей.
Жанр – Повесть.
Главная идея
В данной повести писатель поставил перед собой цель – донести до сознания читателей самую простую, но очень мудрую мысль. У аморальных поступков нет, и не может быть никаких оправдательных причин. Любой безнравственный поступок влечет за собой неизбежность духовного и морального обесценивания. Несомненно, никто из нас не застрахован от ошибок, но нужно также помнить о том, что нужно быть ответственным за каждый свой поступок. Эту важную мысль и хотел донести Распутин своим произведением до сознания читателей. Сам заголовок свидетельствует о том, что нужно жить и помнить обо всем, что необходимо любому из нас для нормальной, наполненной смыслом жизни. Стоит человеку только забыть об этом, и его существование становится бессмысленным.
Повесть «Живи и помни» учит нас тому, что нужно помнить всегда о том, что ты не просто человек, а личность. И чтобы сохранить собственную личность, простого существования мало. Если целью человека будет только стремление выжить любой ценой, то он станет подобен зверю и потеряет свое человеческое достоинство. Не существует, а живет лишь тот человек, который воспринимает себя как личность, намечает свою жизненную перспективу, ищет смысл собственного бытия. Главный герой Распутина стремится выжить любой ценой, лишь бы остаться в живых. А о том, как, зачем, ради чего жить, он не думает. Поэтому и происходит постепенное деградирование главного героя, а потом утрата им всего, что было ему дорогим. В итоге уходит из жизни Настя с неродившимся младенцем, их продолжением.