Текст сочинения на тему «ОБЛИЧЕНИЕ НЕСПРАВЕДЛИВОЙ ВЛАСТИ В КОМЕДИИ ФОНВИЗИНА «НЕДОРОСЛЬ»
В своей комедии «Недоросль» Д.И. Фонвизин поднял две общественные проблемы. Первая — несправедливая власть дворянства, вторая — воспитание истинного гражданина и патриота.
Остановимся подробней на первой проблеме. Время, в которое жил Фонвизин, для страны было очень сложным и неоднозначным. В 1762 году императрица Екатерина издала «Указ о вольности дворянства».
В соответствии с Указом крестьяне стали полной собственностью помещиков, которые, как только могли, эксплуатировали и угнетали крепостных.
Права помещиков-крепостников ничем не ограничивались в отношении крестьян.
Ярким примером злонравной помещицы в комедии «Недоросль» стала госпожа Простакова. Ее брат Скотинин и сын Митрофан также принадлежат к классу тиранов-крепостников.
Простакова, именуемая автором «госпожой», является главою всей семьи. Она невежественна, беспощадна и жестока. Она держит в страхе и беспрекословном повиновении своих родных и домочадцев. Об отношениях с крепостными и говорить не приходится: тут она дает волю своей разнузданной натуре, что ни слово — то брань.
Перед ней пикнуть не смеет и ее любимое чадо — Митрофанушка, избалованный и ленивый барчук. Даже ее брат, Скотинин, позволяет играть собой, как мячом: то она вызывает его к себе в деревню, чтобы женить на Софье, то резко меняет свое решение, и ему ничего не остается делать, как несолоно хлебавши возвращаться домой.
Целыми днями Простакова только и делает, что кричит и избивает крепостных. Все черты характера этой госпожи меркнут в свете ее отношения к крепостным. Можно ли сомневаться в том, что прообразом Прост аковой Фонвизин видел Салтычиху, жестокую и своенравную помещицу.
Скотинин готов содрать со своих крепостных крестьян все, что только можно и даже чуть больше. Как он сам сказал своей сестре: «Сколько меня соседи не обижали, сколько убытку не делали, я ни на кого не бил челом, а всякий убыток… сдеру с своих же крестьян». Из этой фразы ясно видно его деспотичное отношение к крестьянам..
Нетрудно представить, в каких условиях живут крепостные Скотинина и госпожи Простаковой.
Митрофан, главный герой комедии, под стать матери. Он необычайно глуп, невежественен. Он — бездельник, паразит, самодур в обращении с крестьянами и слугами. Он откровенно груб со своими учителями, его поведение граничит с хамством. Желая, казалось бы, получить образование, Митрофан не хочет потрудиться запомнить хоть что-нибудь из урока.
Для семьи Простаковых образование, как таковое, ничего не значит
Для них лишь важно, чтобы в обществе не говорили об их невежестве. Зачем им география? На та извозчик есть, чтоб знать куда везти
Митрофан, как и его мать, открыто демонстрирует свое презрение к учителям: «Ну! Давай доску, гарнизонная крыса!” — обращается недоросль к Цифиркину, учителю арифметики.
К своим родным Митрофан относится, несомненно не так, как к крепостным, но и не так, как должно благовоспитанному юноше. В самом конце мы видим его отношение к своей матери: отвяжись, матушка, как навязалась…». Ни уважения, ни почитания родителей не слышно в этих словах. Да и откуда им взяться, ведь в этой семье такие понятия не живут. Все здесь держится на страхе да на скандале.
В будущем Митрофан будет обычным русским помещиком- крепостником, грубым и своевластным, тупым и бездеятельным.
Неограниченная власть помещиков над своими крестьянами при отсутствии должного нравственного примера со стороны высшей власти превращается во вседозволенность и личную распущенность крепостников.
Это вело к забвению дворянством своих обязанностей и принципов сословной чести.
В образе Митрофанушки мы видим типичного представителя правящего класса России того времени. Из таких вот тупоголовых Митрофанушек и состояли государственные организации и учреждения, где правили взяточничество, подкуп и халатное отношение к должностным обязанностям.
Власть, находящаяся в руках таких людей, обязательно будет несправедливой и негуманной по отношению к народу.
Произведение Фонвизина до сих пор остается актуальным.
Новые школы
1701 год
ознаменовался открытием новых школ — в Москве открылись школы светского
образования — Пушкарское (артиллерийское) и Навигатское. В задачи училищ
входила подготовка чиновников к выполнению государевой службы.
В
мореходной школе были подготовительные классы, в которых обучали чтению,
письму, счету, арифметике. Далее школьников обучали основам математики,
специальным морским наукам. На стажировку выпускников отправили за
границу. На общественных началах в училище поступили дети
священнослужителей, горожан, солдат. Дети дворян учились в училище по
принуждению, так как выпускники Штурманского училища не могли впоследствии
занимать высокое положение, в обязательном порядке продолжалось обучение за
границей. Поэтому к детям дворян применялись суровые наказания —
отправляли на камбузные работы, избивали батогами, налагали денежные штрафы.
Обучение
в школе велось на русском языке, использовались русские учебники. Основным
методом обучения было заучивание учебников.
В
1715 году на базе мореходного училища была основана Морская академия, которая
затем была переведена в Петербург.
Дети
всех сословий (за исключением крепостных) обучались в цифровых школах,
созданных в 1714 году и действовавших только во времена Петра 1. Задачей
этих школ была подготовка подрастающего поколения к государственной светской и
военной службе (как нижестоящая). званий), а также для работы на заводе, верфи. Детей
учили грамоте, арифметике, геометрии.
Также
обучение проводилось в профессиональных училищах (горное, хирургическое). Изучались
специальные науки и многие другие академические предметы. Обучение в
школах этого типа характеризовалось энциклопедизмом, но отсутствовала глубина
усвоения знаний и последовательности в преподавании, кроме того, школы
характеризовались наличием строгой дисциплины, обязательности обучения,
приобщения к культуре западных народов. Европа.
Наиболее
значительными событиями 18 века в области образования были: открытие
Академии наук (1725 г.), открытие первой учительской семинарии (1779 г.).
После
смерти Петра 1 ситуация в образовании изменилась: петровские школы были
закрыты, появилась система дворянского воспитания, проводившаяся в кадетских
корпусах, пансионатах, кроме того, дворянских детей обучали наместники и
домашние учителя.
Вариант 1
Фонвизином, молодым писателем, была написана комедия «Недоросль». В ней автор затрагивает тему социального неравенства и неправосудия, использовав при этом противопоставление богатых и бедных, городских и сельских жителей.
Сюжет комедии основан на истории семьи Простаковых, которые переехали из города жить на селе. Жена Простакова оказалась жестокой и злой женщиной, которая неустанно унижает мужа и обижает слуг. С другой стороны, муж, Митрофан, является трусливым и слабым человеком, который не способен защитить себя и свою семью от насмешек и унижений.
В комедии равные условия жизни считаются непосильной задачей. Городской способ жизни, подавленность мужа и безвременная смерть матери Митрофана образуют грустную картину одинокого детства идеального ребенка.
Фонвизин также подчеркивает безразличие к мужу со стороны даже родных людей
Отец Митрофана уделяет особое внимание только его брату, который наследует весь имущественный багаж семьи. В этом очередной раз подчеркивается неравенство и неправильность взглядов общества на людей, которые не соответствуют определенным стандартам и требованиям
Романтическая история о личной жизни Митрофана и Софии дополняет общую картину комедии. Их неподходящая свадебная семья стала объектом насмешек для окружающих. Но их любовь, невзирая на препятствия, продолжает существовать. Таким образом, Фонвизин показывает, что даже в условиях неправосудия и неравенства, настоящие чувства могут преодолеть все преграды.
В целом, комедия «Недоросль» Недоросль Недоросля имеет глубокий социальный подтекст и поднимает важные проблемы своего времени. Фонвизин хотел показать, что общественные неравенства и социальная наука о управлении государством могут привести к несправедливости и несчастью. Это выражается через персонажей, их отношения и их жизненные ситуации. Фонвизин проводит параллель между действиями героев и общими проблемами общества, что делает комедию актуальной и сильной в связи с любым временем и эпохой.
Мне нравится7.7 k.Не нравится4.4 k.
Текст сочинения на тему «ОБЛИЧЕНИЕ НЕСПРАВЕДЛИВОЙ ВЛАСТИ В КОМЕДИИ ФОНВИЗИНА «НЕДОРОСЛЬ»
В своей комедии «Недоросль» Д.И. Фонвизин поднял две общественные проблемы. Первая — несправедливая власть дворянства, вторая — воспитание истинного гражданина и патриота.
Остановимся подробней на первой проблеме. Время, в которое жил Фонвизин, для страны было очень сложным и неоднозначным. В 1762 году императрица Екатерина издала «Указ о вольности дворянства». В соответствии с Указом крестьяне стали полной собственностью помещиков, которые, как только могли, эксплуатировали и угнетали крепостных. Права помещиков-крепостников ничем не ограничивались в отношении крестьян.
Ярким примером злонравной помещицы в комедии «Недоросль» стала госпожа Простакова. Ее брат Скотинин и сын Митрофан также принадлежат к классу тиранов-крепостников.
Простакова, именуемая автором «госпожой», является главою всей семьи. Она невежественна, беспощадна и жестока. Она держит в страхе и беспрекословном повиновении своих родных и домочадцев. Об отношениях с крепостными и говорить не приходится: тут она дает волю своей разнузданной натуре, что ни слово — то брань. Перед ней пикнуть не смеет и ее любимое чадо — Митрофанушка, избалованный и ленивый барчук. Даже ее брат, Скотинин, позволяет играть собой, как мячом: то она вызывает его к себе в деревню, чтобы женить на Софье, то резко меняет свое решение, и ему ничего не остается делать, как несолоно хлебавши возвращаться домой.
Целыми днями Простакова только и делает, что кричит и избивает крепостных. Все черты характера этой госпожи меркнут в свете ее отношения к крепостным. Можно ли сомневаться в том, что прообразом Прост аковой Фонвизин видел Салтычиху, жестокую и своенравную помещицу.
Скотинин, как и его сестра, — ужасный помещик. Это даже не человек, а скот. Недаром Д.И. Фонвизин использует в своем бессмертном произведении говорящие фамилии, и фамилия этого персонажа, как нельзя лучше, говорит сама за себя. Скотинин готов содрать со своих крепостных крестьян все, что только можно и даже чуть больше. Как он сам сказал своей сестре: «Сколько меня соседи не обижали, сколько убытку не делали, я ни на кого не бил челом, а всякий убыток… сдеру с своих же крестьян». Из этой фразы ясно видно его деспотичное отношение к крестьянам.. Нетрудно представить, в каких условиях живут крепостные Скотинина и госпожи Простаковой.
Митрофан, главный герой комедии, под стать матери. Он необычайно глуп, невежественен. Он — бездельник, паразит, самодур в обращении с крестьянами и слугами. Он откровенно груб со своими учителями, его поведение граничит с хамством. Желая, казалось бы, получить образование, Митрофан не хочет потрудиться запомнить хоть что-нибудь из урока. Для семьи Простаковых образование, как таковое, ничего не значит
Для них лишь важно, чтобы в обществе не говорили об их невежестве. Зачем им география? На та извозчик есть, чтоб знать куда везти
Митрофан, как и его мать, открыто демонстрирует свое презрение к учителям: «Ну! Давай доску, гарнизонная крыса!” — обращается недоросль к Цифиркину, учителю арифметики.
К своим родным Митрофан относится, несомненно не так, как к крепостным, но и не так, как должно благовоспитанному юноше. В самом конце мы видим его отношение к своей матери: отвяжись, матушка, как навязалась…». Ни уважения, ни почитания родителей не слышно в этих словах. Да и откуда им взяться, ведь в этой семье такие понятия не живут. Все здесь держится на страхе да на скандале.
В будущем Митрофан будет обычным русским помещиком- крепостником, грубым и своевластным, тупым и бездеятельным.
Заключительная реплика Стародума, которой завершается комедия «Недоросль”: «Вот злонравия достойные плоды!» — придает всей пьесе особое политическое звучание. Неограниченная власть помещиков над своими крестьянами при отсутствии должного нравственного примера со стороны высшей власти превращается во вседозволенность и личную распущенность крепостников. Это вело к забвению дворянством своих обязанностей и принципов сословной чести.
В образе Митрофанушки мы видим типичного представителя правящего класса России того времени. Из таких вот тупоголовых Митрофанушек и состояли государственные организации и учреждения, где правили взяточничество, подкуп и халатное отношение к должностным обязанностям.
Власть, находящаяся в руках таких людей, обязательно будет несправедливой и негуманной по отношению к народу.
Произведение Фонвизина до сих пор остается актуальным.
Кем подписан документ
Точно известно, кто подписал Манифест о свободе дворянства. Это прославленный император Петр III, правивший всего полгода. В политике он продолжил реформы своего деда (Петра I) и не имел собственной четкой программы. Придя к власти, он объявил о планах на будущее. Это произошло на заседании сената, когда новый император сказал, что дворяне могут служить в одиночку. Однако, когда объявляется военное время, они должны явиться на сборы и отдать долг Отечеству.
Несколько месяцев у власти (до свержения жены Екатерины II) выявили неоднозначный характер правителя. В нем сочетались жажда активности, упорство, личная воля. Он энергично и энергично занимался важными государственными делами. Области, в которых он смог проявить себя, включают:
- упразднение Управления секретных расследований;
- захват церковных земель в пользу государства;
- создание Государственного банка и выпуск банкнот;
- запрет преследования старообрядцев;
- указ, квалифицирующий убийство помещика как «тиранические мучения», предусматривавший пожизненное изгнание.
Вариант 3
«Недоросль» — пьеса Фонвизина, написанная в 1769 году. Она рассказывает о несчастной жизни молодого человека, которого опекает барыня Простакова, и о его любви к юной девушке Софье. В произведении поднимается вопрос о воспитании детей и о том, как неправильное отношение к ребенку может привести к его гибели.
По моему мнению, «Недоросль» — это глубокая и актуальная пьеса, которая до сих пор не потеряла своей актуальности. Она показывает, как необходимо воспитывать детей, чтобы они стали успешными и счастливыми людьми. Главный герой Митрофан — яркий пример того, как неправильное воспитание может привести к лени, глупости и безответственности. В то же время, Софья — пример того, как правильное воспитание может сделать из человека достойного и сильного человека.
Я отношусь к Митрофану с сочувствием, потому что он живет в неволе и не может принимать своих собственных решений. Однако, я также чувствую к нему раздражение, потому что он не понимает, как много прекрасного есть в жизни, и не стремится к лучшему. Софья — моя любимая героиня в пьесе. Она умна, сильна и способна любить, даже если ее любовь приведет к конфликту с барыней Простаковой.
Основной вопрос, который поднимает пьеса, — это вопрос о том, как правильно воспитывать детей. Барыня Простакова слишком много заботится о своем сыне, и ее излишнее вмешательство в его жизнь приводит к тому, что Митрофан не может жить самостоятельно. Эта проблема все еще актуальна сегодня, когда родители часто балуют своих детей и не дают им возможности стать самостоятельными и ответственными людьми.
Итак, пьеса Фонвизина «Недоросль» поднимает важную проблему воспитания детей, особенно сыновей, которых многие матери опекают и защищают, но в конечном итоге лишь портят их, делая ленивыми и глупыми. Главные персонажи, барыня Простакова и ее сын Митрофан, являются яркими примерами такого воспитания. С другой стороны, героиня Софья является противоположностью Недоросля — она сильная и независимая женщина, которая не позволяет своей жизни управлять другими людьми.
Одним из примеров подтверждающих это является сцена, когда Простакова приказывает похитить Софью и обвенчать ее с Митрофаном, чтобы обеспечить ему комфортную жизнь. Это демонстрирует, что барыня не видит в Софье человека, который может самостоятельно принимать решения и выбирать свою судьбу. На противоположной стороне стоит Милон, который не только защищает Софью, но и уважает ее выбор и не пытается вмешиваться в ее личную жизнь.
В жизни также существует множество примеров, когда родители, заботясь о своих детях, вместо того, чтобы подготовить их к самостоятельной жизни, лишь создают им препятствия на пути к успешной карьере и счастью в личной жизни. Например, родители могут отказываться от того, чтобы их дети работали в сфере, которая не соответствует их представлениям о «хорошей работе», тем самым лишая их возможности найти свое призвание.
В итоге, пьеса «Недоросль» является важным произведением русской литературы, которое помогает понять важность самостоятельности и независимости в жизни, а также влияние неправильного воспитания на будущее поколение. Мне нравится818Не нравится430
Мне нравится818Не нравится430
Принятие манифеста и последствия
Император Петр III был внуком Петра I через его дочь Анну. На его воспитание повлияла жизнь за пределами России, поэтому, еще будучи наследником престола, он дал русскому дворянству свободу от обязательной службы.
Он вступил на российский престол в январе 1762 года после смерти императрицы Елизаветы Петровны. В середине января он выступил с речью в сенате и предложил предоставить русскому дворянству права ливонского уровня.
Вскоре появился проект манифеста и вольностей дворянства, 18 февраля 1762 года он был подписан императором. В результате дворяне впервые в истории России были освобождены от обязательной службы, как военной, так и гражданской. Они получили право выйти на пенсию по своему желанию и разрешение свободно выезжать из страны. Однако власти оставили за собой право вернуть дворян на службу во время войны. Это касалось и тех, кто был за границей. В случае отказа им угрожали конфискацией земельной собственности. Дворяне, не достигшие звания обер-офицера, обязаны были прослужить 12 лет.
Только богатые дворянские семьи, насчитывающие не менее 1000 крепостных, могли отправлять своих детей учиться в Европу. Остальным приходилось обучать детей в кадетских дворянских корпусах. Дворянство этот манифест удовлетворил. Его основные положения были повторены в «Дворянской грамоте» 1785 года. Императрица Екатерина II пожаловала ей свое привилегированное имение.
Еще до того, как был издан манифест, дворяне придумали способ сократить срок обязательной службы на 25 лет. Они записали детей в дошкольные полки, это позволило им выйти на пенсию, например, в 30 лет.
Екатерина II.
Преобразование цели обучения
В
рассматриваемый исторический период произошли важные исторические события,
оказавшие влияние на систему образования в России. Петр Великий сделал
важные шаги в развитии страны:
- Отношения с Европой налажены,
- Государственное устройство было усилено,
- Абсолютная монархия утверждена,
- Быстрыми темпами строятся заводы, фабрики, города, промышленность, внутренняя и внешняя торговля,
- Армия усиливается и создается флот,
- Военные действия ведутся со Швецией и Турцией.
В связи с происходящими в России изменениями существует острая потребность в образованных специалистах, обществу нужны люди военных профессий — офицеры, матросы, артиллеристы, а также инженеры, врачи, ученые, госслужащие, учителя.
Меняется
цель образования: обществу нужен образованный человек, имеющий широкий
кругозор, но при этом придерживающийся национальных традиций, готовый на
подвиги во имя Отечества. Формируется новый идеал человека. Именно
поэтому XVIII век называют веком Просвещения.
Девочек не били, но применяли к ним много других наказаний
В середине XVIII века побои считались нормальным средством воспитания. Однако Екатерина II решила, что в Смольном единственным наказанием должно быть «увещевание». Однако достаточно бегло просмотреть несколько воспоминаний выпускниц этого заведения, чтобы понять, что правило в дальнейшем не соблюдалось — институток наказывали постоянно и жёстко.
«Чтобы соблюсти ту тишину, которой хотелось Анне Степановне, надо было родиться истуканом… Раз мы засмеялись, раздевая друг друга… Тогда как стоял ряд, так его и повалили на колени, как карточных солдатиков. На коленях простояли до полуночи».
(С. Д. Хвощинская, «Воспоминания институтской жизни»)
«…Сусанна Александровна подошла ко мне, взяла за руку и со словами: „Ты получила единицу — значит, больна“ — отвела меня на сутки в больницу. Там меня уложили в постель, и смотрительница Аносова с громадным носом, за который мы её не любили, держала меня на диете и отпаивала липовым цветом, который с тех пор я возненавидела».
(В. Н. Фигнер, «Запечатлённый труд»)
«На третьем пальце у ней было надето чёрное эмалевое кольцо с золотыми словами, и если которая из девочек досаждала ей, то, сгибая этот палец, <она> старалась кольцом ударить прямо в темя провинившейся».
(М. С. Угличанинова, «Воспоминания воспитанницы сороковых годов»)
«Кто не умел хорошо носить туфли и стаптывал их, ту ставили за чёрный стол в чулках, а стоптанные туфли ставили перед наказанной на всеобщее обозрение».
(М. М. Воропанова, «Институтские воспоминания»)
Как мы видим, многие из этих наказаний телесные: хотя розог в институтах благородных девиц не водилось, было много других способов физического воздействия — не говоря уже про психологическое давление. Чего стоил только отказ в свидании с родными в приёмные дни! Такое практиковалось за самые невинные шалости. Другое распространённое наказание — выставить девочку в институте на всеобщее обозрение без передника (это считалось особенно постыдным). Всё это можно назвать скорее грубой дрессировкой, чем воспитанием в духе Просвещения, которое задумывала Екатерина II.
Всё, впрочем, зависело от классной дамы, в безраздельной власти которой оказывались девочки. В мемуарах воспитанниц можно встретить не одну печальную историю об институтках, полностью сломленных систематической травлей. Классная дама могла всё: объявить институтку «опальной», отстранить от занятий, высмеять, лишить обеда, запереть на ключ. «Трудно поверить, но за четыре-пять лет её пребывания в классе ни одна воспитанница не была ею наказана», — писала бывшая смолянка Лазарева об одной своей классной даме, и такой отзыв можно встретить лишь в виде исключения.
Возможно, суровость классных дам объяснялась довольно тяжёлыми обязанностями — каждая должна были заботиться обо всех воспитанницах приписанного к ней дортуара. То есть в ведомстве одной женщины оказывалось несколько десятков девочек, лишённых семьи. Дамы отвечали за внешний вид и манеры институток, готовили с ними домашние задания, следили за дисциплиной на уроках и вообще неотступно следовали за своими подопечными. Классная дама жила в институте и почти всё своё время посвящала ему. Мало кто стремился к подобной службе по зову души: часто на ней оказывались дворянки обнищавших родов, которые не могли выйти замуж из-за отсутствия приданого. В те дни альтернативой для них было лишь стать приживалкой в семье дальних родственников.
Январь 1701 года
Великий государь, царь и великий князь Петр Алексеевич, всея Великия и Малыя и Белыя России самодержец… указал именным своим великого государя повелением… быть математических и навигацких, то есть мореходных хитростно наук учению. Во учителях же тех наук быть англинския земли урождённым: математической — Андрею Данилову сыну Фархвар- сону, навигацкой — Степану Гвыну, да рыцарю Грызу; и ведать те науки всяким в снабдении управлением во Оружейной палате боярину Федору Алексеевичу Головину с товарищи, и тех наук ко учению усмотря избирать добровольно хотящих, иных же паче и со принуждением; и учинить неимущим во прокормление поденный корм усмотря арифметике или геометрии: ежели кто сыщется отчасти искусным, по пяти алтын в день; а иным же по гривне и меньше, рассмотрев коегождо искусства учения; а для тех наук определить двор в Кадашеве мастерския палаты, называемой большой полотяной, и об очистке того двора послать в мастерскую палату постельничему Гавриле Ивановичу Головину свой великого государя указ, и, взяв тот двор и усмотрев всякия нужныя в нем потребы, строить из доходов от Оружейной палаты.
Значение Грамоты
Концессионная грамота дворянству завершила юридическое закрепление этой вотчины, начатое Петром I (Указ о единовременном наследстве).
Диплом, последовавший за Манифестом Петра III, давал дворянам возможность развивать свои творческие и управленческие способности, заставлял чувствовать себя настоящей движущей силой общества. Все потомственные дворяне имели равные права, независимо от разницы в титулах и древности семьи. Права, предоставленные дворянам, были определены как вечные и неизменные. В то же время дворянские гильдии находились в прямой зависимости от государственной власти: регистрация дворян в племенных книгах осуществлялась по правилам, установленным государством, государственные чиновники одобряли кандидатуры избранных дворянских лидеров, а дворянские органы действовали под эгидой государственные чиновники и учреждения.
Образование в России XVIII века
К концу 17 века в России не было системы обычных учебных
заведений. На протяжении 1700-х гг. эта система была создана, что
означало конец эпохи засилья старорусского образования и обучения, господства
семьи, домашнего образования. Возникла особая социальная группа людей,
профессионально занимающихся педагогической деятельностью. Первые годы 18
века — переломные в истории развития отечественной школы и педагогической
мысли. Реформы воспитания и образования были вызваны
социально-экономическими факторами: политическим руководством дворянства,
усилением позиций купцов и промышленников, созданием новой армии и др.
Намечался переход от классового образования к гражданскому. Образование
считалось одним из направлений карьеры. В одном из указов Петра I
подчеркивалось, что дворяне, лишенные отцовского наследства, будут искать хлеба
своим служением, обучением, торгом и так далее. Россия встала на путь
общественного развития, что выразилось в повышенном внимании к личности, в
создании национальной школьной системы. История школы и педагогической
мысли в России XVIII века. определялся в два этапа:
- первая половина 18 века
- вторая половина 18 века
Каждый период вносил существенные изменения в сферу школьного
дела, в трактовку вопросов образования и обучения.
Внешние данные имели больше значения, чем способности
Смолянка Александа Соколова вспоминала в мемуарах такой эпизод. Однажды Николай I явился в институт без предупреждения, прошёл прямо в кухню, попробовал суп и сказал, что такой гадостью не кормит даже своих солдат. Узнав об этом, инспектриса собрала самых красивых воспитанниц из старшего класса и под предлогом примерки для грядущего мероприятия велела им нарядиться. Помимо эффектных платьев, на девочках были «большие серьги из белых бус в золотой оправе» и «выбрана была модная в то время очень красивая причёска».
«…цветник молодых девушек, из которых старшей не было 17 лет, одетых в бальные туалеты, представлял собой очень красивую картину, — пишет Соколова, — …в новой примерке не было никакой надобности, но в расчёты тётки входило показать товар лицом, и вот, откуда ни возьмись, явились и портнихи, и швеи, и даже куафёры… Возражать было нельзя… Пришлось „парадировать“ и среди насмешливых улыбок подруг нарядной толпою лететь среди холодного зимнего дня в совершенно холодную столовую в белых кисейных платьях, с открытыми воротами и короткими рукавами».
Когда в столовую вошёл мрачный государь, в третий раз повелевая позвать эконома, он вдруг увидел парад красавиц. По словам Соколовой, император заулыбался и стал игриво спрашивать, не является ли он предметом обожания хоть какой-нибудь из девочек. В результате Николай уехал довольным, а эконом не потерял своё место.
История эта показывает, что красота воспитанниц являлась их главной ценностью и разменной монетой. Выпускница Московского Екатерининского института Софья Хвощинская вспоминала, что ещё при поступлении девочек распределяли по классам, соотнося решение с внешностью вновь прибывших. А смолянка Мария Угличанинова рассказывала, что при появлении в институте императрицы Александры Фёдоровны в первые ряды ставили самых хорошеньких, а самых «дурных» прятали в середину, так как её величество любила видеть красивые лица.
Все принимали эту систему как должное, каждая знала своё место в иерархии
Причисленные к красавицам понимали, что без труда сдадут экзамены, но в их жизни тоже были свои сложности — например, чрезмерное внимание. Так, широко известна история одной из выпускниц того самого первого набора смолянок — Глафиры Алымовой
Девушка подверглась настоящему преследованию со стороны Ивана Бецкого.