Анализ произведения «над пропастью во ржи» (сэлинджер)

Сочинение по роману над пропастью во ржи сэлинджера

Жанр, композиция и идея

Работа создана в жанре романа с исповедальной тональностью. В сущности, это своеобразный личный дневник. Однако большинство подростков ввиду возраста стесняются вести его.

По мнению литературоведов, анализирующих произведение Джерома Сэлинджера, произведение по жанру называется «роман-взросление». Этот термин очень точно раскрывает главную мысль книги.

Изучая анализ романа, нельзя не упомянуть об интересной композиционной структуре. Сюжетная линия в произведении охватывает всего 3 дня — с субботы по понедельник.

Композиция разворачивается в хронологическом порядке с подробным описанием деталей быта. Книга включает в себя 26 глав. Логическая цепочка событий выглядит следующим образом:

  1. В эпилоге Сэлинджер знакомит читателей с основным действующим лицом — Холденом Колфилдом, который решает поведать брату историю, произошедшую с ним минувшим Рождеством.
  2. В завязке произведения героя в очередной раз исключают из школы.
  3. Затем происходит развитие событий, где автор повествует о приключениях Холдена в Нью-Йорке, его знакомстве с настоящей «взрослой» жизнью.
  4. В кульминационной части герой гуляет с младшей сестренкой Фиби в зоопарке, затем девочка катается на карусели в дождливую погоду.
  5. Развязка представлена болезнью Холдена и его последующим лечением в санатории.

Проблематика книги «Над пропастью во ржи»

Проблемы, поднятые писателем, злободневны и поныне:

  • безразличие: люди отгораживаются друг от друга; никто не хочет слушать другого, а желает выговориться сам, поэтому и происходит непонимание;
  • семейные отношения: не очень близкие взаимоотношения парня с родителями толкнули его на борьбу со взрослым миром;
  • первая любовь: стеснительность, робость не дают персонажу раскрыть свои чувства;
  • максимализм юноши, обостренное чувство справедливости.

Колфилд взрослеет с трудом. Его страшит реальная действительность, полная неправды и ханжества. В поисках смысла жизни подросток часто ошибается, но эти ошибки способствуют набору жизненного опыта.

Действующие лица

В книге Сэлинджера «Над пропастью во ржи» несколько персонажей. Краткая характеристика поможет читателям ближе познакомиться с каждым:

  1. Холден — главный персонаж произведения, 16-летний подросток. Максималист, не приемлющий лицемерия и лжи. Не скрывает собственных недостатков, бунтарь, который не придерживается общепринятых поведенческих правил. Много читает, любит размышлять.
  2. Стрэдлейтер — одноклассник Холдена. Успешный и богатый юноша, который умело использует собственное превосходство. Его волнует исключительно удовлетворение низменных потребностей.
  3. Салли — девушка главного героя, любит развлекаться и находиться в обществе. Приземленная и прагматичная, высокомерна с теми людьми, которых считает недостойными.
  4. Экли — недовольный всем молодой человек, завистливый и лицемерный. Невнимательный и эгоистичный персонаж.
  5. Фиби — младшая сестра Холдена, добродушная и очень развитая девочка. Ангел-хранитель брата.
  6. Джейн — идеал главного героя. Мечтательная и романтичная девушка с возвышенными чувствами.
  7. Алли — умерший брат героя. Является для Холдена примером. Был талантливым и очень образованным человеком.

Мораль

Автор учит нас искренней любви и готовности быть за нее в ответе. Недаром беззаветная любовь Фиби размягчила показной нигилизм героя, вернула его домой и растворила его эгоизм в своем счастливом смехе. Кроме того, Д. Сэлинджер очень чуток к фальши, ненавидит ложь и обличает ее устами Холдена. Из жизни он, как и его персонаж, делает вывод: над пропастью во ржи нужно больше всего бояться лицемерия и обмана, именно они загоняют в тупик. Лишь обезоруживающая искренность маленького ребенка способна тронуть лед затвердевшего сердца, а не высокопарные проповеди маразматических преподавателей или искусственная страсть продажных женщин. Вранье чуть было не запутало самого Колфилда, за него он и казнил себя в мыслях, его и стеснялся. Однако в финале он понял, что для того чтобы говорить правду, не нужно быть смелым, нужно просто оставаться собой.

Также писатель говорит о невнимании людей друг к другу, о театре абсурда, который развернулся среди обывателей. Герой, например, очень злится, когда старик Спенсер поучает, как только может, хотя нерадивый ученик с самого начала признает, что виноват в неуспеваемости. Но преподаватель лишний раз решил показать силу своего назидательного тона и высказаться, хоть этого и не нужно было делать. Его знакомый Экли тоже глух и нем по отношению к тем, кто с ним говорит. Он трогает вещи Колфилда, несмотря на многочисленные просьбы, и всегда беседует лишь о том, что его самого волнует, игнорируя собеседника. В конце концов, рассказчик горестно вздыхает: «Люди вообще ни черта… не замечают». Эту невнимательность к окружающим автор считает очень весомой помехой на пути у благоприятных взаимоотношений.

Свои же заветы Дж. Сэлинджер выполнил сполна: он жил более, чем уединенно, всего себя посвятив семье. Он исповедовал такую форму дзен-буддизма, в соответствие с которой нельзя было совмещать творчество и публичность. Он не давал интервью, мало с кем общался, никак не комментировал свою книгу. Роман до сих пор сопровождает атмосфера таинственности, и авторский разбор текста «Над пропастью во ржи» нам только снится. Во избежание лукавства писатель вообще не любил тратить лишних слов.  Мечта Холдена уехать ото всех и скрываться в хижине, претворяясь глухонемым, сбылась у его создателя.

Патологический гомеопат

Уринотерапия была не единственной ветвью народной медицины, интересовавшей Сэлинджера. В разные годы он увлекался сайентологией, гомеопатией, акупунктурой и учением секты Церковь Христа. Он оборудовал себе в пристройке солярий с металлическими отражателями и поджаривался там, пока кожа не становилась темнокоричневой. Когда он перешел на макробиотическую диету, лицо его приобрело устрашающий зеленый оттенок, а изо рта, по словам домочадцев, отвратительно воняло.

Испытывать альтернативные методы лечения на себе самом ему было мало. Когда случалось заболеть кому-то из его детей, Сэлинджер впадал в бешенство и отказывался отдыхать, пока не найдет нужное именно при этой болезни гомеопатическое средство. Он мог часами рыться в книгах по нетрадиционной медицине, ища лекарство от простого насморка.

Когда речь шла об акупунктуре, «доктор» Сэлинджер придерживался совсем уж несуразных методов. Он избегал обычных игл, отдавая предпочтение толстым деревянным дюбелям (вроде тех, какими скрепляется мебель «IКЕА»). Это причиняло пациентам страшные мучения. Его дочь Маргарет описывает свои ощущения так: «Будто тебе под кожу пропихивают тупой карандаш». Сэлинджер пытался вылечить своего простудившегося сына Мэтью, придавливая одним из своих волшебных дюбелей костяшки пальцев ребенка. Мальчик орал от боли, но разжалобить отца ему не удавалось. «У тебя, твоей матери и сестры самый низкий болевой порог, какой я когда-либо видел, — ворчал Сэлинджер-старший. — Ты так вопишь, будто в тебя попал заряд шрапнели!» Неудивительно, что дети старались скрыть свои недомогания от милого папочки.

Увидимся в суде!

Сэлинджер яростно защищал неприкосновенность своей личной жизни, то и дело подавая в суд, чтобы отпугнуть потенциальных биографов. В 1988 году он выиграл тяжбу с Иэном Гамильтоном и обязал его не включать в биографию фрагменты его (Сэлинджера) частной переписки. Когда иранские киношники в 1998 году затеяли не согласованную с автором экранизацию «Фрэнни и Зуи», Сэлинджер натравил на них своих адвокатов.

Даже одной его угрозы подать в суд обычно было достаточно, чтоб противоположная сторона отказалась от своих намерений. Такие киноперсонажи, как Терренс Манн из фильма «Поле мечты» в исполнении Джеймса Эрла Джонса и Уильям Форрестер, сыгранный Шоном Коннери в фильме «Найти Форрестера», изначально основывались на образе Сэлинджера, но в ходе съемок были изменены, чтобы избежать каких бы то ни было обвинений.

Популярные сегодня темы

Произведение повествует об одном нестандартном и удивительном Цветочном городе. Там жили только маленькие люди. Их рост можно было сравнить с маленьким огурчиком. За такой рост этих человечков прозвали коротышками

Александр Сергеевич Пушкин был одним из первых русских классиков, раскрывших в своих произведениях образ Санкт-Петербурга – культурной столицы России. Именно в этом городе поэт провёл лучшие годы своей юности, и для него Петербург

Это очень неприятное состояние, от которого всем плохо. Также это столкновение обычно двух систем, когда они не могут или не хотят вести переговоры, а в ход идёт сила. И тут любые средства используются.

Задумываются о том, что такое совесть не многие. Так как о ней вспоминают, только тогда когда она начинает тревожить. Ведь совесть мучает глубоко внутри нас за неправильные поступки и действия

В чем смысл книги?

Роман «Над пропастью во ржи» — это очень объемный текст, в нем заключено много смыслов. Многие исследователи полагают, что Сэлинджер написал всего одну книгу, так как вместил в нее все свое творчество. Во-первых, главная мысль произведения отображается уже в названии, из которого следует, что автор хочет спасти детей от цинизма и испорченности взрослого мира, научив их на примере своего героя находить гармонию в любви и добродетели. Для этого он буквально ловит их души над низинами, кишащими злом, пороком и отчаянием.

Не трудно понять, почему писатель за это взялся. Дело в том, что он получил очень серьезную психологическую травму. Он, как и множество американских солдат, был отправлен на войну с Японией (Вторая Мировая Война). Во время высадки десанта всех его однополчан убили, один лишь он уцелел. Вернувшись домой и оправившись от шока, он увлекся буддизмом и начал работать над книгой. Джером Сэлинджер на своем опыте осознал, как взрослые люди порождают вокруг себя насилие и смерть, как играют с жизнями и проигрывают, не жалея. Но ведь не родились же они такими, значит, что-то произошло, где-то, может быть, уже в детстве они впустили в себя демона разрушения, алчности и равнодушия. Ожесточение личности происходит постепенно, и, видимо, гибельная сила Первой мировой внесла свою лепту в появившиеся на свет поколения, и получилась Вторая…Все очень боялись, что цепная реакция уже не прекратится. Так что, основная мысль романа «Над пропастью во ржи» — это попытка автора прорвать порочный круг, написать что-то доброе и светлое в назидание потомкам, чтобы они поняли, что свобода, сила и любовь начинаются с ответственности за свои поступки.

Автор от имени героя задает всему миру вопрос: «Куда деваются утки?». Никто не может ответить, а те, кто пробует, вязнет в типичной зауми, зазубренной еще на школьной скамье. На самом деле, вопрос намного шире: куда деваться самому человеку? Ведь секрет не только в перелете, то есть перемене места. Наверное, совершается еще какая-то перемена. Люди говорят, что господь позаботился об утках, но как? Так же, как и о людях? Что же делать, когда река замерзает? Куда лететь? Неприкаянный беглец тоже на замерзшем пруду, он не знает, куда ему деться, в какую сторону лететь. Для Сэлинджера этот вопрос актуален, ведь ему самому было непросто в обращении с людьми, он испытывал такие же затруднения. Очевидно, что в романе «Над пропастью во ржи» есть и философская идея, вытекающая из религиозного мировоззрения творца. Вопрос «Куда деваются утки?» — буддийский коан – философская загадка, которая должна сбить ученика с толку, чтобы вывести его за пределы эмпирического сознания. Так и происходило с людьми, которых опрашивал подросток: все они попадали в ступор, ведь их мысли давно ограничены и ограблены механическим рутинным существованием, состоящим из удовлетворения физических потребностей. А ответ ученик найдет только лишь спустя годы скитаний и раздумий, отринув рационализм и прислушавшись к своей духовной сущности. Только житейский и духовный опыт сделает его мудрым, а не обывательская логика. Так и Холден нашел свой ключ к тайне, только пройдя испытания, разочарования и прозрения, необходимые для перехода на новый этап развития. Этого не вычитать в книгах, не объяснить по-научному, это надо выстрадать, пережить, переболеть.

2 вариант

Джером Сэлинджер был неординарным автором. Он написал в целом не так уж и много произведений, зато каждое из них получилось уникальным. В частности он отдавал предпочтение в работе рассказам. Его творения лаконичны, незатянуты, и наполнены смыслом. Вероятно, потому и по сей день они пользуются популярностью. Джером Сэлинджер творил во второй половине 20-го века во времена, когда мир менялся кардинально не только в плане науки и техники, но культурной стороны жизни американцев, да и русских людей. Писатель неожиданно для всех объявил о том, что бросает писательскую деятельность в самом разгаре своего успеха, заперся в своем загородном доме, жил отшельником и плодотворно трудился над произведением «Над пропастью во ржи». После выхода творения было признано общественностью, в частности молодым поколением, весьма положительно и приобрело популярность, что не спадает даже среди сегодняшних подростков по всему миру. Но почему этот роман стал бестселлером и манит юных читателей?

Главным героем является подросток-бунтарь по имени Холден Колфид. Он достаточно проблем из-за своих выходок, грубоватого поведения в отношения к старшим, но в целом он парень неплохой. Из-за постоянных разногласий он меняет школы одна за одной. Он курит и отличительная его черта – это красная шапка. Причиной злости юноши на весь мир является не прикрываемое вранье взрослых насчет буквально всего. Он не может этого терпеть, потому уходит в мир собственных размышлений. Произведение и представляет собой этакий мысленный дневник юного Холдена насчет окружающей действительности. Он занимается самостоятельным переосмыслением жизненных ценностей, значимости человека.

Некоторые вопросы, которые ставит перед собою персонаж могут показаться изначально глупыми, а совершаемые поступки необдуманными и легкомысленными. Но, читая, человек понимает, зачем Сэлинджер пишет именно так и к чему он ведет. Мне кажется, что данный роман в плане главного героя можно сравнить с классическими произведениями Лермонтова и Пушкина. Ведь Холден – это тоже лицо американской молодежи того времени, как Печорин и Онегин в своих эпохах.

Финал произведения остается достаточно открытым. Данное творение рекомендуется к прочтению лицам шестнадцатилетнего возраста в частности, так ка оно покажется им очень близким, несмотря на различия эпох, в которые живут они и главный герой.

Чем заканчивается?

Книга Сэлинджера заканчивается тем, что герой возвращается в лоно семьи, хоть и против своей воли. Колфилд намеревается уехать на Запад в поисках лучшей жизни, пишет записку Фиби, но она приходит на встречу с ним с чемоданом и говорит, что едет с ним. Тогда брат всерьез испугался за нее, стал отговаривать и взывать к разуму, аргументируя свой отказ от поездки тем, что это глупо и не обдумано. Он и сам отказался от затеи, видя последствия своего желания порисоваться. Вот так в романе «Над пропастью во ржи» произошло превращение Холдена из подростка в ответственного молодого человека.

В финале он видит, как его сестренка катается на качелях под дождем, проникается ее чистой и искренней радостью. Ливень как будто смывает с него грязь и пошлость тех слов и поступков, которых он стыдится. Очищение освобождает его душу от налета цинизма, он как будто возрождается к беззаботной детской жизни (недаром действие происходит в канун рождества), которую так хотел сменить на взрослую и солидную. Но рассказчик перестал делить свой путь на такой и не такой, и это признание себя в любых ипостасях и обеспечило ему окончательный переход на другую возрастную ступень.

Смысл названия книги «Над пропастью во ржи»

Дается отсылка к библейским мотивам, которые рассматриваются в романе. Основной персонаж произведения осознает, что его жизненная цель – защитить от суровой действительности детей. Холден хочет предотвратить осквернение чистых детских душ, защитить их от грязи и бессердечия.

В конкретных источниках говорится, что название может базироваться на легенде, связанной с полями: бытовало мнение, что влюбленные отправлялись на свидания на поля, чтобы оставаться там незамеченными. Выходит, что поле с рожью символизирует переход от стадии детства во взросление, в становление индивидуума.

Во время прогулки до ушей основного персонажа случайно доносится песенка маленького мальчика, поющего об играющих во ржи детях. Колфилду очень нравится эта песенка. Через некоторое он осознает, что мечтает лишь об одном – стать «ловцом».

Жанр

Сэлинджер придал повествованию исповедальную тональность. Перед читателями тот самый личный дневник, который подростки стесняются завести. Они ассоциируют себя с героем, споря и соглашаясь с ним в глубине души, никому не поверяя свои тайны. Тем самым их внутренняя полемика сохраняется нетронутой посторонними взглядами и суждениями, которых они не хотят слышать и видеть. Таким образом, «Над пропастью во ржи» можно назвать исповедальным романом.

Кроме того, литературоведы используют в отношении произведения такой термин, как «роман-взросление». Не трудно догадаться, что речь идет о попытке придать жанру содержательные характеристики книги. Тем не менее, именно в этом случае такая формулировка полностью оправдана, ведь отражает сущность не только сюжета, но и композиции, идеи и тематики. Попытка классифицировать литературу через все эти составляющие, бесспорно, заслуживает внимания.

Проблема равнодушия и отзывчивости⁠

Давно потерявшим интерес к жизни, равнодушно взирающим на людей и события, представляется вначале

И хотя в продолжении произведения мы видим, как чувства Печорина ещё вспыхивают при мысли потерять единственную любовь своей жизни – Веру, это не опровергает его общего взгляда на жизнь – пустота, бессмысленность, всеобщее равнодушие. Вспыхнувшие при прочтении прощального письма возлюбленной боль и отчаяние вскоре уступают место разочарованию, мыслям, что попытки сделать Веру счастливой бесплодны, так как он, Печорин, не способен на долгие чувства. Лермонтов не зря называет Григория Александровича героем своего времени. По мнению автора, эпоха, где умному, думающему человеку с собственными идеалами и идеями негде приложить свои силы, сделала героя таким апатичным, представляющим жизнь как картину, события которой не касаются его самого настолько, чтобы ранить, а тем более, чтобы заставить действовать, пытаться как-то изменить сложившуюся ситуацию.

Равнодушен полковник из рассказа

Равнодушен Берг, зять семьи Ростовых,

Другой герой Чехова

из бессребреника, врача, мечтающего помогать людям, постепенно превращается в человека, апатичного к любым проявлениям жизни – любви, природе, дружбе. Лишь одна страсть волнует его сердце – это деньги.

Похожего героя мы находим в ещё одном

Совсем другого героя мы встречаем на страницах

помогает семье Мерцаловых, оказавшейся в ужасающих условиях: отец в бесплодных поисках работы, смерть старшей дочери, тяжёлая болезнь младшей девочки. Всех их ожидает гибель от голода или, в лучшем случае, – приют для бездомных. Доктор помогает Мерцаловым, даже не называя себя, а на просьбу главы семейства сказать своё имя, чтобы дети могли помолиться за доброго человека, лишь машет рукой, отправляет его к семье и просит никогда не отчаиваться.

Не остался безучастным к чужому горю и герой

Андрей Соколов, переживший фашистский плен, потерявший во время войны всю семью, не очерствел. Его сердце ещё готово любить, поэтому он берёт на себя ответственность и берёт на воспитание мальчика-сироту Ванюшу.

— Нужна ли смелость в любви?

— Проблема милосердия в жизни человека

⁠- Проблема равнодушия мира взрослых

— Проблема равнодушия и отзывчивости (аргументы к сочинению)

— Равнодушие и отзывчивость (итоговое сочинение)

ЗОЛОТАЯ КОЛЛЕКЦИЯ СОЧИНЕНИЙ ПО РУССКОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 5 — 11 КЛАСС

11 класс

Сочинения по зарубежной литературе

ЛИРИЧЕСКАЯ ИСПОВЕДЬ ГЛАВНОГО ГЕРОЯ В РОМАНЕ СЭЛИНДЖЕРА «НАД ПРОПАСТЬЮ ВО РЖИ»

Роман Дж. Сэлинджера «Над пропастью во ржи» — одно из самых интересных произведений американской литературы XX века. Это — лирическая исповедь шестнадцатилетнего героя. Он рассказывает о событиях, которые произошли с ним год тому назад: его исключили из привилегированной школы (уже в третий раз!), и он провел три дня в Нью-Йорке, в «свободном полете» , не осмеливаясь встретиться с родителями.

В исповеди героя раскрывается его внутреннее состояние: нервозность на грани истерики. В таком состоянии подросток не может обходиться литературным языком, тинейджеровский сленг вклинивается в повествование, усиливает ощущение непосредственности, эмоциональности, достоверности.

Рассказывая о себе, герой выявляет свой характер. Ясно, что Холден Колфилд по природе своей не принадлежит к толстокожим. Один из сыновей нью-йоркского адвоката, он, по-видимому, вырос в атмосфере интеллектуальной, духовной. Об этом свидетельствует его прекрасное знание литературы (английский язык — единственный предмет, по которому он успевает блестяще, даже одноклассники обращаются к нему за помощью, в его речи проскакивают такие выражения, как «дэвидкопперфилдовская муть», что свидетельствует о знании Ч. Диккенса), он ориентируется в театральном мире, в киноискусстве, в современной музыкальной жизни, о чем свидетельствует его рассказ о посещении нью-йоркских представлений, и т. д. Он чувствует себя естественно, более того — охвачен своеобразной ностальгией, в музее, с посещениями которого связано все его детство.

Из исповеди героя мы узнаем о его окружении, о тех людях, которых он любит больше всего.

Лейтмотивом проходит через роман воспоминание об умершем младшем брате Али — умном, душевном, талантливом, мальчике, о маленькой сестричке Фиби, которая все время выдумывает, представляет себя поэтическим персонажем — Гризелой, живет одновременно и в реальном, и в вымышленном мире. «Она бы вам понравилась», — обращается не раз Колфилд к читателям. А еще есть старший брат, который был прекрасным писателем, но предал свой талант, продавшись в Голливуд.

Перед нами герой с чувствительной душой, развитым воображением, культурной основой — мальчик из высших слоев среднего класса. Три дня, о которых он рассказывает, не были для него счастливыми. Это время перелома и испытаний, за которыми, по мысли автора, должны последовать изменения в морали подростка, которому суждено в конце концов повзрослеть.

Исповедь героя как раз выражает эту главную проблему. Холдену плохо в мире лжи, «липы», «показухи» (такой представляется в романе Америка середины XX века), он не может смириться с ним. Но для него двойная мораль — признак «мира взрослых». Проблема в том, чтобы сберечь детскую чистоту и искренность, не дать «миру взрослых» поглотить невинное детство. Именно об этом мечтает Холден, именно это подчеркивает название книги и заветное желание героя «стеречь ребят над пропастью во ржи». Не видя во взрослости ничего хорошего, Холден не может и не хочет взрослеть: не случайно в конце романа он отправляется в очередную школу.

В исповеди Холдена отражается тревога автора за судьбы молодого поколения. Он ощущает трудности духовного становления подростка, противоречия внутреннего роста. Творчество Дж. Сэлинджера близко и современной молодежи.

ПредыдущаяСтраницаСледующаяСтраница

Оглавление

Критика

Произведение оценивалось рецензентами неоднозначно. В частности, многих пуританских критиков смущал язык Сэлинджера, наполненный жаргонизмами и колкостями. В русском переводе они еще не так очевидны, а вот в оригинале он провоцирует родителей на протест против того, чтобы роман проходили в школах. В 50-е годы прошлого века активисты развернули полномасштабную кампанию против книги, заявив о ее безнравственности. Под удар попали и преподаватели, которые советовали прочитать текст. Им вменяли в вину то, что он пропагандирует развратное поведение, сексуальную распущенность и инфантилизм.

В своем литературном исследовании «Философские и эстетические основы поэтики Дж. Д. Сэлинджера» И. Л. Галинская перечислила несколько критических работ, посвященных творчеству писателя и выполненных его соотечественниками. Например, Ф. Гвинн и Дж. Блотнер

У. Френч подробно разобрал характер главного персонажа:

Его размышления дополняет рецензент Ричард Леттис, который анализирует нравственный выбор Холдена и его последствия:

С. Финкелстайн в исследовании «Экзистенциализм в американской литературе» доказывает, что писатель был вдохновлен экзистенциальной философией и отразил ее идеи в романе:

Отношение автора к своему детищу комментирует русский критик С. Белов:

Также отечественный рецензент скептически оценивает образ Холдена Колфилда, разграничивая его фантазии и поступки:

Однако в конце своей статьи он приходит к выводу, что рассказчик изменился к лучшему, забыл о бунтарстве и стал спокойнее присматриваться к миру, который так смело ненавидел. Чем ближе к финалу, тем меньше вульгаризмов слышно в речи подростка.

Известно, что преступники вдохновлялись произведением (например, убийца Джона Леннона, маньяк, убивший актрису Ребекку Шеффер, и человек, который покушался на жизнь американского президента Рейгана).

Сила болтовни

Духовные искания Сэлинджера напоминали коробку конфет ассорти. Родившись в иудейской семье, он перепробовал дзэн-буддизм, ведический индуизм и даже харизматичное христианство. Посетив в Нью-Йорке молельный дом, он так впечатлился, что, вернувшись в Нью-Гэмпшир, начал говорить на разных языках. Его дочь однажды нашла его в пристройке для загара впавшим в глоссолалию (это произнесение непонятных, бессмысленных звуков в состоянии религиозного экстаза; в некоторых религиозных направлениях считается, что таким образом человек может разговаривать с Богом на непонятном для него самого языке).

Тема произведения

  • Тема одиночества. Холден Колфилд ни в ком не ощущает духовного родства, поэтому ему тяжело учиться и сохранять спокойствие. Его знакомства в школе поверхностны, а душу тяготит потеря брата и разлука с сестрой. Автор показывает, как опасно оставлять ребенка одного в такой период: он может свернуть с дороги просто потому, что ему некому было излить душу. Сэлинджер при этом разделяет одиночество-недуг и уединение, которое является благом для человека, чуждающегося общества.
  • Любовь. Фиби в романе «Над пропастью во лжи» олицетворяет ангельскую бескорыстную и самоотверженную любовь. Именно это чувство должно связывать семью, чтобы она могла противостоять трудностям постороннего мира. Оно же и меняет главного героя к лучшему. Не строгость родителей и не дорогие школы делают человека, а искреннее участие, доверие и нежность, проявленные к нему.
  • Семья. Мальчику не хватало теплоты родительской заботы, он не был близок с отцом и матерью. Конечно, этот факт спровоцировал его неустроенность и озлобленность против мира взрослых. От недостатка общения с ними он не понимает, что же они за люди такие, раз не знают, «куда деваются утки».
  • Опыт и ошибки. Подросток проходит через массу испытаний и искушений, часто делает неверные шаги, о которых потом жалеет. Например, его попытка вызвать в номер проститутку обернулась полным фиаско, и он раскаивается в содеянном.
  • Тема совести. Внутренние нравственные ориентиры помогают Холдену не сбиться с курса. В отличие от своего самодовольного соседа, он не перестает быть скромным и наивным мальчиком, настоящая порочность его не касается. Он склонен тщательно обдумывать даже то, что уже совершил, и сверять со своим кодексом правил.
  • Первая любовь. Герой влюбляется в Джейн, но не может сказать о своих чувствах и самому себе, не то, что девушке. Он заводит отношения с Салли, но понимает, что девчонка девчонке рознь, и ему нужна не какая-нибудь, а вполне определенная подружка. Этой романтичностью он отличается от Стрэдлейтера, который не вникает в особенности и внутренние миры, его интересует только физическая сторона чувств.

Почему так называется, и что это означает?

«Над пропастью во ржи» — это искаженная фраза Роберта Бернса, английского поэта. Если у Бернса был зов во ржи, то Сэлинджер меняет цитату на «Если кто ловил кого-то над пропастью во ржи», якобы ошибаясь. Но на самом деле, писатель изменил цитату, чтобы сделать отсылку к Библии, имея в виду ловцов человеческих душ. То есть, автор хочет спасти других детей от черствости и цинизма взрослого мира, который они узнают прежде времени. Нужно помочь им сохранить непосредственность восприятия и чистоту души. Нужно суметь поймать детей надо рвом, который заполнен фальшью и ложью. И в тексте это название много значит для героя: услышав песенку мальчика, он припоминает недопетые строки и после этого задумывается о действительно важных вещах, которые приводят его к осознанию истинных ценностей.

Этим посылом и объясняется новаторство формы произведения: автора в тексте мы не замечаем. Такое ощущение, что его вообще нет, и перед нами просто изыскания какого-то юноши. Повествование представляет собой монолог, стилистически выдержанный в манере подростковой речи. Если раньше литераторы стремились к искусственности речи, возвышая ее, то Сэлинджер, напротив, стремился передать обыденные разговоры с друзьями, внутренние монологи, не приукрашивая их, чтобы читатель поверил Колфилду. Писатель пытается «выудить» детей из рва жестокой реальности, показывая живого мальчика со всеми проблемами и нюансами, присущими его возрасту. Именно Холден, а не его литературный творец, должен был учить сверстников, как равный равного. Поэтому книга называется «Над пропастью во ржи» — именно там происходит действие романа, который тянет к себе неокрепшие умы и неомраченные агрессией души.

Лягушонка в коробчонке

Во время, свободное от бесчеловечных медицинских опытов над детьми, Сэлинджер любил ненадолго забраться в свой персональный оргазмотрон. Это вместилище из дерева и листового металла, рассчитанное на одного человека, было изобретено в 1930-е годы психоаналитиком-мошенником Вильгельмом Райхом. Коробка размерами 150×60×60 сантиметров, называвшаяся оргоновым аккумулятором, якобы накапливала «оргон», саму сущность жизни. (Многие также верили, что устройство действует на сидящего внутри как мощный сексуальный стимулятор.) В начале 1950-х подобные машины продавались бойко, как горячие пирожки, пока американское правительство не объявило их шарлатанством и не посадило изобретателя в тюрьму. (Для справки: Райх однажды беседовал с Альбертом Эйнштейном пять часов кряду. В конце беседы он сказал: «Теперь вы понимаете, почему все думают, что я сумасшедший». Эйнштейн добавил: «И понимаю, каково им приходится».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Образовайка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: