Cочинение «семья и общество в драме а. н. островского гроза”. семейный и социальный конфликт в драме «гроза”

О чем заставляет задумать пьеса гроза. островский. сочинение-рассуждение по пьесе островского «гроза о чем заставляет задуматься гроза

Вариант 2

Драма Гроза Островского – это произведение, которое рассматривает тему социального и семейного конфликта. В центре сюжета находится семья Кабановых, где главная героиня Катерина Измайлова страдает от жестокости своего мужа и доминирования свекра. Она ищет утешение в любви к другому мужчине, что приводит к трагическому финалу.

Социальный конфликт в драме проявляется в противостоянии двух классов – богатых и бедных. Кабановы – это представители богатой семьи, которые живут в роскоши и не заботятся о простых людях. В то же время, герой-любовник Катерины – Сергей – представляет бедный народ, который страдает от жестокости и безразличия богатых. Он любит Катерину и готов на все ради нее, но она не может оставить свою семью и бросить все ради него.

Семейный конфликт в драме проявляется в отношениях Катерины и ее мужа Тихона. Он жестоко обращается с женой, не дает ей свободы и не уважает ее чувства. Катерина же ищет утешение в любви к Сергею, что приводит к трагическому финалу – она убивает своего мужа и покончила с собой. Таким образом, автор показывает, как жестокость и безразличие могут привести к трагическим последствиям.

Однако, помимо социального и семейного конфликта, в драме присутствует и конфликт между любовью и долгом. Катерина любит Сергея, но не может бросить свою семью и нарушить общественные нормы. Она страдает от этого, но все же не может принять решение. Сергей же готов на все ради любви, но не может заставить Катерину бросить свою семью.

Кроме того, в драме присутствует и конфликт между человеческими чувствами и общественными нормами. Катерина любит Сергея, но не может бросить свою семью и нарушить общественные нормы. Она страдает от этого, но все же не может принять решение. Сергей же готов на все ради любви, но не может заставить Катерину бросить свою семью.

Таким образом, драма Гроза Островского является ярким примером социального и семейного конфликта, а также конфликта между любовью и долгом, и между человеческими чувствами и общественными нормами. Автор показывает, как жестокость и безразличие могут привести к трагическим последствиям, и как любовь может стать спасением в трудные моменты.

Краткая аннотация проекта

Данная работа предназначена для учащихся 10 классов. На проект отводится 4 часа. Исследование опирается на анализ пьесы А.Н.Островского «Гроза». Творчество Александра Островского заложило основы национального репертуара русского театра. В комедиях и социально-психологических драмах Островский вывел галерею типов. С особенностями пьес А.Н.Островского и предстоит познакомиться учащимся.

Работа данного проекта предполагает использование дополнительного материала помимо школьной программы, также умение работать со справочным материалом.

Работа над проектом направлена на формирование ценностно-смысловых компетенций учащихся; воспитание уважения к русской литературе и родному языку.

Проект предполагает исследование учащимися влияния социальной среды, семейной атмосферы на личность человека, его состояние, его настроение, духовный рост, возможность противостоять безнравственности.

2 вариант

А.Н. Островский вывел в центр своей пьесы «Гроза» несколько основных конфликтов. Первый из них – традиционное семейное противостояние «отцов и детей». Когда существующие веками законы и заветы предков оказываются неактуальными для молодого поколения.

Катерина, выйдя замуж, попадает в семью, где всем заправляет Кабаниха. Несмотря на то, что эта женщина сама является сильной и властной, она твердо уверена, что в семье женщине отведено низшее место, она обязана беспрекословно подчиняться мужу, а он иногда ее избивать. Такое положение вещей не устраивает Катерину. Она внутренне не может смириться с таким порядком вещей. Но, оказавшись вдали от семьи, без существенной поддержки, женщина не может ничего противопоставить бескомпромиссной свекрови. Причем, если Катерина, видит, что порядки уже устарели и их пора менять, то Тихон согласен просто жить как говорят, лишь бы избегать конфликтов с матерью.

Молодежь в пьесе «Гроза» имеет схожие взгляды, но по-разному борется за свою свободу. Борис выбирает путь пассивного ожидания. Он молча терпит капризы и самодурство Дикого, ожидая, что после его смерти обретет свободу. Варвара тайно от матери ходит гулять и встречается с молодыми людьми. Ей нет дела до того, что кто-то может узнать об этом. Катерине становится сложнее. С одной стороны, она мечтает о свободе, с другой – боится открыто выступить против общества. В конечном итоге, именно общество со своим лицемерным консерватизмом и доводит Катерину до самоубийства. Это ее личная форма протеста – отказ жить в несправедливом мире.

У драматурга прослеживается собственный ироничный взгляд на закостеневшее консервативное общество, в котором живут его герои. К примеру, характер Кабанихи доведен им практически до абсурда. Автор дает читателям возможность посмотреть, как излишняя приверженность к устаревшим традициям выглядит на самом деле. Когда Кабаниха, изо всех сил кричащая о том, что женщина должна быть покорной и смиренной, не стесняется поднимать руку на сына и невестку.

В маленьком городе, где все друг друга знают, социальный конфликт напрямую вытекает из семейного. Нельзя говорить о каком-либо прогрессе, то тех пор, пока семьи живут по «Домострою» и заветам предков, кичась на показ своей добродетелью. А внутри семьи в итоге процветает рукоприкладство, оскорбления и унижения.

Для того, чтобы в обществе были возможны какие-то перемены, их надо начинать внутри семьи. С просвещения людей.

Последние заданные вопросы в категории Литература

Литература 15.12.2023 11:27 20 Нерсесьян Эрик

проследить, как и под влиянием каких факторов происходит пробуждение Обломова, изменяется его

Ответов: 2

Литература 15.12.2023 11:16 24 Ляпина Марина

Чому говорять що моріс де брасі не остаточно втратив поняття про лицарську честь​

Ответов: 2

Литература 15.12.2023 11:07 26 Тиломуродов Сухроб

Есе на тему «Айвенго — справжній лицар» пожалуйста, как можно быстрее…

Ответов: 1

Литература 15.12.2023 11:03 11 Корейша Дмитрий

Сцени пов’язані з рабством «П’ятнадцяти річний капітан»​

Ответов: 2

Литература 15.12.2023 10:41 28 Хан Токееш

Скласти кроссенс до роману Ю. Яновського «Майстер корабля>>​

Ответов: 2

Литература 15.12.2023 10:16 11 Vtorushin Alex

Про які риси характеру Герди говорить той епізод, коли вона відмовляється залишитися жити в палаці?

Ответов: 1

Литература 15.12.2023 10:15 27 Дубля Даниил

Абетка персонажів 15річний капітан від А до Я

Ответов: 1

Литература 15.12.2023 10:00 14 Волков Михаил

До розділу, Театр корифеїв» скласти план.​ допоможіть будь ласка дуже срочно

Ответов: 2

Литература 15.12.2023 09:46 11 Астраханцева Александра

Назвати 8 проблем які підняв карпенко карий у комедії хазяїн Срочно!

Ответов: 2

Литература 15.12.2023 09:07 27 Волк Рома

Складіть сенкан до образів двох героїв роману айвенго​

Ответов: 2

Похожие вопросы

Литература 06.05.2023 13:58 373 Нечипоренко Богдан

СДЕЛАЙТЕ ПЖ)ДРАМА А.Н. ОСТРОВСКОГО «ГРОЗА» 1.Вспомните основные периоды творчества А.Н.

Ответов: 2

Литература 27.06.2018 14:37 82 Семиглазов Илья

Как соотносятся семейные и социальные конфликты в драме «Гроза»

Ответов: 1

Литература 27.05.2019 03:02 101 Бутым Верочка

1. Как называли А. Н. Островского современники? а) «русский Мольер» б) «Колумб Замоскворечья»

Ответов: 1

Литература 02.09.2020 22:05 14 Кусь Иоанн

1)Основные конфликты в драме Гроза? 2)Роль пейзажей в драме?3)Докажите что кабаниха глава

Ответов: 1

Литература 29.07.2018 03:40 68 Галкин Артём

СРОЧНО! Кого из русских писателей поначитался Кулигин из «Грозы» Островского? 1)Ломоносова,

Ответов: 2

Литература 02.08.2018 11:01 17 Логвинов Иван

1)Особенности литературы как вида искусства. Средства создания художественного образа.

Ответов: 2

Литература 10.05.2019 02:19 10 Бельчикова Дарья

ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА ПО ДРАМЕ ГРОЗА)1) почему Катерина выбрала смерть?2) мастерство речевых

Ответов: 2

Топ вопросов за вчера в категории Литература

Литература 28.06.2023 07:26 3155 На Миша

Внешний облик братьев Остапа и Андрия написать цитатами кратко!!!

Ответов: 2

Литература 15.07.2023 14:27 4370 Зайцева Анна

Интересные факты о Лермонтове, фактов 15

Ответов: 2

Литература 18.06.2023 13:33 298 Иванов Саша

Какие произведения других видов искусства можно сопоставить с поэмой Мцыри?

Ответов: 2

Литература 30.04.2023 23:15 196 Чкаловская Милана

Решите тест по произведению Евгений Онегин пожалуйста!!! Приложение №2 Тест по 4 главе 1.О ком

Ответов: 2

Литература 18.06.2023 19:47 104 Дусенов Диас

Срочно помогите, дам много Дайте письменный ответ на один из проблемных вопросов в объёме не

Ответов: 2

Литература 30.04.2023 05:05 1072 Борисова Оксана

2. Запиши синонимы к словам и сочетани- ям слов, поставь ударения. Работушка кипела- Ходом-водом

Ответов: 2

Литература 25.11.2023 14:39 52 Житникова Юлия

Пейзаж в произведении Кавказский пленник ​

Ответов: 2

Литература 18.05.2023 19:13 113 Mameshov Nurti

Вопросы к повести Н.М.Карамзина «Евгений и Юлия» 1. Кем приходилась Юлия госпоже Л? 2. Как жила

Ответов: 2

Литература 01.07.2023 04:08 408 Девятова Екатерина

Что видел царь Пётр, стоя на берегу Невы, в поэме А.С. Пушкина «Медный всадник»?

Ответов: 2

Литература 21.11.2023 04:45 116 Андреев Дмитрий

Стихотворение Н.Майорова «Мы». Найдите в тексте детали которые говорят об умении людей

Ответов: 2

Проблема отцов и детей

Здесь речь идёт не о непонимании, а о тотальном контроле, о патриархальных порядках. В пьесе показана жизнь семьи Кабановых. В то время мнение старшего мужчины в семье было неоспоримым, а жёны и дочери были практически лишены прав. Во главе семьи стоит Марфа Игнатьевна, вдова. Она взяла на себя мужские функции. Это властная и расчётливая женщина. Кабаниха считает, что заботится о своих детях, приказывая им поступать так, как хочет она. Такое поведение привело к вполне логичным последствиям. Её сын, Тихон, слабый и бесхарактерный человек. Мать, кажется, таким и хотела его видеть, ведь в таком случае человеком легче управлять. Тихон боится сказать что-либо, выразить своё мнение; в одной из сцен он признаётся, что своей точки зрения у него и вовсе нет. Тихон не может защитить от истерик и жестокости матери ни себя, ни свою жену. Дочь Кабанихи, Варвара, наоборот, сумела приспособиться к такому образу жизни. Она легко врёт матери, девушка даже сменила замок на калитке в саду, чтобы беспрепятственно ходить на свидания с Кудряшом. Тихон не способен ни на какой бунт, Варвара же в финале пьесы сбегает из родительского дома с возлюбленным.

Вариант 1

Драма Гроза Островского – это произведение, в котором автор рассматривает тему социального и семейного конфликта. В центре сюжета находится семья Кабановых, где главная героиня Катерина Измайлова страдает от жестокости своего мужа и доминирования свекра. Она ищет утешение в любви к другому мужчине, что приводит к трагическому финалу.

Социальный конфликт в драме проявляется в противостоянии двух классов – богатых и бедных. Кабановы – это представители богатой семьи, которые живут в роскоши и не заботятся о простых людях. В то же время, герой-любовник Катерины – Сергей – представляет бедный народ, который страдает от жестокости и безразличия богатых.

Семейный конфликт в драме проявляется в отношениях Катерины и ее мужа Тихона. Он жестоко обращается с женой, не дает ей свободы и не уважает ее чувства. Катерина же ищет утешение в любви к Сергею, что приводит к трагическому финалу – она убивает своего мужа и покончила с собой.

Таким образом, драма Гроза Островского является ярким примером социального и семейного конфликта. Автор показывает, как жестокость и безразличие могут привести к трагическим последствиям, и как любовь может стать спасением в трудные моменты.

Представители города Калинова

В следующей таблице приведены цитаты, характеризующие хозяев городка и их жертв:

Хозяева городка Их жертвы
Дикой: «Ты червяк. Захочу – помилую, захочу – раздавлю». Кулигин: «Лучше уж стерпеть».
Кабаниха: «Давно вижу, что вам воли хочется. Вот куда воля-то ведет!» Варвара: «И не обманщицей была, да выучилась. А по-моему, делай что хочешь, только бы все шито-крыто было».
Феклуша: «И купечество все народ благочестивый, добродетелями многими украшенный». Тихон: «Да я, маменька, и не хочу своей волей жить. Где уж мне своей волей жить!»
Борис: «Не по своей воле еду, дядя посылает»
Кудряш: «Ну, значит, я его и не боюсь, а пущай же он меня боится».

Она кратко описывает конфликт основных персонажей пьесы Островского для сочинений на тему «Тёмное царство». Здесь видно, что Дикой, несмотря на свою грубость и самодурство, действует открыто. Страшнее его Кабаниха, которая, на словах руководствуясь заботой о других, подавляет волю своих домашних и разрушает семью.

Проблема самореализации

При разговоре о проблематике «Грозы» нельзя не упомянуть и этот аспект. Проблема реализована в образе Кулигина. Этот изобретатель-самоучка мечтает о том, чтобы сделать что-то полезное для всех жителей города. В его планы входит собрать перпету-мобиле, построить громоотвод, получать электричество. Но всему этому тёмному, полуязыческому миру не нужен ни свет, ни просвещение. Дикой смеётся над планами Кулигина найти честный заработок, открыто издевается над ним. Борис после разговора с Кулигиным понимает, что изобретатель так никогда и не изобретёт ни одной вещи. Возможно, это понимает и сам Кулигин. Его можно было бы назвать наивным, но ведь он знает, какие нравы царят в Калинове, что происходит за закрытыми дверями, что представляют собой те, в чьих руках сосредоточена власть. Кулигин научился жить в этом мире, не потеряв себя. Но он не способен так остро ощущать конфликт между реальностью и мечтами, как это делала Катерина.

Популярные сегодня темы

Молодая семья Уолт и Медж Ирвины живут на окраине села в горном коттедже. Медж очень трудолюбивая, нежная и прекрасная, она занимается домом, Уолт – натура творческая, мечтательная и талантливая

В жизни каждого человека есть свой учитель. Эта профессия очень нелегка, но педагоги — это люди, играющие большую роль в формировании личности

Дарья прожила непростую жизнь. События, выпавшие на ее долю, сильно измотали героиню: женщина знает, что такое война, трое детей уже в земле, а муж пропал в тайге

Полушкин Егор. Мужчина, проживающий в сельской местности. Егор всегда чувствовал особое единение с природой.

Каждому человеку свойственно чувствовать, каким бы черствым человек не был внешне, он тоже испытывает различные чувства и эмоции. Поэтому в какой-то степени мы живем в мире чувств и эмоций. Ведь люди регулярно чувствуют и обмениваются различными эмоциями.

План проведения проекта

Вводное занятие. Проект начинается с обсуждения вопросов по теме проекта. Преподаватель предлагает буклет,
объясняющий использование проектной методики при изучении данной темы, и содержащий проблемные вопросы, на
которые ученики будут искать ответы, просматривают стартовую презентацию.

Этап I (организационно-­подготовительный)
­

определение целей и задач проекта,

­

выявление интересов учащихся,

­

формирование групп,

­

планирование работы групп,

­

проверка базовых знаний,

­

распределение обязанностей в группах,

­

подбор ресурсов по теме исследования.

Этап II (проведение исследования)
­

изучение теоретических вопросов по проблеме,

­

анализ полученной в результате исследования информации,
самооценка работы

Этап III (оформление результатов исследования)
­

обсуждение критериев оценки итоговых материалов,

­

разработка итогового продукта группового исследования,

­

самооценка итоговых материалов по критериям,

­

групповой анализ в блоге,

­

представление результатов исследования другим группам на итоговой конференции,

­

взаимооценка материалов других групп по критериям,

­

оценка педагогом результатов проектной деятельности учащихся по критериям,

­

личный анализ полученных по изучаемой теме знаний.

Ответы на вопрос

Отвечает Алексеева Анастасия.

В этой пьесе соц. и семейный конфликты являются основными, ибо их можно объединить в один — противостояние старых и новых порядков.

За «старый» порядок отвечают представители тёмного царства — Дикой и Кабанова (Кабаниха). У них консервативный взгляд на жизнь: в семье все должны повиноваться старшим,  должны боятся и почитать их; в остальном мире важны только деньги и угнитительная власть над бедными.

Катерина же, пытается отстаивать право на жизнь более либеральных взглядов относительно семейных отношений, должное взаимопонимание и забота о близких.

Отвечает Валиева Индира.

Драма «Гроза» Александра Островского — это классическое произведение русской литературы, написанное в середине XIX века. В ней прослеживается ярко выраженная связь между семейными и социальными конфликтами. Давайте разберем, как они соотносятся:

  1. Семейные конфликты:
    В драме «Гроза» многочисленные семейные конфликты являются основой сюжета и взаимоотношений между главными персонажами. Главным семейным конфликтом является противостояние между Кабановым и Кабановой, родителями главной героини Катерины. Кабанова страдает от жестокости мужа, он доминирует над ней и угнетает ее, что ведет к ее психической нестабильности и чувству обреченности.

Кроме того, есть конфликт между Катериной и ее свекровью, Марфой Михайловной. Свекровь является жестокой и беспощадной к Катерине, что только усугубляет ее страдания. Таким образом, семейные конфликты в «Грозе» отображают разрывы в отношениях внутри семьи, несчастливые браки и насилие внутри семейного круга.

  1. Социальные конфликты:
    Помимо семейных, в драме также присутствуют ярко выраженные социальные конфликты. Один из главных социальных конфликтов в «Грозе» связан с противостоянием городской буржуазии и крестьянской общины. Кабанов является представителем буржуазии, который, обладая властью и богатством, презрительно относится к крестьянам, включая семью Тихона и Кулигина.

Конфликт усиливается, когда Катерина вступает в запретные отношения с Сергеем, который также является представителем буржуазии, их любовь нарушает общепринятые нормы и ведет к социальной изоляции и осуждению со стороны общества.

Таким образом, социальные конфликты в драме «Гроза» представлены через противостояние двух социальных классов, буржуазии и крестьянства, и связаны с противоречиями между традиционными обычаями и личными желаниями.

В итоге, драма «Гроза» Александра Островского исследует сложные взаимосвязи между семейными и социальными конфликтами, показывая, как они могут взаимодействовать и усиливать друг друга, влияя на судьбы персонажей и формируя общую атмосферу произведения.

1

Проблема власти

В городе Калинове власть находится не в руках соответствующих органов, а у тех, у кого есть деньги. Доказательством этого служит диалог купца Дикого и городничего. Городничий говорит купцу о том, что на последнего поступают жалобы. На это Савл Прокофьевич отвечает грубо. Дикой не скрывает, что обсчитывает простых мужиков, он говорит об обмане как о нормальном явлении: если купцы друг у друга воруют, то и у обычных жителей воровать можно. В Калинове номинальная власть не решает абсолютно ничего, и это в корне неверно. Ведь получается, что без денег в таком городе просто невозможно прожить. Дикой мнит себя чуть ли не батюшкой-царём, решая кому давать деньги в долг, а кому нет. «Так что знай, что ты червяк. Захочу — помилую, захочу — раздавлю» — так отвечает Дикой Кулигину.

Сочинение Семейный и социальный конфликт в драме Гроза Островского

Одна из самых известных пьес Александра Николаевича Островского «Гроза» поднимает по ходу своего повествования несколько масштабных, или, как можно выразиться, вечных вопросов. Социальный и семейный конфликты одни из сюжетообразующих и наиболее важных проблем, которые задевает известный драматург в своем произведении.

Социальный и семейный конфликты в пьесе состоят в борьбе между «старым» и «новым» миром, людьми, которые видят жизнь абсолютно по-разному, которые, в большинстве своем, не готовы идти на компромисс. Вечное столкновение «отцов» и «детей» ярко показано на примерах отношений между Кабановой и Тихоном, а наиболее яркое противостояние старого и нового порядка – это отношения между Кабановой и Катериной. Сколь жестоко и непреклонно защищает Кабанова свой привычный мир, и это неудивительно, в её мире правит жестокость и ненависть, в ее мире мнение незнакомых людей куда важнее мнения собственного и мнения своих близких, Кабанова попросту не умеет жить иначе и со всей яростью накидывается на веяния нового мира. Однако именно последнее добавляет её образу некоторую трагичность – такой человек попросту не выживет при порядках, которые проповедуют Варвара с Кудряшом, хотя и скрывают это ото всех. Этим Кабанова отличается от Дикого, трагичности в котором мы не замечаем, он – типичный самодур, который не желает слышать других и абсолютно уверен, что его картина мира верна.

Семейный конфликт ярко показан также не только между матерью и сыном (Кабановой и Тихоном) , но и на примере взаимоотношений между мужем и женой (Тихоном и Катериной), внутренний конфликт, что Тихона, что Катерины показывает нам то, что их мировоззрение находится на границе между старым и новым порядком. Тихон привык слушаться матушку, но внутри понимает, что она не права, однако противостоять ей он не в силах, Катерина же хочет жить «правильно», однако чувства к Борису разрывают её душу на части и в итоге приводит к печальному концу.

В пьесе «Гроза» данные конфликты занимают лидирующее положение, на них выстроено всё повествование произведения, крайне неоднозначно можно ответить на вопрос, а разрешились ли эти конфликты. С одной стороны протест Катерины, от которого она не отказалась, показывает её как сильную личность, которая в силу убеждений просто неспособна жить при старых порядках и решает, что ей лучше не жить совсем. Тихон понимает весь диссонанс ситуации, однако он будет продолжать жить в старом мире, Варвара и Кудряш всё также будут вести двойную игру. Выходит, конфликт разрешился лишь у центрального персонажа пьесы.

Проблема самореализации

При разговоре о проблематике «Грозы» нельзя не упомянуть и этот аспект. Проблема реализована в образе Кулигина. Этот изобретатель-самоучка мечтает о том, чтобы сделать что-то полезное для всех жителей города. В его планы входит собрать перпету-мобиле, построить громоотвод, получать электричество. Но всему этому тёмному, полуязыческому миру не нужен ни свет, ни просвещение. Дикой смеётся над планами Кулигина найти честный заработок, открыто издевается над ним. Борис после разговора с Кулигиным понимает, что изобретатель так никогда и не изобретёт ни одной вещи. Возможно, это понимает и сам Кулигин. Его можно было бы назвать наивным, но ведь он знает, какие нравы царят в Калинове, что происходит за закрытыми дверями, что представляют собой те, в чьих руках сосредоточена власть. Кулигин научился жить в этом мире, не потеряв себя. Но он не способен так остро ощущать конфликт между реальностью и мечтами, как это делала Катерина.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Образовайка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: