Сочинение на тему образ софьи в произведении «горе от ума» а. с. грибоедова

Образ и характеристика софьи фамусовской в комедии горе от ума 9 класс сочинение

Краткое содержание

4 вариант

В изумительном юмористическом произведении Грибоедова любой персонаж имеет свои своеобразные нестандартные особенности. В числе непонятных характеров в произведении отображена Софья. В ней собраны положительные качества, к которым добавлено двуличие. От природы молодая особа одарена интеллектом, само­стоятельным нравом. Она может переживать и обожать всей душой. Кроме всего прочего, Софья прекрасно образована и воспитана. Помимо пристрастия к литературе французских писателей, она к тому же универсально развита. Как раз, разбирая литературные работы романтических писателей, она познала мечтательность и чувствительность

Поэтому, после этого, она стала обращать внимание на Молчалина, который своим характером напоминал ей главных персонажей любовных произведений

Скорее всего, этот юноша, ей оказался по нраву потому, что она могла им руководить так, как ей заблагорассудиться. Любовные чувства к Чацкому помогут читателям разобраться в том, что эти два персонажа чем-то похожи друг на друга. И правда ей всего 17 лет, она считает себя само­стоятельной. Ей все равно, что о ней рассказывают соседи. Но Чацкий об этом догадывается, и собственные фразы излагает молодой особе, потому что считает ее своим сторонником.

Софья, как и Чацкий, познала амурную разочарованность, потому что невольно услышала разговор Молчалина с Лизой. И ее любимый человек уже ей представляется совершенно по-иному, потому что она нужна была ему для того, чтобы подняться по служебной лестнице. В нужный момент она это обнаружила. Ведь будь она замужем, то она узнала бы, что такое разочарованность в любовных отношениях. Она совершенно не мечтала о Чацком в образе мужа, именно он открыл ей в этом глаза. Но, потому, что она выросла в консервативном социуме, то и человека она нашла безнравственного.

По какой причине же она на это пошла? Становиться ясно, что все трудности были из-за образования всех молодых особ той поры. Она совершенно не может отвечать за все свои действия и поступки. И все любовные действующие лица совершенно отличаются от настоящих людей. Девушка не может распознать настоящее нежные чувства от обмана. И мы догадываемся, что она, расставшись с Молчалиным, так или иначе, предпочтет себе любимого человека похожего на него.

Грибоедов, мне кажется, создал драматургию о жизненной действительности, а не о политике, и в нем добавил самое главное — любовные отношения. Критики подмечали, что в Софье имеются зачатки замечательной девушки. И это правда. Только Софья Павловна Фамусова стала первым образом на пути создания представлений русских женщин в отечественной письменности.

Сочинения по русскому языку и литературе

Софья по сути своей не является персонажем социальной комедии, она скорее драматическое лицо из бытовой драмы. Подобно Чацкому, Софья представляет собой живущую настоящим, страстную натуру с сильным чувством. И хоть объект ее страсти убог и жалок, ситуация от этого не выглядит комичной, а скорее наоборот – драматической. Исполняя роль Софьи в спектаклях, актрисы интерпретируют ее как любовь. Самое главное в поведении, в образе Софьи – это любовь. Она разделила мир на две половины: в одной – Молчалин, в другой – все остальные. Если Молчалина нет рядом, то все мысли Софьи только о встрече с ним. Несмотря на то, что в ней бурлит вся сила первого чувства, ее любовь безрадостна и несвободна. Она прекрасно понимает, что отец никогда не примет ее избранника. Эта мысль очень отравляет ее жизнь, но вместе с тем Софья готова к отчаянной борьбе. Она не в силах держать свои чувства взаперти, ей хочется поделиться своими переживаниями хоть с кем-то. Вначале она доверяется служанке Лизе, а потом и вовсе неподходящему человеку – Чацкому.

«Конечно, нет в нем этого ума,

Что гений для иных, а для иных чума,

Который скор, блестящ и скоро опротивит…

Образ Софьи изображен неординарным: страстным, самоотверженным, глубоким. Но, несмотря на ее хорошие качества, жизнь наделила ее непростой судьбой, сложным душевным поиском, что и сделало образ главной героини безмерно драматичным.

Похожие сочинения

Отметим, что пьеса А.С. Грибоедова является произведением реалистическим (не лишённым, однако, пережитков классицизма и отдельных романтических признаков). Значит, характеры не могут прописываться однозначно, отсутствует чёткое разделение героев на положительных и отрицательных. Таким образом, оказывается, что Софья занимает в комедии промежуточное положение между Чацким и так называемым фамусовским обществом. Для удобства знакомства с достоинствами и недостатками героини отметим ее основные черты и тем самым докажем противоречивость Софьи.

  • Challenges make our life exciting сочинение

      

  • Гармония отношений сочинение аргументы

      

  • Сочинение на тему экономика меняется вместе с жизнью

      

  • Сочинение по мцыри 8 класс по плану

      

  • Чем объясняется неоднозначность отношения гринева к злодею и самозванцу пугачеву сочинение

Вариант 2

В известной комедии в стихах А. С. Грибоедова «Горе от ума» одним из главных персонажей является дочь Фамусова, чей образ считается сложным и противоречивым. На долю героини выпадает больше разочарований и страданий, чем на долю Чацкого. Поэтому можно сказать, что Софья – самый трагичный образ в произведении.

Во-первых, она родилась и выросла среди московских дворян, для которых самое важное в жизни, что и как думают о тебе окружающие влиятельные люди. Неважно, как ты поступаешь, можешь наделать кучу глупостей и безобразий, однако внешне все должно выглядеть прилично

Так поступает и дочь Фамусова. От природы девушка умна и решительна, но героиня живет по законам своего общества. Она обманывает батюшку, встречаясь тайно с Молчалиным. Всю ночь находится с возлюбленным в своей комнате, а отцу говорит, что читала книжку. В доме Фамусова все обманывают друг друга, и Софья не исключение.

Во-вторых, когда появился старый друг детства и юности, Софья не обрадовалась. Ведь эта нежданная встреча помешает ее увлечению Молчалиным. Он высказывается о предмете ее воздыханий язвительно, неучтиво, постоянно высмеивает жениха. Чацкий не представляет себе, за что можно полюбить это полное ничтожество.

Такое отношение к Молчалину не нравится героине, возмущает и напрягает ее. Она вынуждена защищать юношу перед язвительным нежданным гостем. Софья пытается уберечь свою любовь и решается на сплетню о сумасшествии Чацкого. В этом эпизоде героиня поступает как истинная дочь Фамусова. Желание обмануть всех, чтобы получить себе какую-то выгоду, сближает ее с московскими дворянами.

В-третьих, в произведении автор жестко развенчивает образ Молчалина в глазах Софьи Павловны. Когда героиня случайно слышит разговор возлюбленного со своей служанкой, она понимает, что выбрала на роль будущего мужа настоящего подлеца. Молчалин притворялся влюбленным, чтобы возвыситься в обществе, продвинуться по службе, получить награду. Вся трагичность сцены разоблачения усугубляется тем, что рядом присутствует Чацкий. Автор показывает, что это еще сильнее ранит гордую, независимую женщину.

Таким образом, мы убеждаемся, что тяжелее всего в комедии Софье. Она отвергла любовь достойного человека и борется за свои чувства к низкому беспринципному мошеннику. Ее образ не вписывается в общество Фамусова. Она выше его, не боится защищать свои чувства. Ей тяжело узнать, что все старания были напрасны, Молчалин не достоин любви Софьи Павловны. Разочарование не сломило характер героини, и от своей цели в жизни девушка не отступится, найдет себе другого «молчалина» или простит этого.

Мнение критиков

Современники Грибоедова отнеслись к образу Софьи с легким пренебрежением и не оценили его глубину и трагизм, задуманные автором сочинения. А некоторые литературоведы и вовсе назвали Фамусову лживой и безнравственной.

Героиня ищет себе мужчину, которым можно будет помыкать. Из описания ее образа четко прослеживается облик женских персонажей, таскающих прислугу за волосы. Безраздельная власть в семье — стремление девушки, пока еще скрытое даже для нее самой.

Если построить день Фамусовой, который прошел перед глазами читателей, то получается не совсем приятная картина. Она проводит ночь в спальне с Молчалиным. С риском для своей репутации и будущего. Днем Софья говорит, что больна, но просит служанку привести ей Алексея. Под покровом темноты пробирается к его комнате. Никакие светские приличия не сдерживают ее.

Многие критики считали, что Фамусова не может быть романтическим героем. Ибо, ни в каком страстном воображении, нельзя так замечтаться, чтобы отдать свое сердце бездушному Молчалину. Разорение отца Софьи еще никому не заметно, но живущий в доме несколько лет Алексей, хорошо осведомлен об этом.

Неудивительно, что Молчалин не хочет жениться на девушке. Ни деньгами, ни по должности брак с Софьей не может принести ему никакой пользы. Мечты героини несбыточны: ей никогда не стать супругой Молчалина, и не потому что против этого будет ее отец, а потому что сам избранник не хочет этого.

Вариант 4

А.С. Грибоедов был многогранной личностью. У него был уникальный талант дипломата, театрала. Александр Сергеевич писал стихи, поэмы, играл на нескольких инструментах. Даже сочинял музыку. До наших дней дошли два вальса его авторства. Но в историю мировой литературы Грибоедов вошел как автор одного произведения. Им стала комедия «Горе от ума», признанная критиками бессмертной.

Пьеса включила в себя три художественных направления: реализм, классицизм, романтизм. Традиции жанра сочетаются с более современными веяниями. Социальная комедия, в своей классической трактовке, предполагает однобокие образы персонажей. Каждый из которых обличает один какой-то порок. Но «Горе от ума» раскрывает читателю многогранные личности героев. Глупость, нелепое подражание иностранцам, солдафонство, угодничество, лизоблюдство, меркантильность, отсутствие собственного мнения, гонения на культуру и образование – все отразил автор в своих «живых» персонажах.

Основной конфликт пьесы – это противоборство «века нынешнего» с «веком минувшим». В первом лагере оказывается лишь Александр Андреевич Чацкий. Тогда, как во втором штабе – практически все остальные.

На фоне общественного конфликта разворачивается любовный треугольник. Он не похож на сюжет любовного романа. Мужчин двое, но ни один не претендует на идеал. Чацкий, при его уме, образованности, резок, не сдержан в речах, не всегда тактичен. Молчалин же низок, подл, неприятен. Но на его стороне симпатии героини.

Сама барышня тоже не похожа на классический образ. Софья – дочь крупного чиновника. Павел Афанасьевич – управляющий в казенном доме, богат. Для своего единственного ребенка хочет светлого будущего. Жених необходим «при чинах, да при звездах». Ни Чацкий, ни Молчалин этим критериям не соответствуют. Отец восклицает: «Кто беден, тот тебе не пара!»

А.С. Пушкин писал о Софье, что это неясный образ, плохо прописанный персонаж. Но это лишь на первый взгляд. Юная леди, на протяжении всего текста, играет роль буфера между двумя мирами. Она не относится к «фамусовскому обществу», хоть и воспитана в нем. Но и к «веку нынешнему» ее нельзя причислить. В этом ее роль ключевая. Ведь в конце воспитание одерживает верх.

Большинство гостей «фамусовского» бала носят говорящие фамилии. Но у Софьи выразительное имя, со значением «мудрая». Это авторская ирония.

Девушка не глупа. У нее хорошее воспитание. Отец нанимал «полк учителей». Но она рано лишилась матери, поэтому никто не занимался формированием души. Сейчас барышне семнадцать, она «расцвела», стала завидной невестой.

Соня смелая, решительная. Ей сложно держать свою любовь втайне. Не страшит родительский гнев и общественное мнение. Молодая особа восклицает: «Что мне молва!»

Она позволяет себе колкие, язвительные, остроумные высказывания с Чацким. Но нежно переживает за Молчалина. Лишается чувств, когда тот падает с лошади.

Выросла барышня на французских романах. Поэтому все добродетели приписывает своему избраннику, рисуя идеал. Возможно, поэтому выбор пал на небогатого молодого человека. Ведь в сентиментальных книгах возлюбленный всегда не ровня.

Девица не обладает особой душевной красотой, добродетелями. Но что-то в ней привлекает Чацкого, вызывая любовь. Быть может, сильный характер.

В конце сюжета Софья понимает, что ее избранник подлец. Винит себя во всем. Но Чацкий наверняка прав. Появится другой «низкопоклонник и делец», за которого Соня выйдет замуж.

Внешность и увлечения Софьи

Девушка красива и молода:

«В седьмнадцать лет вы расцвели прелестно…».

Понятно, почему никого не удивляет количество кавалеров. Красота привлекает чопорных (Скалозуб), глупых (Молчалин), образованных (Чацкий) женихов. Ветреная барышня не дорожит отношением к себе, понимая, что ее красота не останется незамеченной.

Прелестная девчушка росла без материнской ласки: мать рано умерла. Отец приставил к ней гувернантку из Франции, которая привила вкус, помогла развиться индивидуальности. Домашнее образование позволило Софье стать разносторонней и интересной:

  • умеет петь;
  • изящно танцует;
  • любит и разбирается в музыке;
  • играет на нескольких музыкальных инструментах (фортепиано, флейта);
  • знает французский язык;
  • читает книги на иностранном языке.

Девушка обучена женским «штучкам»: вздохам, нежностям, хитрым уловкам.

Противоречивость натуры

Софья – единственный человек, который близок к умному и образованному Чацкому, персонажу, противостоящему обществу консерваторов и угодников. Софья стала причиной страданий молодого дворянина, источником сплетен, создателем интриги. Такое соединение в одном образе двух контрастов подтверждает его реальность, к которому стремился автор. Бездушная, глупая светская красавица или, наоборот, образованная, увлеченная науками барская дочь не вызвали бы столько интереса. Именно этой противоречивостью можно объяснить силу чувств, которые испытывает к ней Чацкий, пылкий и красноречивый молодой человек. Богатая невеста, настоящая дочь своего отца, она выросла в обстановке заботы и ухода, научилась находить для себя выгоду.

Характеристика и образ Софьи Фамусовской

Знаменитая и известная комедия «Горе от ума» великого русского писателя Грибоедова по праву считается произведением высокого уровня. Основной целью автора было показать образ жизни и нравов такого сословия людей как дворяне, в начале девятнадцатого века. Автор данного произведения очень четко показывает конфликт, который разгорается между двумя слоями людей, а именно старым и так называемым новым сословием.

Особое внимание уделяется, без исключения каждому действующему лицу данного произведения, так как каждый герой вводится в данное произведение не случайно, и это нужно признавать. Сегодня более подробно хотелось бы поговорить об образе Софьи, и том какую роль в данном произведении играет данный персонаж

Первое, что просто нельзя не отметить, так это то, что образ Софьи является довольно таки наполненным и сложным, по сравнению с другими персонажами. Автор показывает это тем, что общая характеристика данной героини является весьма и весьма противоречивой. С одной стороны, девушка является единственным человеком, который по своим взглядам и духу близок другому герою, а именно Чацкому. Но, с другой же стороны именно Софья является главной причиной всех страданий главного героя данного произведения

Сегодня более подробно хотелось бы поговорить об образе Софьи, и том какую роль в данном произведении играет данный персонаж. Первое, что просто нельзя не отметить, так это то, что образ Софьи является довольно таки наполненным и сложным, по сравнению с другими персонажами. Автор показывает это тем, что общая характеристика данной героини является весьма и весьма противоречивой. С одной стороны, девушка является единственным человеком, который по своим взглядам и духу близок другому герою, а именно Чацкому. Но, с другой же стороны именно Софья является главной причиной всех страданий главного героя данного произведения.

Кстати, очень важным будет заметить, что именно из-за этой девушки в итоге главного героя изгоняют из фамусовского общества, попасть в которое не так то просто, можно сказать даже невозможно.

Именно за эти качества Чацкий полюбил данную девушку, хотя она не воспринимала данные чувства всерьез, считая что это не что иное, как самая обыкновенная юношеская увлеченность и симпатия.

Очень важным будет заметить, что Софья является очень образованной девушкой, которая достаточно много времени тратить на свое образование и получение новых знаний.

Cookie файлы бывают различных типов:

Необходимые. Эти файлы нужны для обеспечения правильной работы сайта, использования его функций. Отключение использования таких файлов приведет к падению производительности сайта, невозможности использовать его компоненты и сервисы.

Файлы cookie, относящиеся к производительности, эффективности и аналитике. Данные файлы позволяют анализировать взаимодействие посетителей с сайтом, оптимизировать содержание сайта, измерять эффективность рекламных кампаний, предоставляя информацию о количестве посетителей сайта, времени его использования, возникающих ошибках.

Рекламные файлы cookie определяют, какие сайты Вы посещали и как часто, какие ссылки Вы выбирали, что позволяет показывать Вам рекламные объявления, которые заинтересуют именно Вас.

Электронная почта. Мы также можем использовать технологии, позволяющие отслеживать, открывали ли вы, прочитали или переадресовывали определенные сообщения, отправленные нами на вашу электронную почту. Это необходимо, чтобы сделать наши средства коммуникации более полезными для пользователя. Если вы не желаете, чтобы мы получали сведения об этом, вам нужно аннулировать подписку посредством ссылки «Отписаться» («Unsubscribe»), находящейся внизу соответствующей электронной рассылки.

Сторонние веб-сервисы. Иногда на данном сайте мы используем сторонние веб-сервисы. Например, для отображения тех или иных элементов (изображения, видео, презентации и т. п.), организации опросов и т. п. Как и в случае с кнопками доступа к социальным сетям, мы не можем препятствовать сбору этими сайтами или внешними доменами информации о том, как вы используете содержание сайта.

Влияние фамусовского общества

Девушка решила выбрать Молчалина не только из-за положительных качеств, которые она разглядела в нем. Дело в том, что в обществе, к которому принадлежит героиня, властвуют женщины — как в семье, так и в свете. Достаточно вспомнить чету Горичей (на фото выше), с которой мы знакомимся на балу у Фамусовых. Чацкий знал Платона Михайловича как деятельного, активного военного. Однако под влиянием своей супруги он превратился в какое-то безвольное существо. Теперь за него все решения принимает Наталья Дмитриевна. Она распоряжается своим мужем, как вещью, дает ответы за него.

Очевидно, что и Софья Фамусова, желая властвовать над супругом, решила избрать Молчалина на роль будущего мужа. Этот персонаж соответствует идеалу супруга в мире московских дворян того времени.

Если Александр Андреевич Чацкий в комедии Грибоедова является самой реальной, понятной нам фигурой, которой мы сочувствуем, то образ Софьи Павловны — наиболее сложный и противоречивый из всех, и к нему куда как труднее выразить свое отношение. Пока ты не знаком ни с какими рецензиями, откликами на комедию и статьями многих русских писателей о пьесе, то читаешь ее без предубеждения и имеешь возможность составить свое мнение о каждом из ее героев. С первых строк комедии мы знакомимся с Софьей, и именно в первом действии через реплики действующих лиц мы начинаем угадывать ее характер. Какой она нам кажется? Это умная романтичная девушка, воспитанная на французских сентиментальных романах, которые в изобилии тогда распространялись по России и особенно популярны были в среде столичной молодежи. Софья такая, как все девушки того времени: начитавшись этих книг, она невольно отдается романтическим мечтам о счастливой любви. Какой она ее представляет? Примерно такой: красивая богатая девушка влюбляется в бедного прекрасного юношу, и он тоже боготворит ее.

Размечтавшись таким образом, она находит свой идеал в хитром и расчетливом Молчалине: он представляется ей скромным, умным, нежно и робко любящим. Но мы-то знаем, что он не такой, а Софья — она ослеплена чувством и готова на многое ради него. Этой искренней любовью мне и нравится Софья.

А ее заблуждения — это не ее вина, а общества, в котором она воспитывалась. Какой бы она ни была романтичной, влюбчивой и благородной в своих чувствах, она все-таки принадлежит своей среде. А Чацкий — совершенно иной.

Именно его ум и отличие от других, “нормальных”, и отталкивает Софью от Чацкого: он ей непонятен и далек. Она ради приличия поддерживает с ним отношения, но не питает к нему никакого живого, чувства. Чацкий ошибается: Софья никогда его не любила. В этом она вполне честна. Но полностью отказавшись от Чацкого (она все время мечется между ним и своим обществом), она окунается в свою среду и невольно становится врагом Чацкого. Она вынуждена поддерживать слухи о сумасшествии Чацкого, и в этом она не уступает остальным: самому Фамусову и его гостям. Но личная драма Софьи в том, что ее обманывает Молчалин.

Перейдя на сторону Молчалина и людей фамусовского круга, она вдруг обнаруживает, что это подлые и низкие люди. И мне кажется, что в конце концов она понимает, что глубоко ошиблась. Не будь у нее ума, она так и не смогла бы это осознать.

“Она также получила свой миллион терзаний”, — говорит Гончаров. И он прав: образ Софьи глубоко трагичен. Ее душа испорчена, искажена этим обществом, и оно же ее предает. Несмотря ни на что, Софья — самая привлекательная фигура из всего “фамусовского” ряда, она скорее жертва, чем гонитель всего светлого. И этим она мне нравится.

Образ Софьи Фамусовой

Софья Фамусова представляет собой весьма неоднозначный, противоречивый женский образ в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». Воспитанная в лучших традициях того времени, девушка прекрасно владеет музыкальными инструментами, иностранными языками, увлекается литературой. На фоне «фамусовского» общества она выделяется своим умом, ясным мышлением, индивидуальностью. Даже несмотря на критическое отношение отца к образованию, девушка стремится к саморазвитию.

Наделённая от природы сильным и независимым характером, Софья не понимает, в каком направлении ей двигаться, так как лишена нравственных ориентиров. Она выступает своенравной и капризной аристократкой, способной на самые отчаянные поступки. Вместе с тем это честная и откровенная девушка, которая может любить всем сердцем.

Имея от природы достаточно сильный потенциал, она всё же принимает решение погрузиться в «фамусовское» общество, в котором царят ложь, лицемерие, чинопочитание.

  • Анимация цитаты из песен

      

  • Цитаты про вишенку на торте

      

  • Цитаты из песен пиццы

      

  • На несколько долларов больше цитаты

      

  • Как я встретил вашу маму легендарно цитата

5 фактов о Софье Фамусовой

  • Большой страстью Софьи являются французские романы, но именно они являются причиной ее любовной трагедии. Наделив Молчалина качествами любительницы литературных героев, девушка влюбляется в вымышленного персонажа, но в итоге сильно разочаровывается в своем избраннике.
  • София далека от меркантильности. Она способна любить бедного юношу всем сердцем. Богатый, но лишенный любви жених — не ее выбор.
  • Наделенная властным и решительным характером, Софья выбирает своим объектом любви Молчалина, который «покорен, скромен, спокоен». Чацкий слишком силен и независим, чтобы им командовали. Поняв, что не может противостоять ему, Софья с помощью гнусных сплетен избавляется от Чацкого.
  • Фамусов сравнивает дочь с покойной женой, которая отличалась кокетством: «Как мать, покойная жена. Раньше я была со второй половинкой Чуть в стороне — где-то с мужчиной!»
  • София — персонаж, который находится в процессе развития. В комедии он занимает золотую середину между прогрессивно настроенным Чацким и декадентским «фамусовским» обществом.

Выводы

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Образовайка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: