Композиция
Главная особенность композиции романа – нагромождение случайных, но при этом судьбоносных встреч, всевозможных стечений обстоятельств, совпадений, неожиданных поворотов судьбы.
Уже в первых главах автор умело сплетает сложный сюжетный узел, в котором незримыми нитями связываются судьбы главных героев: Юрия Живаго, Лары, Миши Гордона, Комаровского и многих других. Поначалу может показаться, что все сюжетные хитросплетения излишне надуманны и сложны, однако в ходе романа выясняется их истинный смысл и предназначение.
Композиция романа основана на знакомстве действующих персонажей и последующем развитии их отношений, а также на скрещении независимо развивающихся человеческих судеб. Главные герои, словно рентгеном, просвечиваются автором, и все они так или иначе замыкаются на Юрии Живаго.
Интересным композиционным ходом Пастернака можно назвать тетрадь Живаго с его стихами. Она символизирует собой окно в бесконечность бытия. Утратив подлинный интерес к жизни и морально опустившись на самое дно, главный герой умирает, но душа его остается жить в прекрасных стихотворениях.
Тезисы
- Человеку сложно жить в эпоху перемен, потому что она вынуждает его подстраиваться под изменяющиеся условия и выходить из зоны комфорта.
- Перемены осложняют жизнь человека, потому что разрушают мир, к которому он привык.
- Перемены заставляют нас становиться более гибкими и выносливыми, ведь представляют собой испытания, осложняющие жизнь.
- Человеку трудно жить в эпоху перемен, потому что никому не нравится пересматривать свои взгляды на мир и переделывать себя, примеряясь к обстоятельствам.
- Эпоха перемен вносит в жизнь сумятицу и неясность, порождая дискомфорт.
- Перемены эпохального значения редко бывают положительными. Зачастую они требуют жертв и приносят хаос, ведь только разрушение может очистить пространство для новых всходов.
- Чтобы кардинально изменить что-то, нужно убрать то, что уже есть, а значит, эпоха перемен усложнит жизнь людям своими разрушениями и «чистками».
- Изменения требуют от человека усилий, а значит, в любом случае усложнят его жизнь. Само собой ничего не меняется.
- Изменение всегда подразумевает действие, для которого необходимо усилие. Эпоха перемен требует напряжения воли всех людей, а значит, уж точно осложняет их жизнь.
- Меняться всегда сложнее, чем оставить все как есть, поэтому эпоха перемен не может пройти легко и бесследно для общества. Все будут задействованы и загружены в этом процессе.
Популярные сегодня темы
Автор в своем романе делает антитезы сопоставляет такие моменты, например как война и мир, добро и зло, Семью Болконских и Курагиных.
Тихий Дон — это обширное произведение, включающее огромное количество действующих лиц, однако особого внимания требует семья Мелиховых — одна из главных, вокруг которой и построен весь сюжет
Главный герой комедии – Митрофанушка, молодой человек шестнадцати лет, которому давно пора служить, но он всё ещё находится в своём богатом дворянском доме. Из семьи у него отец, который не смеет и слова плохого сказать про сына
На землях Шотландии когда-то жили пикты. Представители этого народа отличались маленьким ростом и гордым характером. Они умели варить из вереска напиток, который был слаще мёда и крепче вина.
Однажды на рассвете в окрестностях столицы Франции рассказчик проснулся хотя и внезапно, но в прекрасном расположении духа. Он с удовольствием наблюдал за постепенным пробуждением природы
Юрий был интеллигентом. По своему происхождению являлся дворянином, получил специальность врача общей терапии. Также он был очень творческой личностью.
Девушки очень разные, она совсем не схожи друг с другом, ни внешне, ни темпераментом. Антонина, которая была его супругой, очень активная и хозяйственны девушка, у нее есть сын. А Лариса-спокойная, рассудительная
И каждая из этих красивых женщин пыталась завоевать внимание и сердце главного героя и быть его единственной возлюбленной
Антонину он любил за ее спокойную душу и чистоту. Он ощущал с ней угрызение совести за свои поступки, тяжело ему было на душе, ведь он испытывал чувства и к другой женщине. К любви подтолкнула их умирающая мать Антонины, которая просила не расставаться возлюбленных. Их любовь была прочной и искренней.
Между Юрием и Ларисой была настоящая страсть. И судьба их постоянно сводила вместе, как будто подталкивали их на отношения. Лариса изначально покорила Живаго своей красивой внешностью.
Главный герой ведет себя по-разному по отношению к девушкам. Нельзя сказать, что у него прошла любовь к Тоне, когда он встретил Лару, он по-прежнему любит ее. Он любит двух женщин, но каждую по-разному.
Лариса и Антонина очень любили Юрия. Даже после его смерти, Лара любила Юрия. Но такие же светлые и искренние чувства были у Тони по отношению к Живаго.
В произведении показывают любовь, которую можно было сравнить с революцией.
Писатель показал в этом произведении различные грани любви. Тема любви здесь неординарная и весьма противоречива. И без того непростая жизнь главного героя усложняется запутанными отношениями с его разными возлюбленными женщинами.
Проблематика романа
Также Борис Пастерная уделил внимание обилию проблема в романе. Автор при помощи их пытался показать весь колорит, который был присущ той эпохе.. В произведении присутствуют такие проблемы, как:
В произведении присутствуют такие проблемы, как:
- Революция. Процесс революции напрямую не изображён в романе, но на всём его протяжении чувствуются отголоски этого ужасного события. Революция раскидала людей по разным сторонам страны, сломала судьбы многих и разрушила старые традиции, которые устанавливались веками.
- Война. В произведении описывается Первая мировая и Гражданские войны, о которых автор негативно высказывается. Пастернак был против любых военных действий, поэтому решил описать картины жестокости с обеих конфликтующих сторон.
- Деградация. В романе изображено не только падение самого главного героя, который из уважаемого врача превратился в обычного иждивенца, но и деградацию страны. Войны заставляют страдать людей, которые должны сохранить свою честь и не опускаться до состояния животных.
Краткий анализ
Год написания – 1945–1955 годы.
История создания – Роман писался в течение десяти лет, и принес писателю Нобелевскую премию в области литературы. Однако судьба произведения была совсем непростой: долгое время оно находилось под запретом на родине, а против Пастернака развернулась настоящая травля.
Тема – В произведении в полной мере раскрыта проблематика многих насущных социальных вопросов, но центральной темой является противопоставление человека и истории.
Композиция – Композиция произведения очень сложна и основана на сплетении судеб главных действующих лиц. Все характеры центральных героев рассмотрены сквозь призму личности Юрия Живаго.
Жанр – Роман.
Проблемы в романе
Одна из основных проблем в романе — судьба творческой личности в революции.
Стремление к правде повлекло за собой столкновение идеалов с реальностью. Творчество столкнулось с революционной действительностью и отчаянно защищалось. Люди были вынуждены отстаивать свое право на индивидуальность. Однако их стремление к творческой самобытности жестоко подавлялось и отбирало какую-либо надежду на освобождение.
Примечательно, что в тексте говорится о физической работе, как о настоящем творческом деле. Проблема красоты, философии женственности и даже «царственности» человека, занятого простым трудом, связана в первую очередь с образом Лары. В будничных хлопотах – у плиты или корыта — она поражает «дух захватывающей притягательностью». С восхищением вглядывается Пастернак в «красивые здоровые лица» «людей из народа», всю жизнь трудившихся на земле. Писателю удалось показать национальный характер героев. Они не просто любят, думают, действуют – во всех поступках проявляется их глубокая национальная укоренённость. Они даже разговаривают, «как разговаривают одни только русские люди в России».
С главными героями в произведении связана проблема любви. Эта любовь судьбоносная, предназначенная героям свыше, но сталкивающаяся с преградами в виде хаотичности и неустроенности окружающего мира.
Краткий анализ
Год написания
– 1945-1955 годы.
История создания
– Роман писался в течение десяти лет, и принес писателю Нобелевскую премию по литературе. Однако судьба произведения была совсем непростой: долгое время оно находилось под запретом на родине, а против Пастернака развернулась настоящая травля.
Тема
– В произведении в полной мере раскрыта проблематика многих насущных социальных вопросов, но центральной темой является противопоставление человека и истории.
Композиция
– Композиция произведения очень сложна и основана на сплетении судеб главных действующих лиц. Все характеры центральных героев рассмотрены сквозь призму личности Юрия Живаго.
Жанр
– Многожанровый роман.
Направление
– Реализм.
Основная суть
Своё произведение Борис Пастернак посвятил врачу — Юрию Живаго. В самом начале романа перед читателями предстают все этапы его взросления. Сначала идёт описания трудного детства главного героя. Ему пришлось пережить смерть отца, который покончил с собой чуть ли не на глазах своего сына. После этого мальчик попадает в семью, где его очень любят и оберегают. Там же он впервые встречает Антонину, которая в последующем станет его женой.
Также параллельно идёт другая сюжетная линия, которая описывает жизнь Ларисы. Девочка росла в семье, где мать была взбалмошной и истеричной, а после смерти мужа завела роман с любовником, который часто навещал их семью. Однако мужчина матери часто проявлял повышенный интерес к само́й девочке, что стало причиной невольного становления Ларисы его любовницей.
Когда только началась Первая мировая война, то Юрий Живаго сразу же отправляется на фронт военным врачом. Там он впервые встречает Ларису, которая становится его помощницей. После возвращения с фронта главный герой видит ужасающую картину: город разграблен, страна признана республиканской, а его семья пытается выжить на последние гроши.
После Октябрьской революции семья Живаго перебирается в город Юрятин. В этот момент может показаться, что жизнь главного героя и его близких наконец-то идёт на улучшение. Однако в этом городе также жила Лариса, с которой у Юрия начинается роман. После этого главного героя насильно вербуют в красный партизанский отряд.
После возвращения с Партизанской войны Юрий Живаго не находит свою семью в Юрятино. Однако там он опять встречает с Ларисой, с которой у них вновь загорается страсть. Вскоре приезжает Комаровский, который умоляет главного героя отпусти Лару с ним, на что тот соглашается.
Слайд 8Символика имени героини – Лара (Лариса Федоровна Гишар)Лариса — “Чайка” (ассоциация
с чеховской чайкой), Фёдор — “Божий дар”, Гишар — “решётка”
(франц.). Имя поддерживает метафору “Лара — Россия”: Россия одухотворённая, униженная, гибнущая за решёткой
“А что сама Лара?.. В традициях русского классического романа есть несколько образов, как бы олицетворяющих собою Россию” (Д.С.Лихачев)
“…Чистейшая, как хрусталь, сверкающая, как камни её свадебного ожерелья, — Лара Гишар. Очень вам удался её портрет, портрет чистоты, которую никакая грязь «не очернит и не запачкает». Она живая в романе
Она знает что-то более высокое, чем все другие герои романа, включая Живаго, что-то более настоящее и важное” (В.Шаламов)
Изображение любви в романе Пастернака «Доктор Живаго»
Ведь это то чувство, без которого в реальности человек не может долго прожить. Некоторые писатели говорят о любви, как о чем-то высоком, прекрасном, таинственном. Другие творческие личности связывают любовь с печалью, со страданиями, с чувствами тоски. Борис Леонидович был тем человеком, который объединил две предыдущие позиции и воссоединил печаль и радость, которые приносит любовь.
Пастернака «Доктор Живаго» Тема любви в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго» Тип: Проблемно-тематический анализ произведения Тема любви является ключевой темой в творчестве каждого писателя, однако каждый из них воспринимает ее по-своему. Пастернак раскрывает свой взгляд на это чувство. Любовь у него противоречива и разнообразна в своих проявлениях.
Тема любви в романе Бориса Пастернака «Доктор Живаго».
Будучи в душе поэтом, этот выдающийся писатель даже в книге о революции на первое место выдвинул тему любви. Тема любви является ключевой в творчестве каждого писателя, однако каждый из них воспринимает ее по-своему. В понимании Пастернака это было противоречивое и неоднозначное чувство, такое же стихийное, как и сама революция. Возможно, если бы не революция, они бы не встретились снова. Но, скорее всего, этим двоим суждено было пройти вместе какой-то отрезок жизни, чтобы понять и переосмыслить некоторые вещи. Главный герой произведения — русский интеллигент Юрий Андреевич Живаго. Детство его прошло в Москве, в семье Громеко, так как его родители рано умерли. Анне Ивановне и Александру Александровичу он был благодарен за безмятежную юность и искреннюю заботу, которой они его окружили. Так как рос он вместе с их дочерью Тоней , повзрослев, на ней и женился.
ПОСМОТРИТЕ ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Роман о себе. Личное и всемирное. Борис Пастернак «Доктор Живаго»
Тема любви в романе Пастернака «Доктор Живаго»
Любовь в романе «Доктор Живаго». Краткое сочинение: Тема любви по роману Пастернака «Доктор Живаго»
Произведение «Доктор Живаго» — это собирательный портрет людей, вынужденных выживать в условиях кровопролитной революции и войны. «Революция вырвалась против воли, как слишком долго задержанный вздох, каждый ожил, переродился…. Можно было бы сказать: с каждым случилось по две революции, одна своя, личная, а другая общая» — сказал главный герой романа Юрий Живаго. Когда человека к чему-то принуждают, ему трудно сохранять в себе такие бесценные вещи, как любовь к ближнему, сострадание, нравственный долг и взаимопонимание. Без этих составляющих в человеке умирает душа, он становится пустой телесной оболочкой, бесцельно существующей на божьей земле. Это понимал Юрий Живаго, который всегда хотел заниматься своим любимым делом, помогать людям и жить без насилия и лишения воли. Он был человеком, знающим свои обязанности. Несмотря на то, что его неумолимо тянуло к творчеству, он понимал, что этим на жизнь не заработаешь, поэтому нужно отбросить личные желания для блага родных. Таков был его принцип до тех пор, пока он случайно не встретил на одном врачебном вызове Ларису Гишар или Лару, невероятно красивую, хрупкую на вид, но по-настоящему сильную духом девушку. Его поразила её красота с первого взгляда. Долгое время Живаго не пересекался с Ларой из-за призыва в действующую армию, пока однажды в одном госпитале не встретил её вновь.
Чувства двух колеблющихся сердец были противоречивы. Юрий и Лара терзались печалью, тревожились за настоящее и будущее родных. Они в последнюю очередь думали о личном счастье, отчего тоже испытывали немало душевных страданий. Они оба состояли в браке и понимали, что, дав волю своим истинным чувствам, сильно ранят тех людей, которые отдавали им душу без остатка (Антонина Живаго, жена Юрия, с трепетной любовью воспитывала их детей, а Павел Антипов, муж Лары, ушел от жены и дочери, чтобы избавить их «от своего воображаемого гнета»).
Казалось бы, что все отношения между Юрием и Ларой выяснены, и в этом вопросе поставлена точка. Но судьба распорядилась иначе, и не раз сталкивала несчастных на жизненном пути: «Это ведь только в плохих книжках живущие разделены на два лагеря и не соприкасаются. А в действительности всё так переплетается!». Пройдя через ужасные испытания, которые жестокое время обрушило на них и многих других людей, ощущая страх, последствия перемен и боль от убийства соотечественников, влюбленные решают, вопреки всему, прожить отведенные им дни безмятежно и счастливо, пока есть возможность
Зачем дальше жить, если на фоне всеобщей безнадежности твое сердце рвется на куски? Какой смысл в жизни, если вокруг тебя умирают старые порядки, обычаи и ценности, а тем временем внутри ты постепенно умираешь сам? Такие мысли посещали их головы во время принятия такого важного решения. «Наша нервная система не пустой звук, не выдумка
Она – состоящее из волокон физическое тело. Наша душа занимает место в пространстве и помещается в нас, как зубы во рту. Ее нельзя без конца насиловать безнаказанно».
Какое-то время они жили вместе с дочерью Лары и Павла Катенькой в тихом безлюдном имении Варыкино. Радость царит в дружной молодой семье, что впервые глотнула недолгую свободу от всех горестей внешнего мира. Кажется, что именно тут они смогли вздохнуть полной грудью. Здесь Живаго смог полностью посвятить себя поэзии, которая дала ему жизненную силу. Однако когда война закончилась и установилась диктатура пролетариата, Лара с дочерью попали в опасное положение. Чтобы спасти их, Живаго с трудом сдерживал свои эмоции и обманом отправил Лару с Катенькой в безопасное место. Это был последний раз, когда они друг друга видели. Война отняла у них самое дорогое, что есть в жизни, — возможность быть рядом с любимыми.
Б.Л. Пастернак переплетает в романе между собой многие вечные проблемы человечества: отношение человека к окружающему миру, человек и его долг перед Родиной, человек и его место в истории…. Но особо тщательно он рассматривает конфликт между разумом и чувством. Описание внутреннего мира героев произведения заставляют сопереживать им и надеяться, что Юрий Живаго обретет покой в ином мире, а Лариса Антипова найдет в себе силы, чтобы утихомирить душу после всего пережитого и зажить спокойно.
История создания
Роман создавался на протяжении целого десятилетия (1945–1955 годы). И это неудивительно, поскольку в произведении описана важнейшая эпоха в истории России и подняты глобальные проблемы общества.
Впервые идея написать столь грандиозный роман посетила Бориса Леонидовича в 17–18 годах, однако на тот момент он ещё не был готов к подобной работе. К реализации своего замысла писатель приступил лишь в 1945 году, потратив на это 10 лет упорного труда.
В 1956 году в Советском Союзе были предприняты попытки публикации романа, однако они не увенчались успехом. Пастернак был подвергнут жесточайшей критике за антисоветское содержание романа, в то время как весь западный мир буквально рукоплескал русскому гению за его блестящее произведение. Мировое признание «Доктора Живаго» привело к тому, что Борису Леонидовичу была присуждена Нобелевская премия, от которой его вынудили отказаться на родине. Впервые роман был опубликован в Советском Союзе только в 1988 году, открыв широкой публике невероятной силы литературный дар Пастернака.
Интересно, что Борис Леонидович далеко не сразу смог определиться с названием своего детища. Один вариант сменялся другим («Смерти не будет», «Свеча горела», «Иннокентий Дудоров», «Мальчики и девочки»), пока наконец он не остановился на окончательной версии – «Доктор Живаго».
Смысл названия романа заключается в сопоставлении главного героя с милосердным и всепрощающим Христом – «Ты есть сын Бога живаго». Писателем неслучайно была выбрана старославянская форма прилагательного «живой» – так в произведении красной нитью проходит тема жертвенности и воскресения.
Посмотрите, что еще у нас есть:
для самых нетерпеливых —
Очень краткое содержание «Доктор Живаго»
для самых компанейских —
Главные герои «Доктор Живаго»
Переход через Энс
Денисов стал первым командиром Николая Ростова. Между мужчинами завязались добрые дружественные отношения после военной операции на мосту речки Энс. Русские войска отступали. Командование трудно договаривалось между собой. Солдаты успешно перешли на другой берег. Для обороны отступления оставили эскадрон Денисова. Когда французы приблизились почти на расстояние выстрела, поступила команда сжечь мост.
Николаю Ростову пришлось впервые выполнять приказ под вражескими пулями. Парень допустил много ошибок, забыл солому для розжига, бежал не туда, куда надо, во время операции ему было страшно. Денисов поддержал новобранца, поздравил с боевым крещением. Ротмистр успокоил:
Молодцами г’аботали! А г’абота сквег’ная! Атака — любезное дело, г’убай в песи, а тут, чог’т знает что, бьют как в мишень.
Тайна трех партизан
Когда Юрий Живаго направляется из Юрятина в Варыкино, на перепутье дорог его останавливают и берут в плен партизаны:
Кто эти люди, что означает встреча с ними и почему Пастернак так подробно описывает троицу? Реалист — это ученик реального училища: в отличие от классических гимназий, где в преподавании делался упор на древние языки, в этих средних учебных заведениях был уклон в сторону математики и естественных наук. Кавалерист в офицерской шинели и кубанке (укороченной папахе) — профессиональный военный, очевидно перешедший на сторону Красной армии кадровый офицер, служивший в Кубанском или другом казачьем полку. Почему папаха укорочена? Потому что перешедшие на сторону красных казаки урезали папахи, а кокарды меняли на красные звезды. Третий партизан — толстяк. По его одежде можно догадаться, что это либо бывший священник, либо человек, раньше имевший к Церкви отношение (на это указывает поповская шапка).
Встреча главного героя с тремя путниками показывает, как революция меняет личность ее участников. Мальчик-реалист опоясан пулеметными лентами, офицер-казак перешел на сторону врага, бывший священник берет в руки оружие. И не только они, но и другие персонажи романа: так, работящий крестьянин Памфил Палых становится хладнокровным убийцей, добрый и честный Павел Антипов превращается в не знающего пощады Стрельникова.
Тема любви в романе Б.Л.Пастернака «Доктор Живаго»
В произведении поднимаются многие вопросы, как общественного, так и личностного характера. Тема любви — одна из основных в произведении. Любовь, по Пастернаку, — божественное чувство, дарованное небесами. Любить по настоящему способны немногие избранные. Нельзя отказываться от этого чувства. Его нужно принимать с благодарностью, несмотря на все земные трудности, которую выпадут на твою долю. И в жизни самого Пастернака было две женщины, которых он любил всю свою жизнь, любил по-настоящему, но очень по-разному… Главным героем романа является Юрий Живаго, представитель русской интеллигенции.
Композиционное своеобразие и конфликт
Композиция романа «Доктор Живаго» обладает одной отличительной чертой, которая прослеживается во всём содержании произведения. Вслед за главным героем всегда идут похороны, которые сопровождают его, где бы он ни был.
Таким образом показывается постепенное угасание самого́ Юрия.
Конфликт произведения заключается в его трагичности, где показывается противостояние как одного человека целой эпохе, так и всей интеллигенции, которая успела застать и времена монархии, и советскую власть. Революция и интеллигенция стали основным конфликтом романа.
Основная идея
Повествование в произведении ведётся от лица одного из представителей интеллигенции. Пастернак описал все ужасы, которые настигли Россию в ту эпоху. Автор боялся признаться самому себе, что все ужасные события, которые происходят в стране — цикличны и имеют свою закономерность.
Смысл позиции писателя заключается в том, что каждый человек мог противостоять глобальным переменам, но его социальная группа всё равно бы им подверглась. Однако Юрий Живаго сам пал на самое дно и поддался издержкам социального класса. Такое поведение погубило огромное количество людей в то время.
Главная мысль произведения заключается в том, что несмотря на всё происходящее вокруг, человек должен сохранять свои моральные ценности и стараться думать о высоком. Главный герой не смог противостоять натиску и поддался ему.
Главные герои и их характеристика
Тема любви в романе Пастернака «Доктор Живаго»
Любовь в романе «Доктор Живаго». Краткое сочинение: Тема любви по роману Пастернака «Доктор Живаго»
Произведение «Доктор Живаго» — это собирательный портрет людей, вынужденных выживать в условиях кровопролитной революции и войны. «Революция вырвалась против воли, как слишком долго задержанный вздох, каждый ожил, переродился…. Можно было бы сказать: с каждым случилось по две революции, одна своя, личная, а другая общая» — сказал главный герой романа Юрий Живаго. Когда человека к чему-то принуждают, ему трудно сохранять в себе такие бесценные вещи, как любовь к ближнему, сострадание, нравственный долг и взаимопонимание. Без этих составляющих в человеке умирает душа, он становится пустой телесной оболочкой, бесцельно существующей на божьей земле. Это понимал Юрий Живаго, который всегда хотел заниматься своим любимым делом, помогать людям и жить без насилия и лишения воли. Он был человеком, знающим свои обязанности. Несмотря на то, что его неумолимо тянуло к творчеству, он понимал, что этим на жизнь не заработаешь, поэтому нужно отбросить личные желания для блага родных. Таков был его принцип до тех пор, пока он случайно не встретил на одном врачебном вызове Ларису Гишар или Лару, невероятно красивую, хрупкую на вид, но по-настоящему сильную духом девушку. Его поразила её красота с первого взгляда. Долгое время Живаго не пересекался с Ларой из-за призыва в действующую армию, пока однажды в одном госпитале не встретил её вновь.
Чувства двух колеблющихся сердец были противоречивы. Юрий и Лара терзались печалью, тревожились за настоящее и будущее родных. Они в последнюю очередь думали о личном счастье, отчего тоже испытывали немало душевных страданий. Они оба состояли в браке и понимали, что, дав волю своим истинным чувствам, сильно ранят тех людей, которые отдавали им душу без остатка (Антонина Живаго, жена Юрия, с трепетной любовью воспитывала их детей, а Павел Антипов, муж Лары, ушел от жены и дочери, чтобы избавить их «от своего воображаемого гнета»).
Казалось бы, что все отношения между Юрием и Ларой выяснены, и в этом вопросе поставлена точка. Но судьба распорядилась иначе, и не раз сталкивала несчастных на жизненном пути: «Это ведь только в плохих книжках живущие разделены на два лагеря и не соприкасаются. А в действительности всё так переплетается!». Пройдя через ужасные испытания, которые жестокое время обрушило на них и многих других людей, ощущая страх, последствия перемен и боль от убийства соотечественников, влюбленные решают, вопреки всему, прожить отведенные им дни безмятежно и счастливо, пока есть возможность
Зачем дальше жить, если на фоне всеобщей безнадежности твое сердце рвется на куски? Какой смысл в жизни, если вокруг тебя умирают старые порядки, обычаи и ценности, а тем временем внутри ты постепенно умираешь сам? Такие мысли посещали их головы во время принятия такого важного решения. «Наша нервная система не пустой звук, не выдумка
Она – состоящее из волокон физическое тело. Наша душа занимает место в пространстве и помещается в нас, как зубы во рту. Ее нельзя без конца насиловать безнаказанно».
Какое-то время они жили вместе с дочерью Лары и Павла Катенькой в тихом безлюдном имении Варыкино. Радость царит в дружной молодой семье, что впервые глотнула недолгую свободу от всех горестей внешнего мира. Кажется, что именно тут они смогли вздохнуть полной грудью. Здесь Живаго смог полностью посвятить себя поэзии, которая дала ему жизненную силу. Однако когда война закончилась и установилась диктатура пролетариата, Лара с дочерью попали в опасное положение. Чтобы спасти их, Живаго с трудом сдерживал свои эмоции и обманом отправил Лару с Катенькой в безопасное место. Это был последний раз, когда они друг друга видели. Война отняла у них самое дорогое, что есть в жизни, — возможность быть рядом с любимыми.
Б.Л. Пастернак переплетает в романе между собой многие вечные проблемы человечества: отношение человека к окружающему миру, человек и его долг перед Родиной, человек и его место в истории…. Но особо тщательно он рассматривает конфликт между разумом и чувством. Описание внутреннего мира героев произведения заставляют сопереживать им и надеяться, что Юрий Живаго обретет покой в ином мире, а Лариса Антипова найдет в себе силы, чтобы утихомирить душу после всего пережитого и зажить спокойно.
Композиция
Главная особенность композиции романа – нагромождение случайных, но при этом судьбоносных встреч, всевозможных стечений обстоятельств, совпадений, неожиданных поворотов судьбы.
Уже в первых главах автор умело сплетает сложный сюжетный узел, в котором незримыми нитями связываются судьбы главных героев: Юрия Живаго, Лары, Миши Гордона, Комаровского и многих других. Поначалу может показаться, что все сюжетные хитросплетения излишне надуманны и сложны, однако в ходе романа выясняется их истинный смысл и предназначение.
Композиция романа основана на знакомстве действующих персонажей и последующем развитии их отношений, а также на скрещении независимо развивающихся человеческих судеб. Главные герои, словно рентгеном, просвечиваются автором, и все они так или иначе замыкаются на Юрии Живаго.
Интересным композиционным ходом Пастернака можно назвать тетрадь Живаго с его стихами. Она символизирует собой окно в бесконечность бытия. Утратив подлинный интерес к жизни и морально опустившись на самое дно, главный герой умирает, но душа его остается жить в прекрасных стихотворениях.
Тема
Проводя анализв произведения «Докторе Живаго», стоит отметить, что автор раскрыл в нём множество важных тем: жизнь и смерть, поиск себя в обновлённом социуме, верность своим идеалам, выбор жизненного пути, судьба русской интеллигенции, честь и долг, любовь и милосердие, стойкость ударам судьбы.
Однако центральной темой романа можно назвать взаимоотношение личности и эпохи. Автор уверен, что человек не должен жертвовать собственной жизнью ради борьбы с внешними обстоятельствами, равно как и не должен приспосабливаться к ним, утрачивая свое истинное «я». Основная мысль, которую Пастернак хочет донести в своем произведении, заключается в способности оставаться самим собой при любых жизненных условиях, какими бы сложными они ни были.
Юрий Живаго не стремится к роскоши или удовлетворению собственных амбиций – он просто живёт и стойко переносит все трудности, которые преподносит ему судьба. Никакие внешние обстоятельства не способны сломить его дух, утратить чувство собственного достоинства, изменить тем жизненным принципам, которые были сформированы у него в юные годы.
Не менее важное значение автор придает теме любви, которой пронизан буквально весь роман. Это сильное чувство у Пастернака показано во всех возможных проявлениях – любовь к мужчине или женщине, к своей семье, профессии, родине
Популярные сегодня темы
Автор в своем романе делает антитезы сопоставляет такие моменты, например как война и мир, добро и зло, Семью Болконских и Курагиных.
Тихий Дон – это обширное произведение, включающее огромное количество действующих лиц, однако особого внимания требует семья Мелиховых – одна из главных, вокруг которой и построен весь сюжет
Главный герой комедии – Митрофанушка, молодой человек шестнадцати лет, которому давно пора служить, но он всё ещё находится в своём богатом дворянском доме. Из семьи у него отец, который не смеет и слова плохого сказать про сына
На землях Шотландии когда-то жили пикты. Представители этого народа отличались маленьким ростом и гордым характером. Они умели варить из вереска напиток, который был слаще мёда и крепче вина.
Однажды на рассвете в окрестностях столицы Франции рассказчик проснулся хотя и внезапно, но в прекрасном расположении духа. Он с удовольствием наблюдал за постепенным пробуждением природы
Тема любви в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго»
Ведь это то чувство, без которого в реальности человек не может долго прожить. Некоторые писатели говорят о любви, как о чем-то высоком, прекрасном, таинственном. Другие творческие личности связывают любовь с печалью, со страданиями, с чувствами тоски.
Борис Леонидович был тем человеком, который объединил две предыдущие позиции и воссоединил печаль и радость, которые приносит любовь. Перед нами главный герой — Юрий Живаго и его любимые женщины — Тоня и Лара. Они совершенно разные, абсолютно не похожие друг на друга. И, поэтому, Живаго не может, не желает делать выбор между ними.
Утром, после пробуждения, ему хорошо с активной и деятельной Антониной, которая воспитывает маленького сынишку и постоянно хлопочет по хозяйству. А вечером, Юрий желает оставаться с Ларисой — уверенной, тихой, спокойной.
Именно с ней можно отдохнуть после бурно прошедшего дня
Каждая героиня старалась завоевать внимание любимого и оставаться единственной для него. Главный герой в разные периоды времени, в разных ситуациях ведет себя неодинаково по отношению к любимым дамам
В Тоне Юрий оберегал чистоту и спокойствие души. Не пытался он восполнять чашу ежедневного удовольствия и за свои поступки ощущал невиданную тяжесть совести, которая была нечиста. Любовь Юрия к Антонине и Ларисе можно сравнить со стрелками часов. Пока часы идут, перескочить определенные отрезки времени невозможно.
А если отношения перестанут существовать, что и часы навсегда остановятся. Так и случилось! Разлука с любимыми остановила те самые стрелки, которые так уверенно тикали до этого. Даже после смерти, Лариса продолжала любить Юрия.
А все потому, что чувства их были настоящими, не временными, не мимолетными, а искренними и преданными. Такие же теплые чувства испытывала и Тоня по отношению к Живаго.
В своем письме она признается в любви, в обожании главного героя. На примере представленного любовного треугольника подтверждается версия о том, что любовь для Пастернака, это двойственной чувство, которое может объединить в себе и невероятную радость, и угнетающую печаль. И такое описание данного чувства было достаточно редким в текстах русской литературы, что и стало индивидуальной особенностью творчества Бориса Леонидовича.
Слайд 3Какой показана любовь в романе? Антиромантическойв повседневном, обыкновенном выражениив сугубо будничном
виде, при помощи бытовых деталей, зарисовокоблик Лары глазами Юрия Живаго “Как
хорошо всё она делает. Она читает так, точно это не высшая деятельность человека, а нечто простейшее… Точно она воду носит или чистит картошку”
“И наоборот, воду она носит, точно читает, легко, без труда”
“…заставал Ларису Фёдоровну в разгаре домашних хлопот, за плитой или перед корытом. В этом прозаическом виде… она почти пугала своей царственной, дух захватывающей притягательностью, более, чем если бы он вдруг застал её перед выездом на бал, ставшею выше и словно выросшею на высоких каблуках, в открытом платье с вырезом и широких, шумных юбках”