Письмо Татьяны и письмо Онегина — краткий сравнительный анализ
Казалось бы,
что здесь такого — герои романа пишут друг другу письма? Кажется, обыкновенное
дело. Но это только на первый взгляд.
Письма эти,
резко выделяясь из общего текста пушкинского романа в стихах «Евгений
Онегин», дают некоторые черты характеров героев, и даже сам автор
исподволь выделяет эти два письма: внимательный читатель сразу заметит, что
здесь уже нет строго организованной «онегинской строфы», здесь —
полная свобода пушкинского стиха. Письмо Татьяны к Онегину… Его писала юная
уездная барышня (как известно, по-французски), вероятно, переступая через
огромные нравственные запреты, сама пугаясь неожиданной силы своих чувств:
Я к вам пишу —
чего же боле?
Что я могу еще
сказать?
Теперь, я знаю,
в вашей воле
Меня презреньем
наказать…
Уже в этих
строках — вся Татьяна. Гордость ее, ее понятие о приличиях страдают от одного —
ей приходится первой признаваться в любви мужчине. И в глубине души Татьяна
наверняка была уверена во взаимности. Она предполагает, что могла бы быть
счастлива с другим, и в этом предположении есть доля столь несвойственного ей
кокетства; но тут же стремительность чувств в ней берет верх и выплескивается:
Другой!.. Нет,
никому на свете
Не отдала бы
сердца я …
Резкий,
внезапный переход на «ты» — наверняка случайный, неосознанный.
Почему?.. Татьяна здесь — и в последующих строках — предельно раскрыта,
абсолютно откровенна. Она излагает все полностью, ничего не скрывая, честно и
прямо. И мы читаем такие, к примеру, строки:
Вообрази: я
здесь одна,
Никто меня не
понимает,
Рассудок мой
изнемогает,
И молча гибнуть
я должна.
Так вот что
искала она в Онегине!.. Понимание … Онегин, с его светской негодной
пресыщенностью, казался ей, юной деревенской девочке, человеком необыкновенным
— а значит, способным ее понять. Но Татьяна сама осознает ужас своего поступка,
.безнравственного в глазах света ( но не в ее собственных!), и пишет:
Кончаю! Страшно
перечесть…
Стыдом и
страхом замираю…
Но мне порукой
ваша честь,
И смело ей себя
вверяю…
Какая сила и
простота в этих словах!.. И вновь — переход на «вы»… Опомнилась,
спохватилась, пожалела о собственной смелой искренности («страшно
перечесть»), но — ни единого слова не исправила. Вот она — Татьяна Ларина,
героиня романа.Онегин не таков.
Кстати, не надо
забывать, что Онегин в начале романа и в конце его — разные люди. Письмо пишет
«второй Онегин», изменившийся за время странствий, вновь способный
любить. Как и Татьяна, он переступает через неписаные законы общественной
нравственности (пишет любовное письмо замужней даме!):
Предвижу все:
вас оскорбит
Печальной тайны
объясненье,
Какое горькое
презренье
Ваш гордый
взгляд изобразит!..
Здесь не
стремительный юный порыв Татьяны, а глубокое чувство зрелого человека. Понимая,
что он может повредить репутации Татьяны, Онегин ни в коей мере не ставит ее
под удар, ничего не просит:
Нет, поминутно
видеть вас,
Повсюду следовать
за вами
Улыбку уст,
движенье глаз
Ловить
влюбленными глазами,
— вот и все, о
большем он не смеет сказать. Теперь это — совсем другой человек. Прежний Онегин
— тот самый, что дал такую строгую отповедь Татьяне в парке — не смог бы
полностью подчиниться такому чувству, не смог бы так любить. А этот — может:
И, зарыдав у
ваших ног,
Излить мольбы,
признанья, пени,
Все, все, что
выразить бы мог,
А между тем
притворным хладом
Вооружать и
речь и вздор…
Онегин — не
Татьяна. Он не может (и не смеет, и не имеет права!) выразить иначе свою
любовь. Он вынужден притворяться.
И в итоге герой
признает себя побежденным:
Но так и быть:
я сам себе
Противиться не
в силах боле;
Все решено: Я в
вашей воле
И предаюсь моей
судьбе.
Заметим, что
здесь — почти дословное повторение письма Татьяны: «Все решено: Я в вашей
воле», — пишет Онегин, а она: «Теперь, я знаю, в вашей
воле…».Быть «в чужой воле», зависеть от кого-то — и счастье и
несчастье одновременно. Пушкин любит своих героев, но не жалеет их — они должны
пройти сложный и тернистый путь нравственного совершенствования, и два письма,
таких близких по смыслу и таких разных по его выражению, — этапы этого сложного
пути.