Любовь в лирике ахматовой сочинение

↑ Введение

В творчестве Ахматовой любовь пронизывает все произведения. Это не только чувства в отношениях с противоположным полом, но и любовь ко всему вокруг. Сама поэтесса называла любовь «пятым временем года». В своих строчках она описывает переживания женщин, их широкое, чувственное восприятие мира, способность нести и передавать любовь.

Каждое стихотворение в ее творчестве — это своеобразный роман, сжатый в несколько строк. Каждое употребленное слово несет в себе скрытый смысл и раскрывает тему полнее. В прочитанное надо вдуматься, примерить образ героини на себя тогда, описанные переживания откроются со всей живостью. Появится возможность восприятия окружающего так, как его ощущала и чувствовала Анна.

В лирике Ахматовой любовь представлена в полной гамме и разнообразии красок. Она чутко описывает все волнение, настроение, эмоциональное напряжение женского сердца. Любовная лирика поэтессы носит определение- «энциклопедия любви».

2 вариант

Анна Андреевна Ахматова — одна из знаменитых писателей-поэтесс нашей страны. Любовные чувства в ее стихах — наиболее острая проблематика. Однако для нее нежные чувства — не всегда радость, скорее, напротив, это огромные мучения, невыносимое недопонимание и расставание.

Писательница воспринимает любовные чувства как «эгоистическое» влечение, «любовь — забаву». Но в большинстве случаев в ее литературных трудах упоминается «великая земная любовь» для всех людей. И проявляется она, как и у многих стихотворцев серебряного столетия, в влечении к любимой родине. Как все знают, поэтессе часто советовали покинуть Россию, больше всего в трудные для нее годы, но Ахматова категорично возражала. Поэтому, в ее творческом процессе послышались переплетения самопожертвенности и влюбленности к России. Разумеется, революционные явления очень беспокоили ее, а преследование властей затронуло ее семейство: первого супруга и ребенка. О любви Ахматовой к родине выразительно описывают стихи «Молитва».

Любовные чувства, которые показывает писательница в собственных работах, никогда не содержат за собой хорошее завершение. Они, в подавляющем большинстве, переполнены горечью. К примеру, в стихах «Муза» Анна Андреевна составляла текст о не осуществившихся любовных отношениях и о неспособности понять мужчиной дамы-поэтессы. Он полагал, что женщине подобное предназначение ни к чему. После этого поэтическая знаменитость ответила отказом от этой любви ради творческой деятельности. Поэтому, писательница предназначала отдельные личные поэтические произведения музыке, таланту, лиризму.

Разумеется, отношения людей — наиболее популярный любовный сюжет в лирической поэзии Ахматовой. Возьмем общеизвестное стихотворение «Сжала руки под темной вуалью». Где основной персонаж – женщина, которая рассказывает о сильных переживаниях от знакомства с мужчиной, после которых они решили, что расставание неизбежно. И пусть это ясно им обоим, девушка достаточна остро чувствует прощание, сожалея и стараясь все изменить.

В данном поступке отражена необузданная мощь взаимного притяжения между людьми. Когда натянутая объединяющая струна между ними оборвалась, и в прошлом близкие люди бросились прочь друг от друга, а это событие заставило каждого страдать.

Заслуженная писательница узнала подлинные любовные чувства и личной деятельностью стремилась передать читателям, что этот душевный порыв обширен и разнообразен, однако для того чтобы познать все его масштабы, нужно осознать, что общее притяжение друг к другу — это не всегда радость и веселье, но и страдание, разочарованность, печаль. Люди могут поверить в неизменности своих чувств, лишь когда нашли в себе силы выдержать все сложные периоды жизни.

Слайд 5Стихотворение «Лотова жена».И праведник шел за посланником Бога, Огромный и

светлый, по черной горе. Но громко жене говорила тревога: Не

поздно, ты можешь еще посмотреть На красные башни родного Содома, На площадь, где пела, на двор, где пряла, На окна пустые высокого дома, Где милому мужу детей родила. Взглянула — и, скованы смертною болью, Глаза ее больше смотреть не могли; И сделалось тело прозрачною солью, И быстрые ноги к земле приросли.Кто женщину эту оплакивать будет? Не меньшей ли мнится она из утрат? Лишь сердце мое никогда не забудет Отдавшую жизнь за единственный взгляд.

Жена же Лотова оглянулась позади его и стала соляным столпом. Книга Бытия

Какое оправдание находит этому поступку бедной женщины А.Ахматова?Как раскрывает поэтесса тему «родного дома» в стихотворении?Почему последнее четверостишие состоит из одних вопросов? К кому они обращены?

Вывод: Главная тема стихотворения – не наказание за любопытство, а тема страдания по поводу утраченного семейного очага, оставленной любви, ценного для лирической героини прошлого.

Слайд 8Стихотворение «Рахиль». И служил Иаков за Рахиль семь лет; и

они показались ему за несколько дней, потому что он любил

ее. Книга Бытия

И встретил Иаков в долине Рахиль,Он ей поклонился, как странник бездомный.Стада подымали горячую пыль,Источник был камнем завален огромным.Он камень своею рукой отвалилИ чистой водою овец напоил.Но стало в груди его сердце грустить,Болеть, как открытая рана,И он согласился за деву служитьСемь лет пастухом у Лавана.Рахиль! Для того, кто во власти твоей,Семь лет — словно семь ослепительных дней.Но много премудр сребролюбец Лаван,И жалость ему незнакома.Он думает: каждый простится обманВо славу Лаванова дома.И Лию незрячую твердой рукойПриводит к Иакову в брачный покой.

Течет над пустыней высокая ночь,Роняет прохладные росы,И стонет Лаванова младшая дочь,Терзая пушистые косы.Сестру проклинает, и Бога хулит,И ангелу смерти явиться велит.И снится Иакову сладостный час: Прозрачный источник долины,Веселые взоры Рахилиных глаз И голос ее голубиный: Иаков, не ты ли меня целовал И черной голубкой своей называл?

Слайд 4 Обратимся к стихотворению «Лотова жена» (1922 – 1924 г.).

Вспомним библейскую историю о гибели городов Содом и Гоморра(Книга «Бытие»,

гл. 19)

Четыре города: Содом, Гоморра, Адма и Севоим были уничтожены огнём с небес, т.к. гнев Господний был вызван нечестивым поведением и грехами жителей этих городов. В городе Содоме жил праведный человек Лот, которому Бог даровал спасение. Пришедшие с неба ангелы вывели из горящего города Лота, его жену и двух их дочерей, предупредив их не оборачиваться и не смотреть на горящий позади город.

Какой трагедией обернулся для праведного человека Лота уход из дома?

(Его жена превратилась в соляной столп из-за своего порока – любопытства).

2 вариант

Тема любви в лирических произведениях одна из самых распространенных. Анна Ахматова начала свою творческую «карьеру» со сборника «Вечер», который был опубликован в 1912 году. Эта книга насквозь пронизана произведениями, затрагивающими прекрасное чувство одного человека к другому. Но поэтесса не всегда описывает любовь как нечто возвышенное, напротив, многие стихотворения наполнены болью, разочарованием и грустью от разлуки.

Как видит любовь Анна Андреевна? Для нее это не только влечение к противоположному полу, сыну или другу, это еще и привязанность к родине. Среди поэтов серебряного века тема любви к родному краю была обычным явлением. Если вспомнить жизнь Ахматовой, то становится понятно, что ее судьба не была легкой. Были времена, когда ее стихи подвергались запрету, а все близкие люди арестованы и убиты. Несмотря на это она осталась в России, а в ее стихах зазвучали нотки самопожертвования и безукоризненной любви к родине. Стихотворение «Молитва» наглядно показывает о столкновении высоких чувств к родным и любви к своей стране.

Каждое небольшое произведение поэтессы, пусть даже четверостишие, похоже на роман, на целую истории. Но любовь, которую описывает Анна Андреевна, никогда не завершается счастливым финалом. Стихи о разрыве, об утере, о гибели. Но о любви! Несмотря на то, что Ахматова пишет о боли, страданиях и безысходности, строки всех стихотворений наполнены силой духа, без доли слабости и надломленности. Многие ее произведения автобиографичны. Например, в стихотворении «Муза» Ахматова рассказывает историю любви мужчины и женщины-поэтессы, в которой героиня отказывается от возлюбленного ради творчества.

Вся любовная лирика Анны Ахматовой показывает внутренний мир простой женщины, с ее переживаниями, эмоциями и «криками души». В одном из своих стихов, «Сжала руки под темной вуалью», она описывает неизбежность разлуки между мужчиной и женщиной. Несмотря на то, что разрыв отношений происходит по обоюдному согласию, лирическая героиня пытается исправить ситуацию и раскаивается.

Своим творчеством Анна Ахматова подтверждает, что любой человек может грустить даже беспричинно! Драматизм и дисбаланс лирики поэтессы показывает не только ее собственный характер, но и во многом является отражением всех женских душ.

Сочинение Любовная лирика Ахматовой

Про любовь  писали многие поэты. Но у Ахматовой любовь не приносит счастья, а только горе, разлуку, страдания. У неё любовь – это роковой поединок. Нет идиллии и безмятежности. Стихотворения «Вечер», «Белая стая». Для ранней лирики поэтессы характерно ощущение, что она пишет дневник.  Поэтому, для её миниатюр характерна незавершённость композиции.

Они чем-то похожи на страницу, вырванную из какого-то любовного романа или из дневника. Где нет ни начала, ни конца, и можно самому дописывать сюжет. Любовное признание  выглядит как отрывок случайного разговора.

Она внесла новое в интерпретации отношений между мужчиной и женщиной – идею равенства. На первый взгляд кажется, что её стихи наполнены какой-то угнетённостью, разочарованием в любви. Возможно, это связано с тем, что её муж поэт Николай Гулимёв попал в жернова машины репрессий.

Но Ахматова – сильная духом русская женщина. На первый взгляд, кажется, что она писала о своей жизни, горе и страданиях. На самом деле она описывала народные страдания. Ведь не она одна пострадала от репрессий. Многие попали под каток этой ужасной машины. Поэтому, и страдания, и горе у всех были одинаковы.

В её стихотворениях появляется мотив замкнутости. В одном из них она сравнивает себя с кукушкой в часах. На окнах решётки, она как кукушка в часах, связана с ними, не может быть свободной и улететь на волю. Она вынуждена отсчитывать время.

Ахматова приходит к мысли о том, что её жизнь грешна. И пытается найти выход в религии. Но в её молитве есть и любовь, и томление. Вот в одном стихотворении строчка есть про протёртый коврик перед иконой. Видно, хозяин этого коврика часто им пользовался, что протёр до дыр.

Значит, не чиста его совесть, раз так много молится. Или просит Бога о помощи и милосердии. В строчках чётко чувствуются страдания и боль. Часто героиня её стихов говорит сама с собой, как в полубреду. Ахматова не описывает и разъясняет происходящее. Идёт просто передача чувственных ощущений. Стихотворения вызывают ощущения какой-то интимности.

Есть в её стихотворениях и великая любовь к родине, России. После революции ей предлагали эмигрировать за границу, но она отказалась. Это нашло отражение в её стихах. В частности, в стихотворении «Молитва». Она пишет, что готова пожертвовать ради неё счастьем своей семьи. Никто не мог предположить, что её слова сбудутся таким трагическим образом.

Тема любви и творчества тоже нашла отражение в её стихах. Любовь и Муза соперничают друг с другом. Вот в стихотворении «Муза» она пишет о своей несчастной любви, потому, что мужчина не воспринимает её, как женщину-поэтессу. Он считает, что это баловство и пустая трата времени. Ни к чему это женщине, её место на кухне у плиты. Она предпочла поэзию такому мужчине. Но поэтические лавры не заменят любви и просто человеческого счастья.

Лирика Ахматовой – это переплетение драматических переживаний, личного очарования и неповторимости.

Слайд 11Стихотворение «Мелхола».Но Давида полюбила… дочь Саула, Мелхола.Саул думал: отдам ее

за него, и она будет ему сетью.

Первая книга Царств

И отрок играет безумцу царю,И ночь беспощадную рушит,И громко победную кличет зарю,И призраки ужаса душит.И царь благосклонно ему говорит:«Огонь в тебе, юноша, дивный горит,И я за такое лекарствоОтдам тебе дочку и царство».А царская дочка глядит на певца,Ей песен не нужно, не нужно венца,В душе ее скорбь и обида,Но хочет Мелхола — Давида.Бледнее, чем мертвая; рот ее сжат;В зеленых глазах исступленье;Сияют одежды, и стройно звенятЗапястья при каждом движенье.

Как тайна, как сон, как праматерь Лилит…Не волей своею она говорит:«Наверно, с отравой мне дали питье,И мой помрачается дух.Бесстыдство мое! Униженье мое!Бродяга! Разбойник! Пастух!Зачем же никто из придворных вельмож,Увы, на него не похож?А солнца лучи… а звезды в ночи…А эта холодная дрожь…»

Слайд 9Какое видение библейского сюжета у А.Ахматовой? (Главная тема

у нее – не наказание за грехи, а тема любви).(Они

показались ему семью днями. Он любил Рахиль, страдал, терзался. Он любил – и время казалось ему быстротечным…).

(Темы мучительной ревности, неразделенной любви. Ее, незрячую привел отец в дом Иакова вместо Рахили. Нелюбимая Иаковом, она проклинает отца и сестру за ту му- ку, которую ей приходится терпеть).

(Сохраняя престиж «Лаванова дома», он жертвует счастьем обеих дочерей).

Во имя чего «премудрый» Лаван обрекает на страдания обеих дочерей?

Какую тему развивает Ахматова в связи с младшей дочерью – Лией?

Чем показались для Иакова 7 лет, проведенных в рабстве у собственного дяди?

Вывод: Основная тема стихотворения «Рахиль» — тема любви, страдания, ревности, обращаясь к душе женщины, живущей почти две тысячи лет до нас, А.А.Ахматова сближает её чувства с переживаниями современной женщины XX – XXI века. Женщина любит – и, значит, она права.

↑ Адресаты

Главным человеком, открывшим талант Анны и вдохновившим ее, стал супруг поэт — Николай Гумилев. На то время он уже был известен в поэтических кругах

Именно он ввел жену в литературную среду, где на нее тут же обратили внимание. Художественная элита была покорена, сначала удивительной аристократической, внешностью Анны Ахматовой, а затем и ее творчеством

1912 год – важный период жизни Ахматовой, тогда вышел ее первый небольшой сборник лирических стихотворений «Вечер», в тот же год родился и единственный сын Лев. Ее первые строки нашли своих поклонников, она стала набирать популярность.

Я вижу все. Я все запоминаю,

Любовно-кротко в сердце берегу.(В царском селе)

Спустя два года на свет появился второй сборник «Четки», ставший настоящим триумфом в творчестве поэтессы. Ею стали восторгаться многие критики того времени. Тогда она обрела популярность, имя Ахматовой стало звучать чаще и громче, чем ее мужа Гумилева.

Я не любви твой прошу.

Она теперь в надежном месте…

Поверь, что я твоей невесте

Ревнивых писем не пишу.(Я не любви твоей прошу)

В 1918 году супруги расстались, а в 1921 Николай был расстрелян. Анна тяжело переживает его гибель и это находит отражение в ее стихах. Это был тяжелый период ее жизни, Ахматова подверглась преследованиям. Произведения запрещали, не пускали в печать, многие были утеряны. Но в 1924 году все же вышел ее последний сборник «Провокационные».

Семнадцать месяцев кричу,

Зову тебя домой,

Кидалась в ноги палачу,

Ты сын и ужас мой.(Реквием)

Последующее творчество великой поэтессы переплетается переживаниями за родных людей. В 1935 году были арестованы ее второй муж Николай Пунин и любимый единственный сын Лев. Хоть арест и продолжался несколько дней, но пережитые чувства не оставят в покое Ахматову, оставив след в написанных ею строках. В 1938 год стал решающим и переломным, как в жизни, так и в творчестве Анны. Ее сына приговорили к заключению на пять лет, она рассталась с мужем. И на основе всего пережитого выпустила свой знаменитый «Реквием».

Любовь и страдания в лирике Ахматовой сочинение

Своеобразна поэзия Анны Ахматовой. Центральное место в ее творчестве занимает любовная тематика. Но, любовь эта выражается не только в проявлениях чувств к мужчине. В стихах Ахматовой – это и материнские чувства, и любовь к России, выражающаяся в глубоких переживаниях.

Время, в которое жила Ахматова было непростым для России. И непростая судьба выпала на долю поэтессы. Все это нашло отражение в ее стихотворениях.

Произведения, посвященные любовной тематике, никогда не писала Анна с представлением безмятежного их протекания. Ее стихи – всегда всплеск чувства, будь то влюбленность, либо же расставание. Всегда предстают они в самом своем апогее, либо же это начало трагедии.

Ранние стихи Ахматовой воспринимаются как дневник, записи в котором представлены в стихотворной форме. Творческая муза и простая земная любовь ведут в них бесконечную борьбу.

Большой интерес проявляет поэтесса к духовному миру человека. Стихи ее откровенны и искренни. Поэтический язык строг, лаконичен и , одновременно, емок.

Рисуя картины простого человеческого счастья  и горестей, Анна сочетала в своих строках классику и новаторство. А проявления любовных чувств настолько сильны, что заставляют застыть весь окружающий мир.

Непростое время для страны и народа всегда накладывает отпечаток на творчество писателей и поэтов. Так и Ахматова пишет об этом. В «Молитве» она обращается с просьбой о том, чтобы быстрее прошла эта туча над Россией. Целый цикл стихотворений посвящает Анна блокадному Ленинграду. Народная трагедия находит отражение в ее творчестве. Она – часть этого народа, часть страны и страдает так же.

Личные трагедии поэтессы тоже находят свое выражение в произведениях. Многих ее близких людей постигла печальная участь. В одном из стихов Ахматова пишет, что накликала милым погибель. Осознание вершащегося рока заставляет считать ее себя причиной злосчастной судьбы близких. В другом стихотворении она с горечью напишет строки о необходимости расставания с любимым человеком. Ведь иначе, как пишет Анна, не бывать ему живым. В этих строках показаны и горечь, и безысходность, и подчиненность року.

Сильнее всего – материнская любовь и, страшнее всего – материнское горе. Перед эти несчастьем даже горы гнутся, как пишет Ахматова в «Реквиеме». Единственный ее сын провел больше 10 лет в заключении. Ему и посвящено это лирическое произведение. А начало дала ему встреча с одной женщиной в тюремной очереди с поэтессой. Разговор, возникший между ними и сподвиг Анну на то, чтобы описать материнское горе.

В «Реквиеме» показывается вся боль и напряженная обстановка, в которой находится женщина в ожидании того, что же станет с ее ребенком. Переживание, отчаяние, неизвестность дальнейшего – все это заставляет материнское сердце страдать и болеть. А, описанная в посвящении встреча, подчеркивает то, что очень много таких несчастных матерей было в то время в стране, что горе это – всенародное.

В лирике Ахматовой и любовь, и страдания, как общенародные, так и личностные – все есть. Все это передано ей с большой глубиной и лаконичностью простым и, в то же время, всеобъемлющим языком.

↑ Особенности лирики

Главная особенность лирических стихов — это то, что они не являются целостным произведением, а несут лишь основную взрывную, эмоциональную часть. Таким образом, представляя некую любовную историю без начала и конца, давая возможность читателю ощутить себя ее частью. Любовная лирика Анны Ахматовой отражает женское настроение, очень точно передает переживания за любимых, потому женщинам легче понять и прочувствовать ее глубокий смысл. Понять ее недосказанность, додумать продолжение.

Поэзия Ахматовой не оставит равнодушной ни одну читательницу. Ведь она воссоздает яркую гамму и многогранность любви, в той или иной степени знакомой всем представительницам слабого пола. В ее стихах найдется краткий очерк любовной повести, прожитой каждой женщиной.

Сочинение Тема любви в творчестве Ахматовой

Анна Ахматова — один из самых выдающихся поэтов XX века, и ее творчество отличается глубокой индивидуальностью и многогранностью. Одной из наиболее ярких и узнаваемых тем в поэзии Ахматовой является тема любви.

В стихотворениях Ахматовой любовь представлена как сложное чувство, которое может быть радостным и прекрасным, но также и трагическим и больным. В ее поэзии любовь часто связана с образами природы, время от времени она принимает форму бесконечного ожидания или непостижимого желания.

Один из наиболее известных циклов стихов Ахматовой, посвященных теме любви, — «Белая стая». В этих стихах поэтесса описывает свои чувства к Гумилеву, который был ее мужем, но позже развелся с ней. В цикле «Белый фонтан» Ахматова рассказывает о своих чувствах к другому мужчине — Николаю Пунину.

Однако, не только любовь к мужчине была темой для Ахматовой. В ее поэзии также присутствует любовь к детям, к родной земле, и даже к самой поэзии. Любовь в ее стихах — это выражение глубокой интимности и человеческого существования.

Таким образом, тема любви является одной из наиболее ярких и значимых в творчестве Анны Ахматовой, и ее стихи о любви продолжают трогать сердца читателей в наши дни.

Слайд 10Обратимся к стихотворению «Мелхола». (1922 – 1961)Давид – юноша сильный,

добрый, умный, был пастухом овечьих стад. Не раз нападали на

его стадо львы и медведи, но Давид побеждал их, чувствуя, что необыкновенную силу даёт ему сам Бог. Однажды в бою он победил пращой (обыкновенным камнем, завязанным верёвкой), прекрасно вооружённого, закованного в медную броню филистимлянина Голиафа. Слух об этом поединке дошёл до израильского царя Саула, который приблизил Давида ко дворцу, но завидовал его славе и несколько раз порывался его убить. Заметив однажды, что его дочь Мелхола полюбила Давида, он решил поженить их, чтобы заманить зятя в свои сети, но словно невидимая рука охраняла жизнь Давида.

Прошло несколько лет, в бою был убит Саул. По велению Божию на царский трон в Иудее был возведён Давид, бывший когда-то пастухом. Первая книга Царств

Вспомним библейскую историю о Давиде.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Образовайка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: