Характеристика коробочки в поэме “мертвые души”: описание внешности и характера в цитатах

Авторская оценка коробочки мертвые души. характеристика коробочки в поэме “мертвые души”: описание внешности и характера в цитатах

Хозяйство Настасьи Петровны

Одинокая женщина хозяйничает лучше встречаемых в поэме мужчин. Описание деревушки не пугает, как у Плюшкина, не удивляет, как у Манилова. Дом господ ухожен. Он небольшой, но крепкий. Собаки лаем встречают гостей и предупреждают хозяев. Автор описывает дома крестьян:

  • избенки крепкие;
  • выстроены врассыпную;
  • постоянно ремонтируются (изветшавший тес поменян на новый);
  • крепкие ворота;
  • запасные телеги.

Коробочка следит за своим домом и за избами крестьян. В поместье все заняты делом, нет тех, кто слоняется между домами. Помещица знает, когда точно, к какому празднику будет готово сало, пенька, мука или крупа. Несмотря на недалекий ум, кажущуюся глупость Настасья Петровна деловита и бойка, направлена на выгоду.

Значение описания усадьбы

Н. В. Гоголь широко описывает усадьбу Коробочки, которую можно назвать хорошей хозяйкой. Имение ее ухожено, огород приносит огромные плоды. Избы крестьян не рушатся, они находятся в хорошем состоянии.

Однако писатель показывает, что, несмотря на умение вести хозяйство, героиня является скупой помещицей. Она умственно ограниченна, живет определенным распорядком дня, который полностью занимают хозяйственные дела.

Усадьба героини является «коробочкой» для нее. Жизнь Настасьи Петровны скучна и примитивна, в ней нет никаких событий, кроме самых обыденных, связанных с домашним хозяйством. Это указывает на то, что Коробочка духовна уже мертва.

Данная статья поможет написать сочинение «Усадьба Коробочки», подробно рассмотрит составляющие поместья и деревни героини, а также поможет понять, зачем Н. В. Гоголь дает описание имения.

Тест по произведению

ПортретН. В. Гоголь создал пять типов, пять портретов, среди которых только
один женский — это Коробочка. Фольклорный источник этого образа — баба
Яга.Коробочка- оседлая старушка – помещица, невзрачная бабушка,
которая каждую свою вещь гардероба занашивала до дыр. Коробочка не
претендует на высокую культуру: во всём её облике заметна весьма
незатейливая простота. Это подчёркнуто Гоголем во внешности героини:
он указывает на её затрёпанный и мало привлекательный вид.
Так она описывается в произведении:
«…Минуту спустя вошла хозяйка, женщина
пожилых лет, в каком-то спальном чепце,
надетом наскоро, с фланелью на шее, одна из тех
матушек, небольших помещиц, которые
плачутся на неурожаи, убытки и держат голову
несколько набок, а между тем набирают
понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки,
размещенные по ящикам комодов…»

Еще некоторые детали образа помещицы Коробочки

Образ Коробочки также раскрывается в том, что изрядно поторговавшись, вдова коллежского секретаря в конце концов соглашается на сделку и угощает Чичикова всевозможными яствами: грибами, пирогами, блинами. Блины настолько вкусные, что Павел Иванович съедает их по три сразу.

После такого радушного приема Чичиков садится в свою бричку и уезжает с мыслями о том, что Коробочка – это прирожденный предприниматель, всеми силами старающийся любому и каждому выгодно продать свою продукцию и заработать при этом как можно больше денег. Чтобы потом аккуратно раскладывать их по мешочкам и прятать в комод. Вот каков образ Коробочки.

Чичиков посещал и других помещиков города №, в их число вошли такие персонажи «Мертвых душ», как Ноздрев, Собакевич и Манилов . Ознакомьтесь и с их характеристиками, чтобы составить полное впечатление о

просмотров

Отношение Коробочки к продаже мертвых душ

После Манилова Чичиков поехал к Коробочке. Она жила в небольшом домике, во дворе которого было полно птиц и всякой другой домашней твари: «индейкам и курам не было числа» (с. 420), между ними гордо расхаживал петух; тут же были и свиньи. Дворик «переграждал дощатый забор» (с. 421), за которым шли огороды с капустой, свеклой, луком, картофелем и другими овощами. По огороду были рассажены «кое-где яблони и другие фруктовые деревья» (с. 421), которые были накрыты сетками для защиты от сорок и воробьев; с этой же целью на огороде стояло несколько чучел «на длинных шестах с растопыренными руками» (с. 421), причем на одном их из них был надет чепец самой помещицы. Избы крестьян имели хороший вид: «изветшавший тес на крышах везде был заменен новым, ворота нигде не покосились» (с. 421), а в крытых сараях стояла одна, а где и две запасные телеги.

Сразу видно, что Коробочка — хорошая хозяйка. Неутомимо хлопотливая, она противопоставляется Манилову. Ее крестьяне живут хорошо, «довольствуются», так как она заботится о них и о своем хозяйстве. Также она имеет хороший ухоженный огород, на котором стоят чучела, которые отгоняют вредителей. Помещица настолько заботится о своем урожае, что даже одевает на одного из них свой собственный чепец.

Что касается внутреннего убранства помещения, то комнаты Коробочки были скромными и достаточно старыми, одна из них «была обвешана старенькими полосатыми обоями» (с. 419). На стенах висели картины с «какими-то птицами» (с. 419), а между ними висел портрет Кутузова и «писанный масляными красками какой-то старик с красными обшлагами на мундире» (с. 420), между окон находились старинные маленькие зеркала с темными рамками в виде «свернувшихся листьев» (с. 419), а за каждым зеркалом было заложено или письмо, или старая колода карт, или чулок. Также на стене были часы «с нарисованными цветами на циферблате» (с. 419).

Как видим, жизнь Коробочки буйная, насыщенная, но она низшая, так как находится на уровне животного (многочисленные птицы) и растительного (цветы на циферблате, «свернувшиеся листья» на зеркалах) мира. Да, жизнь кипит: гость проснулся из-за нашествия мух, часы в комнате испускали шипение, двор, наполненный живностью, аж гудел; утром индюк через окно что-то «заболтал» Чичикову. Но жизнь эта низкая: портрет Кутузова, героя, который висит на стене в ее комнате, показывает нам, что жизнь Коробочки ограничивается рутинной хлопотливостью; в лице генерала мы видим другой мир, полностью отличающийся от мелкого и ничтожного мира помещицы. Она живет замкнуто в своей усадьбе, как в коробочке, и ее домовитость со временем перерастает в скопидомство. Коробочка стремится извлечь пользу из всего, очень боясь продешевить в каком-то незнакомом, неизведанном деле. Таким образом, она — обобщенный образ бережливых, а следовательно и живущих в довольстве, вдов-помещиц, туго соображающих, но умеющих не упустить свою выгоду.

Павел Иванович Чичиков попадает к помещице Коробочке в неурочный час, сбившись с дороги, да еще и вывалявшись в грязи при падении с брички. Лошади, управляемые не совсем трезвым кучером Селифаном, буквально врезаются в забор ее дома.

Образ Коробочки весьма интересен. Настасья Петровна Коробочка дает приют запоздалым путешественникам, так как Чичиков представляется дворянином, что производит благоприятное впечатление на вдову-помещицу. Давайте кратко рассмотрим визит Чичикова к Коробочке и краткую характеристику Коробочки.

Ноздрев

Пьяница, игрок и драчун Ноздрев – следующий персонаж. Сущность его характера – подлость. Он готов «нагадить» любому, без разбора, смысла. Ноздрев не ставит перед собой определенных целей. Он беспорядочен, не собран и развязно нагл. Все вокруг помещика такое же: в конюшне кони и козел, в доме – волчонок. Он готов играть в шашки на мертвых, продает и меняет. В характере нет чести и честности, только ложь и обман. Общение с Ноздревым чаще завершается дракой, но это, если человек слабее. Сильные, наоборот, избивают помещика. Помещика не изменила любовь. Наверное, ее и не было. Жаль жену смутьяна. Она быстро умерла, оставив двух детей, которыми не интересуется. У детей есть нянька, по описанию она «смазлива», ей Ноздрев привозит с ярмарки подарки. Автор намекает на отношения между помещиком и нянькой, так как на бескорыстие и уважение от него вряд ли можно рассчитывать. О псах буян проявляет больше заботы, чем о своих близких. Гоголь предупреждает читателя, что Ноздревы долго не выведутся с Руси. Хорошо только то, что у Ноздрева хитрый Чичиков не смог купить мертвых душ.

Сочинение про помещицу Коробочку

Поэма Гоголя может читаться на самых разных уровнях, автор вложил множество различных смысловых слоев в свое творение. Если смотреть на Коробочку поверхностно, то перед нами сатира на тупость и патриархальный уклад, пародия на ограниченность личности и чрезмерную практичность, героиня, удивляющая собственной простотой.

Гоголь подчеркивает простоту Коробочки в ее речи, которая полна простыми и даже примитивными выражениями и как бы наивно нага. Так без всякого стеснения могут говорить только дети или малообразованные люди. Помещица не отличается возвышенным умом, но она обладает довольно ценными практическими познаниями, эти детали тоже отмечены, к примеру, сетки, которые сохраняют фруктовые деревья.

Таким образом, Гоголь описывает фигуру приземленного народа, простого народа без романтизации. Этот народ в действительности может быть нелепым и грубым, сидеть и рассуждать куда докатится колесо, знать как выгоднее купить и продать. Этот народ нечего не представляет помимо собственного маленького мирка и не собирается оттуда выбираться, погрязнув в болоте банального и примитивного существования.

Если смотреть на Коробочку в контексте символического ряда, который предлагает автор, то эта героиня предстает своеобразной мистической фигурой, которая олицетворяет собой таких мистических героев как Баба-Яга. Поездка к Коробочке связана для Чичикова с образами гибели и загробного опыта. Перед приездом он падает в землю (образ погребения), когда просыпается – на лице сидят мухи (как на трупе) и если проследить по тексту, то Гоголь практически в каждой фразе дает подобные намеки.

Коробочка, подобно волшебной старухе из русских сказок, обитает на отшибе и связана с потусторонними силами. В таком прочтении причитания, приметы, в которые она верит (загадывать на картах, например) и детали интерьера (к примеру, карты для гадания) получают совершенно новое прочтение и становятся своеобразными атрибутами волшебницы.

Также Коробочка является единственной женщиной-помещицей и ее фигура выделяется из общей канвы помещиков, благодаря чему ее образ становится более интересным и уникальным.

Характеристика (таблица) Коробочки

Внешность Настасьи Петровны
Усадьба помещицы
Характеристика Коробочки
Отношение к предложению Чичикова

Это пожилых лет женщина, с фланелью на шее, в чепце.

Небольшой дом, старые обои, старинные зеркала. Ничего даром не пропадает в хозяйстве, о чем свидетельствует сеть на деревьях, а также чепец на чучеле. Коробочка всех приучила к порядку. Огород ухожен, двор полон птицы. Избы крестьян хоть и поставлены врассыпную, но при этом показывают достаток обитателей, как следует поддерживаются. Эта помещица знает все о каждом крестьянине, при этом не ведя записок, наизусть помнит также имена умерших. Своеобразный «герб» Коробочки — это комод, в котором из приоткрытых ящиков высовывается индейка, свинья, петух. Второй ряд ящиков наполнен различным «хозяйственным овощем», а из нижних торчит множество мешочков.

Практична, хозяйственна, знает цену деньгам. Скупая, бестолковая, дубинноголовая, помещица-накопительница.

Прежде всего, интересуется, зачем понадобились Чичикову мертвые души. Боится при сделке продешевить. Точно знает, сколько умерло крестьянских душ (18). Смотрит на мертвых людей, как на пеньку или сало: вдруг пригодятся в хозяйстве.

Вам была представлена помещица Коробочка («Мертвые души»). Характеристика с цитатами этой героини может быть дополнена. Представляются весьма интересными отрывки, посвященные убранству комнат, ведению хозяйства, договору с Чичиковым. Понравившиеся цитаты можно выписать из текста и дополнить ими данную характеристику. Мы же лишь лаконично описали такую героиню, как Коробочка («Мертвые души»). Характеристика кратко была представлена с тем, чтобы вызвать у читателя желание самостоятельно ее продолжить.

Образ и характеристика Коробочки в поэме «Мертвые души» позволяют представить, как жили в глубинных, спрятанных территориях России прошлого, укладе и традициях.

2 вариант

Коробочка Настасья Петровна – помещица из произведения Гоголя «Мёртвые души». К ней Чичиков попал случайно, заблудившись ночью. Поместье  Коробочки находилось в глуши от всех. Всё в нём  говорило о практичности хозяйки. Деревенька встретила героя лаем собак, то есть, надёжно охранялась.  Перед входом в небольшой домик стояла бочка для стекающей с крыши воды после дождя.

Стены комнаты, которую хозяйка предоставила для Чичикова, были покрыты полосатыми обоями. Их украшали картины с птицами, а так же – портреты Кутузова и какого-то старика в мундире с обшлагами, вероятно, мужа Коробочки. Рядом с ними находились часы, с расписанным цветами циферблатом. Они своеобразно обозначали время. Комната наполнялась звуками, похожими на шипение змей, затем они переходили в  хрипение и после этого,    поднатужившись, часы начинали бить.  Это было похоже на звуки ударов палок по разбитому горшку. Около окон висели небольшие старинные зеркала, обрамлённые в рамки в виде свернувшихся листьев. Из-под каждого из них выглядывали  письма, карты или чулки.

Хозяйка встретила Чичикова гостеприимно. Служанка Фетинья приготовила ему постель на диване. Она пышно взбила перины, почти до самого потолка, на которые пришлось забираться со стула. Коробочка приказала Фетинье почистить от грязи одежду гостя.

Утром Чичикова разбудили назойливые мухи, которых было очень много.  Окна комнаты, в которой находился гость, выходили на двор,  заполненный множеством  домашних птиц – индейками и курами. Рядом с ними прогуливалась свинья. За  курятником простирались огромные огороды с картофелем, капустой, луком, свеклой и другими овощами. Между ними росли  фруктовые деревья, прикрытые сетями от сорок и воробьёв. Для отпугивания птиц так же стояло несколько чучел, одно из которых красовалось в чепце хозяйки.

За огородами находилась крестьянская деревушка. Избы располагались не улицей, а были беспорядочно разбросаны.  Тем не менее, дома крестьян были в хорошем состоянии, ворота – крепкими, во дворах стояли новые телеги.

Коробочка умело управляла своим небольшим, но крепким хозяйством, которое приносило ей неплохой доход.  В распоряжении Настасьи Петровны было  восемьдесят крепостных крестьян. Она знала их всех по именам и была хорошо осведомлена об их деловых качествах.  Крестьяне производили  различную сельскохозяйственную продукцию — мёд, муку, крупы, мясо, манильскую пеньку, птичьи перья и многое другое.  Всё это  Коробочка выгодно сбывала, торгуясь за каждую копейку, боясь продешевить.

Чичиков назвал помещицу за ограниченность ума «дубинноголовой». Жизнь Коробочки посвящена одной цели – накопительству, а духовный мир – мёртв.

Отношение чичикова к коробочке

Чичиков в общении старается подладиться под собеседника. Так, с Маниловым он был очень вежливым и благодушным. Попав же к Коробочке, он понял, что с ней не надо особенно церемониться. С ласковым видом он сразу начал спрашивать помещицу, сколько душ в её деревеньке (оказалось, что у Коробочки 80 душ) и много ли умирало крестьян. Узнав, что умерло 18 человек, он попросил уступить их ему, но поняв, что она не уступит, предложил их ему продать.

Затем начался такой разговор с ошарашенной хозяйкой, что Чичиков подумал: «Ну баба, кажется, крепколобая!» Уговорить помещицу было непросто, так как она боялась, что понесёт убыток, продав мертвые души дёшево. Чичиков, уже выходя из терпения от её непроходимой тупости, снова подумал:

«Эк её, дубинноголовая какая!» Долго не сдавалась Коробочка, боясь продешевить. Когда Чичиков уже начал выходить из себя, она испугалась, что он такой сердитый, и согласилась продать мёртвые души за 15 рублей. После этого она угостила заезжего гостя очень вкусной и обильной едой, и довольный Чичиков наобещал ей в скором времени накупить у неё ещё много чего: и муки, и свиного сала, и птичьих перьев, и крупы.

Описание деревни

После разговоров с Коробочкой Чичиков понял, что он находится в «порядочной глуши», потому что поблизости нет ни одного богатого помещика. До города было целых шестьдесят верст.

Чичиков говорит героине, что у нее хорошая деревенька, однако делает он это для того, чтобы узнать, сколько крестьян находится в ее владении.

Эта «хорошая деревенька» выглядела следующим образом: окно комнаты, в которой находился главный герой, выходило прямо на узенький дворик, который, вероятно, служил курятником, так как он был весь заполнен птицами и домашней «тварью»: индейки и куры, которым «не было числа», петух, семейство свиней, цыплята.

За курятником были «пространные» огороды, на которых выращивались капуста, лук, картофель, свекла и другие овощи. Также стояли яблони и другие фруктовые деревья. Для их защиты от птиц были сооружены сети, а также поставлены чучела, на одном из которых был надет чепец самой хозяйки.

После огородов тянулись избы, в которых жили крестьяне. Эти строения, как отмечал Чичиков, «показывали довольство обитателей», так как дома не отличались своей обветшалостью. Ворота нигде не были покошенными, тес на крышах был новый, а где-то даже стояли новые телеги. Крестьяне разводят свиней, птиц и пчел, а также готовят муку, пеньку и различные крупы.

Чичиков приходит к выводу, что деревня Коробочки «не маленька».

Отношение к людям

Мертвые души становятся для Коробочки в один ряд с салом, мукой, медом и пенькой. Ей уже приходилось продавать все прочее (довольно выгодно, как мы знаем), а дело это для нее представляется неизвестным и новым. Здесь срабатывает стремление не продешевить. Гоголь пишет, что она “начала сильно побаиваться, чтобы как-нибудь не надул ее этот покупщик”. Помещица выводит из себя своей упертостью Чичикова, который уже было рассчитывал получить легкое согласие.

Здесь появляется эпитет, выражающий сущность не одной лишь Коробочки, но и целого типа людей, подобного этой помещице, – “дубинноголовая”.

Николай Васильевич поясняет, что ни общественное положение, ни чин не являются причиной данного свойства. Явление “дубиноголовости” является весьма распространенным. Его представителем может быть даже государственный, почтенный человек, который выходит на деле “совершенная Коробочка”. Автор поясняет, что суть этой черты в том, что если человек взял себе что-то в голову, его никак не пересилишь, независимо от количество доводов, ясных как божий день, от него все отскакивает, подобно тому, как от стены отлетает резиновый мяч.

Образ героини в произведении

(«Чичиков у Коробочки», художник Александр Агин, 1846-47
)

Настасью Петровну можно назвать примитивной, «бедной вдовой», чьё невежество отображается в поведении и манере её речи.

Возникает вопрос: быть может, Настасья Петровна просто исключительная личность, заблудившаяся в глуши провинции?

Однако автор поэмы с сожалением подводит к заключению отрицательный ответ. «Нет», — говорит Гоголь, ведь убожеством, свойственным Коробочке, её пристрастие к деньгам, устремленность нажиться, на чем только придётся, неприкрытая корыстность, глупость и невежественность — ключевые качества, характерные не исключительно Коробочке, также они соответствуют различным слоям господствующих классов, их верхушке.

В конечном итоге, Н.В. Гоголь пишет о Коробочке, как о героине, оказавшейся на самой низкой ступени бесконечной лестницы совершенствования человеческого облика, подчёркивая тем самым типичность образа Коробочки.

Поэма “Мертвые души” Н.В.Гоголя предлагает своим читателям окунуться в огромное разнообразие совершенно разных и непохожих друг на друга героев. Одним из самых ярких и важных персонажей является помещица Коробочка, ее образ раскрывается в третьей главе произведения.

Первая встреча главного героя поэмы, Чичикова, и Коробочки происходит совершенно случайно, когда Павел Иванович из-за непогоды теряет дорогу к Собакевичу. Чичиков приезжает в имение Коробочки, в деревню в стороне от основной дороги, и остается у нее ночевать, так и происходит их знакомство.

Она была пожилой женщиной, в потрепанной одежду, полностью посвящает свою жизнь хозяйству, которое ведет в своей усадьбе. Несмотря на то, что в ее распоряжении находится всего 80 крестьянских душ, ее имение может похвастаться хорошим состоянием: крепкие и ухоженные дома, сильные и здоровые мужики.

Живет Коробочка за счет продажи продуктов, произведенных в ее имении, например мед, пенька. Зарабатывает на этом она достаточно немало, она пытается извлечь прибыль из всего, ей хватает на безбедную жизнь, тем не менее помещица любит жаловаться на жизнь, прибедняться и занижать свой достаток. Коробочка — корыстная, алчная, скупая, так как не покормила гостя с дороги., недоверчивая и проявляет к людям излишнюю подозрительность. Тем не менее, Коробочка в своем зажиточном хозяйстве проявляет гостеприимство, когда выдает Чичикову чистую одежду, стирает грязную, отправляет девушку, чтобы почесала ему пятку и взбила подушку.

Помещица Коробочка собирает и хранит хлам, вся ее жизнь — это сплошное накопительство, в ее усадьбе царит затхлость. Также интерьер ее дома кажется Чичикову достаточно старомодным, словно он застыл где-то во времени. Настасья Петровна верит и в Бога, и в черта, иногда гадает на картах. Когда Чичиков просыпается, то видит много мух, что еще раз подчеркивает старость. О семье Коробочки известно мало, что она вдова и у нее нет детей. В процессе общения с помещицей Чичиков начинает выходить из себя, он хочет поскорее уехать из ее имения, чтобы отвязаться от нее.

Николай Васильевич Гоголь называет помещицу дубоголовой, так как после продажи мертвых душ Павлу Ивановичу она едет в город узнать истинную цену, чтобы выяснить, не была ли она обманута.

В целом, представляя собой один из наиболее ярких образов, Настасья Петровна обычная и простая помещица.

Характер

Коробочка — очень хозяйственная помещица, полностью поглощённая ведением хозяйства. Она бережлива, аккуратна, заботится о крестьянах, управляет поместьем так, что у неё остаются на продажу излишки муки, мёда, крупы и т. п. Черты её характера неплохие:

  • она расчётлива;
  • практична;
  • бережлива;
  • деловита;
  • у неё практическая хватка.

Но замкнутый круг мелочных хозяйственных забот умертвил её душу. У неё нет живого хозяйственного ума, она просто знает, что нужно взращивать, продавать и покупать — и этой программе следует всю жизнь. У неё нет никаких духовных запросов, она не желает знать о том, что выходит за пределы её хозяйственных забот. Мышление этой помещицы ограничено, как и замкнутый круг её жизни. Перед читателем предстаёт мелочная, скупая, «дубинноголовая» помещица, которая «вся переселилась в хозяйственную жизнь».

Сочинение 2

О «бурной» молодости Коробочки читателю, увы, ничего не известно. Поскольку он сталкивается с героиней уже в ее пожилом возрасте. Поэтому пронаблюдать становление характера не представляется возможным.

Основные черты персонажа – фанатичная бережливость и гипертрофированная тяга к порядку. Ее имение ухожено,  все пребывает в исправности. Однако можно заметить, что обстановка в ее жилище не отличается новизной. Вполне возможно, потому, сто сама Коробочка немолода. Впрочем, старуху это совершенно не смущает.

Героиня очень любит жаловаться. Кажется, что есть достаточно дать малейший повод и уже есть риск стать своеобразной «жилеткой»

Конечно же, Коробочке не особо важно, кто будет ее невольным слушателем и утешителем, ей главное высказаться. Остальное второстепенно

Аристократкой ее назвать нельзя. Впрочем, как и интеллектуалкой. Кажется, что окружающие ее люди невольно посмеиваются над ее «недалекостью». Да, Коробочка не имеет хорошего образования, и, вполне очевидно, не блещущая умом, пожилая женщина.

Выделяется старческая консервативность. Коробочка боится нового – возможно, и хлам из дома она предпочитает не выбрасывать лишь потому, что не представляет, как будет жить без него.  Ведь в таком случае придется все менять… А это смерти подобно…

Также героиня упряма. Она принадлежит к тому роду людей, которые если что удумают, то переубедить из очень сложно. Натура старушки противоречивая – с одной стороны, она набожна, с другой – ее тянет к эзотерике, гаданию на картах и.т.д. А это взаимоисключающие понятия.

Была ли у Коробочки семья? Напрямую Гоголь не говорит об этом. Но указывает, что Настасья Петровна является вдовой. Возможно, имеются взрослые дети. Однако сколько их, какого они пола, есть ли внуки – не пояснено.  Впрочем, это вполне логично, если предположить, что старуха не общается со своими отпрысками по каким-либо причинам. Упоминается, что у Коробочки есть живущая в Москве сестра.

Впрочем, состояние усадьбы героини весьма привлекательное

Даже принимая во внимание устаревшую обстановку. Однако ценности ее постройки не представляют

В подчинении у нее около 80 крепостных – что достаточно мало по тем временам. Допустим, у того же Плюшкина их значительно больше.

Однако на доходе это никак не отличается. Хозяйство весьма ухоженное, что говорит об ответственности старушки. Она активно занимает делами, принимает во всем непосредственное участие. Как она относится к крестьянам напрямую не говорится, однако описание «мертвых душ» указывает на то, что Коробочка  в меру лояльна и гуманна по отношению к ним.

Крестьяне у Коробочки (особенно, мужчины), дородные, пышат здоровьем и очень сильные. Это свидетельствует о хороших условиях содержания.

Тем не менее, двойственность – второе «Я» героини. С одной стороны, она заботливая и ответственная помещица. С другой – глупа и ограничена, а также утомляет собеседников постоянными жалобами.

Странное предложение о продаже «мертвых душ»

На предложение Чичикова отвечает согласием, что готова уступить ему 18 «мертвых душ», о каждом из которых вспоминает с благодарностью. Она ценит их труд и человеческие качества.

Во время разговора с Чичиковым Коробочка всякий раз упоминает о собственных интересах и выгоде.

Гостю удалось увидеть некоторых из крепостных Коробочки. Тела их были крепкие и ладно сложенные, что произвело большое впечатление на Чичикова. Несмотря на то, что своего гостя Настасья Петровна увидела совсем недавно, но окружила его заботой, как старого приятеля.

Она всячески пыталась угодить с угощением, а прислуге приказала почистить чичиковскую одежду. Хотя гость прибыл очень поздно, но хозяйка смогла подготовить ночлег в лучшем виде.

Когда Чичиков сообщил о цели своего визита и покупке «мертвых душ», Петровна не сильно удивилась. Мысли в ее голове начали путаться – зачем ему это, как продать такой странный товар.

Ей даже показалось, что ее умерших крепостных кто-то собирается выкапывать из могил. Однако она не упускает мысли, что могла бы на этом заиметь выгоду.

Желание заполучить деньги за несуществующих людей терзало ее не меньше чем недоверие к Чичикову «… Может быть, ты, отец мой, меня обманываешь, а они того… они больше как-нибудь стоят…».

Помещица начинает вбивать себе мысли, что умершие могут сколько-то ведь и стоить, поэтому, возможно, стоило бы немного подождать, и даже слегка набить им цену.

Она даже подумывает поехать в город, чтобы разузнать, сколько может на самом деле стоить столь необычный товар. Такие её дурачества выводят Чичикова из себя.

Он увидел, насколько глупа помещица на самом деле. Чтобы уж очень не смущать старуху, Чичиков пообещал, что купит у нее продукты питания. Это смягчило позицию Коробочки, и она, мысленно посчитав свой доход, с удовольствием согласилась на сделку.

Чичиков, видя предприимчивость старушки, признает, что она барышня деловая.

Это была подробнейшая характеристика Коробочки из «Мертвых душ».

Краткий образ Коробочки в поэме «Мертвые души»

Характеристика Коробочки показывает, что личность Настасьи Петровны Коробочки сложная и противоречивая. Она умело управляется со своим хозяйством, внимательно относится к своим крестьянам.

Эти черты помещицы привлекательны для читателя. Но главная цель жизни у нее простое накопительство, и это делает ее жизнь бессмысленной и пустой.

Можно предположить, что автор хотел символически причислить и Коробочку к «мертвым душам». Что касается внешности женщины, то перед нами образ, не отличающийся каким-то обаянием, но ее радушие оставляет о ней приятные чувства.

Ни пышных нарядов, ни другого изыска, а даже наоборот, какой-то странноватый запах в одежде, странные лохмотья, обмотанные вокруг шеи, не понятно для чего – все это лишь отталкивает от внешнего ее вида.

Старуха Коробочка не обладает каким-то отменным здоровьем, а даже наоборот имеет с этим некоторые проблемы. Она плохо спит по ночам. От плохой погоды же у нее ломит суставы и поясницу. Все свои болячки помещица лечит по-старинке – народными средствами. В этом ей почти нет равных.

Несмотря на то внешне небрежное обличие, Настасья Петровна очень скрупулезно относится ко всему, что ее окружает. Она заботится о чистоте и порядке в доме. Мебель старенькая, но крепкая. А все, что есть в доме Коробочки, как бы напихано и утрамбовано.

Весь дом напоминает самую настоящую коробочку, набитую старинными, почти ненужными хозяйке вещами, о многих из которых Коробочка уже и думать почти забыла.

Настасья Петровна имела склонность всегда преувеличивать свои проблемы, жаловаться на трудную долю – неурожай ли это или другие убытки. При этом втихую складывала монетку за монеткой по мешочкам, которые бережно раскладывала по ящикам комодов.

Но порядок в сбережениях у помещицы был отменный, как и во всем, что ее окружало. Каждая монетка откладывалась в мешочек к себе подобным – целковички к целковичкам, четвертачки к четвертачкам, а полтиннички в мешочек к полтинничкам.

Ежедневно старушка с превеликим удовольствием пересчитывала свои денежки. Копить без цели и каких-то планов, куда их потратить, вот что нравилось Коробочке.

А так как родственников у помещицы не было, то скопленное богатство девать-то ей в принципе было некуда. Если бы было возможным, то свои мешочки с монетами Коробочка была готова забрать с собой в могилу.

Перед Чичиковым же старуха здорово прибеднялась, пытаясь впарить ему товар по завышенной цене.

Образ героини

К помещице Коробочке Павел Иванович Чичиков попал случайно. Он сбился с пути, когда пытался посетить имение Собакевича. Ужасная непогода заставила путешественника попроситься на ночлег в незнакомом поместье. Чин женщины – коллежская секретарша. Она вдова, живущая в своем имении. Про женщину немного автобиографических сведений. Неизвестно, есть ли у нее дети, но точно, что в Москве живет сестра. К ней и едет Коробочка после отъезда Чичикова. Старая помещица содержит небольшое хозяйство: примерно 80 душ крестьян. Автор описывает хозяйку и живущих в деревне мужиков.

Что особенного в образе героини:

Умение экономить.
Мелкая помещица раскладывает деньги по мешочкам, укладывает их в комод.

Скрытность.
Настасья Петровна не говорит о своем достатке. Она прибедняется, стараясь вызвать жалость. Но цель этого чувства – поднять цену на предлагаемый товар.

Смелость.
Помещица уверенно обращается в суд с просьбами решить ее проблемы.

Коробочка торгует тем, чем заняты ее крестьяне: мед, перья, пенька, сало. Женщину не удивляет желание гостя купить души людей, ушедших в загробный мир. Она боится продешевить. В помещице переплелись вера и безверие. Причем два противоположных чувства связаны так крепко, что сложно определить, где грань. Она верит в Бога и в черта. Помещица после молитвы раскладывает карты.

Внешность Коробочки

Перед читателем появляется пожилая женщина в кое-как надетом спальном чепце и намотанной на шею фланели.

Портрета как такового нет, но есть авторское ощущение от подобных «матушек», держащих голову чуть вбок на манер курицы, выпучивающей в страхе на что-то новое глаза и открывающих в замешательстве рот.

Такие мелкие помещицы всласть наплачутся на неурожаи и убытки, а сами методично и любовно копят в ящичках комодов денежки среди всякого вещевого хлама. Кажется, и сами вещи любят таких бережливых старушек – не изнашиваются и служат вечно.

На утреннем чаепитии с Чичиковым секретарша опять сидит в темном платье, без чепца, но с обмотанной шеей – деталь многозначительная, если учесть что шея ассоциируется в организме с подвижностью, гибкостью сознания.

Имение, поместье, хозяйство

Коробочка Настасья Петровна представляет собой одну из помещиц, которых посещает на протяжении сюжетного повествования, а именно в третьей главе, главный герой романа Чичиков Павел Иванович.

Помещица изображается в произведении в образе деловитой и хозяйственной женщины, одинокой пожилой вдовы, справляющейся со своим поместьем гораздо лучше по сравнению с другими помещиками, представителями мужского рода.

Господский дом помещицы является небольшим, но при этом ухоженным зданием с деревянной крышей и некоторым освещением, охрана которого осуществляется посредством собачьей стаи. Крестьянская деревня помещицы является достаточно большой и хорошо ухоженной, включающей в себя порядка восьмидесяти крепостных крестьян, избы которых имеют вполне достойный внешний вид с добротными неподкашивающимися воротами, поскольку сама Коробка осуществляет контроль в отношении их состояния.

Все крестьянские дома имеют большие огороды, на которых крепостными осуществляется выращивание овощей и фруктов. Кроме того, крепостные крестьяне занимаются пчеловодством, птицеводством, свиноводством, а также производством пеньки, муки, круп. Также в хозяйстве Коробочки всегда есть в наличии запасные телеги на тот случай, что использующиеся сломаются. Следует отметить одно замечание в отношении крестьянских домов: они являются разбросанными по территории в хаотичном порядке.

Интерьер господского дома Коробочки включает в себя несколько комнат, среди которых отличается помещение, предоставленное Чичикову, украшенное картинами с нарисованными масляными красками птицами и обклеенное старенькими в полосочку обоями. При этом при более близком просмотре картин можно заметить на них изображение портрета Кутузова, а также неизвестного старика, имеющего красные обшлага на мундире. Предположительно, старик является покойным мужем помещицы. Кроме того, в комнате имеются часы, циферблат которых представляется в виде нарисованных цветов. Своеобразие висевших в комнате часов заключается в издании ими при отбивании часа странного шипения, схожего со змеиными звуками. После шипение из часов доносятся хрипы, пугающие гостей. Непосредственно с окнами размещаются небольшие старинные зеркала с рамками в виде черных листьев свернувшейся формы. За зеркалами помещица хранит различные ненужные предметы в качестве писем, старой карточной колоды, чулок.

Мебель хозяйского дома помещицы является старинной, но добротной, а сундуки Коробочки представляются набитыми различными вещами, поскольку хозяйка также, как и Плюшкин, имеет страсть к накоплению.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Образовайка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: