«евгений онегин» (а. пушкин)

Пушкин александр - евгений онегин

Общая информация о романе «Евгений Онегин»

«Евгений Онегин» («Евгеній Онѣгинъ») — роман в стихах, одно из самых значительных произведений русской литературы.  Роман написан Александром Сергеевичем Пушкиным в 1823—1830 годах. Повествование ведётся от имени безымянного автора, который представился добрым приятелем Онегина. Пушкин работал над романом «Евгений Онегин» свыше 7 лет. «Евгений Онегин» был начат 9 мая 1823 г. в Кишиневе и окончен 25 сентября 1830 г. в Болдине. По словам самого Пушкина, работа над романом длилась «7 лет 4 месяца 17 дней»

…Пушкин создал первый русский роман о современности в стихах. В дальнейшем же русский роман — это роман, написанный прозой.Поэтическое слово пушкинского романа живо и прекрасно мыслью, которая объемлет и вбирает все наблюдения, все впечатления жизни, весь общественный и нравственный опыт поэта.Воплощение образа автора в романе требовало особого поэтического языка. Связанный с романтизмом, Пушкин в совершенстве владел искусством свободного обращения к читателю, непринужденной «болтовни». («Роман требует болтовни; высказывай все начисто», — советовал Пушкин А. Бестужеву.)»Г. Макогоненко «Роман Пушкина «Евгений Онегин»», изд. «Массовая историко-литературная библиотека», 1963 г.)

Роман был, по словам поэта, «плодом ума холодных наблюдений и сердца горестных замет».

В произведении на широком фоне картин русской жизни показана драматическая судьба представителей русского дворянства первой четверти XIX века. Роман охватывает события с 1819 по 1825 год: от заграничных походов русской армии после разгрома Наполеона до восстания декабристов. Это были годы развития русского общества, время правления Александра I.  

Определив роман как «собранье пёстрых глав», Пушкин выделяет одну из черт этого произведения: роман как бы «разомкнут» во времени (каждая глава могла бы стать последней, но может иметь и продолжение), тем самым обращая внимание читателей на самостоятельность и цельность каждой главы.  Роман стал поистине энциклопедией русской жизни 1820-х годов, так как широта охваченных тем, детализация быта, многосюжетность композиции, глубина описания характеров персонажей, особенности жизни той эпохи разработаны в романе с непревзойденным мастерством. «„Онегина“ можно назвать энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением».В

Г. Белинский, статья «Евгений Онегин»

«„Онегина“ можно назвать энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением».В. Г. Белинский, статья «Евгений Онегин»

Из романа, как и из энциклопедии, можно узнать практически всё об эпохе: о том, как одевались, и что было в моде, что люди ценили больше всего, о чём они разговаривали, какими интересами они жили. В «Евгении Онегине» отразилась вся русская жизнь. Кратко, но довольно ясно, автор показал крепостную деревню, барскую Москву, светский Санкт-Петербург. Пушкин правдиво изобразил ту среду, в которой живут главные герои его романа — Татьяна Ларина и Евгений Онегин, воспроизвёл атмосферу городских дворянских салонов, в которых прошла молодость Онегина.

Нет: рано чувства в нём остыли;Ему наскучил света шум;Красавицы не долго былиПредмет его привычных дум;Измены утомить успели;Друзья и дружба надоели,Затем, что не всегда же могBeef-steaks и страcбургский пирогШампанской обливать бутылкойИ сыпать острые слова,Когда болела голова;И хоть он был повеса пылкий,Но разлюбил он наконецИ брань, и саблю, и свинец.

Зависимость онегина от мнения света. Эволюция онегина — сочинение

В одном из писем Пушкина можно прочитать: «Я пишу не роман, а роман в стихах — дьявольская разница». Роман в стихах — лирико-эпический жанр, поэтому наряду с повествованием в романе Пушкина присутствует сильное лирическое начало — наличие авторского «Я», отражение не только внешнего мира, но и мира авторских размышлений, переживаний, оценок. Авторский образ раскрывается как в самих событиях, когда поэт оказывается рядом с героями своего романа, так и в многочисленных лирических отступлениях, темы которых удивительно богаты. Автор незримо присутствует всегда и везде: он активно участвует в судьбах своих героев, с энтузиазмом или иронией отзывается на их переживания, делится с читателем своими творческими проектами, размышляет о природе, литературе, любви, свободе и самой жизни. Именно благодаря этому достигается необычайное богатство содержания произведения. «Онегин — воздушная масса», — сказала Анна Ахматова. И «необъятность» этого романа, и его «воздушность» проистекают из уникальности и масштабности авторского мира.

Краткие характеристики героев

Онегин – молодой человек, выросший в Петербурге. Этакий светский денди, не имеющий никаких увлечений, занятий. Он нигде не служит. Получив наследство дяди, приезжает в деревню, но так и не сумел стать хорошим помещиком. Единственное нововведение, которое он произвел в деревне,

Чем настроил против себя соседей. Он не захотел дружить с соседями, всякий раз, когда видел, что к нему ехали гости, сбегал через задний двор. Единственный человек, с кем он близко сошелся, был Ленский.

Владимир Ленский богатый молодой помещик, окончивший университет в Германии. Поэт, влюбленный в Ольгу Ларину.
Ольга – соседка Онегиных, совсем девочка. Ей едва исполнилось 13 лет. Живая, энергичная, в меру веселая, любознательная девочка. Внешне и характером она сильно отличается от флегматичной, задумчивой Татьяны, которую ничего не интересовало.

Матушка – милая старушка, помещица, вдова. Радушная и гостеприимная хозяйка.

Анализ поэмы «Евгений Онегин»

15 февраля 2016

Великое произведение великого поэта Александра Сергеевича Пушкина заставляет задуматься о многих вещах. Это бесценное произведение является своего рода энциклопедией, учащей жизни. В нем отражены не только взаимодействия между двумя любящими друг друга людьми.

В этом произведении заключается огромный смысл – показать, как устои и пороки общества могут влиять на судьбы людей. Это удивительно, но проблемы, затронутые в поэме, остались актуальными даже спустя сотни лет после ее написания.

Казалось бы, Татьяна и Евгений Онегин любят друг друга, и ничто не может помешать им быть счастливыми. Но нет. То общество, в котором молодые люди вращаются, виновато в случившейся трагедии.

Онегин вырос в обществе людей, которые считают, что вполне достаточно уметь прекрасно танцевать, изящно кланяться и поддержать легкий поверхностный разговор, для того, чтобы прослыть образованным человеком. Это общество живет пустыми разговорами, лицемерием, и в конце концов жизнь тоже оказывается прожитой впустую. Даже в театр, где, казалось бы, только люди, ценящие искусство, становится местом для обсуждения низменных мотивов. Онегин, как человек неглупый, это понял, и этим объясняется его тоска.

В деревне, где казалось бы, все должно быть иначе, общество точно такое – те же сплетни, бесполезное времяпровождение. И совершенно иного склада Татьяна. В ее образе поэт показал, какая она, настоящая русская женщина. Становится понятно, почему Татьяна кажется чужой в таком обществе. Она не приемлет искусственной жизни, они живет и любит по-настоящему.

В произведении Александр Сергеевич отразил все стороны жизни и петербургского общества того времени, и провинциального. Все вкусы и нравы, моральные устои, привычки дворянства того времени описаны в романе. И эта проблема, связанная с тем, что общество становится мелочным, пустым, в погоне за внешним блеском забывает о духовных качествах, актуальна и по сей день.

И на сегодняшний день достаточно примеров взаимоотношений, как у героев романа. Пушкин не только написал великое произведение, он сумел заглянуть в будущее.

Онегин – «сын века»

В качестве доказательства Белинский приводит небольшую цитату из 7 главы романа, в которой описан кабинет героя. Особенно поражает критика наличие в нем нескольких романов,

Получается, что Онегин вполне осознавал себя «сыном века», одним из многих, но в котором себя «узнают столь немногие», и это, с точки зрения автора, говорит о его нравственном превосходстве над остальными членами общества.

Следовательно, делает вывод критик, Онегин –самый обычный человек,

но при этом человек, обладающий недюжинным умом и способностями.

К сожалению, светское воспитание загубило все ростки того доброго, что было в его характере. Увлекшись высшим светом, Евгений быстро охладел к развлечениям и праздной жизни, он желал чего-то большего, но не знал сам, что ему надо. Чего ему не надо, он знал превосходно – это продолжать вести тот образ жизни, который буквально убивает его.

Поэтому герой Пушкина принял решение уехать в деревню («страсть к перемене мест»), но и это, как оказалось впоследствии, не стало решением проблемы – через пару дней ему уже вновь наскучило в новом месте.

Главные герои романа «Евгений Онегин»

Композиция романа

Особенности композиции творения Пушкина подчеркивают глубочайшую суть содержания. Стихотворное произведение включает в себя 8 глав. Содержание некоторых из них кратко:

  1. Знакомство с главным персонажем происходит в первой части. Кроме того, там описана столичная жизнь Онегина.
  2. Затем завязывается сюжет второй части произведения — знакомство жизнерадостного и юного поэта Владимира с Евгением.
  3. В следующей части происходит завязка главной темы романа, где Онегин знакомится с Лариной. Действие развивается: героиня пишет письмо, затем признается в своих чувствах. Молодой человек оказывает знаки внимания возлюбленной друга, последний вызывает Евгения на дуэль. Татьяна видит вещий сон.

Кульминационная составляющая произведения — Владимир гибнет во время дуэли с Евгением, Ольга создает семью с другим мужчиной, Татьяна выходит замуж за состоятельного генерала. Развязка романа — встреча Онегина с Лариной, их объяснение. Девушка продолжает испытывать чувства к молодому человеку, но все же отвергает его. Финал отличается открытостью и отсутствием определенности.

В главах произведения имеются лирические экскурсы, которые не отходят от главной сюжетной линии, но являются обращением поэта к читателю. Сначала Пушкин планировал написать девять частей романа, но жесткие цензурные рамки заставили его убрать одну из них, а все мысли разместить между строк, применяя отступления. Именно поэтому в каждой теме присутствует своеобразная недосказанность.

https://youtube.com/watch?v=61p-rVM0XG4

Идея и жанр

Главная идея произведения — безответные чувства Татьяны к Евгению. В романе Александра Сергеевича полно и красочно отражаются все сферы общественной жизни России этого времени. Поэт отобразил быт русского села, типичные портреты персонажей, вкусы людей, светское общество.

Смысл произведения заключается в демонстрации проблематики личных отношений. Чувства главных героев, их мысли и переживания смогли отразить суть общества того периода. Проблема человека заключается в его подчинении мнению окружающих. Ларина отвергает любовь Онегина из-за боязни осуждения со стороны представителей высшего общества, в котором она вращается.

Любовная сюжетная линия произведения — эпическое начало, в котором затем развивается действие. Размышления поэта, его отступления — лирическая часть, поэтому автор определяет жанр «Евгения Онегина» как лиро-эпический роман в стихотворной форме.

В процессе создания произведения Пушкин отказался от романтизма, в его творческой деятельности стартовал новый виток, роман получился реалистической направленности. Хотя концовка не очень оптимистичная, работа написана живым языком, поэтому читатель смотрит в будущее с надеждой на лучшее, верит в истинные чувства и благородные порывы.

«Евгений Онегин» — настоящее выражение силы таланта неподражаемого русского поэта, истинного гения Александра Пушкина.

Действующие лица

Евгений Онегин — прототип Пётр Чаадаев, друг Пушкина, назван самим Пушкиным в первой главе. История Онегина напоминает жизнь Чаадаева

Важное влияние на образ Онегина оказал Лорд Байрон и его «Байроновские Герои», Дон Жуан и Чайлд Гарольд, которые также не раз упоминаются самим Пушкиным.

Татьяна Ларина — прототип Авдотья (Дуня) Норова, подруга Чаадаева. Сама Дуня упоминается во второй главе, а в конце последней главы Пушкин выражает свою скорбь по поводу её безвременной кончины

Из-за гибели Дуни в конце романа прототипом княгини, созревшей и преображённой Татьяны, выступает Анна Керн, возлюбленная Пушкина. Она же, Анна Керн, была прототипом Анны Керениной. Хотя внешность Анны Карениной Лев Толстой списал со старшей дочери Пушкина, Марии Гартунг, но имя и история очень близка к Анне Керн. Так, через историю Анны Керн, роман Толстого «Анна Каренина» является продолжением романа «Евгений Онегин».

Ольга Ларина, её сестра — обобщённый oбраз типичной героини популярного романа; красивый внешне, но лишённый глубокого содержания.

Владимир Ленский — сам Пушкин или скореe его идеализированный образ.

няня Татьяны — вероятный прототип — Яковлева Арина Родионовна, няня Пушкина

Зарецкий, дуэлянт — в числе прототипов называли Фёдора Толстого-Американца
Не названный в романе муж Татьяны Лариной, «важный генерал», генерал Керн, муж Анны Керн.

Автор произведения — сам Пушкин. Он постоянно вмешивается в ход повествования, напоминает о себе, водит дружбу с Онегиным, в своих лирических отступлениях делится с читателем своими размышлениями о самых разных жизненных вопросах, высказывает свою мировоззренческую позицию.

В романе упоминается также отец — Дмитрий Ларин — и мать Татьяны и Ольги; «княжна Алина» — московская кузина матери Татьяны Лариной; дядя Онегина; ряд комичных образов провинциальных помещиков (Гвоздин, Флянов, «Скотинины, чета седая», «толстый Пустяков» и проч.); петербургский и московский свет.

Образы провинциальных помещиков в основном имеют литературное происхождение. Так, образ Скотининых отсылает к комедии Фонвизина «Недоросль», Буянов — герой поэмы «Опасный сосед» (1810—1811) В. Л. Пушкина. «Среди гостей ещё намечались „Кирин важный“, „Лазоркина — вдова-вострушка“, „толстого Пустякова“ заменял „толстый Тумаков“, Пустяков был назван „тощим“, Петушков был „отставным канцеляристом“».

История создания

Пушкин написал в предисловии к первой главе, что начинает работать над большим стихотворением, которое возможно никогда не будет закончено… Это свидетельствует о том, что у автора не было конкретного плана написания «Евгения Онегина», однако он все еще считал это произведение своим лучшим творением. В результате этого отсутствия планирования произошли изменения в ходе написания: Пушкин исключил последнюю главу из окончательного текста; есть несоответствие между медленным развитием почти статичного сюжета в ранних главах и быстрой повествовательной линией в последующих; неравное количество лирических отступлений в разных главах. Несмотря на все это, каждая глава индивидуально, а также всё произведение удивительно связаны.
Основные даты написания известны:

  1. 9 мая 1823 — начало работы над романом;
  2. 26 апреля 1830 — завершена восьмая (изначально девятая) глава, то есть последняя;
  3. 5 октября 1831 — написание письма Татьяны
  4. Пушкин завершает работу над текстом.

Также стоит отметить, что период написания почти совпадает с его жизненной хронологией (описываемые события происходят с 1819 по 1825 год).

История создания

История создания «Евгения Онегина» началась в 1823 году, когда поэт находился в ссылке. В это время писатель уже отказывается от романтизма как от ведущего направления и начинает работать в реалистическом направлении.

События романа охватывают период правления Александра Первого, развитие русского общества в период первой четверти девятнадцатого века. Создание произведения посвящено драматической судьбе дворянского сословия.

На фоне всех происходящих событий развивается любовный сюжет романа, переживания главных героев, влияние среды на их судьбы и мировоззрение. Завершение романа выпало на «золотую» пору расцвета творчества поэта, когда эпидемия холеры задержала его в имении Болдино. В романе ясно отражены его гениальное мастерство, творческий подъём, придавший сочинению неповторимую глубину содержания.

Создание отдельных глав соответствовало определённым периодам жизни автора, и каждая из них может служить как самостоятельным произведением, так и быть частью всего романа. Долгие годы написания пришлись на период с 1823 по 1830 г., книга издавалась по мере написания частей, полностью роман увидел свет уже в 1837 году.

Посмотрите, что еще у нас есть:

для самых рациональных —

Краткое содержание «Евгений Онегин»

для самых нетерпеливых —

Очень краткое содержание «Евгений Онегин»

для самых компанейских —

Главные герои «Евгений Онегин»

для самых занятых —

Читательский дневник «Евгений Онегин»

для самых крутых —

Читать «Евгений Онегин» полностью

Сравнение Евгения Онегина с другими произведениями Пушкина

В отличие от большинства стихотворных произведений Пушкина, включая его поэмы, Евгений Онегин является романом в стихах. Вместо традиционной прозы, Пушкин выбрал форму стихотворного повествования для создания своей истории о любви, дружбе и общественности.

Евгений Онегин также отличается от других произведений Пушкина своей структурой. В отличие от более линейного повествования в его поэмах, роман в стихах строится в виде серии романтических эпизодов, которые как-то связаны между собой. Эта нестандартная структура придает произведению свою уникальность и живость.

Однако, несмотря на свою особенную форму, Евгений Онегин, как и другие произведения Пушкина, исследует важные темы и проблемы своего времени. В произведении отображены романтическая любовь, роль общества в формировании личности, нравственные дилеммы и внутренние конфликты героев.

Таким образом, Евгений Онегин обладает уникальной формой и структурой, отличающимися от других произведений Пушкина

Однако, он сохраняет важность и актуальность тем, что является неотъемлемой частью литературного наследия великого русского поэта

Жанровое своеобразие, структура текста «Евгения Онегина», уникальность онегинской строфы

Впервые в литературе появился стихотворный роман, т.е. лиро-эпическое произведение. Пушкин определял жанр романа как «эпоху, развитую на вымышленном повествовании». А лирические отступления в «Евгении Онегине» дают автору определенную свободу и возможность отходить от вымышленного сюжета для всевозможных рассуждений. К тому же поэтическое повествование более утонченно, одним ярким эпитетом или метафорой Пушкиным сказано больше, чем объемным прозаическим описанием.

В «Евгении Онегине» использованы основные традиции жанра традиционного романа с его большим охватом пространства и времени, соотнесенностью судеб героев с их исторической эпохой. В то же время Пушкин нарушает многие законы привычного изложения. Композиционно роман состоит из двух планов повествования. Эпический план представляет собой сюжет романа, дополненный внесюжетными элементами в форме авторских отступлений, образуя лирический план. У романа двухчастная композиция, он делится на 2 неравнозначные части, вторая часть является словно зеркальным отражением первой. Сначала Татьяна признается в своих чувствах и получает нравоучительную проповедь, потом Онегин, полюбив Татьяну, получает отказ.

Структура текста «Евгения Онегина» первоначально включала 9 глав, позже главу, посвященную путешествию Онегина, Пушкин убрал, оставив лишь ее небольшие отрывки. В окончательном варианте осталось 8 глав, представляющие собой самостоятельные произведения.

Написан роман изобретенной Пушкиным онегинской строфой, состоящей из 14 строк, как в средневековых сонетах, но с оригинальной рифмовкой: в первом четверостишии она перекрестная, во второй – парная, в третьей – опоясывающая, последние 2 строчки рифмуются парно. Этот способ рифмовки делает изложение гибким, создает эффект непринужденной естественной речи.

О чем произведение?

История закручивается вокруг Евгения Онегина — молодого человека, который проводит свое время на общественных мероприятиях и ухаживает за представительницами общества. Унаследовав имение, он устраивается жить уединенной жизнью и время от времени выбирается на ланч со своим другом Владимиром Ленским

Однажды Ленский приглашает его побывать в семье Ольги, где Онегин привлекает внимание Татьяны, и она безумно влюбляется в него. Она исповедуется ему в письме, которое полностью разоружает ее, но реакция Онегина неоднозначна, так как он считает себя недостойным ее

Это приводит к неудобствам между ними и, в конечном итоге, к дуэли между Онегиным и Ленским из-за Ольги.

Жених, исполненный ярости, бросает вызов своему товарищу на поединок. Евгений не может отступить из-за страха быть считанным трусом. В результате он убивает своего друга и скрывается за границей. С течением времени Татьяна выходит замуж за генерала, а Онегин остается одиноким и затворническим. Однако на балу он встречает Таню — теперь общественную львицу и жену почетного человека — и все меняется для него. Его мысли и чувства переворачиваются с ног на голову; хотя он пытается восстановить контроль над собой какое-то время, в конце концов он повторяет этот сюжет задом наперед, написав ей объяснительное любовное письмо. Татьяна изначально избегает его, но судьба сводит их вместе у нее дома, где она признается ему, что все еще любит его; однако на этот раз разум превалирует, когда она уходит с генералом, оставляя Онегина одного со своими ошибками.

Пушкин выражает свое видение женской психологии через пример мужской психологии в истории Евгения Онегина: когда есть возможность, нет желания; когда нет возможности, появляется желание — вот суть их отношений.

Отзыв современника Пушкина Белинского

Говоря о романе в целом Белинский отмечает его историзм в воспроизведённой картине русского общества. «Евгений Онегин», считает критик, есть поэма историческая, хотя в числе её героев нет ни одного исторического лица.

Далее Белинский называет народность романа. В романе «Евгений Онегин» народности больше, нежели в каком угодно другом народном русском сочинении. Если её не все признают национальною то это потому, что у нас издавна укоренилось престранное мнение, будто бы русский во фраке или русская в корсете- уже не русские и что русский дух даёт себя чувствовать только там, где есть зипун, лапти, сивуха и кислая капуста. «Тайна национальности каждого народа заключается не в его одежде и кухне, а в его, так сказать, манере понимать вещи.»

По мнению Белинского, отступления, делаемые поэтом от рассказа, обращения его к самому себе, исполнены задушевности, чувства, ума, остроты; личность поэта в них является любящею и гуманною. ««Онегина» можно назвать энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением»,- утверждает критик. Критик указывает на реализм «Евгения Онегина».

В лице Онегина, Ленского и Татьяны, по мнению критика, Пушкин изобразил русское общество в одном из фазисов его образования, его развития.

Критик говорит об огромном значении романа для последующего литературного процесса. Вместе с современным ему гениальным творением Грибоедова — «Горе от ума», стихотворный роман Пушкина положил прочное основание новой русской поэзии, новой русской литературе.

Белинский дал характеристику образам романа. Так характеризуя Онегина, он замечает: «Большая часть публики совершенно отрицала в Онегине душу и сердце, видела в нем человека холодного, сухого и эгоиста по натуре. Нельзя ошибочнее и кривее понять человека!.. Светская жизнь не убила в Онегине чувства, а только охолодила к бесплодным страстям и мелочным развлечениям… Онегин не любил расплываться в мечтах, больше чувствовал, нежели говорил, и не всякому открывался. Озлобленный ум есть тоже признак высшей натуры, потому только людьми, но и самим собою».

В Ленском, по мнению Белинского, Пушкин изобразил характер, совершенно противоположный характеру Онегина, характер совершенно отвлеченный, совершенно чуждый действительности. Это было, по мнению критика, совершенно новое явление.

Ленский был романтик и по натуре и по духу времени. Но в то же время «он сердцем милый был невежда», вечно толкуя о жизни, никогда не знал ее. «Действительность на него не имела влияния: его и печали были созданием его фантазии»,- пишет Белинский.

«Велик подвиг Пушкина, что он первый в своем романе поэтически воспроизвел русское общество того времени и в лице Онегина и Ленского показал его главную, то есть мужскую сторону; но едва ли не выше подвиг нашего поэта в том, что он первый поэтически воспроизвел, в лице Татьяны, русскую женщину.»

Татьяна, по мнению Белинского, — существо исключительное, натура глубокая, любящая, страстная. Любовь для нее могла быть или величайшим блаженством, или величайшим бедствием жизни, без всякой примирительной середины.

Белинский приступил к разбору романа «Евгений Онегин» на пике своего литературоведческого таланта. Руководя и являясь идейным вдохновителем отдела литературной критики журнала «Отечественные записки» в период 1839-1846 гг, Белинский публиковал в нем лучшие свои работы. Статьи о произведении Пушкина «Евгений Онегин» были последовательно размещены в №№ 8 и 9 журнала в 1944 и 1945 годах.

Написанию критической статьи Белинским предшествовало его горячее увлечение идеями Гегеля, в частности, идеей главенства историчности любого действия, как в литературе, так и в жизни. Личность героя, его поступки, действия рассматривались критиком исключительно под углом зрения воздействия на героя среды и обстоятельств времени.

Краткий анализ

Перед чтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с творчеством самого Евгения Онегина.

Год написания — 1823-1830 гг.

История создания — Работа над романом длилась более семи лет, как сказал сам поэт, он создавался на основе его мыслей и оценки событий в родном государстве.

Тема — Основные темы «Евгения Онегина» — тема чести, тема безответной любви. Здесь задействованы все темы, которые сопровождают жизнь человека: дружба, любовь, верность и разочарование.

Композиция — поэтический роман, состоящий из восьми глав.

Жанр — сам Александр Пушкин определил жанр «Евгения Онегина» как роман в стихах, подчеркнув лирико-эпическое содержание.

Направление — Реализм.

Критические точки зрения на жанр Евгения Онегина

С момента своего публичного появления, роман в стихах «Евгений Онегин» вызывал споры относительно его жанровой принадлежности. Некоторые литературные критики оспаривают его статус «романа» и объявляют его поэмой, в то время как другие настаивают на обратном.

В пользу классификации «Евгений Онегин» как поэмы говорит наличие эпических элементов, таких как широкий охват событий, многочисленные персонажи и глубокий образ жизни общества. Однако, присутствие рифмованных строк и художественное описание героев и их чувств делает его более похожим на роман.

Одной из основных причин спора между сторонниками романа и поэмы является отсутствие единого жанрового определения в самом тексте произведения. Пушкин назвал свое произведение и романом, и поэмой, а также «лёгким нравоучением в стихах». Это размытость жанра делает возможным разные толкования.

Некоторые критики утверждают, что «Евгений Онегин» был задуман и начат как поэма, но по мере его развития стал ближе к романной форме. Они приводят в пример отсутствие характерных черт романа, таких как многочисленные параллельные сюжеты и глубокое исследование психологии персонажей.

  • Существует также мнение, что «Евгений Онегин» можно отнести к жанру «роман в стихах», который сочетает элементы обоих жанров. Этот подход объединяет амбивалентность произведения и подчеркивает его уникальность и творческую инновацию.
  • Другие критики отмечают, что нет необходимости жестко ограничивать произведение в рамках определенного жанра. «Евгений Онегин» является исключительным произведением и важным шедевром в русской литературе, независимо от своего жанрового статуса.

Несмотря на споры и разногласия, «Евгений Онегин» остается одним из самых значимых и известных произведений А.С. Пушкина. Его жанровая неопределенность лишь усиливает интерес и вызывает множество толкований и размышлений.

Переход от романтизма к реализму

Лирический герой в роли автора исполняет роль хроникера жизни Онегина, и постоянно дает оценки его поступкам и выражает свое отношение к его поступкам и мыслям. Пушкин создает иллюзию диалога с читателем, он поднимает философские вопросы и вопросы литературного характера, тем самым создавая переход от романтического мотива в «Евгении Онегине» к реалистическому.

Также иллюзия беседы с читателями делает повествование более легким и дружелюбным. Пушкин ввел лирические отступления, чтобы подчеркнуть эволюцию взглядов повествования: от романтических до реалистичных. И своеобразный, открытый финал свидетельствует о том, что поэт хотел придать реалистическое качество своему роману.

Жанровая особенность «Евгения Онегина» заключается и в этом – несмотря на такой финал, Пушкину удается создать целостное и полноценное законченно произведение. Новаторство Пушкина заключается и не только в жанровом многообразии произведения, но и в композиции произведения.

Именно с помощью измененной композиции ему удалось совместить эти два разных литературных пласта – мир эпических героев и мир автора, который отображается в лирических отступлениях.

Каким был характер Онегина в романе «Евгений Онегин»

Анализ характера главного героя показывает, что образ Евгения Онегина полон противоречий. Его нельзя назвать ни положительным, ни отрицательным персонажем. В нем есть добрые намерения и устремления, но они не находят воплощения в практической деятельности.

Положительные и отрицательные черты

Многие положительные качества и достоинства даны Онегину от рождения. Это:

  • незаурядный ум;
  • привлекательная внешность;
  • сообразительность и внимательность;
  • определенная степень педантизма.

Свои таланты главный герой мог бы применить в следующих сферах:

  • военная или государственная карьера;
  • занятия творчеством (например, литературная деятельность);
  • обустройство быта в своем имении;
  • улучшение положения крестьян.

Но сформированные из-за соответствующего воспитания отрицательные качества Онегина мешают ему достичь успеха в какой бы то ни было деятельности.

Недостатки главного героя:

  • эгоцентризм;
  • избалованность;
  • лень;
  • поверхностность;
  • непоследовательность;
  • цинизм.

Почему Евгений Онегин эгоист поневоле

Евгений обладает добрым нравом, он способен на благородные чувства и порывы. Но та социальная среда, в которую он был погружен с детства, сформировала из него безвольного, эгоистичного человека. Он не может довести ни одного дела до конца, не способен на долгую дружбу и привязанность.

Примеры добрых, но не последовательных поступков Евгения:

  1. Приехав в деревню, он заменил барщину «легким оброком», чем улучшил тяжелую долю крестьян. Но вскоре реформы ему наскучили, и он забросил свои хозяйственные дела.
  2. Узнав о любви к нему Татьяны, он не воспользовался ее наивностью и неопытностью, а честно объяснил ей, что не создан для семьи. Но сделал он это в достаточно резкой форме, задев чувства девушки.

Примеры необдуманных злых поступков:

  1. Евгений разбил немало женских сердец, вступая в многочисленные романы, в том числе с замужними дамами.
  2. Главный герой не сумел избежать дуэли с Ленским, тем самым став невольной причиной его гибели.

Примечание

Онегин — эгоист поневоле, поскольку его поведение всецело обусловлено сложившимися в его кругу стереотипами. Он мыслит в соответствии с теми представлениями, которые господствовали среди дворянской молодежи первой половины XIX века.

Жанр «Евгения Онегина»

В современной Пушкину европейской литературе роман в стихах связывают с именем Байрона, о романе которого поэт пишет Вяземскому. Для русской же литературы роман Пушкина стал не только первым образцом этого жанра, но и образцом непревзойдённым, потому что в дальнейшем никто из русских поэтов (а Россия — не самая бедная на поэтов страна в мире…) так и не сумел приблизиться к заданному родоначальником жанра идейно-художественному уровню, не говоря уже о его достижении.

Для жанра романа характерны широчайший охват событий, полисюжетность, повествование как форма изложения, использование разнообразных выразительных средств для создания разветвлённой системы образов. Все это присуще прозе как роду литературы, и всё это есть в романе Пушкина «Евгений Онегин». Но, кроме этого, он построен на ярко выраженном лирическом начале, в нём лирический герой и автор-повествователь едины, что создаёт совершенно уникальный мир произведения: он, мир этот, в высшей мере реалистичен, но он же пронизан и душевными переживаниями героев и самого автора, он «окрашен» ими, и это присуще лирике как роду литературы. Жанр романа в стихах позволил Пушкину более явно, чем это предусматривает эпос, выражать своё отношение к изображаемому — за счёт повышенной эмоциональной насыщенности его.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Образовайка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: