Главные герои
Матрена Васильевна Григорьева – пожилая женщина, крестьянка, которую освободили от работы в колхозе из-за болезни. Она всегда была рада помочь людям, даже чужим. В эпизоде, когда рассказчик поселяется у неё в избе, автор упоминает, что намеренно квартиранта она никогда не искала, то есть заработка на этой почве не хотела, не наживалась даже на том, на чём могла. Её богатством были горшки с фикусами и старая домашняя кошка, которую она взяла на улице, коза, а ещё мыши и тараканы. Замуж за брата своего жениха Матрена вышла тоже из желания помогать: «Мать у них умерла…рук у них не хватало».
У самой Матрены тоже родились детишки, шестеро, но все умерли в раннем детстве, поэтому на воспитание она опосля взяла младшую дочь Фадея Киру. Матрена поднималась ранним утром, работала до самой темноты, но никому не показывала усталости или недовольства: со всеми была добра и отзывчива. Она всегда очень боялась стать кому-то обузой, не жаловалась, даже позвать доктора лишний раз опасалась. Повзрослевшей Кире Матрена захотела подарить свою горницу, для чего требовалось поделить дом – во время переезда вещи Фадея застряли в санках на железнодорожных путях, и Матрена попала под поезд. Теперь не у кого было просить подмоги, не было человека, готового бескорыстно прийти на помощь. Зато родственники погибшей держали в уме только мысль о наживе, о разделении того, что осталось от бедной крестьянки, уже на похоронах задумываясь об этом. Матрена очень сильно выделялась на фоне односельчан, была тем самым незаменимым, незаметным и единственным праведником.
Рассказчик, Игнатьич
, в какой-то мере является прототипом писателя. Он отбыл ссылку и был оправдан, после пустился на поиски спокойной и безмятежной жизни, хотел работать школьным учителем. Прибежище он нашёл у Матрены. Судя по желанию отдалиться от городской суеты, рассказчик не очень общителен, любит тишину. Он беспокоится, когда женщина по ошибке берёт его телогрейку, и не находит себе места от громкости репродуктора. С хозяйкой дома рассказчик сошёлся характерами, это показывает, что он всё же не совсем асоциален. Тем не менее, в людях он разбирается не очень хорошо: смысл, которым жила Матрена, он понял только после того, как она ушла из жизни.
Трудная судьба героини
История жизни помогает лучше понять человека. Без нее будет неполной и характеристика Матрены в рассказе «Матренин двор».
Собственных детей у крестьянки не было: все шестеро умерли в младенчестве. Замуж она вышла не по любви: несколько лет ждала с фронта жениха, а потом согласилась стать женой его младшего брата — время было тяжелое, а рук в семье не хватало. Вскоре после венчания молодых вернулся Фаддей, который так и не простил Ефима и Матрену. Считалось, что он наложил на них проклятие, и позже муж героини сгинет уже на второй мировой. А женщина возьмет на воспитание Киру, младшую дочь Фаддея, и одарит ее любовью и заботой. Обо всем этом рассказчик узнал от хозяйки, и она вдруг предстала перед ним в новом облике. Уже тогда повествователь понял, насколько далека от реальной его первая характеристика Матрены.
Матренин двор между тем стал сильнее притягивать взгляды Фаддея, пожелавшего забрать приданое, назначенное Кире приемной матерью. Эта часть горницы и станет причиной гибели героини.
Образ и характеристика Матрены в рассказе Матрёнин двор Солженицына сочинение
В произведении Солженицына «Матренин двор» представлен образ праведницы — это Матрена.
В своем рассказе автор передал свои взгляды на мир, он считал себя гуманистом, а Матрена показана доброй, светлой женщиной.
Полное имя главной героини — Григорьева Матрена Васильевна. О ее тяжелой жизни читатель узнает со слов рассказчика — Игнатича.
Главной героине около шестидесяти лет, она дружелюбна и рада видеть каждого, живет в сельской местности, поэтому с детства привыкла к труду. Она жила одна в доме, детей у нее не было. Ее одиночество скрасил новый постоялец, теперь для него она вставала рано, готовила, заботилась о нем, делилась своими переживаниями.
Матрена с виду была женщиной сильной и здоровой, но временами у нее были припадки, а лицо светилось желтым цветом. Когда случались припадки, героиня не могла ходить несколько дней и лежала дома, пропуская работу в колхозе.
Самым дорогим для героини были ее цветы и кошка. Она очень любила свои растения, ухаживала за ними, при пожаре спасла прежде всего их.
Матрена в молодости любила Фаддея, но из-за войны они не смогли быть вместе. Она перестала ждать своего возлюбленного, вышла замуж за его брата. Фаддей внезапно возвращается с войны, женится и создает семью. Все дети Матрены умерли, она решается удочерить девочку — дочку Фаддея. Но и она уходит от героини.
Матрена часто бескорыстно помогала свои родственникам и соседям, получав в ответ лишь осуждения, а не благодарность. Матрена — по-настоящему светлый человек, способный на самопожертвование. Несмотря на свою болезнь Матрена была готова прийти на помощь каждому, но только пенсию ей не платили, она работала за просто так.
Еще при жизни героини Фаддей начал делить ее имущество, заставляя отдать часть дома его дочери. Матрена умирает при переезде, никто не сожалеет о ее смерти, кроме постояльца. Жители деревни назвали Матрену глупой и ничего не понимающей в жизни, они не ценили ее помощь и труд.
Матрена чиста душой, она не винит других людей в неуважительном отношении к ней, а наоборот помогает, радуется чужому урожаю или чужому счастью. Главная героиня — положительный герой, это отражается в ее поступках, мыслях.
Насыщенные трудом будни Матрены Васильевны
Трудовые будни Матрены — важная составная часть произведения. Без их описания нельзя обойтись, составляя краткое содержание рассказа «Матренин двор» Солженицына. Матрена ходила в день по 5-6 раз, пряча украденный торф для того, чтобы его не отняли. Патруль часто ловил баб у входа в деревню, а также обыскивал дворы. Однако приближение зимы было неотвратимо, и люди вынуждены были преодолевать страх. Отметим это, составляя краткое содержание. «Матренин двор» знакомит нас далее с наблюдениями Игнатича. Он заметил, что множеством дел заполнен день ее хозяйки. Женщина носила торф, запасала на зиму бруснику, козе — сено, копала «картовь». По болотам приходилось косить, поскольку колхоз урезал инвалидам участки, хотя и за 15 соток нужно было отрабатывать в местном колхозе, где не хватало рук. Когда хозяйку Игнатича вызывали на колхозные работы, женщина не отнекивалась, она соглашалась покорно, узнав о времени сбора. Часто звали подсобить Матрену и соседи — пахать огород или копать картошку. Женщина бросала все дела и отправлялась помогать просительнице. Делала она это совершенно бесплатно, считая долгом.
Ей также выпадала работа, когда приходилось раз в 1,5 месяца кормить козьих пастухов. Женщина шла в сельпо и покупала продукты, которые не ела сама: сахар, масло, рыбные консервы. Хозяйки друг перед другом выкладывались, стараясь получше накормить пастухов, так как их ославят по всей деревне, если что-то будет не так.
Матрену временами сваливал недуг. Тогда женщина лежала, практически не двигаясь, не желая ничего, кроме покоя. В это время приходила помочь по хозяйству Маша, ее близкая подруга с ранних лет.
«Матренин двор»: первое знакомство с героиней
Рассказчика привели в дом Григорьевой, когда все варианты квартир для поселения уже были рассмотрены. Дело в том, что Матрена Васильевна жила одна в старом доме. Все ее имущество составляли кровать, стол, лавки и любимые хозяйкой фикусы. Да еще колченогая кошка, которую женщина из жалости подобрала на улице, и коза. Пенсии она не получала, так как в колхозе вместо трудодней ей начисляли палочки. Работать по состоянию здоровья уже не могла. Потом, правда, с огромным трудом оформила пенсию по потере мужа. При этом всегда безмолвно приходила на помощь каждому, кто к ней обращался, и ничего не брала за свой труд. Такова первая характеристика Матрены в рассказе «Матренин двор». К этому можно добавить, что готовить крестьянка тоже не умела, хотя квартирант был непривередлив и не жаловался. И еще пару раз в месяц на нее нападала сильная хворь, когда женщина даже встать не могла. Но и в эти минуты она не жаловалась, и даже старалась не стонать, чтобы не беспокоить квартиранта. Особо автор подчеркивает голубые глаза и лучезарную улыбку — символ открытости и доброты.
Матрена рассказывает Игнатичу о себе
Игнатич со временем сам о себе рассказал. Он сообщил, что провел долгое время в тюрьме. Старуха кивала головой молча, как будто и раньше об этом подозревала. Он узнал также, что Матрена еще до революции вышла замуж и сразу же поселилась в этой избе. У нее было 6 детей, но они все в малолетстве поумирали. Муж с войны не вернулся, пропал без вести. Жила у Матрены воспитанница Кира. А возвратившись однажды из школы, Игнатич застал высокого черного старика в избе. Лицо его заросло сплошь черной бородой. Это оказался Фаддей Миронович, деверь Матрены. Он пришел просить за Григорьева Антона, своего нерадивого сына, который учился в 8 «Г» классе. Матрена Васильевна вечером рассказала о том, что чуть не вышла замуж за него в молодости.
Характеристика героя Фаддей, Матрёнин двор, Солженицын. Образ персонажа Фаддей
Это были времена тоталитарного режима, когда на долю простого народа выпало немало трудностей. Главная героиня произведения — Матрёна, простая добрая женщина, которая является примером праведного человека, не изменяющего своим принципам. Судьба Матрёны — это художественное отображение трагической судьбы многих русских женщин 20 века. Героиня пережила войну, потеряла любовь и всех своих детей. К тому же, в старости ее мучила какая-то болезнь. Но, тем ни менее, женщина не озлобилась, а наоборот еще больше стремилась сделать людям больше добра.
Это яркий пример праведного поведения: когда человек отдает многое, не получая ничего взамен. Матрёна живет по принципу: ни добра, ни труда своего не жалеть для других. Она всегда помогает односельчанам, когда ее просят. Но взамен она получает лишь насмешки. Почему же окружающие не понимают героиню?
Причина кроется в разности мировоззрения. Матрёна — добрая душа, скромная работящая женщина. Она не считала свои поступки значительными и не ждала за них благодарности. Когда надо было, к примеру, помочь соседке вскопать огород, то она бежала к ней, забыв даже о болезни.
О деньгах не шло даже и речи, Матрёна не требовала их ни от кого, хотя в них имела нужду. Вот это и есть настоящее бескорыстие! Однако окружение главной героини — это в основном люди выродившиеся, расчетливые и лишенные сострадания. И поэтому они не могут понять, что бескорыстие Матрёны — это проявление высокой духовности.
Для них бескорыстие — это всего лишь проявление глупости, наивности. Взаимоотношения окружающих с Матрёной носят практичный негуманный характер. Они просто используют доброту героини, при этом насмехаясь над ее бескорыстием.
Особенно ужасно поступает с Матрёной ее бывший возлюбленный Фаддей. Когда-то они хотели пожениться, но их разлучила война. В деревне думали, что Фаддей пропал без вести — и поэтому через время Матрёну сосватали за его младшего брата Ефима.
Однако оказалось, что мужчина жив и вернулся в родную деревню. Узнав о свадьбе брата и любимой, он озлобился — и женился на другой женщине с таким же именем — Матрёна. Свою жену он не любил и часто избивал.
К первой Матрёне у него остается интерес, но тоже корыстный. Он требует отделить ему от ее избы горницу, чтобы отдать дочери Кире, которую Матрёна воспитывала когда-то как родную. Старику наплевать на то, что изба может разрушиться, ведь он жаждет получить для себя выгоду. Взаимоотношения Матрёны и окружающих носит практичный характер со стороны окружающих и бескорыстный со стороны Матрёны. И все-таки есть в рассказе человек, который понимает Матрёну — это Игнатич.
Автобиографичность рассказа «Матренин двор». Образ рассказчика
Сюжет рассказа имеет автобиографическую основу. Житейская история рассказчика Игнатича отражает во многом судьбу самого писателя после возвращения из заключения и ссылки. Пройдя войну и пережив лагерь, главный герой, обретя долгожданную свободу, хочет найти себе пристанище в каком-нибудь затерявшемся провинциальном уголке России, чтобы потерять связь с миром, в котором ему довелось так много вынести. Игнатич находит себе место школьного учителя математики в районном центре с чудовищным названием Торфопродукт, устроившись на проживание в соседней деревеньке Тальново у местной жительницы Матрены Васильевны.
После пережитого ему нравится деревенский уклад жизни Матрены в ее небогатой избе. Его радует даже отсутствие радио, возможность не слушать пропагандистские лозунги о коммунистических идеалах и «счастливой» жизни народа. Ему приятнее незатейливый простонародный доброжелательный говор Матрены, казавшийся «теплым мурчанием».
Солженицын
Для него скромный деревенский быт не был обременительным. Он и сам неприхотлив, у него сохранились фронтовые и тюремные привычки: есть два раза за день, спать, укрывая ноги своей лагерной телогрейкой. Его еда из одной картошки, которую стряпала в печи Матрена, представляла собой суп «картонный» или «картовь необлупленную». Мышиная возня и тараканье шуршание по ночам на кухоньке за печкой кажутся ему далеким шумом океана. Мыши и тараканы, которых Матрена не хотела травить, чтобы не навредить кошке, его раздражают меньше, чем колхозные и чиновничьи порядки или посторонние люди в шинелях, внезапно вторгающиеся ночью.
Игнатич ценит возможность уединения, простую душевную заботу и ненавязчивость Матрены, ее рассказы о своей жизни, полной невзгод, в которых ему видится исконное, народное, настоящее.
Хотя рассказчик по сюжету всего лишь учитель, его наблюдательность и интерес к жизни «нутряной» России, затворничество, занятия вечерами допоздна, которым Матрена боялась помешать, косвенно говорят о том, что он еще и писатель.
Как рассказчик оказался в деревне Тальново
Он мог заняться за год до описываемых в произведении событий разве что наиболее неквалифицированной работой. Его вряд ли взяли бы даже электриком на порядочное строительство. А рассказчику «хотелось учительствовать». Сейчас же он вошел несмело во Владимирское облоно и спросил, нужны ли в самой глубинке учителя математики? Очень удивило такое заявление местных чиновников, поскольку каждый хотел работать ближе к городу. Направили в Высокое Поле рассказчика из произведения «Матренин двор». Краткое содержание, анализ этого рассказа лучше составлять, упомянув о том, что он не сразу обосновался в деревне Тальново.
Кроме прекрасного названия, в Высоком Поле не было ничего. Он от этой работы отказался, поскольку необходимо было чем-то питаться. Затем ему предложили отправиться на станцию Торфопродукт. Из домиков и бараков состоял этот неказистый поселок. Леса не было здесь и в помине. Достаточно унылым оказалось это место, однако не приходилось выбирать. Игнатич, переночевав на станции, узнал о том, что ближайшей деревней является Тальново, а за ней шли Спудни, Часлицы, Овинцы, Шевертни, находившиеся в стороне от железнодорожных путей. Это нашего героя заинтересовало, он решил найти здесь жилье.
Чалмаев В.А.
А.Солженицын. Жизнь и творчество. М.: Просвещение, 1994. С. 84–87.
Александр Солженицын известен тем, что смело отображал современную ему действительность в своих произведениях. Автор считал, что русское общество стало постепенно терять свои корни, свою духовность – и поэтому создал образ «последней праведницы» в рассказе .
Это название появилось не сразу, вначале заглавие звучало так: «Не стоит село без праведника». Автор изменяет название по совету коллеги, который счел, что первый вариант сразу раскрывает идею рассказа, не сохраняя интриги.
Главная героиня – , добрая деревенская женщины преклонных лет, которая давно живет одиноко. Как-то к ее двору приходит бывший заключенный и становится постояльцем. В основном читатели узнают о героиня благодаря его рассказам и выводам.
Можно ли согласиться с Солженицыным, что Матрёна – праведница? Конечно же, да! Кто такой праведный человек? Это благочестивый и часто блаженный человек. Матрёна бескорыстно помогает другим людям, никому не желает зла, хотя сама часто попадает в опалу. Односельчане относятся к Матрёне пренебрежительно, смеются над ее бескорыстием, считая это проявлением глупости.
Главной героине шестьдесят лет, живет одиноко в обветшавшем доме. Женщину упрекают в том, что она не старательно следит за чистотой. Но когда ей это делать? Если при первой просьбе она бежит помогать другим: копать чужой огород. Да и следить за чистотой пустого дома вряд ли ей кажется чем-то необходимым. Ситуация немного изменяется, когда появляется постоялец Игнатьич. Теперь она встает очень рано, чтобы приготовить ему еду, прибирается в доме.
Молодость героини тоже не была легкой. Она надеялась на счастливую жизнь с любимым мужчиной, но случай распорядился иначе, сведя ее с другим человеком. Согласившись на нежеланный брак, Матрёна уже обрекла себя на страдания. К тому же, спустя время в деревню возвратился , ее возлюбленный. Он не смог понять и простить женщину. А Матрёна чувствовала свою вину перед ним и даже взяла на воспитание его дочь Киру.
Все, что имела героиня – это коза, фикусы и колченогая кошка, которую она взяла к себе из жалости. Но, ни бедность, ни неприятности, не озлобили женщину
Она сохранила в себе очень важное качество – это гуманизм. В помощи людям она видела свое предназначении и за труд не брала денег, в которых так нуждалась
Люди обращались к Матрёне, но за глаза смеялись с нее. Бескорыстие героини они считали слабоумием, ведь сами давно погрязли в мелочности и корыстности.
Главная героиня – это образ праведницы, которая живет, помогая людям, которые ее презирают. Да и за свое добро она не ждет ответного добра. Так как она по-настоящему добропорядочна.
Трудная судьба героини
История жизни помогает лучше понять человека. Без нее будет неполной и характеристика Матрены в рассказе «Матренин двор».
Собственных детей у крестьянки не было: все шестеро умерли в младенчестве. Замуж она вышла не по любви: несколько лет ждала с фронта жениха, а потом согласилась стать женой его младшего брата — время было тяжелое, а рук в семье не хватало. Вскоре после венчания молодых вернулся Фаддей, который так и не простил Ефима и Матрену. Считалось, что он наложил на них проклятие, и позже муж героини сгинет уже на второй мировой. А женщина возьмет на воспитание Киру, младшую дочь Фаддея, и одарит ее любовью и заботой. Обо всем этом рассказчик узнал от хозяйки, и она вдруг предстала перед ним в новом облике. Уже тогда повествователь понял, насколько далека от реальной его первая характеристика Матрены.
Матренин двор между тем стал сильнее притягивать взгляды Фаддея, пожелавшего забрать приданое, назначенное Кире приемной матерью. Эта часть горницы и станет причиной гибели героини.
Народный характер в произведении
Матренин двор – произведение о судьбе и облике народа. На страницах рассказа представлена целая вереница «народных» образов, составлен коллективный потрет эпохи и общества. А в центре этого портрета – Матрена. Она представляется «ангелом, не совместимым с этим миром». Героиня благодаря своим жизненным принципам, установкам и характеру как будто «возвышается» над миром. Её добротой все пользуются, но Матрена вовсе не безвольна, её неспособность отказать — это не слабость, а сила её характера. Русский народ силен характером и внутренним стержнем, и не утратили мы этот стрежень как раз благодаря таким Матренам, которых осталось мало, но всё же они есть ещё в русских селениях.
Жизнь в избе Матрены
Большую часть своего времени Матрена проводила на печи, выделив лучшее место многочисленным фикусам. Угол у окна был отведен постояльцу. Здесь он поставил стол, раскладушку, книги, отгородившись от основного пространства фикусами.
Кроме Матрены Васильевны, в избе обитали тараканы, мыши да колченогая кошка. Тараканы спасались от кошки за наклеенными в несколько слоев обоями. Вскоре постоялец свыкся со своим новым житьем. В 4 часа утра вставала хозяйка, доила козу, а затем варила в 3 чугунках картошку: козе, себе и постояльцу. Однообразной была пища: или «облупленная картовь», или ячневая каша, или «суп картонный» (так все в деревне называли его). Однако Игнатич был доволен и этим, поскольку жизнь его научила находить смысл жизни не в еде.
Как Матрена Васильевна хлопотала себе пенсию
Краткое содержание повести «Матренин двор» далее более подробно знакомит читателя с хозяйкой, у которой поселился Игнатич. У Матрены в ту осень было много обид. Вышел в то время новый пенсионный закон. Соседи ее надоумили добиваться пенсии, право на которую женщина «не заслужила», поскольку работала 25 лет в колхозе за трудодни, а не за деньги. Теперь Матрена была больная, но инвалидом не считалась по той же причине. Нужно было также хлопотать пенсию за мужа, за утерю кормильца. Однако его не было уже 15 лет, с самого начала войны, и теперь было нелегко добыть справки с различных мест о его стаже и заработке. По нескольку раз приходилось переписывать эти бумаги, исправлять, затем относить в собес, а он находился за 20 км от Тальнова. Сельсовет был расположен за 10 км в другую сторону, а в часе ходьбы в третью находился поселковый совет.
Сочинение 2
Рассказ А. И. Солженицына «Матрёнин двор» пронизан душевностью и нравственной чистотой главной героини. Даже первоначальное название произведения — «Не стоит село без праведника» подчеркивало, явно указывало на то, что Матрёна имеет черты праведницы.
На протяжении всего рассказа Матрёна предстаёт перед нами как человек, который любит свою жизнь, любит людей, которые её окружают и которым она готова бескорыстно помогать каждую минуту, несмотря ни на что. Матрёну автор сравнивает с праведницей, потому что её душевные и духовные качества превосходят черты всех остальных, кто проживал в её деревне. Те люди были далеки от духовного, их интересовало только материальное и имущественное. Они стремились одеваться в красивую одежду, иметь лучше, чем у других бытовые и хозяйственные вещи, а Матрёна была не такая, она стремилась к моральному удовлетворению и чистой совести перед Богом:
2 стр., 882 слов
Роль знаний в жизни человека 9 класс
… 9 класс Роль знаний в жизни человека Несколько интересных сочинений … Матрены Прежде всего хочется определиться с основными понятиями данного высказывания: Человек — это звучит гордо!. Кто же такой человек? … Знания в хорошем поведении, общении, культуре речи, манерах нужно знать, хоть и кажутся, на первый взгляд, самыми простыми и незначительными. Научные знания человек начинает приобретать в …
«Не гналась за нарядами. За одеждой, приукрашивающей злодеев и уродов».
Праведник — человек, не имевших грехов или искупивший их:
«У Матрёны грехов было меньше, чем у её кошки, та мышей ловила».
Так же Матрёна вроде бы не сильно и веровала в Бога, но при случае вспоминала о нём, молилась иногда. Матрёна — простая, наивная и все за это её осуждали, но она жила, как ей подсказывало её сердце.
Матрёна — женщина, прожившая чрезвычайно сложную судьбу, прошедшая много трудностей и препятствий на своём пути. Но она в отличие от других смогла сохранить человечность, гуманность, чувственность и сострадание. Возможно, её жизнь покажется кому-то скромной, но она ощущала себя нужной и этим-то и жила. Скорее всего, такого же человека можно встретить в каждой деревне и уже то, что он живёт не для себя, а жертвует собой ради других людей, тратя на них своём время и силы, его можно назвать праведником.
bittally.ru
Слайд 31Со смертью Матрёны закончилась и жизнь рассказчика в этом, милом его
сердцу, уголке. Матрёнин двор опустел: «Сделка состоялась. Козу забрала одна сестра, избу сапожник с женою, а в зачёт Фаддеевой доли, что он «здесь каждое брёвнышко своими руками перенянчил», пошла уже свезённая горница, и ещё уступили ему сарай…»Возможно, уже через несколько дней никто и не вспоминал об этой душевной, бескорыстной женщине, потому что среди своих односельчан Матрёна оставалась «непонятной», «чужой». А между тем, это было их спасение, их ангел-покровитель, их оберег. А теперь что же будет с этой деревней, с другими русскими деревнями, со всей Россией?Судьба Матрёны очень прочно связана с судьбой русской деревни. Всё меньше остаётся Матрён на Руси. А без них «не стоять селу»,- утверждает Солженицын.
Жизнь Матрены Тимофеевны налаживается
Однако дела звали Матрену к жизни, и, немного полежав, она вставала, расхаживалась медленно, затем начинала передвигаться живее. Она рассказывала Игнатичу, что была в молодости смелая и сильная. Сейчас же Матрена боялась пожара, а поезда — больше всего.
Жизнь Матрены Васильевны все же наладилась к зиме. Ей начали платить пенсию 80 рублей, да еще школа 100 рублей выделяла за постояльца. Матрене завидовали соседки. А она, зашив себе на похороны 200 рублей в подкладку пальто, говорила, что теперь и она немного увидала покой. Даже объявились родственники — 3 сестры, боявшиеся до этого, что женщина станет просить у них помощи.