Краткое содержание сюжета
Сюжет имеет формат « рассказ в рассказе ». Настоящая история рассказывается как ответ на вопрос, задаваемый в школе на уроке, о закономерностях развития общества. История такова.
- Примерно через 3000 лет в будущем коммунистическая Земля только что разработала космическое путешествие со скоростью, превышающей скорость света, на основе эксперимента Рена Боза (из романа Андромеды). Используя новую технологию, Земля строит космические корабли с «прямым лучом», которые скользят по границе между нашей Вселенной ( «Шакти») и Анти-Вселенной ( «Тамас»). Второй корабль такого типа, Dark Flame, отправляется из Солнечной системы с миссией на обитаемую планету Торманс (названную в честь планеты в «Путешествии к Арктуру » Дэвида Линдсея, которого Ефремов ошибочно называет Артуром Линдси) в созвездии Рыси. инопланетные космические путешественники с Цефея сообщили, что они были колонизированы людьми, считавшимися беглецами с Земли из эпохи до объединения мира.
- Общество этой далекой планеты помечено Ефремов как «объединение в Капитализме в его наихудшей форме и в виде китайского псевдо- социализма » и часть «Inferno» (глубокая философская концепция Ефремова, относящейся к природе и естественной образ вещей, всегда, как он утверждает, адский по отношению к живым мыслящим существам), общество, в котором жизнь обычных рабочих ограничена 26 местными годами («короткоживущие», KJI или КЖИ для русского : «КороткоЖИвущие»), в то время как ученые, инженеры и другие избранные квалифицированные профессионалы живут своей естественной жизнью («долгожители», DJI или ДЖИ по русски : «ДолгоЖИвущие») с художниками, спортсменами и «моделями», которым отводится несколько более длительная продолжительность жизни, чем у KJI. (примерно до 34 лет). Оба KJI и DJI находятся под безжалостным тоталитарным контролем правящего класса государственной бюрократии ( «змей-носители», похожие на прототипические «члены внутрипартийной» из Оруэлла «с ) и полицейскими силами („сирень“), которые, в свою очередь, находятся под прямым командованием Совета Четырех и его Председателя, фактического Правителя планеты. Самым шокирующим аспектом его цивилизации для Землян является тотальный контроль над информацией, поддержание отдельных информационных систем для отдельных социальных слоев, при этом полная и достоверная информация доступна в конечном итоге только Верховному Лидеру (который, например, единственный вся планета знает, что люди Торманс на самом деле с Земли).
- Сюжет повествует о том, как команда коммунистов устанавливает контакт и исследует общество планеты, в конечном итоге жертвуя некоторыми жизнями, в том числе жизнью лидера экспедиции, женщины-историка Фэй Родис, ради свободного будущего планеты и ее людей. Их влияние в основном осуществляется через бесплатное предоставление полной и достоверной информации всем людям о прошлом и настоящем Земли и их взглядах на ситуацию на планете. Они также предоставляют выборочный короткий стиратель памяти, который будет использоваться против шпионов системы зарождающимся сопротивлением. Кроме того, некоторые из членов экипажа (особенно Родис) обладают умственными способностями оказывать такое же влияние без использования устройства. Каждого члена экипажа также сопровождал девятиногий дискоидный робот по имени SDF (Servant, Defender and Freighter).
- Пока космический корабль Земли готовится к отлету, астронавигатор Вир Норин добровольно остается и помогает бойцам сопротивления.
После того, как история Торманса была рассказана в классе, учитель пояснил, что контакт с людьми Земли в конечном итоге действительно помог людям Торманса обрести свободу. Теперь, примерно через 130 лет после событий, Земля только что получила сообщение от Тормансианцев, и космический корабль одной из земных колоний готовился к отправке на Торманс.
Саломея – краткое содержание пьесы Оскара Уайльда
Библейская история повествует о дочери Иродиады и падчерице мужа ее царя Ирода Иудейского – Саломеи. Ироиду постигло проклятие, которое сослал на нее пророк Джоканаан, так как он говорил о том, что ее брак с царем является незаконным и так нельзя, ведь Ироида это вдова брата Ирода. В результате этого Джоканаана заточили в тюрьму. Согласно Библии Саломея помогает своей матери в отомщении Джоканаану, но согласно произведению Оскара Уайльда то, что решила Саломея в отношении Джоканаана – это результат стремления самой Саломеи к пути мести, который вызнав похотью.
Саломея поведала Джоканаану о своих чувствах к нему, но Джоканаан требует от нее, чтобы Саломея ушла от него, объявляя ее дочерью Вавилона и Содома.
Саломея ни коим образом не отреагировала на возражения пророка, заявив, что поцелует его рот, поцелует его уста. В Саломею, влюбленный стражник, после того как он услышал вышеупомянутые слова, решил покончить свою жизнь самоубийством. Саломея ни на что и ни на кого не обращала никакого внимая кроме пророка, которому постоянно твердила о желании его поцеловать. Однако пророк остается при своем мнении, абсолютно отвергая привязанность «внебрачной дочери».
Царь Ирод пытается отыскать падчерицу, а Иродиада отправляется вслед за ним, так как проявляет ревность в отношении Ирода и Саломеи.
После долгих поисков, в результате которых Ирод благополучно отыскивает Саломею, он предлагает ей бокал вина и получает от Саломеи отрицательный ответ. В свою очередь Ирод сообщает Ироиаде о том, что ее дочь не послушна, на что Ироиада отвечает, что ее дочь дала верный ответ.
Далее вспыхивает ярый спор между Иродом и его женой Ироиадой на почве отношений Саломеи с Иродом. Ирод просит Саломею о танце, взамен же она сможет попросить его о чем угодно. Саломея соглашается на это предложение, не обращая внимания на возражения своей матери.
По завершению танца Саломея просит царя увидеть голову пророка на серебряном блюде. Ирод не рад такой просьбе, и просит Саломею подавить темный и злобный совет своей матери.
Царь Ирод старается уговорить и образумить падчерицу Саломею на другое вознаграждение, но его старания безуспешны. Саломея добивается своего и целует мертвые губы пророка Джоканаана, вторя о любви к Джоканаану и о том, что получила то, что хотела. После этой сцены, за которой наблюдал Ирод и был ошеломлен тем, что увидел, он отдает приказ о том, чтобы Саломею убили.
Этой пьесой Оскар Уайльд демонстрирует идеи, которые поглотили общество Запада до того, как грядущие изменения в его устоях окончательно его изменили, ведь общество проходит 3 стадии своего существования – рождение, кульминация и смерть, которой и предшествует упадок, выраженный Уайльдом в своем произведении. Пьеса выступает в роли предвестника нового 20, на тот момент, века, который вот-вот вступит в законные права.
Популярные сегодня пересказы
Эбензар Скрудж — старый унылый скряга. Он не радуется предстоящему Рождеству, потому, что от праздника ждет только убытков. Когда к нему приходят представители благотворительной организации и просят пожертвовать немного денег для бедных
В небольшой киргизский аил приехали гости, здесь открывали новую школу. Среди почётных гостей, приглашённых на праздник, была академик Алтынай Сулайманова. Она была родом из этого аила. Когда-то на месте новой школы стоял старый сарай
Инженер – авиаконструктор Хурдин, едущий на родину впервые за пять лет, три из которых он прожил за границей, ждет на автостанции рейс на Большую Головку. Вспоминая прошлое, он не сразу же замечает своего давнего школьного
Час быка – фантастический роман о далёком будущем. Является классикой советской утопической и литературы. Он рассказывает о том, как жители планеты Земля развивались в дальнейшем и стали путешествовать в другие миры
Владислав Крапивин: «В глубине Великого Кристалла» (1989–1991)
Владислав Петрович Крапивин (1938–2020) родился в Тюмени в семье педагогов. Вся его жизнь, так или иначе, связана с искусством слова — сначала Крапивин учился журналистике, затем — работал в журналах, а после — стал выпускать собственные книги. Увлекался фехтованием. Со студенческой скамьи активно участвовал в работе с молодежью: организовал детский клуб «Каравелла» из рядов которого впоследствии вышло немало талантов в сфере науки и искусства. Писатель награжден множественными премиями, среди которых Премия Президента России.
Владислав Крапивин
Все его творчество пронизано темой детства и взросления. Сам он часто говорил, что своего детства ему не хватило из-за войны, и что ему «всегда двенадцать». Поэтому, наверное, главные герои писателя — трогательные дети или взрослеющие подростки, опекающие младших товарищей. В своих книгах писатель создал узнаваемый образ мальчишки-подростка: мечтателя, воина, защитника, идеалиста, которого переполняют одновременно мятежный дух и стремление к справедливости. Его герои всегда отличаются нравственной чистотой и способностью совершить Поступок.
Первые свои романы он написал уже в 25 лет, после чего к нему уже пришло общественное признание. Долгое время автор работал в реалистичной манере в жанре приключений. Общий дух его раннего творчества можно описать словами «барабаны», «шпаги», «паруса», «зов дальних дорог», но в 80-е годы автор обратился к жанру фантастики, хотя героями по прежнему остались дети и подростки.
Один из самых популярных фантастических циклов писателя — «В глубине Великого Кристалла». Повести объединены общей идеей множественных вселенных, каждая из которых является одной из граней бесконечно многомерного Кристалла. Миры Кристалла связаны дорогой, проходящей через все его грани, кроме того перемещаться по этой вселенной умеет дети с особыми способностями — койво. Цикл воспевает настоящую дружбу, верность, смелость и готовность преодолевать преграды ради высоких нравственных идеалов.
Сюжет рассказа
Краткий пересказ «Севастополь в декабре месяце» начинается в достаточно мрачном тоне. С бухты тянет холодом и туманом. Периодически происходит грохот выстрелов. Город продолжает воевать, и при этом каждый житель гордится и уважает свой город.
Но несмотря на продолжающиеся бои, Севастополь продолжает свою жизнь.
Это проявляется и в таких мелочах:
- Торговки предлагают каждому пирожки и выпивку и иные товары быта.
- Люди смогли приспособиться к жизни в военное время, научившись не замечать происходящего вокруг ужаса.
- Каждый занимается ежедневными делами, без которых невозможен быт в домах.
На бастионах в это время продолжаются затяжные бои. Вокруг происходят бередящие душу события. Писатель шокирует описанием того, как фельдшеры укладывают отрезанные части тел раненых.
Например, в углу находится разорванная нога женщины, которая приносила обед мужу и попала под бомбардировку. Там же искалеченные руки солдат, только что имевших в руках оружие. Война окончательно вычеркнула их из жизни. В военном госпитале большое количество носилок и раненых, которым нужна помощь.
Главные действующие лица
Экипаж звездолета «Темное пламя»
Начальник экспедиции, историк Фай Рóдис
Командир звездолета, инженер аннигиляционных установок Гриф Рифт
Астронавигатор-I Вир Нори́н
Астронавигатор-II Мéнта Кор
Инженер-пилот Див Симбéл
Инженер броневой защиты Гэн Атал
Инженер биологической защиты Нея Хóлли
Инженер вычислительных установок Соль Саин
Инженер связи и съемки Олла Дез
Врач Звездного Флота Эвиза Танéт
Биолог Тиви́са Хенáко
Социолог-лингвист Чéди Даáн
Астрофизик и планетолог Тор Лик
Персонажи планеты Торманс
Председатель Совета Четырех, Владыка планеты Чойо Чагáс
Его заместители: Ген Ши
Зет Уг
Ка Луф
Жена Чойо Чагаса Янтре Яхáх
Любовница Чагаса Эр Во-Биа
Инженер информации Хонтээ́ло Толло Фраэ́ль (Таэ́ль)
Начальник «лиловых» Ян Гао-Юáр (Янгáр)
Девушка Торманса Сю Ан-Те (Сю-Те)
Предводитель «кжи» Гзер Бу-Ям
Георгий Мартынов: «Гость из бездны» (1962 г.), «Гианэя» (1963 г.)
У Георгия Сергеевича Мартынова (1906–1983) тернистая жизненная история. Его родители рано развелись, и мальчик, оставшийся с матерью и сестрой, был вынужден бросить учебу и работать с четырнадцати лет. Мартынов был обычным рабочим на железной дороге Екатеринодара, а позже — поступил в Ленинградскую школу военных сообщений. В 25 лет из-за несчастного случая почти полностью потерял слух. Это привело к окончанию военной карьеры.
После этого Георгий Сергеевич работал на заводе резиновых технических изделий, постепенно поднимаясь по карьерной лестнице. Был членом КПСС. В годы ВОВ принимал непосредственное участие в боевых действиях в составе Ленинградского и Прибалтийского фронтов. Имеет орден Красной звезды.
Георгий Мартынов
К литературному творчеству Мартынов обратился уже в зрелые годы после войны. Его первый роман «Гость из бездны» (задуман в 1951 г., но вышел лишь в 1962-м) в некотором смысле был отголоском его собственного военного опыта, переосмысленном с точки зрения общества отдаленного будущего. В нем героя — участника ВОВ, оживляют его далекие потомки, но он с трудом находит своем место в прекрасном, но чуждом ему мире.
С 1956 года состоит в Союзе Писателей СССР и считается профессиональным писателем.
Иллюстрация Л.Рубинштейна к роману «Гианэя»
Один из самых выдающихся романов писателя — «Гианэя». Действие романа разворачивается в 30-е года XXI века. События воспринимаются глазами земного инженера и инопланетной гостьи, между которыми возникают чувства, осложненные разными ценностными установками, воспитанием, и идеалами героев. Роман поднимает тему контакта с представителями других инопланетных рас, одиночества, долга, спасения и счастья от обретения настоящей любви. Фоном основной сюжетной линии служит благополучное и сплоченное общество Земли, готовое принять любой вызов. В определенном смысле сама его духовность и нравственность становятся лучшей защитой от космических угроз — узнавая и понимая землян, бывшие враги уже не хотят оставаться таковыми.
Суть
На Земле через 300 лет после событий романа «Туманность Андромеды» открыта тирьямпампация и построены первые экспериментальные тирьямпампационные звездолеты (в числе которых — «Темное пламя»). Очень кстати, потому что как раз получен сигнал о том, что инопланетяне с планеты Цефея открыли в глубинах космоса биологических близнецов землян. Сами цефеяне попытались вступить в контакт, но были посланы планетными властями далеко и надолго. Тогда цефеяне рассудили, что земляне больше вcего похожи на эту расу, и передали сообщение по Великому Кольцу на Землю. Пока туда-сюда, между открытием этой цивилизации и получением сообщения на Земле прошло триста лет.
С Земли отправляется экспедиция, главная цель которой — выяснить, правда ли население планеты с рабочим названием Торманс является потерянным коленом землян и так ли фигово у них обстоят дела, как можно подумать по предварительным данным цефеян. Экспедицию возглавляет историк и философ Фай Родис.
Прибыв на место, земляне убеждаются, что дела на планете еще фиговей, чем они себе думали — в частности, царит лютая диктатура и практикуется эвтаназия всех пролетариев старше 25 лет. Ученым и техническим специалистам разрешают жить подольше. Тормансианцы за две тысячи лет превратили свой мир в помойку, увязли в экологическом дизастере и технической стагнации. Ах да, они таки являются потомками земных колонистов (сбежавших от жестокости Земли и наступления всеобщего коммунизмана самом деле от вовсю бушующей там ядерной войны, коммунизм случился сильно позже), поэтому земляне чувствуют себя морально обязанными им помочь.
Обманом выдавив у местных правителей разрешение на посадку, Фай Родис во главе группы из семи человек высаживается на планету. Прочие остаются на хозяйстве в звездолете.
Поначалу все земляне живут в правительственной резиденции, но потом расходятся каждый на свою миссию: Эвиза Танет и Вир Норин идут общаться с медиками и учеными, Чеди Даан — с пролетариями, Фай Родис остается в правительственной резиденции в качестве заложницы, Тивиса Хенако, Гэн Атал и Тор Лик едут на южный континент исследовать тамошнюю биосферу. Тут и начинается тотальный дизастер, поскольку земляне категорически оказываются неприспособленными к жизни в условиях диктатуры. Поехавшая на юга троица гибнет, Чеди Даан получает монтировкой по голове в темном переулке, Эвиза Танет сворачивает свою деятельность, чтобы отвезти ее на корабль и выхаживать там, Вир Норин рассказывает о принципах тирьямпампации и обваливает легенду всей группы, при попытке взять Фай Родис в плен она гибнет. Звездолет снимается с места и земляне улетают восвояси, оставив только Вира Норина, который полюбил местную девушку и решил заняться прогрессорством.
К счастью, земляне успели сделать достаточно, чтобы их миссия увенчалась успехом. Местным прочитаны лекции о современной событиям жизни на Земле и её истории после бегства трёх звездолётов. Фай Родис смогла помирить две враждующие подпольные фракции, интеллектуалов-диссидентов из «джи» и воинствующих панков из «кжи», и объединить их. Кроме того, тормансианам выдали идеально подходящее к их условиям оружие самообороны. В эпилоге слушающие запись воспоминаний участников экспедиции Тёмного Пламени земные школьники узнают, что тормансиане связались с Землёй и прислали сообщение, суть которого из-за языкового барьера не очень ясна, но которое говорит, что на Тормансе наконец-то всё хорошо.
Ольга Ларионова (1935 — н/в): «Соната моря», «Чакра кентавра»
Ольга Николаевна живет в Санкт-Петербурге. По образованию физик, некоторое время работала инженером в ЦНИИ металлургии и сварки. Но в 32 года окончательно посвятила себя литературе.
Ольга Ларионова
В 1965 году Ларионовой принес известность роман «Леопард с вершины Килиманджаро». Следующие несколько лет писательницу публиковали только в журналах, а ее рассказы нередко подвергались цензуре.
Позже Ларионова публикует повесть «Соната моря», и получает за нее престижную премию «Аэлита». Премия присуждается лучшей книге года в жанре научной фантастики. Эта фантастическая повесть повествует об экологических проблемах, об отношении людей будущего к ним, заботе о планете Земля и о том, что может сделать современный человек для облегчения жизни потомков.
Иллюстрация Дмитрия Литвинова к роману «Чакра кентавра» («Звездочка-Во-Лбу»)
Венцом творчества писательницы часто называют цикл романов «Венценосный крэг» и в особенности его первую часть «Чакра кентавра», которую можно читать как отдельное законченное произведение. Жанр определен автором как стилизованная космоопера. Роман описывает планету сказочных дворцов, пронизанную рыцарскими кодексами чести и населенную совершенно слепыми людьми, способными видеть лишь глазами своих вечных компаньонов — птиц-крэгов, каждая из которых навсегда связывает свою жизнь с хозяином. В этот и без того сложный мир, где при ближайшем рассмотрении далеко не все оказывается тем, чем кажется — и врывается неожиданно наш земной космонавт.
Авторская манера подачи текста и раскрытия сюжета не похожа совершенно ни на что — от рафинированной утонченности до комичного, от эпического размаха до трогательных переживаний отдельных персонажей. Парадокс, изящество, затем — насмешка, категоричность, наивность… Созданные кумиры низводятся до обычных людей, наделенных целым рядом недостатков, а затем — новый поворот сюжета вновь возводит их на пьедестал. И все это в совершенно невообразимом антураже — от поединков на крылатых конях до проблем порабощения одной разумной цивилизации другой и генетических экспериментов. Порой кажется, что разные главы тексты писали совершенно разные люди. Жанр, кажется, также меняется по ходу романа — то перед нами социально-философский роман, то боевая фантастика, то фэнтази, а то и роман любовный — но оторваться совершенно невозможно.
Иллюстрация Дмитрия Литвинова к роману «Чакра кентавра» («Звездочка-Во-Лбу»)
Собрание аристократов
Аристократы тем временем у Калугина пьют чай, играют на фортепиано
Они ведут себя при этом совсем не так напыщенно, важно и неестественно, как на бульваре, демонстрируя свой «аристократизм» окружающим, что о). Анализ поведения героев в произведении занимает важное место. С поручением входит пехотный офицер к генералу, однако тут же аристократы принимают вновь надутый вид, притворившись, что не заметили вошедшего
Калугин, проводив к генералу курьера, проникается ответственностью момента. Он сообщает, что предстоит «жаркое дело»
С поручением входит пехотный офицер к генералу, однако тут же аристократы принимают вновь надутый вид, притворившись, что не заметили вошедшего. Калугин, проводив к генералу курьера, проникается ответственностью момента. Он сообщает, что предстоит «жаркое дело».
Оборона Севастополя в «Севастопольских рассказах» описана довольно подробно, но мы не будем на этом останавливаться. На вылазку вызывается отправиться Гальцин, зная, что не пойдет никуда, так как боится. Его принимается отговаривать Калугин, зная также, что тот не пойдет. Выйдя на улицу, Гальцин бесцельно начинает ходить, не забывая спрашивать раненых, проходящих мимо, о том, как идет сражение, а также ругать их за отступление. Отправившись на бастион, Калугин попутно не забывает демонстрировать храбрость: при свисте пуль не нагибается, принимает на лошади лихую позу. Его поражает неприятно «трусость» командира батареи. А ведь о храбрости этого человека ходят легенды.
Основные концепции
- Ад, Природа и природный путь смерти и страдания в основе жизни и развития (эволюция и т. Д.). Основная мера социальной инфернальности — это то, сколько усилий люди вынуждены тратить «впустую», не способствуя их благополучию. Главное достижение человечества в романе состоит в том, что оно преодолело Ад через трудный путь, наконец, достигнув «свободной и разумной жизни для всех».
- Стрела Аримана, очевидный отбор и силы в адских обществах, направленные против их лучших, самых ярких и самых доброжелательных.
- Коммунистическое безденежное земное общество, самоорганизующееся благодаря взаимодействию свободных высокоразвитых морально ответственных людей, с коллективным воспитанием детей, прямым общечеловеческим голосованием и дискуссиями по каждому вопросу, а также Высшими советами, координирующими усилия людей в каждой области своей компетенции.
- Защитные социальные системы, нацеленные на то, чтобы не дать низко инфернальным частям человеческой психики всплыть на поверхность и сломать точно настроенный общественный порядок коммунистической Земли (например, заранее противодействовать агрессивным тенденциям, что в противном случае потребовало бы контрсилы в целях самообороны, если бы позволили развиваться). в действия).
- Великое кольцо цивилизаций общается друг с другом, посылая радиосигналы через космос каждому своему ближайшему соседу, выдерживая задержки, определенные законами физики, обмениваясь идеями и информацией о культуре, истории и ценностях друг друга. Посылка сигнала описывается как требующая огромного количества энергии в планетарном масштабе, чтобы достичь даже ближайшей соседней цивилизации в Кольце.
- Основной закон Великого Кольца, поскольку любое вмешательство во внутренние дела государства запрещено, если только эта цивилизация не препятствует свободному доступу к полной, неизменной, нефильтрованной и неискаженной информации для всех и любого из его подданных — и в этом случае такие говорят, что государство не имеет права на существование, и вмешательство Великого Кольца требуется для освобождения его людей и обеспечения их Право знать и Право думать:
«Ни одно государство не имеет такого права , ни одна планета! Священный долг каждого из нас — противостоять такому беспрецедентному притеснению. Кто осмелится преградить путь разумному разумному существу к знанию?.. Когда в Великом Кольце обнаруживается государство, которое преграждает путь к знаниям для своего народа, такое государство демонтируется. Это единственный случай, который дает право вмешиваться в дела другой планеты…. запрет на познавать искусство, науку, жизнь на других планетах недопустимо ».
Эпохи истории человечества
Охватывая примерно три тысячи лет с 20-го века до настоящего времени романа, это:
- Эпоха разрозненного мира
- Эра всемирного воссоединения (люди мира объединяются, создают новое общество)
- Эпоха Общего Труда (период очистки, улучшения и украшения Земли)
- Эра Великого Кольца (началась с открытия Великого Кольца)
- Эра встречи рук (началась с открытия сверхсветовых коммуникаций и путешествий)
Намекнули, что разрушительная мировая война произошла между эпохами Disjoint World и World Reunion, почти уничтожив человечество. А до этого был период огромной экологической деградации и загрязнения, что привело к широко распространенным заболеваниям, генетическим и прочим, увеличению заболеваемости раком и глобальным эпидемиям (именно тогда прародители торманцианской человеческой популяции покинули «обреченную» Землю на флотилия звездолетов, которая впоследствии «провалилась через пространственно-временную аномалию» и случайно оказалась вблизи обитаемой планеты Торманс).
Комментарии
«Евроромантики» и «реалисты» глобальной экзотерической культуры -2
Агафонов
сегодня в 15:15
«Евроромантики» и «реалисты» экзотерической глобальной культуры
Агафонов
15 декабря в 21:57
Заветы Ломоносова
Емеля
7 декабря в 08:46
КОБ как запретный плод
Агафонов
6 декабря в 22:38
Культура чувств в настоящем времени предана забвению. Подавление чувств, и главного — чувства меры
Агафонов
3 декабря в 13:19
Развитие концепций
Агафонов
2 декабря в 12:20
О взаимоотношениях мужчины и женщины
Алексей Михайлович
29 ноября в 22:38
Практика – критерий истины
Агафонов
23 ноября в 23:19
Вид человек разумный в России, ещё только на пути к разуму
АМ
23 ноября в 23:08
Мычание русофобов
Агафонов
23 ноября в 23:00
Всё пойдёт по Пушкинской матрице
АМ
22 ноября в 21:51
«Всё идёт» по Апухтину
Агафонов
17 ноября в 11:23
Полёт валькирий с севера на юг
Агафонов
16 ноября в 22:40
Размышления по поводу материала «Что за перевалом СВО»
Mstislav
16 ноября в 17:56
Вселенская Вечность и «текущий момент» как фаза циклов в Развитии Расы-Руси-России
Mstislav
16 ноября в 17:50
Окончание «Размышлений по поводу материала «Что за перевалом СВО»»
Mstislav
16 ноября в 17:47
Развитие справедливости
Mstislav
16 ноября в 17:45
ВДНХ: казаться а не быть…
Валерий
13 ноября в 10:06
Основы цивилизационного управления. Царская информация
Агафонов
11 ноября в 13:57
Версия от Николая Выхина. СЛОВО О ПУТИНЕ
Агафонов
6 ноября в 14:55
Финанцизм – диктатура, которая становится реальностью
Агафонов
1 ноября в 21:42
Звезда Надежды и Любви
Влад
30 октября в 07:00
Голландия. Элемент глобальной сети
Агафонов
26 октября в 22:16
Е-катехизис: теория и практика
Агафонов
25 октября в 11:42
Главные герои и их характеристика
Система образов отражена Многомудрым Литреконом в формате таблицы:
герои рассказа «судьба человека» | характеристика |
андрей соколов | ничем не примечательный гражданин советского союза. шофёр. до войны был порядочным человеком и семьянином: любил жену и детей, работал ради них. обладает сильным чувством долга: повёз снаряды для артиллерии, несмотря на вражеский обстрел, а сразу же после побега из плена попросил зачислить его в стрелковую часть. благодаря огромной силе духа, выдержал все жизненные испытания, не уронив достоинства, но полученные раны едва ли когда-то полностью затянутся. любит родину и готов погибнуть за нее, ведь отказывается от тоста за победу германии, рискуя жизнью. это собирательный образ всего советского народа. |
мюллер | комендант лагеря, в котором держали соколова. властолюбивый садист, регулярно избивающий пленных. отлично говорит по-русски. презирает советских людей. однако, желая доказать слабость соколова, предложив ему перед расстрелом выпить за победу немецкого оружия, потерпел неудачу и даже проникся уважением к герою, сохранив ему жизнь. |
иван | обычный мальчик 5-6 лет. во время войны потерял родителей, однако сохранил в себе детскую жизнерадостность. |
Главные персонажи
Экипаж звездолета Dark Flame
- Фэй Родис, командир экспедиции, историк
- Гриф Рифт, инженер по уничтожению, командир звездолета
- Вир Норин, астронавигатор-I
- Мента Кор, астронавигатор-2
- Див Симбел, пилот-инженер
- Ган Атал, инженер защиты броневых поясов
- Ней Холли, инженер биологической защиты
- Сол Сайн, инженер по вычислительным устройствам
- Олла Дез, специалист по коммуникациям и фотографии
- Евиса Танет, врач, доктор Звездного флота
- Тивиса Хенако, биолог
- Чеди Даан, социолог, лингвист
- Тор Лик, астрофизик, планетолог
Персонажи Planet Tormance
- Чойо Чагас, председатель Большой четверки, правитель планеты
- Ген Ши, Зет Уг, Ка Луф, его заместители, другие члены Большой Четверки
- Янтрех Яххах, его жена
- Эр Во-Биа, его девушка
- Хонте’элло Толло Фраэлле (или Таэле), его офицер связи
- Ян Гао-Юар (Янгар), командир «Сирени»
- Су Ань-Тэ (Su-Te), девушка Торманс
- Кзер Бу-Ям, «лидер KJI» («недолговечные»)
Немного идеологии
В современной литературной критике принято приписывать «Часу Быка» попытку обличить советский социализм. Однако это выглядит довольно натянутым, так как о политической структуре Торманса известно крайне мало, а об экономической и вовсе почти ничего, к тому же автор в тексте прямо отрицал ее социалистическую природу.
Правдоподобным выглядит предположение о том, что книга не издавалась в СССР из-за упоминания о неком «муравьином лже-социализме». Сама идея о том, что социализм (пусть даже и фальшивый) может быть неудачным способом организации общества, была действительно довольно крамольной.
А почему крамольной, собственно? 1968—1970 — это разгар противостояния с Китаем, который под руководством председателя Мао как раз и строил лже-социализм («лже», разумеется, с советской точки зрения; с китайской всё обстояло как раз наоборот). Так что вполне возможно, что Ефремов и имел в виду Китай.
Действующие лица
Катаеву не один раз приходилось слышать истории о несчастных детях, которые были вынуждены воевать в то время. Ему тяжело давалось воспринимать действительность, автору было искренне жаль маленьких героев. Для того чтобы полностью передать те чувства, которые испытывал сам, он использовал в повести следующие образы:
- Солнцев Ваня — храбрый мальчик. Солдаты нашли его в лесу и забрали к себе в полк. Герой отличался смелостью и смекалистостью, он был хорошо воспитан и с уважением относился к старшим. Ответственно выполнял все поручения и никогда не пререкался.
- Капитан Енакиев — командир, боевой офицер, артиллерист. Всю его семью убили немцы, в том числе и маленького сына. Он с первого взгляда проникся чувствами к Ване и решил его усыновить.
- Биденко — разведчик, справедливый и честный.
- Горбунов — гостеприимный и добрый мужчина.
- Ковалев — Герой Советского Союза, наводчик артиллерийского орудия.
История сборника
Анализ «Севастопольских рассказов» показывает, что личное участие автора в обороне этого города позволили полно и объективно изобразить и происходящие события, и человеческие характеры. Толстой находился на службе, когда началась война Турции и России. Толстой получил разрешение перевестись в Севастополь. С ноября 1854 года по ноябрь 1855-го он находился в окрестностях Севастополя.
Попав в осажденный город, писатель был потрясен героизмом простого населения и солдат. Свой первый рассказ он начал писать под грохот орудий. Под гениальным пером мастера оборона оживает героическая защита Севастополя. Даже самый беглый анализ «Севастопольских рассказов» позволит отметить, что это не только художественное произведение, но и исторический документ, столь драгоценное для историков свидетельство участника.
Час Быка — самое тёмное время перед рассветом
Но ведь не для того вступил Иван Ефремов в борьбу, чтобы ещё раз констатировать, что мы живём в тёмное время (тогда бы он не отличался от антиутопистов). Нет. Час быка — это не только самое тёмное время, но и время перед рассветом, время, за которым наступает Новый день. И этот Новый день стал ответом Ефремова на ужасы и безвыходность Часа быка. Его ответом стал человек будущего, живущий по другим законам и другим правилам, человек, зовущий за собой и предлагающий стать с ним рядом, стать таким, как он:
Ефремовский мир — это не «конец истории». Преодолев социальное неблагополучие, люди этого мира продолжают раздвигать границы познания, борясь с энтропией.
— говорится в повести «Сердце Змеи».
Да и сами люди ефремовского будущего — не застывшие истуканы, какими бы «холодными» они ни казались иному сегодняшнему читателю, отстоящему от них на тысячелетия. Расположив в один ряд героев романа «Туманность Андромеды» (эра Великого Кольца) и землян в романе «Час Быка» (эра Встретившихся Рук), внимательный читатель увидит развитие человека, причём не только на психологическом (и парапсихологическом), но даже на антропологическом уровне.
От проблемы эволюции и развития жизни во Вселенной мысль палеонтолога обращается к человеку, самому драгоценному созданию мира. И.А.Ефремов был в нашей стране одним из немногих, кто не только понял значимость учения о ноосфере для формирования будущего глобальной цивилизации, но и содействовал ознакомлению широких масс с этими идеями, и в особенности — подрастающих поколений.
В качестве послесловия
Какие «предсказания» Ефремова сбылись?
В 1944 году в рассказе «Алмазная труба» писатель рассказал об открытии месторождения алмазов в Якутии. А в 1954 году, всего на 300 км южнее от описываемых в рассказе мест, было открыто первое якутское месторождение алмазов — трубка «Мир».
Открытие крупного месторождения ртутных руд на Южном Алтае — в рассказе «Озеро горных духов» (1943).
Голография — в рассказе «Тень минувшего» (1945).
Особенность поведения жидких кристаллов — в рассказе «Атолл Факаофо» (1944).
В романе «Туманность Андромеды» (1955): трёхмерное телевидение с параболическим вогнутым экраном, геостационарный спутник, который всегда находится над одной точкой земной поверхности, и экзокостюм («прыгающий скелет»), который позволяет людям преодолевать повышенное гравитационное притяжение.
Электронная книга (в романе «Туманность Андромеды»).
Омоложение организма (кожи) с помощью лазерной и радиоволновой терапии. (В романе «Туманность Андромеды»). Радиолифтинг и термаж кожи, направленные на активизацию роста молодых клеток, а также омолаживающие процедуры с использованием лазера и широкополосного света. (см. В романе «Туманность Андромеды»:
Каким он запомнился современникам? Физически крепкий человек, занимавшийся боксом. Эрудит, знавший наизусть всего Брюсова и Блока, страницами цитировавший Грина и Дойла. Геолог и зоолог, путешественник и философ, обладатель красивого баса и абсолютного слуха. Тот, кто сказал о научной фантастике необычайно сочно:
О его романе — «Час Быка» — до сих пор идут споры. Одни с пеной у рта доказывают, что это карикатура на СССР, другие, защищая идейные искания Ефремова, говорят, что здесь показан один из вариантов развития общества. А многие называют это произведение романом-предупреждением, в котором писатель предупреждает о грозящей социальной, экологической и нравственной катастрофе.
В том, что Ефремов был недалёк от истины, мы убеждаемся сейчас, однако, Иван Антонович вооружил нас, показав, что можно жить иначе, что возможно иное будущее, светлое, доброе и зовущее.