Алексей Толстой. Гадюка краткое содержание
Главная героиня повести А. Толстого «Гадюка» — Ольга, которая совсем еще молодой попала на гражданскую войну. Ольга была дочерью купца, которого убили во время налета, а она сама чудом спаслась.
После госпиталя она встретила красноармейца, под влиянием которого попала на войну. Они официально поженились, чтобы не возбуждать сплетни в полку, но как муж и жена не жили. После того, как мужа убили, Ольга прошла до конца войны, продолжая его дело.
После войны Ольге пришлось заново учиться жить. Она не подходила для мирного времени, при котором нужно было прилично одеваться и уметь поддерживать отношения с людьми. Соседи по коммунальной квартире и коллеги по работе откровенно издевались над Ольгой, потому что она не умела одеваться и причесываться как все девушки.
Но Ольга вскоре научилась одеваться и стала выглядеть не хуже всех тех, кто над ней смеялся.
После войны девушка стала секретаршей в учреждении и впервые в жизни по-настоящему полюбила. Это был руководитель того учреждения, в котором она работала. Соперницей Ольги стала хорошенькая секретарша по имени Лялечка, которая, заметив чувства Ольги, оклеветала ее и сама вышла замуж за директора.
Когда скандалистка Лялечка, ревнуя к мужу, прибежала к Ольге и показала ей свидетельство о браке, Ольга, не задумываясь, выстрелила ей прямо в лицо. После этого автор описывает суд, но до приговора не доходит, давая возможность читателю самому додумать финал этого произведения.
Данное произведение описывает то, как война калечит жизнь женщины. Она отнимает у нее не только исконно женское право быть привлекательной, но и право на семью, счастливую и полноценную жизнь с любимым человеком. Ольга – типичный пример таких молодых женщин, которых по всей стране были миллионы.
Краткий пересказ первых глав
Алексей Николаевич Толстой рассказывает читателю о нелегком жизненном пути юной особы, которая, вопреки обстоятельствам, находит в себе мужество противостоять несправедливости. Центральным персонажем повести является дочь зажиточного купца-старообрядца Зотова Ольга Вячеславовна. Ранние годы девушки прошли в Казани. Молодая аристократка с детства была окружена сентиментальными подругами, увлекалась заезжими артистами, проводила много времени за чтением романов.
В тот момент, когда страна погрузилась в пучину Гражданской войны, Ольге исполнилось всего лишь 17 лет. Однажды в родительский дом ворвалась вооруженная банда и убила всех ее близких. Чудом уцелевшая Зотова узнала одного из грабителей — им оказался бывший гимназист Валька Брыкин.
Девушка попала в лечебное заведение, где познакомилась с красноармейцем Дмитрием Васильевичем Емельяновым. Его рассказы произвели сильное впечатление на Ольгу, и она прониклась к нему теплыми чувствами.
Спустя какое-то время город был взят под контроль солдатами Чехословацкого корпуса. Недоброжелатель пишет на Зотову донос, обвиняя ее в связях с большевиками, в результате чего она оказывается под стражей. Находясь в тюрьме, девушка переосмысливает свою прежнюю жизнь и понимает, насколько наивны были ее представления об этом мире. Пока Ольга пребывает в заточении, гнев и жажда мщения за убитых родителей растут с каждым днем.
Город захватывают бойцы Красной армии. Все заключенные, не пожелавшие переходить на их сторону, приговариваются к расстрелу прямо в подвале тюрьмы. Оказавшийся здесь командир Емельянов обнаруживает, что раненая Ольга еще дышит, и относит ее в медпункт.
После лечения окрыленная любовью девушка вновь полна сил. Ольга больше не мыслит жизни без Дмитрия, поэтому без раздумий отправляется вслед за ним на поля сражений.
Содержание финальной части
Несмотря на пылкую любовь Зотовой к Емельянову, на фронте их отношения не выходят за рамки дружеских.
Мы изучаем — Гадюка — краткое содержание повести Толстого. Подсказки школьнику
В Казани жила девушка, дочь купца, Зотова Ольга Вячеславовна. Она была красивая, но очень дерзкая и злая. Соседи часто дразнили девушку гадюкой.
Одной ночью в дом семьи Ольги пробрались грабители, расстреляли её родственников и устроили
в доме пожар. Ольга пострадала, но выжила. Она знала, что одного из бандитов звали Валька Брыкин. Позже её доставили в госпиталь, где она познакомилась с командиром красноармейцев Емельяновым.
Позже город захватило восстание Чехославского корпуса. Ольгу по обвинению Вальки посадили в тюрьму на два месяца.По пребыванию в тюрьме она стала догадываться, что Валька служит в красной армии. Когда к городу прибыли красные, начали расстреливать всех, кто попал в плен. Среди пленных была и Ольга. Валька же в неё и стрелял. Зотова была действительно, очень живучая, прямо как настоящая змея гадюка. Командир Емельянов нашёл её среди убитых и спас. Подыскал ей хорошего врача, который залечил ей раны и вскоре она встала на ноги.
Ольга всем сердцем полюбила Емельянова и отправилась за ним на войну. Там её взяли в бойцы кавалерийского эскадрона в полк своего возлюбленного в должности вестника. Емельянов скрывал тот факт, что Зотова — девица. Бойцы часто засматривались на Ольгу. Но не трогали её. Если бы они знали, что она — девица, то задыхались бы со смеху. Баба — и двух белых на конях победила. Службу вела хорошо.
Вскоре их полк отправился разбивать вражеский тыл. Но когда они возвращались, их
путь был закрыт, и Емельянов вместе с несколькими бойцами отправились на верную погибель,
чтобы расчистить путь.
Следующую атаку организовала Ольга, но её ранили. Она выбежала из лазарета и пошла воевать с ещё большей яростью, после чего скитаться по стране, пока не закончится война. За это время она потеряла все женские черты, превратилась в тощую, гадкую «гадюку».
После пережитого ужаса Ольга Вячеславовна стала «писчебумажной барышней» в каком-то учреждении и решила начать новую жизнь. Соседи по квартире также издевались над ней и обзывали «гадюкой».
И все же она была красива, поэтому нравилась соседям. Каждый день возникали сплетни, связанные с Ольгой, кажется, что не будь её в доме было бы совсем скучно.
Вскоре она влюбилась в начальника Махорочного треста, но он отвернулся от неё, так как завистники стали говорить про Ольгу плохие вещи. Вместо неё он женился на миловидной секретарше. Секретарша приходилась Ольге соседкой. Та возмутилась, что Ольга слишком часто интересуется её мужем, принесла и показала ей свидетельство из ЗАГСа. Ольга была сильно огорчена, разозлилась, не выдержала и достала карманный револьвер. Она сделала один выстрел в секретаршу, та упала, а Ольга продолжала стрелять в её бледное, смазливое лицо.
Все сочинения
Проблема сексуальности
В самосознании Зотовой прослеживается проблема восприятия своего тела и сексуальности. Вербально она скрыта, но в действительности очень актуальна для девушки. До убийства родителей она считала своё невинное тело символом правильной семейной жизни и наградой будущему мужу. Однако после войны эта метафорическая конструкция разрушилась. Можно сказать, что произошла десексуализация представлений о телесном. Это нашло своё выражение не только во внешних изменениях, ведь девушка приняла мужской образ жизни и менталитет. У неё появились соответствующие манеры.
С Емельяновым, в котором девушка души не чаяла, она вела себя подобно обыкновенному красноармейцу. Нередко им доводилось ночевать в одной избе, но они спали в кровати, отвернувшись друг от друга. Ольга сознательно отрекается от тела, она хочет его спрятать и нейтрализовать. Так возникает первый конфликт. Целомудренность отношений Зотовой и Емельянова разрушается, когда мужчина видит, как она обливается водой.
Ольге так и не удалось срастись с мужской ролью, поскольку в социуме начали акцентировать внимание на отличиях слабого пола. Выстроилась иная концепция женственности, не соответствующая нормам революционного времени. Девушка не смогла принять этот перелом
Для неё оказалось невыносимым, что общество манипулирует женской сексуальностью. Она не понимает, как поступить с собственным телом. Противоречие состоит в столкновении идеологизированного разума и биологически детерминированных чувств
Девушка не смогла принять этот перелом. Для неё оказалось невыносимым, что общество манипулирует женской сексуальностью. Она не понимает, как поступить с собственным телом. Противоречие состоит в столкновении идеологизированного разума и биологически детерминированных чувств.
История главной героини является замечательным материалом для психоанализа. Подавленная сексуальность вытесняется в бессознательное, что приводит к неврозам и преувеличенной ненависти к субъектам. Представление о своей женственности всегда формируется под воздействием окружающей среды. Ольга в этом отношении оказалась в сложной ситуации.
Ей пришлось отбросить язык сексуальности, который был ею приобретён в дореволюционной жизни. Для новой формы бытия он оказался ненужным. Девушка ассоциировала себя с мужской гендерной ролью. После войны она оказалась неспособной адекватно воспринимать сексуальную культуру, актуальную в послереволюционное время.
Глава Третья
В третьей главе описывается военная карьера Ольги Вячеславовны. Емельянов обучил её ездить верхом, стрелять, управляться шашкой. На Деникинском фронте ей поручили передать пакет, на разъезде она столкнулась с двумя белыми солдатами, одним из которых был Валька, принимавший участие в убийстве её семьи. Ольга пришпорила коня и двинулась вперед, но её нагнали, тогда из винтовки она убила Вальку, а затем и его товарища, после чего успешно доставила пакет и вернулась к своему эскадрону, потом её много раз просили повторить эту историю. Через некоторое время героиня впервые приняла участие в рейде. Пришел приказ защищать мост, для многих красноармейцев белогвардейцев ночь оказалась последней, в том числе и для Емельянова. Командир полка наградил Зотову за храбрость в бою брошью.
Рекомендации по написанию анализа художественного произведения
Как мы уже говорили, анализ литературного произведения нужно писать после его прочтения. Во время ознакомления с текстом рекомендуется:
Делать заметки, фиксируя интересные мысли и идеи
В процессе прочтения некоторые фрагменты произведения привлекают к себе особое внимание. Можно не только записывать основную идею произведения, проблематику, характеристику персонажей, но и отрывки текста, которые заслуживают внимания. Их можно использовать при написании анализа в качестве цитат.
Их можно использовать при написании анализа в качестве цитат.
Фиксировать использованные автором литературные приемы. Чтобы изложить свою точку зрения и донести до читателей интересный, по мнению автора, рассказ, он использует метафоры, аллегории, повторения и другие приемы.
Сосредоточиться на основной идее. Своевременное ее определение позволит сделать заметки и собрать достаточно материала для написания качественного анализа.
Остановиться на форме литературного труда. Под эти термином подразумевают особенность построения текста. Для подготовки качественного анализа нужно отследить соотношение формы и содержания, проверить, есть ли между ними противоречия.
Определить цели, которые ставил перед собой автор литературного труда.
Завершить обзор нужно предоставлением доказательств подтверждающих правильность выводов исследователя.
Резонанс
«Гадюка» взволновала читателей. Повесть обсуждалась на читательских конференциях, в некоторых местах устраивались показательные суды по «делу Зотовой», в которых иногда даже принимали участие настоящие судьи и прокуроры..
Алексей Толстой ответил на присланный отзыв рабочих о «Гадюке». В нём автор отстоял принцип правдивого художественного воплощения образа и выступил против популярного абстрактного образа «идеального героя». В ответе Толстой писал:
Толстой также послал ответ участникам читательской конференции в Петрозаводске, на которой разбиралось дело Зотовой, в котором писал:
Анализ произведения
«Гадюка» Толстого — это повесть о двух видах революционных преобразований: внешних (социальных) и внутренних, кардинальным образом изменивших психологию общества и затрагивающих базовую систему ценностей, в том числе отношения между мужчинами и женщинами. Между этими процессами есть некая связь, придающая произошедшим изменениям особый драматизм, так как столкновение идеологий и сил неизбежно сопровождается коренной ломкой традиционных устоев и судеб людей.
Из огромного количества явлений, протекающих на фоне революции, писатель сделал акцент на частном аспекте, который связан с феноменом, получившим название «революционный трансвестизм». Этот тип трансформации представительниц слабого пола в мужчин получил широкое распространение в периоды социальных потрясений и войн.
Лишившись того, что составляло основу и смысл существования, потеряв привычную роль в обществе, чудом избежав гибели, главная героиня решается примерить на себя новый облик, который позволит ей противостоять враждебному и страшному миру.
Под напором внешних обстоятельств Ольга Зотова выбирает путь революционного трансвестизма, вступив в ряды красноармейцев. Тяготы и лишения солдатской жизни, строгое следование социалистической идеологии — все это способствовало превращению некогда знатной барышни в простого кавалериста, готового до последней капли крови отстаивать революционные принципы.
Жизнь Ольги в полевых условиях и ее желание ничем не отличаться от боевых товарищей стали следствием тотального маскулизма, который усиливался повсеместно царившим культом насилия. Подлинная же драма женщины, о которой повествует писатель, случилась после окончания Гражданской войны, когда на смену военному коммунизму пришел либеральный нэп. Красной линией через все произведение Толстого проходит мысль:
- женщина должна любой ценой быть рядом с мужчиной,
- во всем подчиняться избраннику, попутно избавляясь от соперниц.
Очень краткий пересказ
Супруги Костылевы, Михаил и Василиса, — хозяева ночлежки. Это подвальное помещение, похожее на пещеру. Здесь обитают люди бездомные, безработные, обнищавшие, спившиеся, живущие воровством и проституцией. Таковы шулер Сатин, безработный Клещ и его безнадёжно больная жена, бывший аристократ Барон, пьющий Актёр, вор Васька Пепел, Настя. Все они живут друг у друга на виду и едят за общим столом.
Василиса Костылева состоит в связи с Васькой Пеплом за спиной у своего пожилого мужа. Пепел быстро остывает к корыстной и жестокой Василисе, ему по душе её сестра Наташа, тихая и добрая. Девушке тяжело живётся: ревнивая Василиса бьёт её. Костылевы занимаются скупкой ворованных вещей у Пепла, а полицейский, состоящий с ними в родстве, закрывает на это глаза.
Между постояльцами не прекращаются споры и ссоры, никто не думает, как тяжело умирающей Анне. Нет до неё дела и мужу. Только пришлый Лука находит для женщины слова утешения. Старик умеет утешить каждого отчаявшегося в ночлежке. Он даёт надежду спившемуся Актёру, Насте, грезящей о любви, как в романе, советует Пеплу ехать в Сибирь за другой жизнью.
Умирает Анна, и Клещ, продавший инструмент, чтобы выручить деньги на похороны жены, остаётся без возможности заработать. Луку изгоняют из ночлежки. Васька предлагает Наташе бежать с ним вместе, обещает изменить опостылевшую ему жизнь вора. Девушка, послушав Луку, соглашается на предложение бывалого парня, если тот не будет её бить. Василиса услышала их разговор и жестоко избила Наташу. Васька ненароком убил Костылева, его ждёт суд. Лука исчез. Ночлежка продолжает своё унылое существование, Актёр сводит счёты с жизнью.
Фронтовые будни
Два месяца в тюрьме — это много или мало? Ольга Вячеславовна не задумывалась над этим вопросом, она просто анализировала свою прежнюю жизнь, находясь в заточении. И понимала, насколько детскими были мечты, как наивно смотрела красавица на этот мир. В душе юной особы разгорался гнев на саму себя, она страдала до тех пор, пока едва не погибла.
В город ворвались красные, расстреляли всех заключенных. В Ольгу Вячеславовну стрелял тот самый Валька, убивший ее родителей. Но девушка оказалась очень живучей, ее обнаружил среди убитых кавалерист по фамилии Емельянов. Он отправляет девушку лечиться, а она влюбляется в своего спасителя.
Емельянов берется обучать Ольгу Вячеславовну премудростям кавалерии, владению шашкой. И юная красавица зарекомендовала себя талантливой ученицей, с конем она справлялась настолько лихо, что у Емельянова дух захватывало. Отлично овладела шашкой, но сила удара была недостаточной. При всех своих достоинствах, Ольга Вячеславовна была девушкой, хрупкой и тонкой. А сила для удара шашкой нужна большая, и кроется она в плечах.
Юная барышня последовала за любимым на фронт. Она была зачислена в кавалерийский эскадрон его полка и просто вскружила головы мужчинам. Но прекрасная Ольга отличалась строгим нравом, находясь в мужском обществе, она сумела сохранить свою девическую чистоту. По полку поползли слухи о том, что красавица является женой Емельянова, хотя это было ложью.
Любимый человек погиб во время прорыва вражеских тылов. Ольга Вячеславовна была тяжело ранена, оказалась в лазарете, а едва оправившись, снова отправилась на фронт. Она побывала во всех уголках страны. Когда кончилась война, красавице исполнилось 23 года.
Краткое содержание рассказа «Гадюка» (Толстой А. Н. — автор) не настолько ярко открывает сущность Ольги Вячеславовны, как подлинное произведение. Эта девушка была прозвана Гадюкой за свою живучесть. Позже, потеряв любимого человека, она очерствела душой, озлобилась и перестала походить на молодую женщину.
Изменившиеся требования
Автор рассказа подмечает, что с течением времени меняются требования к женской сексуальности. Если сначала нужен «братишка», который готов отдать жизнь за мировую революцию, то уже через несколько лет это неактуально. Теперь востребованы милые кудряшки, чулочки, флирт и глупое щебетанье ни о чём.
Ольга — обладательница бескомпромиссного характера. Она убеждена, что революция позволит женщине улучшить свою жизнь. Девушка меняется, но в худшую сторону. При этом она лишь теряет, ничего не приобретая. Её женская природа выходит на первый план. Мужчина, априори представляющий собой некую высшую власть, отсутствует, его нет рядом. Этот бой проигран. Емельянов убит на войне, директор Махорочного театра женат на другой. Ольга ощущает, что ей нет места в этом мире, если она одна. Это и приводит к непоправимой катастрофе.
Она чувствует, что не в силах превозмочь комплекс мужского типа поведения, который успела приобрести. Зотова не может пойти изворотливым женским путём, чтобы получить избранника, что порождает любовную драму. Сонечка, в отличие от неё, может похвастаться всеми девичьими качествами. Ольга признаётся в любви директору театра, но тот раздражается в ответ. Он уверен, что она позарилась на его статус и деньги.
Толстой смог ощутить и выразить в своём произведении проблематику эмансипации слабого пола. Он попытался пролить свет на женский вопрос и заставил задуматься о естественной детерминированности жизни дамы. По его мнению, чем дальше друг от друга представители разных полов, тем лучше для них. Толстой убеждён, что сближение мужчины и женщины (или их равенство) свидетельствует о катастрофе и упадке.
Анализ произведения «Гадюка» А.Н. Толстой
1. Алексей Николаевич Толстой;
2. «Гадюка»;
3. Жанр: рассказ;
4. Класс: 11;
5. Год: 1928;
6. Эпоха, описываемая в рассказе, это время Гражданской войны и начало 20-х годов ХХ века. Страна разрушена и обескровлена.
7. Главные герои: Ольга Вячеславовна Зотова, начальник кавалерии Дмитрий Васильевич Емельянов, Сонечка Варенцова (Лялечка), директор треста.
8. Сюжет:
Примерно в 1918 в Казани загорелся дом купцов-старообрядцев. Когда пожарные вошли в комнаты, то обнаружили связанные тела купца и его жены, а наверху бесчувственное тело их дочери семнадцатилетней Оленьки Зотовой.
Как выяснилось, пожар устроили по наводке бывшего гимназиста Вальки Брыкина, некогда ухаживавшего за Оленькой. Его не поймали.
В больнице Оленька познакомилась с военным Дмитрием Васильевичем Емельяновым, даже не познакомилась, а перебросилась парой слов – скуки ради.
Ночью на больницу был совершенно нападение, кто мог – бежал. Про Зотову никто не вспомнил. Она попала в тюрьму, должна была быть расстреляна, однако выжила после пулевого ранения. Тюрьму штурмом взяла каварелия, которой командовал тот самый случайный собеседник из больничного коридора – Емельянов.
Ольга Вячеславовна выздоровела и, обучившись верховой езде, стала кавалеристом, сражаясь наравне с мужчинами. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.
Во время исполнения одного поручения встретила Вальку Брыкина и убила его.
Между Ольгой Вячеславовной и Емельяновым завязался роман, после окончания войны они хотели пожениться, однако Емельянов погиб. Вновь Зотова осталась одна.
После войны отправилась в Москву и устроилась секретарем в Трест, получив комнату в Зарядье. Из-за ее военного прошлого и совершеннейшего неумения носить наряды над ней смеялись, пускали грязные сплетни. После того, как Ольга Вячеславовна стала носить платья, на нее обратил внимания один из коллег и попытался изнасиловать. Получив решительный отпор, он возненавидел Зотову, после чего слухов и сплетен о ней стало еще больше.
Все бы ничего, но Ольга Вячеславовна влюбилась, влюбилась в директора треста, в котором работала. Она хотела признаться ему в любви, но он не дал ей говорить, высвободив руку и перейдя на другую сторону улицы, где его ждала пишбарышня Сонечка Варенцова, жившая с Ольгой Вячеславовной в одной квартире.
Лялечка, как ласково называли Варенцову, ненавидела и боялась Ольгу Вячеславовну. Увидев ее рядом со своим мужем (незадолго до описываемых событий они расписались) она пришла к ней в комнату и, визжа оскорбления, совала ей в лицо свидетельство из ЗАГСа. Ольга Вячеславовна молча слушала ее, после чего схватила свой револьвер и стала стрелять.
Рассказ имеет кольцевую композицию: он начинается приходом ранним утром белой, как мел, Ольги Вячеславовны в милицию, затем идет повествование о судьбе Зотовой, и в конце описываются события того трагического утра.
9. Личное мнение:
Рассказ мне нравится своей сжатостью, образностью, яркостью. В нем нет ни следа сентиментальности, в то же время он достаточно лиричен. Судьба главной героини не оставляет читателя равнодушным. Читая о травле Зотовой, хочется встать на ее защиту, но, увы, это невозможно.
Изначально произведения называлось «История одной девушки». Быть может, в основу положена реальная история. Может быть. Но о чем этот рассказ? О любви? О ненависти? И о том, и о другом. Но, в первую очередь, мне кажется, это рассказ о том, что даже самый сильный человек может сломаться, если его подвергать травле
Что очень важно смотреть на саму личность, а не копаться в прошлом человека, и, не зная деталей, выдумывать их, распространяя грязные инсинуации
Полезный материал по теме:
- «Отрочество» Л.Н.Толстой
- «Юность» Л.Н.Толстой
- «Детство» Л.Н.Толстой
- «Аэлита» А.К. Толстой
- «Кавказский пленник» Л.Н.Толстой
Укус – первая помощь
Что делать, если укусила гадюка, при этом укусила вдали от цивилизации (а так чаще всего и происходит), где-нибудь в горах-лесах:
- Первым делом необходимо обеспечить укушенному месту покой, зафиксировав его подобием лангетки, или же подвязав согнутую руку платком. После укуса очень нежелательно активно двигаться во избежание быстрому распространению яда по организму.
- Надавливая пальцем в месте укуса нужно постараться раскрыть рану и отсосать яд. Делать это можно ртом, затем сплевывая слюну, но только в том случае если во рту нет никаких повреждений: трещин, царапин, иначе яд и через рот может попасть в кровь. Отсасывать яд нужно непрерывно на протяжении 15-20 минут.
- После этого место укуса необходимо продезинфицировать любым подручным средством, может быть водка, спирт, одеколон, йод, и наложить на него чистую и немного давящую повязку.
- Желательно употреблять как можно жидкости, воды, некрепкого чая, но ни в коем случае не кофе и уж тем более ничего алкогольного.
- При первой же возможности обязательно необходимо обратиться за квалифицированной медицинской помощью к врачу.