Джереми дронфилд: мальчик, который пошел в освенцим вслед за отцом

Крутые горы - читать онлайн бесплатно полную версию книги или скачать в формате fb2 (альберт анатольевич лиханов)

Ф.Искандер «Возмездие» план-конспект урока по литературе (8 класс) по теме

Урок внеклассного чтения.

— Вам предлагалось прочитать рассказ Ф.Искандера «Возмездие» и подумать над значением слова, ставшего его названием.

Подумайте и сравните значения существительных «месть» и «возмездие».

(рекомендуется использование толкового словаря)

Придумайте словосочетания с данными словами, подберите однокоренные слова.

Возмездие — отплата, кара за причиненное, совершенное зло.

Возмездие, кара свыше всегда считались связанными с некими справедливыми, не участвующими в конфликте силами. В современном восприятии слово возмездие все чаще стало связываться со справедливым наказанием, карой, понесенной преступником в соответствии со справедливым законом. В то же время между ними нельзя поставить знак равенства, т.к. наказание подразумевает не только кару, но и воспитание.

Выбрать из текста слова, лексическое значение которых является непонятным. Дать им объяснение, используя толковый словарь.

— Как вы думаете, возмездие для Чика – это цель или средство?

— Как Чик воспринимает Керопчика в начале повествования? Как складывалось его отношение к нему? В какой хронологической последовательности читатель узнает об этом?

Популярные сегодня пересказы

  • Краткое содержание стиха Парус Лермонтов Стихотворение «Парус» Михаила Юрьевича Лермонтова состоит из трех четверостиший. Размер небольшой, но имеет глубокий смысл. В каждой строке показано вся противоречивость общества.
  • Лафертовская маковница — краткое содержание повести Погорельского В районе Проломной заставы в Москве жила когда-то старуха-гадалка. Прозвище она получила Лафертовская Маковница. В народе она слыла ведьмой, хотя говорить об этом вслух многие боялись.
  • Гадюка — краткое содержание рассказа Сотника Мальчик Боря провел каникулы у своей бабушки в деревне, а когда пришло время возвращаться домой, она отправилась, чтобы посадить мальчика на поезд.
  • Переполох — краткое содержание рассказа Чехова Гувернантка Машенька Павлецкая возвращается с прогулки и застает всех в доме в необычайно взволнованном состоянии. Хозяин, переходя из комнаты в комнату, с чувством стыда говорит о том, что ему стыдно

Победа и воспоминания о сытой Германии

Оригинальное название главы — «И она прикладывает руку туда, где сердце…».

Для тех, кто дожил до Победы, жизнь разделилась на две части. Людям пришлось заново учиться любить, становиться «человеком не войны». Дошедшие до Германии заранее были готовы ненавидеть и мстить, но, увидев умирающих от голода немецких детей и женщин, кормили их супом и кашей с солдатских кухонь.

Вдоль немецких дорог стояли самодельные плакаты с надписью «Вот она — проклятая Германия!», а по дорогам шли домой люди, освобождённые из концлагерей, военнопленные, те, кого отослали сюда работать. Советская армия проходила через опустевшие посёлки — немцев убедили, что русские никого не пощадят, и они сами убивали себя, своих детей.

Телефонистка А. Раткина вспоминает историю советского офицера, который влюбился в немку. В армии было негласное правило: после захвата немецкого поселения три дня разрешалось грабить и насиловать, потом — трибунал. А тот офицер не изнасиловал, а влюбился, о чём честно признался в особом отделе. Его разжаловали, отправили в тыл.

Связистка Аглая Нестерук была потрясена, увидев хорошие дороги, богатые крестьянские дома. Русские ютились в землянках, а здесь — белые скатерти и кофе в маленьких чашечках. Аглая не понимала, «зачем им было воевать, если они так хорошо жили». А русские солдаты врывались в дома и расстреливали эту красивую жизнь.

Медсёстрам и врачам не хотелось перевязывать и лечить немецких раненых. Им приходилось учиться относиться к ним как к обычным больным. Многие медработники всю оставшуюся жизнь не могли видеть красного цвета, так напоминающего кровь.

Санинструктор танковой бригады

Оригинальное название главы — «Одна я вернулась к маме…».

Вскоре Алексиевич перестаёт записывать всех подряд, выбирает женщин разных военных профессий. Нина Вишневская в качестве санинструктора танковой бригады участвовала в одном из сражений Курской Дуги. Девушка-санинструктор в танковых войсках — редкость, обычно там служили мужчины.

По дороге в Москву, где жила Вишневская, автор разговорилась с соседями по купе. Двое из них воевали, один — сапёром, второй — партизанил. Оба считали, что женщине не место на войне. Женщину-медсестру, спасающую жизни, они ещё могли принять, но не женщину с винтовкой.

Солдаты видели в фронтовых девчонках подруг, сестёр, но не женщин. После войны «они оказались страшно незащищёнными». Женщины, оставшиеся в тылу, видели в них вертихвосток, отправившихся на фронт за женихами, ходя девушки, чаще всего, были честные, чистые. Многие из них так и не вышли замуж.

Нина Вишневская рассказала, как её, маленькую и хрупкую, не хотели брать в танковые войска, где требовались крупные и сильные девушки, способные вытащить мужчину из горящего танка. Нина пробралась на фронт «зайцем», спрятавшись в кузове грузовика.

Санинструкторам в танке места не было, девушки цеплялись за броню, рискуя угодить под гусеницы, чтобы вовремя заметить загоревшийся танк. Из всех своих подружек Нина «одна вернулась к маме».

Переписав рассказ с магнитофонной плёнки, Алексиевич отослала его Вишневской, но та вычеркнула все забавные истории, трогательные мелочи. Она не хотела, чтобы её сын узнал об этой стороне войны, стремилась остаться для него героиней.

В последствии автор «не раз сталкивалась с этими двумя правдами, живущими в одном человеке» — собственной и общей. Порой Алексиевич с трудом удавалось разговорить женщину и услышать рассказ о её личной войне.

Аннотация

Когда в мае 1945 года американские солдаты освобождали концентрационный лагерь Бухенвальд, в котором погибло свыше 60 000 человек, они не могли поверить своим глазам. Наряду со взрослыми узниками их вышли встречать несколько сотен мальчиков 11–14 лет. Среди них был и Ромек Вайсман, оставшийся из-за войны сиротой. Психиатры, обследовавшие детей, боялись, что им никогда не удастся вернуться к полноценной жизни, настолько искалеченными и дикими они были.

Спустя много лет Ромек рассказывает свою историю: об ужасах войны, о тяжелом труде в заключении и о том, что помогало ему не сдаваться. Его книга показывает: конец войны – это еще не конец испытаний. Пройдя сквозь ад на земле, самое сложное – это справиться с утратой всей семьи, найти в своем сердце любовь и силу к тому, чтобы жить дальше.

В формате PDF A4 сохранён издательский дизайн.

На этой странице свободной электронной библиотеки fb2.top вы можете ознакомиться
с описанием книги «Мальчик из Бухенвальда. Невероятная история ребенка, пережившего Холокост» и другой информацией о ней, а затем начать
читать книгу онлайн с помощью читалок, предлагаемых по ссылкам под постером, или
скачать книгу в формате fb2 на свой смартфон, если вам больше по вкусу сторонние
читалки. Книга написана авторами Робби Вайсман,
Сьюзен Макклелланд,
является частью серии Феникс. Истории сильных духом,
относится к жанрам Биографии и Мемуары,
Документальная литература,
Проза о войне,
добавлена в библиотеку 30.01.2022.

С произведением «Мальчик из Бухенвальда. Невероятная история ребенка, пережившего Холокост» , занимающим объем 178 печатных страниц,
вы наверняка проведете не один увлекательный вечер. В онлайн читалках,
которые мы предлагаем посетителям библиотеки fb2.top, предусмотрен ночной режим
чтения, который отлично подойдет для тёмного времени суток и чтения перед сном.
Помимо этого, конечно же, можно читать «Мальчик из Бухенвальда. Невероятная история ребенка, пережившего Холокост» полностью в
классическом дневном режиме или же скачать книгу на свой смартфон в удобном
формате fb2. Желаем увлекательного чтения!

С этой книгой читают:

  • Филипп IV Красивый. 1285–1314
    — Жорж Бордонов
  • Неман! Неман! Я — Дунай!
    — Василий Агафонов
  • Дороги победы
    — Амазасп Бабаджанян
  • Наполеон и Гитлер
    — Десмонд Сьюард
  • Сталинградский пленник 1943–1946
    — Франц Запп
  • На стремнине века. Записки секретаря обкома
    — Алексей Чуянов
  • Ковалиная книга. Вспоминая Юрия Коваля
    — Ирина Скуридина, Коллектив авторов Биографии и мемуары
  • Тайны кремлевских жен
    — Галина Красная
  • Русь юродская. История русского юродства в лицах и сценах
    — Юрий Рябинин
  • Венедикт Ерофеев: человек нездешний
    — Александр Сенкевич

Кульминация

А собака, потихоньку переставляя лапы, приближается к несчастному

Вдруг (это наречие повторно резко меняет всю обстановку) с дерева перед самой мордой собаки с огромной зубастой оскаленной пастью отважно падает растопыривший все пёрышки воробушек

Писатель использует при этом деепричастный оборот, как бы ускоряя действия защитника. Воробей жалок, беспомощен, хрипло пищит, но прыгает в сторону собаки, защищая птенца, закрывая его собой. В этой части произведения автор использует антонимы, противопоставляя громадность собаки по сравнению с маленьким тельцем птички.

Пернатое создание решило стать жертвой этого зверя, хотя ему ужасно страшно. Все использованные при этом глаголы точно и красочно передают те действий, которые помогли в этой отчаянной ситуации. Собака оторопела, остановилась и даже двинулась назад. Никогда нельзя терять надежду на спасение — такой вывод делают читатели, разобрав произведение по частям, сделав его анализ («Воробей»). Тургенев показал, как могуч природный инстинкт защиты своего детёныша.

«Кризис будет продолжаться»

Затяжной политический кризис начался в Армении после поражения в войне за Нагорный Карабах. По условиям мира страна была вынуждена передать Баку большую часть территории непризнанной республики. Одним из виновников поражения был назван действующий премьер Никол Пашинян. Он заявил, что прекратил войну, поскольку «альтернативы не существовало». Однако в стране начались масштабные протесты. Митингующие даже взяли штурмом и разгромили здания правительства и парламента, а также обокрали резиденцию премьера.

В России выразили озабоченность ситуацией в Армении. Пашинян уже успел по телефону проинформировать о ситуации президента России Владимира Путина. Евросоюз призвал все стороны к спокойствию. А вот в Азербайджане за происходящим наблюдали с нескрываемым удовольствием. «Армения никогда не была в таком плачевном положении. Это их руководители поставили их в такое положение. И лидеры хунты, руководившей Арменией 20 лет: хунта Кочарян-Саргсян и пришедшее после нее правительство», — заявил президент Азербайджана Ильхам Алиев.

«Кажется, это первый в истории военный переворот (по заявлению самого Пашиняна), поводом для которого послужило расхождение в оценке возможностей оперативно-тактического ракетного комплекса», — пошутил директор по научной работе Фонда развития и поддержки международного дискуссионного клуба «Валдай» Федор Лукьянов.

Митинг за отставку Пашиняна в Армении

Участники митинга оппозиции с требованием отставки премьер-министра Армении Никола Пашиняна на площади Свободы в Ереване. Reuters

Участник митинга оппозиции с требованием отставки премьер-министра Армении Никола Пашиняна на площади Свободы в Ереване. Reuters

Участница митинга оппозиции с требованием отставки премьер-министра Армении Никола Пашиняна на площади Свободы в Ереване. РИА Новости

Полиция на митинге оппозиции на площади Свободы в Ереване. РИА Новости

Кандидат оппозиции на пост премьер-министра переходного правительства, экс-премьер Вазген Манукян на митинге оппозиции. Reuters

Участники митинга оппозиции с требованием отставки премьер-министра Армении Никола Пашиняна на площади Свободы в Ереване. Reuters

Участники митинга оппозиции с требованием отставки премьер-министра Армении Никола Пашиняна на площади Свободы в Ереване. РИА Новости

Участники митинга оппозиции с требованием отставки премьер-министра Армении Никола Пашиняна на площади Свободы в Ереване. РИА Новости

Участники митинга оппозиции с требованием отставки премьер-министра Армении Никола Пашиняна на площади Свободы в Ереване. РИА Новости

Участники митинга оппозиции с требованием отставки премьер-министра Армении Никола Пашиняна на площади Свободы в Ереване. РИА Новости

Зачем девчонки шли на войну

Оригинальное название главы — «Подрастите, девочки… вы ещё зелёные…».

Десятки рассказов открыли автору правду о войне, которая «уже не вмещалась в короткую и знакомую с детства формулу — мы победили», ведь она собирала не рассказы о подвигах и сражениях, а истории маленьких людей, выброшенных «из просто жизни в эпическую глубину громадного события».

Автору хотелось понять, откуда взялись эти девчонки 1941, что заставило их пойти на войну и убивать наравне с мужчинами. Шестнадца­тилетние, восемна­дца­тилетние девочки рвались на фронт, охотно шли на курсы медсестёр, связисток. Им говорили: «Подрастите, девочки, вы ещё зелёные», но они настаивали и шли на фронт регулировщицами. Многие удирали из дому, ничего не сказав родителям. Они забывали о любви, обрезали косы, надевали мужскую одежду, понимая, что «Родина — это всё, Родину надо защищать», и если не они, то кто…

Первые дни войны, бесконечное отступление, горящие города… Когда увидели первых захватчиков, проснулось чувство ненависти — «как они могут ходить по нашей земле!». И на фронт или в партизаны шли, не задумываясь, с радостью.

Шли не ради Сталина, а ради своих будущих детей, не хотели покориться врагу и жить на коленях. Шли налегке, веря, что война кончится к осени, и думая о нарядах и духах.

В первые дни военной жизни девочек учили воевать. Дисциплина, устав, ранние подъёмы и изматывающие марши сразу не давались. Нагрузка на женский организм была очень велика — у лётчиц от высоты и перегрузок «живот прямо в позвоночник прижимало», а на кухне котлы приходилось мыть золой и отстирывать солдатское бельё — вшивое, тяжёлое от крови.

Девушки носили ватные штаны, а юбки им выдали только в конце войны. Медсёстры вытаскивали с поля боя раненых, вдвое тяжелее себя. Мария Смирнова за войну вытащила из-под огня 481 раненого, «целый стрелковый батальон».

Рассказ танкиста

Александр Твардовский
Был трудный бой. Всё нынче, как спросонку,
И только не могу себе простить:
Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,
А как зовут, забыл его спросить.
Лет десяти-двенадцати. Бедовый,
Из тех, что главарями у детей,
Из тех, что в городишках прифронтовых
Встречают нас как дорогих гостей.
Машину обступают на стоянках,
Таскать им воду вёдрами — не труд,
Приносят мыло с полотенцем к танку
И сливы недозрелые суют…
Шёл бой за улицу. Огонь врага был страшен,
Мы прорывались к площади вперёд.
А он гвоздит — не выглянуть из башен, —
И чёрт его поймёт, откуда бьёт.
Тут угадай-ка, за каким домишкой
Он примостился, — столько всяких дыр,
И вдруг к машине подбежал парнишка:
— Товарищ командир, товарищ командир!
Я знаю, где их пушка. Я разведал…
Я подползал, они вон там, в саду…
— Да где же, где?.. — А дайте я поеду
На танке с вами. Прямо приведу.
Что ж, бой не ждёт. — Влезай сюда, дружище! —
И вот мы катим к месту вчетвером.
Стоит парнишка — мины, пули свищут,
И только рубашонка пузырём.
Подъехали. — Вот здесь. — И с разворота
Заходим в тыл и полный газ даём.
И эту пушку, заодно с расчётом,
Мы вмяли в рыхлый, жирный чернозём.
Я вытер пот. Душила гарь и копоть:
От дома к дому шёл большой пожар.
И, помню, я сказал: — Спасибо, хлопец! —
И руку, как товарищу, пожал…
Был трудный бой. Всё нынче, как спросонку,
И только не могу себе простить:
Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,
Но как зовут, забыл его спросить.
 

Нас пригнали в Германию, хозяин попался хороший

Евгений Иванович Долгачёв, 1935 г. р., дер. Нижние Дупли

Когда началась война, мне было шесть лет. Мы жили с отцом, матерью и сестрой Риммой. Немцы вошли в деревню 12 июля в Петров день. Мы в это время прятались в лесу. Когда вернулись в деревню, наш дом уже был занят немцами. Нам пришлось поселиться у родственников. Кроме нас там жили еще две семьи. У одних дом сгорел, а у других был занят немцами. Так и жили: четыре семьи в одном доме. Работали кто в колбасном цехе, кто на пекарне, а кто на камнедробилке.

Немцы, которые стояли здесь постоянно, нас не обижали, могли заступиться. Однажды солдаты какой-то проходящей части хотели забрать у нас картошку и стали раскапывать бурт. Мы побежали и пожаловались «своим» немцам, и их прогнали. Самыми злыми и жестокими в составе проходящих частей были финны.

Когда вместе с другими жителями села нас погнали в Германию, то при распределении мы попали к «бауэру». Наши родители работали в поле, я кормил кроликов, пас коров, носил еду в поле тем, кто работал на тракторе. Зимой был за «няньку». Хозяин попался хороший, не обижал, кормил хорошо, Летом можно было есть много фруктов. А вот хозяин по соседству был очень злой и жестокий. Он не только плохо кормил, но и за малейшее непослушание жестоко избивал своих работников.

Остарбайтеры с детьми

После того как нас освободили американцы, к нему приезжали разбираться по этому поводу, и после этого он куда-то исчез. А нас собрали в лагерь, а потом оттуда довезли до Эльбы. Высадили нас – и иди как хочешь и куда хочешь. Отец нашел вола, запряг его в коляску, посадил детей. А взрослые шли пешком. Так мы добрались до Калининграда. Оттуда на поезде доехали до г. Пустошка. Из Пустошки наняли машину и ехали до Опочки. Из Опочки до дома шли пешком.

Всех тех, кто был угнан в Германию, часто проверяли на благонадежность, и поступить на обучение в высшее учебное заведение для таких детей, как мы, было практически невозможно. Притесняли в продвижении по работе, в наградах, премиях. <…>

Материал подготовила
библиотекарь Лаптевской сельской библиотеки Л.И. Козырева

Отомстила за «кровного брата»

Оригинальное название главы — «Это была не я…».

Военные годы люди вспоминают с удивлением — прошлое пронеслось, а человек остался в обыкновенной жизни, словно разделился надвое: «Это была не я…». Рассказывая, они снова встречаются сами с собой, и Алексиевич кажется, что она слышит одновременно два голоса.

Ольга Омельченко, санинструктор стрелковой роты, в шестнадцать лет стала донором крови. На одну из бутылочек с её кровью врач приклеил бумажку с адресом, и вскоре к девушке приехал кровный «брат».

Через месяц Ольга получила на него похоронку, захотела отомстить и настояла на отправке на фронт. Девушка пережила Курскую дугу. В одном из боёв двое солдат струсили, побежали, и за ними — вся цепь. Трусов расстреляли перед строем. Ольга была одной из тех, кто привёл приговор в исполнение.

После войны она тяжело заболела. Старый профессор объяснил болезнь психической травмой, полученной на войне в слишком юном возрасте, советовал выйти замуж и нарожать детей, но Ольга чувствовала себя старой.

Замуж она всё же вышла. Родила пятерых мальчиков, оказалась хорошей мамой и бабушкой.

Стихи о войне

Вы найдете здесь красивые и трогательные стихи о войне, которые легко учатся, небольшие короткие и легкие стихи для детей, стихи о войне для конкурса чтецов, а также серьезные стихотворения о войне пробирающие до слез.

Стихи о войне для детей

Стихи о войне для детей дошкольного возраста и начальной школы. Стихи про войну для детей это легкие, небольшие, короткие стихи. Маленький стих про войну, который легко учится.

Медали

Ветеран – боец бывалый,Повидал за жизнь немало.Он с отвагою в боюЗащищал страну свою!

В День Победы засверкалиНа груди его медали.На груди его — медали!Мы с сестрой их сосчитали.

***

Победа (Песни фронтовые)

Песни фронтовые,Награды боевые,Красные тюльпаны,Встречи ветерановИ салют в полнеба,Огромный, как Победа.

***

Много лет тому назад

Много лет тому назадБыл великий День победы.День победы помнят дедыЗнает каждый из внучат.Светлый праздник День победыОтмечает вся страна.Наши бабушки и дедыНадевают ордена.Мы про первый День победыЛюбим слушать их рассказКак сражались наши дедыЗа весь мир и за всех нас.

***

Нужен мир

Мир и дружба всем нужны,Мир важней всего на свете,На земле, где нет войны,Ночью спят спокойно дети.Там, где пушки не гремят,В небе солнце ярко светит.Нужен мир для всех ребят.Нужен мир на всей планете!

***

На радио

Письмо я старалсяПисать без помарок:«Пожалуйста, сделайтеДеду подарок…»

Был долго в путиМузыкальный привет.

Но вот подошёлИ обнял меня дед –Пришла к нему в праздник9 МаяЛюбимая песня его

Фронтовая.

***

Стихи о Великой Отечественной войне для школьников

Эти детские стихи о Великой Отечественной войне для школьников, подходят для детей более старшего возраста.

Еще тогда нас не было на свете

Еще тогда нас не было на свете,Когда гремел салют из края в край.Солдаты, подарили вы планетеВеликий Май, победный Май!Еще тогда нас не было на свете,Когда в военной буре огневой,Судьбу решая будущих столетий,Вы бой вели, священный бой!

Еще тогда нас не было на свете,Когда с Победой вы домой пришли.Солдаты Мая, слава вам навекиОт всей земли, от всей земли!

Благодарим, солдаты, васЗа жизнь, за детство и весну,За тишину,За мирный дом,За мир, в котором мы живем!

***

Приходят к дедушке друзья

Приходят к дедушке друзья,Приходят в День Победы.Люблю подолгу слушать яИх песни и беседы.

Я не прошу их повторятьРассказов сокровенных:Ведь повторять – опять терятьТоварищей военных,

Которых ищут до сих порНаграды боевые.Один сержант, другой майор,А больше – рядовые.

Я знаю: Трудно каждый годРассказывать сначалаО том, как армия впередС надеждою шагала.

О том, какая там пальба,Как в сердце метят пули…— Судьба, — вздохнут они, —Судьба! А помнишь, как в июле?

Я молча рядышком сижу,Но, кажется порою,Что это я в прицел гляжу,Что я готовлюсь к бою.

Что те, кто письма пишут мне,Уже не ждут ответа.Что даже лето на войне –Совсем другое лето.

Приходят к дедушке друзьяОтпраздновать Победу.Все меньше их,Но верю я: они опять приедут.

***

Рассказ ветерана

Я, ребята, на войнеВ бой ходил, горел в огне.Мёрз в окопах под Москвой,Но, как видите, — живой.Не имел, ребята, праваЯ замёрзнуть на снегу,Утонуть на переправах,Дом родной отдать врагу.Должен был прийти я к маме,Хлеб растить, косить траву.В День Победы вместе с вамиВидеть неба синеву.Помнить всех, кто в горький часСам погиб, а землю спас…Я веду сегодня речьВот о чём, ребята:Надо Родину беречьПо-солдатски свято!

***

Посвящение поэта-ветерана школьникам

***

Дети поют о войне

Видела вся планетаВ тучах огня и дыма —Слава твоя бессмертна,Воля несокрушима.

Сила твоя стальнаяДвигалась как лавинаПо берегам Дуная,По площадям Берлина.

Мы на огне горели,Мы по сугробам спали,Многие — постарели,Многие — в поле пали.

Многое нынче памятьВосстановить не может.Новый день наступает —Старый со славой прожит.

Только не смеет времяВынуть из песни слова,Только доброе семяВыходит снова и снова —

В новых полках и ротах,В детях и внуках наших,В новых твоих походах,В новых железных маршах.

Вижу иные лица,Штык и строку Устава.Старая слава — длится,Новая зреет слава!

***

Ночью пароход стоял и бомбы падали в Волгу

Ариадна Соломоновна Сырчина (Краснянская)

Год рождения – 1935. До войны жила в Пушкино Московской области, после эвакуации в 1941 г. – в городе Горьком (теперь Нижний Новгород).

Когда началась война, отец на несколько дней приехал из города Лепеля, где преподавал в артиллерийском училище. Он уехал, и мы (я – 6 лет, брат Марк – 4 года и мама) остались в Пушкино Московской области. У Маяковского есть стихотворение, не помню, как называется. «Поселок Пушкино горбил Акуловой горою, а низ горы деревней был, кривился крыш корою, а за деревнею дыра и в ту дыру, наверно, спускалось солнце каждый раз медленно и верно». А кончается оно так: «Светить всегда, светить везде, до дней последних донца, светить – и никаких гвоздей, вот лозунг мой и солнца». Когда в школе проходили это стихотворение, я всем хвастала, что я в этом самом Пушкино жила до войны.

В Пушкино у папиного брата, дяди Гриши, была дача, мы с мамой иногда ходили к ним в гости. Мне запомнилось, что около домика росли настурции, нам с Марком они очень нравились. Когда у меня появилась дача, я первым делом посадила около домика настурции.

Когда немцы стали подходить к Москве, папин брат, дядя Гриша, помог нам эвакуироваться. Он работал на строительстве и как-то смог достать грузовик. Подъехал к нашему дому и сказал маме – за 20 минут собраться. Я хорошо помню, как мама стелила на полу одеяла, кидала туда вещи и завязывала узлы. Я хорошо помню: было 5 узлов и чемодан. Кинули их в машину, кинули в машину нас с братом, и помню, как долго подсаживали маму, борта у машины не открывались. Дядя Гриша привез нас на пристань. На берегу была огромная толпа, народ бежал из Москвы. Немцы были уже близко. Как дяде удалось, это просто уму непостижимо, он посадил нас на пароход.

Мы поехали в Горький. Там жили мамина сестра и брат. Мы ехали даже не в 4-м классе, а, наверное, в трюме. Людьми и узлами были завалены все проходы. Наши узлы стояли друг на друге и закрывали дверь в чью-то каюту. Матрос, когда приходил, сильно ворчал, приходилось кое-как отодвигать узлы и его пропускать. Мы плыли 10 дней, тогда как сейчас пароход идет от Москвы до Нижнего 3 дня. Хорошо помню, как ночью пароход стоял и бомбы падали в Волгу.

Один раз мой брат Марк потерялся на пароходе, мама очень испугалась, так как незадолго до этого была остановка, и он мог с кем-нибудь сойти на берег. Я помню, как сидела около своих узлов и громко плакала, пока мама его не привела.

В Горьком нас приютила старшая мамина сестра тетя Нюра. Она жила в доме их брата, дяди Пани, в подвале. Комната 14 кв. метров, кухни не было, была прихожая, где была русская печка, кухонный стол и 2 сундука друг на друге. Туда убирали на лето валенки, пальто и все зимние вещи.

Тетю Нюру выдали замуж в 16 лет, она рано овдовела, жила со своими родителями в этой комнате. Родителей раскулачили, отобрали прекрасный дом, все имущество, и их приютил дядя Паня. Дед с бабушкой умерли еще до войны. Детей своих у тети Нюры не было, но она всю жизнь помогала сестрам, особенно средней тете Мане. Работала она продавщицей в хозяйственном магазине. Так мы и жили в этой комнате вчетвером, пока не окончили институт с Марком и уехали по назначению. Только в 1965-м, в год 20-летия Победы маме, как жене погибшего, дали квартиру. <…>

Что бы завтра, было гладко

Приходит он к морскому царю. Закричал на него морской царь:

— Что так долго не бывал? За вину твою вот тебе служба: есть у меня пустошь на тридцать верст и в длину и поперек — одни рвы, буераки да каменье острое! Чтоб к завтрему было там как ладонь гладко, и была бы рожь посеяна, и выросла б к раннему утру так высока, чтобы в ней галка могла схорониться. Если того не сделаешь — голова твоя с плеч долой!

Идет Иван-царевич от морского царя, сам слезами обливается. Увидала его в окно из своего терема высокого Василиса Премудрая и спрашивает:

— Здравствуй, Иван-царевич! Что слезами обливаешься?

— Как же мне не плакать? — отвечает царевич. — Заставил меня царь морской за одну ночь сровнять рвы, буераки и каменья острые и засеять рожью, чтоб к утру она выросла и могла в ней галка спрятаться.

— Это не беда, беда впереди будет. Ложись с богом спать, утро вечера мудренее, все будет готово!

Лег спать Иван-царевич, а Василиса Премудрая вышла на крылечко и крикнула громким голосом:

— Гей вы, слуги мои верные! Ровняйте-ка рвы глубокие, сносите каменья острые, засевайте рожью колосистою, чтоб к утру поспела.

Проснулся на заре Иван-царевич, глянул — все готово: нет ни рвов, ни буераков, стоит поле как ладонь гладкое, и красуется на нем рожь — столь высока, что галка схоронится.

Пошел к морскому царю с докладом.

— Спасибо тебе, — говорит морской царь, — что сумел службу сослужить. Вот тебе другая работа: есть у меня триста скирдов, в каждом скирду по триста копен — все пшеница белоярая; обмолоти мне к завтрему всю пшеницу чисто-начисто, до единого зернышка, а скирдов не ломай и снопов не разбивай. Если не сделаешь — голова твоя с плеч долой!

— Слушаю, ваше величество! — сказал Иван-царевич; опять идет по двору да слезами обливается.

— О чем горько плачешь? — спрашивает его Василиса Премудрая.

— Как же мне не плакать? Приказал мне царь морской за одну ночь все скирды обмолотить, зерна не обронить, а скирдов не ломать и снопов не разбивать.

— Это не беда, беда впереди будет! Ложись спать с богом; утро вечера мудренее.

Царевич лег спать, а Василиса Премудрая вышла на крылечко и закричала громким голосом:

— Гей вы, муравьи ползучие! Сколько вас на белом свете ни есть — все ползите сюда и повыберите зерно из батюшкиных скирдов чисто-начисто.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Образовайка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: