Художественные особенности
Для всех литературных произведений военных лет характерна патетика. Героический пафос и национальная гордость стали неизменными атрибутами любой книги. В первые же дни наступления нацистов писатели, поэты, публицисты и все творческие люди почувствовали себя мобилизованными на информационный фронт. Этот призыв сопровождался вполне реальными боями, ранениями и смертями, от которых советскую интеллигенцию не уберегла ни одна женевская конвенция. Из двух тысяч авторов, отправившихся на передовую, не вернулись 400. Травм, болезней и горя, разумеется, никто не считал. Вот поэтому каждому стихотворению, каждому рассказу, каждой статье присущи бьющая через край эмоциональность, драматизм, накал слога и слова и сердечность друга, переживающего то же, что и ты.
Слайд 15В Третьем полку он появился перед самой контратакой, и спутники запомнили
его именно по этому нагану, вызвавшему в машине множество шуток. Прямо с грузовика он бросился в бой, догоняя моряков Третьего полка. В первые минуты его видели впереди: размахивая своим наганом, он что-то кричал, оборачиваясь, и молодое его лицо горело яростным восторгом атаки. Кто-то заметил потом, что в руках его появилась немецкая винтовка и что, наклонив ее штык вперед, он ринулся один, в рост, к пулеметному гнезду.Теперь, найдя его здесь, возле отбитого им пулемета, среди десятка убитых фашистов, краснофлотцы поняли, что сделал в бою безвестный черноморский моряк, который так и вошел в историю обороны Севастополя под именем «Феди с наганом».Фамилии его не узнали: документы были неразличимо залиты кровью, лицо изуродовано выстрелом в упор.О нем знали одно: он был моряком. Это рассказали сине-белые полоски тельняшки, под которыми кипела смелая и гневная морская душа, пока ярость и отвага не выплеснули ее из крепкого тела.
Слайд 17Кожевников появился на свет в глухой русской дореволюционной Сибири — в
Томской губернии Нарымского края в селе Тогур — 9 апреля 1909 года в семье ссыльных социал-деморкатов. Практически все свое детство и юность он провел в Томске с родителями. Но пришло время, он выпорхнул из родительского гнезда и в 1925 году отправился покорять Москву. Там он поступил в МГУ на литературное отделение этнологического факультета, который окончил в 1933 году.
Первые профессиональные шаги начинающего литератора Вадим Кожевников сделал в 1930 году, опубликовав свой первый рассказ «Порт». В 1933 году он устроился журналистом в газету «Комсомольская правда», затем работал в популярных социально-политических журналах «Смена», «Огонек» и «Наши достижения». Поднабравшись бесценного опыта, через шесть лет, в 1939 году, он выпускает сборник «Ночной разговор». Через год Кожевников уже являлся членом Союза писателей СССР.
Поездка в Германию
«Зубр» — книга Гранина (краткое содержание приведено в этой статье), в которой он скрупулезно описывает чувства и переживания главного героя, когда тот отправляется в Германию в 1925 году. Там перед ним стоит цель создать лабораторию.
За годы зарубежной стажировки Гранин встретился с большим количеством знаменитых ученых, у которых почерпнул немало знаний и опыта.
При этом писатель не сторонится специальных терминов. Он не боится, что они могут отпугнуть читателя или остаться непонятыми. С увлечением Гранин в «Зубре» — краткое содержание дает об этом представление — описывает новые направления науки, участие главного героя в научных спорах и прениях.
При этом сам ученый сильно тоскует по своей родине, по той атмосфере, которая его окружала среди родных людей. Однако в рассказе «Зубр» Гранина — краткое содержание это подтверждает — действует некий Кольцов. Он на протяжении всего повествования уговаривает Тимофеева оставаться работать за границей.
Начинается Вторая Мировая война. Только тогда Тимофеев решает покинуть Германию. Во время боевых действий ему удается спасти группу ученых разных национальностей от зверств нацистов.
При этом Тимофееву не удается спасти своего сына, который погибает в концентрационном лагере.
Cookie файлы бывают различных типов:
Необходимые. Эти файлы нужны для обеспечения правильной работы сайта, использования его функций. Отключение использования таких файлов приведет к падению производительности сайта, невозможности использовать его компоненты и сервисы.
Файлы cookie, относящиеся к производительности, эффективности и аналитике. Данные файлы позволяют анализировать взаимодействие посетителей с сайтом, оптимизировать содержание сайта, измерять эффективность рекламных кампаний, предоставляя информацию о количестве посетителей сайта, времени его использования, возникающих ошибках.
Рекламные файлы cookie определяют, какие сайты Вы посещали и как часто, какие ссылки Вы выбирали, что позволяет показывать Вам рекламные объявления, которые заинтересуют именно Вас.
Электронная почта. Мы также можем использовать технологии, позволяющие отслеживать, открывали ли вы, прочитали или переадресовывали определенные сообщения, отправленные нами на вашу электронную почту. Это необходимо, чтобы сделать наши средства коммуникации более полезными для пользователя. Если вы не желаете, чтобы мы получали сведения об этом, вам нужно аннулировать подписку посредством ссылки «Отписаться» («Unsubscribe»), находящейся внизу соответствующей электронной рассылки.
Сторонние веб-сервисы. Иногда на данном сайте мы используем сторонние веб-сервисы. Например, для отображения тех или иных элементов (изображения, видео, презентации и т. п.), организации опросов и т. п. Как и в случае с кнопками доступа к социальным сетям, мы не можем препятствовать сбору этими сайтами или внешними доменами информации о том, как вы используете содержание сайта.
Философский роман
Наряду с сюжетной повествовательной линией, Толстой вводит в роман множество лирических отступлений и философских размышлений. В романе рассматриваются и общечеловеческие философские проблемы, и роль личности в ходе масштабных мировых событий. Философские размышления автора находят место на страницах его художественного произведения. Толстой отвергает роль личности Наполеона как великого полководца. Он утверждает, что такие события вершат стечение обстоятельств и целые нации, а самого Бонапарта сравнивает с ребенком, который дергает бахрому в повозке, но думает и даже искренне верит, что управляет повозкой.
Жанровое своеобразие «Война и мир» только подтверждает величие романа. В нем соединяются вместе множество аспектов. Благодаря кропотливой работе мастера слова, эпопею действительно можно считать одним из величайших произведений русской и мировой литературы.
Данная статья поможет грамотно написать сочинение на тему «Жанровое своеобразие «Войны и мира», аргументировать принадлежность романа к нескольким жанрам.
Посмотрите, что еще у нас есть:
для самых рациональных —
Краткое содержание «Война и мир»
для самых нетерпеливых —
Очень краткое содержание «Война и мир»
для самых компанейских —
Главные герои «Война и мир»
для самых занятых —
Читательский дневник «Война и мир»
для самых любопытных —
Анализ «Война и мир» Толстой
Тест по произведению
-
/31
Вопрос 1 из 31
Самые популярные материалы декабря для 10 класса:
Матрена Тимофеевна
Что такое «обломовщина»?
Кулигин
Смысл заглавия романа «Отцы и дети»
Смысл теории Раскольникова
Смерть Базарова
Анализ стихотворения «Silentium!» Тютчева
Проблема «отцов и детей»
Город Калинов и его обитатели в «Грозе»
Характеристика Обломова Ильи Ильича в романе «Обломов»
Слайд 25О чём радистка Михайлова попросила признаться капитана Жаворонкова? -В августе Жаворонков
подорвал крупный немецкий склад немецких боеприпасов. Его контузило взрывной волной, неузнаваемо сожгло лицо пламенем. Он лежал в тлеющей чёрной одежде, когда немецкие санитары подобрали его, приняв за немца, и вместе с пострадавшими немецкими солдатами отнесли в госпиталь. Он пролежал три недели, притворяясь глухонемым. Потом врачи установили, что он не потерял слуха. Гестаповцы расстреляли Жаворонкова вместе с тремя немецкими солдатами-симулянтами. Ночью ранененный тяжело капитан выбрался изо рва и полз двадцать километров до места явки. После лечения в госпитале капитан снова ходил в разведку.
Слайд 4Поэтическую летопись о славных делах, о скромных великих героях, о бессмертных
подвигах защитников Родины дополняет незавершенный роман М. Шолохова «Они сражались за Родину»
По времени книга охватывает небольшой период — всего несколько недель лета 1942 года, но, я думаю, по глубине описания фронтовых будней она занимает одно из главных мест в военной прозе сороковых годов.
Прежде всего мы видим прекрасное знание автором атрибутов войны: оружия, военной техники, тактики боевых действий, звуков и запахов. Сколько образной выразительности в любой батальной сцене: “С левой стороны танка поднялся прорезанный косым бледным пламенем широкий столб земли, словно неведомая огромная птица взмахнула вдруг черным крылом”.
Вариант 2
Произведений посвященных Великой Отечественной войне 1941-1945 годов в советской литературе множество. Но из всех произведений нельзя не выделить поэму А.Т.Твардовского «Василий Теркин». Уникальность произведения в его манере изложения, легкости стихотворного слога, яркости описания событий и душевной красоте самого героя- Василия Теркина.
Написанное в военные годы, произведение перечитывалась бойцами советской армии не раз. Главный герой — обычный солдат. Родом Василий, как и сам поэт, из Смоленска, выходец из крестьянской семьи. Начинает служить рядовым, за свои заслуги получает орден. Все тяготы проходит на войне Теркин, пули его не трогают, смерть не забирает. С ним всегда его верная подруга-гармонь, которая помогает солдатам справиться с невзгодами.
Удачно подобрана и фамилия героя произведения Твардовского. В ней автор словно закладывает афоризм «тертый калач», человек с большим жизненным опытом, авторитет для других. Также фамилия хорошо сочетается со словом «перетерпим» , очень актуальное в тяжелый период войны.
Поэму «Василий Теркин» нельзя назвать классической с точки зрения литературного жанра. Сам писатель, прошедший войну корреспондентом, считает свое произведение скорее военной хроникой событий, описанной глазами очевидца. В ней нет последовательности развития сюжетной линии. Каждая глава самостоятельна по значению. Произведение включает в себя множество литературных жанров: лирика, былина, публицистика, монолог, песня. Несмотря на отсутствие сюжетной связи между собой, каждая из тридцати глав имеет свое логическое заключение и четкое композиционное строение. Автор писал произведение на войне и понимал, что многие из солдат, читавшие предыдущую главу не всегда доживают до следующей. В этом проявляется гениальный замысел творения А.Т.Твардовского.
Основной темой поэмы является борьба народа с фашизмом, стойкость и непоколебимость русского солдата, безграничная любовь к своей Родине. Теркин нужен был бойцам на войне – жизнерадостный и преодолевающий все преграды.
Помимо самого главного героя Василия в поэме встречаются образы других людей. Все они не имеют конкретных фамилий, поскольку они образы либо всех матерей-солдаток, проводивших сыновей и мужей на фронт, девушек, оставшихся без любимых, санитарок, спасших не одну жизнь. Образ врага также встречается обобщенно, исключение лишь сюжет рукопашного боя героя с немцем.
Украшение поэмы — ее художественное разнообразие. Интересные обороты пошли в народ (« У войны короткий путь, у любви- далекий»), использование пословиц приближает произведение к русскому народному творчеству.
Применение автором разговорного четырехстопного хорея, делает произведение легким и увлекательным в прочтении.
Вряд ли найдется человек старшего поколения, кто — бы не знал ничего о Василии Теркине. Чтобы потомки помнили, на Родине А.Т.Твардовского установлен памятник писателю с его любимым героем.
Слайд 5Большим достоинством прозы Шолохова является лаконизм. Каждая фраза, каждое слово у
него наполнены глубоким смыслом
Вот он пишет, что немецкие танки шли, “осторожно минуя бугорки сурчиных нор”. Чего бояться танкистам, для которых ямы и траншеи не преграда? И, лишь вдумавшись, мы поймем: “норы” могут оказаться минами.
А как точен Шолохов в описании солдатского быта! Окоп, пахнущий не только “влажной глиной и полынью”, но “и ременной кожей амуниции., мужским потом и махоркой”, трупы врагов, которые в жару не очень приятно пахнут, — все это дает яркую картину жизни на войне рядового солдата.
Основная тема книги закреплена уже в ее названии: перед нами русские люди, отстаивающие свое Отечество
Главные герои — три бойца Красной Армии: рабочий Лопахин, крестьянин Звягинцев, интеллигент Стрельцов. Шолохов создал типические образы в типических обстоятельствах войны. Каждому герою он дает свой характер, свое лицо, но все они дополняют друг друга.
Тема Великой Отечественной войны в прозе XX века
Тема Великой Отечественной войны это не просто отраженные в литературе работы писателей, это кладезь знаний, который воспитывает, освещает правду прошлых лет и раскрывают глаза на тяжелейшие годы Великой Отечественной войны. Каждый писатель старался раскрыть всю подноготную своего времени, они не могли оставаться в стороне проблем военного времени. Часто в своих произведениях художники пера опирались на события, и используя исторические сведения и справки, чтобы будущее поколение имело возможность узнать какой ценой было завоевано мирное небо. Большую роль в этом сыграли писатели военных лет. Великая Отечественная война была настоящей трагедией для всего народа, который не сдался, а встал на защиту своей Родины. Этот трагический период нашел свое отражение в литературе двадцатого века. Тема войны отразилась в поэмах, была описана в прозе и была раскрыта очевидцами тех лет, о чем мы напишем наше сочинение на тему произведения о Великой Отечественной войне.
Великая Отечественная война в литературе
Писатели военного времени, как правило были и сами фронтовики, поэтому войну и все события тех лет видели изнутри. Авторы видели и знали, что такое тыл, армия, партизанское движение, подполье. Писатели-фронтовики не с чужих слов были наслышаны о героизме и предательстве, о подвиге, величии и драматизме победы. Опираясь на реальные события, они показывают своим читателям тяжесть военной жизни, драму человеческих судеб, когда от решения отдельного человека зависит исход для всех. Когда от поступка в определенный момент зависит смерть или жизнь. Писатели, среди которых я бы выделила Шолохова, Васильева, Бондарева, Быкова, Некрасова, оставили после себя светлую память о прошлом. Это позволяет подробно узнать о войне, о солдатской дружбе, героизме, учит патриотизму и мужеству.
Очень много произведений посвящено теме войны. Сразу вспоминаются работы «В окопах Сталинграда» Некрасова, «Батальоны просят огня», «Тишина» Бондарева. Кстати особенно мне запомнилось произведение Бондарева под названием «Горячий снег», где достоверно изображается Сталинградская битва и защитники Сталинграда. Берет за душу произведение Воробьева под названием «Убиты под Москвой», которое автор написал в 1961 году. Повесть рассказывает о начале военных действий под Москвой в 1941 году. Невозможно оставаться равнодушным, читая о молодых курсантах, которые были посланы на бой без оружия, практически на верную смерть.
Какие еще рассказы о войне мне запомнились? И здесь, освещая тему Великой Отечественной войны в литературе и в своем сочинении, хочется вспомнить еще работу «Красное вино победы», написанную Носовым, где герой произведения встречает Великую Победу в госпитале. Там он и получает вместе с остальными ранеными бокал вина в честь победы над фашизмом.
Писатели военного времени, как и их последователи дали возможность читателям оказаться на фронтах, и вместе с солдатами и партизанами защищать нашу Родину, сопереживая героям произведений. Может быть тема Великой Отечественной войны в литературе послевоенного времени была немного приукрашена. Возможно многие факты того страшного времени замалчивались. В любом случае, какой бы не была правда, вся военная проза XX века заставляют задуматься и сделать свои выводы.
История
В 1940—1950-е годы в советской литературе сложилась традиция героизации Великой Отечественной войны. При этом места для показа трагических аспектов войны почти не оставалось.
В 1946 году в журнале «Знамя» была опубликована повесть писателя-фронтовика Виктора Некрасова «В окопах Сталинграда», которая рисовала войну совсем с другой стороны. Перед читателем предстают военные будни, быт простых солдат, их негромкий героизм, их суждения о войне, об отступлении и победе. Повествование ведётся от первого лица, это своего рода дневник участника войны. Повесть получила живой отклик читателей. После её прочтения Иосифом Сталиным Виктор Некрасов получил в 1947 году Сталинскую премию 2-й степени. Но вскоре из-за ужесточения государственной политики повесть была запрещена.
Начавшаяся «оттепель» дала возможность для публикации «окопной» правды. Тогда были напечатаны произведения писателей-фронтовиков: Юрия Бондарева: «Батальоны просят огня» (1957), «Последние залпы» (1959); Григория Бакланова «Южнее главного удара» (1957), «Пядь земли» (1959), «Мертвые сраму не имут» (1961), Василя Быкова: «Журавлиный крик» (1961), «Третья ракета» (1962), Константина Воробьёва: «Крик» (1962), «Убиты под Москвой» (1963), Виктора Курочкина: «На войне как на войне» (1965).
Это предопределило появление течения в русской литературе, названного «литературой лейтенантов» или «лейтенантской прозой».
Тема войны в русской литературе 20-го века
XX век стал тяжелым испытанием для российского народа. Это было время революционных потрясений, двух мировых войн и Гражданской войны.
В литературе отражаются наиболее значимые исторические события, происходит их осмысление.
Тема войны является одной из доминирующих в русской литературе XX века. Это произошло в силу разных причин:
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут
- Многие писатели сами являлись участниками военных событий. В своих произведениях они описывали то, что видели собственными глазами.
- Советское государство нуждалось в сильной идеологии. В героическом прошлом черпались образцы мужества и доблести, стойкости ко всем лишениям и невзгодам.
- Страшные последствия боевых действий, выразившиеся в многочисленных человеческих жертвах и поломанных судьбах, требовали осмысления самого факта войны как бесчеловечного и жестокого явления, которое никогда не должно повториться.
Военная тематика представлена в самых разных жанрах:
- художественная литература — преломление реальности в художественной форме с помощью образов и символов;
- документальная проза — построение сюжетной линии на реальных событиях с небольшими включениями художественного вымысла;
- мемуары — описание событий, очевидцем которых был сам автор.
Среди наиболее часто встречающихся литературных форм о войне следует отметить следующие:
- повести;
- рассказы;
- романы;
- поэмы;
- стихотворения;
- эссе.
Цели, которым служила военная литература, были многообразны:
- Патриотическая — воспитание чувства любви к Родине и восхищения перед ее героическим прошлым.
- Морально-нравственная — предоставление лучших образцов поведения человека как нравственных ориентиров.
- Историческая — фиксация произошедших событий для дальнейшего их осмысления будущими поколениями.
- Художественно-эстетическая — создание системы символов и художественных образов, эстетическое преломление реальности.
- Пропагандистская — внедрение установок, идей и принципов, продиктованных Коммунистической партией и руководством страны.
- Гуманистическая — приоритет общечеловеческих ценностей, разоблачение антигуманного характера войны.
Слайд 33В Москву путь был закрыт. Талантливая солистка стала исполнять песни в
лазаретах. И ей стало спокойней. Наступила зима и кругом лежало много снега. Отношение к окружающей обстановке её переменилось, всё стало устраивать.Татьяна Петровна освоилась и в чужом жилом помещении. И к старому роялю, и старым фотоснимкам. Потапов раньше работал механиком кораблей. На рабочем находилась макет крейсера. Он на нём служил. Варе не разрешали брать его. А, впрочем, и всё остальное. Ей было известно, где-то служит сын. Его фотография казалось ей знакомой.Зимой стали появляться письма на имя Потапова. Она сложила их на письменный стол. Как то она встала ночью. Кругом лежал снег. Кот Архип, личный кот старика, развалился на диване. Посмотрев назад, взяла письмо и стала читать.
На что делали упор советские авторы на страницах произведений
Содержание военных произведений в основном концентрировалась вокруг нескольких тем:
- подвиг советского солдата;
- народное единение в борьбе с захватчиком;
- простой человек в условиях войны;
- нравственный выбор;
- патриотизм;
- жестокий и антигуманный характер войны.
Многие советские авторы рисовали идеологически выверенные образы: воин-освободитель обязательно должен быть бесстрашным и честным, совершать подвиги без малейших колебаний. Фашисты, напротив, часто изображались карикатурными злодеями, начисто лишенными каких бы то ни было человеческих качеств. Но такие произведения остались забытыми, не сумели пережить свою эпоху.
В лучших военных творениях советских лет присутствует драматизм и глубина, герои сомневаются и рефлексируют, мучительно делают нравственный выбор.
Одним из самых пронзительных произведений о войне является рассказ Михаила Шолохова «Судьба человека». В нем повествуется о судьбе простого шофера, который в годы войны попал в концлагерь и потерял всю свою семью. Встреча с маленьким мальчиком-сиротой дает ему надежду на новую жизнь. Рассказ был написан в 1956 году и основывался на реальных событиях. Гуманистическое содержание произведения актуально и в современном мире.
Скандал с Арцимовичем
Подробно анализируя роман «Зубр», можно прийти к выводу, что одним из ключевых его эпизодов был скандал с физиком Арцимовичем, когда тот не подал ему руки.
В романе Гранина Тимофеев-Ресовский признается, что это была одна из его самых позорных минут жизни. Он почувствовал себя публично оскорбленным. Особенно его угнетало, что он никак не мог себя защитить.
Даниил Гранин, сам бывший фронтовик, неожиданно для многих в своем романе понимает и оправдывает поступок Арцимовича. Писатель утверждает, что в то время не подавать руки было абсолютно нормальным.
Однако в жизни Зубра после этого наступает один из самых мрачных и тяжелых периодов его жизни. Его пытаются обвинить в сотрудничестве с фашистами, он становится мишенью для многочисленных наветов и доносов. Возмездием становится жестокая машина сталинских репрессий, которая не обходит стороной главного героя этого произведения.
Тимофеев-Ресовский оказывается среди дезертиров, бывших уголовников и бандитов, советских солдат, который в годы войны перешли на сторону немцев и стали полицаями. В тюремной камере его все чаще одолевают мысли о предстоящей скорой смерти. Главное, он заботится, чтобы она не была постыдной, о которой потом не захотелось бы вспоминать его родным и близким. Но вопреки ожиданиям Тимофеева-Ресовского, из лагеря он выходит на свободу живым и невредимым. По крайней мере, физически.
Подводя итог анализа этого романа, можно с уверенностью заявить, что Гранин в лице этого ученого по прозвищу Зубр попытался напомнить всему человечеству о его безграничном потенциале. Главное — знать, что реализовать его можно абсолютно в любых обстоятельствах.
Несмотря на смерть ученого, дело всей его жизни — генетика, в конце концов, возродилась. Интерес к этой науки растет с каждым годом. В этом немалая заслуга главного героя романа Гранина. Он продемонстрировал главные качества, которые должны быть в каждом человеке. Это внутренняя свобода и уверенность в том, что жизненная цель будет достигнута.
Роман Гранина «Зубр» — это нерукотворный памятник, благодаря которому генетика сегодня помогает решать многие ключевые проблемы в медицине и смежных областях.
Жанровое своеобразие в романе Толстого
Роман «Война и мир» представляет собой произведение, чрезвычайно сложное в жанровом отношении.
Как исторический роман
С одной стороны, писатель рассказывает об исторических событиях прошлого (войны 1805-1807 и 1812 годов).
С этой точки зрения «Войны и мир» можно было бы назвать историческим романом.
В нем действуют конкретные исторические личности (Александр 1, Наполеон, Кутузов, Сперанский), однако история для Толстого не самоцель. Начиная писать произведение о декабристах, писатель, как он сам говорил, не мог не обратиться к отечественной войне 1812 года, а затем — войне 1805-1807 годов («эпохе нашего позора»). История в «Войне и мире» — это та основа, которая позволяет раскрыть характеры людей в эпоху больших национальных потрясений, передать философские размышления самого автора о глобальных вопросах человечества — вопросах войны и мира, роли личности в истории, закономерности исторического процесса и т.д.
Поэтому жанрово «Война и мир» выходит за рамки просто исторического романа.
Как семейно-бытовой роман
С другой стороны, можно отнести «Войну и мир» к семейно-бытовому роману: Толстой прослеживает судьбы нескольких поколений дворянских семей (Ростовых, Болконских, Безуховых, Курагиных). Но судьбы этих людей неразрывно связаны с масштабными историческими событиями в России. Помимо этих героев, в «Войне и мире» огромное количество действующих лиц, непосредственно не связанных с судьбами героев.
Появление на страницах романа образов:
- купца Ферапонтова, московской барыни, которая покинула Москву «со смутным сознанием, что она Бонапарту не слуга»,
- ополченцев, надевших чистые рубахи перед Бородином,
- солдат батареи Раевского,
- партизан Денисова и многих других
выводит роман за рамки семейного жанра.
Как социальный роман
«Войну и мир» можно назвать социальным романом. Толстого волнуют вопросы, связанные с устройством общества.
Свое неоднозначное отношение к дворянству писатель проявляет в описании петербургского и московского дворянства, их отношения, например, к войне 1812 года. Не менее важны для автора и отношения дворян и крепостных крестьян. Эти отношения неоднозначны, и Толстой как реалист не может не сказать об этом (крестьянские партизанские отряды и поведение богучаровских крестьян). В связи с этим можно сказать, что роман писателя не укладывается и в эти жанровые рамки.
Как философский роман
Лев Толстой известен не только как писатель, но и как философ. Многие страницы произведения посвящены общечеловеческим философским проблемам. Толстой сознательно вводит свои философские размышления в роман, они для него важны в связи с теми историческими событиями, которые он описывает. Прежде всего, это рассуждения писателя о роли личности в истории и закономерностях исторических событий. Взгляды писателя можно назвать фаталистическим: он утверждает, что не поведение и воля исторический личностей определяют ход исторических событий. Исторические события складываются из поступков и воль многих людей. Для писателя смешным представляется Наполеон, который
И велик Кутузов, который понимает дух происходящих событий и делает то, что необходимо делать в конкретной ситуации.
Примечательны рассуждения Толстого о войне. Как гуманист, он отвергает войну как способ решения конфликтов, война отвратительна, она похожа на охоту (недаром Николай Ростов, убегающий от французов, чувствует себя зайцем, которого травят охотники), об античеловеческой сущности войны говорит Андрей Болконский Пьеру перед Бородинским сражением. Причины победы русских над французами писатель видит в духе патриотизма, который охватил всю нацию и помог остановить нашествие.
Как психологический роман
Толстой — мастер и психологической прозы. Углубленный психологизм, освоение тончайших движений души человека — несомненное качество писателя.
С этой точки зрения «Война и мир» можно отнести к жанру психологического романа. Толстому мало показать характеры людей в действии, ему нужно объяснить психологию их поведения, раскрыть внутренние причины их поступков. В этом психологизм прозы Толстого.
Все названные особенности позволяют ученым определить жанр «Война и мира» как роман-эпопею.
Широкомасштабность описываемых событий, глобальность проблем, огромное количество действующих лиц, социальные, философские, нравственные аспекты делают этот роман уникальным в жанровом отношении произведением.
«Деревенская проза»
Одним из главных направлений в литературе второй половины 20 столетия стала деревенская проза (конец 1960-х — 1980-е годы). Истоки деревенской прозы восходят к остросоциальной публицистике В.В. Овечкина (очерки «Районные будни», 1952—1956), Е.Я. Дороша («Деревенский дневник». 1956—1970), программной статье писателя Ф.А. Абрамова «Люди колхозной деревни в послевоенной прозе» (1954), произведениям В.Ф.Тендрякова, «лирической прозе» Ю. П. Казакова, ранним рассказам В. П.Астафьева, В. А. Солоухина. По мере развития деревенской прозы в ней выделились две разновидности. Такие писатели, как В.Ф.Тендряков, Б.А.Можаев анализировали в своих произведениях социально-исторические проблемы, связанные с трагическими страницами в судьбе крестьянства
Внимание другой ветви деревенской прозы было сосредоточено преимущественно на внутреннем мире деревенских жителей. Именно в этой среде писатели В
И. Белов, В. Г. Распутин видели героя-носителя нравственных ценностей, противостоящих бездуховности и меркантильности обывателя. В полной мере идеология этой разновидности деревенской прозы проявилась в «Привычном деле» (1966) и «Плотницких рассказах» (1968) В.И.Белова, «Прощании с Матерой» (1976) В. Г. Распутина. Сочетание обеих тенденций, проявившихся в деревенской прозе, характерно для таких писателей, как Ф.А. Абрамов, В. М. Шукшин, В. П. Астафьев, Е. И. Носов.
Существенную роль в формировании идейно-художественных ориентиров деревенской прозы сыграли ранние произведения А.И. Солженицына «Матренин двор» (1959) и «Один день Ивана Денисовича» (1962). Хотя последнее и рассматривается как одна из первых ласточек лагерной прозы, но главный герой в нем — это деревенский мужик, стойко сносящий тяготы жизни благодаря крестьянской хватке. В рассказе же «Матренин двор» не менее мужественно переживает все невзгоды, выпавшие на ее «свободную» долю, простая крестьянка Матрена.
«Городская проза»
С именем прозаика Ю. Трифонова связано развитие городского, или интеллектуального, течения в литературе. Объектом художественного анализа в повестях Ю.Трифонова «Обмен» (1969), «Предварительные итоги» (1970), «Долгое прощание» (1971), «Другая жизнь» (1975) является постепенная деградация личности. В отличие от «деревенской прозы», наследовавшей почвенническую традицию, «городская» проза формировалась на основе интеллектуальной традиции. При этом оба течения поднимали проблемы девальвации нравственности в современном обществе, разрушения «самости» в личности современника. «Городская проза» также изображала нецельного человека, лишенного позитивного активного начала. Название одной из повестей Ю.Трифонова — «Обмен» — символизирует процесс нравственной неопределенности современного человека. В числе близких ему писателей Трифонов называл В. Распутина, Ю. Казакова, А. Битова.
Именно в прозе Битова в полной мере проявилась проблема «не-своей» жизни в «ненастоящем времени». В романе «Пушкинский дом» (1964— 1971) писатель независимо от зарубежных авторов использовал литературно-художественные приемы, характерные для постмодернистских произведений: авторский комментарий к тексту, эссеизм, вариативность сюжетных ходов, интертекстуальность, демонстрацию вымышленности повествования и т.д.
Внутренняя свобода
На протяжении чтения всего романа перед читателем постоянно встает вопрос, возможно ли иметь такую внутреннюю свободу в тоталитарном и закрытом обществе. Противостоять окружающим тебя обстоятельствам, гнуть свою линию, какой бы ужасной ни была жизнь вокруг. Возможно ли в атмосфере того времени, когда в Германии к власти приходят фашисты, а вся Европа живет в ожидании новой мировой войны, остаться максимально нейтральным к происходящему вокруг, быть вне политики, оставаясь в самом центре третьего рейха.
Писатель хорошо знает о подвиге Тимофеева-Ресовского, который спас ученых разных национальностей от жестокой машины гестапо. Но, как мы уже рассказывали, его собственный сын погиб в немецком лагере. Такой высокой оказалась цена внутренней свободы.
Быт ученого
Примечательно, что в романе подробно описывается бытовая сторона жизни главного героя. Оказывается, что он скромен, непритязателен в еде и привычках. Так же неприхотливо в обыденной жизни себя ведет и его семья.
Гранин отмечает, что в жизни его героя не было ни шика, ни богатства, ни какого-то особенного художественного вкуса. Ничего, что бы отвлекало его от главного дела жизни — работы.
Автор наглядно рисует перед читателем великого ученого, которому, как и многим другим людям, свойственны вспышки гнева, саркастическое отношение к окружающей жизни. Печально только то, что сама судьба оказалась безжалостной к этому человеку. Зато она прочно связала его жизнь с наукой.