Краткое содержание
Герой-рассказчик свои детские годы проводит в деревне, там он узнает о местных нравах и обычаях из историй дедушки Ильи, тамошнего блаженного. Этот пожилой человек так реалистично рассказывает предания о волшебстве и чудесах, что в них верят ребята всех окрестностей. Рассказчик также верит в леших и кикимор и однажды даже в процессе предполагаемой погони портит обувь, за что ему родители не разрешают знакомиться с «демонологией» у блаженного старика. Но герой налаживает отношения с дедушкой Ильей, получившим выговор от его матери, и снова слушает его байки. Самой интереснейшей была история о местном колдуне Селиване. Обитал знахарь в ветхом лесном постоялом дворе. Он был одинок, ни с кем не поддерживал отношений, а люди старались его обойти стороной, пугаясь его чар.
Прозвище злого персонажа русских сказок шествовало за ним неотступно, невзирая на то, что колдун оказал помощь держателю постоялого двора, продемонстрировав свой добрый нрав. Когда-то Селиван занимался продажей хлебных изделий, и еще тогда за его родимое пятно, мужчину сельчане считали меченным особым знаком, называли его «плутом».
А потом колдун неожиданно куда-то исчез по непонятным причинам вместе со своим семейством, не взяв даже денег с собой. Объявился Селиван спустя 3 года. Мужчина и его больная супруга жили в отведенном для них владельцем постоялого двора месте. Это была его благодарность за оказанную колдуном услугу. Жизни купца угрожала опасность от переворачивающейся подводы, а Селиван ему помог.
Крестьяне издали наблюдали за отшельником, разносили о нем слухи, что он совсем без денег, что, наверное, он продал сатане свою душу.
Также дед Илья дополнил свою байку тем, что в одно время с колдуном исчезла и девочка-сирота, дочка палача. Крестьяне не принимали старика, служившего в прошлом палачом, и его ребенка тоже не подпускали к себе. Старик, не найдя для себя и своего ребенка пристанища, отчаялся и вскоре скончался, а девочка осталась одна. Сельчане даже уничтожили пса, который согревал ночами ребенка. Потом дочь палача неожиданно исчезла. Ее пропажу крестьяне также связали с проделками колдуна.
Как-то раз жители округи решили устроить облаву на страшного чародея. С взрослыми в лес отправились и дети, среди них был и рассказчик. Выходка деревенских жителей носила шуточный характер, но всех ее участников напугал пронзительный крик Аполлинария, углубившегося в лесную чащу. Люди разбежались, и юный герой и его братик оказались в лесу одни. У детей не было возможности переправиться через ручей самостоятельно, а их настигала большая туча, и только сам смелый Селиван спас мальчиков. Мужчина вытащил детей из ручья и принес к селению. Перепуганная прислуга, бросившая в опасности детей господ, во всем обвинила Селивана и выругала несчастного.
После этого случая, перед рождеством, тетка героя, он сам и другие члены его семейства, путешествовавшие по делам, из-за разыгравшейся метели вынуждены были остановиться на постоялом дворе, в котором и жил колдун. Когда они прибыли в свое поместье, тетя обнаружила, что пропала шкатулка, в которой были деньги. Подозрение явившихся полицейских сразу же пало на Селивана, причиной тому стали его компрометирующая репутация и множество сплетен и слухов вокруг имени этого человека. А когда полиция приблизилась к дому колдуна, маг сам вынес шкатулку с деньгами, забытую в комнате тетей рассказчика. Мужчина отказался от награды, но близкие рассказчика не оставили без внимания его и проявили участие в его жизни – оказали помощь Селивану в организации официального постоялого двора, в котором люди уже не боялись бы остановиться. Так изменилось, наконец, мнение народа о местном маге. Его репутация полностью очистилась после истории со шкатулкой. Теперь он и его супруга получали от постояльцев подарки. Оказывается, Селиван с семьей тогда покинул деревню потому, что решил помочь дочери палача, дать ей приют и защиту от гнева людей.
Анализ произведения
Несмотря на то, что «Сон смешного человека» представляет собой всего лишь небольшой рассказ, большинство литературоведов сходятся во мнении о том, что это произведение занимает одно из наиболее значимых мест в творчестве писателя.
Образ Утопии
Достоевский считает свой рассказ «фантастическим». Однако никакой фантастики в произведении читатель так и не находит. В рассказе описана вполне заурядная действительность, в которой пришлось жить и самому автору. Каким бы необычным ни был сон, он не даёт право считать произведение фантастическим, поскольку странные сновидения могут присниться каждому. На вопрос о том, почему Достоевский считает сюжет своего рассказа фантастическим, можно дать множество непохожих друг на друга ответов. Каждый критик ответит по-своему.
Роль снов в творчестве писателя
Писатель неоднократно уделял внимание снам в своём творчестве. Не стал исключением и «Сон смешного человека»
Краткое содержание любого сновидения пересказать бывает довольно трудно. Происходящее во сне слишком нелогично для того, чтобы понять сюжет «фильма».
Сон главного героя можно назвать скорее утопическим, чем фантастическим. В своём сновидении смешной человек видит тот мир, в котором ему хотелось бы жить. В «фильме» представлены ожидания главного героя.
Ошибка смешного человека состоит в том, что он воспринимает окружающую реальность только с одной стороны. В фантазиях главного героя живёт утопический образ мира, в котором царит безграничная любовь между людьми. Столкнувшись с одним из проявлений враждебности окружения, смешной человек словно убеждается: этот мир ужасен! Однако ни идеал главного героя, ни «горькая правда», с которой ему пришлось столкнуться, не могут охарактеризовать всю вселенную.
Символы в рассказе
Читателю нетрудно увидеть в произведении Достоевского несколько символов. Прежде всего, это звезда, по непонятным причинам, ставшая для главного героя руководством к роковым действиям. Пятиконечную звезду можно сравнить с пентаграммой, которую нередко связывают с сатанизмом.
Девочка, встреченная главным героем, становится вторым важным символом рассказа. Маленькое беспомощное существо символизирует ребёнка внутри самого главного героя. Несмотря на внешнее безразличие к жизни, окружающим и даже некоторую жестокость, смешной человек продолжает оставаться беззащитным и несчастным. По мнению самого главного героя, именно эта девочка и удержала его от рокового шага. Смешного человека начинают мучить вопросы, связанные с незнакомым ребёнком, что и заставляет его отложить самоубийство.
Сон главного героя основан на мифе о том, что человечество в своём развитии прошло несколько эпох. Миф возник ещё в античные времена и не является вымыслом Достоевского. Согласно легенде, первой эпохой, через которую прошло человечество, был так называемый «золотой век». Этот период сопоставим с библейским раем. Люди жили счастливо и ни о чём не заботились. «Золотой век» сменился «серебряным», который впоследствии сменился «медным». Последним настал «железный век», самая несчастная из всех эпох. Мимолётные упоминания о «золотом веке» можно найти во многих романах Ф. М. Достоевского. Измученным тяжёлой жизнью людям в какой-то момент удаётся почувствовать что-то похожее на радость и любовь ко всем ближним. В рассказе «Сон смешного человека» тема потерянного рая раскрыта наиболее подробно. Писатель создаёт картину идеального мира во всех подробностях.
Виновником деградации рая, согласно мнению Достоевского, становится сам человек. Идеальный мир был разрушен не стихийным бедствием, а действиями главного героя, научившего обитателей Утопии лгать и любить ложь.
3.3
5
(
54
голоса
)
Описание главного героя и обстановки
Главный герой
Главным героем рассказа «Пугало» Н. С. Лесков является блудный, бесправный мужик Иван Кузьмич, который привык жить на чужбине и терпеть унижения. Он внешне напоминает страшное пугало, поскольку привык скрывать свои чувства за неподвижной, «притороченной» маской.
В день своей свадьбы он впервые пытается защитить свои права, но тут же сталкивается с беспощадной жестокостью богатого сватая. Иван никогда не забыл этот унижающий опыт и решает отомстить светским правителям за их пагубное влияние на крестьян.
Обстановка
Действие рассказа происходит в деревне у берега Дона. В этом месте все жизнь подчинена правилам иерархии, при которой богатые крестьяне обладают полной властью над бедняками. Люди живут безнадежным и унылым бытом, на фоне которого выделяются лишь праздничные гуляния и веселые свадьбы.
Однако, даже в праздники не прекращаются издевательства над бедняками, к которым относятся как к низшим существам. В центре внимания местных жителей находится богатый сватаев, который является символом безумной жадности и несправедливости.
Такая обстановка становится причиной того, что Иван Кузьмич привыкает к бесправию и готовится к радикальной мере, которая может изменить иерархию в деревне и привести к началу новой жизни.
Сюжет и композиция
Рассказ «Микроскоп» не имеет композиционного начала и конца. В первом абзаце речь идёт о том, что «он» (имени или даже прозвища героя нет) на что-то решился. Из следующего абзаца становится понятно, что герой потерял 120 рублей денег и решился сказать об этом жене. Но вскоре читатель догадывается, что Андрей Ерин решился на авантюру: обманул жену, что потерял деньги, а сам купил мечту всей жизни – микроскоп. Понимание приходит к читателю после фразы: «Андрей ждал. Наконец он решил, что – можно».
Жизнь Андрея делится на жизнь без микроскопа и с микроскопом.
Микроскоп – смысл существования героя, он становится заголовком рассказа. Жизнь Ерина преображается благодаря микроскопу. Но читатель понимает, что микроскоп в руках героя – просто игрушка. Ерин видит в микроскоп не больше, чем его сын-пятиклассник. Весь рассказ – это потерявшая образность метафора: Андрей буквально забивает гвозди микроскопом, просто играет с ним. Для него микроскоп – источник бурных эмоций и глубоких мыслей. Стоят ли самые важные моменты в жизни 120 рублей?
В конце рассказа Андрей вынужден снова стать «нормальным», осознаёт, что нельзя тратить деньги, предназначенные на семейные нужды, потому что шубки, конечно, надо купить.
Характер персонажа
В своем нашумевшем романе Федор Достоевский четкую характеризует Мармеладова. Можно сразу выявить слабые стороны героя, понять, каким характером обладает персонаж. Об этом читателю рассказывает поведение Семена Захаровича, образ жизни, взаимодействие с другими книжными «жителями». Чиновник в отставке начал спиваться после утраты высокооплачиваемой работы и должности. Будучи ранее титулярным советником, он превращается в нищего человека, ищущего истину в вине.
Чем примечателен второстепенный персонаж романа (характеристика Мармеладова, анализ поведения):
- Любит своих детей, особенно родную старшую дочку Сонечку, которую воспитывает по своему уставу, делясь жизненным опытом. Приемных же мужчина обучает чтению, грамматике. Именно поэтому дети принимают его, называя папочкой. Будучи пьяным, он всегда достает из кармана малышам пряничного петушка.
- Уважает женщин, никогда не поднимает руку на супругу, хотя та всячески провоцирует изрядно выпившего мужа на скандал, пытаясь вразумить.
- Слабохарактерный человек. Он не способен противостоять жизненным виражам, поэтому спивается. Подчиняясь всему, что происходит, Семен пускает на самотек судьбу и признает этот факт.
- Добрый и благородный мужчина. Доверчивый Мармеладов постоянно попадает под влияние алкоголиков и развратных людей. При этом манеры его остаются неизменными, говорящими о хорошем воспитании.
- Скромный человек, в котором нет ни грамма зависти, наглости, хамства, развратности. Самокритичный герой постоянно ругает себя за отсутствие воли, часто рассуждает о жизни, но не навязывает свое мнение окружающим.
События в рассказе «Пугало» Н.С. Лесков: первая встреча Ларкина и Невесты
Вступление
В рассказе «Пугало» Н.С. Лесков изображены события, происходившие в одной уездной глуши России в XIX веке. Главный герой, Ларкин — молодой человек с необычным характером и волевым укладом мыслей. В процессе чтения рассказа читатель сталкивается с интересными событиями, одним из которых является первая встреча Ларкина и Невесты.
Описание события
Ларкин, после долгого пути, останавливается в деревушке, где организовывает сельскую школу
Он сталкивается с Невестой, тихой и застенчивой девушкой, которая привлекает его внимание своей способностью к овладению знаниями. Ларкин оценивает ее ум, и это приводит к их более близкому знакомству
Взгляды на жизнь
Ларкин и Невеста обсуждают свои взгляды на жизнь. Он стремится к совершенству и улучшению общества, а она не очень понимает его убеждения. Однако Ларкин находит в Невесте не только разумную девушку, но также понимает тепло ее души. Одна из их многих бесед приводит к более глубокому знакомству, что сыграет важную роль в дальнейшей судьбе Ларкина.
Заключение
Первая встреча Ларкина и Невесты в рассказе «Пугало» Н.С. Лесков описывает знакомство двух главных героев и появление симпатии между ними. В этом событии можно увидеть первый шаг на пути к формированию чувств, которые будут влиять на дальнейшую судьбу героев.
Роль родимого пятна на щеке и висках в образе Левши
Родимое пятно на щеке и висках играет важную роль в образе Левши, главного героя рассказа Лескова. Эти особенности внешности Левши стали его неотъемлемым признаком и символом индивидуальности.
Родимое пятно на щеке Левши можно сравнить с автографом природы, который неповторим и уникален. Оно является своеобразным знаком-отличительным для героя и служит дополнительным средством характеризации его личности
Из-за этого пятна Левша становится непохожим на остальных людей, вызывая интерес и внимание окружающих. Таким образом, оно помогает создать образ необычного и отличающегося от общества человека
Родимое пятно на висках также играет роль символа для Левши. Виски касаются грани двух миров — видимого и невидимого, прошлого и будущего, реальности и мечты. Родимое пятно на висках становится своеобразным значком, который украшает героя, придавая ему загадочность и таинственность. Оно символизирует внутреннюю силу и энергию Левши.
Родимое пятно на щеке
Родимое пятно на висках
Уникальность и индивидуальность Левши
Загадочность и таинственность Левши
Привлекает внимание окружающих
Символизирует внутреннюю силу и энергию
Характеризует героя и его отличие от общества
Соединение видимого и невидимого, реального и мечтательного
«Мещанин во дворянстве» характеристика героев
Главными действующими лицами произведения являются зажиточные люди и их слуги
Присваивая характеристику герою книги «Мещанин во дворянстве» важно учитывать детали, которые помогут лучше понять причины поступков каждого из персонажей
Господин Журден
Наивный и простодушный господин Журден мечтает стать дворянином и членом высшего общества. Глупец, у которого много денег, хочет купить для себя аристократическое происхождение. Изысканные манеры неучу должны привить учителя, которым он готов платить любые деньги. Журден тратит баснословные средства на нелепые костюмы, которые должны придать ему лоска и изящества.
Характеристика г-жи Журден
Супруга главного героя — умная и практичная женщина трезво смотрит на жизнь. Она толково использует то, что имеет. Говорит мужу, что он: «… помешался на всех этих причудах…», когда начал «…водиться с важными господами…». Дочь хочет выдать замуж не за: «…дворянина нищего да нескладного…», а за честного статного и богатого благородного Клеонта.
Характеристика Клеонта
Молодой человек, не имеет дворянских корней. Рассказывая о себе говорит, что отслужил 6 лет в армии и нажил состояние которое позволяет ему «…занять не последнее место в свете…». Он беззаветно любит Люсиль и готов ради нее на все.
Характеристика Николь
Служанка четы Журден высмеивает глупые наряды своего господина, помогает Люсиль выйти замуж за любимого. Сама Николь влюблена в слугу Клеонта — Ковьеля.
Характеристика Ковьеля
Главной характеристикой этого героя комедии «Мещанин во дворянстве» можно назвать находчивость. Слуга может найти выход из любой ситуации и выручить своего хозяина. Сообразительный Ковьель придумал, как перехитрить отца Люсиль. Сделал так, что Журден сам соединил руки своей дочери и, переодетого турецким вельможей, Клеонта.
Характеристика учителей Журдена
В произведении «Мещанин во дворянстве» показаны жадные и льстивые по своим характеристикам учителя. Главная задача этих героев — получить с ученика побольше денег. Они говорят, что Журден плохо разбирается в их науках, но: «…зато хорошо платит…».
Характеристика Доранта
Граф дружит с недотепой Журденом, преследуя свои меркантильные цели. Он льстит Журдену, называя его нелепый костюм «верхом изящества». Просит у богатого мещанина в долг большие суммы и не возвращает, называет Журдена своим самым дорогим и лучшим другом. Говорит, что «боится обидеть», если попросит деньги у других. Подарки богатого мещанина, предназначенные маркизе, он преподносит ей, выдавая их за свои собственные.
Характеристика маркизы Доримены
Вдовствующая маркиза — представительница именитого дворянского рода
Ей льстит внимание Доранта и Журдена. Она пользуется подарками и ходит на роскошные обеды, устраиваемые Журденом
Мольер в «Мещанине во дворянстве» демонстрирует, что знатная дворянка по своей характеристике такая же тщеславная и лживая, как и Дорант.
Приведенная с цитатами характеристика главных героев «Мещанин во дворянстве» показывает, что нельзя стремиться всеми силами стать тем, кем не являешься, иначе можно превратиться в объект насмешек и все время попадать в неловкие ситуации.
Роковая ночь: кровавая месть Ларкина
Ночная тьма пропитала город. Ларкин, кровожадный и властный человек, решил отомстить своим врагам. Он планировал тщательно каждое действие, чтобы никакой деталью не было пренебрежено.
По окончании подготовки, Ларкин двинулся к своей жертве в одиночку. Он шел от мрачных переулков к шумным улицам, не останавливаясь ни на минуту. Наконец, он достиг цели и начал свою кровавую месть.
Каждый удар казался точным и смертоносным. Ларкин не знал пощады, он продолжал двигаться вперед, пока не сокрушит последнего противника. В этой роковой ночи он был беспощаден и непобедим.
Когда действие окончилось, Ларкин был полон удовольствия. Он даже не думал об опасности, которая могла нависнуть над ним. Но кровавая месть может иметь последствия, которых он не ожидает.
История пугала
Рассказ «Пугало» Н. С. Лесков рассказывает историю о том, как матушке-земле пришлось придумывать новые способы, чтобы заставить людей работать на ней.
Однажды весной высокое пшеничное поле засохло, и люди перестали работать на земле, который устал давать плохой урожай. Матушка-земля решила сделать пугало и поставить его на поле, чтобы оно смогло напугать ворон, которые поедают пшеницу. Пугало было сделано из бревна, и одето в старую одежду мертвого мужика. Однако, пугало не смогло запугать ворон, и они продолжали выедать урожай.
Однажды, когда на поле был святой день, пугало ожило и начало разговаривать. Оно попросило проходящего мимо крестьянина убрать с него старую одежду и одеть его в навозную мешку. Также он попросил выгнать всю мелочь с поля, которая мешает зерну расти. Услышав его команды, крестьянин поспешил выполнить запросы пугала. Когда крестьянин вернулся на поле на следующий день, он обнаружил, что пугало переодето и выглядит как новое. На поле царила живость, а пшеница выросла здоровой.
Так пугало стало живым, и каждый год оно помогает крестьянам ухаживать за полем. Оно научило их многим полезным вещам, и они с благодарностью продолжали работать на земле. Эта история показывает, что уважение и забота о земле могут привести к хорошим результатам.
Сюжет рассказа «Пугало» Лескова
Детство рассказчика проходит в Орле. Каждый день он видит картины жестокой армейской жизни, которые пугают его. Престарелая няня Мария Борисовна водит ребёнка на берег реки, туда, где маленькие дети ловят рыбёшку.
Эта рыба, как и своеобразная рыбалка малышей, тянула рассказчика к свободе, которая, по доводам няни, была бы ему доступна лишь в деревне. Радости мальчика не было границ, когда его благородные родители приобрели именьице в Кромском уезде, куда вся семья и переехала.
В деревне мальчик заводит множество знакомств. Старый мельник, дедушка Илья, стал и главным другом, и наставником. Он верил в водяного, с которым имел «близкое соотношение», и в домового, и в лешего, и в кикимору. Дедушка Илья открывал для городского мальчика другой мир, полный сказочных фантазий. Все герои становились настолько реальны, что стали пугать ребёнка. В особенности боялся он чародея Селивана, который имел власть над всем краем.
«Пустой дворник» Селиван — кромский мещанин, который рано осиротел. С детства он продавал калачи, зарабатывая себе на жизнь. Но люди его побаивались, потому что на лице у паренька была красная метинка. Говорили: «бог плута метит», ждали от него подвоха. А в то время в Кромы пришёл «отслуживший палач» с дочерью.
И его люди принимать не хотели, отовсюду прогоняли. Старик палач помер, и девочка осталась одна. Про неё все забыли, она пропала. А вместе с ней исчез и Селиван. Герой ничего с собой не унёс, даже оставил все деньги, вырученные за калачи. Только через три года узнали, что бродяжка Селиван спас купца, а тот ему в благодарность отдал в аренду пустой двор на развилье. Он поселился на дворе со своей калекой женой, которая не выходила из дома.
Много времени прошло, а Селиван исправно платил аренду, хотя на его двор никто не заезжал. Жил бедно, но не голодал. Стали ходить слухи, что связался он с нечистой силой — продал душу дьяволу, а тот приводил заплутавших странников на двор. Но назад никто не возвращался. Все смотрели на Селивана, как страшное пугало.
Снова вспомнили про Селивана, когда вблизи его двора замёрз мужик Николай. Стали припоминать и старые проделки. Окрестные люди мстили ему за колдовство. Мальчик не верит всему тому, что говорят про Селивана люди. Он считает, что подружится с ним. Он ждёт не дождётся, когда столкнётся с чародеем.
Однажды все собрались пройти тот страшный лес и пленить Селивана. В лесу все испугались и убежали, а детей оставили на произвол судьбы. Надвигалась гроза, дороги домой никто не знал. Увидав в кустах страшное лицо мужика, мальчик со своим маленьким братиком в испуге побежали.
Добежав до ручья, который был велик для детей, они в оцепенении стояли под дождём. И вдруг крепкие руки подхватили ребятишек. Селиван (а это был именно он) вынес детей на своих плечах к самой усадьбе. После этого случая, дворовые ополчились на Селивана ещё больше, утверждая, что это именно он всё подстроил.
Однажды экипаж, в котором был рассказчик с тёткой, накрывает метель. Доехать до дома невозможно. Судьба привела путников прямиком на селиванов двор. Страшно было ночевать у Селивана, да ещё тётушка везла с собой шкатулку с большой суммой денег. Но делать было нечего. Никто ночь не мог сомкнуть глаз, кроме мальчиков. Все беспокоились за шкатулку. Утром, не скрывая ужаса, весь экипаж поспешно отправился в дорогу.
Дома спохватились — шкатулки нет. Стали наговаривать на Селивана, как вдруг он сам принёс пропажу и даже не взял положенного вознаграждения. После того случая к герою стали относиться с уважением. Тётушка предложила ему постоялый двор в своём новом имении.
Через несколько лет, уже после смерти Селивана, тётушка открыла тайну бывшего «пустого дворника». Пожалев маленькую сиротку, дочь палача, он скрывал её от посторонних глаз, зная, что злые языки не дадут ей житья из-за прошлого ее отца.
Заключение
Подводя нравственный итог рассказа, Лесков говорит: «Недоверие и подозрительность с одной стороны вызывали недоверие же и подозрения — с другой, — и всем казалось, что все они — враги между собою и все имеют основание считать друг друга людьми, склонными ко злу. Так всегда зло родит другое зло и побеждается только добром, которое, по слову Евангелия, делает око и сердце наше чистыми».
Рассказ «Старый гений» Н. С. Лесков написал в 1884 году и в том же году он был опубликован в журнале «Осколки». На нашем сайте представлено краткое содержание «Старого гения» по главам: краткий пересказ произведения.
Предыдущая запись Краткое содержание романа «Бегущая по волнам» А. Грина
Следующая запись Краткое содержание «Сказка о потерянном времени» Е. Шварца
Проблемы
- Отсутствие сострадания и человеколюбия – одна из главных проблем рассказа. Когда Лесков описывает холодные морозные вечера и то, как дочку палача не пускают погреться, то возникают многочисленные вопросы: «Почему у людей черствеет сердце? Ребенок же ни в чем не виноват. Разве он должен отвечать за поступки отца?». В итоге девочка получает сильнейшие обморожения, подорвавшие ее здоровье.
- Основная проблема рассказа – взаимоотношение праведника и общества. К сожалению, имеет место негативное отношение к человеку, отличающемуся от большинства. Селиван, ведя отшельнический образ жизни, не оправдывался, слыша о себе различные небылицы, и продолжал хорошо относиться к окружающим. Люди его не понимали, так как полностью полагались на истину суеверий, что порождало в них жестокость и непредсказуемость в поведении. Герой же не держал на них зла.
- Проблема доброты занимает одно из ключевых мест в рассказе. Лесков показывает, что именно доброе и бескорыстное отношение ко всем окружающим помогает добиться справедливости. Селиван творил благие дела не ради собственной выгоды, а по воле сердца. Первоначально этого не замечали, но со временем искренность героя помогла прозреть простым людям и излечить их душевную слепоту. Это один из тех рассказов, где все заканчивается благополучно. Автор тем самым вознаграждает главного персонажа за его гуманное отношение к враждебному обществу
- Другая проблема, поднятая автором — безжалостное отношение людей к животным. Так, убийство тощей собаки, согревающей девочку и отдающей ей часть своего тепла, рождает вопросы, на которые не находится в рассказе ответа. Почему люди считают, что могут спокойно убивать животных и вершить чужие судьбы? Во имя псевдоборьбы со злом были жестоко убиты ни в чем неповинные животные: кабан и петух. Били и телят, и овец, лишь бы поскорее разобраться с пронырливым «колдуном». Пощады не было никому.
- В рассказе автор поднимает проблему невежества и суеверий. Данная проблематика всерьез обеспокоила писателя в зрелости, когда он стал уже опытным путешественником и увидел, как глупы и жестоки некоторые провинциальные крестьяне. Темные, малообразованные люди часто оказываются под воздействием примет, сверхъестественных сил. Например, красная метинка на лице Селивана не давала ему спокойной жизни еще с самого детства. Как говорится, «бог плута метит». Только ленивый не указывал на то, что мальчишке доверять нельзя. Хотя калачник, у которого работал юноша, был им крайне доволен.
Герои рассказа
Главный герой рассказа – Андрей Ерин, работавший столяром в маленькой мастерской в девяти километрах от села. Это любимый тип героев Шукшина, так называемый чудик, то есть нелепый и неудобный человек, у которого есть идея, ставшая жизненной целью.
Шукшин выделяет только две портретных черты героя: жёлтое лицо и краснеющий от волнения нос. Нос – характерная особенность героя. Он ломаный, кривой, с горбинкой. За это жена называет героя кривоносиком. Можно было бы подумать, что это ласковое прозвище, но, несмотря на уменьшительный суффикс, кривоносик – это ругательство. Другие ругательства жены тоже обидные и меткие. Она называет мужа дятлом (из-за внешности) и скважиной (в которую утекают её деньги, счастье и жизнь). Жена презирает мужа, считает его ничтожеством и уверена, что он не умеет шутить.
Герой мягкий, нерешительный. Он покорно выносит ругань жены, не отвечает ей, когда она дерётся, а защищается подушкой и пытается её уговорить. Он согласен на все условия жены, потому что чувствует себя виноватым: готов пешком ходить на работу, работать месяц в две смены, не пить «читушечку» после бани.
Андрей Ерин преображается, после того как приносит домой тайно купленный микроскоп, сказав, что получил его за ударную работу. Андрей был так счастлив, что «стоял и тихо светился». А жена сравнивает его с голым задом, который светится при луне. В момент исполнения мечты Андрей получает от автора имя и фамилию. Его характер меняется. Он суетится не виновато, как обычно, а снисходительно. Оказывается, он умеет шутить и смеяться. Став хозяин микроскопа, он чувствует себя удивительно смелым. Теперь Андрей грубит жене: «Оглазела!.. Сама ты жиринка. Ветчина целая». Он критикует её за то, что она найдёт в кармане любую копейку, а микробов не видит. Ерин стал «крикливым хозяином в доме». У него наладились отношения с женой, которая его зауважала, появилось общее дело с сыном-пятиклассником. Андрей перестал пить сам и даже брезговал пьяными.
За ту неделю, пока у Андрея в доме был микроскоп, он стал главным человеком в доме. Он рассуждал о микробах, о науке, строил планы борьбы человечества с микробами. Андрей пережил потрясение, увидев в микроскоп, что микробы есть и в крови. Он пытался убивать их с помощью тонкой иглы, придумал, как уничтожать их током. Все его идеи были далеки от науки, но Андрей стал знаменитым в селе, так что односельчане говорили о его микроскопе и учёности.
Когда работающий с Андреем Сергей Куликов проговорился жене Андрея Зое о том, что никакой премии им не давали, Андрей, лишённый своей мечты, превратился в прежнего пьющего, робкого, во всём зависящего от жены человека. Он снова стал несчастным.
Жена Андрея Зоя видит смысл жизни в благополучии семьи. Она держит и мужа, и детей в ежовых рукавицах. Жена не только обзывает мужа, но и бьёт его сковородником, чтобы «душеньку отвести». Зоя получила в рассказе имя (как бы вскользь, в скобках) только тогда, когда заинтересовалась микроскопом.
Зоя – голос многих русских женщин, вынужденных тянуть на своих плечах чудиков, похожих на Ерина. Об этом её плач, причет, рассказывающий о тяжёлой судьбе Зои, о том, что она отказывала себе и детям, копила деньги, чтобы… купить им шубки. В конце рассказа, отнеся микроскоп в комиссионный, она действительно идёт за шубками.
Погрузившись в бытовые заботы, Зоя пропустила своё счастье: её увлечённый «делом» муж снова потерял цель жизни и превратился в ничтожество. Зоя выбрала материальное – шубки для детей и пылесос.
Таинственные события в рассказе «Пугало» Н.С. Лесков
В рассказе «Пугало» автор описывает таинственную процессию, которая приводит героев к неожиданным событиям. Их задача — доставить пугало для украшения башни церкви. Но уже на первом же перекрестке герои замечают необычную гостиницу, которая появилась тут же, словно из ниоткуда. Они решают провести ночь там и продолжить путь на следующее утро.
Однако, ночь в гостинице принесла с собой множество необъяснимых явлений. Главный герой обнаруживает, что его сосед — тот самый богатый купец, который сопровождал их в процессии — превратился в крысу. Но это еще не все, на двери в комнату образовалось загадочное видение, а за окном появилось пугало, которое казалось охраняющим недоступную территорию.
Таким образом, автор создает атмосферу неопределенности и загадочности в рассказе «Пугало». Неожиданные события описываются таким образом, что читатель начинает верить в существование нечистой силы и ее влияние на жизнь героев.
- Итак, в рассказе «Пугало» мы видим:
- — таинственную процессию, которая приводит героев к неожиданным событиям;
- — необычную гостиницу со множеством необъяснимых явлений;
- — загадочное видение на двери в комнату;
- — превращение богатого купца в крысу;
- — появление пугала, которое казалось охраняющим недоступную территорию.
Попытки уничтожения пугала
В рассказе «Пугало» Н. С. Лесков главными героями являются молодой крестьянин Иван и его жена, которые живут скромной, но спокойной жизнью. Однажды на их землю приходит более состоятельный крестьянин и начинает уговаривать Ивана продать ему свою участок. Но Иван не соглашается и происходит конфликт.
Крестьянин решает отомстить Ивану, установив на его участке пугало — напугать его и его жену. После этого, Иван и его жена мучительно борются с пугалом, но оно стоит непоколебимо до тех пор, пока не приходит ночь и пугало не украдено. Но злоумышленник вновь устанавливает его на месте.
Иван понимает, что единственный способ избавиться от пугала — это уничтожить его. С помощью друга, он пробует сжечь его, но пугало не поддаётся очагу. Затем они пытаются сбросить его с высокого холма, но тут же наталкиваются на новую преграду — на пути возникает глубокий овраг. Затем они решаютсъязгнуть пугало, но и это не дает результата.
Иван понимает, что единственный способ уничтожить пугало — это пронести его через овраг и перекатить по зерновому полю. Он заводит пугало, и оно вынуждено двигаться по полю. В конце концов, пугало разваливается на куски, и Иван и его жена получают свою свободу от наваждения.
Выводы и мораль рассказа «Пугало» Н.С. Лесков
Одним из главных выводов рассказа является то, что люди, даже если они находятся на краю выживания, часто несправедливо обращаются друг с другом. Этот вывод подчеркивается в различных сценах, где люди распоряжаются имуществом других или угрожают им насилием.
Мораль рассказа заключается в том, что человеческое поведение имеет свои пределы. В конце рассказа пугало, которое было создано, чтобы защитить имущество, приводит к гибели своих создателей. Это убеждает нас в том, что если люди не будут справедливо обращаться друг с другом, они могут платить высокую цену за свои действия.
- Предостережение: Надо быть осторожным в обращении с другими людьми, чтобы избежать ненужных конфликтов и разногласий.
- Создание пугал: Иногда люди пытаются создать ширму для защиты своей собственности, но это может привести к необратимым последствиям.
- Справедливость: В любом обществе должна соблюдаться справедливость и принцип «око за око, зуб за зуб» не является единственным решением.
Краткий вывод о рассказе «Пугало» и его актуальности в наше время
«Пугало» — это увлекательный рассказ Н. С. Лескова, который рассказывает о том, что истинная красота не может быть скрыта и становится явной в самый неожиданный момент.
Рассказ актуален и сегодня. Многие из нас обращают больше внимания на внешность, чем на внутренний мир человека. Мы часто судим о других людях исходя только из их внешней оболочки, не замечая того, что может быть более важным и ценным: ум, душа и сердце.
Читая рассказ «Пугало», мы, возможно, пересмотрим свои взгляды на жизнь
История покажет нам, что смотреть следует не только на внешнюю форму, но и внимательно слушать тех, кто говорит, обращать внимание на внутреннюю красоту людей, стараться увидеть скрытые душевные качества
И не забывайте, что человек может быть не таким привлекательным по внешности, но в то же время быть куда богаче по духовным качествам, нежели тот, кто обладает только красивой внешностью.