Щелкунчик — краткое содержание балета Чайковского
Маленькая принцесса Пирлипат была очень красивой девочкой – любимицей родителей и всего королевского двора. По приказу королевы колыбельку малышки охраняли шесть нянюшек с котами, которых наказано было гладить всю ночь напролёт, чтобы те мурлыкали. Как-то раз во дворце был устроен праздник с турнирами, пиршествами и балами, на который съехались все окрестные короли и принцы. Королева лично занялась изготовление колбас – любимого лакомства короля. Живущая во дворце Мышильда попросила у неё сальца. Королева согласилась угостить «сестрицу» по званию, но мышь привела с собой многочисленную родню, которая чуть не съела всё сало. Обер-гофмейстерина прогнала незваных гостей. На колбасном пиру король, не нашедший достаточного количества сала в колбасе, впал в тоску. Королева бросилась ему в ноги и рассказала о Мышильде. Король решил отомстить: он отнял у королевы мышей её владения и приказал придворному чудодею и часовых дел мастеру Дроссельмейеру найти способ окончательно изгнать наглую тварь из дворца. Последний придумал искусные машинки, в которые попались семь сыновей и многочисленная родня Мышильды. Королева мышей в горе покинула дворец, но перед этим угрожала загрызть принцессу.
В канун Рождества детям советника медицины Штальбаума, Фрицу и Мари, родители дарят книжки и другие подарки: Мари получила кукол и кукольную посуду, а Фриц — деревянного коня и эскадрон оловянных гусар. Крёстный Дроссельмейер подарил им миниатюрный замок с передвигающимися кавалерами и дамами. Мари увидела под ёлкой ещё одну игрушку — некрасивого человечка, Щелкунчика, умеющего разгрызать орешки. Фриц дал ему слишком крепкие орехи, отчего у Щелкунчика выпало несколько зубов.
Перед сном, задержавшись около шкафа с подарками, Мари увидела битву армий Мышиного короля и Щелкунчика. Девочка хотела защитить Щелкунчика, но, почувствовав острую боль в руке, потеряла сознание.
Очнувшись в постели, Мари рассказала матери и доктору о сражении, но они принимают её рассказ за отголоски горячки от болезни. Крёстный приносит девочке отремонтированного Щелкунчика и рассказывает, что тот был его племянником, но королева Мышильда превратила его в маленького уродца. Чтобы Щелкунчик снова стал человеком, он должен одержать победу над Мышиным королём. Второе условие — нужно, чтобы его полюбила Прекрасная Дама.
Ею становится Мари, которая полюбила Щелкунчика, победившего Мышиного короля и показавшего ей волшебную страну. Родители её воспоминаниям о приключениях не верят. Однажды в доме Штальбаумов появился племянник Дроссельмейера. Он признался, что «перестал быть жалким Щелкунчиком». Мари стала его невестой, и на свадьбе танцевало множество прекрасных кукол.
Вечером перед Рождеством двое детей советника медицины Штальбаума сидели в столовой и ждали, когда их позовут в гостиную, где родители наряжали ёлку. Франц и Мари гадали, что им подарит на Рождество крёстный Дроссельмейер, который к этому празднику всегда мастерил какую-нибудь затейливую красивую механическую игрушку. Думали и о том, какие подарки приготовили для них родители. Тут зазвонил колокольчик, двери распахнулись, и дети увидели сияющую ёлку.
Вокруг неё лежало множество подарков: нарядные куклы, игрушечная посуда, красивое платьице, стоял целый полк маленьких гусар и великолепный деревянный конь. Крёстный Дроссельмейер подарил детям музыкальный замок с множеством зеркальных окон, с позолоченными крышами башен и передвигающимися в танце фигурками дам и кавалеров. Фриц и Мари любовались на чудо-замок, но потом монотонные движения фигурок по одному маршруту стали утомлять детей и они попросили крёстного дать человечкам больше свободы. Но Дроссельмейер ответил, что «механизм сделан раз и навсегда, его не переделаешь».
«Щелкунчик и Мышиный король», краткое содержание по главам сказки Гофмана
Под большой, великолепно украшенной ёлкой Мари находит множество нарядных кукол, игрушечную посуду и шёлковое платье. Фриц получает на Рождество нового гнедого коня и эскадрон гусар. Крёстный Дроссельмейер дарит детям чудесный замок с движущимися кавалерами, дамами и маленьким старшим советником суда. Дети какое-то время наблюдают за игрушкой, но потом она им надоедает.
Мари замечает под ёлкой скромно стоящего щегольского вида человечка, купленного отцом для разгрызания орехов. Она берёт его под свою опеку, кладя ему в рот самые маленькие орешки. Фриц, напротив, заставляет Щелкунчика разгрызать только твёрдые и большие орехи, что приводит к выпадению трёх зубов и отвисанию нижней челюсти игрушки. Мари прячет больного от Фрица в свой носовой платок. Отец запрещает мальчику прикасаться к Щелкунчику. Девочка подвязывает пострадавшую челюсть Щелкунчика белой ленточкой со своего платья и весь вечер баюкает раненого.
В кукольной комнате на нижней полке стоящего в гостиной стеклянного шкафа Мари устраивает чаепитие с новой куклой по имени Клерхен. Когда родители и Фриц уходят спать, она просит новую игрушку уступить место в кровати больному Щелкунчику. В двенадцать в гостиной начинается тихое шушуканье. Настенные часы хрипят. Мари видит на них вместо совы крёстного Дроссельмейера. В комнате появляются мыши. Из-под пола вылезает Мышиный король – огромная мышь с семью головами, каждая из которых украшена маленькой светящейся короной. Мышиное войско идёт на прижавшуюся к стеклянному шкафу девочку. Левым локтем Мари разбивает дверцу. Мыши разбегаются по норам. Шкаф начинает светиться. В нём начинается суета. Щелкунчик призывает своих верных сторонников на бой с мышами. Клерхен ловит его в свои объятия и просит воздержаться от битвы до полного выздоровления. Щелкунчик отказывается от предложенного куклой кушака, указав на ленточку, подаренную ему Мари.
Щелкунчик приказывает барабанщику бить общее наступление. Войска Фрица выступают в поход. Панталоне назначается генералом. Мыши несут потери от сахарного драже и круглых пряничков и обстреливают неприятеля серебряными пилюльками. Когда они начинают одерживать победу, Щелкунчик командует отступление на правом фланге. Левый фланг, состоящий из куколок с сюрпризом, со временем тоже начинает нести потери. Резерв из гномов быстро сдаётся – мыши перегрызают им ноги. Клерхен и Трудхен падают в обморок. Когда два вражеских стрелка вцепляются в плащ Щелкунчика, а Мышиный король нацеливает на него семь своих голов, Мари снимает с левой ноги туфельку и кидает её в последнего. Мыши разбегаются. Девочка теряет сознание.
Мари приходит в себя в постельке. Комнату заливает яркое солнце. Рядом с собой девочка обнаруживает хирурга Вендельштерна. Мама ругает Мари за своеволие и рассказывает о том, как нашла её, истекающую кровью, в полночь среди разбросанных игрушек, с Щелкунчиком в левой руке и без одной туфельки. Советник медицины и хирург Вендельштерн считают историю девочке о битве между мышами и игрушечными солдатиками – горячкой, вызванной раной.
Несколько дней Мари проводит в постели. Мама читает ей по вечерам сказки. Как-то раз девочку навещает крёстный Дроссельмейер. Мари обвиняет его в том, что он, будучи совой, заглушил часы и позвал в гостиную Мышиного короля. Старший советник суда поёт крестнице песенку часовщика и отдаёт вылеченного Щелкунчика. Он просит Мари не волноваться из-за мышей и предлагает рассказать сказку.
Действие II
На этот раз при атаке мышей Принц наносит им сокрушительный удар. Зал наполняет ощущение праздника. Арабская, а также привезенные из Испании, России и Китая куклы несказанно благодарят героиню за спасение их жизней.
Вокруг в задорной пляске отмечают успех завораживающие феи и пажи. Дроссельмейер в который раз совершает перемены. Все готово к свадьбе Мари и Принца. Пробудившись, девочка обнаруживает в собственных руках Щелкунчика. Находясь в знакомой комнате, она осознает, что увиденное ни иное, как сказочный сон…
Повествование заставляет задуматься о происходящих вокруг вещах, о том, как иногда приятно и полезно оказаться в добром, увлекательном мире сновидений.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Урок по литературному чтению во 2-м классе. Русская народная сказка «Лиса и тетерев»
Цели и задачи.
Создать эмоциональный настрой для расширения знаний о русских народных сказках, главным героем которых является лиса, учить оценивать персонажи по их поступкам и особенностям речи; работать над развитием речи детей, мышления, умения анализировать, сравнивать и обобщать полученные знания; работать над совершенствованием техники чтения, навыков пересказа, ролевого чтения, умением слушать друг друга, общаться.
Предлагаю музыкальную физкуль (проводится по мере необходимости ) (Приложение 1).
2. Проверка домашнего задания
Учитель.
Мы продолжаем с вами знакомиться с русскими народными сказками.
Для чего нам нужны сказки?
Дети.
Со сказками связаны наши первые представления о мире, добре и зле, о справедливости.
Учитель.
Размышляя над загадками русской сказки, один из ее исследователей писатель и общественный деятель князь Евгений Николаевич Трубецкой писал:
Как Вы понимаете эти слова? (Слайд 2)
Дети.
Всегда в русских сказках добро побеждало зло. Сказка учит нас мудрости, доброте, уму-разуму.
Учитель.
Да. Всех нас – и взрослых и маленьких. И русские пословицы помогают нам яснее понять намеки народной мудрости, скрытые в сказке, по-новому взглянуть на нее.
Какие истории Вы придумали к пословице: «У страха глаза велики». (Проверка домашнего задания)
3. Актуализация знаний учащихся. Определение темы урока
Учитель.
Отгадаем загадки о животных. (Слайд3)
Вперевалку зверь идёт по малину и по мёд. Любит сладкое он очень, А когда приходит осень, Лезет в яму до весны, Где он спит и видит сны. (Медведь)
Рыжая плутовка (Слайд 4)
Обманывает ловко. Её боится мышка И зайка – шалунишка. Хоть сама в лесу живёт, Из деревни кур крадёт.(Лиса)Учитель.
Отгадаете ребус и узнаете, кто главный герой на уроке сегодня.
Какие сказки о лисе вы знаете?
4. Характеристика лисы
Учитель.
Есть такая поговорка у русского народа: «Лисица семерых волков проведёт». Как вы понимаете эту пословицу? Объясните.
Дети.
Лиса придумывает разные хитрости, чтобы обмануть других.
Учитель.
Какие сказки вы можете назвать, в которых лиса кого-то обманула?
Учитель.
Какая в них лиса? Почему часто в сказках лису называют Патрикеевна?
Лет примерно 700 назад жил князь Патрикей Нарумунтович, прославившийся своей хитрость и изворотливостью. В 1383 году Патрикей стал наместником Новгорода. Трудно жилось новгородцам под новым наместником Патрикеем, недовольны они были. Сеял князь вражду промеж народа и был причастен к формированию специальных дружин и руководству их разбоем. С тех пор имя Патрикей стало равнозначно слову “хитрец”. А поскольку лиса издавна в народе считалась зверем хитрым, то, как верная “наследница” знаменитого князя, и получила отчество – Патрикеевна.
5. Изучение нового материала
Учитель.
Какие сказки вы можете назвать, в которых лиса кого-то обманула? Какая в них лиса?
Учитель.
Прочитаем задачу и попытаемся найти ответ.
— Сойди, Тетеревочек, на землю, погуляем вместе. Нынче ведь указ вышел, чтобы никому из зверей друг друга не трогать, а жить в мире и согласии.
Учитель.
Как Тетереву проверить, правду ли говорит Лиса?(Постановка проблемного вопроса)Подсказка 1.
Как сделать так, чтобы Лиса сама своим поведением показала, говорит она правду или врет.
Решение 1.
Подумал он и говорит сверху:
Лиса Патрикеевна в мультфильмах
Лиса Патрикеевна и другие герои сказок часто становились персонажами мультипликаций. В сборник советских мультфильмов входят такие серии, как «Лиса Патрикеевна», «Пойга и лиса», «Лиса-строитель», «Ворона и лисица, кукушка и петух», «Крашеный лис» и другие.
Самый знаменитый мультфильм про рыжую плутовку снял «Союзмультфильм» в 1982 году. Автор сценария прописал сюжет на основе русских народных сказок. В картине хитрая лисица напросилась переночевать у зайца. Гостеприимный хозяин приютил бедную соседку. Принеся с собой лапоть, гостья незаметно выкинула его, а позже заявила о краже. Взамен утраченной «ценной» вещи плутовка запросила курочку.
Проворачивая такой же фокус, пушистая обманщица забирала зверушек на обед у других лесных жителей. Но кинув лапоть в стаю собак, ей самой пришлось уносить ноги. Так, лисица поплатилась за собственную жадность.
Так же, как и на картинках страниц сказок, героиня изображается с пышным ярко-рыжим хвостом, длинным носом и хитрыми глазами. Такой запомнилась Патрикеевна и стала популярным персонажем у детей. Главная мысль в каждом сюжете заключается в том, чтобы показать хитрость и изворотливость в живом воплощении.
Музыка
Музыка сочинялась тяжело. В феврале 1891 года Чайковский сообщает брату: «Я работаю изо всей мочи, начинаю примиряться с сюжетом балета». В марте: «Главное — отделаться от балета». В апреле: «Я тщательно напрягал все силы для работы, но ничего не выходило, кроме мерзости». Ещё позже: «А вдруг окажется, что… ‘’Щелкунчик’’ — гадость…»
П. И. Чайковский, 1893
Начало 1890-х стали для композитора временем размышлений о жизни и смерти. В 1891 году умирает его сестра Александра Давыдова-Чайковская, и ее смерть он воспринял очень болезненно. Впереди были самые трагические сочинения композитора — «Пиковая дама» и Шестая симфония. В музыковедении последних лет высказывается идея, что «Щелкунчик» — это сочинение из того же ряда, балет о смерти и бессмертии, а всё, что случается с героиней, происходит в некоем ином мире. Возможно, снежная буря — метафора перехода из земной жизни в другое состояние, а Конфитюренбург — это рай. В Вальсе снежных хлопьев и в знаменитом Адажио есть, кстати, музыка весьма страшная, даром что мажорная.
Первая часть балета — это действие в чистом виде. Второе же, за исключением финала, представляет собой обычный для балета того времени дивертисмент . Идея кондитерского дивертисмента в Конфитюренбурге, городе сладостей, не слишком нравилась самому Чайковскому; впрочем, с поставленной задачей он справился блестяще.
Александра Ильинична Давыдова, сестра Петра Ильича Чайковского
В музыке «Щелкунчика» есть несколько пластов. Есть сцены детские и взрослые, фантастические и романтические, есть танцы дивертисмента. В музыке много аллюзий на культуру XVIII века: это, например, и галантный Танец пастушков, и Китайский танец, который, скорее, псевдокитайский (есть такой термин «шинуазри», то есть «китайщина»). А романтические фрагменты, наиболее связанные с эмоциональной сферой, становятся для композитора поводом для личных, очень интимных высказываний. Их суть непросто разгадать и очень интересно интерпретировать.
На пути симфонизации музыки композитор зашёл очень далеко даже по сравнению с «Лебединым озером» (1876) и «Спящей красавицей» (1889). Композитор обрамляет дивертисмент, который требовал от него балетмейстер, музыкой, насыщенной подлинным драматизмом. Сцена роста елки в первом акте сопровождается музыкой симфонического размаха: из тревожного, «ночного» звучания вырастает прекрасная, бесконечно льющаяся мелодия. Кульминацией всего балета стало Адажио, которое по замыслу Петипа танцевали Фея Драже и принц Оршад.
В марте 1892 года публике была представлена сюита из балета . Она имела большой успех: из шести номеров пять по требованию публики были повторены.
Щелкунчик
Щелкунчик – это деревянная механическая кукла-карикатура, давно уже ставшая символом Нового года и Рождества не только для Германии и других Европейских стран, но и для России. И в наше время в канун Нового года для многих детей это один из самых желанных подарков, олицетворяющий победу добра над злом. Именно поэтому Щелкунчик и сейчас популярен среди производителей деревянных игрушек во всем мире. Родиной Щелкунчика считается небольшой немецкий городок Зайфен, который находится в Рудных горах. Жители этого городка славятся своим удивительным искусством резьбы по дереву. Когда-то в этом месте рудокопы вылавливали со дна ручья небольшие крупинки чистого олова, затем плавили их и изготавливали оловянную посуду.
Но причем здесь Щелкунчик? – спросите вы. После насыщенного рабочего дня рудокопы этого городка любили вырезать из дерева небольших кукол. Так и появился Щелкунчик, в простонародье прозванный «Зубастиком» – как кукла-карикатура на князей и баронов, притесняющих права бедного сословия. Ради веселья кто-то из жителей Зайфена решил сделать деревянную игрушку механической и «заставить» ее щелкать орехи. Игрушка стала очень популярной не только в их маленьком городке, но и вскоре за его пределами. Однажды «Зубастик» попал на ярмарку в Лейпциг, где игрушка особенно понравилась покупателям.
В начале XIX века немецким сказочником Эрнстом Гофманом была написана удивительная история, главным персонажем которой стал Щелкунчик. Эта сказка получила название «Щелкунчик и мышиный король» и была издана в 1816 году. С тех пор дети верят, что в канун Рождества Щелкунчик превратится из несуразной уродливой игрушки в прекрасного принца, который был заколдован мышиной королевой по имени Мышильда. В России же свою популярность Щелкунчик обрел после того, как Петр Ильич Чайковский сочинил балет с одноименным названием «Щелкунчик». Премьера его состоялась в 1892 году в Санкт-Петербурге. Долгое время этот балет был неотъемлемой частью Нового года, наряду с елкой и подарками.
Щелкунчик — забавная игрушка, которую подарил на Рождество маленькой девочке Мари ее крестный Дроссельмайер. Большая голова нелепо выглядела по сравнению с тонкими ножками, и плащ на Щелкунчике был узкий и смешной, торчал, будто деревянный, а на голове красовалась шапочка рудокопа. Щелкунчик обычно выполнен в красно-белой гамме цветов и может быть украшен резьбой или золотыми украшениями. Игрушка подходит для сюжетно ролевых игр. Ребенок может придумывать разные истории и разыгрывать сценки вместе с Щелкунчиком.
Разыгрывать целые спектакли дома вместе с другими игрушками. Играя в сюжетно-ролевые игры развивается личность малыша, активизируется развитие его познавательных процессов, закладываются основы для овладения новыми, более сложными видами деятельности. Играя, малыши отражают в ролях, которые они на себя примеряют, всё, что видят вокруг: события, модели поведения взрослых и пр. Участие в сюжетно-ролевой игре позволяет почувствовать себя частью коллектива.
Сейчас эта игрушка относится скорее к разряду коллекционных. Как правило, она выполняется на заказ, оформляется росписью и резьбой, сделанной вручную. И, конечно, стоит недешево, как и любая авторская игрушка. Игрушку «Щелкунчик» можно найти у . Она выполнена из дерева и расписана яркими цветами. От «BOCHART» можно найти Щелкунчика-орехокола. Игрушка колет небольшие орешки — фундук, кешью, миндаль. Расписана вручную акриловыми акриловыми красками, покрыта глянцевым акриловым лаком.
Либретто
Знаменитый балетмейстер Мариус Петипа является автором либретто «Щелкунчик».
Краткое содержание первой сцены первого действия:
Последние приготовления перед рождественским праздником, суета. Действие происходит на кухне. Повара и кухарки готовят праздничные блюда, заходят хозяева с детьми, чтобы проверить, как идёт подготовка. Фриц и Мари пытаются полакомиться десертом, мальчика угощают конфеткой — он любимчик родителей, а от Мари отмахиваются. Действие переносится в гардеробную, где супруги Штальбаум выбирают наряды для праздника, дети вертятся рядом с ними. Фриц получает в подарок треуголку, а Мари остаётся ни с чем. В доме появляется гость — это Дроссельмейер. Так начинается балет «Щелкунчик».
Краткое содержание второй сцены первого действия:
Начинаются танцы. Крёстный Мари приносит подарки — механических кукол. Все разбирают игрушки. Мари достаётся Щелкунчик, которого никто не выбрал. Но девочке он нравится, потому что ловко колет орехи, к тому же она чувствует, что он не просто игрушка. Праздник завершается, гости расходятся, все ложатся спать, кроме Мари. Она пробирается в гостиную, чтобы ещё раз посмотреть на Щелкунчика. В это время в комнате танцуют крысы, одетые как аристократы. Эта картина пугает Машу, и она падает в обморок. Часы бьют 12. Начинается интрига балета «Щелкунчик».
Краткое содержание третьей сцены первого действия:
Мари приходит в себя и видит, что комната стала огромной, а она теперь размером с ёлочную игрушку. Щелкунчик с армией игрушечных солдатиков вступает в бой с Мышиным королём и его мышами. Мари от испуга прячется в старый башмак своего дедушки, но, чтобы помощь Щелкунчику, она кидает в Короля крыс туфельку. Мышиный император в замешательстве. Щелкунчик наносит ему удар шпагой. Доброй Мари жалко побеждённого, и она перевязывает ему рану. Армия крыс разбита. В сказочное путешествие над ночным городом в старом дедушкином башмаке увозит Мари Щелкунчик.
Краткое содержание четвёртой сцены первого действия:
Щелкунчик и Мари прилетают на старое кладбище. Начинается метель, и злые снежинки вместе со своей Королевой пытаются погубить Мари. Дроссельмейер останавливает злую метель. А девочку спасает Щелкунчик.
Краткое содержание первой сцены второго действия:
Щелкунчик привозит Мари в сказочный город Конфитюренбург. Здесь полно конфет и пирожных. В городе живут забавные жители, которые очень любят сладости. Жители Конфитюренбурга танцуют в честь приезда дорогих гостей. Мари в восторге бросается к Щелкунчику и целует, и превращается в Принца Щелкунчик.
Краткое содержание эпилога:
Рождественская ночь прошла, и волшебный сон Мари растаял. Девочка и её брат играют с Щелкунчиком. К ним приходит Дроссельмейер, с ним его племянник, который похож на принца, в которого превратился Щелкунчик в сказочном сне Мари. Девочка кидается к нему навстречу, и он заключает её в объятия.
И, конечно, лучше увидеть постановку собственными глазами. Приобрести билеты на «Щелкунчик» вы можете через сервис http://bolshoi-tickets.ru/events/shelkunchik/ . Там же вся актуальная информация о датах постановок. Следите внимательно — афиша обновляется!
Композитор
Автором музыки к балету, как уже было написано выше, является П. И. Чайковский. Родился он 25 апреля 1840 года в Воткинске, это маленький городок в Вятской губернии. Он написал более 80 шедевров, среди которых десять опер («Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Чародейка» и другие), три балета («Щелкунчик», «Лебединое озеро», «Спящая красавица»), четыре сюиты, более сотни романсов, семь симфоний, а также большое количество произведений для фортепиано. Пётр Ильич также вёл педагогическую деятельность и был дирижёром. Сначала композитор обучался правоведению, но затем всецело посвятил себя музыке и в 1861 году поступил в Русское музыкальное общество (в музыкальные классы), которое в 1862 году было преобразовано в консерваторию.
Одним из преподавателей великого композитора был другой великий композитор — А. Г. Рубинштейн. П. И. Чайковский оказался одним из первых студентов Петербургской консерватории. Обучался он в классе композиции. После окончания обучения стал профессором только что открывшейся в Москве консерватории. С 1868 года выступал в качестве музыкального критика. В 1875 году был издан учебник гармонии, автором которого был Пётр Ильич. Скончался композитор 25 октября 1893 года от холеры, которой заразился, выпив некипячёную воду.
История создания балета[править]
…задумал создать балет по сказке «Щелкунчик и мышиный король» директор императорских театров Иван Александрович Всеволожский (1835—1909). Это был не просто чиновник, а очень талантливый и высоко квалифицированный чиновник, доказавший, что талантливый и высококвалифицированный чиновник так же необходим государству, как и талантливый художник. Это было абсолютно точное и потому исключительно редкое попадание на должность директора императорских театров именно того, кого надо. Он не боялся проявлять инициативу и брать ответственность. И именно благодаря этому русская сцена принесла в мировую театральную классику множество шедевров, среди которых балет «Щелкунчик».
Иван Александрович Всеволожский искал и постоянно просматривал массу материалов — все, что могло быть использовано в качестве либретто или основы для театральных постановок. История про девочку и раскалыватель орехов в форме куклы, превращавшийся в прекрасного юношу, вполне устроила директора императорских театров в качестве основы для балета.
Декорации Константина Иванова к балету «Щелкунчик». Первая постановка. Мариинский театр, 1892
Декорации Константина Иванова к балету «Щелкунчик». Первая постановка. Мариинский театр, 1892
Эскизы костюмов И. А. Всеволожского к балету «Щелкунчик». Первая постановка. Мариинский театр, 1892
Но он задумал не просто балет. В его планы входило поставить огромное сценическое действо, целую музыкальную феерию, куда входил бы не только балет, но и опера. В качестве основы для оперы была выбрана одноактная драма в стихах датского писателя Г. Герца «Дочь короля Рене» — эта пьеса в переводе и некоторой переделке Владимира Рафаиловича Зотова была поставлена в 1888 году в московском Малом театре. Так началась история создания оперы «Иоланта».
В качестве композитора был приглашен Петр Ильич Чайковский. Либретто к балету и всю программу совместной постановки программы, включавшей и балет, и оперу, создавал главный балетмейстер Петербургской императорской труппы Мариус Петипа, он и должен был ставить хореографию балета, но заболел — и хореографом нового балета срочно был назначен Лев Иванович Иванов. А к работе над текстом для оперы сразу приступил брат композитора Модест Ильич Чайковский.
Однако если музыка к опере сочинялась у Петра Ильича Чайковского довольно быстро, то с балетом появились сложности: не сразу было найдено музыкальное видение гофманской сказки, хотя композитор целиком основывался на либретто М. Петипа. Но в итоге, когда нужный музыкальный аспект был найден и музыка появилась, это была определенная своеобразная победа — партитура оказалась намного богаче и сложнее традиционных произведений для балета. Композитор к этому времени уже заслужил звание одного из великих реформаторов балетной музыки: он принёс в классическую интерпретацию новую динамику, сквозное действие музыкальных тем и образов. Музыка к новому балету продолжила развитие в тех же направлениях.
Для Чайковского это произведение значилось сочинением 71.