Жанр, размер
Как уже говорилось выше, стихотворение сочетает в себе на первый взгляд несочетаемое. Романтизм с реализмом тесно переплетаются между собой. О романтизме говорит настроение лирического героя, у которого нет возможности быть рядом со своей любимой. Размер данного стихотворения – четырехстопный и двустопный ямб.
На реализм указывает то, что автор очень реалистично описывает сражения и поле боя. Его целю было добиться расположения и показать себя с лучшей стороны К сожалению у него так это и не получилось сделать. Его по непонятной причине вычеркнули из списка людей, представленных к награде.
Он описывает битву очень ярко, что дает понять, насколько серьезно автор относился к своей службе.
В то же время лирический герой очень остро переживает все происходящее, его напрягает жестокость на поле боя, в которой он не видит смысла. Он жаждет жить в мире и покое, где все люди братья. Где нет разделения на национальности и вероисповедание. Он мечтает об обществе, где все друг друга уважают и не ущемляют.
Произведение «Валерик» можно отнести к посланию, которое содержит в себе черты военной лирики. Лирический герой исповедуется перед любимой, а так же перед самим собой. Он признает, что те чувства, что таились у него в душе, никуда не делись и по-прежнему живут в его сердце. Им не смогли помешать ни война, ни расстояние.
Причины второй ссылки
В одном из танцев, устроенных в доме дворянки 16 февраля 1840 года, француз Барант вызвал Лермонтова на дуэль. Причина ссоры между двумя людьми неизвестна, но есть некоторые предположения. Барант, может быть, кто-то показал обидный стих, написанный Лермонтовым давным-давно и про другого человека. Но француз принял это на свой счет. Также очень вероятно, что они стали просто случайными жертвами любовных похождений женщин, присутствовавших на этом балу. Барант, вероятно, слышал от писателя нелестные вещи о себе в женском обществе.
Дуэли в те времена, как известно, были запрещены. В самом сражении (18 февраля, через два дня после ссоры) оба соперника изначально дрались на мечах. Баранту удалось поцарапать Лермонтова, у которого позже сломалось лезвие. Поэтому мы перешли к оружию. Сын посла промахнулся, и соперник решил прострелить сбоку. Так они закончили дуэль и разошлись.
Через некоторое время о борьбе узнали высшие люди. В апреле 1840 года суд постановил отправить писателя в ссылку на Кавказ. Известно, что на это повлияло решение императора Николая I. Он также решил присоединить Лермонтова к Тенгинскому пехотному полку и сам приказал ему всегда использовать его в боях.
Сам Барант не привлекался к ответственности за участие в поединке. Объясняется это тем, что он был сыном французского посла, поэтому легко обошел судьбу самого Лермонтова, против которого он дал ложную информацию, что целился не в воздух, а в него. Сам писатель это отрицал и говорил только правду, но это ему все равно не помогло.
Настоящая версия дуэли выставила Баранта в плохом свете, поэтому он, благодаря своим связям и близким отношениям, сделал все, что мог, чтобы доказать свою правду. И, к сожалению, Николай I, даже после написания стихотворения Михаила «Смерть поэта», из-за которого его отправили в первую ссылку, отнесся к поэту враждебно. Поэтому все обернулось против писателя, которому снова пришлось ехать в места боевых действий.
Анализ стихотворения «Валерик» Лермонтова
Во время первой ссылки на Кавказ Лермонтов так и не смог принять участия в боевых действиях, к чему очень стремился. Романтическая натура Лермонтова жаждала подвига. Эта возможность была ему предоставлена во второй ссылке. Поэт попал под командование генерал-лейтенанта Галафеева и даже вел официальный «Журнал военных действий». В июле 1840 г. Лермонтов участвовал в боевых операциях возле р. Валерик (в пер. «речка смерти») и проявил незаурядную храбрость. За один из боев поэт был приставлен к ордену Станислава 3-й ст., но уже после его смерти пришел отказ Николая I. Свои впечатления о войне Лермонтов выразил в произведении «Я к вам пишу случайно; право…» (1840). Название «Валерик» было дано издателями.
Стихотворение начинается с обращения Лермонтова к неизвестной собеседнице, оставшейся в России. Оно отражает философские размышления поэта о своей прошлой жизни и объясняет мотивы, которыми он руководствовался, отправляясь на войну. Лермонтов признается женщине в любви, которую ничто не может изгладить из его памяти. Невыносимые страдания приучили поэта к терпению. Он уже давно привык ко всему и не испытывает ни злобы, ни благодарности к судьбе.
Лермонтов постепенно от общих рассуждений переходит к описанию настоящего положения. Он находится среди русского военного лагеря. Удивительная природа Кавказа вызывает в его душе умиротворение. За будничными трудами некогда предаваться тоске. Поэта окружает непривычная восточная культура, которая невольно привлекает его. Жизнь спокойна только на первый взгляд. В любой момент может произойти внезапная стычка с неприятелем. Но короткая перестрелка давно стала привычным явлением, «безделкой». Она даже не вызывает чувства опасности. Лермонтов сравнивает такие «сшибки удалые» с «трагическим балетом».
Центральная сцена стихотворения – кровопролитное сражение на реке Валерик. Поэт очень подробно описывает эту битву, ее достоверность подтверждается «Журналом военных действий». При этом он умалчивает о собственных подвигах, но с чувством уважения отзывается о военных товарищах.
После битвы автор с сожалением оглядывает место кровавой резни. Огромные жертвы с обеих сторон наводят его на печальные размышления о смысле войны. Благородная жажда подвига сменяется скорбью по погибшим. Причем если русские солдаты будут поименно учтены и похоронены, то убитых горцев даже никто не считает. Очень символично звучит перевод названия р. Валерик – «речка смерти».
В финале автор вновь обращается к любимой. Он уверен, что его «безыскусственный рассказ» будет неинтересен светской женщине. «Тревоги дикие войны» скучны для человека, проводящего жизнь в праздности и веселье. В этом звучит обвинительный приговор Лермонтова всему высшему обществу. В скрытой форме поэт также предъявляет обвинение захватнической войне России на Кавказе. Потери местного населения вообще не учитываются, а судьба и победы русских солдат и офицеров никого не интересуют.
—————
—————
—————
Конец стихотворения – все стихи в оригинале.
Стихотворная библиотека. Становитесь участником и публикуйте свои собственные стихи прямо здесь
Стихотворное чудовище – многоязычный сайт о поэзии. Здесь вы можете читать стихи в оригинале на других языках, начиная с английского, а также публиковать свои стихи на доступных языках.
Poetry Monster, 2021. Стихи на английском.
Найти стихотворение, читать стихотворение полностью, стихи, стих, классика и современная поэзия по-русски и на русском языке на сайте Poetry.Monster.
Read poetry in Russian, find Russian poetry, poems and verses by Russian poets on the Poetry.Monster website.
Блог редактора Poetry Monster о политике, экономике, русском языке
Внешние ссылки
Yandex – лучший поисковик на русском языке
Qwant – лучий поисковик во Франции, замечателен для поиска на французском языке, также на других романских и германских языках
Стихотворение
Автограф стихотворения «Валерик»
Его собственные чувства о войне смешались. «Я вошел во вкус войны и уверен, что для человека, который привык к сильным ощущениям этого банка, мало найдется удовольствий, которые бы не показались приторными.» — писал он в письме к своему другу А. А. Лопухину. Из этого видно, что поэт смотрит на войну, как на азартную игру со смертью и с бодрым сарказмом пишет в том же письме: «…в овраге, где была потеха…». Но в конечном счёте он всё же рассматривает войну как бессмысленную резню.
Лермонтов избрал стихотворный способ выразить свой военный опыт. Автор написал это произведение в эпистолярном жанре для выражения своих мыслей, чувств, воспоминаний, наблюдений. По форме «Валерик» — любовное послание, включающее и охватывающее, однако, стихотворную повесть или стихотворный рассказ, своеобразная исповедь героя-повествователя перед любимой женщиной, так как обращено к возлюбленной Лермонтова В. А. Лопухиной. Первая и последняя части выдержаны в духе типичного любовного послания. Обращение к женщине служит обрамляющим описанием битвы и походного быта, что соединяет личные переживания героя и общий трагизм событий, участником которых он является. «Валерик» часто рассматривают как поэтический рассказ о «картинах военной жизни», однако его содержание и жанровая структура сложнее, чем просто документальный стихотворный очерк. Жанровая структура стихотворения отличается значительной сложностью, которая во многом обусловлена редким для того времени сочетанием батальной и любовной лирики.
Как и во многих произведениях Лермонтова, здесь нашёл отражение трагизм противоречия между исторической необходимостью присоединения Кавказа к России и методами, с помощью которых оно осуществлялось. Это стихотворное послание до мелочей совпадает с записями в «Журнале» отряда Галафеева. Реалистическая точность общей картины сражения, документальная достоверность каждой её детали были в ту пору в литературе о войне явлением необычайным. Также как в «Бородино» (1837 г.), Лермонтов в стихотворение «Валерик» показывает войну глазами рядового участника битвы, переносящего все тяготы и лишения походного быта, которые его и волнуют, каким представлен герой стихотворения «Валерик», порывая тем самым с традиционной условностью батальной поэзии, положив начало новому подходу к изображению человека на войне; это нашло выражение и в подчеркнутой простоте, страданиях рядовых участников сражения:
и в поразительной точности описания смерти умирающего капитана:
Война воспринята и изображена поэтом с точки зрения солдата, непосредственного участника событий. Таким образом, автор полемизирует с официозным воззрением на войну с горцами, с поверхностным, бьющим на внешние эффекты её изображением. Особый трагизм ситуации, по мысли Лермонтова, придаёт то, что горские племена, к которым поэт относится с уважением и любовью, и русские солдаты, на стороне которых он воюет, вынуждены убивать друг друга, вместо того, чтобы жить в мире и братстве. В конце стихотворения возникают окрашенные в тона философской медитации размышления о бессмысленности «беспрестанной и напрасной» вражды, о том, что война и кровопролитие враждебны лучшему в человеческом естестве и «вечно гордой и спокойной» жизни природы:
В концовке стихотворения философско-романтическая ирония переведена в бытовой план: все описанное в стихотворении шутливо именуется «шалостью» «чудака», размышления которого над жизнью и смертью не стоят внимания. В лучшем случае они способны «развеселить» и не надолго занять мысль и воображение адресата послания:
Композиция
Композиционно этот стих явно делится на три части.
В первой он обращается к любимой женщине, но при этом тон обращения совершенно лишен романтики. Лирический герой говорит о том, что война забрала у него иллюзии, касающиеся чувств. И хотя сердечная привязанность длилась долго, поэт более не верит в нее и всячески отталкивает девушку, к которой обращается. Он много иронизирует и говорит о своей уверенности в ее равнодушии к нему.
Вторая часть композиции – это описание самого сражения, в котором Лермонтов использует множество образов, чтобы передать, насколько ужасно происходящее. Он намеренно обезличивает солдат, что делает сражение еще более ужасным и уродливым. Поэт ярко показывает контраст между светским обществом, о котором он говорил в первой части, и людьми, обреченными на смерть.
Основная идея третьей части – показать светскому обществу, что поездка на Кавказ – это не увеселительная прогулка, которой ее все считают. И хотя фактически он обращается только к возлюбленной, здесь явно имеет место обобщение. При этом поэт не скрывает своей зависти к тем, кто не вкусил ужасов сражений.
Использованный Лермонтовым композиционный прием очень удачен: он делает переживания героя из-за возлюбленной и его восприятие войны единым целым.
Это уникальное произведение, в котором переплелись черты любовной и военной лирики. В то же время в этом послании-исповеди есть элементы пейзажных зарисовок, рассуждения на философские темы и даже бытовые сцены.
Лермонтов использует четырехстопный и двухстопный ямб с нерегулярной рифмовкой для того, чтобы передать ритм боя с одной стороны и сделать диалоги естественными с другой. Использованные в стихотворении приемы максимально точно передают эмоции, о которых говорит Лермонтов.
Анализ стихотворения «Валерик» Лермонтова (2 вариант)
Вторая кавказская ссылка стала для Лермонтова очень плодотворной в творческом плане. В частности, там было написано одно из самых интересных его стихотворений – “Валерик”.
Краткий анализ
История создания – написан “Валерик” в 1840 году и посвящён битве на одноимённой реке, в которой участвовал сам поэт.Тема – красота и хрупкость жизни, которая вернее всего осознаётся на фоне смертельной опасности.Композиция – трёхчастная, первая и последняя части составляют обрамление для главной, собственно описания сражения.Жанр – послание.Стихотворный размер – четырёхстопный и двустопный ямб с нерегулярной рифмовкой.Эпитеты – “остынувший ум”, “тяжёлых лет”, “холодное размышление”, “последний цвет”, “больная душа”, “медные пушки”.Метафоры – “страницы прошлого читая”, “сердцем лицемерить”, “влачил я цепь тяжёлых лет”, “мой крест несу”,”штыки горят”, “темный и лукавый взор”.
Олицетворение – “сердце спит”.
История создания
Написанное в 1840 году, стихотворение “Валерик” придёт к читателю в 1843-м (оно напечатано в альманахе “Утренняя заря”), но история создания этого произведения началась несколько раньше. Это письмо-обращение к возлюбленной посвящено прекрасной Варваре Лопухиной, которую много лет любил поэт. Ей адресована поэтическая исповедь Лермонтова.
Во время написания этого произведения он находился в Чечне, во второй кавказской ссылке. В то время подразделение генерала Галафеева, под началом которого служил Лермонтов, вело активные военные действия, в частности, участвовало в сражении на речке Валерик, которое и описано в произведении. Несмотря на то, что у поэта был уже трехлетний опыт военной службы, фактически это было одно из первых сражений, в котором он участвовал.
Тема
Лермонтов пишет о войне и о любви; объединяя эти две темы в одну, он говорит о том, насколько хрупка жизнь. Но понимание этого обычно приходит к человеку только перед лицом неизбежной опасности для неё.
Вот и лирический герой осознает эту простую истину, только оказавшись на войне. Именно эту мысль он пытается передать своей возлюбленной, однако мало надеется на понимание, ведь у них нет “родства душ”.
Поэт говорит о войне как о чем-то беспощадном и бессмысленном, и несмотря на то, что он рассказывает о конкретном сражении, поднятая им тема имеет общечеловеческое значение и гуманистический смысл.
Композиция
Композиционно это стихотворение явно делится на три части.
В первой он обращается к любимой женщине, но при этом тон обращения совершенно лишён романтики. Лирический герой говорит о том, что война забрала у него иллюзии, касающиеся чувств. И хотя сердечная привязанность длилась долго, поэт более не верит в неё. Он с иронией говорит о своей уверенности в её равнодушии к нему.
Вторая часть произведения – это описание самого сражения, в котором Лермонтов использует множество образов, чтобы передать, насколько ужасно происходящее. Он намеренно обезличивает солдат, что делает сражение еще более ужасным и уродливым. Поэт ярко показывает контраст между светским обществом, о котором он говорил в первой части, и людьми, обречёнными на смерть.
Основная идея третьей части – показать светскому обществу, что поездка на Кавказ – это не увеселительная прогулка, которой её многие считают. И хотя фактически он обращается только к возлюбленной, здесь явно имеет место обобщение. При этом поэт не скрывает своей зависти к тем, кто не вкусил ужасов сражений.
Использованный Лермонтовым композиционный приём очень удачен: он делает любовные переживания героя и его восприятие войны единым целым.
Жанр
Это послание, поскольку написано в форме письма к женщине. В произведении переплелись черты любовной и военной лирики. В то же время в этом послании-исповеди есть элементы пейзажных зарисовок, рассуждения на философские темы и даже бытовые сцены.
Лермонтов использует четырёхстопный и двустопный ямб с нерегулярной рифмовкой для того, чтобы передать ритм боя, с одной стороны, и сделать диалоги естественными, с другой. Использованные в стихотворении приёмы максимально точно передают эмоции, о которых говорит Лермонтов.
Средства выразительности
Для передачи мыслей и чувств лирического героя автор также использует многочисленные тропы:
- Эпитеты – “остынувший ум”, “тяжелых лет”, “холодное размышление”, “последний цвет”, “больная душа”, “медные пушки”.
- Метафоры – “страницы прошлого читая”, “сердцем лицемерить”, “влачил я цепь тяжёлых лет”, “мой крест несу”,”штыки горят”, “тёмный и лукавый взор”.
- Олицетворение – “сердце спит”.
Эти средства выразительности помогают поэту правдиво рассказать о своих чувствах и переживания, при этом не завуалировав их.
Тема
Лермонтов пишет о войне и о любви, объединяя эти две темы в одну – он говорит о том, насколько хрупка жизнь. Но понимание этого обычно приходит к человеку только перед лицом неизбежной опасности для нее. Вот и лирический герой осознает эту простую истину, только оказавшись на войне. Именно эту мысль он пытается передать своей возлюбленной, однако мало надеется на понимание, ведь у них нет “родства душ”.
Поэт говорит о войне как о чем-то беспощадном и бессмысленном – и несмотря на то, что он рассказывает о конкретном сражении, поднятая им тема имеет общечеловеческое значение и гуманистический смысл.
Краткий анализ стиха М. Ю. Лермонтов «Валерик»
Опция 1
Михаил Юрьевич с раннего детства увлекался военной тематикой. Его вдохновили подвиги деда и отца. М. Лермонтов собирался связать свою жизнь с армией, он хотел служить Родине, делать что-то нужное и благородное. Писателя как будто привлекал Кавказ и те военные действия, которые там происходили. Поступив в кавалерийское училище, Лермонтов вступил в ряды Гвардейского полка в чине корнета.
Времена были тяжелые, но это не испугало мальчика, который так жаждал действий. В 1840 году на реке Валерик произошел бой между чеченскими повстанцами и русским полком. Лермонтов тоже принимал участие в этой битве. Он был мятежным и невменяемым. Хотя другие говорили, что во время битвы он проявил доблесть, честь и героизм, которые длится так долго. Именно битва на реке стала основой для написания стихотворения.
Лермонтов приступает к работе над стихом сразу после боя. Стихотворение на первый взгляд написано достаточно просто, но имеет излишне сложную композицию по своему замыслу. Поэма «Валерик» дает понять, что на Кавказе живет особый народ. У них есть свои костюмы и костюмы. Мальчики, становясь все сильнее и сильнее, готовы на все, чтобы защитить свою землю от врага.
Это их образ жизни, иначе они не могут жить. Они отважны и отважны, готовы идти до конца, не зря их героизм воспевается в местных легендах. Автор подробно описывает детали боя. На фоне кровопролития есть место тем чувствам любви, которые мучают главного героя. Этим стихом Лермонтов хочет передать не только чувства героя любви, даже не приобретенный военный опыт, это выражение чувств и воспоминаний о тяжелом периоде, который он прожил в боях.
«Валерик» — это как признание главного героя в адрес любимой женщины. Трагедия произошедшего события в том, что солдаты прошли, сражаясь с врагами, это все как бы предано посланием любимому, ожидая его где-то там, вдали от всего.
Все заканчивается, даже этот бой не стал исключением. После тяжелых рукопашных схваток, многих потерь, уставшая земля и река надолго были омыты «красными водами». Наконец-то проклятый ужасный день закончился, можно вздохнуть с облегчением, но воспоминания все равно никуда не денутся. Они надолго поселились в их душах.
Вариант 2
Одним из детских желаний Михаила Лермонтова было желание совершить подвиг. Он даже считал, что родился очень поздно, потому что проиграл Отечественную войну 1812 года. Скорее всего, следуя детской мечте, он поступил в кадетское кавалерийское училище и в 1832 году получил степень корнета, после чего был награжден полком гвардии.
Свой первый боевой опыт молодой поэт получил во время боев у реки Валерик, когда его во второй раз сослали на Кавказ. Именно эта битва легла в основу поэмы «Валерик», которую поэт написал в 1840 году.
Эту работу можно разделить на три части. Первое из них, адресованное Варваре Лопухиной, — любовное письмо. Для Барбары поэт всю жизнь испытывал чувство любви. Но читая строки стихотворения, мы замечаем, что «письмо» совсем не похоже на любовное письмо, оно лишено всякой романтики, выражения нежных чувств. Поэт пытается развеять мысли о влюбленности.
Он пишет, что теперь между ним и Барбарой больше нет привязанности. Лермонтов, видя ужас войны, говорит, что увлечение Лопухиной — ребячество. Кто сейчас далек от этих извечных забав и не хочет сейчас «играть» с любовью, да и не имеет морального права.
Теперь Лермонтов разделил свою жизнь на то, что было до битвы, и на то, что есть сейчас. Мир, в котором царят светские атрибуты, танцы и вечеринки, противостоит миру, в котором царят смерть и хаос. Однако поэт не желает начинать разрыв с Варварой Лопухиной. В стихотворении она старается показать себя не с лучшей стороны, прекрасно выглядеть, и так, что Варвара, прочитав эти строки, сама стала инициатором прекращения отношений с поэтом.
Во второй части стихотворения Лермонтов дал волю своим переживаниям, описав битву у реки Валерик. Здесь он описывает всю трагедию войны. Этим описанием поэт показывает разницу между двумя мирами
В одном из них невезение — невнимание кавалера к танцу, а в другом — гибель людей из-за призрачных идеалов
Третья часть «Валерика» снова посвящена общению с возлюбленной Варварой Лопухиной. Поэт в очередной раз старается не выдать своих ласковых чувств к девушке. Лермонтов, обращаясь к Варваре, как бы обвиняя ее и весь высший свет в непонимании трагедии войны. Поэт говорит, что для них путешествия на Кавказ, в места, где происходят сражения, — это светское развлечение.
Лермонтов, зная цену такого путешествия, понимает, что гибель солдат на поле боя никому не нужна, что их подвиги будут забыты и не оценены.
Образы и символы
В стихотворении «Валерик» Михаила Юрьевича Лермонтова присутствуют множество образов и символов, которые помогают передать глубину и смысл произведения. Среди них выделяются следующие:
- Образы смелых воинов – казаков и горцев – эти образы символизируют два противоположных враждебных лагеря, которые не могут найти компромисс и сойтись на переговоры. Казаки и горцы представляют разные культуры и менталитеты, стоящие на разных сторонах конфликта.
- Образ возлюбленной – для лирического героя возлюбленная является символом мира и покоя. Он надеется, что она никогда не увидит ужасов войны. Ее образ отражает стремление человека к гармонии и безопасности во время конфликта.
- Образ белых палаток – этот образ символизирует мир и спокойствие. Поэт описывает, что от палаток идет слабый дым горящих фитилей, напоминая о мирной размеренной жизни, которая находится вдали от ужасов войны.
- Образ реки Валерик – данный образ подчеркивает общую напряженность военных будней. Реку Валерик называют «рекой смерти», так как от крови убитых и раненых солдат вода становится алой. Река символизирует человеческую жестокость, равнодушие и непримиримость.
- Образ лирического героя – он полностью идентичен автору. Глазами героя мы смотрим на ужасы войны. Лирический герой является разумным человеком, не склонным к романтизму. Он утверждает, что война закалила его душу и сердце, придавая ему проницательность и реалистическое видение мира.
Таким образом, образы и символы в стихотворении «Валерик» помогают раскрыть глубину темы войны, хрупкости жизни и внутренних переживаний героя. Они передают сложность взаимоотношений между культурами, красоту мира, разрушенного конфликтом, и жестокость человеческой природы, раскрывая внутренний мир и мысли автора.
Смысл
С одной стороны, основная мысль стихотворения — сопоставление на контрасте пылкого отношения к возлюбленной и жара битвы; с другой стороны, это письмо-предостережение, поэт считает, что войны быть не должно, не дай Бог кому бы то ни было увидеть смерть вблизи, считает поэт.
Поэт этим произведением отчитывается перед любимой и самим собой в совершенных их поступках. Быть может, ему стоило быть по-настойчивее, чтобы добиться руки Варвары, быть смелым, как при сражении у Валерик, и тогда его бы ожидало счастье. Это главная идея его размышлений. К сожалению, через это произведение, а также биографию поэта, мы осознаем, что далеко не всегда жизнь бывает с нами справедлива. Впрочем, ее такой сделали сами люди.