Женские инициалы выражение чувств поэта

Адресаты любовной лирики михаила юрьевича лермонтова

Содержание

  • Слайд 1

    10 класс
    2011-2012 уч. г.

  • Слайд 2

    Варвара Александровна Бахметьева (Лопухина)

    Годы жизни: 1815 — 9 сентября1851
    Варвара Лопухина познакомилась с Лермонтовым в ноябре 1831 года, когда приехала в Москву из имения. Молодые люди полюбили друг друга
    По воспоминаниям родственников поэта, чувство любви к Лопухиной он сохранил до конца жизни. Однако семья Лопухиных выступала против подобного брака.
    Супруг — Николай Фёдорович Бахметьев (1797 – 1884).
    Дети: Дочь Ольга (1836 — 1912)

    Миниатюра Э.Мартена,1833 год.

  • Слайд 3

    Восемнадцатилетний поэт посвятил возлюбленной множество произведений
    Однако, все ее движенья,Улыбка, речи и чертыТак полны жизни, вдохновенья,Так полны чудной простоты;Но голос в душу проникает,Как вспоминанье лучших дней…
    Варвара Бахметева.Акварель Михаила Лермонтова

  • Слайд 4

    Третья редакция поэмы «Демон» прямо посвящена Лопухиной.
    С Лопухиной Связаны женские образы в романах «Княгиня Лиговская» и «Герой нашего времени» (Вера).
    С именем Варвары Лопухиной тесно связывают и стихотворение Лермонтова адресованное Екатерине Быховец: «Нет, не тебя так пылко я люблю.

    Эмилия, героиня драмы «Испанцы»предположительно В. А. Лопухина.Работа Михаила Лермонтова

  • Слайд 5

    Екатерина Александровна Сушкова

    Годы жизни: 18 марта1812 — 10 октября1868) (56 лет)

    В доме Верещагиных весной 1830 г. Екатерина Александровна познакомилась с Лермонтовым

    Летом 1830 года в подмосковном имении Столыпиных Середникове, где гостили Лермонтов и Верещагина и куда часто приезжала из соседнего Большакова Сушкова, достигает своего апогея влюбленность Лермонтова в Miss Black-Eyes. Осенью 1830 г. они расстались до конца 1834 г., когда вновь встретились в Петербурге.
    Неизвестный художник.
    Миниатюра, 1837 год

  • Слайд 6

    В 1830 г. Лермонтов посвящает Екатерине Александровне 11 стихотворений, составивших «сушковский цикл» его любовной лирики. Правда, Сушкова, принимая стихи влюбленного в нее поэта, не скрывала своего насмешливого отношения к его любви.
    Сушковский цикл:
    К Сушковой
    Нищий
    «Зови надежду сновиденьем…»

  • Слайд 7

    Смирнова Александра Осиповна

    Годы жизни: 6 марта1809, Одесса — 7 июня1882, Париж
    11 февраля 1832 года бесприданница Александра вышла замуж за Николая Михайловича Смирнова (1807—1870), чиновника Министерства иностранных дел. Это была блестящая партия, и — брак по расчёту.
    «Без вас хочу сказать вам много…»

    А. О. Смирнова-Россет.Акварель П. Ф. Соколова, 1835 год

  • Слайд 8

    Наталия Фёдоровна Иванова (1813—1875), дочь московского драматурга Ф. Ф. Иванова, в которую был влюблён Лермонтов. Вначале отношения поэта с Ивановой внушали ему некоторые надежды, затем они были омрачены холодностью с её стороны и вскоре закончились разрывом. По-видимому, в 1833 г. Иванова вышла замуж за Н. М. Обрескова. Любовь поэта к Ивановой отразилась в ряде стихотворений 1830—1832 гг. и в юношеской драме «Странный человек»
    Н.Ф.Иванова. Рисунок В.Ф. Бинемана

  • Слайд 9

  • Слайд 10

    ЩЕРБ́́АТОВА Мария Алексеевна (урожд. Штерич) (ок. 1820—79), княгиня; в первом браке за князем М. А. Щербатовым, во втором — за И. С. Лутковским. Л. был увлечен ею в 1839—40.

    Молодая вдова, красивая и образованная, Щ. вела в Петербурге светский образ жизни, но предпочитала балам салон Карамзиных, где, видимо, и познакомилась с Л.

    «Поэтическая дружба» связывала Щ. с М. И. Глинкой Щ. высоко ценила поэзию Л.; после чтения у нее «Демона» она сказала поэту: «Мне ваш Демон нравится: я бы хотела с ним опуститься на дно морское и полететь за облака» (Столыпин Д. А. и Васильев А. В., в кн.: Воспоминания) .

    По свидетельству А. И. Тургенева, Щ. испытывала к Л. серьезное чувство.

Посмотреть все слайды

Наталья Федоровна Иванова

В 1831 году Лермонтов влюбился в дочь известного московского писателя Иванова. Наташа ответила взаимностью на чувства поэта. Девушка была польщена тем, что ей посвятили стихи, уже тогда полные боли и страданий. Однако она не воспринимала Михаила всерьез, она играла с ним, ожидая более благосклонного поклонника.

Любовь стала одной из главных тем лирической поэзии Лермонтова в 1831-1832 гг. Стихотворения «Прости меня, мы больше не встретимся…», «Не могу томиться в отчизне…», «Утомленный тоской и болезнью…», «Не ты, а судьба виновата» он посвятил Наташе Ивановой. Тема безответной любви, страданий и боли проходит через все стихи.

Характеристика Маргариты

О том, как жила героиня до знакомства с Мастером, мы узнаем только с ее слов. Жизнь ее была пуста. В тот день она вышла на улицу с желтыми цветами, чтобы любимый наконец-то ее нашел, иначе она бы отравилась. Это говорит о бессмысленности ее существования, отсутствии каких-либо желаний и стремлений.

Маргарита вышла замуж в 19 лет. Ее избранником был уважаемый и богатый человек. Супруги жили в достатке, которому была бы рада всякая женщина: красивый дом, никаких забот о быте, любящий муж. Однако ни одного дня она не была счастлива. В своей жизни она не видела ни смысла, ни цели.

Характеристика Маргариты дает о ней представление как о незаурядной женщине, которой мало материального достатка. Ее душе необходимы эмоции и настоящие чувства. Особняк, в котором она живет, напоминает ей клетку. Она обладает богатым внутренним миром, широтой души, поэтому обывательская серость, царящая вокруг, постепенно убивает ее.

Булгаков описывает героиню как удивительно красивую женщину с живыми, «чуть косящими» глазами, которые лучились «необыкновенным одиночеством». До встречи с Мастером она была несчастна. В сердце скопилось много тепла и энергии, которые она ни на кого не могла потратить.

Екатерина Сушкова

Еще одни любовные отношения связывают Лермонтова уже со взрослой светской дамой Екатериной Александровной Сушковой. В 1830 году ей он посвящает целый цикл своих стихотворений. Любовная лирика Лермонтова оказалась в новой страдальческой фазе. Но Сушкова поначалу не воспринимала влюбленного в нее Лермонтова и, благосклонно слушая стихи-посвящения, не скрывала насмешливого отношения к их автору. А Лермонтов мог часами спорить с ней до слез, дабы доказать свою правоту.

Одно из стихотворений – «Нищий», другое – «К Сушковой», или «Зови надежду сновиденьем…» и т. д. Везде он признается ей в любви и просто зачарован ею. Ровно год длился их роман, с 1830 по 1831 год. Сушкова была его московской знакомой, с которой часто виделся в подмосковной усадьбе у своих родственников Столыпиных. Как жениха она его не рассматривала, но прошло пять лет, и Лермонтов появился возле нее уже бравым гусаром. Прознав, что она собирается выйти замуж за его друга Лопухина, он ведет себя так искусно и хитро, что пленяет сердце красавицы и тем самым компрометирует ее в глазах окружающих. А потом признается ей в том, что никогда не любил. В итоге они прощаются. Лермонтов рад тому, что отомстил за свою любовь и насмешки. Скорее всего, эта самая темная страница его биографии появилась из-за юнкерского воспитания и желания всегда быть на пьедестале.

История их отношений хорошо отображена в незаконченном романе «Княгиня Лиговская» (1935 г.), там прототипом Сушковой выступает Елизавета Негурова.

Любовная лирика М.Ю. Лермонтова — своеобразие темы, стихи и их особенности

Сочинение на тему «Любовная лирика М. Ю. Лермонтова» — довольно частое явление на уроках русского языка и литературы в старших классах. Стихи поэта на тему любви неоднозначны, женщина воспринимается не как абстрактный образ, наделенный определенными качествами.

Это не идеализированная «особа», а конкретный человек, к которому поэт испытывает сильные чувства, побудившие его создать стихотворение. Пожалуй, это отличает Лермонтова от других поэтов, которые творили до него и после.

Адресаты любовной лирики М. Ю. Лермонтова

Проведя анализ непродолжительной жизни поэта, можно понять, что любовных отношений в ней было не так уж и много. Виной всему образ Лермонтова, впечатление, которое он производил на окружающих.

Одна из его муз, А. О. Смирнова, которой посвящены многие произведения лирического характера, говорила, что Михаил Юльевич производит впечатление злого, дерзкого человека. Но на деле он добрый, частный и порядочный. Просто свои хорошие качества умело прячет под маской дерзости.

История жизни поэта драматична, но это не значит, что в ней не было искренних чувств. Варенька Лопухина – первая любовь автора.

Но увы, эти чувства были обречены. Несмотря на то, что Лермонтов любил Варвару Александровну, она была вынуждена выйти замуж за другого мужчину.

С Екатериной Сушковой поэт познакомился в Москве. Образ кокетки вдохновил его на написание 11 стихотворений, которые были объединены в цикл. Повторная встреча Сушковой и Михаила Юрьевича состоялась в Петербурге, но тогда красавица уже готовилась выйти замуж, причем ее избранником стал друг поэта.

С Александрой Воронцовой-Дашковой отношений у Лермонтова не было, на момент знакомства она была уже замужем. Но живость, остроумие и необычный взгляд на жизнь, вдохновили поэта на написание одного из своих лучших произведений «К портрету».

Стихотворения Лермонтова о любви и их особенности

У Лермонтова тема любви прослеживается в ранних и поздних произведениях. Если говорить кратко, то отыскать это чувство можно во многих стихотворениях поэта.

Естественно, что в юношеском возрасте чувство не приносит Лермонтову радости, о чем он говорит в одном из своих произведений:

«Любовь не красит жизнь мою.

Она как чумное пятно

На сердце, жжёт, хотя темно».

Эти строки Михаил Юрьевич написал, когда ему ещё не было и 17 лет. Но видно, что переживания автора глубоки.

Тема любви переплетается с разлукой, неверностью дамы, разочарованием, итогом является отказ автора от всего:

«Ты знаешь, мира и забвенья

Не надо мне!».

Проблема заключается в том, что лирический герой не ищет пути к сердцу возлюбленной. Он не рыцарь и не готов завоевывать даму:

«И я бы мог быть счастлив; но зачем

Искать условий счастья в былом!».

В чем своеобразие любовной лирики м. ю. лермонтова?

У Михаила Юрьевича тема любви тесно переплетается с темой свободы. Она непременно «пропитана» разочарованием, разлукой.

Поэт воспринимает свои чувства особенным образом, переживает их.

Создается впечатление, что любовь, как таковая, тяготит его. Он пытается избавиться от нее, но не может. Чувства лишают его ощущения свободы, к которому М. Ю Лермонтов так стремится. В каком-то смысле любовь ограничивает поэта, сковывает его.

Лирические мотивы в творчестве А. С. Пушкина чем-то похожи, но у Лермонтова любовь ассоциируется со страданием, приносит ему определенные муки. Что нехарактерно для столь возвышенного чувства, которое придает легкость.

Автор замыкается в себе, не раскрывается, по этой причине любовь приносит ему боль, неудобства.

Заставляет писать тягостные стихи, в которых он выражает свои эмоции.

В то же время эмоции заставляют поэта особенным образом относиться к избраннице, которая их вызвала. В творчестве это хорошо прослеживается.

В чем же причина такого восприятия? Пожалуй, в индивидуальных особенностях характера, ведь люди творческого плана всегда чувствуют иначе, тоньше. Придавая своим эмоциям особое значение.

Чтобы написать сочинение на тему лирики в творчестве М. Ю. Лермонтова, недостаточно просто прийти в класс и «отсидеть» урок. Необходимо прочувствовать стихи поэта, понять его переживания и эмоции, вызванные этим чувством. Осознать, кому посвящены лирические произведения, и что так восхитило или разочаровало автора.

Слайд 11Мы случайно сведены судьбою, Мы себя нашли один в другом, И

душа сдружилася с душою, Хоть пути не кончить им вдвоём! Так поток весенний отражает Свод небес далекий голубой И в волне спокойной он сияет И трепещет с бурною волной. Будь, о будь моими небесами, Будь товарищ грозных бурь моих; Пусть тогда гремят они меж нами, Я рожден, чтобы не жить без них. Я рожден, чтоб целый мир был зритель Торжества иль гибели моей, Но с тобой, мой луч-путеводитель, Что хвала иль гордый смех людей! Души их певца не постигали, Не могли души его любить, Не могли понять его печали, Не могли восторгов разделить.

Мы случайно сведены судьбою, Мы себя нашли один в другом, И душа сдружилася с душою, Хоть пути не кончить им вдвоём! Так поток весенний отражает Свод небес далекий голубой И в волне спокойной он сияет И трепещет с бурною волной. Будь, о будь моими небесами, Будь товарищ грозных бурь моих; Пусть тогда гремят они меж нами, Я рожден, чтобы не жить без них. Я рожден, чтоб целый мир был зритель Торжества иль гибели моей, Но с тобой, мой луч-путеводитель, Что хвала иль гордый смех людей! Души их певца не постигали, Не могли души его любить, Не могли понять его печали, Не могли восторгов разделить.

Мы случайно сведены судьбою, Мы себя нашли один в другом, И душа сдружилася с душою, Хоть пути не кончить им вдвоём! Так поток весенний отражает Свод небес далекий голубой И в волне спокойной он сияет И трепещет с бурною волной. Будь, о будь моими небесами, Будь товарищ грозных бурь моих; Пусть тогда гремят они меж нами, Я рожден, чтобы не жить без них. Я рожден, чтоб целый мир был зритель Торжества иль гибели моей, Но с тобой, мой луч-путеводитель, Что хвала иль гордый смех людей! Души их певца не постигали, Не могли души его любить, Не могли понять его печали, Не могли восторгов разделить.

Мы случайно сведены судьбою, Мы себя нашли один в другом, И душа сдружилася с душою, Хоть пути не кончить им вдвоём! Так поток весенний отражает Свод небес далекий голубой И в волне спокойной он сияет И трепещет с бурною волной. Будь, о будь моими небесами, Будь товарищ грозных бурь моих; Пусть тогда гремят они меж нами, Я рожден, чтобы не жить без них. Я рожден, чтоб целый мир был зритель Торжества иль гибели моей, Но с тобой, мой луч-путеводитель, Что хвала иль гордый смех людей! Души их певца не постигали, Не могли души его любить, Не могли понять его печали, Не могли восторгов разделить.

Мы случайно сведены судьбою, Мы себя нашли один в другом, И душа сдружилася с душою, Хоть пути не кончить им вдвоём! Так поток весенний отражает Свод небес далекий голубой И в волне спокойной он сияет И трепещет с бурною волной. Будь, о будь моими небесами, Будь товарищ грозных бурь моих; Пусть тогда гремят они меж нами, Я рожден, чтобы не жить без них. Я рожден, чтоб целый мир был зритель Торжества иль гибели моей, Но с тобой, мой луч-путеводитель, Что хвала иль гордый смех людей! Души их певца не постигали, Не могли души его любить, Не могли понять его печали, Не могли восторгов разделить.

Мы случайно сведены судьбою,
Мы себя нашли один в другом,
И душа сдружилася с душою;
Хоть пути не кончить им вдвоём!Так поток весенний отражает
Свод небес далекий голубой
И в волне спокойной он сияет
И трепещет с бурною волной.Будь, о будь моими небесами,
Будь товарищ грозных бурь моих;
Пусть тогда гремят они меж нами,
Я рождён, чтобы не жить без них.Я рождён, чтоб целый мир был зритель
Торжества иль гибели моей,
Но с тобой, мой луч путеводитель.
Что хвала иль гордый смех людей!Души их певца не постигали,
Не могли души его любить,
Не могли понять его печали,
Не могли восторгов разделить.

1832

Стихотворения Лермонтова о любви и их особенности

У Лермонтова тема любви прослеживается в ранних и поздних произведениях. Если говорить кратко, то отыскать это чувство можно во многих стихотворениях поэта.

Естественно, что в юношеском возрасте чувство не приносит Лермонтову радости, о чем он говорит в одном из своих произведений:

«Любовь не красит жизнь мою.

Она как чумное пятно

На сердце, жжёт, хотя темно».

Эти строки Михаил Юрьевич написал, когда ему ещё не было и 17 лет. Но видно, что переживания автора глубоки.

Тема любви переплетается с разлукой, неверностью дамы, разочарованием, итогом является отказ автора от всего:

«Ты знаешь, мира и забвенья

Не надо мне!».

Проблема заключается в том, что лирический герой не ищет пути к сердцу возлюбленной. Он не рыцарь и не готов завоевывать даму:

«И я бы мог быть счастлив; но зачем

Искать условий счастья в былом!».

Сочинение: Тема любви в лирике М.Ю. Лермонтова

(371 слово) Один из выдающихся поэтов золотого XIX века русской литературы — Михаил Юрьевич Лермонтов. В его творчестве встречалось много разнообразных тем. Одной из них была тема любви — вечная, не теряющая актуальность и значимость спустя годы и века.

Как и любое другое чувство, любовь многогранна — это вовсе не одна единственная эмоция. И это свойство любви, безусловно, нашло отражение в лирике М.Ю. Лермонтова. Однако среди прочих граней в его стихотворениях преобладает трагичность любви — не разделённого, мимолётного, часто причиняющего боль чувства. «И ненавидим мы, и любим мы случайно», — пишет поэт. Примечательно, что возлюбленные в произведениях Михаила Юрьевича — не абстрактные образы случайных девушек. Они наделены конкретными индивидуальными чертами.

Любовь у М.Ю. Лермонтова — это смысл жизни. В противном случае — если чувства не будут встречены взаимностью, лирического героя ждёт разлука, одиночество, тоска, печаль, разочарование. Чаще всего так и происходит с героем Михаила Юрьевича — он обманут, страдает от не разделённой любви. Например, в стихотворении «Нет, не тебя так пылко я люблю» М.Ю. Лермонтов пишет:

Вероятно, на столь трагичное восприятие любви повлияла судьба поэта. Отношения с девушками заканчивались разрывом, холодностью. Множество стихотворений на тему любви посвящено Варваре Лопухиной — возлюбленной Михаила Юрьевича. Варвара вышла замуж за другого человека.

Вместе с тем М.Ю

Лермонтов воспринимает любовь как нечто чистое, искреннее, невероятно важное и оберегаемое. Это лишь усиливает тоску и разочарование от того, что эту ценность вдруг разрушают — безответностью, изменой, равнодушием. Бесконечно одинокий лирический герой Михаила Юрьевича чувствует себя отчуждённым в этом мире без взаимной и настоящей любви:

Бесконечно одинокий лирический герой Михаила Юрьевича чувствует себя отчуждённым в этом мире без взаимной и настоящей любви:

Любовь в лирике М.Ю. Лермонтова — это всегда терзания, сомнения, неопределённость, неуверенность в чувствах возлюбленной. И всё это тревожит лирического героя, он глубоко переживает эту боль. В стихотворении «Нищий» читатель находит такие строки:

При этом лирический герой любит самоотверженно, горячо, искренне:

Таким образом, любовь в лирике М.Ю. Лермонтова — это крайне значимая тема

Она воспринимается поэтом как необходимое, важное чувство. Но любовь Михаила Юрьевича исполнена трагизма — она безответна, а лирический герой отвержен или обманут, разочарован. Однако это не меняет отношения поэта к любви в целом — она свята, значима, она — смысл жизни

Однако это не меняет отношения поэта к любви в целом — она свята, значима, она — смысл жизни.

Сочинение про Маргариту

Маргарита играет очень важную роль в романе «Мастер и Маргарита» Михаила Афанасьевича Булгакова. Она является главной героиней произведения, с помощью образа которой автор затрагивает серьезные темы верности и любви.

Сперва Маргарита не принимает участия в сюжете, так как читателю рассказывают о Мастере и его надеждах найти настоящую любовь. Происходит встреча всей его жизни: он встречает Маргариту. Она была обеспеченной девушкой и ни в чем себе не отказывала благодаря мужу, который любил ее и не жалел для нее ничего. Хоть многие и завидовали Маргарите, сама она была несчастна в глубине души из-за недостатка внимания, любви и отсутствия смысла жизни. Встреча главных героев носит некий магический характер: они впервые видят друг друга в переулке и понимают, что влюблены.

Девушка становится для Мастера идеалом и источником вдохновения. Именно она называет его таким образом, впервые ознакомившись со страницами его романа. Маргарита проявляет свое терпение и упорство, которых не было даже у Мастера, во время публикации произведения. Молодой человек отправлял роман в различные издания, но все отказывались печатать его. В свою очередь, Маргарита находит одно издательство, которое принимает роман и соглашается отправить в печать несколько глав. С тех пор начинаются беспрерывные обсуждения Мастера и его творения с негативной стороны. Не выдержав критики и унижений, Мастер сжигает роман и добровольно отправляется на лечение в клинику, где отрекается от Маргариты из-за опасений принести ей страдания.

Маргарита чувствует себя ужасно и подавленно, жизнь проходит мимо нее. Она не выдерживает и обращается с темным силам, с помощью которых превращается в ведьму. Теперь для нее нет рамок и запретов, существующих в реальном мире. Она связывается с нечистой силой, чтобы узнать судьбу своего любимого. Такой поступок поражает даже Сатану, который в знак уважения возвращает сожженные страницы романа. Влюбленные продолжили быть рядом друг с другом, но уже на том свете.

Образ Маргариты в русской литературе стал идеалом преданной, верной и любящей девушки, которая способна на невероятные поступки ради любимого человека. В отношениях Мастера и Маргариты видна постоянная поддержка и забота со стороны девушки.

Слайд 23Графиня, русская писательница. Её знакомство с Лермонтовым относится к началу 30-х

годов. Ростопчина была сестрой товарища Лермонтова пансионских лет С.П.Сушкова. Юный Лермонтов увлекался Ростопчиной и посвятил ей стихотворения «Крест на скале» (1830) и новогодний мадригал «Додо».Однако взаимное дружеское сближение произошло лишь в начале 1841 года. Графиня была участницей прощального вечера 12 апреля 1841 перед отъездом Лермонтова на Кавказ, когда поэт, по её воспоминаниям, настойчиво говорил об ожидавшей его смерти ; уезжая, Лермонтов подарил Ростопчиной альбом, в который вписал посвящённое ей стихотворение «Я верю: под одной звездою».

Евдокия Петровна Ростопчина

(1811/12-1858)

Варенька Лопухина

В студенческие годы, в 1832 году, Лермонтов был представлен русской дворянке Варваре Александровне Лопухиной. Молодые люди полюбили друг друга, причем Лермонтов бережно хранил в сердце образ девушки до самой смерти. Их чувства на тот момент были взаимны, но родители девицы в 1935 году решили выдать ее замуж, подыскав выгодную партию – богатого помещика Н. Ф. Бахметева, который был намного старше ее. Возможно, на брак повлияли слухи об ухаживаниях Мишеля за Екатериной Сушковой.

Любовная лирика Лермонтова принимает новый поворот. Современные литературоведы уверены, что Вареньке Лермонтов посвятил немало своих произведений, стихов и поэму «Демон». Она же, Лопухина, стала прототипом Веры в повести «Герой нашего времени», которую любил Печорин, похожий на самого автора. В драме «Два брата» гений тоже высказывается о неравных браках по расчету, намекая на семью Варвары.

Может быть, и была Варенька верной и покорной женой, но счастливой ей стать не довелось – муж был ревнив и не разрешал даже вспоминать о Лермонтове. Но она так и не смогла забыть поэта.

Ей Лермонтов посвятил стихотворение «Она не гордой красотою».

После ссылки на Кавказ, в 1838 году, Лермонтов виделся с Лопухиной-Бахметевой. К тому времени она уже была больна, и вид ее немного удручал.

Лермонтов посвятил ей стихотворение «Ребенку». В этот период была красива и нежна любовная лирика Лермонтова. Стихотворения трогают до глубины души.

В 1841 году, когда не стало Лермонтова, нервы Варвары совсем сдали, восстанавливать силы она не хотела ни в Москве, ни за границей, потом она сильно ослабла и в 1851 году, когда ей исполнилось всего 36 лет, скончалась. История этой любви запечатлена в романе Лермонтова «Сказки Золотого века».

Вдохновляющие женщины

Словом, любовные стихи Лермонтова всегда ассоциировались с грустью. Среди его вдохновения — такие образы женщин:

Екатерина Сушкова — первое увлечение поэта

Девушка сразу же привлекла его внимание. Она была светской кокеткой на несколько лет старше и не испытывала к нему пылких чувств

Всю обиду своей безответной любви писательница передала в «сушковском цикле», а именно в произведениях «Спасибо!», «Сушкову…». Екатерина не признала молодого человека своим мужем, и их отношения длились с 1830 по 1831 г. Через пять лет молодые люди встретились. Лермонтов стал храбрым гусаром. Узнав, что Екатерина собирается выйти замуж за Лопухина, он поступил хитро и умело, скомпрометировав девушку перед окружающими. В конце концов, он сообщает ей, что не любил ее, а лишь мстил за ее насмешки. Этот рассказ лег в основу неоконченного интимного романа «Княгиня Лиговская».
Варвара Лопухина — главная любовь в жизни Лермонтова. Чувства молодых были взаимными, но родители девушки решили выдать ее замуж за землевладельца N. Ф. Бахметьев. В этих отношениях любовные тексты резко изменились. Поэт посвятил Вареньке много произведений. Так, она является прототипом Веры в рассказе «Герой нашего времени», а в драме «Два брата» автор показывает мотив неравного брака. Брак Лопухиной был несчастливым, муж был очень ревнив, а сама она никак не могла забыть Лермонтова. Лирические стихи поэта в этот период привлекают нежностью и красотой, а произведения глубоко трогают его. Автор понимает, что влюбленные не предназначены друг для друга, поэтому он ищет спасения от мира, любви, окружая себя мученичеством: «Душа моя не может долго жить в земном рабстве…». После смерти Лермонтова женщина вконец ослабела, не смогла оправиться и умерла в возрасте 36 лет. Лермонтов увековечил историю их любви в своем романе «Сказки золотого века».
Екатерина Быхова была дальней родственницей Лермонтова, с которой он познакомился в доме ее тетки. Женщина напомнила ему Лопухина — это видно по его творчеству: «Нет, не тебя я так горячо люблю…». Любовная лирика теряет свою былую силу, в стихах появляется грусть по утраченным чувствам, драматизм. Только с Быковцом Лермонтов был правдив, но постоянно печален, скорее всего, ожидая беды. Женщина была с ним во время дуэли.

А. М. Верещагина

К Александре Михайловне Верещагиной, немного родственнице Лермонтова, поэт испытывал не только родственные чувства, но и был несколько привязан к ней особой нитью. Познакомившись с ней в Москве, Лермонтов начал испытывать к ней некое влечение. Верещагина была умна и с легкостью могла овладеть той или иной ситуацией. Общение с поэтом сразу же дало Верещагиной понять, что перед ней стоит не простой юноша, а талантливый человек. В своих записках к Михаилу Юрьевичу она признавала его необыкновенный дар и говорила: «Надеюсь, что вы не прекратите писать, и я думаю, что вы пишите хорошо». Признание творческой жилки Верещагиной вдохновляло и радовало М.Ю. Лермонтова. Александра Михайловна была знакома со многими произведениями талантливого поэта и бережно хранила их в своих альбомах. По воле судьбы А. М. Верещагина выходит замуж и уезжает жить в Германию. Несмотря на свое замужество, она продолжает переписываться с Лермонтовым и хранить многие предметы о нем в своем замке, в то числе и автопортрет Михаила Юрьевича в бурке.

Верещагиной Лермонтов посвящает стихотворение «Звезда», где пишет о ней как о недосягаемом и волшебном свете, манящем к себе. В тоже время «судьбе в укор», автор понимает, что его любовь к этой женщине безнадежна и не имеет будущего.

Слайд 17Вдовой Марией Алексеевной Щербатовой Лермонтов был увлечен в период с 1839

по 1840 годы. Он не знал, любила она его или нет, но у него было желание бросить к ее ногам весь мир. Молодая вдова, красивая, образованная, Щербатова вела в Петербурге светский образ жизни, но предпочитала балам салон Карамзиных, где, видимо, познакомилась с Лермонтовым. Щербатова высоко ценила поэзию Лермонтова; после чтения у неё «Демона» она сказала поэту: « Мне ваш Демон нравится: я бы хотела с ним опуститься на дно морское и полететь за облака.» По свидетельству А.И.Тургенева, Щербатова испытывала к Лермонтову серьёзное чувство «Сквозь слёзы смеётся. Любит Лермонтова.». 

Щербатова Мария Алексеевна

(1820-1879)

Заключение

Исследуя прозу Лермонтова, филолог Виноградов пришёл к заключению, что поэт умело соединил в единое целое творения пушкинской эпохи в виде средств выразительности. Кроме того, поэт осуществил совершенно новое стилистическое явление, где переплетаются стихи и проза культурной русской речи. Писатель сумел вместить в роман «Герой нашего времени» все литературные жанры, которые существовали до XIX века. Все они объединились и были выражены личностью центрального героя.

Значение творчества Лермонтова отмечали его современники. Ознакомившись со страницами «Героя нашего времени», Гоголь сказал, что ещё никто так правильно и красиво не писал прозой в отечественной литературе. Чехов советовал учиться прозе именно у Лермонтова.

Таким образом, «Герой нашего времени» проложил дорогу отечественному психологическому, а также идеологическому роману. Его идеи воплотились в творчестве Достоевского, Гончарова, Тургенева и Толстого. Лермонтов добился философского звучания, а также идеологической глубины в романе путем углубления психологического анализа в портрете характеров своих героев. Значение творчества Лермонтова для молодого поколения 21 века очень велико. Необходимо знать и понимать все заслуги поэта в области русской литературы.

Постигайте глубину русского языка, читая классические произведения отечественных писателей.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Образовайка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: