Анализ поэмы пушкина руслан и людмила

Сочинение на тему «руслан и людмила» а. с. пушкина

Александр Сергеевич Пушкин

(1799-1837)

Александр Сергеевич Пушкин — великий русский поэт, которого ещё при жизни называли гением.

Он родился 6 июня 1799 г. в городе Москве. Его отец, Сергей Львович, принадлежал к старинному дворянскому роду. Мать писателя, Надежда Осиповна, была внучкой Ибрагима Ганнибала1, выходца из Африки, который попал в Россию при Петре I.

Александр получил хорошее домашнее воспитание. Он свободно читал и говорил по-французски. Пристрастившись к чтению в девятилетием возрасте, он много времени проводил в отцовской библиотеке. Его отец писал стихи, а дядя, Василий Львович Пушкин, был признанным в то время поэтом. В родительском доме часто бывали известные писатели — Н. Карамзин, В. Жуковский, К. Батюшков, И. Дмитриев. Неудивительно, что юный Пушкин рано начал писать стихи.

Первые детские впечатления Александра связаны с Москвой и с русской деревней. В подмосковном имении бабушки, Марии Алексеевны, он слышал народные песни. Его воспитывали не только гувернёры-французы, но и русские учителя. С детских лет А. Пушкин помнил сказки, которые рассказывала ему няня — Арина Родионовна. Они пробуждали творческую фантазию будущего поэта и позже вдохновили его на создание собственных сказок. В «Сказке о попе и о работнике его Балде», «Сказке о царе Салтане» и «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях» А. Пушкин творчески использовал отдельные элементы тех народных сказок, которые услышал от няни.

Стихотворения, написанные Александром в период учёбы в Царскосельском лицее, печатались в известных журналах. Это было начало пути А. Пушкина в большую литературу.

1 Ганнибал И. П. (1697-1781) — русский военный инженер, сын эфиопского князя, камердинер и секретарь Петра I. Александр Пушкин увековечил его в повести «Арап Петра Великого».

Народную и пушкинскую сказку объединяет личность сказителя, от имени которого ведётся повествование, похожие зачины и концовки, борьба между добром и злом, в результате которой побеждает добро. Создавая свои сказочные произведения, поэт ориентировался не только на русский фольклор. Например, сюжет «Сказки о рыбаке и рыбке» был распространён в фольклоре разных народов. Похожий сюжет встречаем в сборнике сказок братьев Гримм («О рыбаке и его жене»). Отдельные мотивы «Сказки о золотом петушке» заимствованы из «Легенды об арабском звездочёте» американского писателя Вашингтона Ирвинга.

Пушкинские сказки — это не переделки народных сказок и не подражания им. Они являются сказочными поэмами, которые созданы великим мастером стиха. Большинство из них он написал в период расцвета творческих сил — в 1830-е годы.

Литературный комментарий

В древности на окраине Афин, недалеко от храма Аполлона Ли-кейского, существовала школа, основанная древнегреческим философом Аристотелем. Эту школу называли Ликеем, или Лицеем.

Учитывая опыт древности, в России в 1811 г. по указу императора Александра I в Царском Селе также был открыт лицей, который тогда называли Императорским, или Александровским, а сегодня именуют Пушкинским. Имя Пушкина носит не только лицей.

Царское Село переименовано в город Пушкин. Здесь, в лицейском

садике, в 1990 г. был установлен Памятник А. Пушкину, памятник Пушкину-лицеисту. Скульптор Р. Бах. г. Пушкин

Ю. Волкович. Иллюстрация к поэме А. Пушкина «Руслан и Людмила». 2009 г.

Сказочные герои в поэме А. Пушкина «Руслан и Людмила»

Я очень люблю сказки А. Пушкина. Не раз воображала своих любимых героев и странствовала с ними по сказочному свету. Любуясь лебедем, я еще и до сих пор верю, что он вот-вот обернется прекрасной царевной, а черный кот может рассказывать сказки, как во вступлении в поэму «Руслан и Людмила»:

У лукоморья дуб зеленый,

Золотая цепь на дубе том.

И днем, и ночью кот ученый,

Все бродит по цепи кругом.

«Руслан и Людмила» — одна из самых любимых моих сказок. Она похожа на историческую поэму. А. Пушкин интересовался древнерусской историей, и в произведении это ощущается.

С первых строк сказки возникает перед нами могущественный киевский князь Владимир, который отдает свою дочь замуж за самого храброго воина Руслана. Руслану завидуют Рогдай, Фарлаф и хан Ратмир, на первый взгляд, кажется, тоже достойные молодцы, которые также любят Людмилу. Счастье молодых кажется безграничным. Однако, когда влюбленные остались сами в спальные, неизвестная сила из рук Руслана вырвала Людмилу и понесла прочь.

Узнав о тайном исчезновении дочурки, князь Владимир свой страшный гнев обрушил на зятя. И тогда Руслан отправляется на поиски Людмилы. Блуждая по миру, он на каждом шагу проявляет свой богатырский дух.

Много препятствий было на пути Руслана. Однако он встречал и добрых людей. Например, волшебник Финн, который помогал Руслану в поисках Людмилы. Затем пришлось рыцарю выдержать поединок с головой воина, который имел чрезвычайную силу. А потом он тоже помог Руслану найти царство злого Черномора, который в сказке является воплощением зла.

Несмотря на то, что Черномор владел сверхъестественной силой, Руслан победил его, нашел свою Людмилу и даже использовал голову Черномора в борьбе с врагами.

Злую силу в сказке олицетворяет колдунья Наина, которая ставила препятствия Руслану. Еще бы я назвала злой силой Рогдая, Фарлафа и Ратмира. Они одновременно с Русланом отправились на поиски красавицы Людмилы. Но ни один из них не проявил ни мужества, ни терпения. Рогдай старался коварно убить Руслана, Ратмир влюбился в другую и остался с ней. А Фарлаф убил Руслана, когда тот, победив Черномора, возвращался со спящей Людмилой в Киев. Однако добрый волшебник Финн снова помог Руслану. Он его оживил.

Со временем мы уже видим Руслана как мужественного защитника родной земли на поле боя с вражескими полчищами печенегов, которые в то время напали на Киев:

…в поле меж врагами,

Блистая в латах, как в огне,

Чудесный воин на коне

Грозой несется, колет, рубит

И, конечно ж, всю поэму озаряет героиня Людмила. А. Пушкин изображает ее красивой и нежной. Она любит Руслана, глубоко страдает во дворце Черномора, в его роскошных садах, старается спрятаться от колдуна. Вот такие разнообразные герои этой сказки. Сияние счастья на стороне молодости и любви. Побеждает добро, наказано зло.

Это интересно: Анализ и текст «Бородино» — стихотворения М. Ю. Лермонтова.

Литературные особенности «Руслана и Людмилы»

Совершенно так же построена поэма Пушкина «Руслан и Людмила». Сравнительно с романами Чулкова и Попова, в ней нет ни одного нового мотива, но зато она грациозна, удивительно свежа, вся пропитана тонким остроумием, блещет яркостью красок и легкой примесью изящного эпикуреизма, который так характерен для многих пушкинских произведений лицейского периода. Рыцарские авантюрные мотивы, которые у многих писателей разрабатывались серьезно, в поэме Пушкина разработаны шутливо: скептицизм XVIII века, влияния Вольтера, Виланда, Гамильтона, Лафонтена внесли в юношескую поэму Пушкина эту своеобразную окраску, сближая её с «пародиями» на рыцарские романы. Таким образом, ироническое отношение автора к содержанию своего произведения и, в то же время, полное неумение разобраться, что в сказочных мотивах имеет народное происхождение, а что – книжное, помешали первому произведению Пушкина сделаться истинно «национальным». К достоинствам поэмы надо отнести прекрасную форму, легкий, игривый стиль, бодрое, задорное настроение, которое пронизывает всё это произведение, ярко и полно выразившее идеалы и настроения лицейского периода.

Романтизм любви и неизбежность рока

Конечно, именно любовь играет в романе главную роль. Вокруг этого замечательного чувства строится весь сюжет произведения. Но А. С. Пушкин смог показать саму суть и многогранность любви. Не секрет, что она пробуждает в человеке огромные силы, является опорой для многих великих свершений. Но всегда ли? И все ли люди правильно осознают этот мощный дар?

Поэт показывает, как любовь вскрывает все уголки человеческой души. У истинных героев она пробуждает дополнительные силы и устремления к борьбе со злом, а низменные натуры под её влиянием вынашивают коварные планы. Сразу появляется вопрос: «А любовь ли этому причиной?». Конечно, нет. Поэт говорит о Руслане:

Чего больше в мыслях у витязя: страсти или любви? Он, как и его неудачные соперники, которые на пиру не едят и не пьют, а только «в душе несчастные таят любви и ненависти яд».

Ещё одна «неразлучимая парочка», на которую А. С. Пушкин указывает внимательному читателю, — ненависть и любовь. Поэт как бы предлагает задуматься вместе с молчаливыми витязями над тем, есть ли в душе у человека любовь, когда его обуревает ненависть, или нет, могут ли эти противоположные чувства ужиться вместе.

Известно, что истинность любви проверяется именно поступками. Подтверждая это, поэт кратко и ярко обрисовывает действия и чувства героев в минуты постигшего горя:

  1. Царь Владимир: «На зятя гневом распалясь».
  2. Витязи-соперники: «Мы рады весь изъездить мир».
  3. Жених: «Руслан уныньем как убит».
  4. Черномор: «Он только немощный мучитель прелестной пленницы своей».
  5. Старик Финн: «Решился в грусти безотрадной Наину чарами привлечь».
  6. Людмила: «…в волнах решилась утонуть, однако в воды не прыгнула и дале продолжала путь».

Любовь — это уникальное чувство, не поддающееся никакой грубой силе, будь она материальная, духовная или колдовская. Это дар, получаемый не за вздохи или лживые дифирамбы. Истинную любовь не интересуют сверкающие каменья. Даже отважный витязь с кровью на мече может услышать: «Герой, я не люблю тебя!».

Делая разбор стихотворения, следует выделить ещё одну важную тему — неизбежность роковых свершений. Злобному колдуну Черномору открылась тайна:

Но все его действия, направленные на нейтрализацию угрозы, только стимулируют её осуществление. Колдун «умён как бес и зол ужасно», поэтому легко обводит вокруг пальца своего брата-великана и даже собственноручно исполняет первую часть жуткого предсказания. Но он такая же марионетка в руках рока: добыв заветный меч, он только приблизил ножницы богини Атропос к нити своей судьбы.

Почти так же печальна судьба Финна, который ещё в молодости услышал «Пастух, я не люблю тебя!» и не понял, что ключевое слово здесь не «пастух». Его молодые чувства не позволили заметить истинную душу красавицы.

Жанр «Руслана и Людмилы»

По своему жанру «Руслан и Людмила» принадлежит к тем поэмам и романам конца XVIII и начала ХІX века, в которых ясно сказалось тяготение к творчеству в «национальном» духе. Для его полного осуществления нужно было только проникнуться духом народа, нации. К этому Пушкин пришёл гораздо позднее, в период жизни в селе Михайловском. Теперь же он стоял так же далеко от понимания народа, как его предшественники в этом смысле Чулков, Попов, Карамзин и др. Поэтому все его первые «национальные произведения» отразили на себе влияния ложноклассицизма , сентиментализма и волшебно-рыцарских романов
. Истинная же русская «народность» здесь выразилась ещё очень слабо. Тем не менее, в тяготении к народному, в интересе к родному творчеству содержался великий смысл.

Пушкин был неправ, называя содержание своей поэмы «делами давно минувших дней», «преданьями старины глубокой». Определяя свое произведение так, он стоял на обычной точке зрения, которая не только в народных былинах, но и в романах Чулкова видела поэтические воспоминания о действительных фактах русского прошлого.

По жанру «Руслан и Людмила» тесно примыкает к поэмам Ариосто , Боярдо , к романам-пародиям Виланда («Оберон») и пр., лишь с тем отличием, что в русские подражания вставлены имена русских богатырей, имена, взятые из былин, а иногда и вымышленные.

Как все волшебно-рыцарские романы и поэмы («Амадисы
», «Пальмерины», «Большой Морганте », «Неистовый Роланд »), так и романы Чулкова и Попова построены на шаблонных схемах: рыцари разыскивают красавиц, похищенных чародеем, или каким-нибудь насильником. Для освобождения красавицы нужно преодолеть ряд трудностей, испытаний, надо вооружиться особыми «талисманами», «волшебными мечами», «копьями» и пр. Подвиг, конечно, удается; чародей оказывается побежденным, и благодарная красавица награждает своею любовью избавителя-рыцаря. Здесь присутствуют и добрые чародеи, помогающие герою советом, или делом, и волшебные замки, с очарованными красавицами, и соблазны, и ужасы…

Картина художника Н. Ге на сюжет «Руслана и Людмилы» Пушкина

История создания

По некоторым данным Пушкин задумал написание этой сказочной поэзии с «богатырским духом» еще во время своего лицейского обучения. Но приступил он к работе над ним значительно позже, уже в 1818-1820 годах. Стихотворная поэма создавалась под влиянием не только исключительно русского фольклорного творчества, здесь еще явственно чувствуются мотивы произведений Вольтера, Ариосто. Имена для некоторых персонажей (Ратмир, Фарлаф, Рагдай) появились после прочтения Пушкиным «Истории государства российского».

В данном поэтическом произведении автор искусно соединил старину, моменты русской истории и время, в котором жил поэт. Например, образ Руслана у него сродни образу легендарных русских богатырей, он такой же храбрый и мужественный, а вот Людмила благодаря своей некоторой беспечности, кокетливости и легкомыслию, наоборот ближе к барышням именно пушкинской эпохи. Самым важным для поэта была показать в произведении торжество добра над злом, победу светлого начала над темными, мрачными силами. После появления в 1820 году поэмы в печати, она практически сразу принесла поэту заслуженную славу. Отличаясь легкостью, ироничностью, возвышенностью, грациозностью и свежестью она являлась глубоко оригинальным произведением, в котором были талантливо перемешаны различные жанры, традиции и стили, сразу покорявшие умы и сердца читателей того времени. Некоторые критики осуждали использование в поэме нарочито простонародных оборотов речи, не всем была понятна необычная техника автора и непривычная позиция его как рассказчика.

Анализ поэмы Пушкина «Руслан и Людмила»

Наслаждениям молодой жизни Пушкин отдавался таким же упоением, как отдавался литературе, как отдавался высоким идеям и свободным мыслям. Интересно, что за весь 1818 г. он почти вовсе не пишет писем, да и стихов пишет не так много. Ему явно не до них. Он весь в кружении, в забавах и соблазнах большого города. 27 октября 1819 г. он пишет ГГ. Б. Мансурову о своем образе жизни и говорит о шампанском, актрисах, картах. Но тут же он говорит и о «Зеленой лампе»: «Зеленая лампа нагорела — кажется, гаснет — а жаль. ». И здесь же делает политические признания: «Поговори мне о себе — о военных поселеньях. Это все мне нужно — потому, что я люблю тебя — и ненавижу деспотизм. ».

Для Пушкина все это не разное, а части единого: все это жизнь. Он пьет жадно весь кубок жизни — весь, не избирательно; он все хочет вкусить и опробовать. И ему, поэту, это оказывается полезным: полнота его жизни ведет к полноте творчества.

Первые два года пребывания Пушкина в Петербурге, сравнительно с более поздними годами, не слишком заполнены творчеством. Белинский был отчасти прав, когда говорил о «самобытных мелких стихотворениях» Пушкина, которые «не восходят далее 1819 года»19. Жажда прямого познания жизни, интерес к самым различным ее проявлениям на время замедлили творческую деятельность Пушкина. Замедлили, но не остановили. Он и теперь создает немало истинно поэтического в лирическом роде.

От Державина в пушкинской оде «Вольность» особенный, умеренно-архаический стиль, ее возвышенны торжественно-высокий язык. Еще совсем недавно Пушки пародировал Державина. Теперь он обращается к нем; потому что именно в нем, в его стихах видит образе языка гражданской поэзии.

Стихотворение написано в том высоком стиле, в каком писалась ода «Вольность» и в каком будут написаны позднее его другие стихи на тему поэта. Несомненно — признаки стилистические являются тому доказательством,— что стихи гражданские и вольнолюбивые и стихи о поэте уже в ранний период его творчества осознавались Пушкиным кок близкие, едва ли не одного и того же рода.

Поэма-сказка Пушкина основана на свободной поэтике. В этом мире поэтической свободы Пушкин чувствует себя, как никто другой из его предшественников и современников, «власть имеющим». «„Руслан и Людмила»,— писал Кюхельбекер,— поэма, в которой, при всех ее недостатках, более творческого воображения, нежели всей остальной современной русской словесности».

Сюжет поэмы — типично сказочный. Похищение невесты, поиски ее, мотив соперничества, пребывание героини в заколдованном царстве, совершение подвигов для ее спасения, счастливый конец — все это похоже на сказку. Повествование в поэме движется характерно сказочными приемами, но по ходу его, внутри сюжета, происходит постоянное столкновение сказочного и самого обыденного, фантастического и бытового. Колдунья оказывается не только злой, но и жалкой старухой, чародей Черномор — немощным стариком, волшебницы — более чем легкомысленными девицами, сказочная ужасная голова морщится, зевает и чихает. Авторская ирония, которая, как мы уже, но только разрушает строгие жанровые каноны.

  • Уж он приблизился: тогда
  • Княжа с постели соскочила,
  • Седого карлу за колпак
  • Рукою быстрой ухватила,
  • Дрожащий занесла кулак
  • И в страхе завизжала так,
  • Что всех арапов оглушила.

Поэтическая шалость и поэтическая шутка Пушнина — вовсе не безделка. Для него это всегда путь к этической свободе и к художественным открытиям. «Руслан и Людмила », заметил Б. В. Томашевский, «была поэмой, обращенной не к прошлому, а к будущему» 2в. Она намечала пути дальнейшего движения пушкинского гения. В ней вырабатывались те формы, которыми, усовершенствовав их и преобразив, Пушкин воспользуется В зрелых своих созданиях. В частности — в «Евгении Онегине».

Несомненно, что между первой пушкинской поэмой и его романом в стихах есть глубокая внутренняя преемственность, которую и сам Пушкин осознавал. Она заключается прежде всего в самих принципах художественного создания. Процесс одновременного разрушения и создания жанра, характерный для «Руслана и Людмилы», происходит и в «Евгении Онегине». В «Евгении Онегине» Пушкин разрушает традиционные формы романа.

Новизна «Руслана и Людмилы»

Очень важно, что для стариков-псевдоклассиков поэма Пушкина показалась «проказницей». Это и было «новое слово», внесенное Пушкиным; за это превознесли его друзья-«арзамасцы», за это на него напали старики

Вся сотканная из старых поэтических формул, поэма Пушкина была нова своим свободным отношением к литературным традициям. Она не была романтическим произведением. Фантастика «Руслана и Людмилы» не та, которая была свойственна романтизму. Романтизм относится к своим чудесам с «верой» (ср. сочинения Жуковского), а у Пушкина отношение к фантастике такое же, какое мы встречаем в волшебных сказках XVIII-го века: скептическое, ироническое. Поэма была «вызовом» творчеству «старому», связанному правилами, подчиненному морали, тусклому и однообразному… Тот факт, что около этого юного произведения в русской критике разгорелась ожесточенная полемика, доказывает всю важность «Руслана и Людмилы».

Основные черты и характеры героев

Образы персонажей сюжета многогранны. Главные герои и представители класса князей — Руслан и Людмила. Анализ произведения А. С. Пушкина позволяет сделать вывод, что эти два собирательных образа имеют лучшие черты правителей тех времён:

  1. Богатырь Руслан, спасая свою возлюбленную, проявляет волю, характер, силу и мужество. Ему чужды надменность, кичливость и коварство. Он не отягощён гордыней и с благодарностью принимает помощь Финна. Руслан не презирает побежденных врагов и отдаёт последнюю дань поверженной голове, показав ей безбородого карлика. У него белокурые волосы, символизирующие благородство души и чистоту замыслов.
  2. Людмила — это женственность и красота. Ей, как и любой девушке, необходима помощь рыцаря, который пойдёт на всё ради спасения невесты. У героини тонкий стан, золотистые кудри, но при этом она способна проявить волю и силу духа. В образе Людмилы показан портрет идеальной невесты, беззаветно преданной своему жениху.

Руслан — это символ русских богатырей, а Людмила иногда беспечна и легкомысленна, что типично для барышень пушкинского времени. Многие другие персонажи вобрали в себя все возможные отрицательные человеческие черты:

  1. Злодей Черномор необычайно хитер, коварен и способен на подлости, что ярко отражается в его внешности: старый, невысокий, с длинной чёрной бородой. Колдун Черномор — самый могущественный враг Руслана.
  2. Витязи, соперники Руслана, даже не стоят отдельного внимания. Их краткая характеристика такова: они коварны, хитры и себялюбивы. Похотливость, трусость и гордыня — силы, которые движут их поступками.
  3. Князь Владимир-Солнце — персонаж довольно скользкий. Это прославленный официальными историками правитель, но А. С. Пушкин ничем его не выделяет. Наоборот, складывается впечатление, что киевский князь — это гневливый любитель пиров и застолий. Даже во время опасности он не предпринимает решительных действий, а плачет и страдает из-за утраты дочери.

Вариант 2

Одним из главных шедевров А.С. Пушкина является произведение «Руслан и Людмила». Читая поэму, читатель попадает в сказочный мир. Эта сказка захватывает и завораживает. «Руслан и Людмила» — это поэма, былина и сказка в одном произведении.

Пушкин взял всего по не многу из русских народных сказок и соединил все в одном произведении. У поэта имеется своя оригинальная и особенная манера изложения мыслей.

Руслан подобен богатырю, он совершает огромный подвиг. Парень борется с Черномором, что бы спасти свою любимую Людмилу. Князь Владимир выступает в роли мудрого и справедливого правителя. Руслан по описанию очень похож на легендарного Илью Муромца. Он большой, сильный и могучий. Людмила же представляет собой настоящую женщину. Она легкомысленна, красива, элегантная, нежная с утонченными чертами. Она любит кокетничать. Она живет беспечно.

Поэма написана простым и красочным языком. В произведении много лирики. Суть сказки проста. Автор хотел показать читателям то, что добро намного сильнее зла, а гуманизм способен подавит коварство и ложь.

Автор написал стихотворение в необычной манере. Раньше подобные произведения писали с использованием высокопарных слов и замысловатых предложений. Но, А.С. Пушкин сделал поэму мягкой, простой, легкой и плавной. Ее легко и приятно читать.

Автор мастерски собрал в одном произведении несколько видов сказок. Поэма выглядит целостной и полноценной. Много интересных деталей и мелочей присутствует в стихотворении. А.С. Пушкин применил свою поэтическую фантазию в полной мере. В произведении можно встретить волшебника, волшебный меч-кладинец, магическую шапку – невидимку, мертвую и живую воду. Все это переплетается в поэме и делает ее более интересной и захватывающей. 

В произведении можно увидеть патриотический посыл. Все это заметно в поведении и словах героев. Главной идеей стиха является любовь к родине. В действиях и речах персонажей поэмы отчетливо виден русский характер. Поэт использовал много простонародных выражений, понятных каждому речевых оборотов.

Главной особенностью сказки является то, что А.С. Пушкин использовал лирические отступления. Это придает изюминку произведению и показывает чувства поэта, который всей душой переживает за сказочных персонажей.

Произведение «Руслан и Людмила» это жемчужина русской литературы. Это наша гордость. Сказка не имеет больше аналогов.

Образы героев в поэме «Руслан и Людмила»

Особенности языка поэмы

Главной мыслью поэмы является подвиг человека ради настоящей любви, готовность ради нее победить любое зло. Руслан – преданный возлюбленный, бесстрашный витязь. Победа над полчищами печенегов, осадивших Киев, напоминает подвиги былинных богатырей над врагами.Символическим торжеством «русской силы» над «кознями вероломства» стала покорение Черномора Русланом. Духовным наставником Руслана в борьбе со злом стал мудрый волшебник Финн. В молодости он был пастухом, воином. Ради любви он стал изучать магию.

Красавица Людмила – верная жена Руслана. Ее не прельщают богатства Черномора. Она великодушная, добрая и озорная, но способна проявить твердость характера, протестуя против неволи и принуждения. Шутливо изображена ее девичья непосредственность и жизнелюбие: в плену у Черномора она, решив отказаться от еды и покончить с собой, о смерти «подумала – и стала кушать».

Автор с иронией характеризует трех соперников главного героя, которые своими поступками лишь оттеняют глубину его чувства к Людмиле. Мрачный и жестокий Рогдай страдает безумной страстью;любовь томного хазарского хана Ратмира была недолгой; горлопану, трусу, обжоре и пьянице Фарлафу княжна нужна ради положения и богатства.

Пушкин иронично, как в русских былинах, изображает князя Владимира Красное Солнышко, правителя Киевской Руси. Он заботливый и щедрый отец, гостеприимный и радушный хозяин, но бывает своенравным и несправедливым. После похищения дочери, он нарушает данное Руслану слово, не верит ему и обещает выдать Людмилу замуж за любого ее спасителя. Когда Киеву угрожает опасность от печенегов, князь беспомощен, надеется на защиту богатырей.

Черномор – уродливый карлик с длинной бородой, в которой скрыта колдовская сила. Он страшен не только внешне, у него порочная и злая натура. Из зависти он обманул и обезглавил собственного брата-великана, вероломно похитил чужую жену. Лишенный своей волшебной силы, слабый духом Черномор остается всего лишь жалким карликом. Силы зла воплощает также злобная, коварная и хитрая старуха Наина, напоминающая Бабу-Ягу.

Помимо сказочно-былинного содержания, новаторским был язык поэмы, разрушивший нормы дворянского языка. Он был простой и понятный, близкий к живой народной речи, изобилующий простонародными выражениями. Многие осуждали автора за наличие в поэме «низких» слов «площадного» языка, не отвечающих требованиям «хорошего вкуса».

Анализ поэмы «Руслан и Людмила»

Среди большинства сказочных произведений Пушкина поэма «Руслан и Людмила» поставлена неким особняком. В ней тесно переплелись чувства и события, присущи реальности и настоящим людям с мифическими персонажами, магией и волшебством.

Так, поэма начинается с волшебного дуба у лукоморья, где рассказывает разные сказки кот ученый, а русалки расселись на ветвях дуба, и все вокруг напоено магией и чародейством.

Затем поэт переносит читателя на роскошный свадебный пир, где во главе стола сидят новобрачные – Руслан и Людмила, вполне реальные молодые люди. Людмилу выдает замуж князь Владимир, и Руслан с восхищением смотрит на свою красавицу-невесту. Но до брачного ложа дело не доходит – в самый разгар девушку похищает Черномор. По описанию Черномор является маленьким злым карликом с неприлично длинной бородой. Причем поэт так расписывает эту одиозную личность, что создается ощущение отдельного существования чародея и бороды!

Начинается действо перед очами Людмилы – когда арапы вносят «бороду старца на подушках!»

Образ чародея в поэме монументален, он несет в себе отрицательные черты. Похищение им Людмилы посреди свадебного застолья олицетворяет лишение людей мирских добродетелей и благ. Ведь Людмилу Пушкин наделил поистине ангельскими чертами, он старается везде это подчеркивает. Так например он описывает песню Леля, который славит «… Людмилу-прелесть…», или сама Людмила, находясь в чертогах старца-волшебника, любуется собой. Поэт подчеркивает золотистость кудрей Людмилы, лилейность плеч, небрежность в том, как она расчесывает свои густые волосы.

При этом красавица умеет за себя постоять, когда с испугу, впервые увидев Черномора, она «рукою быстро ухватила … седого карлу за колпак» и отчаянно завизжала. Тут уж сам волшебник от страха упал и даже запутался в собственной бороде. Отдельного внимания заслуживает еще одна героиня – Наина. Поистине ее женская судьба во многом трагична. За образом злой колдуньи скрывается «…старушка дряхлая, седая», у нее сверкающие впалые глаза, трясущаяся голова и горб на спине. А ведь сама старуха рассказывает о временах, когда была потрясающей красавицей.

Ее любви добивался Черномор. Маг похитил ее и очаровал, но прошло время, и влюбленная Наина была отвергнута колдуном, поэтому она обратила свои чувства в чародейство и стала колдуньей.

Но в конце поэмы добро побеждает зло – Руслан проходит все препятствия, находит свою невесту и побеждает Черномора. Пристыженный чародей поступает на службу к Владимиру – отцу княжны Людмилы.

Если статья оказалась для вас полезной, то поделитесь ей с друзьями через социальные сети и оставьте свой комментарий. Потратив всего 10 секунд своего времени на два клика по кнопки соцсети, Вы поможете нашему проекту. Спасибо!

Анализ произведения Руслан и Людмила для 10 класса

Произведение является уникальным поэтическим творением, в котором используется гротескный, фантастический, сказочный сюжет с применением приемов простых лексических оборотов и методов авторской ироничной мысли.

Структура поэмы состоит из шести песенных частей и в своем начале имеет посвящение, в котором указано, что произведение написано для чтения девицами-красавицами. Произведение написано с использованием четырехстопного ямба, тройных, четвертных рифм, нестесненных с их правильным чередованием. Применение данного литературного метода дает возможность свободному передвижению авторских интонаций, которые плавно переходят от шутливой иронии к мягкой, певучей лирики и романтизму.

На всем протяжении произведения автор использует пересечение сказочных мотивов с былинными текстами, которое в своем единстве образуют гармонию целостности, объединенную авторской идеей. Поэтическая фантазия перерабатывает сказочные идеи, объединяя в поэме волшебников, шапку-невидимку, ожившую голову великана, волшебный меч, живую и мертвую воду, помогающие воскрешению главного героя, волшебный перстень, способный снять очарованный сон Людмилы.

Помимо применения сказочно-былинных основ поэмы поэт использует в написании произведения языковой прием, отражающий свободу, простоту живого народного языка, выражающегося в изобилии простонародных фраз, речевых оборотов и слов.  

Раскрывая образ молодого жениха Руслана, являющегося одним из основных персонажей поэмы, автор описывает его в качестве типичного русского былинного богатыря, напоминающего по своей размашистости, храбрости и могучести легендарного Илью Муромца. Образ Людмилы приближен поэтом к женщинам, жившим в пушкинскую эпоху отличающимся беспечностью, кокетством и легкомыслием.

Сюжетная линия поэмы выстроена по особому шаблону, присущему сказочным произведениям, в которых положительный герой спасает возлюбленную от мифического злодея, преодолевая на своем пути трудности при помощи волшебных талисманов и оружия. Однако при этом поэма отличается удивительной грациозностью, свежестью, тонким остроумием, яркостью красок с вкраплением эпикурейских ноток, присущих творчеству поэта того периода.  Внутри сюжетного повествования поэт применяет пересечение сказочных, волшебных, фантастических моментов с самыми обыденными, бытовыми вещами, когда Черномор оказывается не только сильным колдуном, но и немощным старцем, гигантская голова способна зевать, чихать, в образе колдуньи проявляется жалкая старуха, а в роли волшебниц – легкомысленные девицы. Такими приемами автор разрушает строго установленные жанровые особенности, привнося в поэму авторскую иронию и задор.

Необычностью произведения является и применение поэтом внефабульных лирических отступлений, которые придают поэме ощущение личного тона рассказчика, переживающего за героев.

Значение знаменитой поэмы трудно переоценить, поскольку пушкинское литературное произведение не имеет аналогов в мировой поэзии.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Образовайка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: