Сюжет и тема
Главный персонаж романа Гай Монтэг работает пожарным и его основная задача – сжигать дома, в которых были обнаружены «запрещённая» литература. Он очень любит свою работу, но порой втайне от всех забирает некоторые книги из сожжённых домов. Монтэгу также очень нравится прогуливаться по ночам и так он однажды знакомится со своей соседкой – Клариссой Маклеллан. Эта девушка значительно отличается от всех жителей города. Она очень любит говорить о природе, чувствах и книгах. Кларисса полностью изменила мышление Гая. Он не может больше нормально выполнять свою работу, решает вообще её бросить и притворяется больным.
Брандмейстер Битти даёт ему время успокоиться, утверждая, что такие моменты бывают у каждого пожарного. Он напоминает ему об «истинном» предназначении их работы, о жизни в современном обществе. Битти также напоминает Гаю о том, что он должен сжечь украденную литературу.
После разговора с Битти Гай пытается разобраться в своих чувствах и мыслях. Он достаёт из вентиляции-тайника украденные им книги и начинает читать, желая понять их смысл.
Монтэг просит помощи у жены, однако она отказывается, говоря, что он их погубит
Потом женщина вообще перестаёт обращать на него внимание и продолжает заниматься своим привычным делом: надевает «Ракушки» и слушает «родственников» по телевизору
Монтэг вспоминает о старике, которого он повстречал год назад. Фабер когда-то был профессором английского языка. Монтэг общался с ним, хотя поначалу очень напугал старика
Когда он немного успокоился, даже прочитал наизусть несколько стихов и оставил адрес его дома на случай, если старик привлечёт внимание пожарных. После неудачного разговора с женой Монтэг находит карточку Фабера
Он звонит ему и приезжает к нему с просьбой научить понимать смысл прочитанного. Во время разговора они разрабатывают план, с помощью которого можно пойти против системы. Старик даёт Гаю приёмопередатчик, который похож на слуховой аппарат. Союзники договариваются о плане действий: сделать копии нескольких книг с помощью знакомого старику печатника и дождаться войны.
Монтэг приходит на работу с приёмопередатчиком в одном ухе. Этим же вечером в гости к Монтэгам пришли две их соседки – мисс Клара Фелпс и миссис Бауэлс. Пожарный рассердился из-за их пустого разговора и прочёл им стихотворение «Берег Дувра». Конечно же, девушки и Милдред рассказывают об этом пожарным, и Битти специально всё подстраивает так, чтобы Монтэг сам сжёг свой дом. За Гаем в это время наблюдают пожарники и робот-пёс. Монтэг сжигает свой дом, потом убивает и спровоцирующего его брандмейстера, оглушает двух пожарников и сжигает робота. Но пёс всё-таки успевает его задеть прокаиновой иглой и одна нога Монтэга онемевает. Это на некоторое время замедляет его движение. Его уже вовсю разыскивает полиция.
По дороге Монтэга чуть не сбивает машина, но его спасает падение. Бывший пожарник продолжает идти к дому одного из своих коллег Блэка, чтобы подкинуть книги. Сделав своё дело, он отправляется домой к Фаберу. Там, при помощи маленького телевизора, он более подробно узнаёт о своём преследовании. Гай советует своему союзнику избавиться от следов его пребывания здесь, чтобы не подставлять Фабера. Они договариваются встретиться через неделю-две в Сент-Луисе, если останутся живы. Монтэг собирает чемодан со старыми вещами союзника и уходит.
Монтэг идёт к реке и, переодевшись на берегу, заходит в воду. Течение его подхватывает и уносит подальше от города. Полиция, потеряв его след, уходит обратно в город. Через некоторое время Монтэг выходит из воды, находит железнодорожную колею, о которой говорил ему Фабер. Затем он замечает вдалеке огонь и идёт на его свет. Там он встречает группу, люди которой относятся к нему очень дружелюбно и помогают окончательно запутать следы. О его ситуации они знали уже давно, так как у них был портативный телевизор. Вместе с группой Гай, что вместо него в городе убивают ни в чём не повинного прохожего, который случайно оказался на улице в это время.
Новые знакомые оказались членами организации, сохраняющей великие литературные произведения. Все они помнят некоторые книги наизусть, надеясь, что однажды эта информация пригодится людям. Гай тоже присоединяется к их сообществу. Он помнит наизусть прочитанные им книги. Через некоторое время, со стороны, Монтэг наблюдает мгновенную гибель своего города вследствие войны. Его жена тоже погибает там, а старик Фабер спасается, уезжая в другой город.
После гибели города группа отправляется в дорогу. Каждый из них думает о своём.
Центральной темой произведения является роль книги в жизни каждого человека.
Илья Барабаш
Вы помните, какой вкус у дождя? А чем пахнут прелые осенние листья? Вы замечали поры на лице жизни? Да, для этого надо не торопясь и очень пристально вглядываться в нее.
В далеком 1953 году человек по имени Рэй Брэдбери, тогда тридцатилетний и еще почти совсем неизвестный писатель, опубликовал рассказ «451 градус по Фаренгейту». Этот вроде бы фантастический рассказ, написанный в жанре антиутопии (антиутопия изображает будущее в самых мрачных тонах, в противоположность утопии, идеализирующей его), рисовал будущее довольно пессимистично. Странное название объяснял эпиграф: «451 градус по Фаренгейту — температура, при которой воспламеняется и горит бумага». Что за бумага? — Книги, которые сжигают.
Рэй Брэдбери. |
Полвека спустя в одном интервью Рэй Брэдбери скажет: «Не фашизм, свидетелем которого я был, подвиг меня на написание этой книги. А сожжение библиотек в Александрии 3000 лет тому назад. Библиотека для меня святое место. Я сам никогда не учился в колледже. Я вырос в библиотеке, которая, по сути, стала для меня университетом, и когда в глубоком детстве прочитал про сожжения библиотек в Александрии, меня это глубоко тронуло…»
Почему сжигают книги? В общем-то, вполне логично. Разве иной раз не задевают они наше самолюбие? Разве мало в них противоречий? Разве редко бывает так, что одна книга отвергает то, что провозглашает другая, тем самым запутывая нас? Да и ритм нашей жизни, развитие множества других источников новой информации все меньше оставляет нам времени на неспешное погружение в ту или иную тему. Это действительно делает книгу морально устаревшей и потому все менее актуальной.
Причина проста: мы хотим быть счастливыми и готовы уничтожить или хотя бы убежать от того, что мешает этому. «Нужна безмятежность, Монтэг, спокойствие. Прочь все, что рождает тревогу. В печку! Похороны нагоняют уныние — это языческий обряд… Не будем оплакивать умерших. Забудем их. Жгите, жгите все подряд» — так поучает главного героя Гая Монтэга брандмейстер Битти.
Перед нами счастливый человек. Вместо звуков жизни у него наушники-«ракушки», вместо горизонта — телестены, вместо друзей — «родственники» из телепрограммы. Он живет не им придуманную, подслащенную жизнь, всячески убегая от самого себя и других. Как странно! Он пытается сделать жизнь как можно более гладкой и комфортной, а по сути дела вовсе перестает жить. Теряет нечто, что делает человека и человеческую жизнь действительно ценными.
Один из героев говорит: «Человек в наше время — как бумажная салфетка: в нее сморкаются, комкают, выбрасывают, берут новую, сморкаются, комкают, бросают… Люди не имеют своего лица…»
Обложка книги юбилейного издания рассказа «451 градус по Фаренгейту» |
В этих условиях сообщения о том, что горожане все чаще кончают жизнь самоубийством, как ни кощунственно это звучит, внушают оптимизм. Это означает, что люди не совсем потеряли человечное в себе. Значит, где-то в глубине их души живет еще некий молчаливый судья, не позволяющий ей умереть окончательно. Возможно, это их единственное и последнее «средство» сделать действительно свой выбор… Это Брэдбери мастерски показывает на примере брандмейстера Битти и миссис Фелпс. Значит, есть надежда на перемены к лучшему.
Что же предлагает Рэй Брэдбери устами старого профессора Фабера? Тесно соприкоснуться с жизнью, пусть это и может принести боль. Настолько тесно, чтобы увидеть «поры на лице жизни», не торопясь за все новыми и новыми впечатлениями. И затем жить, делая свой выбор. А книги? Книги — это память, которой так не хватает Монтэгу и миру, в котором он живет. Неслучайно, наверное, книга, которую он спасает, — это Библия, одна из самых древних из известных нам книг. Символ памяти всего Человечества.
Но дело даже не в книгах. Скорее, дело в людях, которые создают эти книги, и в людях, которых эти книги создают. Точнее, в вас, дорогой читатель, да, да, не удивляйтесь. Именно в вас. И во мне тоже. Дело во всех нас, живущих более полувека спустя после издания этой книги. Ведь Брэдбери пишет о том, как мы, мы сами шаг за шагом приходим, не замечая того или замечая, но не особо протестуя (к чему нам проблемы?), к описанному им очень печальному будущему. К миру без глубины, без жизни, без памяти. Боже, как не хочется, чтобы это произошло…
«Не ждите спасения от чего-то одного — от человека, или машины, или библиотеки. Сами создавайте то, что может спасти мир, — и если утонете по дороге, так хоть будете знать, что плыли к берегу».
Обсудить статью в сообществечитателей журнала «Человек без границ»
Подписаться на журнал «Человек без границ»
Вариант 1
(517 слов) «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего» — так говорил Михаил Ломоносов, российский ученый и поэт. С этим утверждением нельзя не согласиться, потому что оно выражает историческую закономерность: люди, позабывшие о своем вчерашнем дне, не смогут учитывать его уроки и развиваться. В таком случае у них не будет прогресса, и день завтрашний ничем не будет отличаться от дня сегодняшнего. Об этом писали многие авторы, которые пытались представить возможное будущее для таких народов.
Так, в рассказе «Улыбка» Рэй Брэдбери описал будущее того общества, которое отреклось от своего прошлого. На первых же страницах мы видим разбитые здания, ржавую посуду, грязную одежду прохожих. Всюду царят нищета и разруха. Вместо горячего кофе на улицах продают варево из каких-то ягод, но и его почти никто не покупает, ведь ни у кого нет денег. Зато все люди выстраиваются в очередь, чтобы плюнуть в лицо своим предкам и их достижениям. Они хотят выразить свое презрение по отношению к картине да Винчи «Мона Лиза». Причину этого упадка мы можем установить, услышав диалог героев. «Коли уж на то пошло, никому не известно, какой сейчас год» — говорит один из них, а в ответе другого мы видим сомнение. Даже эту дату люди не могут назвать однозначно и говорят: «Сколько времени одна сплошная катавасия была… И достались нам только рожки да ножки». Забыв о своем прошлом, этот народ обрек свое будущее на смерть. Он погрузился в мрачное средневековье, где нет ни вчерашнего, ни завтрашнего дня, ни истории, ни культуры, ни прогресса. Никто из нас не хотел бы такой судьбы, а между тем именно это ждет Ивана, не помнящего своего родства. Если человек отрекается от богатейшего наследия веков, он остается в пустоте и не может развиваться успешно.
Не менее мрачный сценарий изобразил Рэй Брэдбери в произведении «451 градус по Фаренгейту». Уже в первых главах мы знакомимся с миром, где людей арестовывают за то, что они ходят пешком и читают книги, за то что думают и говорят не так, как все. Вся литература под запретом, за ее хранение и чтение предусмотрено суровое наказание. Почему? Государству легче контролировать тех, кто ничего не знает и не может анализировать и осуждать его действия. Поэтому мы с удивлением замечаем, что главный герой, которому уже 30 лет, совсем ничего не знает о прошлом. Зато девушка 17 лет на его фоне выглядит гением. В отличие от невежественного Гая, Кларисса знает, что раньше дома не были несгораемыми, а пожарники были нужны для того, чтобы тушить пламя. Имея разноплановые сведения о прошлом и применяя его достижения, семья Клариссы живет без шор на глазах и прекрасно понимает, что происходит вокруг. Ее родители по вечерам разговаривают, а вот Гай возвращается в дом-склеп, где его жена погружена в гипнотический транс экранов и наушников. Им не о чем говорить, потому что они совсем ничего не знают. Общество, которое отреклось от опыта прошлого, деградировало до последней степени и было погружено во мрак невежества. У него нет будущего, потому что люди идут назад, а не вперед.
Таким образом, народ, не помнящий своего родства, обречен на деградацию. Он погружен во мрак невежества и несвободы, у него нет завтрашнего дня
Поэтому очень важно знать свою историю и вооружаться знаниями, чтобы идти вперед и развивать цивилизацию
Тема
Остросоциальная проблематика романа Рэя Брэдбери не утрачивает своей актуальности на протяжении многих лет.
Центральная тема романа – роль книги в жизни человека. Писатель без прикрас демонстрирует общество массового потребления, утратившее способность самостоятельно мыслить, испытывать глубокие человеческие эмоции, анализировать происходящее и делать собственные выводы.
Интеллектуально деградировавшим обществом гораздо легче манипулировать, и это прекрасно известно действующему правительству, которое накладывает запрет на все книги. Источником информации служат СМИ и телевидение, которые исподволь отупляют население, преподнося новости в нужном ракурсе.
Основная мысль произведения – светлое будущее человечества невозможно без опыта прошлых поколений, заключённого в важнейших источниках знаний и жизненного опыта – книгах. Выбирая между ними и развлекательными шоу в пользу последних, люди обрекают себя на неизбежную деградацию. Это чревато самыми серьезными последствиями для общества, поскольку оно само программирует себя на полное уничтожение.
Также автор раскрывает не менее важную тему семьи и семейных ценностей
Замыкаясь в себе и закостеневая в собственном эгоизме, люди начинают игнорировать важность семьи. Эмоциональная отчуждённость от самых близких людей – прямая дорога к одиночеству и абсолютной незащищённости, ведь только семья способна прийти на выручку даже в самых сложных жизненных ситуациях
Ценить своих родных, неустанно заботиться о них и беречь духовную близость – вот чему учит книга Брэдбери.
В своем романе автор поднимает проблемы манипулирования обществом посредством СМИ, чрезмерной увлечённости техническим прогрессом, замены моральных ценностей потребительскими. Своим произведением Брэдбери хочет донести простую мысль – у общества, в котором под запретом находятся книги, нет будущего.
Рецензия на роман «451 градус по Фаренгейту» Рэя Брэдбери
Роман «451 градус по Фаренгейту» вызывает и страх, и печаль одновременно. Страх он вызывает из-за того, что писатели-фантасты на самом деле очень часто угадывают будущее, которое ожидает людей. Даже в романе «451 градус по Фаренгейту» описаны некоторые вещи, которые появились в будущем, к примеру, в своём произведении автор описывает банкоматы и «телевизионные стены», которые представляют собой аналог появившихся относительно недавно плоских телевизионных панелей. Грусть же возникает из-за того, что современная жизнь уже во многом похожа на подобные антиутопии, ведь в жизни современного человека всё меньше и меньше остаётся места высокой культуре, всё больше распространяется так называемая массовая культура, не дающая людям развивать свой интеллект.
В мире, который показывает Брэдбери в своём произведении, настоящих друзей уже давно и прочно заменили «родственники». И они занимают у людей всё свободное время, из-за чего люди больше не тратят это самое время на закаты, первые цветы, чтение стихотворений, собственных детей и другие мелочи. Для жителей этого мира важными стали только стены-телевизоры да «родственники», с которыми они перебрасываются пустыми фразами. К сожалению, многие современные люди живут именно в таких условиях, что были показаны в романе «451 градус по Фаренгейту» — просто нужно «телевизионные стены» заменить на Интернет.
Тем не менее, жители мира романа Брэдбери счастливы. А рецепт этого счастья на самом деле очень прост – все люди в придуманном автором мире одинаковы. У них мозги заполнены одним и тем же ширпотребом, из-за чего спустя всего несколько лет после свадьбы они даже не в состоянии вспомнить время и место знакомства с супругом.
Брэдбери показал мир, в котором всё направлено на то, чтобы превратить нормальных людей в не думающих и не страдающих зомби. Государство лишило людей времени на размышления, окружило людей развлечениями, из-за чего люди были лишены возможности страдать, чувствовать, сопереживать и размышлять. И это превратило их в растения. В растения, в которые постепенно превращаются и современные люди, точно так же окружённые развлечениями, чьё время точно так же заполнено разнообразным эфирным шумом в виде телепередач, не несущих никакой смысловой нагрузки.
Роман «451 градус по Фаренгейту» можно с уверенностью назвать лучшим произведением для знакомства с антиутопиями, которые были написаны в большом количестве. Не менее известная антиутопия «1984», написанная Оруэллом, безусловно, хороша. Однако чтобы этот роман пробрал до костей, читатель должен иметь некоторые знания в политике и истории. А вот роман «451 градус по Фаренгейту» несколько проще и понятнее, хотя он тоже обладает пессимистической энергетикой, как произведение «1984».
Время задуматься. «451 градус по Фаренгейту» Р. Брэдбери
Автор
Вера читающая
- размер шрифта
Оцените материал
(4 голосов)
Книга, написанная более полувека назад. Сейчас как никогда актуальна. Философская антиутопия рисует беспросветную картину развития постиндустриального общества. В мире нет места письменным изданиям, они безжалостно уничтожаются специальным отрядом пожарных, хранение книг преследуется по закону. Телевидение успешно служит всеобщему оболваниванию, карательная психиатрия решительно разбирается с инакомыслящими, а за непоколебимыми романтиками на охоту за неисправимыми диссидентами выходит электрический пес…
«- Теперь скажите мне, зачем вы пришли?
— Мне нужно поговорить, а слушать меня некому. Я не могу говорить со стенами, они кричат на меня. Я не могу говорить с женой, она слушает только стены. Я хочу, чтобы кто-нибудь выслушал меня. И если я буду говорить долго, то, может быть, и договорюсь до чего-нибудь разумного».
Каково? Вот они – наши реалии современности. Беспросветное одиночество, отсутствие живой энергетики слова в общении – не это ли «километры часов», проведенные в Интернет-паутине? Что по ту сторону экрана, или кто? Человек ли, робот?
Мир «451» необычайно красочен и красив – миллионы неоновых реклам, гигантские билборды, «виртуальные родственники» и уютные «гостиные», оснащенные всеми необходимыми средствами связи. Искусство продвижения массовой культуры потребления, уничтожение индивидуального творческого порыва – в этой книге есть, над чем можно всерьез задуматься.
О романе Брэдбери сложно писать, многое из фантастических ранее предсказаний уже сбылось.
Телевизор, социальные сети, гаджеты, музыкальные проигрыватели, с которыми можно засыпать и просыпаться, не вынимая наушников, все эти блага цивилизации могут быть направлены на то, чтобы совсем лишить нас свободного времени, и, в конечном счете, свободной воли.
«Поменьше думайте, больше потребляйте» — социальный девиз, десятилетиями не теряющий актуальности.
Страшно представить, до чего может дойти человечество в своем желании бесконечно упрощать и сокращать – не только слова, но и мысли.
— Не важно, что именно ты делаешь, важно, чтобы все, к чему ты прикасаешься, меняло форму, становилось не таким, как было раньше, чтобы в нем оставалась частица тебя самого.
Роман Брэдбери о пожарном Гае Монтэге, разуверившимся в устоях общества, где под запретом находятся культура и литература, был написан на взятой напрокат пишущей машинке в публичной библиотеке Лос-Анджелеса.
Интересно, что многие критики считают неслучайным такое количество «пророческих» описаний предметов в романе:
Радиоприёмники типа «Ракушка» — аналог современных портативных радиоприёмников, первая модель которых появилась в 1979 году.
В романе представлены различные модели телевизоров — начиная от огромных «телевизионных стен» и заканчивая миниатюрными переносными экранами.
«Телевизионные стены» — аналог современных плоских телевизионных панелей, появившихся на рубеже XX и XXI века.
Банкоматы — круглосуточный банк, в котором можно получить наличные деньги и клиентов обслуживают роботы.
Роман был экранизирован в 1966 году. Российские рок-музыканты посвятили идее антиутопии Брэдбери несколько культовых композиций: Борис Гребенщиков — «Электрический пес», «Ария» — «Симфония огня», «Урфин Джюс» — «451 F».
Книга: Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту». М.: «Домино», 2008 г.
Фильм «451 градус по Фаренгейту» (офиц. название «Знак Саламандры»)
Прочитано 3303 раз
Опубликовано в
Советуем прочитать
Теги
- Р Брэдбери
- 451 градус по Фаренгейту
- Интернет
- одиночество
- фантастика
- классическая литература
История создания
Книга была издана в 1953 году. Брэдбери написал ее в жанре антиутопия, и это один из лучших его романов. Писатель довел существование общества до абсурда. В государстве будущего запрещено читать книги, их нужно сжигать. Те, кто нарушают запрет, получают наказание.
Задолго до написания романа, в 1934 году, Брэдбери смотрел не меньше 12 фильмов в неделю. Перед каждым показом транслировали кинохронику. Черно-белые кадры показывали, как фашисты сжигали книги. Это зрелище так глубоко поражало Рэя, что он плакал каждый раз.
Времена Великой Депрессии были сложными для Брэдбери. Все что утешало его — это библиотеки и бесплатные книги. В то время у него мелькали мысли, что сжигание любой литературы равносильно убийству человека.
В 40-х ему удалось написать пять вещей, которые послужили основой для нового романа:
- «Костёр»;
- «Лучезарный Феникс»;
- «Изгнанники»;
- «Эшер II»;
- «Пешеход».
Именно в этих рассказах писатель стал поднимать тему цензуры. Книга «451° по Фаренгейту» в черновом варианте была написана уже в 1949 году. Но набросок был серьезно дополнен и расширен. В 1953 году Рэй написал окончательный вариант романа, но ему никак не приходило в голову название.
Проблематика
- Конфликт общества и личности. Гай Монтаг вступает в конфликт с обществом, начиная читать книги, вместо их уничтожения. Будучи пожарным, призванным для их уничтожения, он становится двойным агентом — на заданиях, вместо уничтожения литературы, он забирает их часть себе домой. Герой выделяется среди людей, с которыми вынужден делить век. Как белая ворона Чацкий, он не понят и изгнан, считается преступником за желание узнать новое и мыслить, тогда как общество разучилось думать и существовать самостоятельно.
- Пропаганда и манипулирование обществом посредством СМИ. Телевидение заполняет все проблемы, которые образовались после запрета литературы. Средства массовой информации становится прекрасным способом манипулирования, они «зомбировали» население, оставаясь единственным каналом для получения какой-либо информации. Однако, все, что показывают в экранных комнатах, подносится под выгодным ракурсом, а шансы заметить «что-то неладное» в подаваемой информации сводятся к нулю из-за неумения мыслить.
- Проблема бездуховности так же рождается из-за отсутствия книг и изобилия «информационного фастфуда» телевизионных экранов, которые на правах монополии участвуют в воспитании населения. Моральные ценности, в результате, заменяются потребительскими.
- Проблема исторической памяти. Литература, собравшая все открытия и изобретения, все осмысленное и обдуманное столетиями, является памятью поколений. Это сборник архивов всего созданного человеком с момента появления письменности. В обществе, где книги запрещены, возможность сохранения всего этого теряется, что становится залогом полного регресса для общества.
- Проблема утраты традиций и ценностей прошлых эпох. Технический прогресс, заменивший хрустящую книгу в руке, может принести пользу и вред, в зависимости от того, как использовать эту находку. Но без альтернативы, которую дает та же литература, общество не может судить, так ли оно распоряжается своими возможностями. Несмотря на улучшение качества показываемого изображения и увеличение диагоналей экранов, техника может оставаться лишь красивой обложкой для апофеоза пустоты.