Кратко «бурмистр» и. с. тургенев

Характеристики главных героев произведения бурмистр, тургенев. их образы и описание

Краткое содержание “Космос нервная система и шмат сала” Шукшина — Сочинения, рефераты, доклады на все темы

Раз в месяц старик Наум Евстигнеевич напивается, после чего три дня лежит на печи, хворает и “матерится в бога”. Вот и сейчас он стонет и жалуется своему квартиранту, восьмикласснику Юрке.

Юрка учит уроки, и на жалобы старика отвечает: “Не надо было напиваться”. От разговоров Науму Евстигнеевичу становиться малость легче, но Юрке нужно учить уроки. Он предлагает старику похмелиться, но тому жалко денег.

В селе старик слывет “скрягой отменным”. Дом у него – полная чаша: хозяйство, погреб, полный запасов, неплохая пенсия, да и дети помогают. На детей – сыновей и дочь – Наум Евстигнеевич обижен за то, что они уехали в город.

Часто спускается в погреб, сядет на приступку и подолгу задумчиво сидит. “Черти драные. Тут ли счас не жить” – думает он и вылезает на свет белый.

Старик знает о Юркиной бедности, но берет с него пять рублей в месяц и столуется отдельно. Иногда в конце месяца Юрке нечего есть, и старик отвешивает ему в долг пару килограмм пшена.

По утрам Юрка собирается в школу и беседует со стариком. Того интересует, чего это Юрку так в медицинский

Сбили вас с толку этим ученьем – вот и мотаетесь по белому свету Жили раньше без всякого ученья – ничего, бог миловал: без хлебушка не сидели.

Затем старик и Юрка начинают спорить, что лучше – “ироплан” или телега. Старик остается на весь день один, и ему необходимо наговориться. Юрку раздражает брюзжание старика, но он горд тем, что защищает Новое – учение, книги, аэропланы.

В бога старик, как ни странно, не верит. Считает, что человек должен работать, но не на колхоз, а на себя. Сам он в колхозе давно не работает. Однажды Юрка в сердцах назвал старика кулаком. Наум Евстигнеевич долго молчал, а потом велел не вякать: придут и лишние сотки от огорода отрежут.

Старик снова стонет на печи и вызывает Юрку на разговор – спрашивает, что он сейчас учит. Юрка учит астрономию. Он рассказывает старику про космос и космонавтов, но тому непонятно – зачем летать в тот космос.

Юрка загорается, начинает рассказывать про Луну и Венеру, про планеты, где могут жить разумные существа, с которыми люди наладят обмен знаниями. Инопланетные технологии разовьют земную технику, медицину.

Люди будут жить до 120-ти лет и летать друг к другу в гости на личных вертолетах.

Старик не согласен – до 120 лет жить скучно, да и инопланетяне драться могут полезть. Лучше б лекарство от похмелья изобрели. Юрку бесит дремучесть старика, и он возвращается к учебникам.

Наум Евстигнеевич не унимается, говорит, что в книгах “вранье одно”, а врачи вылечить человека неспособны. Разозленный Юрка рассказывает, что врачи победили чуму и туберкулез, но старик возражает: бабка не врач, а пошепчет – и все проходит.

  • Тогда Юрка рассказывает об академике Павлове.
  • А знаешь ты, что когда академик Павлов помирал, то он созвал студентов и стал им диктовать, как он помирает.
  • Павлов рассказывал все до последней минуты, потому что это нужно было для науки.

На Наума Евстигнеевича этот рассказ производит впечатление. Некоторое время спустя он просит Юрку показать ему портрет Павлова. Юрка с укором говорит старику, что академик был бодрым до старости, потому что не напивался и не оглушал свою нервную систему. Наум Евстигнеевич тоже мог бы перебороть свой рефлекс и, получив пенсию, не сворачивать к магазину.

  1. Старик кряхтя слезает с печки, выходит в сени, возвращается с солидным шматом сала и дает его Юрке.
  2. На, поешь, а то загнесся загодя со своими академиками… пока их изучишь всех.
  3. Юрка уписывает сало и слушает лекцию старика о том, как правильно кормить свиней.

Потом Наум Евстигнеевич спрашивает, была ли у академика Павлова родня: “Никого если бы не было родных-то, не много надиктуешь. Одному-то плохо”. Юрка решает не напоминать о студентах, соглашается – конечно, одному плохо.

Краткое содержание сказки «Дикий помещик» подробно

Читать краткое содержание Тургенев Бурмистр

Прогрессивный помещик, о котором все в свете хорошо говорят, вызывает неприязнь автора. Показной кроткий и веселый характер Аркадия Павловича на деле скрывает за собой жестокость и равнодушие. В этом убеждается автор, когда гостит у соседа. Пеночкин хвалится своей деревней, а особенно талантливым, на его взгляд, бурмистром, у которого никогда не бывает недоимок.

Позднее соседи вместе едут в Шипиловку

Показательно также поведение Пеночкина в деревне: он прислушивается только к словам бурмистра, а на беды крестьян не обращает внимание. Всеми делами вместо помещика занимается Софрон Яковлевич

Бурмистр также жесток с крестьянами, как Антон Павлович. Софрон заискивает перед хозяином, но несправедливо обходится с простыми людьми.

В ходе визита к Пеночкину обращается старик Антип. Крестьянин жалуется, что Софрон отдал двух его сыновей в рекруты вне очереди и хочет отнять последнего, а также наносит ущерб хозяйству и даже поднимает руку на его жену. Но Антон Павлович недоволен тем, что его побеспокоили. Помещика устраивает, как ведет дела Софрон Яковлевич. Под управлением сурового бурмистра крестьяне вовремя платят оброк, хотя сами остаются ни с чем. Пеночкин воспринимает жалобы на Софрона как бунт, едва удерживается от немедленной расправы с Антипом и его сыном.

В рассказе полностью отражается плачевное положение простых людей в России. Крепостное право одинаково дурно влияет как на помещиков, так и на самих крестьян.

Главные герои и их характеристика

Уроки рассказа «Бурмистр» Тургенева:

Второй урок заключается в том, что человеческая доброта и сострадание должны быть основой взаимоотношений между людьми. Герои рассказа, противостоящие Петушкову, проявляют эгоизм и жестокость, в то время как он остается непоколебимым в своей доброте и сострадании к другим. Это наглядно демонстрирует, что истинная сила и высшие ценности лежат в душе человека, а не в его материальном статусе или власти.

Третий урок, который можно вынести из рассказа, заключается в том, что чувство справедливости и правды должно оставаться незыблемым в любых ситуациях. Петушков всегда говорит правду и не соглашается на компромиссы, даже когда это может принести ему вред или неудобства. Он поступает так, потому что считает, что это единственный правильный путь.

Реалистический подход Тургенева в «Бурмистре»

В рассказе «Бурмистр» Тургенев использует реалистический подход, который характерен для его творчества. Автор описывает жизнь маленького городка, где все знают друг друга и каждый имеет свою роль в обществе. Главный герой рассказа, бурмистр Иван Семенович, является типичным представителем местной власти, который стремится сохранить свою власть и авторитет. Однако, вместе с тем, он также является человеком, который страдает от одиночества и неспособности найти свое место в жизни. Тургенев создает образ Ивана Семеновича с большой детальностью, описывая его внешность, поведение и мысли. В результате, читатель получает полную картину главного героя и может лучше понять его мотивы и поступки. В целом, реалистический подход Тургенева в «Бурмистре» позволяет создать живописный портрет маленького городка и его жителей, а также показать сложность человеческих отношений и проблемы, с которыми сталкиваются люди в поисках своего места в жизни.

Методы рассказа

Произведение «Бурмистр» Тургенева отличается особыми методами рассказа, которые играют важную роль в саморазвитии читателя. Основные методы, применяемые автором, включают:

Монолог внутреннего мира Тургенев использует монологи героев, чтобы показать их внутренний мир. Читатель получает прямой доступ к мыслям и чувствам персонажей, что помогает ему понять их внутреннюю борьбу и эмоции. Этот метод позволяет читателю сопереживать героям и осознавать свои собственные эмоциональные реакции на происходящее.
Описание природы и окружения Тургенев тщательно описывает природу и окружающую среду, чтобы создать атмосферу и передать настроение сцен. Он использует яркие и образные описания, которые позволяют читателю визуализировать события и перенестись в мир рассказа. Это помогает читателю расслабиться, сосредоточиться и углубиться в сюжет, способствуя его отдыху и саморазвитию.
Диалоги В «Бурмистре» диалоги между персонажами играют важную роль в передаче событий и развитии истории. Они позволяют читателю понять взаимоотношения между героями, их характеры и мотивы. Читатель участвует в диалогах, наблюдая за развитием сюжета и анализируя мнения персонажей. Это помогает развить коммуникативные навыки и способности к анализу и критическому мышлению.

Эти методы рассказа помогают читателю развивать его личность и внутренний мир. Они способствуют развитию эмпатии, воображения, анализа и критического мышления. Поэтому произведение «Бурмистр» Тургенева является важным для саморазвития читателя. Оно помогает читателю погрузиться в историю, узнать о себе и мире, а также развить свои литературные и эстетические вкусы.

Описание главных героев

Главными героями рассказа Тургенева «Бурмистр» являются два человека — бурмистр и его сын. Бурмистр — это человек, который занимает высокую должность в городской администрации и отвечает за управление городом. Он описывается как человек, который всегда следует правилам и законам, но при этом не обладает никакой индивидуальностью и не способен проявлять инициативу. Его сын, напротив, является противоположностью отца — он молодой, энергичный и полон идей. Он хочет изменить город к лучшему и готов на все ради этого. Однако, его отец не поддерживает его идеи, что приводит к конфликту между ними. Таким образом, главные герои рассказа представляют собой противоположности друг друга и символизируют конфликт между старым и новым, традиционным и инновационным.

История создания произведения

Произведение «Бурмистр» было создано Иваном Сергеевичем Тургеневым и впервые опубликовано в 1867 году. В основу романа Тургенев положил историю своего друга, бывшего буржуазного дворянина.

Тургенев завершил работу над романом в 1865 году, но из-за цензурных ограничений публикация была отложена на два года. Произведение вызвало оживленные дискуссии в литературной среде, вызывая противоречивые отзывы критиков и читателей.

«Бурмистр» стал одним из ключевых произведений Тургенева, в котором он описал буржуазное общество и проблемы, с которыми сталкивается каждый индивид в процессе саморазвития. Роман стал своеобразным путеводителем для читателей, помогая им понять и анализировать свои личные проблемы и жизненные ситуации.

В произведении «Бурмистр» Тургенев повествует о драматической истории буржуа, который столкнулся с кризисом своего существования и стремится найти себя и свою призвание в мире.

Рецепция произведения «Бурмистр» И.С. Тургенева в нашем времени

В наше время произведение И.С. Тургенева «Бурмистр» остается актуальным и затрагивает многие важные темы. Одна из главных тем — это безнадежность уездной жизни и отсутствие перспектив для молодых людей, которые в ней окунулись. Также произведение задает вопросы о роли и значение денег, о коррупции и морали власти, о противостоянии разума и глупости.

Работа И.С. Тургенева вызывает много интереса у современного читателя, так как она показывает весь спектр человеческих чувств и эмоций, присущих людям любого времени. Произведение открывает новые грани для интерпретации и может стать основой для множества дискуссий и исследований.

В целом, можно сказать, что рецепция произведения «Бурмистр» И.С

Тургенева в нашем времени остается положительной, так как оно показывает важность толерантности, понимания и сочувствия. Произведение не теряет своей актуальности и остается важной составляющей нашей литературной культуры

Сюжет:

Рассказ «Бургомистр» повествует нам о горькой жизни крестьян во времена крепостного права. Автор, со свойственным ему мастерством, описывает читателю образ молодого помещика Аркадия Павлыча Пеночкина. Образ его противоречив – с одной стороны окружение относится к нему замечательно, а с другой, автор повествования выставляет его в негативном ключе.

По мнению общества Аркадия Павлыч человек строгий, и, как часто это бывает, справедливый. Будучи прогрессивным помещиком, герой представляется нам образованным, культурным, воспитанным человеком

Но стоит обратить на него чуть большее внимание, как мы понимаем, что под личиной скромности находятся жестокость и отсутствие сострадания.  За малейшую провинность помещик жестоко наказывает крестьян.

Пеночкин делает своих крестьян полностью зависимыми от бургомистра Софрона, который повсеместно известен своей злобностью и беспринципностью. Но Пеночкину на это плевать, ему неинтересно положение простых людей. Ему плевать даже на семью старика Антипа. Единственное, что его волнует, это оброк и отсутствие жалоб. Пеночкин одним своим присутствием взывает среди крестьян панический страх. Рассказчик описывает, что едва завидев помещика, вся деревня на мгновение будто вымирала.

Помещик Пеночкин и бургомистр Софрон различаются во многом. Но их бесчеловечное отношение к крепостным является тем, что их объединяет. Они оба полны цинизма и жестокого эгоизма. Несмотря на показушную доброту и интеллигентность, Пеночкин никоим образом не лучше злого бургомистра. Во всем сборнике не найдется человека с более отрицательными чертами, чем Пеночкин.

Про образ Софрона мы узнаем от мнений Рассказчика, крестьянина Анпадиста и Пеночкина. Сам же Пеночкин души не чает в своем бургомистре, для него он лучший управленец. Софрон же всячески льстит своему хозяину, изображая искреннюю любовь и преданность. Но за этим, как читатель понимает, стоят лишь лицемерие и фальшивость.

Слова бургомистра производят впечатление весьма комичное. Софрон то пытается щегольнуть особыми, «барскими» словечками, то старается угодить своему хозяину лестными словами.

Еще одним отрицательным качеством бургомистра является бессмысленная трата денег. Он не интересуется положением крепостных, ему все равно на их положение, он каждый раз берет с них положенное и оставляет подопечных без каких-либо средств к существованию.

Мастерство Тургенева, ему поразительная способность к описанию быта крестьян, особый подход к жизнеописанию, делают «Записки охотника» одним из центральных произведений в русской литературе. И именно поэтому, даже спустя столетия, читатели раз за разом погружаются в рассказы и находят в них нечто свое.

Сюжет:

Рассказ «Бургомистр» повествует нам о горькой жизни крестьян во времена крепостного права. Автор, со свойственным ему мастерством, описывает читателю образ молодого помещика Аркадия Павлыча Пеночкина. Образ его противоречив – с одной стороны окружение относится к нему замечательно, а с другой, автор повествования выставляет его в негативном ключе.

По мнению общества Аркадия Павлыч человек строгий, и, как часто это бывает, справедливый. Будучи прогрессивным помещиком, герой представляется нам образованным, культурным, воспитанным человеком

Но стоит обратить на него чуть большее внимание, как мы понимаем, что под личиной скромности находятся жестокость и отсутствие сострадания.  За малейшую провинность помещик жестоко наказывает крестьян.

Пеночкин делает своих крестьян полностью зависимыми от бургомистра Софрона, который повсеместно известен своей злобностью и беспринципностью. Но Пеночкину на это плевать, ему неинтересно положение простых людей. Ему плевать даже на семью старика Антипа. Единственное, что его волнует, это оброк и отсутствие жалоб. Пеночкин одним своим присутствием взывает среди крестьян панический страх. Рассказчик описывает, что едва завидев помещика, вся деревня на мгновение будто вымирала.

Помещик Пеночкин и бургомистр Софрон различаются во многом. Но их бесчеловечное отношение к крепостным является тем, что их объединяет. Они оба полны цинизма и жестокого эгоизма. Несмотря на показушную доброту и интеллигентность, Пеночкин никоим образом не лучше злого бургомистра. Во всем сборнике не найдется человека с более отрицательными чертами, чем Пеночкин.

Про образ Софрона мы узнаем от мнений Рассказчика, крестьянина Анпадиста и Пеночкина. Сам же Пеночкин души не чает в своем бургомистре, для него он лучший управленец. Софрон же всячески льстит своему хозяину, изображая искреннюю любовь и преданность. Но за этим, как читатель понимает, стоят лишь лицемерие и фальшивость.

Слова бургомистра производят впечатление весьма комичное. Софрон то пытается щегольнуть особыми, «барскими» словечками, то старается угодить своему хозяину лестными словами.

Еще одним отрицательным качеством бургомистра является бессмысленная трата денег. Он не интересуется положением крепостных, ему все равно на их положение, он каждый раз берет с них положенное и оставляет подопечных без каких-либо средств к существованию.

Мастерство Тургенева, ему поразительная способность к описанию быта крестьян, особый подход к жизнеописанию, делают «Записки охотника» одним из центральных произведений в русской литературе. И именно поэтому, даже спустя столетия, читатели раз за разом погружаются в рассказы и находят в них нечто свое.

Особенности «Бурмистра» как произведения русской литературы

«Бурмистр» И.С. Тургенева — это первый роман писателя, который был опубликован в 1858 году. Он стал важным этапом в развитии русской литературы XIX века.

Роман доступен для чтения, но при этом обладает глубоким смыслом, эмоциональной насыщенностью и яркими образами. Он отличается от других произведений своей элегантностью и простотой, а также философским наклоном.

Писатель затрагивает тему социальной справедливости и нравственности. Он показывает близость и противоречия общественного и личного интереса, экономического и человеческого блага. Роман открывает нам глаза на жизнь героев, чьи интересы разрушаются из-за коррупции и бюрократизма.

Особенность «Бурмистра» состоит в том, что он не только критикует систему, но и надеется на то, что она может измениться. Тургенев выражает надежду на то, что люди будут стремиться к лучшему и бороться за свои права.

В целом, «Бурмистр» — это важное историческое произведение русской литературы, которое до сих пор не утратило своей актуальности и может воодушевлять нас к борьбе за справедливость и гуманность в обществе

Пан Тыбурций в рассказе «В дурном обществе»: образ и характеристика, описание внешности и характера

Пан Тыбурций. Иллюстрация П. Павлинова

Пан Тыбурций является одним из самых ярких персонажей рассказа «В дурном обществе» Короленко.

Образ и характеристика пана Тыбурция в рассказе «В дурном обществе»

Пан Тыбурций является бездомным нищим. Он и его дети живут в старой часовне, «подземелье» «. я – Тыбурций, а он – Валек. Я нищий, и он – нищий. » «. от Тыбурция, который занимал «с семейством» описанное выше подземелье. «

У пана Тыбурция зеленоватые острые «рысьи» глаза: «. в зеленоватых глазах. » «. глаза, сверкавшие из‑под нависших бровей, смотрели упopно и мрачно. » «. В то время как на его лице сменялся целый калейдоскоп гримас, эти глаза сохраняли постоянно одно выражение. » «. в одну секунду оглядел нас обоих своими острыми рысьими глазами. «

«. Вся беда моя в том, что у меня с законом вышла когда‑то, давно уже, некоторая суспиция… то есть, понимаешь, неожиданная ссора… ах, малый, очень это была крупная ссора. «

«. Помирились на том, что пан Тыбурций был некогда дворовым мальчишкой какого‑то графа, который послал его вместе со своим сыном в школу отцов‑иезуитов лакей перехватил всю мудрость, которая назначалась для головы барчука. «

Тыбурций является довольно интересным человеком: «. пан Тыбурций Драб, самая замечательная личность из всех проблематических натур, не ужившихся в старом зáмке. «

Тыбурций любит своих детей: «. не полюбит меня так, как Тыбурций любит своих детей. » «. он ласково гладил жилистой рукой ее белокурые волосы. » (о Марусе)

Нищий Тыбурций вopует еду, чтобы выжить и накормить своих детей: «. Я, если уж говорить откровенно, краду, и он будет красть. » «. им было необходимо вopoвать или умереть. «

В конце рассказа у Тыбурция умирает дочь Маруся. После смерти девочки Тыбурций и его сын Валек навсегда исчезают из города, где происходит действие рассказа «. отец тебя отпустит попрощаться с моей девочкой. Она… она умерла. » «. Тыбурций и Валек совершенно неожиданно исчезли, и никто не мог сказать, куда они направились теперь, как никто не знал, откуда они пришли в наш город. «

Таков цитатный образ и характеристика пана Тыбурция в рассказе «В дурном обществе» Короленко: описание внешности и характера персонажа, его происхождения, занятий, семьи и т.д.

Очень Нужно!Краткий перессказ характеристики(или образа) Пан Тыбурция из Произведения Короленко «в дурном обществе»10 баллов!

Пан Тыбурций Драб – один из самых ярких персонажей повести «В дурном обществе» Владимира Короленко. Статус второстепенного персонажа при этом нисколько не снижает значимость этого героя.

Нищий Тыбурций живет в подвале старой часовни с двумя детьми. Автор описывал внешность героя, отмечая высокий рост, сутулость и некрасивое лицо с выразительными грубыми чертами. У Тыбурция низкий лоб, рыжие волосы, растущие во все стороны. В целом, В. Короленко написал, что в лице пана было что-то обезьянье. Руки жилистые, все в мозолях.

Возраст этого персонажа автор не раскрывает, сказав лишь, что он еще недостаточно стар. Из такого описания, читатель может сделать вывод, что перед ним герой средних лет. Вообще, описание пана довольно скудно. В нем больше не сказано, чем сказано. Например, несмотря на то, что Тыбурций заботится о двух детях, до конца не понятно, родные они ему или нет.

О прошлом персонажа известно не больше, чем о его внешности. Это оставляет много места для фантазии читателей. Очевидно, что Тыбурций многое видел, жизненный опыт его очень велик, но деталей автор не приводит. Например, Тыбурцию присущи многие навыки и знания, которые не встретить в обычном человеке. Из-за нищеты и необходимости обеспечивать себя и детей пропитанием, пан Тыбурций зарабатывает, развлекая публику в трактирах. По словам автора, не было в городе ни одного кабака, в котором бы не знали пана.

В характере Тыбурция следует подчеркнуть его преданность идеалам, которые никому не изменить. Они непоколебимы, и пан ни за что и никому не позволит на них посягнуть. Его взгляды устоялись и любую попытку со стороны на них повлиять, Тыбурций пресекает. Он по своей сущности очень жесткий человек, который не переносит каких-либо упреков в свой адрес, так как он принадлежит лишь себе, и никто не имеет права ему что-либо говорить. Да и его жизненный опыт оставляет огромную пропасть между ним и другими людьми. Так Тыбурций и идет по жизни, справляясь с любыми трудностями с помощью своего опыта, при этом приобретая его еще больше.

Смысл символов и мотивов

Один из главных символов рассказа — это образ бурмистра. Он выступает как олицетворение власти и авторитета. Бурмистр является символом старой установки, консервативности и жесткости общественных норм. Его персонаж показывает, что непреклонность и защита привычного порядка могут исключить свободу и возможность изменений.

Другой важный символ – мотив бурмы в реке. Он является представлением беспомощности и одиночества главного героя рассказа. Бурма в реке символизирует его нерешительность и невозможность преодолеть свои страхи и сомнения. Этот символ показывает, что бездействие и отказ от поиска смысла жизни приводят к трагическим последствиям.

Кроме того, присутствует символ свободы и природы в виде птицы. Птица в рассказе символизирует стремление к свободе, к возможности выбора и перемен. Этот символ показывает, что только освобождение от привычных ограничений и норм может привести к жизни, полной смысла и гармонии.

Символика и мотивы в рассказе «Бурмистр» Тургенева играют важную роль в передаче его основных уроков и примеров. Они помогают читателю глубже понять и осознать тему произведения и развивают его эмоциональное и интеллектуальное восприятие текста.

Темы, затрагиваемые в «Бурмистре»

Одной из главных тем работы «Бурмистр» является проблема социальной несправедливости и бедности. Автор показывает, что даже благополучный город может стать местом страданий для людей, находящихся в неблагоприятном положении. В работе изображена жизнь бедных людей, их тяжелые трудовые условия, низкий уровень жизни. Главный герой романа, Бурмистр, сталкивается с этой проблемой и пытается найти выход из сложившейся ситуации.

Еще одной важной темой является проблема межличностных отношений. В работе автор описывает сложные отношения между героями, которые конфликтуют друг с другом по различным причинам

Однако, несмотря на все трудности, герои находят способы примирения.

Один из ключевых моментов романа — это проблема духовности и религии, которая актуальна и сегодня. В работе очевидно, что религия — это не просто культурное наследие, а способ восприятия мира и абсолютного начала. Автор показывает, какое влияние оказывает религиозность на мышление героев.

  • Бедность и социальная несправедливость — главная тема работы;
  • Межличностные отношения — сложные и конфликтные, но найдено и решение;
  • Духовность и религия — неотъемлемая часть жизни героев.

Космос, нервная система и шмат сала

Василий Макарович Шукшин

Космос, нервная система и шмат сала

Старик Наум Евстигнеич хворал с похмелья. Лежал на печке, стонал.

Раз в месяц – с пенсии – Евстигнеич аккуратно напивался и после этого три дня лежал в лежку. Матерился в бога.

– Как черти копытьями толкут, в господа мать. Кончаюсь…

За столом, обложенным учебниками, сидел восьмиклассник Юрка, квартирант Евстигнеича, учил уроки.

– Кончаюсь, Юрка, в крестителя, в бога душу мать!..

– Не надо было напиваться.

– Молодой ишо рассуждать про это.

Пауза. Юрка поскрипывает пером.

  • Старику охота поговорить – все малость полегче.
  • – А чо же мне делать, если не напиться? Должен я хоть раз в месяц отметиться…
  • – Зачем?
  • – Што я, не человек, што ли?

– Хм… Рассуждения как при крепостном праве. – Юрка откинулся на спинку венского стула, насмешливо посмотрел на хозяина. – Это тогда считалось, что человек должен обязательно пить.

– А ты откуда знаешь про крепостное время-то? – Старик смотрит сверху страдальчески и с любопытством. Юрка иногда удивляет его своими познаниями, и он хоть и не сдается, но слушать парнишку любит. – Откуда ты знаешь-то? Тебе всего-то от горшка два вершка.

  1. – Проходили.
  2. – Учителя, што ли, рассказывали?
  3. – Но.

– А они откуда знают? Там у вас ни одного старика нету.

  • – Они учились. В книгах написано…
  • – В книгах… А они, случайно, не знают, отчего человек с похмелья хворает?
  • – Отравление организма: сивушное масло.

– Где масло? В водке?

  1. – Но.
  2. Евстигнеичу хоть тошно, но он невольно усмехается:
  3. – Доучились.

– Хочешь, я тебе формулу покажу? Сейчас я тебе наглядно докажу… – Юрка взял было учебник химии, но старик застонал, обхватил руками голову.

– О-о… опять накатило! Все, мать-перемать…

– Ну, похмелись тогда, чего так мучиться-то?

Старик никак не реагирует на это предложение. Он бы похмелился, но жалко денег. Он вообще скряга отменный. Живет справно, пенсия неплохая, сыновья и дочь помогают из города. В погребе у него чего только нет – сало еще прошлогоднее, соленые огурцы, капуста, арбузы, грузди… Кадки, кадушки, туески, бочонки – целый склад. В кладовке – полтора куля доброй муки, окорок висит пуда на полтора.

В огороде – яма картошки, тоже еще прошлогодней, он скармливает ее боровам, уткам и курам. Когда он не хворает, он встает до света и весь день, до темноты, возится по хозяйству. Часто спускается в погреб, сядет на приступку и подолгу задумчиво сидит. «Черти драные. Тут ли счас не жить!» – думает он и вылезает на свет белый. Это он о сыновьях и дочери.

Он ненавидит их за то, что они уехали в город.

Старик вроде не замечает Юркиной бедности, берет с него пять рублей в месяц. А варят – старик себе отдельно, Юрка – себе. Иногда, к концу месяца, у Юрки кончаются продукты. Старик долго косится на Юрку, когда тот всухомятку ест хлеб.

  • Потом спрашивает:
  • – Все вышло?
  • – Ага.
  • – Я дам… Апосля привезешь.
  • – Давай.
  • Старик отвешивает на безмене килограмм-два пшена, и Юрка варит себе кашу.
  • По утрам беседуют у печки.
  • – Все же охота доучиться?

– Охота. Хирургом буду.

– Сколько ишо?

– Восемь. Потому что в медицинском – шесть, а не пять, как в остальных.

– Ноги вытянешь, пока дойдешь до хирурга-то. Откуда она, мать, денег-то возьмет сэстоль?

– На стипендию. Учатся ребята… У нас из деревни двое так учатся.

Старик молчит, глядя на огонь. Видно, вспомнил своих детей.

– Чо эт вас так шибко в город-то тянет?

– Учиться… «Что тянет». А хирургом можно потом и в деревне работать. Мне даже больше глянется в деревне.

– Што, они много шибко получают, што ль?

– Кто? Хирурги?

– Но.

– Наоборот, им мало платят. Меньше всех. Сейчас прибавили, правда, но все равно…

– Дак на кой же шут тогда жилы из себя тянуть столько лет? Иди на шофера выучись да работай. Они вон по сколько зашибают! Да ишо где лесишко кому подкинет, где сена привезет совхозного – деньги. И матери бы помог. У ей вить ишо трое на руках.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Образовайка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: