Краткое содержание Чужая кровь Шолохов
Дон. Станица Филипповка. Живет в ней старик, зовут Гаврила, со своею старухою
Раньше все мужчины семьи служили отважно царю. Когда пришли времена гражданской смуты, Гаврила отправил своего сына служить на стороне царской армии, также как поступали все в его роду. Купил хорошего коня, подарил сыну памятную уздечку с дедовским седлом, а через месяц пришли солдаты красной армии и большевики, законы в станице поменялись
Дед ходил озлобленный, специально надевал царские медали и демонстративно ходил по селению. Делал он так, пока сам председатель приказал больше так не делать
Купил хорошего коня, подарил сыну памятную уздечку с дедовским седлом, а через месяц пришли солдаты красной армии и большевики, законы в станице поменялись. Дед ходил озлобленный, специально надевал царские медали и демонстративно ходил по селению. Делал он так, пока сам председатель приказал больше так не делать.
Хозяйство в доме расстраивалось, от сына Петра не было никаких известий. Гавриле ничего не хотелось делать по дому. Другие солдаты возвращались, а о Петре ничего не знают. Лошадей всех увели, обе армии поочередно, даже плохую лошаденку забрали. Весной Гаврила пахал на быках и сеял пшеницу. Из Турции пришел соседский солдат, который служил вместе с Петром, он и поведал старикам, что Петра убили красные. А старики ждали сына до последнего, одежду новую ему приготовили и папаху. Мать как-то начала было плакать над этой одеждой, но Гаврила ударил ее так, что у нее нервный тик остался на лице. Теперь эта одежда была никому не нужна.
К Гавриле пришли трое продотрядников, их молодой белокурый начальник и сам председатель, чтобы забрать излишки зерна. Старику нечего было делать, как подчиниться. Не успел он отдать зерно, как на дом напала банда кубанцев, была перестрелка, продотрядники погибли, молодой начальник был смертельно ранен. Старики решили оставить его у себя и выхаживать. Заботились о нем, как о родном сыне, даже начали называть Петром, потому что тот долгое время находился без сознания. Когда парень очнулся, назвался Николаем. Оказался сиротой, выросшим на Урале, на чугунолитейном заводе. Был большевиком.
Больше Гаврила не испытывал ненависти к большевикам, полюбили они со старухой Николая и предложили оставаться у них. Лето Николай помогал Гавриле поднимать хозяйство, а затем пришло письмо, что его вызывают обратно на завод. Николай хоть и колебался, но уехал, а старики остались одни. Так, Гаврила сидел подолгу у дома, курил и думал о родном и неродном своем сыне.
Природа человека в том, чтобы кого-то любить, отдавать кому-то свое сердце, заботу, внимание, и когда судьба отняла у стариков родного сына, у них появилось естественное желание заботиться о человеке, пусть чуждых убеждений, но слабом и нуждающемся в помощи и заботе. Этим и отличаются добрые люди, — они не могут никого не любить. И эти качества проявляются в такие тяжелые времена, как война и другие бедствия
И эти качества проявляются в такие тяжелые времена, как война и другие бедствия.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Содержание сериала Чужая кровь (2018)
В начале сюжетной линии зрители переносятся в 70-е годы прошлого века. Тихая и размеренная жизнь, светлое будущее не за горами, в качестве главных действующих лиц – две семьи и их тесное переплетение в течении грядущих трех поколений. Все начинается на юге СССР, в маленьком курортном городке. Местная юная красавица Зиночка (роль исполняет Карина Андоленко) влюблена в красавца цыгана Олеко (роль исполняет Павел Баршак), и собирается выйти за него замуж, но их мечтам не суждено сбыться. На пути к их счастью непробиваемой скалой становится второй секретарь местного райкома Борис (роль исполняет Виктор Добронравов), который самыми жесткими методами избавляется от конкурента в угоду собственным мечтам.
Спустя двадцать лет с момента тех трагических событий мы переносимся в Москву, в лихие 90-е. У Бориса с Зиной семья, они вместе воспитывают их общего сына Андрея (роль исполняет Роман Полянский). А вот у цыгана Олеко растет дочка по имени Зина (роль исполняет Екатерина Кузнецова).
Заключительные события в сериале разворачиваются в наше время – это хитросплетение судеб третьего поколения их семей – внуков главных героев: Ани (роль исполняет Александра Бортич) и Максима (роль исполняет Стас Шмелев)
Сериал по заверению съемочной группы актуален всегда, ведь в фильме показанажизнь обычных людей, страсти у которых бушуют ежедневно не выходя за рамки их семей и окружения. Многие зрители узнают себя в персонажах, в истории семьи. Одна из идей сериала – донести до зрителя мысль о том, что обязательно нужно проживать свою собственную жизнь, совершая ошибки, падая и поднимаясь, не опираясь на чужое мнение или опыт.
Продюсер: Игорь Толстунов
Сценарий: Наталия Павловская
Режиссер: Ольга Субботина
Операторы: Алексей Молчанов, Вадим Бузуев
Актеры: Дарья Мороз, Павел Баршак, Екатерина Радченко, Екатерина Кузнецова, Карина Андоленко, Виктор Добронравов, Лаура Кеосаян, Артём Ткаченко, Людмила Чурсина, Роман Полянский, Александра Бортич, Николай Козак, Анна Здор, Ия Нинидзе, Дмитрий Орлов, Тамара Череповская, Анна Капалева, Михаил Жигалов, Илья Ильин, Маргарита Толстоганова, Антон Соколов, Стас Шмелев, Святослав Осипов, Андрей Фомин, Виктор Тереля, Григорий Данцигер, Никита Тезин, Зураб Миминошвили
Популярные сегодня темы
- Смысл повести Шинель Гоголя сочинение
Мне кажется Шинель представляет собой универсальную историю, которая говорит даже не о вечном социальном неравенстве, но о той структуре, которую всегда будут выстраивать для себя люди
- Сравнительная характеристика Пьера Безухова и Андрея Болконского
Образ Пьера Безухова и Андрея Болконского помогает не только раскрыть женский идеал А. Толстого в романе «Война и мир», но и передать смысл жизни человека.
- Анализ произведения Чужая кровь Шолохова
Это произведение выступает заключительной частью, сборника Шолохова «Донские рассказы». Он вложил в этот рассказ все свои последние силы, и смог блестяще закрыть свой сборник.
- Сочинение по рассказу Муму Тургенева 5 класс
В рассказе «Муму» Иван Сергеевич Тургенев описывает историю бедного крестьянского мужика по имени Герасим и его собаки Муму. Мне очень понравился этот рассказ, ведь здесь повествуется о реальной, хоть и грустной жизни.
- Суриков
Суриков, Василий Иванович (1848-1916гг.), русский творец, считающийся величайшим профессионалом в области исторических полотен. На свет появился в Красноярске. Свои первые шаги как художника
О чем книга «Чужая кровь»
Дело происходит во времена войны с большевиками. Старый казак Гаврила вынужден отправить воевать своего единственного сына Петра. Для того времени это было почетно, поэтому отправляя сына на войну Гаврила наказал тому не позорить его честное имя.
Без единственного сына хозяйство отца и матери пришло в скором времени в упадок. Оставалось лишь ждать с войны Петра, но этому не суждено было исполниться. Вскоре стало известно о безвременной кончине сына.
Это известие чуть не убило стариков, но они нашли в себе силы жить дальше. Однако, мать чуть не сошла с ума от горя, да и сам Гаврила озлобился на большевиков, поэтому когда те появились в их деревне, он пылал ненавистью к этим людям. После одной крупной стычки между большевиками и казаками, лишились жизни многие молодые солдаты. Одного из выживших Гаврила отнес к себе в дом и вместе с женой стал выхаживать.
Этот боец был молод и напоминал старикам покойного сына, поэтому они к нему сильно привязались. Настолько, что не хотели его отпускать и предложили остаться у них навсегда для ведения домашнего хозяйства. Но вскоре Николаю (так звали солдата) пришла телеграмма с просьбой вернуться на завод в родной город. Недолго думая, он согласился.
Старики были вынуждены вновь испытать боль от потери сына, ведь, несмотря на то, что в Николае текла не их, а чужая кровь, он стал для них родным. Все же они вновь нашли в себе силы, чтобы отпустить его.
Главный герой
Рассказ «Чужая кровь», краткое содержание которого мы сейчас рассмотрим, начинается с описания жизни главного героя повествования — деда Гаврилы. Он ждет своего сына с гражданской войны 1917 года. Живет дед не один, а вместе с женой, чье имя не раскрывается читателю. Она в сочинении остается просто «старухой». Родители не теряют надежды. Они всячески готовятся к возможному приезду сына и морально, и материально. Дед не хочет думать, что одного из самых близких людей его больше нет, что его ребенок умер в беспощадной и бессмысленной «мясорубке» гражданской войны. Но каждодневные ночные пробуждения говорят: Гаврила все же знает правду, но тщательно ее скрывает и от себя, и от старухи своей. Таков авторский замысел рассказа «Чужая кровь». Краткое содержание экспозиции произведения нельзя пересказать без упоминания этих душевных мук героя.
Анализ рассказа М.А.Шолохова «Чужая кровь»
Рассказ М.А. Шолохова «Чужая кровь» открывается поэтичной картиной зимней донской степи. Уже в этом небольшом описании читатель угадывает ключевой эпитет — «степь непаханая». Герой рассказа дед Гаврила стар, болен и все время думает о сыне, пропавшем в войну без вести.
По старинным казачьим обычаям снарядил Гаврила сына на фронт, на прощание отдал ему седло и дедовскую уздечку с серебряным набором — дорогую семейную реликвию, из поколения в поколение передававшуюся от отца к сыну — своеобразный оберег. Да еще взял с собой Петро горсть родной земли.
С пропажей сына пришло в упадок у Гаврилы все хозяйство: «Рушились сараи, ломала скотина базы, гнили стропила раскрытого бурей катуха. В конюшне, в пустых станках, по- своему захозяйствовали мыши, под навесом ржавела косилка».
С болью пишет М.А. Шолохов о трагедии деда Гаврилы, которого новая власть заставила снять полученные при царе кресты и медали, хотя он заслужил эти знаки военной доблести, честно и достойно выполнил свой долг перед родиной. А в старости. оказалось, что нет у него ни моральных, ни материальных опор. Лишь сама земля заставляла деда пахать и сеять.
Символом горя и запустения в рассказе становится образ тишины, расплетавшейся по хате «незримой кружевной паутиной».
Мучаясь и плача по ночам, Гаврила и его жена заставляют себя верить в то, что сын вернется. Шьют ему папаху и полушубок, берегут от моли мундир. Но проходит время, и надежды на то, что Петро вернется, остается все меньше и меньше. Символом быстротечного хода времени, как и во многих других произведениях М.А. Шолохова, в рассказе «Чужая кровь» становится течение Дона. Автор при этом использует характерный для устного народного творчества прием параллелизма: «Текли дни и недели, текла вода в Дону, под осень прозрачно-зеленая, всегда торопливая».
Вскоре возвращается в родные края Прохор Лиховидов, служивший с Петром в одном полку. От него и узнают убитые горем старики подробности о гибели единственного сына.
Во время продразверстки забирают у Гаврилы пшеницу. Прямо во дворе у него происходит стычка, в ходе которой кубанские казаки нападают на продотрядников и убивают председателя. Так в мирную жизнь хуторян входят реалии братоубийственной борьбы. Глядя на мертвые тела, Гаврила понимает, что кого-то из этих продотрядников тоже не дождутся домой старики. Внезапно обнаруживается, что один из красноармейцев еще жив. Осознав это, Гаврила забывает про личное горе, про убитого красными сына и спасает парня. Выхаживая больного, дед мучается: в душе его происходит борьба ненависти с жалостью. Постепенно Гаврила и его жена привязываются к спасенному Николаю, который напоминает им погибшего Петра. Отдают ему сшитую для сына одежду. Выясняется, что у парня тоже никого нет: отец умер, а мать его бросила в детстве. Постепенно старики привязываются к спасенному красноармейцу все больше и больше. Он даже начинает заслонять образ погибшего сына. Вдруг Николаю приходит письмо с далекого Урала: его зовут на родной завод. Старик понимает, что парень не будет вместо Петра пахать донскую землю. Тяжело переживает Гаврила прощание с приемным сыном, когда тот решает уехать. «Солнышко ясное смеркнется без тебя у нас», — говорит он ему на прощанье. Так, едва обретя утраченного сына, старики вновь теряют его.
Солнце — один из ключевых символов в творчестве М.А. Шолохова. Для Гаврилы и его жены отъезд Николая означает одинокую старость, жизнь без цели и без радости.
Рассказ «Чужая кровь», несомненно, помогает постичь суть и последствия гражданской войны. Однако социально- исторический аспект нельзя отделить в нем от общефилософского содержания. Для М.А
Шолохова важно показать тему преемственности поколений как основу всего человеческого бытия. Человек может быть счастлив, лишь осознавая, что вся его жизнь оставит на земле определенный след, все лучшее, что создано им, будет наследовано потомками
Потребность в продолжении рода — одна из важнейших потребностей человеческой жизни. И еще одна связанная с этим понятием тема важна в рассказе — тема бескорыстной родительской любви, неиссякаемого источника доброты на свете.
uchitel-slovesnosti.ru
Сюжет и основные персонажи
Рассказ Шолохова «Чужая кровь» рассказывает о теме коллективизации и последующих страшных событий, которые привели к гибели и страданиям многих людей.
Основные персонажи рассказа — это крестьянская семья, которая противится коллективизации и живет вдали от цивилизации. Отец, Мартынов, считает, что он имеет право жить свободно и самостоятельно работать на земле, которая принадлежит ему. Поэтому он сопротивляется внедрению колхоза и отказывается присоединиться к нему.
Тема «чужая кровь» в рассказе отражена в кровопролитной битве, которая происходит между колхозниками и крестьянами, противниками коллективизации. Оба лагеря становятся обвиняемыми в убийствах и насилии, но именно «чужая кровь» символизирует трагическую потерю невинных людей, которые вступили в битву против своей воли.
Через глаза главного героя рассказа, юного Антонки Мартынова, мы видим, как мирные люди становятся жертвами своих иллюзий и ненависти, как невинные жертвы становятся кормом для войны. В итоге, кровь многих героев, как своих, так и чужих, оплавляется в неразрывную массу, покрывающую поле боя.
Сюжет «Чужей крови» наполнен жестокостью и несправедливостью войны, а также проявлениями героизма и человечности. Рассказ Шолохова вызывает размышления о том, как необходимо избегать разделений и ненависти, чтобы избежать чужой крови.
Обзор сюжета рассказа Чужая кровь
Идея рассказа «Чужая кровь» заключается в том, что человеческая судьба может быть определена не только родословной или национальной принадлежностью, но и внутренними качествами и выборами личности
Шолохов обращает внимание на то, что кровь может быть «чужой» не только в смысле принадлежности к другой нации, но и в смысле непохожести на своих собратьев из того же народа
Рассказ проводит параллель между Григорием Седым, который был бродягой и отверженным, и Никифором Сайцевым, который являлся солдатом и совершал героические поступки. Несмотря на то, что Григорий не имел идеальных родословных, его внутренние качества позволили ему совершить подвиг, который Никифор не смог совершить.
Таким образом, тема чужой крови в рассказе Шолохова ставит под сомнение идею «кровной связи», акцентирует внимание на значимости выбора и внутренних качеств человека. Рассказ призывает к преодолению предрассудков и стереотипов, а также к осмыслению того факта, что личность определяет не происхождение, а ее поступки и действия
Характеристика главного героя рассказа
Тема рассказа — сложные отношения между крепостными крестьянами и помещиками. Идея произведения заключается в показе несправедливости и жестокости, которую испытывают простые люди от своих обладателей земельного имущества.
Роль побочных персонажей в развитии сюжета
Однако, важную роль в развитии сюжета играют не только главные герои, но и побочные персонажи. Эти второстепенные герои помогают раскрыть характеры и мотивации главных героев, добавляют интригу и неожиданные повороты.
Например, персонаж Марьяна, дочь старого казака. Ее свободная и неподдельная натура, ее способность видеть истинные чувства и действия людей помогает окружающим осознать бессмысленность войны и насилия. Ее трагическая судьба и гибель становятся символом разрушения мира и прекращения жизней многих невинных людей.
Еще один важный персонаж – Матвей Гров. Этот старый крестьянин, изведавший все ужасы войны, помогает главному герою понять бессмысленность насилия и приводит его к решению прекратить кровопролитие. Во времена молодости Гров сам был неукротимым бунтарем, но годы и опыт сделали его мудрым истинным патриотом.
Таким образом, побочные персонажи в «Чужей крови» играют значимую роль в развитии сюжета и раскрытии главных идей произведения Михаила Шолохова. Они помогают показать бессмысленность войны, разрушительное влияние насилия и необходимость мира и солидарности.
Основный моральный конфликт. Раскрытие главной проблематики произведения
Несмотря на то что мы обсуждаем лишь краткое содержание, «Чужая кровь» Шолохова даже в сокращенном варианте побуждает читателя к осмыслению морального содержания произведения.
Именно в этом месте рассказа, где выясняется, что у одного из расстрелянных ребят все еще несмело бьется сердце, когда старик ощупывает его грудь, М.А. Шолохов и задает читателю почти христианский вопрос: «Что выбрать: добро или зло, ненависть или любовь?» Да, «красные» убили сына Гаврилы, но причина ли это для того, чтобы не спасать мальчика, упавшего на снег? Виноват ли в этом белокурый парень, застрявший между жизнью и смертью? Каждый, наверное, ответит на этот вопрос по-своему, но дед выбрал добро и любовь к ближнему, поэтому взвалил себе на спину юного ангела гражданской войны и принес в дом, чем, конечно, очень напугал свою бабку. Здесь напряжение и интрига произведения достигают апогея, это чувствуется даже тогда, когда читается краткое содержание. «Чужая кровь» (ее полная версия) захватывает еще больше.
Стилистические приемы и художественные особенности
Рассказ «Чужая кровь» Михаила Шолохова отличается множеством стилистических приемов и художественных особенностей, которые помогают раскрыть главную тему и идею произведения.
Один из главных стилистических приемов, используемых автором, — это применение разнообразных метафор и образных сравнений. Они помогают создать впечатляющую картины и передать настроение героев и общую атмосферу рассказа. Например, в одной из главных сцен, где главный герой во время боя видит, как «залетают парчовые осколки, переодетые в лунные лучи, усеянные безжизненными телами». Такая метафора позволяет читателю визуализировать ужасы войны и почувствовать холод окружающей смерти.
Другим важным стилистическим приемом является использование повторов и параллелизмов. Они помогают создать ритм и повторяемые структуры, что усиливает эмоциональный эффект произведения и делает его более запоминающимся. Например, в рассказе часто повторяются фразы о «чужой крови», которые символизируют жестокость и безразличие к чужой жизни во время войны. Такой прием помогает подчеркнуть главную тему произведения и передать идею о ценности каждой человеческой жизни.
Еще одним стилистическим приемом, который используется в рассказе, является смена перспективы и стиля рассказа. В один момент мы видим все события глазами главного героя, в следующий момент — через призму воспоминаний других персонажей. Это помогает создать сложный и многогранный образ человеческой драмы, где каждый персонаж имеет свою историю и точку зрения.
Таким образом, рассказ «Чужая кровь» Михаила Шолохова отличается использованием разнообразных стилистических приемов и художественных особенностей, которые глубже раскрывают главную тему и идею произведения. Эти приемы помогают создать впечатляющие образы и передать сложность человеческой драмы во время войны.
Использование описательной лексики и образов
Тема и идея рассказа Шолохова «Чужая кровь» пронизаны использованием описательной лексики и образов. Автор виртуозно описывает окружающий мир, создавая живые и яркие образы, которые помогают передать глубокий смысл и эмоциональную напряженность произведения.
В рассказе «Чужая кровь» особое внимание уделяется описанию природы и окружающей среды. Шолохов использует яркие и насыщенные краской описания, чтобы передать красоту и одновременно дикость степи, в которой происходят события рассказа
Он описывает дуновения ветра, бурлящие ручьи, облачность неба, создавая таким образом атмосферу и погружая читателя в мир природы, который становится неотъемлемым элементом истории.
Образы также играют значимую роль в произведении. Шолохов создает ярких и запоминающихся персонажей, которые становятся символами определенных идей и ценностей
Важное место в рассказе занимает образ Верки, молодой и непокорной девушки, которая стала жертвой неправых укладов советской деревни. Ее образ символизирует силу и борьбу за свое место в мире, независимо от обстоятельств
Использование описательной лексики и образов в рассказе «Чужая кровь» помогает Шолохову передать сложность человеческих отношений, борьбу с несправедливостью и красоту степного пейзажа. Эти приемы делают произведение ярким и запоминающимся, позволяют читателю войти в мир произведения и погрузиться в его смысл и эмоции.
Ритм и композиция рассказа Чужая кровь
Шолохов использует определенный ритм в описании событий и передаче суровости и напряженности ситуаций. Его слова, выбранные с большим мастерством, позволяют читателю почувствовать ритм и скорость жизни героев, а также интенсивность их борьбы.
Композиция рассказа также хорошо продумана, она помогает передать идею и тему произведения. Вступление в рассказ вводит читателя в атмосферу кровавой войны, вызывая у него сразу же интерес и желание узнать, что произойдет дальше. Разделение рассказа на несколько эпизодов позволяет показать разные стороны гражданской войны, а также развитие главного героя.
Идея рассказа «Чужая кровь» связана с призванием каждого человека отстаивать свои убеждения и бороться за свое дело, несмотря на все трудности и преграды. Атмосфера кровопролития и непримиримости дополняет эту идею, делая ее еще сильнее и очевидной.
В целом, ритм и композиция рассказа «Чужая кровь» Михаила Шолохова помогают передать его идею и тему, создавая ощущение динамичности и напряженности. Это одно из наиболее ярких произведений автора, которое не оставит равнодушным ни одного читателя.
Анализ рассказа М.А.Шолохова «Чужая кровь»
Рассказ М.А. Шолохова «Чужая кровь» открывается поэтичной картиной зимней донской степи. Уже в этом небольшом описании читатель угадывает ключевой эпитет — «степь непаханая». Герой рассказа дед Гаврила стар, болен и все время думает о сыне, пропавшем в войну без вести.
По старинным казачьим обычаям снарядил Гаврила сына на фронт, на прощание отдал ему седло и дедовскую уздечку с серебряным набором — дорогую семейную реликвию, из поколения в поколение передававшуюся от отца к сыну — своеобразный оберег. Да еще взял с собой Петро горсть родной земли.
С пропажей сына пришло в упадок у Гаврилы все хозяйство: «Рушились сараи, ломала скотина базы, гнили стропила раскрытого бурей катуха. В конюшне, в пустых станках, по- своему захозяйствовали мыши, под навесом ржавела косилка».
С болью пишет М.А. Шолохов о трагедии деда Гаврилы, которого новая власть заставила снять полученные при царе кресты и медали, хотя он заслужил эти знаки военной доблести, честно и достойно выполнил свой долг перед родиной. А в старости. оказалось, что нет у него ни моральных, ни материальных опор. Лишь сама земля заставляла деда пахать и сеять.
Символом горя и запустения в рассказе становится образ тишины, расплетавшейся по хате «незримой кружевной паутиной».
Мучаясь и плача по ночам, Гаврила и его жена заставляют себя верить в то, что сын вернется. Шьют ему папаху и полушубок, берегут от моли мундир. Но проходит время, и надежды на то, что Петро вернется, остается все меньше и меньше. Символом быстротечного хода времени, как и во многих других произведениях М.А. Шолохова, в рассказе «Чужая кровь» становится течение Дона. Автор при этом использует характерный для устного народного творчества прием параллелизма: «Текли дни и недели, текла вода в Дону, под осень прозрачно-зеленая, всегда торопливая».
Вскоре возвращается в родные края Прохор Лиховидов, служивший с Петром в одном полку. От него и узнают убитые горем старики подробности о гибели единственного сына.
Во время продразверстки забирают у Гаврилы пшеницу. Прямо во дворе у него происходит стычка, в ходе которой кубанские казаки нападают на продотрядников и убивают председателя. Так в мирную жизнь хуторян входят реалии братоубийственной борьбы. Глядя на мертвые тела, Гаврила понимает, что кого-то из этих продотрядников тоже не дождутся домой старики. Внезапно обнаруживается, что один из красноармейцев еще жив. Осознав это, Гаврила забывает про личное горе, про убитого красными сына и спасает парня. Выхаживая больного, дед мучается: в душе его происходит борьба ненависти с жалостью. Постепенно Гаврила и его жена привязываются к спасенному Николаю, который напоминает им погибшего Петра. Отдают ему сшитую для сына одежду. Выясняется, что у парня тоже никого нет: отец умер, а мать его бросила в детстве. Постепенно старики привязываются к спасенному красноармейцу все больше и больше. Он даже начинает заслонять образ погибшего сына. Вдруг Николаю приходит письмо с далекого Урала: его зовут на родной завод. Старик понимает, что парень не будет вместо Петра пахать донскую землю. Тяжело переживает Гаврила прощание с приемным сыном, когда тот решает уехать. «Солнышко ясное смеркнется без тебя у нас», — говорит он ему на прощанье. Так, едва обретя утраченного сына, старики вновь теряют его.
Солнце — один из ключевых символов в творчестве М.А. Шолохова. Для Гаврилы и его жены отъезд Николая означает одинокую старость, жизнь без цели и без радости.
Рассказ «Чужая кровь», несомненно, помогает постичь суть и последствия гражданской войны. Однако социально- исторический аспект нельзя отделить в нем от общефилософского содержания. Для М.А
Шолохова важно показать тему преемственности поколений как основу всего человеческого бытия. Человек может быть счастлив, лишь осознавая, что вся его жизнь оставит на земле определенный след, все лучшее, что создано им, будет наследовано потомками
Потребность в продолжении рода — одна из важнейших потребностей человеческой жизни. И еще одна связанная с этим понятием тема важна в рассказе — тема бескорыстной родительской любви, неиссякаемого источника доброты на свете.
uchitel-slovesnosti.ru
Главный герой
Рассказ «Чужая кровь», краткое содержание которого мы сейчас рассмотрим, начинается с описания жизни главного героя повествования — деда Гаврилы. Он ждет своего сына с гражданской войны 1917 года. Живет дед не один, а вместе с женой, чье имя не раскрывается читателю. Она в сочинении остается просто «старухой». Родители не теряют надежды. Они всячески готовятся к возможному приезду сына и морально, и материально. Дед не хочет думать, что одного из самых близких людей его больше нет, что его ребенок умер в беспощадной и бессмысленной «мясорубке» гражданской войны. Но каждодневные ночные пробуждения говорят: Гаврила все же знает правду, но тщательно ее скрывает и от себя, и от старухи своей. Таков авторский замысел рассказа «Чужая кровь». Краткое содержание экспозиции произведения нельзя пересказать без упоминания этих душевных мук героя.