Значение снов раскольникова в романе «преступление и наказание»

Сны раскольникова и их значение в романе преступление и наказание достоевского

Введение

Мир снов и сновидений издревле
интересовал человека как что-то
столь же близкое нашему пониманию 
сколь далекое от него. Бодрствуя,
мы видим и понимаем, что происходит
вокруг, оцениваем происходящее — наше
сознание работает так, как мы этого 
хотим. Но что происходит с сознанием 
человека во сне? Тайна, покрытая мраком
ночи…

Совершенно особую роль, сновидения играют
в литературных произведениях. Сны героев
зачастую определяют их жизнь. Часто то,
что персонажи произведений видят, закрыв
глаза, важнее того, что он делает, открыв
их. Они могут показать внутренний мир
героя, его переживания или то, что может
ждать его в будущем. Самыми яркими примерами
сновидений героев в литературе являются
сон Татьяны
из романа “Евгений Онегин”
А.С. Пушкина, сон Ильи Ильича из романа
“Обломов
” И.А. Гончарова, сны Раскольникова
и Свидригайлова из “Преступления и наказания”
Ф.М. Достоевского и многие другие. Во всех
этих книгах авторы отводят снам серьёзную
идейно-художественную роль. Сны предрекают
будущее героев, разъясняют их прошлое,
помогают сделать правильный выбор или
пытаются предостеречь от ошибок.

Сон для Достоевского 
не какой-то эффективный прием предсказания
события, заранее известного писателю,
или условное изображение уже 
происшедшего события. Сон у этого 
писателя  незаменимый способ художественного 
познания, основанный на законах самой 
человеческой натуры. Через сон он
ищет «в человеке человека». Во снах у 
него и «невысказанное, будущее слово».
Таким образом, сон для писателя
это не уход от действительности, а напротив,
стремление постигнуть ее в ее собственных
своеобразных формах, осмыслить ее художественно.

«Преступление и наказание» 
самый насыщенный сновидениями роман
Ф.М. Достоевского. Можно говорить не только
о снах-новеллах, но и о цикле снов в контексте
романа.

Третий сон героя – ожидание кары

Сны героя кардинально меняются после совершения преступления. Изменилась ситуация, а вместе с ней изменилось и душевное состояние Раскольникова.

2 стр., 656 слов

Социальные мотивы преступления Раскольникова в романе Достоевского …

… каторга, а глубокие внутренние страдания, страдания нравственные. Человек, осознающий себя убийцей, уже по-другому воспринимает мир. Раскольников пытается бороться со своим состоянием. Родион … убийство, и пытается разоблачить Раскольникова. Достоевский исследует такую проблему, как нравственное возрождение личности. Именно поэтому следователь, предлагая Родиону … Именно на каторге Раскольников приходит …

На смену возвышенным мечтам и сомнениям в своем праве вершить великие дела приходит осознание ужаса свершившегося. Поэтому и сон настигает Родиона как карающий меч правосудия.

В этот период все сновидения Родиона отрывочны, беспорядочны, наполнены болью и криком.

Героями его сна становится полицейский поручик Илья Петрович и хозяйка дома, где Раскольников снимает комнату. Представитель правосудия жестоко избивает женщину, а Родион с ужасом ощущает, что жестокое наказание все ближе и ближе, и нет ни пощады, ни снисхождения.

Сочинение Роль снов Раскольникова

Сны в «Преступлении и наказании» играют очень большую роль. В них сокрыты параллели с реальностью, которую проживают главные герои, их потаенные мысли и страхи. Также они полны символов, вместе складывающихся в единое целое; за ними скрыта суть романа Достоевского

Наибольшее внимание уделяется двум очень сложным с точки зрения психологии персонажам: Раскольникову и Свидригайлову

Родион Раскольников видит на протяжении всего произведения пять снов. Первый его настигает после встречи с нетрезвой девушкой на бульваре. Он затрагивает детство героя и жизнь в родном городе, скучном и сером. Краски вокруг мрачные, лишь только местная церковь выделяется на унылом фоне. Особенно сильно она контрастирует с находящимся неподалеку кабаком, олицетворявшем в глазах маленького Родиона низшие людские пороки и зло. Их близкое расположение не случайно: тем самым автор хочет показать, что, даже когда человек сошел с верного пути, у него есть шанс найти искупление в религии.

Также в этом сне фигурирует убийство лошади кнутом. Сцена показывает, что отношение Раскольникова к насилию никогда не менялось. В глубине души Родион испытывает к нему отвращение, пусть и пытается выдумать оправдание своим планам на старуху-процентщицу.

Второй сон повествует о далекой Африке. Голубой оазис посреди пустыни — последний шанс на спасение, не только от жажды, но и от греха. Важную роль сыграло сравнение с Наполеоном, ведь его первые походы были на Египет. Как и тщеславный французский полководец, проигравший в первом бою, он не получит удовлетворения от совершения преступления.

Последующие сны Раскольникова выражают чувство его вины и тревоги из-за содеянного. В одном нам ним смеётся старуха, как будто сама судьба, заставляющая чувствовать раскаяние; в другом Родион становится свидетелем издевательств и не может их стерпеть. Оба эти видения показывают, что в герое до сих пор осталась человечность, мешающая смириться с произошедшим и желающая отыскать прощение. Пятый сон – кошмар, в котором мир погружается в хаос – окончательно убеждает Раскольникова в том, что важны не заумные теории, а не добрые и искренние поступки.

Свидригайлов тоже видит сны, которые постепенно раскрывают его внутреннюю сущность, спрятавшуюся за маской циничного подлеца, лишь изредка по внезапному хотению способного на благородство. Через них Аркадий Иванович видит, насколько он на самом деле ничтожный и слабый человек, предавшийся пороку и давно лишившийся шанса на спасение.

Сны Свидригайлова

Свидригайлов — персонаж, которому также снятся символические сны, пронизанные глубоким смыслом. Аркадий Иванович  — пресытившийся жизнью человек. Он равно способен как на циничные и грязные поступки, так и на благородные. На его совести лежат несколько преступлений: убийство жены и самоубийства слуги и оскорбленной им девочки,которой было всего 14 лет. Но совесть его не тревожит, лишь сны передают скрытую, неизвестную самому герою сторону его души, именно благодаря своим сновидениям Аркадий Иванович начинает видеть всю свою подлость и ничтожество. Там он лицезреет себя или отражение своих качеств, которые ужасают его. Всего Свидригайлов видит три кошмара, причем грань между сном и явью настолько размыта, что порой трудно понять, видение это или реальность.

  • Мыши. В первом сне герою мерещатся мыши. Мышь считается олицетворением души человека,зверьком, который быстро и почти незаметно ускользает, как дух в момент смерти. В христианской Европе мышь была символом злой, разрушительной деятельности. Таким образом, можно прийти в выводу, что в сне Свидригайлова грызун является предвестником беды, неминуемой гибели героя.
  • О девочке — утопленнице. Аркадий Иванович видит девочку-самоубийцу. Она имела «ангельски чистую душу, вырвавшую последний крик отчаяния, не услышанный, а нагло поруганный в тёмную ночь…». Точно неизвестно, но о Свидригайлове ходили слухи, что он совратил четырнадцатилетнюю девочку. Этот сон будто описывает прошлое героя. Возможно, что именно после этого видения в нем просыпается совесть, и он  начинает осознавать всю низменность поступков, от которых раньше получал наслаждение.
  • О пятилетней девочке. В последнем, третьем сне, Свидригайлову снится маленькая девочка, которой он помогает без всякого злого умысла, но неожиданно ребенок преображается и начинает заигрывать с Аркадием Ивановичем. Она имеет ангельский лик, в котором постепенно вырисовывается сущность низменной  женщины. Она обладает обманчивой красотой, внешне прикрывающей душу человека. В этой пятилетней девочке отразилась вся похотливость Свидригайлова. Это больше всего его и испугало. В образе демонической красоты можно увидеть отражение двойственности характера героя, парадоксальное сочетание доброго и злого.

Проснувшись, Аркадий  Иванович ощущает свое полное духовное истощение и понимает: сил и желания жить дальше у него нет. Эти сны раскрывают полное нравственное банкротство героя. И, если второй сон отражает попытку воспротивиться року, то последний показывает все уродство души героя, от которого никуда не деться.

Первый сон

Первый сон Раскольников
видит незадолго до убийства, заснув
в кустах в парке после “пробы” 
и встречи с Мармеладовым. Перед 
тем, как заснуть, он долго блуждает
по Петербургу и думает о полезности
убийства старухи-процентщицы, которая 
отжила свой век и «заедает» чужой.

Он видит себя ребенком,
ему семь лет. Он гуляет с отцом 
за городом. Душно, серо. На краю города
«большой кабак». Странно, что рядом 
«церковь с зеленым куполом» и 
кладбище. Хохот, крики, драка. Пьяная толпа 
усаживается в телегу, и Миколка 
бьет лошадь. Наконец, кто-то кричит: «Топором
ее, чего! Покончить с ней разом…» 
Мальчик бросается ее защищать, плачет,
«обхватывает ее мертвую, окровавленную 
морду и целует ее, целует ее в 
глаза, в губы».

Раскольников просыпается 
«весь в поту» и решает отказаться
от убийства: «Неужели ж я в самом 
деле возьму топор, стану бить по голове,
размозжу ей череп… Я ведь не вытерплю,
не вытерплю!»

«Страшный сон», отрывок 
из детства, казалось бы, самого 
светлого, доброго и замечательного 
периода человеческой жизни. Но 
далеко не это мы ощущаем, 
читая строки об избиении лошади
«Но уж бедной лошаденке 
плохо. Она задыхается, останавливается, 
опять дергает, чуть не падает».
Все это мы видим глазами 
семилетнего мальчика, навечно запомнившего 
воплощение жестокости.

Сон тяжелый, мучительный, изматывающий
и необыкновенно богатый символами:
Раскольников-мальчик любит ходить
в церковь, олицетворяющую небесное
начало на земле, то есть духовность, нравственную
чистоту и совершенство; однако дорога
в церковь проходит мимо кабака,
который мальчик не любит; кабак 
— это-то жуткое, мирское, земное, что 
губит в человеке человека. Избиение животного лишний раз напоминает
ему о насилии в мире, укрепляет его убеждение
в правильности его теории, которую он
вынашивал, находясь в болезненном состоянии
и мечтая о «роли властелина», «Наполеона».
В образе лошади он вновь видит униженных
и оскорбленных людей. В этом сне несколько
раз упоминается слово «топор», и
это не случайно. Ведь тут топор является
орудием убийства, но не только лошади,
но и старухи уже в реальном мире. Обилие
насилия в этом сне стало очередным толчком,
заставившим Раскольникова пойти на убийство.

В сцене у кабака мы видим, что по
своей природе Раскольников вовсе не жесток:
беспощадность и презрение к чужой жизни,
даже лошадиной, ему чужды и возможное
насилие над живым существом для него
омерзительно, противоестественно.

Главная мысль этого эпизода 
заключается в неприятии убийства
натурой человека, и в частности натурой
Раскольникова. Мысли и заботы о матери
и сестре, желание доказать свою теорию
об «обыкновенных» и «необыкновенных»
людях на практике побуждают его думать
об убийстве, заглушать муки натуры и в
конечном счете приведут в квартиру старухи-процентщицы.

Роль снов в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» (ЕГЭ по литературе)

Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» – это глубокий социально-психологический роман, раскрывающий читателю не только душу и разум убийцы, но и затрагивающий целый спектр проблем: от философских до общественно-политических. Автор использовал различные приемы для того, чтобы создать яркий характер и образ главного героя.

Одним из них выступают сны. В романе они играют не только важную повествовательную функцию, но и передают переживания героя, помогают понять его внутренний мир. В своем сочинении я хочу подробно рассмотреть роль снов в романе и их значение в судьбе Раскольникова.

Один из первых и самых запоминающихся, по моему мнению, снов происходит в начале произведения, еще до преступления, в пору мучительных раздумий главного героя. Раскольникову снится его детство. Маленький мальчик, проходя с отцом мимо кабака, видит страшную картину: пьяные мужики до смерти забивают лошадь. У ребенка это вызвало не только слезы и чувство жалости к животному, но и злость к убийцам, желание противостоять насилию. В первую очередь, этот эпизод выполняет функцию экспозиции и знакомит читателя с людьми, которые будут встречаться на протяжении всего романа.

Однако нам более важна именно его смысловая нагрузка. Этим эпизодом Достоевский хотел показать истинное состояние души Родиона: убийство противоречит природе человека, а задуманное героем насилие – его собственной натуре. Помимо этого, во сне присутствует много символики. Например, рядом с кабаком – центром пьянства, ругани и грязи – находится церковь. Небольшое расстояние между этими местами означает, что у человека всегда есть возможность прекратить грешить и начать праведную жизнь.

Раскаяние – это одна из основных тем романа, которая тоже раскрывается с использованием сна. Уже на каторге Раскольникову снится, что мир погряз в моровой язве, он наполнен человеческими страданиями и мучениями.

Трихины заражают людей, проникают в мозг и внушают человеку, что только он в этом мире прав. Зараженные убивают друг друга, но есть люди, переболевшие этой болезнью. Именно они способны вылечить мир и спасти человечество, однако их больше никто не слышит и не видит. Достоевский показывает выход – нужно отказаться от нравственного нигилизма, чтобы найти истину. Именно в этот момент Родион окончательно разочаровывается в своей теории и осознает, к чему приводит вседозволенность. Герой встает на путь раскаяния и очищения, возрождая свою душу.

Таким образом, сны в романе «Преступление и наказание» помогают понять психологию Раскольникова и показывают, что он чувствует на самом деле и как меняется его мировоззрение. Не стоит забывать и о символике, ведь с помощью нее автор доносит до читателя свои идеи об ужасах безнравственности и вседозволенности или о возрождении души

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем чат-боте Сочинения24

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id42835

голоса

Рейтинг статьи

Вариант 8

Роман «Преступление и наказание» Федора Достоевского — это произведение, которое изучают в школе не только потому, что оно является классикой мировой литературы, но и потому, что оно затрагивает важные философские и этические вопросы

Одним из таких вопросов является тема снов, которые имеют важное значение в повествовании. Что же такое сны и какую роль они играют в романе?

Сны в «Преступлении и наказании» часто выступают как символические образы, которые помогают понять внутренний мир персонажей. Они являются способом показать, что происходит в душе главного героя Раскольникова. В своих снах Раскольников выражает свое бессознательное желание признания своей вины. Эти сны становятся для него мучительным пробуждением, которое не позволяет ему избежать сожаления и раскаяния.

Второй важной ролью снов в романе является то, что они помогают раскрыть характер и эмоциональное состояние других персонажей. Например, сны Сони, главной героини, показывают ее внутреннюю борьбу и страдания, вызванные ее профессией

Сны Мармеладова, бедного алкоголика, демонстрируют его душевное состояние и неспособность преодолеть свои проблемы.

Я считаю, что сны играют важную роль в романе, так как они помогают Достоевскому выразить сложные эмоциональные состояния персонажей, а также раскрыть глубину их души. Сны являются символами, которые помогают читателю лучше понять мир, созданный автором.

Например, в сцене, когда Раскольников готовится убить Алена Ивановича, автор описывает его сон, где он видит свое преступление и терзается угрызениями совести. Этот сон помогает читателю понять, что Раскольников находится в состоянии конфликта с самим собой и не может решиться на убийство без внутреннего конфликта и моральных коллизий. Так, в одном из снов Раскольников видит себя вместе с Соней на кладбище, где они общаются с мертвым Лизаветой. В этом сне Раскольников осознает всю трагичность своего положения и осознает, что ему необходимо идти на истинное покаяние и признать свою вину.

Еще одним примером роли снов в романе является сон Сони, в котором ей является мать. В этом сне Соня обращается к матери с просьбой о помощи, но матерь отвечает ей, что она не может помочь, так как сама совершила преступление. Этот сон символизирует не только бедность и безысходность ситуации Сони, но и отсылает к тому, что каждый человек несет ответственность за свои поступки и должен принимать последствия своих решений.

В целом, сны в романе «Преступление и наказание» играют важную роль в раскрытии характеров персонажей и передаче глубоких философских идей. Сны помогают читателю лучше понять мотивы героев, их внутренние борьбы и принятие сложных решений.

Мне нравится94Не нравится36

Рейтинг сочинений

417

174

106

86

58

56

41

29

Об оазисе в Африке

Родиону приснился прекрасный оазис посреди африканской пустыни. Второй сон он видит до совершения рокового поступка. Песчаная равнина с голубой водой становится источником живительной влаги для «странника». Примечательно, что герой оказывается в Египте. Несмотря на простоту сна, его анализ показывает большую глубину символов. Оазис с прозрачным водным источником — образ чистоты побуждений, проскакивающих сквозь жизненную рутину, наполненную нищетой, развратом, неблагочестивыми мыслями, злобой.

Сам же сон можно истолковать как стремление героя к чему-то чистому, прекрасному. Раскольников все еще сомневается в своих желаниях, у него есть шанс пойти по правильному пути

Важной составляющей видения является местоположение — Египет. Таким способом автор привносит в произведение нотку наполеонизма, ведь для великого исторического деятеля египетский поход был первым

Именно там Наполеон испытал горести поражения из-за чумы, положившей его войско. Разочарование ждет и главного героя романа. Такой сон обязан был присниться затеявшему изначально проигрышную игру герою, чтобы дать шанс на спасение.

Сон-предвидение

Последний сон Раскольникова, о котором рассказывает Достоевский, возможно, был кошмаром самого автора.

Родион видит его, уже отбывая наказание на каторге. Новый мир, где все люди считают себя избранными и право имеющими, на глазах превращается в арену борьбы. Хаос охватил человечество и люди исчезают с лица земли, уничтожив друг друга в кровопролитных войнах.

Таким видел сам Достоевский развитие событий при капитализме, который во главу угла ставит погоню за личным благом, невзирая на окружающих. Отныне нет места человеческим ценностям и христианскому человеколюбию. Люди забыли законы божьи и в любой момент готовы нарушить законы правосудия, а понятия совести и морали превращаются в никому не нужные атавизмы.

Это сон не просто очередной кошмар героя, погружающий его в пучину безнадежности. Это скорее предостережение автора читателю, его оценка капиталистического мира.

Четвертый сон

Сон о повторном убийстве
старухи. Действие как бы возвращается
вспять, но теперь трагедия убийства оборачивается 
комедией.

Сон становится как бы ответом 
судьбы на реплику Раскольникова: «О,
как я ненавижу теперь старушонку!
Кажется, бы другой раз убил, если б 
очнулась!». Композиционно сон расположен
прямо в центре романа. Он помещен 
в конце третьей части и 
делит роман на две триады. Раскольников видит этот сон
непосредственно перед приходом Свидригайлова,
человека демонического и своеобразно
олицетворяющего зло.

Это сон-катастрофа, который 
ставит героя перед выбором: покаяние
или безумие и самоубийство. Он
удивителен по своей психологической
точности и художественной силе. Достоевский
нагнетает, сгущает краски (смех у старухи
“зловещий”, гомон толпы за дверью явно
недоброжелательный, злобный, насмешливый),
чтобы как можно более четко и достоверно
отразить состояние отчаявшейся души
героя, особенно усилившееся после провала
«эксперимента над собой».

Раскольников оказывается 
не Наполеоном, не властелином, имеющим 
право с легкостью переступать 
через чужие жизни ради достижения
своей цели; муки совести и страх 
разоблачения делают его жалким, и 
смех старухи — это смех и торжество 
зла над не сумевшим убить в 
себе совесть Раскольниковым.

Популярные сегодня темы

В произведении персонажи оказываются в непростой ситуации в жизни. Глава семьи остался без работы, их дети болеют, а самое страшное умерла младшая дочь. У отца семейства возникает мысл

На переднем плане картины мы видим зелёные яблоки, лежащие в тарелке. Их шесть штук. У одного, повёрнутого к нам, один бочок красный. Или это отражается красный цвет от букета рябины.

Но что это за окном? Неужели случилось? Простое чудо природы меняет все течение жизни: выпал первый снег! Белые дома и деревья, улочки без пыли, укрытые нежной снеговой пеленой… Как же это все красиво!

Одним из основных персонажей произведения является Степан Петрович, представленный писателем в образе уральского рабочего человека.

Сны Раскольникова и их значение в романе

«Преступление и наказание» роман великого русского писателя Ф. Достоевского. Это важный роман, поднимает сложные психологические и социальные темы. Автор писал роман с 1865 по 1866 год.

Сны Раскольникова, это очень важны в романе, они безусловно отображают, суть личности Раскольникова, его переживания, которые и толкнули его на преступление (на всю его судьбу).

Сон – это физическое состояние человека, когда человеческая активность значительна понижается. Мозг продолжает работать и происходит процесс бессистемного воспроизводства воспоминаний и страхов (тревог), когда человек спит он не контролирует «ход своих мыслей», мозг работает без сопротивления сознания.

В романе, множество и других символичных сцен, которые так же играют важную роль для смысла произведения.

Во время своего пребывания на каторге Достоевский, «сидел» не только с политическими «преступниками» но и с уголовными элементами. Многим из них было всё равно, они не раскаивались и охотно бы продолжили свои деяния, когда выйдут.

В середине девятнадцатого столетия, Александр Второй (наконец то) отменил крепостное право (рабство). Многие крестьяне став свободными не понимали что с ней делать, они не имели средств к проживанию и шли на дороги или в города, — грабить и убивать.

Но, были и другие, которые раскаивались и действительно перевоспитались на каторге.

Главная тема романа, ужасная бедность отдельно взятого человека (определённого слоя общества). Основную часть общества мало интересуют проблемы молодого и мучающегося молодого человека

И именно своим невниманием по сути толкает его на преступление. Раскольников безусловно виновен в убийстве старухи процентщицы, но общество виновно не в меньшей степени

В первой части романа Раскольникову снится детство. Снится ему сон, когда он болен, у него температура, озноб.

Снится, его семья, потом отец. Далее снится улица, где находится кабак, куча хулиганов избивают маленькую лошадь, которая везёт телегу. Маленький Родион хочет заступиться, но ничего не получается. Её убивают, лежащую.

Этот сон как бы показывает, что насилие по отношению к живому существу противоречит его сути.

Во второй части романа (после убийства старухи) ему снится: какие-то странные и страшные звуки: дикие крики, вопли, звуки драки и т. д. Во сне Раскольников уверяет себя что убийство совершено верно, далее он просыпается.

Далее ему снится: он возвышается (выше) над толпой, однако люди смотрят осуждающе, и вот он видит, что старуха жива и смеётся над ним вместе с толпой.

Последний сон ему сниться на каторге. Сон показывает жестокость и мучения. Он видит до какой степени он ошибался и окончательно отказывается от своей теории (о праве на убийство).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Образовайка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: