«чевенгур» платонова: коммунизм

А.п. платонов, «чевенгур» — краткое содержание, анализ произведения

Отъезд Сашки

Проходит полгода. Сашка поступает на железнодорожные курсы, после чего учится в политехникуме. Однако вскоре его учение надолго прекращается. Роман «Чевенгур» (краткое содержание) продолжается тем, что партия командирует Александра Дванова на фронт Гражданской войны — в город Новохоперск, расположенный в степи. Захар Павлович сутками сидит на вокзале со своим сыном в ожидании попутного эшелона. Обо всем уже они переговорили, но только не о любви. Когда Александр уезжает, его отец возвращается домой и начинает читать алгебру по складам, не понимая ничего. В этом постепенно он находит утешение.

Дванов в Новохоперске приобщается к воюющей революции. Из губернии вскоре приходит приказ о возвращении Александра. По дороге Дванов ведет паровоз вместо сбежавшего машиниста. Состав сталкивается со встречным. Лишь чудом Сашка остается жив.

Герои и образы

Александр Дванов – главный герой романа. Читателю неизвестно имя его любопытного отца-рыбака. Дванов получил фамилию от приёмной семьи Двановых, взявшей его после смерти отца и выгнавшей побираться через 4 года. Возможно, Платонов хотел сделать фамилию говорящей. То есть подчёркивал некую двойственность Дванова или то, что они с Прокофием Двановым двойники.

Внешность Дванова становится известна из фотографии, которую Сербинов видит у Сони. Лицо у него незапоминающееся, а глаза запавшие, словно мёртвые, похожие на усталых сторожей.

Дванов – человек, ни в чём не определившийся: Чепурный считает, что в нём «слабое чувство ума». Саша сам не знает, что для него хорошо. В партию он вступает потому, что об этом попросил Захар Павлович, с Соней встречается случайно, а уезжает от неё вообще непонятно почему. Очевидно, Дванов отражает отношение самого Платонова к происходящему в стране.

Сводный брат Дванова Прокофий – антипод Дванова. Он с детства ищет выгоду во всём. У Прокофия «чёрные непрозрачные глаза и отверстый, ощущающий и постыдный» нос, а также «старый экономический ум» хищника.

Степан Копёнкин – рыцарь революции. Его портрет непримечателен: «Малого роста, худой и с глазами без внимательности в них». Лицо у него «международное», а черты личности стёрлись о революцию. Копёнкин путешествует на коне по имени «Пролетарская Сила», больше похожем на коня былинного богатыря, что Платонов выражает гиперболой: чтобы насытиться, конь съедает «осьмушку делянки молодого леса» и запивает «небольшим прудом в степи».

Перед взором читателя проносятся самые странные личности – герои заповедника эпохи революции и гражданской войны. Чего стоит уполномоченный волревкома Степан Мошонкин, переименовавшийся в Фёдора Достоевского, и Недоделанный, лишённый документов и поэтому обозначенный как прочий неопределённого пола. Продолжают коллекцию чудаков лесник Биттермановского лесничества, который искал истину в плохих книгах, немногочисленные члены коммуны «Дружба бедняка», созданной для усложнения жизни, Пашинцев из «Революционного заповедника», который сидит в подвале на горе гранат в латах и панцире, «сирота земного шара», живущий «без всякого руководства».

История публикации

Обложка первого издания романа — Париж: ИМКА-Пресс; рисунок В. Н. Чекрыгина

Текст был направлен автором главному редактору издательства «Молодая гвардия» Г. З. Литвину-Молотову, который дал Платонову ряд указаний по доработке романа, и Максиму Горькому, в письме от 18 сентября 1929 года констатировавшему: «Роман ваш — чрезвычайно интересен, технический его недостаток — чрезмерная растянутость, обилие „разговора“ и затушёванность, стёртость „действия“». Вместе с тем Горький выразил большие сомнения в перспективах публикации книги — и оказался прав. Несмотря на все старания Литвина-Молотова, роман, уже доведённый до стадии гранок, так и не был при жизни автора напечатан в полном объёме.

Отказалось печатать роман и издательство «Товарищество московских писателей». По воспоминаниям сотрудника издательства И. С. Шкапы, Платонов, забирая рукопись, в сердцах сказал:

В 1928 году журнал «Красная новь» опубликовал отрывки из романа: «Происхождение мастера» в № 4 и «Потомок рыбака» в № 6; журнал «Новый мир» — рассказ «Приключение» в № 6. Повесть «Происхождение мастера» — «в художественном отношении, быть может, самая совершенная часть романа» — вышла в 1929 году в одноимённом авторском сборнике.

Продолжение повести — фрагмент под названием «Путешествие с открытым сердцем» — было напечатано в «Литературной газете» в 1971 году (номер от 6 октября). В том же году журнал «Кубань» (№ 4) поместил ещё один фрагмент под названием «Смерть Копенкина». В 1972 году в Париже был опубликован французский перевод романа (под названием «Сорные травы Чевенгура» (фр. Les herbes folles de Tchevengour) и с предисловием Михаила Геллера); в нём, однако, отсутствовал текст «Происхождения мастера». Итальянский перевод, опубликованный в том же году под названием «Деревня новой жизни» (итал. Villaggio della nuova vita), удостоился высокой оценки со стороны Пьера Паоло Пазолини.

Первой полной публикацией романа на Западе стала лондонская (). В СССР издание романа стало возможным лишь в годы перестройки: в 1988 году эту задачу выполнил журнал «Дружба народов» (№ 3—4); в том же году роман вышел отдельным изданием и в составе «Избранного».

Анализ героев платоновского творения

Платонов изображает массу непохожих друг на друга характеров. Читатель сталкивается с самыми странными личностями. Эти персонажи иллюстрируют собой эпоху революции, страшные события кровавой гражданской бойни. Мошонкин называет себя Достоевским. Другой герой, прозванный Недоделанным, лишается бумаг, подтверждающих личность. Поэтому писатель и характеризует этого персонажа, как неполноценного, недоделанного, неясного пола.
Платонов представляет на суд читательской аудитории кунсткамеру чудаковатых людей. Это в том числе герои из лесничества. Персонажи здесь живут в вечном поиске истины, читая плохие книги. Далее автор рассказывает о коммуне, прозванной «Дружбой бедняков». Это сообщество создали, чтобы усложнять жизнь. Некий Пашинцев, принадлежащий к «Революционному заповеднику», живет в подземелье. Этот подвал расположен на вершине горы. Герой носит латы и панцирь, называет себя «сиротой земного шара». Пашинцев живет сам по себе, без руководителей. Но это второстепенные персонажи повести, а ключевых действующих лиц мы проанализируем ниже.

Образ Александра Дванова, происхождение героя

Ключевым героем повествования является Александр Дванов. Писатель рассказывает об отце Саши – рыбаке, погибшем из-за собственного любопытства. Имя рыбака остается тайной. Когда отец погиб, мальчик воспитывался семьей Двановых. От этих же людей Саша получил свою фамилию. Двановы оказались людьми двойных стандартов. Спустя четыре года они выгоняют Сашу. Героя ожидает путь нищенствования.
Фамилия Двановых, таким образом, отличается говорящим характером (происходит от слова «два»). Есть и другая версия, почему писатель дал своим героям именно такую фамилию. Вероятно, Платонов желал подчеркнуть, что Дванов и Прокофий – двойники.

Внешность Александра

Автор приводит описание внешности Саши. Платонов рассказывает о фотографии, найденной Сербиновым. Фотография хранилась Соней. Черты лица Александра нельзя назвать запоминающимися. У героя мертвенные, запавшие глаза. Платонов сравнивает эти глаза с уставшими сторожами.

Внутренний мир Дванова

Саша ни в чем в жизни не может определиться. По выражению Чепурного, Александр обладает «слабым чувством ума». Герой не осознает, где искать счастье и что для него – благо. Александр становится членом коммунистической партии. Почему? Не от собственного желания, а из-за желания Захара. Отношения с Соней носят случайный характер. Эти отношения разрушаются тоже по непонятной причине. Дванов воплощает двойственное отношение к советской действительности, характерное для самого писателя.

Образ Прокофия

Герой представлен в тексте сводным братом Александра. По сути, Платонов изображает Прокофия антиподом Саши. С юных лет Прокофий старается из любого дела извлечь выгоду. Внешность героя зеркально отображает внутренний мир Прокофия. На лице юноши чернеют глаза. Взгляд этих непрозрачных глаз отличается некоей постыдностью. Кажется, что Прокофий ощупывает глазами все, что видит. Герой наделен «старым экономическим умом», словно хищник.

Образ Копенкина

Автор представляет Степана настоящим рыцарем революции. Внешность героя самая обыкновенная. Писатель говорит, что Степан отличался маленьким ростом, худобой, невнимательными глазами на «международном» лице. Слова о «международном лице» свидетельствуют о том, что Степан лишен личностных особенностей – их поглотила революция.

Степан везде ездит на лошади. Коня зовут Пролетарской Силой. Животное напоминает жеребцов из сказок про богатырей. Писатель описывает внешности лошади при помощи гиперболы. Конь наедался, съедая восьмую часть леса из молодых деревьев, а напивался, выпивая небольшой степной пруд.

Образ Чепурного

Герой председательствует в революционном комитете городка Чевенгур. Автор описывает Чепурного невысоким мужчиной. На лице у героя – «слабый нос». Из-за маловыраженного носа Чепурного наградили прозвищем, прозвав «Японцем». Мужчина носит шинель дезертира императорской эпохи. Герой – человек очень проницательный, люди открываются перед Чепурным настежь. Больше всего мужчина хочет, чтобы в городке сохранился коммунизм.

Особенности платоновского стиля

Разрыв теории и практики

Писатель – мастер сочетания ироничности и глубокого, надрывного трагизма. Причина кроется в разочаровании идеями социализма. Идеи официально представлены в одном виде, но люди воспринимают их совсем иначе. Текст пропитан смехом и драматизмом. Загадка этого стиля состоит в разрыве между декларируемыми лозунгами и их воплощением на практике. Яркой иллюстрацией этого смысла является Захар, член коммунистической партии.

Платоновские приемы

Писатель исходит из противопоставления личности, отдельного человека и массы. С этой целью литератор снабжает текст обилием канцеляризмов, штампов:

Автор сочетает эти фразы и афоризмы, различные крылатые выражения. Эти афоризмы выражают некую народную мудрость:

Последняя фраза звучит из уст приказчика-нэпмена.

Интуиция и метафора

Платонов обращается к иррациональному началу, вводя в произведение образы снов. Герои регулярно видят видения, уходят с головой в странные сны. Писатель говорит, что сны – это тоже жизнь, это обнаженное существование. Сны – это жизнь, лишенная одежды.

Автор использует в тексте также сравнения. Этот прием характеризуется самобытностью. Яркий пример – супруга Фуфаева – так хорошо знает своего благоверного, что, кажется, – женщина была матерью героя.

Главный роман Платонова — гипнотическое повествование о коммунистической утопии: прекрасные и яростные люди строят в отдельно взятом городе немыслимый земной рай, описанный таким же немыслимым русским языком.

комментарии: Станислав Львовский

О чём эта книга?

Когда она была написана?

Как она написана?

Как она была опубликована?

Что на неё повлияло?

Ещё 10 текстов о странных, страшных и нелепых проявлениях жизни

Что было дальше?

Как Платонов всё-таки относился к коммунизму?

Кроме того, в конце 1920 года происходит разгром Пролеткульта Массовая культурно-просветительская организация при Народном комиссариате просвещения, существовала с 1917 по 1932 год. В годы расцвета у неё было больше 100 отделений, в её рядах насчитывалось около 80 тысяч человек, под её началом выходило около 20 периодических изданий. ⁠ . Организация эта была основана писателем и философом, большевиком Александром Богдановым, оказавшим на Платонова огромное влияние, — так, отделение находившегося в русле пролеткультовских идей Союза пролетарских писателей в Воронеже было организовано именно Платоновым всё в том же 1920 году. Таким образом, быстрое расставание писателя с РКП(б), видимо, объясняется идеологическим и политическим дрейфом самой партии, между тем как писатель остаётся на своих прежних коммунистических, революционных позициях. В 1921-м Платонов был исключён из партии, — по другой версии, вышел из неё сам, не поладив с секретарём ячейки.

Почему коммунисты у Платонова такие странные?

Учение о тысячелетнем царстве, — по сути дела, о рае на земле — называется хилиазмом, а соответствующие взгляды — хилиастическими. Хилиазм был очень популярен в России на рубеже XIX и XX веков — и среди мистически настроенной интеллигенции, и, что гораздо важнее, среди многочисленных сектантов из крестьян. Широкие слои населения, которое было в основном крестьянским, с лёгкостью связали идею революции и последующего наступления земного рая — то есть коммунизма — с привычной хилиастической схемой.

Почему Платонову так нравятся окраины?

Почему в романе всё постоянно движется, включая дома?

Почему время в романе течёт так неравномерно, а события путаются?

Однако во внешнем мире продолжается природное время, которое удалось остановить только в Чевенгуре. Оно надвигается на Чевенгур вместе с осенью и наконец поглощает мгновенным броском безликой конницы — и сам Чевенгур с его коммунизмом, и разницу в скорости течения времени.

Единственный роман Андрея Платонова — хардкорное чтиво, описывающее брутальный хаос в молодой Советской России и в головах ее граждан.

Советовать читать Андрея Платонова для развлечения довольно странно. Примерно как рекомендовать в качестве варианта отпуска недельный поход через глухую тайгу – досуг достойный, но явно не для всех и требующий специальной подготовки. Зато фанаты экстрима и выживания будут в восторге.

Проза Платонова — именно такой литературный экстрим. Читая его, чувствуешь, действительно чувствуешь, будто проламываешься сквозь дремучий лес: спотыкаешься о вековые корни, ветки хлещут по лицу, идти тяжело — хочется все бросить и упасть. Но как-то бредешь дальше, на упрямстве и желании дойти.

Бесполезные изобретения

Далее следует рассказать о двух изобретениях, описывая краткое содержание. «Чевенгур» продолжается тем, что приезжает Дванов, однако он не видит снаружи новой жизни: наверное, коммунизм скрылся в людях. Александр догадывается, почему этот строй так желают большевики-чевенгурцы: коммунизм — конец времени, конец истории. Только в природе идет время, а в человеке стоит тоска. Александр изобретает особый прибор, с помощью которого можно обращать солнечный свет в электричество. Для этого из всех рам в городе вынимают зеркала, а также собирают все стекло. Однако прибор этот не работает. Строят башню, на ней зажигают огонь для того, чтобы он указывал путь блуждающим в степи. Однако на свет маяка не является никто.

Отношение автора к героям произведения

Отношение автора к героям произведения «Чевенгура» А.П. Платонова можно охарактеризовать как сложное и многогранное. С одной стороны, автор создает образы героев, которые вызывают уважение и симпатию у читателя. Например, главный герой Александр Чевенгур — это человек, который несмотря на трудности и лишения, не теряет своей человечности и духовности. Он остается верен своим принципам и идеалам, несмотря на то, что они не всегда находят поддержку в окружающем мире.

С другой стороны, автор не стесняется показывать и недостатки своих героев. Например, Чевенгур не всегда может понять и принять других людей, он иногда выступает в роли судьи и критика, что может вызывать у него неприязнь и недоверие со стороны окружающих. Также в произведении присутствуют герои, которые не вызывают уважения и симпатии, например, главный злодей — бывший командир Красной армии, который стал предателем и убийцей.

Таким образом, отношение автора к героям произведения «Чевенгура» А.П. Платонова является комплексным и неоднозначным. Автор создает образы героев, которые вызывают уважение и симпатию, но не стесняется показывать их недостатки и слабости. Это делает произведение более реалистичным и глубоким, позволяя читателю лучше понять и оценить действия и поступки героев.

Литературное направление и жанр

Роман «Чевенгур» обычно относят к модернистским течениям, но традиции реализма 19 в. тоже сильны в романе, особенно в первой части, где описано детство и юность Дванова. Роман относится к жанру антиутопии, называется также романом-предостережением. В 1929 г. Платонов уже прекрасно понимал, чем обратился для народа социализм, а для писателей – правда о нём.

Когда читаешь «Чевенгур» впервые, поначалу толком непонятно, утопия это или антиутопия. Герои романа, живущие в городе коммунизма, безоговорочно верят в него. Постепенно читатель прозревает и, подчиняясь воле автора, критично относится к происходящему в Чевенгуре и жалеет героев.

История становления Александра Дванова позволяет говорить о традициях «романа воспитания». Путешествие Дванова по пространствам родины в поисках «социалистических элементов жизни» (такое он получил партийное задание) превращает повествование в «роман-путешествие». Собственно история Чевенгура – это утопия или апокалипсис (для его жителей в зависимости от их коммунистических или христианских убеждений), но антиутопия для читателей.

Стилистические особенности

Роман сочетает ироничность и глубокий трагизм. И смех, и трагизм основаны на разрыве между заявленными социальными идеями и тем, как их воспринимают герои. Яркий пример – выбор Захаром Павловичем партии.

Копёнкин, путешествуя, вполне доверяется чутью коня, так что он только случайно попадает в определённые места. Конечная цель Копёнкина – могила его возлюбленной Розы Люксембург, а по пути туда он защищает всех угнетённых. Может быть, он так и не доезжает до могилы потому, что конь считает целью Копёнкина горизонт.Копёнкин называет себя «природной силой», а не властью, а своего коня — классовой скотиной, которая по сознанию революционней бедняка.

Чепурный – председатель чевенгурского ревкома. Он описан как невысокий человек «со слабым носом на лице» (отчего, наверное, получил прозвище Японец) в шинели дезертира царской войны. Чепурный видит людей насквозь. Его идея – сохранить коммунизм в Чевенгуре.

Платонов умело использует канцеляризмы и штампы: «Намечающееся самозарождение социализма среди масс», «коммунизм – обоюдное чувство масс», «умнее пролетария быть не привыкнешь».

Канцеляризмы сочетаются с афоризмами, ставшими выражением народной мудрости: «У нас ума много, а хлеба нету», «есть примерно 10 процентов чудаков в народе, которые на любое дело пойдут – и в революцию, и в скит, и на богомолье», «власть дело неумелое, в неё надо самых ненужных людей сажать». Приказчик-нэпмен говорит старухе: «Ленин взял, Ленин и дал». Он перефразирует пословицу: «Бог дал, Бог и взял».

Огромное значение в романе имеют сны и видения героев. Платонов называет сон той же жизнью, но в обнажённом смысле.

Удивительна метафоричность языка Платонова: «У революции стало другое выражение лица», «самодельные люди» (о партийных).

Сравнения Платонова всегда точны и самобытны, например, жена Фуфаева «с такой точностью знала жизнь своего мужа, точно она сама его родила».

  • «Чевенгур», краткое содержание по главам романа Платонова

  • «На заре туманной юности», краткое содержание по главам рассказа Платонова

  • «Возвращение», анализ рассказа Платонова

  • «В прекрасном и яростном мире», анализ рассказа Платонова

  • «Песчаная учительница», анализ рассказа Платонова

  • «Никита», анализ рассказа Платонова

  • «Сокровенный человек», анализ повести Платонова

  • «Усомнившийся Макар», краткое содержание рассказа Платонова

  • «Усомнившийся Макар», анализ рассказа Платонова

  • «Котлован», анализ повести Платонова

  • «Фро», анализ рассказа Платонова

  • «Корова», анализ рассказа Платонова

  • «Юшка», анализ рассказа Платонова

  • «Маленький солдат», анализ рассказа Платонова

  • «Третий сын», анализ рассказа Платонова

По произведению: «Чевенгур»

По писателю: Платонов Андрей Платонович

Сюжет и композиция

«Чевенгур» — одно из самых загадочных произведений русской литературы. Из-за того что полный текст романа не был напечатан при жизни автора, осталось неизвестным, в каком порядке располагаются в романе отдельные эпизоды. Так что исследователи только предполагают, какова композиция романа, а на главки пробелами он разделён волей исследователей и издателей. Интрига усиливается тем, что остаётся непонятным, умер ли в финале Дванов, главный герой романа.

Роман читать довольно трудно, вначале отдельные эпизоды кажутся не связанными между собой. Когда Дванов уходит из Чевенгура в финале и попадает в родную деревню, роман словно снова возвращается к началу. Буквально повторяется эпизод из детства Дванова, когда Захар Павлович просит Прошку привести Сашу. Маленький Прошка соглашается привести Дванова за деньги, а взрослый – даром. Но читатель осознаёт, что повторения прошлого быть не может и герои, наверное, не встретятся.

Действие романа начинается в первом десятилетии 20 в., когда сын любопытного рыбака в 6 лет остаётся сиротой. Время в романе движется неравномерно, подробно описаны тяжёлые детские годы Саши в семье Двановых и жизнь его будущего отца Захара Павловича. О жизни Дванова в семье приемного отца Захара Павловича сказано немного и быстро. Платонов рассказывает только несколько эпизодов: вступление Дванова в партию, его командировка от партии на фронт гражданской войны, попытка спасти поезд, приведшая к множеству жертв, происшествие с пленением Дванова и освобождением его Копёнкиным, болезнь Дванова.

Дальнейшее повествование замедляется, становится более подробным. Дванов и Копёнкин объезжают степные деревни в поисках самозародившегося коммунизма. Кажется, что они путешествуют неделю или месяц, но, когда Дванов возвращается в город, там уже наступает нэп, то есть идёт 1921 год. Дванов как будто провалился во времени, потеряв пару лет.

Вторая часть романа описывает жизнь Дванова в городе Чевенгуре, в котором, по словам председателя ревкома Чепурного, наступил коммунизм, поэтому время остановилось. Время в романе тоже ведёт себя странно: оно закручивается в спираль, так что трудно понять, в какой последовательности происходили события в «Чевенгуре».

Читатель попадает в коммунистический Чевенгур вместе с Копёнкиным прямо на субботник, во время которого 11 жителей Чевенгура передвигали теснее дома и деревья. Чевенгурцы работали только для удовольствия, общество они «распустили навсегда», а трудилось у них солнце, объявленное всемирным пролетарием. Профессия жителей – душа, ремесло — жизнь.

Ретроспекция даёт возможность узнать, что Чевенгур стал городом коммунизма после того, как Чепурный устроил жителям, сплошь ждавшим второго пришествия, конец света, то есть попросту убил «буржуев» и прогнал «полубуржуев». Случилось это за 2 года до основных событий.

Из-за нехватки пролетариев Прокофий приводит в Чевенгур «прочих», бродяг, которые постепенно расходятся после смерти ребёнка нищенки. Неудачная попытка оживить умершего – кульминация романа.

В Чевенгуре время останавливается. Кажется, что Копёнкин проводит там не больше месяца. А когда приезжает Дванов, то в его жизни наступает время зрелости, то есть снова случается провал во времени.

Вставная новелла повествует об отношениях преданной Дванову Сони и влюблённого в неё Симона Сербинова, приехавшего искать в Чевенгуре бурьян.

Когда на Чевенгур нападают неизвестные войска, которые Чепурный называет казаками и кадетами на лошадях, молодость Дванова уже кончается. То есть ему лет 30, и непонятно, как это получилось, ведь он был в Чевенгуре несколько месяцев.

В схватке с неизвестным войском чевенгурцы погибают, а Дванов садится на Пролетарскую Силу, которая вывозит его к тому самому озеру Мутево, в котором утонул от любопытства его отец.

Конец романа открытый, потому что Прокофий по просьбе Захара Павловича отправляется искать Дванова. А вдруг найдёт?

Ссылки

  • Шубин Л. Приключение идеи: К истории создания романа «Чевенгур». «Литературное обозрение», 1989, № 2.
  • Яблоков, Е. А. На берегу неба. (Роман Андрея Платонова «Чевенгур»). СПб, 2001.
  • Замятин Д. Н. Империя пространства. К развалинам Чевенгура // Замятин Д. Н. Метагеография: Пространство образов и образы пространства. — М.: Аграф, 2004. — С. 288—303.
  • Замятин Д. Н. Геократия: «Чевенгур на проводе» // Замятин Д. Н. Метагеография: Пространство образов и образы пространства. — М.: Аграф, 2004. — С. 303—304.
  • Замятин Д. Н. Карта Чевенгура // Замятин Д. Н. Метагеография: Пространство образов и образы пространства. — М.: Аграф, 2004. — С. 305.
  • Замятин Д. Н. «Чевенгур». Метафизика путешествия // Замятин Д. Н. Метагеография: Пространство образов и образы пространства. — М.: Аграф, 2004. — С. 306—310.
  • Хрящева Н. П. «Кипящая Вселенная» Андрея Платонова: динамика образотворчества и миропостижения в сочинениях 20-х годов. Екатеринбург — Стерлитамак: 1998.
  • Замятин Д. Н.. Империя пространства. Географические образы в романе А. Платонова «Чевенгур» // imwerden.de, Мюнхен, 2005
  • Алейников О. Ю., Андрей Платонов и его роман «Чевенгур». — Воронеж: Наука-Юнипресс, 2013. — 212 с.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Образовайка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: