Краткое содержание рассказа «Зеленое утро» подробно
Герой ужинал у костра и размышлял о своей жизни. Каждый его день был похож на предыдущий: он рано вставал, чтобы успеть сделать как можно больше лунок, посадить в них семена и полить посадки водой из каналов.
Бенджамину Дрисколлу был 31 год. Он представлял, что на Марсе будет много высоких деревьев, и они сделают жизнь людей комфортнее. Дерево может дать множество благ: обеспечить прохладу, защитить от ветра и палящего солнца, подарить эстетическое наслаждение и сделать воздух более пригодным для дыхания
Бенджамин рассуждал о важности кислорода и сравнивал разреженный воздух Марса с Андами – горами в Южной Америке, на вершинах которых так же тяжело дышать
За месяц пребывания на планете грудная клетка Бенджамина значительно расширилась.
Оказавшись на Марсе впервые, герой упал в обморок от нехватки кислорода. Врач советовал ему отправляться обратно на Землю, но Дрисколл отказался.
Его поразила марсианская земля. На плодородной почве не росла трава, не было ни одного дерева. Вся растительность вымерла. У Бенджамина возникла идея высаживать на планете дубы, вязы, клены и другие деревья. Дрисколл отправился с предложением к Координатору и получил одобрение. Координатор согласился обеспечить героя инвентарём и семенами. Но предупредил, что инициатива не найдет поддержки – массовую высадку деревьев планировалось начать гораздо позже.
Дрисколл отправился в долину. Все 30 дней пути он запрещал себе оглядываться назад. Стояли засушливые дни, и Бенджамин боялся, что его труды пропали зря. Однажды ночью раздался грохот грома, начался дождь. Герой весь вымок, но наслаждался его каплями и шумом.
Проснувшись утром, Дрисколл решился посмотреть в ту сторону, откуда пришел. Из семян за одну ночь выросли высокие деревья. Это было зеленое утро!
Бенджамин вновь потерял сознание — на этот раз от воздуха, наполненного кислородом. Когда он очнулся, деревья продолжали расти.
Анализ рассказа Зелёное утро Брэдбери
Рассказ «Зеленое утро» о преодолении человеком трудностей на пути к мечте. Главный герой готов объявить войну целой планете – Марсу. Кстати, а красная планета считается сама символом войны. Но цель этой войны благая – вернуть планете зелень деревьев.
В рассказе приводятся рассуждения главного героя о пользе деревьев. Марсу, а точней – людям на нём, очень нужен кислород. Воздух там разряжен, как в высоких горах. Герой дважды падает в обморок. Впервые от недостатка кислорода, когда ступает в атмосферу Марса. Приведя гостя в чувства, врач объясняет, что такое бывает у многих, и советует уехать. Но автор показывает, как герой мечтал о Марсе, что он просто не готов сдаться. Тогда и решает землянин озеленить планету, даже если придётся трудно. Во второй раз герой падает без чувств от, наоборот, избытка кислорода, когда его усилиями деревья на планете выросли. Именно его усилиями, так как в космических кораблях не оказалось места для саженцев, каждые руки на счету. Вот почему пришлось герою всё делать самому, но он радовался тому, что хотя бы не запретили попытку.
Читатель видит героя в обычный его рабочий день. Уже очень много ямок вырыто, много семян брошено, но результат никто не гарантирует
На отдыхе герой «общается» с костром – ему говорит о важности кислорода. И огню он нужен! А как нужен он людям… И продолжен список важности деревьев
Иногда доводы очень эмоциональны, например, что ребенок может забраться по веткам к небесам. Герой хочет сделать эту планету не враждебной и чужой, а похожей на Землю. И кажется, что он убеждает Марс, ведь не всё от человека зависит. Герой сделал всё, что было в его силах. Теперь нужен дождь. И он пошел! К утру чудесным образом (или по законам другой планеты) деревья выросли, всё стало зелёным.
В этой научной фантастике действуют законы волшебства, хотя оно и требует от человека смелости и труда. Это психологичный рассказ, образно-описательный, очень экологичный, который может быть полезен не только на фантастическом Марсе, но и у нас – на пока ещё зеленой Земле. Я считаю рассказ очень поучительным, в хорошем смысле этого неприятного слова.
Вариант 2
Патриотическая лирика была популярна среди многих поэтов серебряного века, однако далеко не у всех была наполнена трагизмом, присущим произведениям А. А. Ахматовой. Теме Родины А.А. Ахматова посвятила более десятка произведений, каждое из которых отличается эмоциональностью и проникновенностью. Эти стихотворения увидели свет в годы революции и гражданской войны, которые потрясли Россию.
Впервые патриотическую тематику в своем творчестве А. А. Ахматова раскрыла в стихотворном сборнике “Белая стая”, написанном в 1917 году. Произведения, вошедшие в сборник, описывают положение в стране без политического подтекста. По мнению А. А. Ахматовой, революция стала настоящей катастрофой, которая привела Россию к возможной гибели.
Поэтесса в те годы, как и многие, задавалась вопросом, остаться на Родине или мигрировать за рубеж. Будучи патриоткой, А. А. Ахматова не решилась покинуть Россию. Об этом она размышляла в стихотворении “Не с теми я, кто бросил землю…”, противопоставляя себя многочисленным мигрантам, спасающимся за рубежом. Но делает она это без осуждения и агрессии. Поэтесса испытывает лишь жалость к несчастным беглецам.
Стихотворение «Ты отступник…» опубликованное в 1921 году является автобиографичным. Оно посвящено Б. Анрепе, покинувшему Россию в годы гражданской войны. В строках произведения читается упрек. Лирическая героиня негативно относится к человеку, предавшему не только ее, но и родную страну.
В своих произведениях А. А. Ахматова стремилась связать себя с простым народом. Наиболее сильна эта связь в поэме “Реквием”, в которой несчастье лирической героини перекликается с трагедией тысяч обреченных людей. Каждая строка произведения наполнена болью и отчаянием.
С годами тема Родины в произведениях А. А. Ахматовой значительно видоизменяется и эволюционирует. Это связано с изменениями в душе поэтессы и ее восприятии окружающего мира. В юности своей родиной она считала Царское село, где провела детские годы, позже она прониклась Санкт-Петербургом, а в военные года она наконец ощутила себя частью огромного народа и прониклась любовью к необъятной России.
Она переживает за дальнейшую судьбу страны, но несмотря на все царившие в ней бедствия, ни капли не жалеет о том, что осталась на Родине. Более того, поэтесса не отреклась от страны даже после того, как ее муж и сын были репрессированы советской властью.
Проанализируйте эпизод из рассказа Р. Бредбери «Зеленое утро». Определите роль
лексического повтора в речи автора. Объясните, какая мысль передается повтором слова
«дождь». Свои наблюдения дайте в виде развернутого ответа объемом 50-70 слов.
Что-то легонько ударило по лбу, и он проснулся.
Струйка влаги сбежала по носу и смочила губы. Еще одна капля попала прямо в глаз и на
миг ослепила, другая ударила по подбородку.
Прохладный, ласковый, неторопливый, он падал с неба, как живительный эликсир,
пахнущий колдовством и звездами, свежим воздухом и пряным ароматом прибитой дождем
пыли, легкий на вкус, как доброе вино.
Он сел. Одеяло сползло с плеч, и синяя холщовая рубаха мигом потемнела на спине. А
дождь набирал силу, капли становились все тяжелее. По костру будто кто-то заплясал, да так
лихо, что вскоре от него осталась лишь сердито шипящая струйка дыма. Шел дождь.
Огромный купол небосвода треснул и раскололся на шесть темно-голубых осколков,
посыпавшихся вниз, будто разбили прекрасную, покрытую глазурью вазу. При вспышке
молнии он увидел мириады дождевых капель, кристаллами застывших в воздухе, словно
ждущих, что их запечатлеет невидимый фотограф. А потом темнота и шум дождя.
Он промок до нитки, но продолжал сидеть, подставив лицо дождю, и смеялся,
наслаждаясь тем, как капли бьют по его сомкнутым векам. Наконец, довольный, он хлопнул
в ладоши, вскочил и обошел свой маленький лагерь. Был час ночи.
Дождь шел без малого два часа, а потом прекратился. Высыпали звезды, чистые,
умытые и такие яркие, каких еще не бывало.
Переодевшись во все сухое, Бенджамин Дрисколл снова улегся и, счастливый, уснул.
Анализ 2
Это произведение являться одним из лучших творений Андрея Платоновича Платонова, в котором совмещены как бы полностью противоположные вещи – мир технологий, мир будущего, а также мир окружающей среды, мир природы. В этом произведении автор смог передать эмоции и чувства, как и взрослого человека, так и обычного маленького ребенка
Автор описывает эмоциональные отклики, не только людей, но, а также других живых существ, которые тоже могут чувствовать боль, обиду, одиночества, животные которые тоже могут чувствовать огромную опустошенность после смерти близкого и важного для них существа
В этом рассказе Андрей Платонов, описывал более ни как события или действия людей и животных, а больше эмоциональный мир и ощущения героев. И несмотря на внутренние переживания и конфликты, друг с другом, здесь также происходят и некоторые действия вокруг героев. Главное действие в «Корове» это разлучении матери и ребенка, а точнее коровы и ее теленка
После этого события как будто вся жизнь коровы просто потеряла смысл, она стала не важной и не нужной, некой серой массой. В конце концов, в некотором смысле она нашла свое спокойствие под поездом
Главным героем является мальчик Вася Рубцов. Он любит природу и все что вокруг него, одновременно он и любит и уважает технику. Мальчика люди уважают за его любовь и верность всему окружающему миру. Казалось бы, что Андрей Платонович Платонов сделал мальчика Васю чуть ли не идеальным. Герой верен своему делу и будущему но, в, тоже время он любит природу, которая дала ему жизнь. Даже, несмотря на то, что Рябцев все еще маленький мальчик, многие люди уважают его и прислушиваться к его советам, именно это дает надежду на то, что из этого мальчика вырастит достойный и уважающий свое дело и окружающий мир человек.
Гармоничная сущность главного героя подчеркивается в его отношении к бедной корове и сбившего её поезде. Еще до этого события, после того как у коровы забрали маленького теленка, мальчик стал очень переживать за животное, так как боялся что с ней из-за горя может что-то случиться. Он гладил, приносил ей вкусной еды, обнимал и говорил добрые слова в поддержку. Вася всегда бежал из-за всех сил домой только, чтобы встретить снова корову и просто поддержать. А после того как злосчастный поезд ее сбил, для него это была очень тяжелой утратой которую он переносил с криком и слезами. Даже когда Васе в школе задали написать сообщение, о своей жизни, он написал всего пару строк о своей жизни и добавил, что никогда не забудет свою корову.
Также из образа главного героя произведения Андрея Платоновича Платонова «Корова», можно понять, что у автора есть мечта и надежда на то, что все-таки люди начнут уважать и ценить окружающую природу, которой вскоре может не стать. Он надеется, что новое поколение, вырастит с чистым открытым сердцем, которое будет готово для любви и поддержки. Что, несмотря на все прошлые ошибки, они смогут исправиться и жить в мире и гармонии.
Глава 2. Глубинный смысл произведения
Рассказ «Зеленое утро» представляет собой фантастическую историю, но за своей внешней формой он скрывает глубокий философский смысл. В центре сюжета находится главный герой Экерли, который находит в себе силы изменить свою жизнь и окружающий мир. Через поиск зеленого цвета, который символизирует надежду и обновление, происходит не только внутреннее преображение Экерли, но и изменение всей среды, в которой он живет.
Автор Рэй Брэдбери через главного героя показывает, что каждый человек имеет свой внутренний мир, который может быть красивым и светлым или мрачным и серым
Он также говорит о важности поиска смысла в жизни, которое помогает находить противоядие от стерильного и бесцветного мира текучей плоти
- Таким образом, зеленый цвет в рассказе символизирует надежду, обновление и духовное преображение.
- Значительное место в произведении занимает тема мечты и желание человека изменить мир вокруг себя и собственную жизнь.
- Герой Экерли становится образцом человека, который находит в себе силы изменить мир вокруг себя, раскрыть свой потенциал и достичь счастья.
В целом, «Зеленое утро» Рэя Брэдбери – это не просто история, но мощная аллегория, которая показывает важность саморазвития и нахождения своего места в жизни. Рассказ ставит перед читателем глубокие вопросы и побуждает к самопознанию, поиску своего истинного пути и реализации своего потенциала
Мцыри как романтический герой
Главным героем поэмы Лермонтова Мцыри является молодой послушник монастыря, которому предстоит принять постриг. Юноша чувствует себя в обители одиноким и не понятым потому что его окружают люди, которые прожили большую часть жизни и доживают свой век будучи монахами. У каждого из них есть родственники, друзья, могилы близких с которыми можно поговорить стоя у могильной плиты. Главный герой лишен всего этого. В детские годы аул, где он жил, разрушили и увезли его в монастырь. С тех пор главной мечтой молодого жителя обители становится вернуться на родину к родным. Его мечта кажется не осуществимой, ведь его аул разрушен и скорее всего там никого не осталось.
Главному герою предстоит принять решение. Его жизнь может пойти по одному из двух путей. Он может принять монашество и забыть о своей мечте, либо убежать, несмотря на риск быть пойманным или застигнутым диким зверем в дороге. Он выбирает второй путь. В час вечерней молитвы юноша убегает. Его захватывает чувство радости и восторга от совершенного побега.
Мцыри с удовольствием живет этой полной переживаний жизнью, которая создана для него. Его охватывает чувство восторга и восхищения при наблюдении за девушкой, набирающей воду из ручья. Он следит за ее походкой и движениями отмечая, что в нем просыпается какое-то невероятное чувство, которого не было ранее. Этого переживания он бы никогда не испытал в мужском монастыре. Здесь можно увидеть сколь многого был лишен юный послушник в навязанной ему жизни. Жизнь в монастыре не подходила ему и не раскрывала всех его качеств.
Новая жизнь героя длится всего три дня. Он не продумывал побег. И в этом главная трагедия этого произведения. Он просто хотел жить по велению сердца. Причиной гибели героя становятся раны, которые он получает в схватке с барсом в лесу
Главный герой отважно сражался и победил барса, однако и сам был смертельно ранен. Юношу находят и приносят обратно в монастырь
Монахи ждут от него исповеди и раскаяния в содеянном. По их мнению, он неразумно распорядился своей жизнью сделав ее такой короткой. Мцыри не выражает раскаяния и говорит, что его прежняя жизнь была неполноценной, полной рамок и запретов. Только те три дня, во время которых он странствовал по горам, он считает жизнью. Мцыри пылко рассказывает о пережитом, стараясь донести до монахов в чем была их ошибка: «Я вырос в сумрачных стенах душой дитя, судьбой монах». Жизнь к которой старались приучить юношу была хороша для тех, кто уже жил и хотел отдохнуть от мирской суеты.
Романтизм этого произведения состоит в том, что главный герой, вступая на путь противоборства заранее обречён, ведь бежать ему некуда и представлений о внешнем мире он не имеет. Мцыри до самого конца следует выбранному пути. Он умирает, глядя в сторону Кавказа.
О поэме
При разговоре о главном герое поэмы Михаила Юрьевича Лермонтова «Мцыри» нельзя не упомянуть историю её создания, время, в которое она была написана и события оказавшие немаловажное влияние на автора, во многом вдохновивших его. Поэма была опубликована в 1840 году, но предпосылки к созданию подобного рода произведения появились ещё в раннем детстве поэта
Будучи ребёнком, Лермонтов посетил Кавказ, и без сомнений, величие природы, многообразие новых знакомств, огромное количество местных сказок, легенд и преданий оставили в душе юного Михаила свой след. Затем, в чуть более старшем возрасте, поэт совершил еще не одно путешествие на Кавказ и детские воспоминания, волновавшие его душу, усилились
Поэма была опубликована в 1840 году, но предпосылки к созданию подобного рода произведения появились ещё в раннем детстве поэта. Будучи ребёнком, Лермонтов посетил Кавказ, и без сомнений, величие природы, многообразие новых знакомств, огромное количество местных сказок, легенд и преданий оставили в душе юного Михаила свой след. Затем, в чуть более старшем возрасте, поэт совершил еще не одно путешествие на Кавказ и детские воспоминания, волновавшие его душу, усилились.
Символика зеленого цвета в произведении
В произведении «Зеленое утро Брэдбери» зеленый цвет играет важную символическую роль, отражая различные идеи и темы.
Во-первых, зеленый цвет символизирует природу и жизненную силу. Он олицетворяет рост, обновление и возрождение. В рассказе Брэдбери зеленый цвет присутствует везде: на деревьях, траве, цветах. Он создает образ живой и пульсирующей природы, которая пробуждается к жизни каждое утро.
Во-вторых, зеленый цвет может быть интерпретирован как символ надежды и оптимизма. Он придает произведению светлую и радостную атмосферу, создавая ощущение будущего, полного возможностей. Зеленый цвет также отражает надежду на лучшую и зеленую планету, где люди живут в гармонии с природой.
Наконец, зеленый цвет может иметь и другие символические значения, такие как свобода и мир. Он может быть ассоциирован с экологическим движением и заботой о окружающей среде. В произведении Брэдбери зеленый цвет также может символизировать свободу от технологий и зависимости от машин, возвращение к простоте и естественности.
Таким образом, зеленый цвет в произведении «Зеленое утро Брэдбери» является мощным символом природы, надежды и свободы
Он помогает передать главную мысль произведения о необходимости сохранения и восстановления природы, а также о важности гармоничного сосуществования человека и природы
Перед вами формулировки темы и идеи рассказа
Какие вы считаете правильными и почему?
Тема (о чем?) | Идея (главная мысль) |
Озеленение Марса | Борьба человека с невозможным, труд во имя будущего, крайнее упорство и альтруизм |
Ответственное отношение к природе | Заглавие рассказа связано с темой и идеей рассказа. Утро на Марсе стало зеленым благодаря озеленительной деятельности Бенджамина Дрисколла |
Космос (Марс) и его мирное освоение | Своими благородными мечтами и феноменальным трудом Бенджемин Дрисколл прокладывает пути в будущее планеты Марс |
Только бескорыстный, созидательный, осмысленный труд во благо способен осуществить прорыв в будущее всего человечества, за пределы возможного | Невозможное возможно, если приложить усилия, проявить волю, страстное желание блага для будущего людей. |
Марс – это возможный новый мир (дом) для жизни землян, и надо обустраивать его мудро, не жалея сил. | Жизненно важные цели (для блага людей, всего человечества) достигаются непомерными усилиями человека. |
Космос и мирное, а не разрушительное (хищническое) его освоение человеком. | Деятельность человека в космосе (в данном случае на планете Марс) должна быть направлена на благо настоящего и будущего людей. |
Дрисколл, ведя озеленительную войну с Марсом, создает необходимую для всего живого среду обитания | Своими крылатыми мечтами и своими руками прокладывают в будущее по-настоящему счастливые люди. |
Р. Бредбери говорил: «Земля не вечна. Прах или звезды. Выбирайте. Я выбираю звезды».
Не завоевывать, не покорять новые планеты призывают фантасты.
Писатель предупреждает: «Космос – это попытка человека стать причастным вселенной. Наша жизнь и будущее человечества зависят от этого…»
Деятельность главного героя рассказа доказывает, что человек – мыслящая часть вселенной.
Перейдем к анализу эпизода
Автор сознательно нарушает порядок следования эпизодов.
В начале рассказа – описание 30-го дня неутомимой работы Бенджамина Дрисколла. Отсутствие дождя может стать катастрофой для посевов, а значит, и для мечты о Зеленом Марсе
Действие достигает апогея. Это кульминация рассказа.
Мы чувствуем физическое и эмоциональное напряжение главного героя. Эпитет «свинцовая усталость» — очень говорящий. Покоряют масштабы сделанной работы.
Непосредственные эмоции Бенджамина Дрисколла перед ключевым эпизодом, данным для интерпретации:
Чувства главного героя | Цитаты |
Тихая надежда сменяется сомнением, от сомнения переходит к отчаянию
- «Быть может, вся его работа, все эти дни выкапывания ямок были напрасны».
- «Сомнительно, чтобы хоть одно зернышко проросло».
- «Даже у ручейков нет ни деревца, ни травинки».
- «погода крайне сухая», «сухие горы», «опаленные холмы» — эпитеты передают
Надежда ожила в сердце Бенджамина Дрисколла
Нравственные уроки рассказа “Корова” А. Платонова
В рассказе “Корова” автор изображает страдания коровы с душевной нежностью, заставляя ее чувствовать себя женщиной, переживающей муки. Главный герой, Вася Рубцов, наделен такими качествами, как искренность, доброта и бескорыстная любовь, которыми обладал сам Платонов. Он сочувствует беззащитной корове, отражая переполняющее его сочувствие ко всему живому.
Оглянувшись вокруг, мы видим, как люди небрежно выбрасывают цветы или плохо обращаются с животными. Однако, по мнению А.П. Платонова, животные и растения обладают способностью “облагораживать” человечество. Поэтому автор считал, что его главная задача – привить людям сострадание.
Как однажды написал А.П. Платонов, “Любовь – мера одаренности людей к жизни”. Чем больше мы любим окружающий нас мир, тем больше обогащается наша жизнь. Главный герой рассказа Платонова “Корова” последовательно проявляет любовь ко всему живому.
Действие рассказа происходит осенью, пейзаж, изображающий умирание природы в преддверии зимы, служит фоном для размышлений о жизни и смерти.
Потеряв своего теленка, корова теряет желание жить, становится молчаливой и едва дышит. Тяжелое, безнадежное горе овладевает ею, и она не может найти утешение в себе через слова, сознание, друзей или развлечения, как это делают люди.
Заслуживает внимания чуткое отношение Васи ко всему живому. Он восхищается коровой за то, что она использует свои силы, чтобы давать молоко и работать, а не накапливать жир и мясо для себя. Любопытство Васи заставляет его размышлять о работе различных предметов и веществ.
По словам машиниста, “если бы у меня не было своего сына, я бы усыновил этого. Он уже с юных лет полноценный мужчина, и у него еще все впереди…”. Через эти слова передается взгляд автора на героя. Люди существуют для того, чтобы работать и помогать другим. Вася понял это уже в юном возрасте, что делает его “полноценным человеком”.
Сочинение главного героя завершается словами: “Я тоже хочу, чтобы все люди нашей Родины от меня выиграли и были хорошими”, в которых заключена главная мысль рассказа.
Отношение Платонова к миру отражается в переживаниях Васи. Сострадание, любовь ко всем живым существам, забота о будущем, единство людей – вот нравственные принципы автора, которыми он наделяет своих героев.
Сочинение Мцыри как романтический герой в поэме Лермонтова 8 класс
На протяжении нескольких лет Лермонтов вынашивал идею создания произведения, в котором найдут отражение такие важные проблемы как: вопросы мужества, смелости, стремления к свободе. Вопрос поиска своего места в жизни и пути к нему. Вопрос выбора, стремления к мечте и любви к Родине. И совсем не удивительно, что спустя порядка десяти лет после первого своего путешествия на Кавказ, Лермонтов напишет «Мцыри» – романтическую поэму в стихах, так удачно соединившую в себе все проблемы, перечисленные выше. Проблематика произведения будет представлена через повествование об юноше, который находился против своей воли в монастыре, но несмотря на это он был полон желания жить и все же познать тот самый, недосягаемый для него, вкус свободы.
Главный герой поэмы – это романтический герой. Ему свойственны мятежные порывы, он одинок в своих стремлениях, и никакие обстоятельства не способны его сломить. Такие качества свойственны литературным героям Байрона – знаменитого английского поэта-романтика, творчество которого оказало большое влияние на развитие романтической поэзии Лермонтова.
В поэме «Мцыри» каждая деталь указывает на романтизацию атмосферы. Главный герой страдает в стенах монастыря, он словно задыхается, находясь в плену своей жизни. Его нрав противопоставлен спокойной обстановке обители ведь он – дитя гор, сильный, смелый и независимый, но трагическое одиночество, свойственное многим романтическим героям, закалило волю Мцыри. Этот молодой человек не боится опасностей, ставших на пути к свободе его духа, ведь он убежден, что мог бы быть “в краю отцов не из последних удальцов”, тем самым давая намек на скрытые под монастырским воспитанием, его настоящие, естественные качества характера, такие как: сила, стойкость, вольнолюбие.
Для романтического героя свобода дороже жизни. Мцыри погибает в финале поэмы, но смерть его – это не поражение. Ведь он не стал пленником законов, навязанных ему монахами, он обрел свободу и стал частью вечности, заплатив за это цену своей жизни.
Вариант 2
Мцыри – главный герой одноименной поэмы. Он сын горцев. В детстве Мцыри попал в плен к русскому генералу. Мальчик был очень ослаблен дорогой, и генерал оставил его в монастыре, который лежал у него на пути. Там монахи выходили ребенка, постепенно он начал забывать свое прошлое, свой язык. Его готовили к постригу.
Монастырь стал отождествляется для главного героя с тюрьмой. По ночам Мцыри снятся туманные сны из прошлой жизни, он понимает, что не свободен в своем выборе. Он жаждет вырваться на волю, испытать почувствовать жизнь за пределами стен монастыря.
И вот однажды Мцыри решается на побег, который заканчивается трагично для героя. Всего лишь день, проведенный на свободе, становится ценою в жизнь. Перед смертью Мцыри исповедуется и говорит, что этот день был лучшим днем его жизни. Жить для героя значит радоваться каждой травинке, солнечному лучу и дуновению ветра. Именно оказавшись за пределами своей «тюрьмы» Мцыри начинает вспоминать свое прошлое: жизнь в ауле, родной язык, память предков. Кровь горца закипает в нем с еще большей силой, когда он случайно встречает девушку-грузинку у ручья. Мцыри – патриот, он хочет вернуться к себе на родину. Но встреча с барсом не дает осуществиться его мечтам.
Как каждый романтический герой, Мцыри одинок. Он понимает, что жизнь в монастыре – это всего лишь существование тела без души, душа будет всегда рваться на волю. Но и в ауле, куда он так жаждет попасть, Мцыри был бы чужаком. Возможно, что единственным решением данного конфликта произведения, является смерть героя. Его поиски счастья, его борьба за свободу и вера в жизнь – это то, что действительно восхищает в нем. Оказавшись на свободе, одержав победу в схватке с опасным противником, он умирает в монастыре за решеткой. Но он просит о том, чтобы его похоронили за стенами монастыря, там, где всего лишь день счастья стал для него дороже всех лет проведенных в неволе.
В образ Мцыри Лермонтов вложил лучшие черты романтических героев своего времени. Противопоставил пассивности и апатии, внутреннюю свободу человека.