Сочинения по произведениям авторов:, Сочинение 8 класс. “Душой – дитя, судьбой – монах” (по поэме М.Ю. Лермонтова “Мцыри”)
1 вариант сочинения
Произведение имеет реальную жизненную основу. Сюжет его взят из рассказа о пленном мальчике-горце, отданном на воспитание монахам и тосковавшем по дому, родным, свободной жизни. Лермонтов расширил и углубил этот сюжет, придав ему великий смысл. Мцыри был увезен в монастырь шестилетним мальчиком. С детских лет он сохранил приемы и навыки горца, запомнил свои родные места. Но тоска Мцыри — это не просто тоска по родному аулу. Его родное селение преобразилось в родину-мечту, и вся поэма наполнена чувством родины как высшего идеала:
Пройти в родимую страну —
Но романтическая мечта о неведомом прекрасном крае сталкивается с реальной жизнью, с блужданиями юноши, бежавшего из монастыря, сбившегося с пути, заплутавшего в лесу и снова вернувшегося к тому месту, откуда бежал.
И взором ласточек следил, Когда они перед дождем Волны касалися крылом.
Почему побег лермонтовского Мцыри завершился у стен монастыря?
. и заставляет его совершить побег из монастыря. Жить для героя поэмы — значит испытывать сильные чувства, ненавидеть и любить. Жизнью в своей исповеди Мцыри называет три дня, проведенные . им за стенами монастыря: он любовался женщиной, сражался с барсом, .
И смутно понял я тогда,
Что мне на родину следа
Не проложить уж никогда.
2 вариант сочинения
Мцыри — главный герой одноименной поэмы М. Ю. Лермонтова. Его нелегкая судьба никого не может оставить равнодушным. Шестилетним мальчиком он попадает в плен к русскому генералу, который увозит его из родного аула. Тяготы пути и разлука с близкими людьми приводят к тому, что Мцыри тяжело заболевает, и его оставляют в монастыре, монахи которого соглашаются вылечить юного горца и воспитать его послушником.
Монастырь становится для Мцыри настоящей тюрьмой. Здесь для него все чужое: и старик-монах, и колокольный звон, и серые стены, и образ жизни — унылый и однообразный. В сердце мальчика все так же живы воспоминания о родине: о заснеженных вершинах гор и бурных потоках, о гордом отце и мудрых старейшинах, о песнях своих юных сестер. Он не желает смириться со своей монашеской судьбой, ему чужды смирение, покорность и упование на бога.
Душой Мцыри — дитя. Оставшись без матери и отца, без родных и близких, он тоскует от чувства одиночества:
Я видел у других
Отчизну, дом, друзей, родных,
А у себя не находил
Не только милых душ — могил!
Юноша стремится ощутить всю полноту жизни, ему хочется смеяться и плакать, любить и ненавидеть, бороться и мечтать. Как часто думает он
Про волю дикую степей,
Про легких, бешеных коней,
Про битвы чудные меж скал.
В результате дитя побеждает монаха, и Мцыри сбегает из монастыря в надежде добраться домой. О, как радостно поет его душа, сбросив тяжесть оков и окунувшись наконец
В тот чудный мир тревог и битв,
Где в тучах прячутся скалы,
Где люди вольны, как орлы.
И пусть счастье длилось всего три дня, пусть дорога снова привела Мцыри к ненавистным кельям — ему все же довелось вдохнуть пьянящий аромат свободы.
Образы монастыря и кавказской природы, их роль в произведении. Смысл открытого финала
Другие сочинения по этому произведению
«Да, заслужил я жребий мой!» (трагический герой поэмы «Мцыри».)
«Кругом меня цвел божий сад…» (по поэме «Мцыри»)
«Мцыри» как романтическая поэма
«Мцыри» — романтическая поэма М. Ю. Лермонтова
В чем для Мцыри смысл жизни?
В чем Мцыри видит счастье
Духовный мир Мцыри (По поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри»)
Единство человека и природы в поэме «Мцыри»
Жанр и композиция поэмы Лермонтова «Мцыри»
Значение эпиграфа к поэме «Мцыри»
Идейно-тематическая связь поэмы «Мцыри» с лирикой М. Ю. Лермонтова
Какие ценности утверждаются в поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри»?
Какие эпизоды 3-х дневного скитания Мцыри я считаю особенно важными и почему? (по одноименной поэме Лермонтова)
Какие эпизоды трехдневного скитания Мцыри я считаю особенно важными и почему? (по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри»)
Какое сходство между героями произведений М. Ю. Лермонтова: Печорин и Мцыри.
М. Ю. Лермонтов «Мцыри»
Мои размышления над поэмой «Мцыри»
Мцыри — главный герой
Мцыри и ссыльный поэт
Мцыри как романтический герой
Мцыри – «любимый идеал» Лермонтова
Мцыри — «любимый идеал» М. Ю. Лермонтова.
Мцыри-главный герой романтической поэмы Н. Ю. Лермонтова
Мятежный герой М.Ю.Лермонтова
Образ Мцыри (по одноименной поэме М.Ю. Лермонтова)
Образ Мцыри в поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри».
Особенности жанра поэмы в творчестве М. Ю. Лермонтова
Особенности жанра поэмы в творчестве М. Ю. Лермонтова (на примере поэмы «Мцыри»)
Особенности жанра поэмы в творчестве М.Ю.Лермонтова на примере одного произведения («Мцыри»).
Особенности языка поэмы «Мцыри»
Побег Мцыри из монастыря
Почему Мцыри бежал из монастыря
Почему Мцыри бежал из монастыря? (по поэме Лермонтова «Мцыри»)
Почему так трагически сложилась судьба главного героя поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри»?
Почему так трагически сложилась судьба Мцыри? (по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри»)
Поэма «Мцыри» — одно из самых поразительных поэтических созданий М. Ю. Лермонтова
Поэма М. Ю. Лермонтова «Мцыри» как романтическое произведение
Поэма М.Ю.Лермонтова «Мцыри» как романтическое произведение
Природа в понимании Мцыри
Романтический герой Мцыри (По поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри»)
Характеристика Мцыри (по поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри»)
Человек и природа в поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри»
Тема одиночества в поэме Лермонтова «Мцыри»
Анализ поемы Лермонтова «Мцыри»
Какие нравственные ценности утверждаются в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри»
Романтизм в поэме Лермонтова «Мцыри» и «Песне про купца Калашникова»
Мцыри — образ сильного человека (по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри»)
Сюжет, проблемы, образы одной из поэм М.Ю. Лермонтова («Мцыри»)
Связь человека и природы в поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри»
Тема и идея поэмы Мцыри
Поэма Демон. Сказка для детей. «Мцыри». – художественный анализ
Мцыри — мой любимый литературный герой
Художественное своеобразие поэмы «Мцыри»
Почему побег лермонтовского Мцыри завершился у стен монастыря
Образ и характер Мцыри в поэме «Мцыри»
В чем счастье и трагедия Мцыри
Романтический герой мцыри
Образ гордого и непокорного юноши в поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри» (1)
Поэма М. Ю. Лермонтова «Мцыри» и ее главный герой
Главный герой в поэме Мцыри
Поэмы М. Ю. Лермонтова «Демон», «Мцыри», «Песнь про купца Калашникова»
Своеобразие одной из романтических поэм М.Ю. Лермонтова (на примере «Мцыри»)
«Душой — дитя, Судьбой — монах» (по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри») (1)
«Душой — дитя, Судьбой — монах» (по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри») (2)
Воплощение мечты Мцыри
Пафос поэмы в произведениях «Мцыри» и «Беглец»
Духовный мир Мцыри. Сочинение по поэме «Мцыри»
Отражение мотивов лирики Лермонтова в поэме «Мцыри»
Литературный анализ стихотворения «Мцыри» Лермонтова
Независимость личного сознания героя в поэме «Мцыри»
«Конфликт между душой и судьбой» (по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри»)
Воспевание воли и свободы в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри»
>Сочинения по произведению Мцыри
Для 8 класса
Поэма «Мцыри» и все произведения М.Ю. Лермонтов — это мир, полный романтики, драмы, сомнений неугомонной души и своекорыстия. Главный герой глубоко расстроен царящей в мире несправедливостью. Его взгляды и убеждения расходятся с условиями, в которых он был вынужден прожить всю свою жизнь. Его пыл и любовь к свободе резко контрастируют с религией монахов, отрицающих свободу человеческой души.
Знакомство героя происходит в самом начале стихотворения, где автор рассказывает о своем прошлом. Здесь сразу замечаем необычность и трагичность ситуации, а также определенную закономерность событий. Мцыри был пленен в детстве сначала русским генералом, затем монастырем. Образ героя построен на противопоставлении слабости физического аспекта и силы его души. Обстоятельства повлияли на ее внешний вид, но не сломили ее дух.
На протяжении всего произведения не раз используется метод сравнения: монастырь сравнивается с тюрьмой. Главный герой не питает ненависти к монахам, которые его все же спасли. Но их образ мышления и восприятия мира ему чужды, поэтому застенки монастыря неизбежно воспринимаются им как препятствие между ним и свободой. И этот конфликт не утихает до конца.
Мцыри — сирота. Он мечтает о семье, какой была бы его жизнь, если бы волей судьбы он не был оторван от привычного окружения. Он родился в гордом горном племени, где тюремное заключение считалось постыдным. Он не мог ни с кем поделиться тайной своей души, поэтому его побег стал для монахов совершенно неожиданным. Они считали, что наш герой полностью готов к монашеской жизни. Ему не дали понять главный смысл, к которому он стремился: это жизнь и свобода. Более того, такие мысли казались монахам преданными и неестественными. Мы видим, что даже их предсмертное признание не было услышано ими с должным пониманием и снисходительностью. Отсюда изоляция главного героя.
Центральное место в стихотворении занимает схватка с леопардом. Автор позволяет рассматривать это с двух позиций: с одной стороны, показано несомненное бесстрашие Мцыри, вступившего в схватку с опасным хищником, с другой — бессмысленная трагедия ситуации, в которой два живых существа, в силу обстоятельств они вынуждены драться друг с другом. В конце концов, герой невероятными усилиями побеждает дикого зверя.
Романтизм персонажа Мцыри трагичен еще и тем, что ему не дано реализовывать свои идеалы. Это романтично и потому безнадежно. Главный герой предпочитает смерть жизни в тюрьме и только после смерти, в определенном смысле, он получает желаемую свободу.
Планы для сочинений по произведению М.Ю. Лермонтова “Мцыри”
1 тема – Что увидел и узнал Мцыри за три дня свободы.
Что делал я на воле? Жил.
I. Лучшие три дня свободы, чем годы рабства.
II. Что увидел и узнал Мцыри за три дня свободы.
1. “Для воли иль тюрьмы на этот свет родимся мы?”
2. Я цель одну: пройти в родимую страну имел в душе”.
3. “Я видел горные хребты, причудливые, как мечты”.
4. “Грузинки образ молодой”.
5. “Я ждал, схватив рогатый сук, минуту битвы”.
6. “Юность вольная сильна, и смерть, казалось, не страшна”.
7. “Тщетно спорил я с судьбой – она смеялась надо мной”.
8. “За несколько минут между крутых и темных скал, где я в ребячестве играл, я б рай и вечность променял”.
III. Мое представление о счастье и смысле жизни.
2 тема – Характеристика Мцыри.
I. Мятежная лира Лермонтова.
II. Характеристика Мцыри.
1. Жизнь Мцыри в монастыре. Характер и мечты юноши.
2. Что увидел и узнал Мцыри о жизни во время своих испытаний (строфы 6,9,10,11).
3. Как раскрывается характер Мцыри за три дня своболы:
а) что успел совершить Мцыри?
б) любовь к Родине;
в) смелость и бесстрашие;
4. Почему оказалась неосуществимой мечтаМцыри достичь Родину ((21 строфа).
5. Основное идейное содержание поэмы.
III. Чем нам близок Мцыри.
3 тема – Характеристика Мцыри (цитатный план).
I. История создания поэмы.
II. Характеристика Мцыри.
1. “Душой дитя, судьбой монах”.
2. “Я мало жил, я жил в плену”.
3. “Я никому не мог сказать священных слов отец и мать”.
4. “Я знал одной лишь думы власть, одну, но пламенную страть”.
5. “Тот чудный мир тревог и битв”.
6. “Страх не сжал души моей”.
7. “Могучий дух его отцов”.
4 тема – Героическая личность в изображении Лермонтова.
I. Чем нам близок герой поэмы Лермонтова.
II. Мцыри – героическая личность.
1. Горячая любовь Мцыри к Родине.
2. “Могучий дух” Мцыри.
3. Стремление к свободе.
4. Мужество и сила воли.
5. Упортсво в достижении цели.
6. Мцыри – любимый образ Лермонтова.
5 тема – Какие стороны личности Мцыри, его характера близки и дороги Лермонтову.
I. Свободолюбивый характер лирики Лермонтова.
II. Какие стороны личности Мцыри близки Лермонтову.
1. Любовь к Родине – непобедимая страсть.
2. Стремление к счастью, к свободе.
3. Невозможность достижения этого в николаевском обществе.
4. Сила и слабость Мцыри – отголосок силы и слабости лучших современников Лермонтова.
III. Близость поэтического образа Лермонтова и его героя.
6 тема – Природа в поэме Лермонтова.
I. Прославление в поэме “Мцыри” жизни, её красоты и цветения.
II. Природа в поэме Лермонтова – не фон, а активная сила.
1. Любовь Мцыри к природе.
2. Умение Лермонтова почувствовать и передать красоту природы Кавказа.
3. Одушевленность природы.
4. Символичность картин природы.
5. Яркость языка.
III. Мастерство Лермонтова в изображении картин природы.
Другие темы для сочинений по поэме Лермонтова “Мцыри”.
1. Героическая личность в изображении Лермонтова.
2. В чем для Мцыри смысл жизни (и согласен ли я с ним).
3. Мечтыц и стремления Мцыри.
4. Картины природы в поэме Лермонтова “Мцыри”.
5. Как бы я ответил Мцыри на вопрос: “Прекрасна ли земля?” и “Для воли иль тюрьмы на этот свет родимся мы?”
6. Мои размышления в связи с пониманием счастья в поэме “Мцыри”.
7. Что больше всего привлекает в Мцыри.
8. Почему Мцыри бежал из монастыря.
9. Какие стороны личности Мцыри, его характера близки и дороги Лермонтову.
Конечно, ты хотел, старик, Чтоб я в обители отвык От этих сладостных имен. Напрасно: звук их был рожден Со мной.
Тем самым внутреннее стремление Мцыри к природе продиктовано его естественной натурой. В этом сказалось, безусловно, усвоение реалистических произведений и стремление к психологизации, обусловленной не только субъективными намерениями героя, но и внешними обстоятельствами, хотя: бы и выступающими в перевернутом и суммарном виде. Бегство Мцыри, таким образом, получает дополнительный стимул в его рождении
Каким образом в сознании Мцыри оживает дух отцов, для Лермонтова-романтика не столь уж важно, но существенно
Другие сочинения по теме:
Сочинение анализ стихотворения Лермонтова на тему: Свободный дух Мцыри О Кавказе Лермонтов написал не одно произведение и упоминание этого края, где живут гордые и свободолюбивые люди, встречается на всем.
История создания
«Мцыри» — это зрелое произведение Лермонтова. Однако замысел поэмы возник у поэта ещё в 17 лет. Он писал, что хочет написать о своём ровеснике, который заключён в монастыре (образ монастыря всегда сопоставлялся у Лермонтова с образом тюрьмы) и мечтает о свободе. Поэт предпринял несколько попыток реализовать этот замысел, но результатом доволен не был.
Только в 1837 г., направляясь к месту первой ссылки и случайно познакомившись с пожилым монахом кавказского монастыря, поэт вернулся к своему замыслу. Бэри (так на Кавказе называют монахов) рассказал Лермонтову грустную историю о том, как в детстве попал в плен и был направлен в этот монастырь. Мальчик пытался сопротивляться, хотел бежать, но его попытки не увенчались успехом. Выслушав эту историю, Лермонтов вновь загорелся идеей поэмы о свободолюбивом узнике.
Проблематика:
- духовная потребность в свободе;
- конфликт мечты и действительности;
- любовь к Родине;
- проблема выбора.
Смысл названия: в грузинском языке слово «мцыри» имеет два значения: 1) послушник монастыря; 2) одинокий человек, лишённый родных и близких.
Соответственно, такое название позволило автору кратко и ёмко описать главного героя.
Литературное направление: романтизм.
Литературный жанр: поэма.
Жанровые особенности: «Мцыри» — романтическая поэма и, в связи с этим, обладает характерным для романтизма сюжетом: герой противостоит враждебному обществу. Излюбленная тема Лермонтова — побег в поэме «Мцыри» приобрела своеобразные черты: герой не бежит от общества, а стремится к нему, ищет путь домой.
Время и место действия: действие происходит в монастыре на Кавказе. Время не указано.
Эпиграф
«Вкушая, вкусих мало меда, и се аз умираю» (Библия).
Символизирует запрет Мцыри постижения радостей жизни и его жажду этих радостей.
Посещение Кавказа
Сам Лермонтов уехал на Кавказ в 1837 году — его отправили унтер-офицером в Нижегородский драконий полк после стихотворения «Смерть поэта», которое он посвятил Пушкину. Лермонтов пробыл на Кавказе всего несколько месяцев, но поэт был поражен дикой красотой своей натуры. Позже в «Мцыри» он ярко опишет эту необузданную красоту, неразрывно связав ее с душой юного послушника, сбежавшего на свободу.
Однако это не первый визит Михаила на Кавказ. В детстве, чтобы поправить здоровье, он ездил туда с бабушкой. Первым и самым ярким воспоминанием маленького поэта стал рассказ из цикла кавказских легенд. В нем рассказывалось о молодом человеке, который в смертельной схватке сразился с тигром и победил его. Эта сцена войдет в поэму «Мцыри», когда герой бросается со снежного барса и убивает его голыми руками.
В 1937 году, побывав на Кавказе, поэт проникся его красотой, познакомился с горным фольклором. Это легло в основу многих его работ. Как пишет историк литературы П. А. Висковатов, особое влияние на творчество Лермонтова оказала древняя грузинская военная дорога, полная древних легенд и преданий.
Смысл произведения
В самом начале произведения мы узнаем историю о том, как русский генерал везет похищенного мальчика. Это был ребенок горцев. Все действие проходит недалеко от монастыря. Ребенок сильно заболел, тогда генерал решает оставить его у монахов.
Монахам удается вылечить ребенка, после чего они оставляют его в монастыре. С самого начала мальчик чувствует себя чужим и не может привыкнуть к новому месту обитания. Но проходит время, мальчик сумел выучить русский язык, и даже познал православие. С маленького мальчика он превращается в прекрасного юношу. Ничего не мешает ему посвятить свою дальнейшую жизнь Богу. Но вот однажды молодой человек пропал.
Молодого человека нашли лишь через три дня в лесу, он был сильно ранен. Умирая, молодой человек рассказывает, что с ним случилось за эти три дня. Даже схватка с диким зверем не могла омрачить тех впечатлений, которые он получил. Он сделал вывод, что три дня, которые он находился на свободе, стали для него более ценными, чем целая жизнь, проведенная в неволе. В конце главный герой умирает.
Главные герои и их характеристика
Для определения образа главного героя необходимо учитывать, что значит слово «мцыри». В грузинском есть два значения: послушник и пришелец. Изначально Лермонтов хотел назвать поэму «бэри», что по-грузински – монах, но именно «мцыри» максимально отражает сущность персонажа.
Почему Мцыри совершил побег? Его не пытали в монастыре, не заставляли делать непосильную работу. Однако же были причины, из-за которых герой страдал. Во-первых, мечтою юноши было обретение близкого человека, пусть не родственника, но одной нации, одной крови. Выросший сиротой, он мечтал хотя бы на мгновение ощутить тепло понимающей души. Другая цель героя – воля. Годы, проведённые в келье, он не может назвать жизнью, только на свободе он смог осознать, кто он есть на самом деле.
Важно отметить, что, несмотря на неудачу, персонаж «Мцыри» не жалуется на судьбу, он не проклинает себя, а уверенно принимает это испытание и даже радуется, что его мрачную жизнь украсили эти три дня. Невозможно создание образа романтического героя без мотива любви
Эту цель несёт в себе упоминание в исповеди о молодой грузинке, когда юноша сам признаётся: «думы пылкие мои//Смутились…». Характеристика Мцыри и его мысли подробно описаны нами в сочинении
Невозможно создание образа романтического героя без мотива любви. Эту цель несёт в себе упоминание в исповеди о молодой грузинке, когда юноша сам признаётся: «думы пылкие мои//Смутились…». Характеристика Мцыри и его мысли подробно описаны нами в сочинении.
В своей схватке с барсом герой проявил невероятную смелость и стойкость, риск и энергия сражения пробудили в нём дух предков, но молодому человеку не суждено обрести свободу и счастье. Таково авторское воплощение темы рока в образе Мцыри.
Начало творческого процесса
Тема Кавказа в творчестве Лермонтова занимала особое место, поскольку его пейзажи завораживали будущего поэта еще с раннего детства. Во время посещения с бабушкой тех мест совсем еще юный Михаил сделал много зарисовок, которые позже использовал в своей поэме. В написанном уже в зрелом возрасте произведении «Мцыри» наряду со свободолюбием и неукротимостью горцев была воспета величественная и живописная природа.
Предпосылки замысла
История создания поэмы «Мцыри» всегда вызывала интерес читателей. К тому же поднятая в ней тема подчеркивала нравственные убеждения и идеалы самого автора. Исповедь главного героя можно назвать способом выражения проблем, которые волновали Лермонтова в то нелегкое для его родины время. В возрасте 17 лет Михаил Юрьевич отметил, что одно из своих творений желал бы посвятить молодому монаху, томящемуся в монастыре и мечтающему о свободе. Пребывание в монастыре ассоциировалось у поэта с тюремным заключением.
Со слов Лермонтова, самым сложным моментом для него был выбор идеала, поскольку его страстной натуре было еще многое непонятно. В связи с этим автору долгое время не удавалось приступить к написанию произведения. В период исканий у него вышло всего лишь две поэмы, где главными героями были юные служащие монастыря:
- «Борин Орша»;
- «Исповедь».
Однако эти промежуточные творения были далеки от того, о чем мечтал молодой поэт, хотя в дальнейшем они и поспособствовали ему в процессе создания «Мцыри». Чтобы найти идею, ради которой главный герой будет страдать, вести борьбу и пойдет на смерть, Михаилу Юрьевичу понадобилось почти 10 лет.
Важным моментом в создании произведения стал Кавказ с необыкновенной природой и многочисленными легендами, произведшими неизгладимые впечатления на маленького Мишеля в период его путешествия с бабушкой.
В 1837 году поэт был сослан в первую ссылку. Следуя по военно-грузинской дороге к месту своего «заточения», он посетил монастырь, где познакомился с уже немолодым монахом (бэри), который поведал свою печальную историю.
Монах в раннем детстве попал в плен, но был оставлен в монастыре русским генералом Ермоловым. Ребенок сильно заболел в пути, после чего стало ясно, что везти его дальше совершенно бессмысленно. Достигнув юношеского возраста, бэри неоднократно делал попытки покинуть монастырь. Мальчик мечтал вернуться в родной дом и обнять близких ему людей.
Все побеги заканчивались неудачно, и очередной из них едва не привел его к гибели. Тогда после длительной болезни монах решил смириться с уготованной ему судьбой и остаться жить в монастыре. Этот рассказ определил Лермонтова с основной идеей поэмы и дополнил его прежние черновики. Таким образом, пожилой монах стал героем его знаменитого произведения.
Наброски сюжета
По возвращении с Кавказа Михаил Юрьевич принялся за реализацию своего замысла. Кратко можно обозначить три фактора, которые подтолкнули автора к созданию знаменитого творения:
- знакомство с бэри;
- впечатление от кавказской природы;
- бунтарский дух.
С этой целью поэт добавил в старые черновики историю, поведанную ему монахом. Дикая и необычная кавказская природа, местечко возле монастыря, расположенного недалеко от места слияния Арагвы и Куры, все это идеально подходило для фона, на котором разворачивались события в будущей поэме. Услышанные Лермонтовым в детстве грузинский фольклор и легенда о диком барсе существенно повлияли на характер Мцыри.
Черновику поэмы автор дал название «Бэри». И лишь потом, в процессе написания и постепенного воплощения творческого замысла, работа стала именоваться «Мцыри». На русский язык слово «бэри» переводится как «монах», но так как у главного героя еще не было обряда пострига, то этот вариант был не совсем удачным. В грузинском языке слово «мцыри» имеет несколько значений:
- одинокий человек, не имеющий рядом друзей и родни;
- послушник, неслужащий монах;
- чужеземец.
Эти определения вполне соответствуют характеристике героя поэмы.
Лермонтов изменил судьбу юноши: в отличие от старца, смирившегося со своей участью и оставшегося доживать в монастыре, мцыри стремился любым способом обрести свободу. В финале поэмы он погибает, не найдя единения ни с монахами, желающими ему добра на протяжении многих лет, ни со стихиями природы.
Идейный замысел поэмы свидетельствует о бунтарском настроении самого Лермонтова, которому было тяжело находиться в царившей в России атмосфере бездушия.
Выход произведения в свет
Со слов С. Аксакова, в мае 1840 года Лермонтов присутствовал на именинах у Гоголя, где прочитал собравшимся гостям главу, в которой ярко описан бой с барсом. Несмотря на то что Аксаков не присутствовал при этом событии лично, он получил сообщение, что новое детище поэта тотчас вызвало живой отклик и было принято с восторгом. Некоторые из слушателей сразу задались вопросом, «Мцыри» — это поэма или повесть, на который получили верный ответ.
А. Н. Муравьев также оставил воспоминания о знакомстве с произведением «Мцыри». Он писал, что посещал Царское Село в период нахождения там Михаила Юрьевича. Однажды Муравьев нанес ему визит с какой-то целью и застал Лермонтова в крайне возбужденном состоянии. В тот вечер поэт закончил работу над своим творением и прочитал его гостю с начала до конца.