Краткое содержание сказки «Воробьишко» М. Горького
Сказку «Воробьишко» Горький написал в 1912 году. Горький пишет очень драматично и пронзительно, но есть у него и легкие, славные рассказы, вот краткое содержание «Воробьишко» для читательского дневника — один из них.
Вариант 1
М. Горький «Воробьишко» краткое содержание для читательского дневника с выводом:
У воробьиной четы вылупился птенец — Пудик. Малыш очень энергичный и любознательный, не может усидеть на месте. Семья свила гнездышко над баней в крестьянском дворе. Родители собирают червяков и другую еду и приносят своему малышку. Птенец — непоседа, пытается взлететь и увидеть мир.
Мать строго наказывает ему, чтобы не вылезал из гнезда, он еще маленький, а окружающий мир полон опасностей и угроз, от которых он пока не может уберечь сам себя. Но Пудик, когда родителей нет, вылетает и падает на землю. Его сразу примечает дворовой кот, который бежит к добыче. Мать едва успевает спасти птенца. Пудик понимает, что поспешил.
Вывод:
Родители желают нам добра, даже когда нам кажется, что они не понимают нас, что они строги и невнимательны, пока не можем решать свои проблемы, пока мы дети, нужно слушаться их, как и других близких старших. У них есть опыт — они видели эту жизнь с разных сторон, и нужно уважать их опыт и прислушиваться к нему, чтобы совершать меньше ошибок, ведь жизнь так коротка.
Читпайте также: Легенда о «Данко» Горького – отрывок из рассказа «Старуха Изергиль», написанного в 1894 году. Для лучшей подготовки к уроку литературы рекомендуем прочитать краткое содержание «Данко». Легенда о Данко рассказывает о самоотверженном, альтруистичном герое, который руководствовался принципом «Жить ради людей».
Вариант 2
Также можно использовать такое краткое содержание «Воробьишко» Горький для читательского дневника:
Многие птицы похожи на людей. Взрослые – иногда очень скучные, а маленькие – веселые. В произведении речь пойдет о воробье, которого звали Пудик. Он был еще очень мал, за ним постоянно присматривали родители. Но воробьишко был настолько неусидчивым, что все время так и норовил вылететь из гнезда. Маленький воробушек и не подозревал о том, сколько опасностей могут его поджидать.
Совсем еще маленький воробей, которого звали Пудик жил в бане над окошком. Там родители свили ему теплое гнездо, и только туда приносили неугомонному Пудику еду. Летать маленькому воробушку еще не приходилось, но крыльями он махал постоянно.
Видимо, очень хотелось ему выбраться из своего собственного жилища. Мама всегда предупреждала сына о том, что ему еще рано вылетать на свободу, ведь там невероятно много опасностей, о которых он и не догадывается. Но Пудик ей не верил, а наоборот мечтал поскорее оставить свое гнездышко.
И вот однажды воробушек так заигрался, что выпал из гнезда. Тут то его и поджидала рыжая хитрая кошка. Но благодаря маме Пудику удалось спастись. Теперь он точно понял, что пока не время покидать ему свое уютное гнездо.
Произведение рассказывает о том, что нужно чаще прислушиваться к советам взрослых, а в особенности своих родителей.
Сама сказка очень короткая, поэтому изучив Горький «Воробьишко» краткое содержание,обязательно прочитайте произведение полностью.
Предыдущая
Краткое содержаниеКраткое содержание поэмы «Калевала» Элиаса Лённрота
Следующая
Краткое содержаниеКраткое содержание повести «Поучение Владимира Мономаха»
Пословицы к произведению:
Хвастовство само себя накажет.
Кто хвалится, тот с горы свалится.
Гордость пучит, скромность учит.
Сатирическая сказка “Самовар” была написана Максимом Горьким в 1913 году.
Действие сказки разворачивается на даче, где люди оставили непотушенным самовар. Самовар постепенно все больше раскалялся, кипел, и спорил с чайником, который тоже закипал на конфорке.
Самовар оказался большим хвастуном, он сравнивал себя с Луной, считая ее жалким подобием себя, ведь в отличии от луны, на самоваре не было пятен. Чайник смеялся над самовар и всячески поддразнивал его.
Спор привлек внимание остальной посуды, которая принялась осуждать спорщиков. А тушилка забеспокоилась о том, что самовар может распаяться. Но самовар и чайник не слушали никого
И вот уже чайник лопается от жара, а самовар начинает клониться, но не сдается. Он уже считает себя ровней солнца и хочет заменить его на небе. Тушилка пребывает в полном восторге, еще бы, ведь она тогда сможет потушить солнце
Но самовар и чайник не слушали никого. И вот уже чайник лопается от жара, а самовар начинает клониться, но не сдается. Он уже считает себя ровней солнца и хочет заменить его на небе. Тушилка пребывает в полном восторге, еще бы, ведь она тогда сможет потушить солнце.
В итоге, самовар разваливается на кусочки, а веселые чашки веселятся и поют песенки.
Читайте по теме:
Краткое содержание сказки для читательского дневника:
- Однажды люди ушли, и забыли накрыть самовар тушилкой, а чайник убрать с конфорки.
- Самовар начал закипать и хвастать, что он красивее Луны, а чайник посмеивался над ним.
- От их криков проснулись сливочник и сахарница, и стали ругаться на самовар и чайник.
- Проснулась и тушилка, которая поняла, что самовар не потушили, и он может распаяться.
- Чайник лопается от жара, а самовар высказывает желание заменить на небе Луну и солнце.
- Самовар разлетается на отдельные кусочки, и чашки весело смеются над этим.
Читайте по теме: Полный список для читательского дневника (в т.ч. краткое содержание, главные герои, главная мысль и т.п.) для 2 класса, 3 класса.
Читательский Дневник
Жанр: литературная сказка
Тема — взаимоотношения людей, их характер, привычки, самооценка.
Идея — за любое неправильное решение приходит наказание или неприятности.
- Самовар — медный и красивый. Самовлюбленный, наглый, любит спорить и хвастать. Напыщенный самовар в конце концов развалился от того, что был без воды и постоянно нагревался
- Чайник — старый и насмешливый. Не любит быть вторым,задира.
- Тушилка — беспокойная, встревоженная, испуганная.
- Сливочник — унылый, тревожный, наблюдательный.
- Сахарница — хохотушка,простушка.
- Чашки — беззаботные.
- Забытый самовар
- Хвастливые песни
- Насмешки чайника
- Сахарница и сливочник
- Беспокойство тушилки
- Самовар-солнце
- Гибель чайника
- Смерть самовара
- Смех чашек
Глупый чванливый самовар стоит на большом столе объясняет всей остальной утвари своё превосходство над ними.
Он возомнил себя главнее другой посуды и хвастал, что скоро луна станет его женой, правда он считал себя красивее луны и прочил ей роль подноса.
Хвастуна пытается угомонить стоящий на столе старенький Чайник, который не может равнодушно слышать хвастливые речи и закипает в горячем споре.
Проснулись сливочник и сахарница, и стали осуждать спорщиков. Забеспокоилась тушилка.
Уже лопнул от жара Чайник, стали плавиться ручки самого Самовара, а он все хвастал. Хвастовство дошло до того, что Самовар вообразил себя главнее всех, даже солнца. В конце концов, самовар развалился на куски, сломав чашу и ручку сливочника. И только чашки веселились, смеясь над погибшим самоваром.
Сказка учит не переоценивать свои способности и не быть излишне уверенным в своей правоте; не хвастать, на задаваться, не считать себя лучше остальных.
Мне понравилась эта сказка, которая рассказывает о предметах чайной посуды, о которых не знает практически не один современный ребенок. Достаточно хорошо описан самовар и его конструкция. Печально, что конец у сказки трагичный. Автор как бы говорит, что нельзя хвастаться. Хвастовство не добавляет реальности картины. В конце концов конечно всегда хвастуны получают по заслугам из-за своей глупости.
-
Метель толстой краткое содержание
-
Житие сергия радонежского краткое содержание 4 класс видео
-
Классическая социология права школы персоналии идеи
-
Тото кошка ниндзя дело о похищенном сыре краткое содержание
- Хочу перевестись в другую школу из за одноклассников
Главные герои
Алексей Пешков – одиннадцатилетний мальчик, которому после смерти отца пришлось пережить немало невзгод.
Варвара Васильевна Пешкова – мать Алексея, безвольная, забитая, уставшая от жизни женщина.
Акулина Ивановна Каширина – бабушка Алексея, добрая, любящая, заботливая.
Василий Васильевич Каширин – дед Алексея, владелец прибыльного дела, злой, жадный, жестокий старик.
Яков и Михайло Каширины – старшие сыновья Василия Васильевича, глупые, завистливые, жестокие люди.
Иван Цыганок – девятнадцатилетний юноша, подкидыш-воспитанник в семье Кашириных, добрый и весёлый.
Обратите внимание, ещё у нас есть:
для самых рациональных —
Краткое содержание «Детство»
для самых нетерпеливых —
Очень краткое содержание «Детство»
для самых компанейских —
Главные герои Горький «Детство»
для самых крутых —
Читать «Детство» полностью
Сюжет
Алексей рос в любящей, дружной семье. Когда от холеры скоропостижно скончался его отец, мать от пережитого горя родила раньше времени, однако младенец не выжил. Осиротевший Алексей и его мать Варвара на пароходе отправились в Нижний Новгород, в семью деда Василия Каширина. В доме жила большая семья: дед с бабушкой Акулиной Ивановной, а также взрослые их сыновья Михайло и Яков с жёнами и детьми. Кроме того, с Кашириными жил молодой паренёк, подкидыш Иван Цыганок.
Василий Васильевич работал цеховым старшиной в красильной мастерской. Он был очень трудолюбивым, прижимистым, требовательным стариком и за долгие годы тяжелого труда нажил приличное имущество. Вот только семья его была совсем недружной: братья постоянно ссорились, требуя от отца раздела его добра. Однако дед – старший Каширин – видел, что сыновья – никудышные хозяева, и не спешил отдавать им наследство. Алёше пришелся по душе лишь Иван Цыганок, с которым он быстро сдружился. Юноша отличался добродушным, покладистым характером и готовностью прийти на помощь окружающим. Однако вскоре единственный друг Алёши умер и он остался один в ненавистном семействе.
Алексею было сложно привыкнуть к жизни в доме, где постоянно слышалась ругань, а дети подвергались суровым телесным наказаниям. Однажды его засекли до потери сознания, и после того случая Алексей глубоко разочаровался в матери, которая даже не попыталась встать на его защиту. Спасала мальчика от страшного отчаяния только доброта бабушки, которая жалела его и при каждом удобном случае старалась побаловать.
Спустя некоторое время Варвара вновь вышла замуж. Забрав Алексея, супруги перебрались в Сормово. На новом месте герой пошёл в школу, где у него сразу не заладились отношения ни с одноклассниками, ни с учителем. Новый брак, в котором родилось двое детей, не принес счастья Варваре. Муж стал изменять ей, унижать и бить. Не выдержав, Алексей ранил обидчика матери ножом.
Герой был вынужден вернуться к деду. Когда старший Каширин узнал о смерти Варвары, он не стал держать на иждивении родного внука и отправил его самостоятельно зарабатывать на хлеб.
Персонажи и их речевые характеристики
Действующих лиц в рассказе совсем немного: желторотик Пудик, его родители-воробьи — папа и мама, кошка и проходящий по двору мужик.
Только по словам, которые произносят персонажи, уже понятно, кто это говорит. С помощью речи персонажей автор раскрывает нам их образы. Так, в словах воробьев преобладает буква «ч» — почему? Потому что птица эта в природе издает звуки, похожие на сочетания «чик-чирик» или «чив-чив». Отсюда и появились в рассказе такие реплики:
Чересчур черна, чересчур! — восклицает воробьишко, глядя на землю.
А вот так предостерегает от падения на землю неразумного сыночка его мать:
Чадо, чадо, смотри — чебурахнешься!
Чив ли я? — а это спрашивает хвастливый папаша, принеся добычу в гнездо.
А как сожалеет об упущенной птичке кошка? Вспомним, что эти животные мяукают.
Горький Максим сказка “Воробьишко”
Читательский дневник по сказке Максима Горького “Воробьишко”
Название произведения: “Воробьишко”.
Число страниц: 7.
Жанр произведения: сказка.
Главные герои: мама Воробей, папа Воробей, Пудик, кошка.
Характеристика главных героев:
Пудик – любопытный и доверчивый воробей.
Любит объяснять все по-своему.
Рассеянный и не внимательный.
Мама – мудрая, ловкая и быстрая.
Успела защитить своего птенца и спасти его от кошки.
Краткое содержание сказки “Воробьишко” М. Горького для читательского дневника
Маленький воробей Пудик недавно родился.
Он так хотел поскорее уже стать взрослым и узнать весь мир, что часто сидел на самом краю гнезда и рассматривал природу.
Их гнездо было свито под крышей бани.
Мама сидела с птенцами в гнезде, а папа приносил деткам добычу в виде мошек и червячков.
Мама Пудика часто предостерегала его, чтобы он не сидел на краю гнезда.
Ведь он может вывалиться и его поймает кошка.
Однажды Пудик увидел человека и подумал, что он такой костлявый из-за того, что его кошка ощипала.
Он начал петь песенку, как вдруг вывалился из гнезда и полетел вниз.
А внизу его уже поджидала кошка.
Мама воробья стремительно кинулась вниз за птенцом.
Маленький Пудик расправил еще не выросшие до конца крылья и полетел на окно.
А мама воробья прицелилась в глаз кошке и отвлекла ее.
Пудик и мама остались живы, хоть у мамы больше не было хвоста.
План пересказа сказки “Воробьишко” М. Горького
1. Воробьи как люди.
2. Воробей Пудик и его любопытство
3. Мама и папа воробьишки.
4. Пудик видит человека.
5. Воробьишко поет веселые песни.
6. Птенец вываливается из гнезда.
7. Мама целится клювом в глаз кошке.
8. Пудик улетает на окно.
9. Кошка стряхивает перья и облизывается.
Главная мысль сказки “Воробьишко” М. Горького
Главная мысль произведения заключается в том, что всегда нужно слушаться старших, особенно если они хотят оградить тебя от опасности.
Пудик не послушался маму и продолжал сидеть на краю гнезда, поэтому и легко вывалился из него.
Чему учит рассказ “Воробьишко” М. Горького
Сказка про маленького воробья Пудика учит нас, что всегда нужно слушаться маму и папу.
Ведь родители заботятся о нас и не просто так запрещают делать то или иное.
Также, не стоит думать, что тебе все ни почём.
Маленький воробьишко никогда не сталкивался с опасностью, поэтому и не боялся ничего, а зря.
Сказка учит нас быть послушными, осторожными и в меру любопытными.
Краткий отзыв о сказке “Воробьишко” для читательского дневника
Сказка “Воробьишко” – поучительное произведение.
Главный герой сказки – маленький воробей по имени Пудик был простодушным птенцом.
Он ничего еще не знал об окружающем мире и что может ждать его за пределами гнезда, поэтому он вел себя так беспечно.
Но оказалось, что бояться есть чего – это кошка, которая так и хотела съесть маленькую птичку.
Если бы не мама Воробей, Пудика бы спасти не удалось.
Поэтому для меня героем из этой сказки является мама.
Правильно автор сказал, что воробьи похожи на людей.
Ведь наши мамы также нас спасут от беды и так же нас оберегают.
Я понял, как важно слушаться родителей и не спорить с ними. Ведь они лучше знают, что для нас хорошо, а что плохо. Ведь они лучше знают, что для нас хорошо, а что плохо
Ведь они лучше знают, что для нас хорошо, а что плохо.
Я советую всем на досуге познакомиться с рассказом М. Горького “Воробьишко”.
Какие пословицы подходят к сказке “Воробьишко” М. Горького
“Послушному – одному слово, непослушному – сто”.
“Кто матери не послушает – в беду попадет”.
“Покорному дитяти все кстати”.
“Послушному сыну отцов приказ не ломит спину”.
Отрывок из сказки “Воробьишко”, поразивший меня больше всего:
– Чисто крылья ему оборвала кошка, – сказал Пудик,- одни косточки остались!
– Это человек, они все бескрылые! – сказала воробьиха.
– У них такой чин, чтобы жить без крыльев, они всегда на ногах прыгают, чу?
– Будь-ка у них крылья, так они бы и ловили нас, как мы с папой мошек.
Неизвестные слова и их значения:
Наличник – планка на окне.
Пакли – грубое волокно.
Моховинок – болотная трава.
Чив – щебетанье птицы.
Чин – разряд у военных служащих.
Еще читательские дневники по произведениям Максима Горького:
Библиотека читательских дневников автора пополняется
Готовый читательский дневник 3 класс: краткое содержание произведений, рисунок – иллюстрация, план, главная мысль, краткий отзыв и пословицы для развития логического мышления ребенка.
Вариант 2
Сказка “Воробьишко” Максима Горького – это история о маленьком воробье, который не желал лететь на юг вместе со своими сородичами. Вместо этого он решил остаться в лесу и пережить зиму самостоятельно. Однако, в холодные дни ему было очень трудно найти еду и укрытие. В конце концов, Воробьишко нашел домик, где жила старушка, и попросил у нее помощи. Старушка согласилась помочь воробью и дала ему еду и уютное место для жизни.
Сказка “Воробьишко” является аллегорией на тему солидарности и взаимопомощи. Воробьишко не мог выжить в одиночку, но благодаря помощи старушки он смог пережить зиму. Эта история напоминает нам о том, что мы должны быть готовы помогать друг другу в трудные моменты
Кроме того, сказка подчеркивает важность уважения к старшим и благодарности за помощь
Воробьишко был очень благодарен старушке за ее доброту и щедрость, и он показал свою благодарность, помогая ей в ее повседневных делах
Это еще раз подчеркивает важность взаимопомощи и благодарности в нашей жизни
Кроме того, сказка “Воробьишко” также является примером того, как маленькие и слабые могут преодолеть трудности благодаря своей умности и находчивости. Воробьишко был маленьким и слабым, но он смог выжить благодаря своей смекалке и умению находить решения в трудных ситуациях.
Кроме того, сказка “Воробьишко” также подчеркивает важность терпения и настойчивости. Воробьишко не сразу нашел домик старушки, но он не сдавался и продолжал искать убежище и еду
Это напоминает нам о том, что мы должны быть настойчивыми и не сдаваться в трудные моменты.
В целом, сказка “Воробьишко” является прекрасным примером того, как доброта и взаимопомощь могут преодолеть любые трудности. Эта история напоминает нам о том, что мы должны быть готовы помогать друг другу и проявлять благодарность за помощь, которую мы получаем
Кроме того, сказка подчеркивает важность уважения к старшим, настойчивости и умения находить решения в трудных ситуациях. Все эти качества могут помочь нам преодолеть любые трудности в жизни
Самовар – душа каждого дома
Из-за своей практичности самовары очень быстро стали популярны на Руси. В богатых домах красиво украшенный самовар считался предметом роскоши и гордости. А простенькие и не сильно дорогие самовары также вошли почти в каждый крестьянский дом, где передавались по наследству – из поколения в поколение.
Самовар настолько облегчил заваривание чая, что стал незаменимым помощником в хозяйстве. Теперь уже не было нужды топить печь, чтобы нагреть кипятка. И при том это занимало всего совсем не много времени. Да и нагретая вода в самоваре, долгое время не остывала.
Русский традиционный быт всегда славился чаепитием за самоваром, который считался олицетворением достатка, семейного уюта, благосостояния. Он был незаменимым атрибутом в девичьем приданом, передавался как реликвия по наследству. А в доме занимал самое видное и почетное место. И всегда был центром любого праздничного стола, а так же тихих посиделок за чаем с баранками.
Конспект урока литературного чтения «Наш театр. М. Горький «Воробьишко». Инсценирование» в 3 классе. УМК «Перспектива»
Учебник Л.Ф. Климановой, Л.А. Виноградской, В.Г. Горецкого «Литературное чтение. 3 класс». М.: Просвещение
Цели: учить распределять роли, коллективно обсуждать прочитанное, договариваться друг с другом, читать по ролям, передавая голосом характер каждого героя, использовать при чтении по ролям мимику, жесты, интонацию.
Планируемые результаты: предметные: осмыслить произведение М. Горького «Воробьишко»; метапредметные: коллективно обсуждать прочитанное (умения работать в группе, распределять роли); личностные: принимать участие в драматизации.
Оборудование: выставка книг по теме урока, декорации, костюмы и маски для инсценирования произведения, карточки с текстом речевой разминки.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
— Прочитайте самостоятельно стихотворение жужжащим способом.
Воробьиха громко Солнце звала.
Расстаралась — голосок сорвала!
И сидит теперь сама не своя,
Хриплым голосом зовет воробья: —
Ты чирикай, муженек, голоси —
Солнце на небо вернуться проси!
Дождик наших воробьят намочил —
Пусть протянет Солнце к деткам лучи!
Вот обсушатся чуть-чуть малыши —
Как жар-птицы будут вновь хороши!
Т. Старшинина
— Прочитайте стихотворение с интонацией удивления (с интонацией раздражения; вопросительно; утвердительно; весело, задорно; выразительно).
— О чем это стихотворение? Как вы поняли его содержание?
— Какие чувства испытывает автор?
III. Сообщение темы и постановка целей урока
— Прочитайте на с. 135 учебника название произведения, рассмотрите иллюстрации к нему. Как вы думаете, о чем оно?
— Проверим ваши предположения. Прочитаем рассказ. (Чтение рассказа учителем.)
— Какое это произведение: грустное, веселое, забавное, интересное, поучительное?
— Перечитайте текст. Запишите всех действующих лиц в «Творческую тетрадь». (Воробьиха — мама маленького воробья; Пудик — желторотый воробьишко.)
— Вы принесли на урок реквизит. Определите тему урока. (Наш театр.)
— Какое произведение мы будем инсценировать?
— Определите цели урока. Чему мы будем учиться, чем заниматься?
IV. Работа по теме урока
— Кто герои рассказа? Что с ними произошло?
— Какие они?
— Какой реквизит нам понадобится?
(Работа проводится с помощью «Творческой тетради», с. 33—34.) — Какую роль вам хотелось бы сыграть? Почему вы выбрали эту роль?
— Какое место в произведении занимает персонаж, роль которого вы хотите исполнить?
— Какими вы представляете себе его внешность, манеру держаться, говорить?
— В каких важных сценах он участвует, как себя в них ведет?
— Как следует передать особенности этого героя в выразительном чтении, жестах, мимике, походке?
V. Физкультминутка
VI. Продолжение работы по теме урока
Выполнение заданий в «Творческой тетради»
— Напишем сценарий по рассказу. Для этого распределимся по группам.
— Откройте тетрадь на с. 36. Выполните задания.
— Поработайте в группе: распределите роли.
(Инсценирование произведения.)
VII. Рефлексия
— С каким настроением вы заканчиваете урок? Почему?
— За что бы вы себя сегодня похвалили?
VIII. Подведение итогов урока
— Ребята, какую программку к спектаклю вы подготовите? Что в ней нужно указать?
Домашнее задание
Повторить произведения изученного раздела. Читать произведения о природе.
Главный герой: Воробьишко
Воробьишко словно символ борьбы и выживания. Подобно птице, которая всегда ищет пропитание, он не отступает перед трудностями. Он терпит от голода и холода, но не сдается. Однако, главная мысль, которую передает Горький через героя, заключается в том, что справедливость и равенство могут быть достигнуты только через борьбу и сопротивление социальным нормам.
Воробьишко воспринимает жизнь как противоречие, где самое прекрасное и ценное соседствует с нищетой и угнетением. Он стремится к справедливости и свободе, несмотря на то, что его маленький возраст и низкий социальный статус повышают сложность достижения этих целей.
История Воробьишко говорит о том, что даже самые маленькие и слабые могут быть непокорными и сильными в столкновении с несправедливостью. Мы узнаем о его борьбе за достойную жизнь и свои права, о его храбрости и упорстве
Мы видим, что главная мысль, которую передает Горький через героя, – важность никогда не оставаться равнодушными и всегда заявлять о своем голосе
Приключения Воробьишко
Воробьишко такой же, как и его друзья — зайчик БорискаЛысый баран, веселая лисичка Полосатка и мудрая сова Вразума. Вместе они исследуют лес, встречают интересных животных и пытаются разгадать загадки природы.
Главная мысль, которую автор хочет передать читателям, — важность дружбы, смелости и любознательности. Воробьишко и его друзья не боятся путешествовать и смело идут вперед, несмотря на трудности и опасности
Они учат нас, что только сильный и настойчивый может достичь своих целей.
Приключения Воробьишко показывают нам, как важно быть открытым и готовым к новым испытаниям. Этот маленький герой учит нас радоваться маленьким радостям жизни и не обижаться на неудачи
Воробьишкогорький напоминает нам, что даже самые маленькие могут быть самыми смелыми и великими героями.
Характеристика Воробьишко
Воробьишко – это маленький сирота, живущий в условиях нищеты и лишений. Он слепо подчиняется законам жестокой и жестоких времен. Однако, несмотря на свою беззащитность и незрелость, Воробьишко оказывается сильным и гордым человеком, обладающим отвагой и душевной силой.
Главная мысль, которую передает Горький через Воробьишко, заключается в том, что человек может сохранить свою непоколебимую волю, даже находясь в самых тяжких условиях
Воробьишко становится символом борьбы и выживания, что важно и актуально для многих людей в наше время
Бабушкин скворец
Скворцу
, отнятому у кота, бабушка обрезала сломанное крыло, а на место откушенной ноги ловко пристроила деревяшку и, вылечив птицу, учила её говорить. Стоит, бывало, целый час перед клеткой на косяке окна – большой такой, добрый зверь – и густым голосом твердит переимчивой, чёрной как уголь птице:
– Ну, спроси: скворушке – кашки!
Скворец, скосив на неё круглый, живой глаз юмориста, стучит деревяшкой о тонкое дно клетки, вытягивает шею и свистит иволгой, передразнивает сойку, кукушку, старается мяукнуть кошкой, подражает вою собаки, а человечья речь не даётся ему.
– Да ты не балуй! – серьёзно говорит ему бабушка. – Ты говори: скворушке – кашки!
Чёрная обезьяна в перьях оглушительно орёт что-то похожее на слова бабушки, – старуха смеётся радостно, даёт птице просяной каши с пальца и говорит:
– Я тебя, шельму, знаю: притворяшка ты – всё можешь, всё умеешь!
И ведь выучила скворца: через некоторое время он довольно ясно просил каши, а завидя бабушку, тянул что-то похожее на
– Дра-астуй…
Что за птица – скворец?
Певчая птица длиной около 20 см, чёрного с металлическим отливом цвета. Зимой у скворцов появляются светлые крапинки. Клюв длинный, чёрный, весной, в сезон размножения – жёлтый. Скворцы известны своей способностью к звукоподражанию – то есть способны копировать многие звуки. Например, звуки транспорта, других животных, человеческую речь.
Самовар. А.М. Горький
Впервые напечатано в сборнике «Ёлка. Книжка для маленьких детей», издание «Парус», Петроград, .
Было это летней ночью на даче.
В маленькой комнате стоял на столе у окна пузатый самовар и смотрел в небо, горячо распевая:
Замечаете ли, чайник, что луна Чрезвычайно в самовар влюблена?
Дело в том, что люди забыли прикрыть трубу самовара тушилкой и ушли, оставив чайник на конфорке; углей в самоваре было много, а воды мало — вот он и кипятился, хвастаясь пред всеми блеском своих медных боков.
Чайник был старенький, с трещиной на боку, и очень любил дразнить самовар. Он уж тоже начинал закипать; это ему не нравилось, — вот он поднял рыльце кверху и шипит самовару, подзадоривая его:
На тебя луна Смотрит свысока, Как на чудака, — Вот тебе и — на!
Самовар фыркает паром и ворчит:
Вовсе нет. Мы с ней — соседи. Даже несколько родня: Оба сделаны из меди, Но она — тусклей меня, Эта рыжая лунишка, — Вон на ней какие пятна!
Ах, какой ты хвастунишка, Даже слушать неприятно!
— зашипел чайник, тоже выпуская из рыльца горячий пар. Этот маленький самовар и вправду очень любил хвастаться; он считал себя умницей, красавцем, ему давно уже хотелось, чтоб луну сняли с неба и сделали из неё поднос для него.
Форсисто фыркая, он будто не слышал, что сказал ему чайник, — поёт себе во всю мочь:
Фух, как я горяч! Фух, как я могуч! Захочу — прыгну, как мяч, На луну выше туч!
А чайник шипит своё:
Вот извольте говорить С эдакой особой. Чем зря воду-то варить. Ты — прыгни, попробуй!
Самовар до того раскалился, что посинел весь и дрожит, гудит:
Покиплю ещё немножко, А когда наскучит мне, — Сразу выпрыгну в окошко И женюся на луне!
Так они оба всё кипели и кипели, мешая спать всем, кто был на столе. Чайник дразнит:
Она тебя круглей.
Зато в ней нет углей,
Синий сливочник, из которого вылили все сливки, сказал пустой стеклянной сахарнице:
Всё пустое, всё пустое! Надоели эти двое!
Да, их болтовня Раздражает и меня,
— ответила сахарница сладеньким голосом. Она была толстая, широкая и очень смешлива, а сливочник – так себе, горбатенький господин унылого характера с одной ручкой; он всегда говорил что-нибудь печальное:
Ах, — сказал он, — Всюду — пусто, всюду — сухо, В самоваре, на луне.
Сахарница, поёжившись, закричала:
А в меня залезла муха И щекочет стенки мне… Ох, ох, я боюсь, Что сейчас засмеюсь!
Это будет странно – Слышать смех стеклянный…
— невесело сказал сливочник.
Проснулась чумазая тушилка и зазвенела:
Дзинь! Кто это шипит? Что за разговоры? Даже кит ночью спит, А уж полночь скоро!
Но, взглянув на самовар, испугалась и звенит:
Ай, люди все ушли Спать или шляться, А ведь мой самовар Может распаяться! Как они могли забыть Обо мне, тушилке? Ну, придётся им теперь Почесать затылки!
Тут проснулись чашки и давай дребезжать:
Мы скромные чашки, Нам всё всё равно! Все эти замашки Мы знаем давно! Нам ни холодно, ни жарко, Мы привыкли ко всему! Хвастун самоварко, И не верим мы ему.
Ф-фу, как горячо, Жарко мне отчайно. Это не случайно, Это чрезвычайно!
А самовар чувствовал себя совсем плохо: вода в нём давно вся выкипела, а он раскалился, кран у него отпаялся и повис, как нос у пьяного, одна ручка тоже вывихнулась, но он всё ещё храбрился и гудел, глядя на луну:
Ах, будь она ясней, Не прячься она днём, Я поделился б с ней Водою и огнём! Она со мной тогда Жила бы не скучая, И шёл бы дождь всегда Из чая!
Он уж почти не мог выговаривать слов и наклонялся набок, но всё ещё бормотал:
А если днём она должна ложиться спать, Чтоб по ночам светлей сияло её донце, — Я мог бы на себя и днём и ночью взять Обязанности солнца! И света и тепла земле я больше дам, Ведь я его и жарче и моложе! Светить и ночь и день ему не по годам, — А это так легко для медной рожи!
Тушилка обрадовалась, катается по столу и звенит:
Ах, это очень мило! Это очень лестно! Я бы солнце потушила, Ах, как интересно!
Но тут — крак! — развалился самовар на кусочки, кран клюкнулся в полоскательную чашку и разбил её, труба с крышкой высунулась вверх, покачалась, покачалась и упала набок, отколов ручку у сливочника; тушилка, испугавшись, откатилась на край стола и бормочет:
Вот смотрите: люди вечно Жалуются на судьбу, А тушилку позабыли Надеть на трубу!
А чашки, ничего не боясь, хохочут и поют:
Жил-был самовар, Маленький, да пылкий, И однажды не прикрыли Самовар тушилкой! Был в нём сильный жар, А воды немного; Распаялся самовар, — Туда ему дорога, Туда и дорога-а!