Сюжетная линия повести
Фантастическое и реальное в сюжете. Основная тема сказочной повести
Со сказочной повести «Черная курица, или Подземные жители» началась литература для детей в России. Впервые главным героем в произведении стал ребенок, повествование пронизано интересом к его внутреннему миру. Сюжет повести построен на изображении двух миров, представленных глазами ребенка:реального и фантастического. Соединение вымысла с правдой создает ощущение, что эти миры взаимодействуют между собой, существуют рядом.
Реальными деталями автор создал историческую реконструкцию столичной жизни конца XVIII века. Например, он подробно описал одежду Алеши, предметы интерьера пансиона и учительского жилища, блюда, которыми угощали гостей у учителя, особенности сервировки и многое другое. Реалистическое отображение эпохи дано в картинах Петербурга, который уже тогда«славился в целой Европе своею красотою». Не было еще «тенистых аллей»,тротуары были выложены досками, Исаакиевский собор и его площадь были не обустроены, мост у собора «узкий и неровный», Адмиралтейство не «обсажено деревьями», Конногвардейский манеж еще без великолепного фасада. Детально описано здание пансиона на Первой линии Васильевского острова: небольшой дом с крышей из голландской черепицы, просторный двор, огражденный забором из барочных досок с дырками от гвоздей. Рассказывается об условиях обучения в немецком пансионе. К воспитанникам учителя обращались на «вы», называли их «господа пансионеры». Однако применялись телесные наказания, юных «господ» розгами пороли за провинности.
Воспитанником пансиона был главный герой повести Алеша. Родители Алеши, жившие далеко, не могли себе позволить забирать сына на праздники и каникулы. Оставшись в одиночестве на зимние каникулы, так как другие ученики разъехались, Алеша от скуки читал книги про рыцарей из библиотеки учителя и предавался романтическим мечтаниям. Ему нравится бродить во дворе, смотреть через дырочки в заборе в переулок, подкармливать курочек. Особенно выделял мальчик черную хохлатую курицу. Эту курицу прислуга считала паршивой, потому что она яиц не несла. Оттого решили приготовить ее на обед к приезду директора. Но Алеша спас Чернушку от кухарки, отдав за жизнь любимицы золотую монету.
Алёша
После спасения курицы жизнь Алеши изменилась, наполнилась приключениями. За избавление от смерти Чернушка решила отплатить благодарностью и, чтобы ребенок не чувствовал своего одиночества, рассказала про подземное королевство. В сказочном мире мальчик попадает в таинственное подземелье, где он увидел рыцарей, познакомился с королем и его подданными. Король подземных жителей в награду за спасение своего главного министра подарил конопляное семечко, которое позволяло овладеть знаниями без обучения. Это давало возможность получать отличные оценки на уроках, не прилагая никаких усилий.
Эта награда стала для мальчика серьезным испытанием.Поначалу голос совести заставлял его испытывать неловкость за незаслуженные оценки, потом характер его начал портиться: он стал высокомерным, ленивым и самодовольным зазнайкой. Из отзывчивого товарища превратился в эгоистичного мальчишку, у него почти не осталось друзей. Легко полученные знания не принесли пользы: не вникая в суть узнанного, Алеша становился ленивым невеждой. К тому же, не тратя времени на подготовку уроков, Алеша от безделья проказничал, «праздность еще более портила его нрав». Учитель, желая повлиять на поведение мальчика, стал задавать ему уроков больше, чем другим. Но и это не помогло, благодаря зернышку мальчик был уверен в своих способностях.
С потерей зернышка Алеша стал совсем беспомощным, у него начались проблемы.Чернушка вернул пропажу, но попросил мальчика встать на путь исправления. Алеша быстро позабыл о своем обещании. Отвечавшего урок мальчика, якобы выучившего за утро двадцать страниц, учитель и ученики уличили во лжи. Под страхом наказания розгами он выдал тайну подземных жителей.Ночью Чернушка пришел проститься с мальчиком, рассказав, что его народ должен покинуть эти места навсегда. Алеша, осознавая ужас своего предательства, впал в горячку. После выздоровления, физического и нравственного, мальчик, хотя свой дар утратил,снова стал обязательным, трудолюбивым и прилежным ребенком. Переболев недугом высокомерия, он вернулся на прежний жизненный путь, к себе самому.
Суть: о чем?
В повести-сказке нам показан мальчик Алеша, десяти лет от роду, который был отдан своими родителями в пансион для бастардов, так как сам являлся таковым. Он по ним сильно скучал. В свое свободное время он играл с курами, а иногда разнообразил свой день иными развлечениями – смотрел через дыры в заборе на улицы, созерцая свободу, которая царила за ним.
Ему довелось спасти свою любимицу, курицу по имени Чернушка. Из нее хотели приготовить обед, но паренек отдал за нее кухарке самую большую свою ценность – монету ценой в один империал.
Спасенная курица благодарит мальчика и проводит в свое королевство, находящееся под землей, а его король награждает Алешу волшебным зернышком. Это зернышко помогало ему с уроками. Теперь он всегда безукоризненно воспроизводил материал любого домашнего задания на занятиях, не прикладывая к его усвоению никаких усилий. Но все это не просто так, курочкой были выдвинуты и встречные условия – Алеша должен был держать язык за зубами, то есть никому не говорить о существовании их подземного королевства.
Через некоторое время поведение и характер героя испортились: у него повысилась самооценка, мальчик стал зазнаваться, шалить, мешать сверстникам, ведь благодаря зернышку он стал самым лучшим учеником в пансионе. Но потом Алеша потерял зернышко и, стараясь избежать порки, рассказал про подземный мир учителю, чтоб тот его не наказал.
Это приводит к тому, что подданные подземного короля вместе со своим властителем покидают любимый ими город, их королевство пустеет, а Чернушка оказывается в наручниках.
Парень же, тяжело переболев, становится таким, каким был прежде: доброжелательным, скромным, трудолюбивым.
Образ главного героя произведения «Чёрная курица»
Главный герой – мальчик Алёша, который живёт и учится в пансионе в Санкт-Петербурге.
Вначале он показан любознательным и умным ребёнком, которому нравится учение, он дружит с товарищами, только грустит по выходным и праздникам, ожидая писем «от папеньки и маменьки». Ещё одно хорошее качество Алёши – его доброта. Он кормит курочек во дворе, а когда кухарка собирается зарезать его любимую Чернушку, со слезами бросается защищать курочку и отдаёт свой золотой империал, лишь бы спасти её. Рассматривая сюжет сказки, продолжим анализ «Чёрная курица» Погорельского.
За добрый поступок хохлатка решила отблагодарить своего спасителя. Она показала ему подземное царство, чтобы мальчик не так остро чувствовал своё одиночество. Его жизнь становится интересной: в волшебном царстве он видит рыцарей, беседует с королём, гуляет по необычному саду, рассматривает красивые деревья необыкновенных цветов, диких зверей на цепях. Чернушка подробно рассказывает его о подземном мире и своём народе.
В награду же за доброту Алёша получает ещё один дар – конопляное семечко, благодаря которому он может отвечать любой урок, совершенно ничего не уча. Следует отметить, что король со вздохом дарит мальчику такое семечко: он вынужден это сделать, так как обещал исполнить его желание за спасение Чернушки. Но правителю совсем не нравится, что Алёша будет лениться и получать похвалы, не прикладывая усилий.
Чему нас учит сказка
- Нужно быть добрым и спасать невинных от гибели.
- Нельзя гордится поступками и делами, успех в которых не заслужен собственными силами. Награда за такие поступки не заслуженная.
- Нужно стараться в учебе и в жизни, не лениться, прикладывать усилия и, не зависимо от результатов, все окружающие это заметят и оценят.
- Нельзя предавать людей, которые надеются на тебя, и чья жизнь и счастье зависит от твоих поступков. Как в сказке — жизнь и спокойствие целого народа зависела от честности и преданности мальчика.
- Сказка учит прощению и раскаянию. Министр простил Алёшу и остался его верным и любящим другом, несмотря на то, что его заковали в кандалы и ему придется понести наказание. А Алёша раскаялся в своём поступке и запомнил этот урок на всю жизнь.
Вот она, единственная сказка моего детства, которая казалась мне жуткой. А ведь я росла в компании Андерсена, с его «Красными башмачками» и братьев Гримм у которых, например, одному мальчику перерубает шею крышка сундука (« и отлетела голова и упала между красными яблоками») Но карающие ангелы и злые мачехи, это где то там, за тридевять земель. Другое дело черная курица. Почему бы ей, в самом деле, не вылезти из — под бабушкиной кровати? Тем более, что зима, сумерки и ты в доме один. Да что там! Когда я думаю о Петербурге, первым делом в голове всплывает: дом, полумрак, портреты с буклями на стенах, темные провалы дверей и Чернушка. Парочки с картин Сомова и блоковские Пьеро с Коломбиной, отлично вписываются в это пространство. Стоп. Кажется, я пишу мемуары..
О книге. Оказывается, я кроме общей фабулы все забыла. А там ведь и деревья из разноцветного мха, и дорожки из драгоценных камней и зверинец и охота — на Гофмана похоже, но не так рассудочно. Реалистичная часть не хуже. Пансион, учителя, дортуары… А забор из барочных досок? А старушки голандки, говорившие с Петром? А их серый попугай с красным хвостом? Читала бы и читала. Есть разные теории относительно смысла этой сказки. Одни говорят о развенчании идеалов романтизма; другие, что ночное путешествие Алеши к подземным жителям, это зашифрованное описание масонского ритуала
Или же, это просто история о том, как важно быть прилежным, скромным и держать слово. Конечно, по нынешним меркам, Погорельский преподносит эти нравственные уроки, слишком уж прямым текстом. Но видно, что автор говорит от чистого сердца, а за искренность многое можно простить
Но видно, что автор говорит от чистого сердца, а за искренность многое можно простить.
Экранизации две: анимация 1975-го года и фильм 1980-го. Сначала мультик, который мне совершенно не понравился. Он кукольный, выдержан в бело-голубых, тонах и сюжет разворачивается в крайне условном пространстве. С пансионом на фоне белых парусов и Чернушкой разгуливающей по пустынной площади. А кухарки там нет вовсе. Чернушку хотела схватить хищная птица. Но эти отступления можно было бы списать на авторское виденье и простить, когда бы не патетичность и морализаторство. Всего один пример: в сказке, Алеша, высказывает желание всегда знать урок, смутившись перед лицом подземного короля и не сумев ничего другого придумать. Здесь, Чернушка проводит его в сад, где растут семена Доброты, Мудрости и Здоровья. Но Алеша только и думает, как бы не учиться. И я его понимаю. Какой нормальный ребенок, станет мечтать о мудрости? Далее, наш герой, бывший до того ангелочком, целый день постигавшим азы наук и искусств (так что не ясно, зачем ему зернышко) в раз превращается в мелкого хулигана и даже плеваться начинает. Финал, вроде книжный, а вроде и с намеком на Смысл, хотя, казалось бы, какие уж там подтексты..
Фильм слишком авторский, чтобы его можно было считать экранизацией. Слишком много всего добавлено. На первый план выступают тяготы казенной жизни, наказания и тоска по дому. Бесысходность и бесправность. Мальчик в главной роли такой славный, что не сопереживать невозможно. А режиссер все нагнетает и нагнетает. Я бы оценила фильм намного выше, потому что актерская игра очень хороша и атмосфера (хотя Погорельским там и не пахнет),но его очень тяжело смотреть. Меня Бергман так не грузил, честное слово. И эта нарочитость. Съемка и то как и на чём они расставили акценты… есть в этом какой то снобизм типа: «смотрите, мы творим Искусство, а не сказочки глупые снимаем». Не люблю этого.
Итого: Сказка, отменная, а экранизации уж очень мудреные и не о том.
Сказка под названием «Черная курица, или Подземные жители» была написана русским писателем А. Погорельским в 1829 году. Но произведение не потеряло своей актуальности и сегодня. Сказка будет интересна многим школьникам, а для некоторых может послужить настоящим источником жизненной мудрости.
Популярные сочинения
- Сочинение Шульгович в повести Поединок (Образ и характеристика) Куприн Русский писатель А. И. Куприн написал много произведений. Они все написаны на разные темы. В произведении «Поединок» освещается тема противостояния одного человека толпе
- Сочинение После бала по рассказу Толстого (8 класс) В рассказе Л.Н. Толстого «После бала» описана проблема дворянского сословия и бесправие низшего общества, нравственность людей.
- Культура речи — сочинение-рассуждение Что же такое культура речи? Сначала нужно разбить данное словосочетание и понять, что значит каждое словом, а далее уже разбирать само словосочетание. Так всегда, чтобы разобрать маленькое словосочетание, нужно понять и разобрать отдельные слова.
Погорельский А. — Чёрная Курица, Или Подземные Жители
147 0
Лет сорок тому назад, в С.-Петербурге на Васильевском Острове, жил-был содержатель мужского пансиона. В числе тридцати или сорока детей, обучавшихся в том пансионе, находился один мальчик, по имени Алеша, которому тогда было не более 9 или 10 лет. Родители его, жившие далеко-далеко от Петербурга, года за два перед тем привезли его в столицу, отдали в пансион и возвратились домой, заплатив учителю условленную плату за несколько лет вперед. Алеша был мальчик умненький, миленький, учился хорошо, и все его любили и ласкали. Дни учения для него проходили скоро и приятно, но когда наставала суббота и все товарищи его спешили домой к родным, тогда Алеша горько чувствовал свое одиночество. Алеши кормил курочек, которые жили около забора в нарочно для них выстроенном домике и целый день играли и бегали на дворе.
Особенно любил черную хохлатую, названную Чернушкою. Чернушка была к нему ласковее других. Однажды к празднику кухарка ловила курицу, и Алеша, бросившись ей на шею, не дал убить Чернушку. Отдал кухарке за это империал — золотую монету, подарок бабушки. После праздника лег спать, почти уснул, но услышал, как кто-то его зовет. К нему пришла чернушка и сказала человеческим голосом. Поди за мною, я тебе покажу что-нибудь хорошенькое. Одевайся скорее. И он смело последовал за нею. Из глаз ее выходили как будто лучи, которые освещали все вокруг них, хотя не так ярко, как маленькие свечки. Они прошли через переднюю. — Дверь заперта ключом, — сказал Алеша. Но курочка ему не отвечала. Она хлопнула крыльями, и дверь сама собою отворилась.
Потом, прошед через сени, обратились они к комнатам, где жили столетние старушки-голландки. Алеша никогда у них не бывал. Курочка опять хлопнула крыльями, и дверь в старушкины покои отворилась. Прошли во вторую комнату, и Алеша увидел в золотой клетке серого попугая. Чернушка сказала ничего не трогать. Проходя мимо кошки, Алеша попросил у нее лапки. Вдруг она громко замяукала, попугай нахохлился и начал громко кричать. «Дуррак. Дуррак!» Чернушка поспешно удалилась, и Алеша побежал за нею, дверь вслед за ними сильно захлопнулась. Вдруг вошли они в залу. По обеим сторонам висели на стенах рыцари в блестящих латах. Чернушка шла впереди на цыпочках и Алеше велела следовать за собою тихонько- тихонько. В конце залы была большая дверь.
Лишь только они подошли к ней, как соскочили со стен два рыцаря и бросились на черную курицу. Чернушка подняла хохол, распустила крылья и вдруг сделалась большая-большая, выше рыцарей, и начала с ними сражаться. Рыцари сильно на нее наступали, а она защищалась крыльями и носом. Алеше сделалось страшно, сердце в нем сильно затрепетало, и он упал в обморок. На следующую ночь опять пришла Чернушка. Опять пошли, но в этот раз Алеша уже ничего не трогал. Вошли они в другую залу. Чернушка ушла. Тут вошло множество маленьких людей, ростом не более как с пол-аршина, в нарядных разноцветных платьях. Они не замечали Алеши. Затем вошел король. За то, что Алеша спас его министра, Алеша теперь знал урок, не уча. Король ему дал конопляную семечку.
И просили ничего никому про них не рассказывать. Начались классы, и Алеша знал любой урок. Чернушка не приходила. Алеша сначала стыдился, а потом привык. Притом Алеша сделался страшный шалун. Однажды учитель, не зная, что с ним делать, задал ему выучить наизусть страниц двадцать к другому утру и надеялся, что он, по крайней мере, в этот день будет смирнее. Но Алеша в этот день нарочно шалил более обыкновенного. На следующий день не мог выговорить ни слова, потому что не было семечки. Его отвели в спальню и сказали выучить урок. Но к обеду Алеша еще не знал урок. Его опять там оставили. К ночи появилась Чернушка и вернула ему зерно, но просила исправиться. На следующий день ответил урок. Учитель спросил, когда Алеша выучил урок.
Алеша растерялся, велели принести розги. Учитель сказал, что не будет пороть, если Алеша скажет, когда выучил урок. И Алеша все рассказал, забыв про обещание, данное подземельному королю и его министру. Учитель не поверил, и Алешу высекли. Пришла Чернушка попрощаться. Она была закована цепью. Сказала, что народу теперь придется переселиться далеко. Попросила Алешу еще раз исправиться. Министр пожал Алеше руку и скрылся под соседнюю кровать. На другой день поутру у Алеши была горячка. Недель через шесть Алеша выздоровел и старался быть послушным, добрым, скромным и прилежным. Все его снова полюбили и стали ласкать, и он сделался примером для своих товарищей, хотя уже и не мог выучить наизусть двадцать печатных страниц вдруг, которых, впрочем, ему и не задавали..
Эссе к сказке Антония Погорельского «ЧЁРНАЯ КУРИЦА, ИЛИ ПОДЗЕМНЫЕ ЖИТЕЛИ»
Мельникова Маргарита
Из всех прочитанных мною книг больше всего мне запомнилась и понравилась поучительная повесть-сказка А. Погорельского «Чёрная курица или подземные жители». В этой истории очень необычный сюжет, в котором реальное переплетается с фантастическим. Реальное — жизнь десятилетнего мальчика Алёши в пансионе в Петербурге, фантастическое — его грёзы о подземном царстве гномов.
Действие в произведении динамично и увлекательно. Главный герой — скромный мальчик по имени Алёша, живущий в пансионате. Он дружит со всеми ребятами. Дни учения проходили для него коротко, когда все воспитанники уезжали домой на выходные или каникулы, Алёша читал книги про рыцарские подвиги. Во дворе пансионата жили курицы. Алёша любил их, но особенно он любил одну чёрную курицу, которую звали Чернушка. В один прекрасный день повариха решила поймать Чернушку и приготовить ее на обед, но Алёша спас свою любимицу, отдав при этом единственное и самое дорогое, что у него было — золотой империал, который подарила ему бабушка.
В ту ночь он не мог долго заснуть. Ровно в полночь соседняя кровать зашевелилась, и оттуда вылетела Чёрная курица. Она была очень загадочная, и что самое удивительное, курица умела говорить. Мальчик оделся и пошёл вслед за курицей. Вскоре они зашли в комнату двух голландок, которые тоже жили в пансионате. Алёша забыл предупреждения Чернушки и разбудил старушек. Но ему повезло, и он успел проскользнуть в дверь, где недавно скрылась Чернушка. Алеша попал в огромную залу, по стенам которой стояли рыцари — великаны. Далее всё было как во сне. Алёша увидел, как Чернушка сражается с огромными рыцарями. На этом всё закончилось, и Алёша проснулся в своей кровати. На следующую ночь случилось то же самое. Но на этот раз Алёша выполнил требования Чернушки и попал в подземный город с его необычными жителями. Чернушка в этом городе была министром. Много интересного узнал Алёша о подземных жителях, а их король в награду предложил выполнить его любое желание. Своё желание Алёша высказал с необдуманной поспешностью, и оно оказалось огорчительно мелким — всегда знать уроки, не уча их. Для исполнения этого желания ему было подарено конопляное зёрнышко. У Чернушки было лишь одно условие — он никогда не расскажет об их народе. Приняв такой уговор, он ничего не рассказывал ребятам про подземных жителей и про зёрнышко.
Как и было обещано, зёрнышко, полученное в дар, помогало Алёше всегда знать уроки. Теперь, ничего не делая, ничего не уча, мальчик всегда знал свой урок, и у него появилось много свободного времени. От успехов у него вскружилась голова, он зазнался, стал плохим товарищем и «из доброго, милого и скромного мальчика он сделался гордый и непослушный», со временем вообще стал зазнайкой, с которым теперь никто не хотел дружить. И вот однажды зёрнышко пропало, и вместе с ним Алёша потерял свой чудесный дар. История с зёрнышком завершается тем, что Алёше грозит наказание, если он не признается, как ему удается знать наизусть по двадцать страниц. И тогда мальчик выдает тайну, в которую, разумеется, никто не поверил, его даже высекли. Но не это и даже не исчезновение навсегда конопляного зёрнышка оказалось главным наказанием для мальчика. Ему предстоит расставание с Чернушкой. По вине Алёши король с целым народом своим должен переселиться далеко от здешних мест, а его друг, курица-министр, осужден носить золотые цепи. Алёша попрощался с Чернушкой и его охватило отчаяние от осознания непоправимости его опрометчивого поступка, из-за этого он сильно заболел. После выздоровления мальчик постепенно возвращается к жизни, к самому себе, прежнему и опять становится добрым, отзывчивым, смелым и хорошим товарищем.
Это очень трогательное и поучительное произведение показывает нам, что делать нужно всё своими руками. Когда тебе легко даётся какое-то дело, то не ценишь результат, если не сделал его сам. И можешь стать слишком уверенным в себе человеком и перестать ценить окружающих. Считать себя лучше других. А такой человек не может быть хорошим и поступать правильно.
Наши проекты
Неделя детской книги
Ё-библиотека
Эссе к сказке Антония Погорельского
Образ главного героя произведения «Чёрная курица»
Главный герой – мальчик Алёша, который живёт и учится в пансионе в Санкт-Петербурге.
Вначале он показан любознательным и умным ребёнком, которому нравится учение, он дружит с товарищами, только грустит по выходным и праздникам, ожидая писем «от папеньки и маменьки». Ещё одно хорошее качество Алёши – его доброта. Он кормит курочек во дворе, а когда кухарка собирается зарезать его любимую Чернушку, со слезами бросается защищать курочку и отдаёт свой золотой империал, лишь бы спасти её. Рассматривая сюжет сказки, продолжим анализ «Чёрная курица» Погорельского.
За добрый поступок хохлатка решила отблагодарить своего спасителя. Она показала ему подземное царство, чтобы мальчик не так остро чувствовал своё одиночество. Его жизнь становится интересной: в волшебном царстве он видит рыцарей, беседует с королём, гуляет по необычному саду, рассматривает красивые деревья необыкновенных цветов, диких зверей на цепях. Чернушка подробно рассказывает его о подземном мире и своём народе.
В награду же за доброту Алёша получает ещё один дар – конопляное семечко, благодаря которому он может отвечать любой урок, совершенно ничего не уча. Следует отметить, что король со вздохом дарит мальчику такое семечко: он вынужден это сделать, так как обещал исполнить его желание за спасение Чернушки. Но правителю совсем не нравится, что Алёша будет лениться и получать похвалы, не прикладывая усилий.
Короткий пересказ «Черной курицы или подземных жителей»
Действие повести происходит в конце 18 — начале 19 века в Петербурге. Главный герой рассказа — молодой дворянин Алеша, мальчик 9–10 лет. Живет и учится в интернате для детей. Родители мальчика живут далеко от Петербурга. Два года назад они отправили сына в интернат и больше никогда его не видели. Сначала мальчику было очень скучно, но со временем он привык к разлуке.
Алеша добрый, умный и скромный мальчик, хотя иногда ведет себя легкомысленно. Он хорошо учится, и окружающие его любят. В свободное время Алеша любит читать рыцарские романы, любит фантазировать о старине и рыцарских замках, верит в существование волшебниц.
Также в свободное время Алеша любит кормить кур, которые живут в саду. Добрый Алеша всегда приносит им крошки со стола. Особенно мальчику нравится черная курочка Чернушка. Сама курица тоже очень ласкова с ним.
Однажды повар решает отпустить Чернушку на обед. Умный мальчик отдает кухарке все свои деньги, и она отпускает Чернушку. Так Алеша спасает жизнь своей любимой курочке. Однако Чернушка оказывается не простой курицей, а волшебным говорящим существом.
Однажды она берет Алешу в чудесное Подземное царство
В этом королевстве Чернушка занимает важное положение — должность царского главного министра. Сам царь благодарит Алешу за спасение своего министра (Чернушки) и обещает исполнить желание мальчика
Алеша просит сделать так, чтобы ему не приходилось учить уроки и при этом он всегда отвечал отлично.
Царь исполняет его желание: он дает Алеше волшебное семя конопли; это зерно позволит ему всегда быть готовым к урокам. В то же время Чернушка и царь просят Алешу никому не рассказывать о Подземном царстве. Если бы мальчик промахнулся, подземным обитателям пришлось бы покинуть эти места и уйти куда-то подальше. Алеша обещает хранить тайну.
С этого момента Алеша совсем не готовится к урокам, но всегда отлично отвечает. Он становится лучшим учеником интерната, о нем хочет знать весь Петербург. Однако мальчика мучает совесть за то, что его незаслуженно похвалили. Со временем привыкает к похвале и считает себя умнее других. Так скромный и милый Алеша превращается в гордого и озорного мальчика, с которым никто не хочет дружить.
Однажды учитель просит его выучить целых 20 страниц. Алеша не готовится к уроку и, как обычно, надеется на семя. Но на уроке он не может ответить ни слова: оказывается, он где-то потерял зернышко. Ночью добрая Чернушка возвращает Алеше потерянное зерно, но просит его вести себя поскромнее. Однако Алеша не спешит переодеваться: он снова не готовится к уроку и на утро отлично рассказывает 20 страниц. Учитель требует от него объяснений.
Алеша забывает обещание и рассказывает о Подземном царстве. Воспитатель не верит в эту «сказку» и наказывает мальчика розгами. В этот день Алеша снова теряет волшебное семя, на этот раз навсегда. Между тем, из-за вины Алеши, все подземные жители покидают свои дома, загружают повозки и отправляются в далекие края. Царь наказывает министра Чернушку за доверчивость Алеше — тот сковывает ему руки золотыми цепями.
На этот раз Алеше очень стыдно за свою ошибку и горе, которое он причинил подземным жителям. Мальчик горько плачет и просит у Чернушки прощения. На прощание она просит его об одном — остаться прежним. Утром у Алеши высокая температура. Он выздоровеет через несколько недель. Теперь, без волшебного семени, он снова становится добрым и скромным мальчиком, которого все любят.