Образ и характеристика дарьи пинигиной в повести прощание с матерой распутина

Символические образы в повести прощание с матерой. герои повести прощание с матерой с характеристикой. взаимоотношения человека и природы

Краткое содержание

Подробный анализ произведения поможет лучше понять, в чем заключается в повести Прощание с Матерой смысл повествования не только школьникам, но и взрослым читателям.

Действие повести происходит в советские годы. В центре сюжета – небольшой населенный пункт Матера, находящийся на острове. Герои произведения – жители деревни, без характеристики которых сложно будет понять главный смысл «Прощания с Матерой».

Главные герои:

  • Дарья Пинигина – старожил деревни, ей уже исполнилось 80 лет, пережила войну, смерть троих детей и мужа, очень привязана к деревне;
  • Павел Пинигин – 50-летний сын Дарьи, работящий и трудолюбивый;
  • Андрей Пинигин – 22-х летний сын Павла, недавно вернувшийся из армии, в деревне жить ему не нравится, мечтает об участии в грандиозных проектах, приносить пользу стране;
  • Богодул – одинокий старик, живущий в заброшенном помещении, по слухам – бывший каторжанин;
  • Катерина Зотова – подруга Дарьи, добрая старушка, в молодости состояла в любовной связи с женатым мужчиной, от которого родила сына;
  • Никита Зотов по прозвищу Петруха – сын Катерины, пьет, нигде не работает;
  • Сима – старушка, приехавшая когда-то на Матеру в поисках мужа. Воспитывает внука Колю.
  • Настасья и Егор – семейная пара, оставшиеся на старости лет без детей, двое из которых погибли на фронте, дочь умерла от рака, а третий сын погиб зимой, провалившись под лед.

Повесть Распутина «Прощание с Матерой» состоит из 22 глав, каждая из которых постепенно раскрывает смысл произведения.

Главы 1-5

На Ангаре началось строительство электростанции. Из-за этого многим ближайшим поселениям грозит затопление.

Та же участь ожидает и Матеру. Поэтому жителям придется покинуть остров, переехав на новое местожительство.

Три подруги – Дарья, Настасья и Сима часто собираются вместе, ведя долгие беседы за самоваром. Во время одного такого чаепития примчался Богодул с сообщением о разгроме кладбища.

Как оказалось, в деревню прибыли специальная бригада для очищения территории. Но возмущенным жителям удалось отстоять погост.

Главы 6-10

Жителям Матеры предлагалось переехать в поселок. Добровольцам, согласившимся сжечь свой дом, обещалось денежное вознаграждение. На него и польстился Петруха, велев матери съехать.

Катерина ушла ночевать к Дарье, а ночью Петруха поджег избу. После пожара он исчез вместе с деньгами, а мать осталась жить у старой подруги.

Пришла пора уезжать Настасье и Егору. Старикам тяжело далось расставание с родным домом.

Главы 11-16

С началом сенокоса многие вернулась на Матеру. Появился в деревне и Петруха, щеголявший в новом костюме.

Приехал навестить Дарью и внук Андрей, работающий на заводе. Юноша решил устроиться на строительство ГЭС.

Дарья просила внука и сына перенести могилке поближе к поселку. Но Павлу было не до этого. Его, как отвечающего за технику безопасности, затаскали по комиссиям после несчастья с одним из работников.

Андрей, немного погостив, тоже уехал. Дарья поняла, что могилы родных так и останутся на острове, уйдя под воду вместе с ним.

Главы 16-22

На уборку урожая прибыла бригада из города. Рабочие много пили, буйствовали, а по окончании работ перед отъездом спалили контору.

Внезапно вернулась Настасья. Егор, не прижившись на новом месте, умер от тоски по родной деревне.

Материнцы потихоньку покидали деревню, вывозя сено и живность. Дарья же, несмотря на то, что и ее избу ожидало уничтожение в огне, убирала в ней и белила стены. Наутро ее дом сожгли.

На острове, кроме старух никого не осталось. Все избы были уничтожены, им пришлось ютиться в бараке.

Возмущенный председатель заставил Павла и Петруху срочно ехать за старухами, но те заблудились в тумане. Наутро, подъезжая к острову, они услышали тоскливый вой.

Вариант 2

Пинигина Дарья

Основным персонажем произведения является восьмидесятилетняя пожилая женщина по имени Пинигина Дарья Васильевна, представленная писателем в образе коренной жительницы острова Матеры.

Дария Васильевна описывается в повести в качестве высокой, поджарой старухи с бескровным лицом, беззубым ртом, сухими губами, прожившей нелегкую человеческую жизнь, но не растерявшую собственную энергичность. Невзирая на свой возраст Дария Пинигина самостоятельно занимается своим большим хозяйством в виде огорода, домашней живности и бытовой работы. Характерными чертами героини являются ее правдивость, совестливость и справедливость, которые притягивают к ней местных жителей острова, любящих приходить на чашку чая из любимого самовара Дарьи Васильевны. Героиня отличается особой любовью к родным местам, где покоятся ее предки, и предпочитает оставаться на Матере, несмотря не затопление острова.

Павел Миронович

Также ключевым героем повести писатель представляет сына Дарьи Пинигиной, Павла Мироновича, пятидесятилетнего мужчины, работающего в совхозе в должности тракториста, устав от постоянной перемены от совхозного бригадира до заведующего гаража. Павел характеризуется в повести в образе простого, честного, трудолюбивого человека, хорошо относящегося к матери и старающегося оказать ей любую помощь. Павел Миронович имеет семью, состоящую из жены и трех сыновей, младший из которых, Андрей, вернувшись из армии, проживает совместно с родителями. В ситуации с островом, связанной с его затоплением и переселением местных жителей, Павел ощущает огромную жалость к Матере, устает от собственных переживаний и радуется, когда понимает, что наступает определенность.

Андрей Пинигин

Сын Павла, Андрей Пинигин, является одним из второстепенных героев произведения, и представляет собой молодого двадцатидвухлетнего мужчину, здорового на вид, недавно вернувшегося из армии, отличающегося гордо поднятой головой и солдатской выправкой

Андрей характеризуется в повести как разумный, взрослый человек, выстраивающий свою собственную жизнь по заранее разработанному им плану, желающего осуществлять трудовую деятельность на важном для государства объекте, где работает передовая молодежь, не тратя силы на жизнь в глухомани

Богодул

Также второстепенным персонажем повести представлен старик Богодул, поселившийся на острове в давние времена, но не являющийся его коренным жителем. Богодул позиционирует себя как представитель польской нации, не любит изъясняться на русском языке, но обожает использование в своей речи матерных слов и выражений. Внешность старика напоминает сказочного лешего, отличаясь лохматой головой, красными глазами, огромными ручищами и отсутствием почти круглый год обуви на ногах. Местные жительницы с симпатией относятся к Богодулу, однако мужики его сторонятся, не понимая чудаковатость натуры Богодула.

Петруха

Одним из жителей Матеры является Петруха, второстепенный герой повести, сорокалетний мужчина, сын одной из старух Катерины, имеющий данное при рождении имя Никита Алексеевич Зотов. Петрухой его называет местное население, поскольку по жизни мужчина проявляет себя как никчемный беспутный разгильдяй, не работающий, не имеющий имущества, кроме своей ненаглядной гармошки, любящий поболтать и выпить, отличающейся ленью и бестолковостью. После начала переселения Петруха устраивает пожар собственной избы с целью получения компенсации, представив его как несчастный случай, а затем поджигает и дома соседей.

Катерина Зотова

Кроме того, в образе жителей острова в повести изображаются Катерина Зотова, мать Петрухи, являющаяся милой и доброй старушкой, супруги Егор и Настасья, переехавшие в город с Матеры в связи с затоплением, где старик Егор, истосковавшись по родине, умирает, а Настастья возвращается на остров к оставшимся жителям, а также старуха Сима с внуком Колей, оставленным ей ее немой дочерью и Борис Андреевич Воронцов, занимающий должность председателя совхоза.

Хозяин остров

На протяжении повести писатель использует образ Хозяина острова, описанного в виде невидимого, сказочного существа, охраняемого Матеру, осуществляющего еженощно осмотр обреченного островного поселения.

Связь поколений: важна ли она?

Откуда же берутся такие как работники СЭС и Петруха? Да и к уничтожению Матеры не все ее жители относятся так же, как эти пять старух. Клавка, к примеру, только радуется возможности переехать в благоустроенный дом.

Опять вспоминаются слова Дарьи о том, что значит для человека помнить о своих корнях, о предках, о законах морали. Уходят старики, а вместе с ними исчезают веками накопленные опыт и знания, в современном мире никому не нужные. Молодежь все время куда-то спешит, строит грандиозные планы, весьма далекие от того образа жизни, который был у их предков. И если Павел, сын Дарьи, еще чувствует себя в поселке неуютно: его тяготит и новый дом, построенный кем-то «не для себя», и бестолково расположенные здания, и земля, на которой ничего не растет, то ее внук, Андрей, уже совсем не понимает, что может удерживать человека на таком заброшенном острове, как Матера. Для него главное — прогресс и те перспективы, которые он открывает перед людьми.

Связь поколений — довольно избитая тема. «Прощание с Матерой» на примере одной семьи показывает, как она теряется: Дарья свято чтит своих предков, ее главная забота — перевезти могилки на землю. Павлу подобная мысль кажется странной, но все же он не смеет сразу отказать матери. Хотя просьбы так и не выполнит: других проблем хватает. А внуку и вовсе не понять, зачем это нужно. Так что же говорить о тех, кто «просто выполняет свою работу» по очистке территории — слово-то какое выдумали! Однако нельзя жить будущим, не помня прошлого. Для того-то и пишется история. И хранятся чтобы не повторялись ошибки в будущем. Это еще одна важная мысль, которую пытается донести до современника автор.

Характеристика героев

Герои повести – люди, связанные с Матерой и наблюдающие последние месяцы существования острова:

  • Дарья – старожил деревни, уже и сама не помнящая точно свой возраст, рассудительная сильная женщина, объединяющая стариков. Хотя она живет одна, потеряв мужа, сгинувшего на охоте в тайге, когда ему едва перевалило за пятьдесят, у нее крепкая семья. Дети почитают мать и всегда зовут к себе. Дарья чувствует себя частью Матеры, глубоко переживая из-за невозможности повлиять на ход событий. Для нее важна семейственность и связь поколений, поэтому она тяжело переживает неосуществленный перевоз могилок родных;
  • Катерина – подруга Дарьи, безропотно переносящая удары судьбы и выходки непутевого сына. Она никогда не была замужем и любила одного мужчину, чужого мужа и отца своего Петрухи. Катерина всегда старается оправдать сына и всех окружающих, надеясь на исправление и проявление лучших качеств;
  • Настасья – соседка и приятельница Дарьи, не находящая себе места вне Матеры. Ее судьба не легка, она пережила своих детей и сосредоточилась на муже, про которого под старость лет стала рассказывать небылицы. Возможно, выдумывая несуществующие недуги и несчастья Егора, она пытается оберегать единственного оставшегося родного человека. Чудить она начала после смерти четверых детей, двое из которых не вернулись с войны, один провалился под лед с трактором, а дочь скончалась от рака;
  • Сима – младшая подруга Дарьи, оказавшаяся в деревне случайно с внуком Колькой. Услужливая и тихая женщина, самая младшая из всех старух. Жизнь у нее сложилась не просто, она рано осталась одна на руках с немой дочкой. Мечты на тихую семейную жизнь не осуществились, дочь Валька стала гулять с мужчинами и пропала, оставив сына на попечение матери. Сима безропотно переносит беды, продолжая верить в отзывчивость и доброту людей;
  • Богодул – единственный мужчина в компании старух, прибившийся в деревню из чужих краев. Сам себя называет поляком, говорит мало, больше на русском мате, за что, видимо, назван был богохулом. А деревенские переделали в Богодул. У Богодула характерная внешность: лохматые волосы и заросшее лицо с мясистым кочковатым носом. Ходит он круглый год босиком, на заскорузлых огрубевших ногах, медленной и тяжелой походкой, с согнутой спиной и задранной головой с красными, налитыми кровью глазами;
  • Егор – муж Настасьи становится первой жертвой разлуки с островом. В городе он умирает от тоски, оторванный от малой родины. Егор – мужчина основательный и вдумчивый, он глубоко таит свою грусть и переживания, постепенно отгораживаясь от людей и от жизни;
  • Павел – сын Дарьи, стоящий между молодым поколением, бегущим из деревни, и стариками, не имеющими сил расстаться с родными корнями. Он пытается приспособиться к новой жизни, но выглядит растерянным и пытающимся примирить окружающих;
  • Соня — жена Павла, легко и с радостью перенесла переезд в новый поселок городского типа, с удовольствием переняла городские привычки и моду;
  • Андрей – сын Павла, видит в уничтожении Матеры человеческую силу и мощь, стремящуюся к прогрессу. Он ищет активных действий и новых впечатлений;
  • Петруха – сын Катерины, беззаботный, ищущий веселья и легкой жизни. У него нет связи с малой родиной, он с легкостью расстается с домом и имуществом, не думая о будущем и окружающих людях.

Проблема воспитания

Характеристика Марьи Антоновны из «Ревизора» связана с качествами ее матери. Автор не делает ее индивидуальностью, героиня полностью зависит от мнения своих родителей. Таким образом писатель демонстрирует, что мышление подрастающего поколения во многом зависит от родительского влияния

Конечно, проблема воспитания в комедии «Ревизор» выражена не так четко, но автор все же уделяет ей внимание

Писатель показывает, что молодое поколение еще не потеряно. Когда Хлестаков говорит, что он является автором «Юлия Милославского», Марья Антоновна понимает, что это неправда. Однако под влиянием своей матери она соглашается с главным героем и верит ему.

В сцене сватовства автор показывает, что в то время мнение девушек совершенно не учитывалось. Сквозник-Дмухановский и Анна Андреевна даже не спрашивают свою дочь, любит ли она Хлестакова и готова ли она выйти за него замуж. Н. В. Гоголь демонстрирует, что брак в то время полностью зависел от карьеры и общественного положения, желания выбиться в люди.

Марья Антоновна на протяжении всего повествования оставалась на втором плане после своей матери. Это своеобразная тень, которая отразила в себе материнские качества. Но не только качества матери впитала в себя девушка, влияние оказал на нее и отец, который научил дочь угодничеству и желанию добиться более достойного места в обществе, независимо от способа.

Образ Марьи Антоновны по-настоящему трагичен, потому что она не способна постоять сама за себя из-за того, что привыкла к тому, что все решения за нее принимают родители.

Данная статья, которая поможет написать сочинение «Марья Антоновна («Ревизор»), рассмотрит образ дочери городничего и светской женщины, раскроет то, как в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» раскрылась проблема воспитания.

Источник

«Прощание с Матерой»: проблемы

Незатейливый сюжет. Однако проходят десятилетия, а по-прежнему не теряет актуальности: ведь автор поднимает в нем очень важные вопросы, касающиеся развития общества. Вот наиболее важные из них:

  • Для чего родился человек, какой ответ должен давать в конце жизни?
  • Как сохранить взаимопонимание между поколениями?
  • В чем преимущества «деревенского» уклада жизни перед «городским»?
  • Почему нельзя жить без памяти (в широком смысле)?
  • Какой должна быть власть, чтобы она не потеряла доверия народа?

А также чем грозит человечеству вмешательство в естественное развитие природы? Не станут ли подобные действия началом к трагическому финалу его существования?

Вопросы, изначально довольно сложные и не подразумевающие однозначного ответа, затрагивает Распутин

«Прощание с Матерой» — это его видение проблем, а также попытка привлечь к ним внимание всех живущих на Земле

Богодул

Также второстепенным персонажем повести представлен старик Богодул, поселившийся на острове в давние времена, но не являющийся его коренным жителем. Богодул позиционирует себя как представитель польской нации, не любит изъясняться на русском языке, но обожает использование в своей речи матерных слов и выражений. Внешность старика напоминает сказочного лешего, отличаясь лохматой головой, красными глазами, огромными ручищами и отсутствием почти круглый год обуви на ногах. Местные жительницы с симпатией относятся к Богодулу, однако мужики его сторонятся, не понимая чудаковатость натуры Богодула.

Вариант 2

Дарья Пинигина – один из главных персонажей повести “Прощание с Матерой” Александра Солженицына. Она является матерью главного героя, Александра, и одной из самых ярких и запоминающихся фигур в романе. Дарья Пинигина – это женщина сильного духа, которая вынуждена пройти через множество трудностей и испытаний в своей жизни.

Первое впечатление от Дарьи Пинигиной – это ее жестокость и беспощадность. Она не боится использовать любые средства, чтобы достичь своей цели. Однако, по мере того, как повествование развивается, мы начинаем понимать, что за этой жестокостью скрывается боль и страх. Дарья Пинигина – это женщина, которая потеряла мужа и сына, и теперь боится потерять единственного оставшегося ребенка.

Она не только сильная, но и умная женщина. Она понимает, что ее сын находится в опасности, и делает все возможное, чтобы защитить его. Она не боится рисковать своей жизнью, чтобы спасти Александра. Она также умеет держать себя в руках и не позволяет эмоциям взять верх над разумом.

Дарья Пинигина – это женщина, которая любит своего сына, но не всегда умеет показывать это. Она слишком занята своими делами и своими мыслями, чтобы уделить ему достаточно внимания. Однако, когда Александр оказывается в опасности, она готова на все, чтобы спасти его.

Она также является символом женской силы и выносливости. Она вынуждена жить в трудных условиях, но не сдаётся и продолжает бороться за свою семью. Она умеет работать и зарабатывать деньги, чтобы обеспечить свою семью. Она также умеет защищать себя и своих близких от насилия и угроз.

Дарья Пинигина – это женщина, которая не боится говорить правду в лицо. Она не стесняется высказывать свое мнение и защищать свои права. Она также умеет быть справедливой и честной, даже если это противоречит ее интересам.

Она также является символом материнской любви и жертвенности. Она готова на все, чтобы защитить своего сына и обеспечить ему лучшую жизнь. Она не жалеет себя и своих сил, чтобы достичь этой цели.

Дарья Пинигина – это женщина, которая прошла через множество трудностей и испытаний в своей жизни, но не сдаётся и продолжает бороться за свою семью. Она сильная, умная и любящая мать, которая готова на все, чтобы защитить своего сына. Она является символом женской силы, выносливости, справедливости и материнской любви.

Прототипы Матеры

Писатель Валентин Распутин детские годы провел в селе Аталанке, расположенном в Иркутской области на реке Ангара.

Прототипом деревни Матера, предположительно, стал поселок Горный Куй, находившийся по соседству. Все это была территория Балаганского района. Именно его затопили в ходе строительства Братской ГЭС.

Характеристика литературного героя Матера – остров и деревня. Название означает “мать”, “материнская земля”. Для ее жителей М. символизирует весь мир, обеспечивает нормальный естественный ход жизни. В земле М. лежат предки ее жителей, которые передали эту землю детям в пользование, а эти дети должны передать своим и т. д. В повести показаны те времена, когда деревня “повяла,…откоренилась, сошла с привычного хода”. Ниже по Ангаре строили электростанцию. От этого вода в реке поднималась и постепенно должна была затопить М. Жителей острова переселяли на “большую землю”, в город. М. показана как ковчег, хранительница нравственных законов, человеческой души: “…от края до края, от берега до берега хватало в ней и раздолья, и богатства, и красоты, и дикости, и всякой твари по паре – всего, отделившись от материка, держала она в достатке”. В финале повести М. исчезает в глубине вод вместе с верными ее жителями – старухами, Богодулом и Колькой. Эти люди не смогли “вписаться ” в новую жизнь, бесплодно суетную, не дающую человеку возможности оглянуться и побыть наедине с собой.

(Пока оценок нет)

Другие сочинения:

  1. Листвень Характеристика литературного героя Листвень (царский листвень) – дерево лиственницы, возвышавшееся над Матерой. Л. – полноправный герой повести. Без него невозможно было представить остров. Могучий и властный, Л. стоял на бугре, заметный отовсюду и знаемый всеми. На Матере существовало поверье, Read More ……
  2. Прощание с Матерой Простоявшая триста с лишним лет на берегу Ангары, деревня Матера повидала на своем веку всякое. “Мимо нее поднимались в древности вверх по Ангаре бородатые казаки ставить Иркутский острог; подворачивали к ней на ночевку торговые люди, снующие в Read More ……
  3. Петруха Характеристика литературного героя Петруха (Никита Алексеевич Зотов) – беспутный сын Катерины, “несчастный пьяница”. Никто не называл его по имени, а все кликали по прозвищу П., данное ему за простоватость и никчемность. П. очень хочет покинуть Матеру и начать новую Read More ……
  4. Воронцов Характеристика литературного героя Воронцов – председатель поссовета в новом поселке. Отвечает за санитарное состояние Матеры перед затоплением. Первое его столкновение с жителями острова происходит по поводу разорения санитарной бригадой кладбища. Старик Карпов разъясняет герою разницу между ним и стариками Read More ……
  5. Богодул Характеристика литературного героя Богодул – приблудившийся к Матере старик. Очень любил русский мат, за что его и прозвали “богохулом” (“богодулом”). Летом герой иногда отлучался с Матеры, зимой же жил здесь безвылазно, все больше у старух, иногда ночевал в бане. Read More ……
  6. Просматривая жизненный и творческий путь Валентина Григорьевича Распутина, испытываешь особое, захватывающее чувство на тех этапах его жизни, где происходит чудесное превращение деревенского мальчика в великого писателя: вот только он был школьником, как все, студентом, каких несколько миллионов, журналистом, начинающим писателем, Read More ……
  7. Павел Пинигин Характеристика литературного героя Павел Пинигин – сын Дарьи Пинигиной 50-ти лет. П. – представитель среднего поколения в повести. Он не может также безоглядно, как Андрей, оторваться от Матеры, от ее жизненных принципов, усвоенных с молоком матери. П. страдает Read More ……

Матера (Прощание с Матерой Распутин)

Проблематика повести Распутина

Повесть «Прощание с Матёрой» Распутина затрагивает широкий диапазон проблем, прежде всего проблем нравственных. Центральное место занимает вопрос о сохранении духовной памяти, об уважении к тому, что создано на земле созидательным трудом многих поколений.

С этим связан и вопрос о цене прогресса. Недопустимо, по мнению писателя, совершенствовать технические достижения путём разрушения памяти о прошлом. Прогресс возможен только тогда, когда движение вперёд техники неразрывно связано с духовным развитием человека.

Немаловажен и вопрос о духовных скрепах людей, об отношениях «отцов и детей». Мы видим в произведении три поколения. К старшему относятся старухи (Настасья, Сима, Катерина, Дарья). Именно они хранительницы памяти, семьи, дома, земли.

К среднему – Павел Пинигин, Петруха, Клавдия. Среди них есть люди, не испытывающие уважения к прошлому, и это одна из ключевых мыслей в анализе «Прощание с Матерой». Так, Петруха ради получения денег поджёг собственную избу, которую собирались вывезти в музей. Даже свою мать он «забывает» на острове. Неслучайно старуха Дарья называет его беспутным. В этом слове заложена мысль о том, что человек сбился с жизненной дороги. Символично, что Петруха почти забыл собственное имя (ведь Петруха – кличка, на самом деле его зовут Никита Алексеевич). То есть без уважения к своим предкам, без памяти о прошлом у человека нет и будущего. Гораздо сложнее образ Павла Пинигина. Это сын старухи Дарьи. Он любит Матёру, он хороший сын и хороший работник на своей земле. Но Павел, как и все, вынужден переехать в новый посёлок. Он постоянно ездит через Ангару в Матёру, чтобы навестить мать и закончить дела, но работать должен уже в посёлке. Павел показан как будто на перепутье: со старой жизнью почти разорваны связи, на новом месте ещё не обжился. В финале повести он заблудился в густом тумане на реке, что символизирует неясность, неопределённость дальнейшей жизни.

Молодое поколение – Андрей, внук Дарьи. Он устремлён в будущее, стремится быть в водовороте событий, хочет успеть и тоже поучаствовать в строительстве ГЭС. С его образом связаны такие понятия, как молодость, энергия, сила, действие. Он любит Матёру, но она для него осталась в далёком прошлом. Старуху Дарью особенно задевает, что, уезжая из деревни, Андрей не попрощался с ней, не прошёлся по острову, не посмотрел в последний раз места, где он вырос и провёл детство.

Второстепенные персонажи

Воронцов

Председатель поссовета в новом посёлке.

Отвечает за переселение людей с острова. Чужой для местных человек, они его не уважают. Вступают в схватку во время санитарной уборки кладбища и прогоняют людей, разрушающих могилы.

Хозяин острова

Дух Матёры, маленький зверёк.

Хозяин Матёры, который оберегает остров, знает будущее. Перед трагедией показывается на глаза только Дарье Пинигиной, но она, убитая горем из-за сожжения избы, не замечает Хозяина.

Таблица характеристик героев произведения, где собраны имена важнейших персонажей, будет полезна для подготовки к урокам литературы, а также для написания творческих работ.

Посмотрите, что еще у нас есть:

для самых компанейских —

Главные герои «Прощание с Матерой»

для самых любопытных —

Анализ «Прощание с матерой» Распутин

Тест по произведению

  1. /13

    Вопрос 1 из 13

Самые популярные материалы августа для 11 класса:

Краткое содержание «Неточка Незванова»

«Три товарища» главные герои

Краткое содержание «Мартин Иден»

Краткое содержание «Сны Чанга»

Краткое содержание «Три товарища»

История создания «Господина из Сан-Франциско»

Краткое содержание «Овальный портрет»

Краткое содержание «Женитьба»

Краткое содержание «1984»

Краткое содержание «Господин из Сан-Франциско»

Краткая биография В.Г. Распутина

Место деревенской прозы в русской литературе. Смысл названия повести «Прощание с Матерой»

Валентин Распутин родился 15 марта 1937 г. в селе Усть-Уда в трехстах километрах от Иркутска. Когда Вале исполнилось два года, семья поселилась в деревне Аталанка. Отец Валентина воевал, после возвращения с фронта, в конце 40-х был незаконно обвинен в краже государственных денег, погиб в тюрьме. Матери пришлось поднимать одной троих детей. Валентин после четырех классов деревенской начальной школы был отправлен матерью в районный центр в пятидесяти километрах от деревни, где была средняя школа. Мать устроила старшего сына квартировать у знакомой в райцентре и раз в неделю передавала ему картошку и хлеб. У Валентина, который первым из их деревни стал учиться в средней школе, рано началась самостоятельная жизнь. Это тяжелое, полуголодное время своего детства писатель описал в рассказе «Уроки французского».

Валентин, мечтая стать учителем, успешно прошел вступительные испытания в Иркутский университет и был зачислен на историко-филологический факультет. Еще студентом из-за скудной стипендии стал подрабатывать корреспондентом в газете. Его очерки оценил редактор, первый студенческий очерк был напечатан в альманахе «Ангара» в 1959 г. Писатель вспоминал, что в юности он и не помышлял о занятиях литературным творчеством. Но судьба распорядилась иначе. Распутин после окончания университета сотрудничал с иркутскими и красноярскими газетами, публиковал очерки и рассказы о непростых судьбах городских и сельских жителей. В 1965 г. несколько рассказов молодой автор дал почитать известному писателю В. Чивилихину, который их одобрил. С 1966 г. Распутин решил заняться профессиональной литераторской деятельностью, издал свой первый сборник рассказов «Край возле самого неба». В 1967 г. была напечатана первая повесть «Деньги для Марии», в этом же году писатель стал членом Союза писателей СССР.

В 1960-е годы в русской литературе зародилось новое направление, которое назвали «деревенской прозой». Основной темой произведений этого направления была драматическая судьба русского крестьянства в XX в. Страна становилась преимущественно индустриальной, активно формировалась городская инфраструктура, а вековые устои крестьянской жизни уходили в небытие. Авторы деревенской прозы были в своем большинстве уроженцами деревни, ставшие интеллигентами в первом поколении. Их произведения проникнуты мотивами прощания с деревней, тоской по исчезающему патриархальному крестьянскому миру с его нравственным целомудрием и единением с природой. Виктор Астафьев стал одним из самых самобытных авторов деревенской прозы.

В 1976 г. вышла повесть «Прощание с Матерой». Тему затопления больших территорий, связанных со строительством гидроэлектростанций в Сибири, писатель затронул еще в 1972 г. в документальном и автобиографическом очерке «Вверх и вниз по течению», написанном после посещения родных мест на Ангаре. Очерк повествует о противоречивых чувствах человека, осознающего необходимость и необратимость перемен, происходящих на его родных землях. Деревням, пашням, лугам и лесам, которые воспринимались как нечто незыблемое и исконное, было суждено исчезнуть, скрывшись под водой громадного водохранилища.

Этот процесс ломал вековые традиции, колоссальные изменения природы и быта крестьян повлекли за собой изменения и в сознании человека, его духовном мировосприятии. Герой очерка находится в поисках новой ценностной основы, он считает, что воспоминания о прошлом он сохранит в любом месте, однако все же чувствует душевную дисгармонию от физического исчезновения родных мест, на которые больше не доведется ступить. В повести, написанной на эту тему спустя четыре года, у автора появится уже твердая убежденность, что без родовой памяти у человека нет жизни. В повести «Прощание с Матерой», как и в других произведениях Распутина основной идеей является стремление сохранить человеческое в человеке, не утратить верность родной земле и семье, национальным традициям.

Смысл названия повести «Прощание с Матёрой» символичен и многозначен, вымышленное название деревни и острова связано с итальянским словом «matera», которое переводится как «моя земля». К тому же Матера имеет общий корень с русскими словами «матерь», «матерый» (т.е. опытный).

Валентин Распутин

Популярные сегодня темы

Любовь – многогранное понятие. Для кого-то это союз двух сердец, родственных на духовном уровне. Кто-то влюблен в то, чем он занимается. А как родители обожают своего ребенка, братья и сестры становятся самыми лучшими друзьями

В повести показывается жизненный путь Акакия Акакиевича Башмачного от рождения до его становления титулярным советчиком. Он был предметом насмешек других молодых чиновников.

Жанровая направленность произведения представляет собой короткую психологическую новеллу, ключевой тематикой которой является процесс духовного перерождения представителя мещанства в обыкновенного босяка.

На сегодняшний день в мире существуют такие виды транспорта: воздушный, сухопутный, железнодорожный и водяной. Воздушный – это различные самолёты, вертолёты, воздушные шары и многое другое.

Гринев и Пугачев являются главными персонажами повести А.С. Пушкина «Капитанская дочь», один из них придуманный персонаж

Свои корни

У стариков, видавших всякое на своем веку, одно желание – чтобы их оставили в покое, дали дожить последние годы на своей земле. И умереть на ней. А еще их очень тревожит легкомысленное отношение к жизни детей, то, что они забывают традиции, забывают свои корни. Следующее поколение не понимает, почему их предки так цепляются за этот остров, за пределами которой идет большая жизнь.

Конечно, пользу технического прогресса понимают и старики, только они против того, чтобы люди становились такими же бездушными, как эти самые машины. И вот уже человек ощущает себя царем природы, а это неправильно. Он всего лишь песчинка.

Старики пытаются привить молодежи любовь к своей земле, однако их посылы чужды молодежи. По всему видно, что и сам автор на стороне стариков, которых он искренне жалеет, болеет за их судьбы. Каждого из этих героев, автор описывает с большой теплотой. А вот образы молодежи, предстают перед нами не в самом выгодном для них свете. По сравнению со старшим поколением, они кажутся черствыми, порой бездушными людьми, которые находятся в погоне за развлечениями и красивой жизнью.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Образовайка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: