Следующая цитата
Поэма Мцыри как романтическое произведение сочинение
Поэма – одна из любимых форм произведений М.Ю.Лермонтова. На пике расцвета своего творческого потенциала поэт написал романтическую поэму «Мцыри».
Произведение «Мцыри» можно считать романтической поэмой по нескольким признакам. Во-первых, главный герой – исключительная личность в исключительных обстоятельствах. Во-вторых, поэма написана в исповедальной форме. В-третьих, пейзаж выполняет не только роль фона, но и помогает раскрыть эмоции и чувства главного героя. В-четвертых, в поэме много образов-символов важных для понимания произведения. Рассмотрим эти признаки поподробнее.
О жизни и детстве главного героя читателю знает мало. Подробного описания внешности тоже нет. Но три дня свободы, являющиеся кульминационной частью поэмы, раскрывают нам весь внутренний мир героя, его чувства и переживания. Именно в дни побега Мцыри предстает перед нами как романтический герой-бунтарь. Его стремление к свободе не понято монахами, окружавшими его с 6-ти лет. Им владеет одна лишь «пламенная страсть» – страсть к свободе. Но откуда у юноши такое стремление сбежать на волю? Ведь он с детства живет в монастыре, прежняя жизнь только во снах сниться. Это желание вольной жизни без ограничений идет из глубины души, свойственное романтическому персонажу.
Главный герой уверен, что без свободы жизнь не имеет смысла. Поэтому, когда он, израненный после схватки с барсом, снова оказывается снова в монастыре, он умирает. Мцыри погибает из-за жажду свободы. Без нее его жизнь больше не имеет смысла.
Использование формы лирической исповеди – это классический прием в написании романтических произведений. За счет этого приема поэма приобретает необыкновенную психологичность и во всех красках раскрывает душу героя.
Важным эпизодом является бой с барсом. Он доказывает, что Мцыри могучий герой, достойный своих предков. Пускай его побег не был успешным, бой с барсом доказал, что сломить Мцыри нельзя ни чем.
Пейзажи Кавказа помогают читателю раскрыть душу главного героя. Гармония природы противопоставлена сумрачным стенам ненавистного для Мцыри монастыря, где все время стоит атмосфера покорности и смирения, непереносимая для героя поэмы. Стоит заметить, что горы, как и море, является одним из самых популярный пейзажей для романтизма.
Так же в поэме используется много образов-символов, помогающих глубже раскрыть образ главного героя и его трагедии. Одним из важных образов является монастырь. Монастырь – символ неволи, тюрьмы, гнетущей обстановки. Кавказская природа – символ идеального мира «тревог и битв», цель и средство его побега. В этой природе ему встречается еще один образ-символ – это барс. Барс – символ чуждой миру человека силы природы. В ходе чтения поэмы читателю встречается еще один символ – огонь. Символ божественного очищения, обновления жизни, силы, страсти и энергии.
Исходя из вышесказанного поэму М. Ю. Лермонтова «Мцыри» можно бесспорно считать истинно романтическим произведением.
Поэма Мцыри как романтическое произведение
Машина будущего – это классно! Я думаю, что в будущем не будет никаких проблем, все будет удобно для людей, для каждого человека. Пробок не будет совсем! Чуть затор, полицейские будут его у транять, ведь появится больше возможностей для
Что бы я делал и как бы прожил свою жизнь, если бы я был волшебником? Вопрос очень интересный и ответ можно дать не сразу, так как необходимо очень хорошо подумать. Многие захотят иметь большие деньги, роскошные машины и апартаменты, но к удивлению,
Юлий Клевер – один из известнейших художников пейзажистов конца ХІХ века, это русский художник с немецкими корнями. «Закат солнца зимой» – это одна из известных его картин, выполненная на натуральном холсте.
Мода меняется с каждым годом. Не успеешь опомниться, как наступит 2200 год, когда мода изменит внешний вид костюма до неузнаваемости. Правда, не всем суждено будет дожить до этого счастливого момента.
Произведения древнерусских авторов представляют собой определенную литературную ценность. В первую очередь это, конечно же, наше национальное достояние и источники сведений о культуре и быте того далекого времени.
Еще с самого раннего детства, нам задают очень важный вопрос, который требует от нас ответа, так как речь идет о том, кем мы хотим стать и где мы желаем работать, так как профессия для человека одна из составляющих его успешной и счастливой жизни.
Что значит жить для Мцыри
В детстве Мцыри попал в монастырь со своими строгими законами, где ему даже не с кем было поговорить. У юноши нет ни друзей, ни врагов, и открыто выражать неприязнь к монахам он не может. Между монахами и Мцыри не было взаимопонимания, потому что душа Мцыри тосковала по реальному миру, поэтому он чувствовал себя пленником.
Его положение было безнадежным, поэтому ему пришлось выучить все, что знали монахи. Но как истинный сын природы он хотел жить совершенно другой жизнью, о которой всегда мечтал. Он страдал от того, что видел вокруг только ограничения и препятствия, поэтому рискнул и покинул монастырь.
Оказавшись посреди дикой природы, юноша любуется красотой леса, слушает чарующее пение птиц, в нем пробуждаются инстинкты. Но сосредоточенный на внешней красоте окружающего мира, юноша забывает об опасностях, на юношу нападает снежный барс. Мцыри выиграл этот бой, но был тяжело ранен. Обессиленного юношу нашли монахи, но спасти его не смогли.
Перед смертью Мцыри вспоминает те счастливые дни, проведенные за стенами монастыря. Конечно, герой этого стихотворения забыл о рассудительности, потому что был очень молод и неопытен, а монахи уже имели представление обо всех соблазнах, которые преподносит жизнь. С раннего детства мальчик мечтал вернуться в родное село, часто вспоминал своих родителей и сестер.
Он поклялся, что пойдет домой, но не смог. Но он все еще мог вкусить свободу, хотя находился вне монастыря не более чем на три дня. Мальчику неловко находиться внутри мрачных стен, которые кажутся ему тюрьмой. В нем нет ничего, что могло бы сделать человека счастливым.
Он мечтал о человеческом понимании, соприкосновении с родственной душой, часто вспоминал свою Родину. Монашеская жизнь ему чужда, потому что по своей предсказуемости напоминает вымершее болото, где хорошо только лягушки. Мцыри не живет своей жизнью и поэтому сильно страдает.
Когда молодой человек вырвался на свободу, выяснилось, что долгое пребывание в неволе подавляет врожденный инстинкт горца, тот самый инстинкт, который может подсказать правильный путь, и без этого ни люди, ни животные не могут выжить в лесах на Кавказе горы.
Да, ему удалось бежать из монастырской крепости, но не из внутренней тюрьмы. Он умирает не от ран, нанесенных леопардом, а от осознания своего возвращения в это место, которое убивает инстинкт жизни. Всю свою жизнь Мцыри пытался обрести собственную независимость, в этом был смысл всей его жизни.
Вариант 6
Краткая характеристика по плану
План:
1) Время и место проведения акции.
2) Отношение героя к личной свободе.
3) Отношение героя к свободе.
4) Отношение Мцыри к религии и ее служителям.
5) Мое отношение к герою (какой лермонтовский герой мне близок).
Особенность Мцыри:
1) Все это произошло на Кавказе.
2) Мцыри очень хотел освободиться, так как жизнь в монастыре ему была чужда. Он не был готов к такой жизни, потому что раньше жил на свободе.
3) Для Мцыри свобода — это жизнь. Он не видит другого пути жить. А жизнь в неволе для него — просто существование.
4) Мцыри верил в Бога, о чем неоднократно обращался к нему в этом стихотворении. Более того, он не обижался на служителей этого монастыря, потому что они спасли его от смерти и воскресили.
5) Мне Мцыри нравится за его характерные черты. Он был сильным, мужественным и мужественным человеком. Несмотря на то, что он не смог осуществить свою мечту, он не побоялся бросить вызов судьбе и сумел прожить несколько дней так, как хотел.
Основа поэмы
Поэма М.Ю. Лермонтова Мцыри в свое основе содержит реальную историю о молодом монахе, проведшем всю свою жизнь в чужой для него стране.
Пребывая в ссылке на Кавказе, Лермонтов знакомится с молодым монахом, живущим в Мцхете. Монах поведал Михаилу Юрьевичу свою нелегкую судьбу: его маленького увезли из родных краев и он вынужден был провести всю свою жизнь в чужой для него стороне.
Первые задумки для реализации темы монашества на литературном поприще у Лермонтова возникли еще в 1831 году. Поэт хотел воплотить услышанное в записках монаха. Позже эта мысль, под воздействием рассказа монаха из Мцхета воплотилась в поэме «Мцыри».
Элементы автобиографии
Многие исследователи литературного наследия Лермонтова, в частности его поэмы «Мцыри», отмечают некое сходство молодого монаха поэмы и самого М.Ю. Лермонтова.
Белинский утверждал, что поэма обличает самого автора. Судьбы автора и монаха, несмотря на видимую различность, имеют общую основу . Одиночество и оторванность от родных – вот, что роднит эти личности. Как и Мцыри, Лермонтов рос вдалеке от своих родных (воспитывавшая его бабушка всячески препятствовала его общению с родственниками, в частности отцом). Такое положение дел стало причиной уныния и в жизни Лермонтова, и в жизни Мцыри. Кроме того, их роднит и Кавказ: и для Мцыри, и для Лермонтова он стал воплощением свободы.
Жизненный путь Мцыри
Когда Мцыри было 6 лет, в его жизни случилась трагедия – некий русский генерал взял мальчика в плен – таким образом, Мцыри навсегда покинул родной дом, свою семью и милое его сердцу селение – аул. В дороге мальчик заболевает – разлука с близкими и тяжелая долгая дорога спровоцировали это состояние. Один из монахов сжалился над ребенком и забрал его в монастырь: « из жалости один монах больного призрел, и в стенах хранительных остался он искусством дружеским спасен».
Несмотря на неутешительные прогнозы, Мцыри выжил и вскоре превратился в красивого юношу. Он выучил незнакомый ему язык, на котором говорили в этой местности, узнал об обычаях и особенностями жизни в этом регионе, но избавиться от тоски по родным и своему дому у него так и не получилось.
Лермонтов детально описывает последний побег Мцыри – во время грозы, юноша покидает стены монастыря – три дня он бродит тропинками в надежде найти верный путь домой, но судьба к нему крайне неблагосклонна – столь многообещающая дорога становится трагедией – после поединка с барсом силы юноши заметно снизились, этому способствовали и полученные в схватке раны, в конце концов, тропинка приводит Мцыри все к тому же монастырю. Поняв всю безысходность, юноша под влиянием ран и всеобщего уныния умирает.
Популярные сегодня темы
В своем небольшом рассказе автор раскрывает три «вечные темы»: тема «отцы и дети», темы «любви» и тема «добра и зла».
Как-то раз горный рабочий Степан со своим другом отправились проверить траву на дальних покосах. Работали они вместе в шахте по добыче малахита. На знойном солнце их потянуло в сон. Они прилегли на траву и заснули.
Мне кажется, что любовь, одна из движущих сил в нашем мире. Она двигает скалы ближе друг к другу, соединяет сердца, роняет звезды, для того, чтобы кто-то загадал найти свою любовь, и конечно же, нашел.
Знаменитый балет «Мещанин-дворянин» или как у нас принято называть это произведение Жана-Батиста Мольера «Мещанин во дворянстве» впервые увидел свет в 1670 г. Среди зрителей в замке Шамбор был король Франции.
Роман «Преступление и наказание» был впервые Федором Михайловичем Достоевским опубликован в 1866 году и сразу вызвал бурное обсуждение у современников писателя. Споры и дискуссии вокруг произведения не утихают до сих пор как среди
Романтическая символика в произведении «Мцыри»
Особое развитие тема пути получает в произведении «Мцыри», написанном в 1839 году. Центральным событием в поэме является побег главного героя, Мцыри, из монастыря, точнее рассказ об этом. Мотив пути в этом произведении ассоциируется со свободой, потеря которой приравнивается к потере жизненного пути, смысла жизни.
Бежал я долго – где, куда?
Не знаю! ни одна звезда
Не озаряла трудный путь.
Мне было весело вдохнуть…
Еще один романтический символ появляется в этом произведении – огонь. Огонь символизирует очищение, обновление жизни, силу, энергию, страсть. Пламя – типичное символическое отображение сердца. Огонь – основа образа Мцыри, это его любовь, мысли о свободе (выросший в стенах монастыря герой остается полным огня борьбы), даже болезнь и быстрая смерть. Мцыри видит огонь, жизнь только за пределами монастыря. “Любимый идеал” поэта близок личности самого Лермонтова. Ему, как и Мцыри, свойственны “пламенная страсть” к свободе, стремление к действию, “боренью”. Эмоциональная, взволнованная речь Мцыри с необыкновенной силой выражает его пылкую, вольнолюбивую натуру, возвышает его настроения и переживания.
Тогда, пустых не тратя слез,
В душе я клятву произнес:
Хотя на миг когда-нибудь
Мою пылающую грудь
Прижать с тоской к груди другой,
Хоть незнакомой, но родной.
Увы! теперь мечтанья те
Погибли в полной красоте,
И я как жил, в земле чужой
Умру рабом и сиротой.
В поэтике “Мцыри” автор использует и другие образы-символы, характерные для романтического произведения: бури, единоборства, воспоминания, картины природы. Естественны в таком произведении представители флоры и фауны, вступающие в контакт с героем.
Ты хочешь знать, что видел я
На воле? – Пышные поля,
Холмы, покрытые венцом
Дерев, разросшихся кругом,
Шумящих свежею толпой,
Как братья в пляске круговой.
Я видел груды темных скал,
Когда поток их разделял.
И думы их я угадал:
Мне было свыше то дано!
Лермонтов старался подчеркнуть большую символическую значимость судьбы Мцыри: герой поэмы не имеет имени, его судьба — это обобщенная судьба романтического пришельца и пленника, а не изложение истории, основанной на биографии какого-то конкретного человека, являющегося прототипом. Сохранилась одна рукопись поэмы — авторизованная копия, часть которой является автографом. Заглавие и дата: «”Бэри“. Поэма. 1839 г. В примечании сказано: «Бэри – по-грузински – монах». От этого названия Лермонтов отказался и, включив поэму в сборник «Стихотворения», озаглавил ее «Мцыри» (в прим. пояснил, что на грузинском языке это означает «неслужащий монах, послушник»). По-грузински означает не только «послушник», но и «пришелец», «чужеземец», одинокий человек, не имеющий родных и близких.
Ёмким символом является природа в поэме «Мцыри»: это мир, в котором романтический герой видит подобие идеального мира «тревог и битв», созданного им в душе. Природа — цель и смысл его бегства из монастыря, «родина», куда он мечтает вернуться. Но природа становится для Мцыри и грозным соперником: барс, с которым герой вступил в схватку, не просто сильный и красивый зверь, это символ грубой силы природы, ее враждебности человеку. Бой с барсом символичен: он стал поединком материи природы, воплощенной в барсе, и несгибаемого, гордого человеческого духа, воплощенного в Мцыри.
Я ждал. И вот в тени ночной
Врага почуял он, и вой
Протяжный, жалобный как стон
Раздался вдруг. и начал он
Сердито лапой рыть песок,
Встал на дыбы, потом прилег,
И первый бешеный скачок
Мне страшной смертью грозил.
Но я его предупредил.
Удар мой верен был и скор.
Надежный сук мой, как топор,
Широкий лоб его рассек.
Он застонал, как человек,
И опрокинулся. Но вновь,
Хотя лила из раны кровь
Густой, широкою волной,
Бой закипел, смертельный бой!
Но главный символ поэмы «Мцыри» – символ неволи — монастырь (в лирике ему соответствует тюрьма).
На мне печать свою тюрьма
Оставила. Таков цветок
Темничный: вырос одинок
И бледен он меж плит сырых,
И долго листьев молодых
Не распускал, все ждет лучей
Живительных. И много дней
Прошло, и добрая рука
Печалью тронулась цветка,
И был он в сад перенесен,
В соседство роз. Со всех сторон
Дышала сладость бытия.
Но что ж? Едва взошла заря,
Палящий луч ее обжег
В тюрьме воспитанный цветок.
Важно отметить, что действие многих произведения поэта происходит в монастырях или вблизи них. Но романтический герой Лермонтова уходит от мира ради самого себя, своих желаний, подчиняясь собственным страстям, послушник же жертвует всем ради Бога
Именно поэтому герои поэм Михаила Юрьевича негативно относятся к монастырям, как к антиподу свободы, воли, счастья.
Вариант 5
Всегда ли люди понимают, услышав «Мцыри», что означает это слово. В переводе с грузинского языка это значит «послушник». Человек, который живет при монастыре, но не является монахом.
Михаил Юрьевич Лермонтов, когда был в ссылке на Кавказе, услышал историю одного монаха. Вот она-то и легла в основу поэмы «Мцыри».
«Однажды русский генерал из гор к Тифлису проезжал» именно так начинается история пленного мальчика. Этот генерал вез мальчишку, который в дороге заболел и не выдержал долгого переезда. Было принято решение оставить его в монастыре, который находился на горе, у подножья которой текли два ручья Арагва и Кура. Про них Лермонтов так писал «там, где, сливаясь, шумят, обнявшись, будто две сестры, струи Арагвы и Куры».
Мальчик был совсем слаб, почти умирал. И один монах пожалел мальчика и взялся за его воспитание. Он был нелюдимый, избегал детей. Уже со временем, повзрослев, он стал понимать чужую речь, даже готовился дать монашеский обет, стать монахом. Но волей судьбы в одну осеннюю ночь во время грозы он убежал.
«Я мало жил, и жил в плену», – говорил он. Для него было тягостным пребывание в серых стенах монастыря. Он бы две такие жизни променял, на одну, но полную битв и тревог. Его душа требовала приключений, сражений. В этом он видел смысл жизни. Его мечтой было вернуться на родину. Куда он собственно и собрался бежать.
Долго он бродил по лесу, любовался природой, лежал в беспамятстве на земле и слушал разговоры. Он понимал, о чем ему рассказывает природа. Он дышал и не мог надышаться. И даже испытал необычное чувство любви к грузинской девушке, абсолютно простой, бедно одетой. Ее черты лица, чарующий голос и удивительный смех навсегда оставили след в сердце «Мцыри». Она никогда не узнает, что осчастливила, пусть и недолго, молодого юношу, судьба которого так жестоко проверяет на прочность. А он и рад, ведь эти три дня он действительно жил. Он вспомнил дом родной, отца в военной форме, красавиц сестер, певших колыбельные над маленьким «Мцыри», долгие вечерние истории. Все это согревало его душу изнутри. Он мечтал прижаться к груди, хоть незнакомой, но родной.
Бродя по густому лесу, который, кажется, не кончался, юноша засыпал от усталости и просыпался. И все это время он словно не спал. Потому что даже с закрытыми глазами он чувствовал каждой клеточкой своего тела и видел во сне, все то, что его окружает.
Так в один момент он понимает, что, где-то рядом бродит могучий дикий барс. Что теперь, несмотря на усталость, ему придется сражаться с ним. Наш юнец бился словно зверь, несмотря на свое уставшее состояние. Сначала он палкой ударил ему по лбу и рассек его
Из раны ручьем текла кровь, но зверь не обращал на это внимание и продолжал битву. Уже во второй раз в горло вонзил он свое оружие, и там два раза провернул его, тогда барс упал замертво
«Мцыри» победил эту битву. Он дрался словно сам зверь. Барс на груди юнца оставил глубокие раны от когтей. Они ему напоминали про сражение. Но он говорил, что холодная земля эти раны освежит, а смерть навеки заживит.
И самым большим его разочарованием это было понять, что весь пройденный путь, его дорога привела обратно к монастырю. Здесь он уже без сил и сознания обомлел, где был найден монахами. Все его страдания были напрасны. Он уже никогда не увидит своих родителей и сестер, не обнимет родную душу. И последней волей было то, что он попросил похоронить его тело в саду, между двух кустов белой акации. Воздух там чистый и свежий, и виден родной Кавказ.
Печальнее поэмы «Мцыри» Михаила Юрьевича Лермонтова я еще не встречал. Эта история о страдальческой участи маленького мальчика еще долго не выйдет у меня из головы. Это произведение заставляет задуматься о жизни, о смысле жизни, о роке судьбы. И волей-неволей натыкаешься на мысли, что все в нашей жизни уже расписано за нас. Мы лишь невольные ее исполнители.
Мне нравится726Не нравится3
Романтизация природы
Образ природы играет большую роль в поэме Михаила Юрьевича. Можно посмотреть на красоты Кавказа через призму взгляда героя, которого удивляет каждая травинка на лугу. Красота окружающего мира здесь противопоставлена образу жизни героя.
При взгляде на горные хребты юноше вспоминаются детские годы, проведённые на Кавказе. Когда он совершает побег, то ощущает единение с природой, так как чувство свободы проглотило его душу. Даже когда Мцыри понимает, что сбился с пути, то не обращается за помощью к людям, а повинуется собственному чутью, которое его подвело.
Живописные картины, открывающиеся читателю, показывают то, как Лермонтов был чуток и внимателен к природе и её изменению. Также автор грандиозно изображает схватку Барса с юношей, подробно описывая движения каждого из них, придавая поэме драматизм.