Сочинение про Петербург Достоевского
В романе «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевский изображает не зеленые сады, роскошные фонтаны, величественные дворцы Петербурга, а его подноготную: узкие переулки, кабаки, дома терпимости и тесные квартиры. Город предстаёт не культурной столицей, каким мы привыкли его видеть сейчас, а бедным, грязным и развратным.
Значительная часть действия романа происходит в болезненно-жёлтых помещениях: жёлтыми обоями обклеены скромные комнаты, обставленные жёлтой мебелью. Этот цвет, обладающий безнадёжно бледным оттенком, пронизывает тоскливый и однообразный быт бедных жителей Петербурга.
Он даже выступает на лицах отчаявшихся героев, таких как Мармеладов, Афросиньюшка (девушка, утопившаяся на глазах главного героя), Раскольников. В вездесущем жёлтом цвете формируется удручающая атмосфера полной безысходности, ослабляющая всякую надежду на лучшее жителей города на Неве.
Огромные для своего времени дома содержат в себе великое множество комнат, которые, плотно соседствуя друг с другом, теснят оказавшихся в них людей своими маленькими размерами. В собственной комнате Родиона Раскольникова незатейливая мебель занимает почти всё пространство.
Это крохотное помещение, где молодому человеку приходится жить, давит на героя, постепенно сводя его с ума. Оно неоднократно сравнивается с гробом за своё губительное действие на Раскольникова. Комната Сони большая по площади, но низкая и имеет достаточно странную, произвольную форму:
«Один угол, ужасно острый, убегал куда-то вглубь, так что его, при слабом освещении, даже и разглядеть нельзя было хорошенько; другой же угол был уже слишком безобразно тупой».
Из-за алогизма проектировки в помещении создаётся атмосфера отчаянного безумия, вызванного диссонансом.
По улицам города всегда бесцельно бродит множество людей, везде грязь, а в воздухе неизменно стоит неприятный запах.
Раскольников со временем привыкает к странным лицам вокруг, однако его ошеломляет ситуация, когда мужчина преследует молодую пьяную девушку, желая воспользоваться её положением. В остальном же безобразные, помешанные и обездоленные люди сливаются с болезненно-жёлтым городом.
Можно утверждать, что Петербург в романе «Преступление и наказание» – не только место действия и фон, но и мрачная сущность, постоянно гнетущая и подталкивающая людей к определённым поступкам.
Образ Петербурга в Преступлении и наказании
План
1.Петербург во второй половине 19-го века
2.Петербургское население
3.Зарождение теории Раскольникова
4.Идеологическая жизнь столицы
5.Место обитания героев Петербурга и внутренний мир героев
Образ Петербурга в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» не менее интересен для изучения, чем образы главных и второстепенных героев произведения. Действие романа происходит в середине 60-х годов 19 века. В это время Петербург являлся столицей Российской Империи.
Резиденция монарха, лучшие театры и музеи и множество других исторических памятников – все это было визитной карточкой столицы государства. Однако все это – лишь одна сторона города, «парадный» Петербург. В романе же Достоевского город Петра показан с другого ракурса, так называемый настоящий Петербург, каким его видит главный герой, Родион Раскольников.
Петербург – город с огромным населением, отчего на улице бывает не протиснуться. В романе Достоевский подчеркивает, что на улице нередко случается «толкотня», и днем и ночью улицы оказываются переполнены толпами людей. Ситуацию усугубляет невыносимая жара; с приходом лета в Петербурге становится душно, воздух наполняется пылью и известью.
Прогуливаясь по улицам Петербурга, Родион Раскольников не раз сетует на то, что здания кажутся ему большими, даже огромными, отчего у него создается впечатление, будто те давят на него. Плотная застройка города негативно сказывается на его внешнем облике, улицы становятся уже и передвигаться по ним все сложнее. В такой обстановке и рождается бесчеловечная теория Раскольникова.
Наблюдая вокруг себя людские пороки (обилие распивочных на улицах, запущенные дома в бедных районах города), Родион приходит к выводу, что существуют два вида людей: люди, недостойные жизни, неспособные на великий подвиг, так называемый «материал»; и собственно люди, вершители судеб, которым, ради благородного дела позволительно «переступить через кровь».
Неудивительно, что теория Раскольникова настолько жестока – атмосфера душного «непарадного» Петербурга и картины жизни беднейшего населения города не могли не оставить свой след в душе героя. Сам Раскольников снимает квартиру в рабочем районе, где проживает «по преимуществу, цеховое и ремесленное население, скученное в этих серединных петербургских улицах и переулках». Раскольников беден и вынужден сдавать ценные вещи старухе-процентщице, чтобы выручить хоть немного денег.
Петербург во второй половине 19 века – также центр передовой общественной мысли. Именно здесь зарождаются и набирают силу все модные идеологические течения – нигилизм, социализм, коммунизм. Здесь юные умы впитывают в себя все новые идеи и мысли. Яркий пример «прогрессивной молодежи» — Андрей Лебезятников, страстно увлекающийся прогрессивными идеями. Прогрессист Лебезятников принимает участие в известных кружках. Данный герой – лишь один из представителей по-новому мыслящей молодежи, на самом деле таких «обличителей» в Петербурге было достаточно много.
Большинство бедного населения Петербурга располагалось в многоквартирных домах, находящихся в управлении одного человека. Хозяин дома предоставлял нескольким семьям квартиры и брал за жилье некоторую плату. Например, семья Мармеладовых снимали комнату в так называемом «доходном доме», хозяйкой которого являлась Амалия Ивановна Липпевехзель. Комнаты в таких домах, как правило, не отличались богатым убранством.
Небольшую комнату Мармеладовых в доме Липпевехзель, к примеру, «всю было видно из сеней». К тому же, комната эта была проходная, а потому в любое время суток кто-то из других жильцов дома мог через нее пройти к себе. Петербург и внутренний мир героев Петербург в романе Достоевского в основном показан не с лучшей его стороны. Достоевского не увлекают роскошные дворцы и резиденции столичной интеллигенции, ведь он изображает жизнь совсем других людей.
Герои Достоевского – не сытые вельможи и разбогатевшие чиновники, а бедное население, сбившееся в кучки в грязных уголках Петербурга. Теория Раскольникова рождается в атмосфере беззакония и хаоса. Смотря на потерявших себя в нищете людей, он проникается идеей избавить мир от «неблагородного населения». Мысли Раскольникова жестоки, но жесток и мир, в котором он вынужден жить.
Город в романе «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского
Философская задача
В романе Достоевского «Преступление и наказание» город играет важную роль как основа повествования. Однако, главную философскую задачу, которую автор ставит перед нами через город, можно сформулировать так: в чем заключается влияние окружающей среды на человека?
Для Достоевского город — это не только фон, перед которым разворачивается сюжет, но и важный персонаж, показывающий силу общества и его влияние на человека. Автор, основываясь на своих личных наблюдениях и жизненных переживаниях, выражает свою философскую позицию: город как социум является одной из главных причин, формирующих личность человека.
Например, в самом начале романа мы видим, как Раскольников устает от жизни в городе, воспринимая его как душный, грязный, скудный в эмоциях. Таким образом, Достоевский дает понять, что городская среда оказывает ощутимое влияние на психологическое состояние человека, его взгляды и убеждения.
Однако, Достоевский не ставит задачи просто обвинить город во всем зле. Он показывает, что жизнь в городе вынуждает людей жить в условиях, противоречащих их внутреннему миру. И показывает, как главный герой страдает от этого внутреннего противоречия и приходит к решению совершить преступление.
Таким образом, можно сказать, что Достоевский ставит своей философской задачей показать, как окружающая среда формирует личность человека, но также выявить сложную диалектику взаимодействия между человеком и городом, взаимовлияние ментальности индивида и общества.
Вариант 6
В произведении «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского Петербург изображен как город, отражающий проблемы социального неравенства, бедности, невежества и болезненности. Этот образ является ключевым элементом в понимании сюжета и проблематики произведения.
Петербург в романе представлен как мрачный и зловонный город, полный бедных людей, мест, облитых помоями и паразитов, присущих именно этому месту. Кроме того, город обладает неописуемой душогубкой, что подчеркивает отрицательную силу города. Рассказывая об окружающей среде, Достоевский подчеркивает связь между неравенством и ужасными условиями жизни в городе, а также их негативное воздействие на моральные принципы героев.
Проблематика произведения заключается в том, что герой Родион Раскольников пытается доказать свое превосходство над другими людьми и совершает преступление, убивая знакомую старушку и ее племянницу. В своей философии он считает, что люди, которые стоят выше общества, имеют право на нарушение закона. Однако, совершив убийство, Родион оказывается под воздействием сильной психологической напряженности, страдает чувством вины и беспокойства, что отражает связь между преступлением и наказанием.
Таким образом, образ Петербурга в романе «Преступление и наказание» является важным элементом в понимании сюжета и проблематики произведения. Подчеркивая связь между социальным неравенством и бедностью с моральными принципами героев, Достоевский показывает, как город влияет на поведение людей, и как их поступки могут привести к неизбежным последствиям.
Мне нравится437Не нравится267
Вариант 2
Город в романе “Преступление и наказание” Федора Достоевского играет важную роль. Санкт-Петербург, где происходят события, является символом развития и прогресса, но в то же время он скрывает в себе множество проблем и социальных неравенств. Родион Раскольников, главный герой, живет в бедном районе города и страдает от нищеты и безысходности. Он видит, как богатые люди живут в роскоши и избытке, в то время как бедные вынуждены бороться за выживание.
Город также является местом, где Раскольников совершает свое преступление. Он выбирает для этого старый дом, который находится в тихом и уединенном месте. Однако, даже в таком уголке города, он не может избежать внимания окружающих
Его поведение вызывает подозрения у соседей и привлекает внимание полиции
Город также является местом, где Раскольников находит свою любовь. Соня Мармеладова, проститутка, живет в бедном районе города и страдает от той же нищеты, что и Раскольников. Она помогает ему осознать свою вину и приводит его к истинному раскаянию.
Город в романе также символизирует социальные проблемы и неравенство. Богатые люди живут в роскоши и избытке, в то время как бедные вынуждены бороться за выживание. Раскольников видит это неравенство и пытается найти выход из ситуации. Он считает, что убийство старушки – это единственный способ решить свои проблемы.
Город также является местом, где Раскольников сталкивается с различными социальными группами. Он общается с бедными и богатыми, с проститутками и интеллигенцией. Эти встречи помогают ему понять, что все люди равны и что никто не имеет права жить за счет других.
Город в романе также символизирует место, где Раскольников находит свое истинное “я”. Он осознает свою вину и понимает, что убийство старушки было ошибкой. Он начинает искать способы искупления своей вины и находит их в любви к Соне Мармеладовой и в своем раскаянии.
Город также является местом, где Раскольников сталкивается с различными социальными проблемами. Он видит, как бедные люди вынуждены жить в нищете и безысходности, в то время как богатые люди живут в роскоши и избытке. Он понимает, что это неравенство является причиной многих проблем в обществе.
Город в романе также символизирует место, где Раскольников находит свою судьбу. Он понимает, что его жизнь не может продолжаться так, как раньше, и что он должен найти новый путь. Он выбирает путь искупления своей вины и начинает жить новой жизнью.
В целом, город в романе “Преступление и наказание” является символом социальных проблем и неравенства. Он также служит местом, где главный герой находит свою любовь и осознает свою вину. Город символизирует место, где Раскольников находит свою судьбу и начинает жить новой жизнью.
Квартиры персонажей
В описании Петербурга Достоевского кратко стоит упомянуть квартиры персонажей романа. Ужасные условия жизни угнетают их и загоняют в тоску.
- Раскольников живет в небольшой каморке, что больше похожа на гроб. В тесном помещении с трудом поместился стол, старый диван и шкаф. Обои в нем были желтые и уже отставали от стен. Это помещение превратило здорового молодого человека в преступника. В таких доходных домах комнаты сдаются без кухни, потому их жителем негде готовить. Чаще всего хозяева обеспечивают жильцов едой. Раскольникову поначалу тоже давали обеды. Но потом он остался без них из-за долгов за квартплату.
- Жилище Сони вгоняет в тоску. Она снимает комнатушку странной уродливой формы, в которой отсутствует необходимая мебель. Ее комнатка походила на сарай. Владельцы дома были так же, как и она, бедными.
- Семья Мармеладова жила в самых ужасных условиях. Бывший мелкий чиновник вместе с больной женой и малолетними детьми жил в проходной комнате. Родион говорил, что комнатушка Мармеладова была длиной шагов в десять. Тут нельзя было скрыться от дыма табака, постоянных гостей и соседских криков. В комнате стоял душный воздух и доносилась вонь с лестницы.
Нездоровый и раздражающий желтый цвет преобладает в описаниях как улиц города, так и интерьеров квартир. Повсюду одного цвета обои и мебель. Лицо у пьяного Мармеладова также желтое. Сочетание с серым символизирует безысходность и уныние. Именно такой является жизнь людей, описываемых Достоевским. В их повседневности нет места счастью, любви и другим прекрасным вещам. Жители бедных районов, ежедневно выходя из своих ужасных квартир, видят унылые пьяные лица, облупленные стены серых домов и распивочных. И тогда эти люди сами идут пить, чтобы забыться, решаются на преступления или занятие проституцией, совершают суицид.
В то же время «парадной» части города все это незнакомо. Жители красочного Питера совершенно другие. У них хорошая одежда, они всегда сыты и веселятся на балах. Этим людям нет дела до бедняков из другого Петербурга.
Источник вдохновения года написания романа «Преступление и наказание»
Основным источником вдохновения для Достоевского стала реальная жизнь и события, происходившие в России в тот период. В начале 1860-х годов, на фоне общественной нестабильности и социальной напряженности, в Санкт-Петербурге произошла серия жестоких убийств.
Злостный психопат и нездоровый ум, Родион Раскольников, основной персонаж романа, был создан Достоевским по образу и подобию настоящего преступника, Дмитрия Карамазова. Этот преступник не только убивал своих жертв, но и манипулировал ими, чувствуя безнаказанность и превосходство.
Достоевский внимательно следил за происходящими событиями, изучал душевные состояния и моральные принципы людей, и как результат, создал уникальный роман, который ставит вопросы о границах между добром и злом, о внутренней борьбе и наказании за преступление.
Год написания «Преступления и наказания» был значимым для литературы в России и за ее пределами. Роман стал одним из символов эпохи и вдохновил многих писателей и мыслителей на изучение и анализ мотивов преступления и наказания в своих произведениях.
История создания “Преступления и наказания”
Роман “Преступление и наказание” был написан русским писателем Федором Достоевским в 1866 году. Создание этого произведения было долгим и непростым процессом.
В начале 1860-х годов Достоевский оказался в финансовых затруднениях из-за резервных акселеродных листов, которые обязывали его погасить громадную сумму (по тогдашним меркам) в течение шести месяцев. Для того чтобы избежать платежа, он принял предложение написать роман в жанре преступления и наказания. Таким образом, Федор Достоевский смог решить свои финансовые проблемы и получить за свою работу грамоту от издательства.
В тот период Достоевский часто ходил на вечеринки, организованные литературным кружком “Средняя академическая школа”. В один из таких вечеров он встретил молодого писателя Алексея Петровича Клауэра, который был желающим стать издателем. Именно Клауэр предложил Достоевскому отдельное издательство и открытие митинга, где можно было бы озвучить преступление и наказание.
Федор Достоевский согласился на предложение и организовал митинг в офисе Клауэра. На митинге были прочитаны фрагменты будущего романа, наклоны философского и эмпирического свойства.
Однако, по причине нежелания многих озвучивать свои отношения с публикой и боязни показаться заговорёнными, митинг превратился во множество митингпанихид по поводу слогоместности и несуразности фaшионного наряда каждого говеда. Это привело к двинутым взаимоотношениям между предоставившимися никчемным и мертвым, но страшно полезным культурным факторам.
Над романом работали и другие писатели, в числе которых были Иванов, Сябры и Клауэр, которых Достоевский называл “соседями за столом”. Они все вносили свой вклад в развитие сюжета и глубину образов.
Хотя написание романа часто прерывалось из-за проблем в личной жизни, наклоны к скупердяйству или передозировок кофе, Федор Достоевский нашел силы и вдохновение для завершения “Преступления и наказания”.
В конце концов, роман был опубликован в 1866 году и вызвал разнообразные отзывы читателей и критиков. Некоторые считали его офигенным и выдвинули его в ранг великих произведений, другие считали его слабым и несуразным.
Несмотря на различия во мнениях, “Преступление и наказание” стал гарантом успеха Достоевского как писателя и считается одной из величайших книг в истории литературы. Роман получил широкую аудиторию и стал mainstream’ом в литературе.
Петербург в творчестве Достоевского
Ф. М. Достоевский, выдающийся русский писатель, создал образ «северной Пальмиры» — Петербурга, столицы Российской империи в своих произведениях, таких как «Преступление и наказание», «Записки из подполья», «Идиот», «Двойник» и других. В этих произведениях он описывает Петербург как обособленный, индивидуальный образ, который символизирует всю Россию.
В своих произведениях Достоевский описывает Петербург как место, где главные герои страдают от неуверенности в себе и внутренних конфликтов. Он описывает город как враждебное существо, где жители нехорошие и гадкие люди. Петербург символизирует «страх и ужас» России и ее выздоровление зависит от преодоления этого. В «Преступлении и наказании» Петербург представлен как жаркий и «зловонный» город, где человек (личность) задыхается и идет на преступление.
Петербург для Достоевского также является городом социальных контрастов, где один богат и весел, а другой нищий и забит в угол. Счастье и отчаяние стоят рядом и перемешиваются.
В целом, Достоевский в своих произведениях выдвигает идею, что неуверенность в себе и внутренние конфликты могут быть вызваны внешними факторами, такими как городская атмосфера и отношения людей. Он показывает, что эти факторы могут стать причиной внутренней болезни главных героев, находящихся на грани душевной разрушенности. Петербург для Достоевского является метафорой России, где преодоление неуверенности в себе и внутренних конфликтов является путем к выздоровлению всей страны.
Описывая Петербург в своих произведениях, Достоевский не ставил целью просто «приукрасить» город или создать эффектный литературный образ. Его целью было передать свои глубочайшие переживания и болезненное видение жизни. Петербург для него стал символом порочности и разврата, здесь он увидел всю бессмысленность и трагичность человеческого существования.
Главными героями его романов стали люди, разломленные и разрушенные жизнью, которые борются с тьмой и злом, витающими над городом. Петербург стал для Достоевского не только просто местом действия, но и персонажем, воплощающим в себе всю беспросветность и отчаяние человеческой жизни.
Поэтому описания города в его произведениях не являются просто декорациями, а убедительным отражением его взгляда на мир и жизнь. Петербург для Достоевского стал символом всеобщего разложения, безысходности и пустоты.
Мне нравитсяНе нравится
Петербург в романе Достоевского
Образ Петербурга находится в романе на особом месте. Он служит не только фоном, на котором развиваются события, но и создает необходимые условия для раскрытия характеров основных действующих лиц.
Прекрасные панорамы города на Неве, величественные храмы, дворцы, широкие проспекты и набережные каналов существуют словно бы отдельно от простых жителей. Они доступны только богачам, живущим в роскоши.
Неудивительно, ведь подобное безразличие характерно для бедных людей, живущих в нищете в городских трущобах. Их жизнь подчинена исключительно выживанию и страху перед неустроенным будущим, в ней нет места красоте.
В сером унылом городе непросто сохранить душевное равновесие. Вот и Раскольников, живущий в бедном районе, в каморке, походящей более на шкаф, чем на комнату, мучается моральным выбором и в конце концов приходит к мыслям об убийстве. Он чувствует свое одиночество в этом ужасном городе, хочет выбраться и спастись, но не видит иного выхода.
Не менее страшное зрелище представляют условия, в которых проживает семья Мармеладовых. Чиновник, уволенный со службы, его больная жена и маленькие дети все вместе обитают в единственной проходной комнате. В ней душно, неприятно пахнет с черной лестницы, некуда скрыться от бесцеремонных соседей и табачного дыма.
В описании как городских пейзажей, так и интерьеров жилищ автор чаще всего использует серый и желтый цвета. Такая цветовая гамма, тяжелая для восприятия, становится настоящим символом нищеты, безысходности и бесконечной тоски.
Образ Петербурга в романе представляет собой не только социальный фон, созданный для описания разворачивающихся событий. Это один из центральных персонажей, посредством которого автор отражает царящее в обществе социальное неравенство и пугающее равнодушие людей друг к другу и остальному миру.
В целом можно сказать, что каждый писатель представляет Петербург по-своему. Это зависит и от сюжета произведения, и от характера писателя, и от того, что он хотел выразить. Судя по другим произведениям Ф.М. Достоевского, автор желает выразить сочувствие “маленькому человеку”, ему искренне жаль таких людей.
И только в такой атмосфере, отражающей жестокую действительность, протест человека может вылиться в антигуманную теорию, которая повлечет за собой цепь жестоких преступлений.
Контраст описания
Город особенный для восприятия при посещении поражает и читателя. Перед слушателями встают картины нищеты, преступности, пьянства, ростовщичества, распутства. Петербург переживал все новые тенденции, которыми наполнялась страна. В городе нашли место идеи разных молодежных направлений. Столица Российской империи 1860 года была центром пороков и прогрессивных явлений. Огромное количество учебных заведений привело к появлению новых классов – семинаристы, канцеляристы. Огромное количество населения меняет психологию жителя города. Свидригайлов видит в людях больных – полусумасшедших. Они разговаривают сами с собой, не находя людей, с кем можно поделиться мыслями, уходят в себя и начинают развивать абсурдные идеи, далекие от реалий жизни. Петербург – город резких изменений в климате. Они также отражаются на людях. Толкучка, духота ощущаются при чтении романа. Контраст создается даже с обстановкой, в которой находится человек, изучающий гениальный текст. Хочется открыть окно и вздохнуть полной грудью свежего воздуха. Давят дома, кажутся уже улицы, в души проникает страх, в глаза — пыль. Больше страниц описывают жизнь бедных, богатые проходят каким-то непонятным фоном, своей особой жизнью. Их город другой, общие только названия.