Раскольников и Петербург
Бедный студент Раскольников поселился в районе Сенной площади. Здесь нет красивых фонтанов, уютных садов. Заведения для пьянки и отдыха нищих, больных и мрачных. Прогулки по этой части города не вызывают восторга, более того они опасны для женщин: Разумихин предупреждает сестру и мать Григория, что без провожатого им нельзя идти по Сенной. Из распивочных выходит грязный спертый воздух. В домах вонь и смрад. Практически все важные события проходят на улицах:
- Покаяние Григория;
- Смерть Мармеладова;
- Самоубийство Свидригайлова.
На улицах постоянно появляются дети. Читатель ощущает, что они лишние в этих сценах, но понимает, дети – часть трущоб Петербурга. Их будущее – нищенские углы темных комнат. Автор объясняет, как в уме Раскольникова могли появиться страшные мысли об убийстве. Жуткая обстановка, бездушный город не настраивали на светлые мысли. Они делали из добрых юношей преступников, из светлых девушек – падших продажных женщин.
Вознесенский мост
В романе «Преступления и наказания» часто упоминаются мосты канала Грибоедова. На них Раскольников предаётся мыслям. Один из таких мостов — Вознесенский. Точно нельзя сказать на каком именно мосте происходили события, исследователи расходятся во мнениях. Но скорее всего это был именно Вознесенский мост.
Вознесенский мост
Достоевский детально описывает пейзажи города, которые можно было наблюдать с этого моста.
«Раскольников прошел прямо на –ский мост, стал на средине, у перил, облокотился на них обоими локтями и принялся глядеть вдоль… Склонившись над водою, машинально смотрел он на последний, розовый отблеск заката, на ряд домов, темневших в сгущавшихся сумерках, на одно отдаленное окошко, где-то в мансарде, по левой набережной, блиставшее, точно в пламени, от последнего солнечного луча, ударившего в него на мгновение, на темневшую воду канавы и, казалось, со вниманием всматривался в эту воду. Наконец в глазах его завертелись какие-то красные круги, дома заходили, прохожие, набережные, экипажи – все это завертелось и заплясало кругом
Вдруг он вздрогнул, может быть спасенный вновь от обморока одним диким и безобразным видением».
Вознесенский мост, где стоял Раскольников после преступления, вид на Кокушкин мост
В это время его отвлекает сцена — Афросиньюшка бросилась с моста топиться. Городовой ринулся её спасть. У Раскольникова появились мысли, а не сделать ли тоже самое. Ему стало противно и он отбросил эти мысли. Суть в том, что после убийства он не почувствовал облегчения и не ощутил собственной значимости.
Вознесенский мост, где стоял Раскольников и увидел как бросилась в воду Афросиньюшка, вид на Подьяческий мост
И деньги ему стали не нужны. Он пошел по Вознесенскому проспекту, чтобы найти место куда их спрятать. По адресу Вознесенский дом 3-5 (доходный дом Гавриловой) он находит выемку под камнем и оставляет там деньги. Украденным он так и не воспользовался.
Чуть ближе, по адресу Вознесенский 22 была гостиница Блюмера, где разместились его мать и сестра. Разумихин снял для них там самый дешевый номер. Как отзывался сам Раскольников — здесь грязь и вонь. 20 июля он идёт туда с ними прощаться перед походов с повинной в полицию.
Это день Илии пророка. Идёт очистительный дождь. Свидригайлов из-за отвергнутой любви застрелился, а Раскольников раскаялся.
Вариант 2
Величественный образ Петербурга в произведении под названием «Преступление и наказание» — это не просто описательный образ, это один из действующих героев в романе. Автор представляет его как город мечты, в нем сливается все – прошлое, настоящее и будущее огромного государства.
Великолепными дворцами восхищались и другие авторы, и поэты, прозаики, которые хотели представить их на страницах своих произведений. Только Федор Михайлович Достоевский передает его образ совершенно по-другому, он пользуется маленькими деталями столицы, чтобы передать переживания героев, показать, как столица сказывается на жизни людей.
Начало произведения показывает, как душная атмосфера вонючего и пыльного города, сказывается на Раскольникова. Он живет в достаточно бедном квартале, несчастный и бедный студент, который не может найти вдохновения для творческого порыва.
Все маленькие улочки наполнены людьми, которые очень похожи на главного героя, их обличье очень бедное, но никто не удивляется подобному виду. Все трагические моменты будут ассоциироваться именно с узкими и грязными улицами, которые все время переплетаются между собой.
Именно город подталкивает Раскольникова на преступление, он буквально толкает его на угрызения совести, говорит ему, что он виноват в совершенном.
Мужчина бродит по пустым улицам, стараясь полностью забыться и отказаться от своих отрицательных мыслей, только вот вся атмосфера еще больше наталкивается его на отрицательные мысли.
Он пытается отыскать в нищем квартале хоть что-то, что могло радовать его глаз, все наводит его на изнурение. Приют Раскольникова тоже является небольшой каморкой, которая просто давит на него изнутри. В его пространство помещается только стол, небольшой старый диван, на котором он спал, и шкаф, где частично хранятся его вещи.
Комната похожа на гроб, где молодой человек старается собраться с мыслями, но постепенно превращает его из здорового мужчины в настоящего маниакального злодея.
Квартира Сони Мармеладовой тоже уродливой формы, она вынуждена жить в небольшой квартирке, которая заставляет ее искать внимания и любви на стороне. Она готова поддерживать и сострадать Раскольникову.
Достоевский и Петербург
Федор Достоевский, один из великих русских писателей, славится своими произведениями, которые проникают в глубину человеческой души и раскрывают психологию людей. Одно из его самых известных произведений — «Преступление и наказание» — основано в Петербурге, где автор прожил большую часть своей жизни.
Достоевский использовал Петербург, как задний план для своих произведений. В «Преступлении и наказании», например, он настолько подробно описывает город, что позволяет читателю почувствовать его красоту и трагические аспекты жизни в этом городе. Автор намеренно выбрал Петербург, чтобы показать, как общество и его социальные проблемы влияют на индивидуальных людей и их жизнь.
Достоевский, родившийся в Тюмени, переехал в Петербург после своей армейской службы. Здесь он начал свою писательскую карьеру и написал многие свои великие произведения, включая «Преступление и наказание». Этот город стал для него местом не только творчества, но и жизни.
Интересно отметить, что Петербург стал со временем символом Достоевского и его произведений. Город стал неотъемлемой частью его литературного наследия и продолжает привлекать туристов из разных уголков мира, желающих познакомиться с историей города и исследовать места, где писатель жил и работал.
Другие места Достоевского в Санкт-Петербурге
Атмосфера Петербурга
«Преступление и наказание» утопает в неприятной, болезненно-желтой краске. Ею нарисованы здания, жалкие комнаты героев, мебель и быт. Это цвет безумия, бледно-желтой тоски и бедности.
Но не только цвет создает гнетущую атмосферу. Достоевский умудрился передать даже запахи, куполом застывшие над городом в летнем зное. Пахнет прокуренными кабаками, канализацией и мусором. Стоит «духота, толкотня, всюду извёстка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь». Петербург словно душит героев.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут
На узких улицах города частенько можно встретить пьяных прохожих, бедняков, просящих милостыню, и сумасшедших. Раскольников скорее бежит, нежели прогуливается по ним. Он старается поскорее добраться куда-то, пребывая в собственных мыслях и переживаниях, которые создают грязные переулки.
Однако даже в квартире невозможно спастись от тоски и духоты. Дома героев пугают и навевают все ту же грусть. Комната Раскольникова больше похожа на шкаф или гроб. В ней уместились лишь пара облезлых предметов мебели, а на стенах находились «жёлтенькие, пыльные и всюду отставшие от стен обои». Неудивительно, что именно в ней Родион подпитывался мыслями об убийстве старухи.
Квартира Сони Мармеладовой кажется даже хуже комнатушки Раскольникова. Девушка снимает помещение странной, уродливой формы, которое «походило как будто на сарай». В нем нет даже необходимой для жизни мебели.
Семья Мармеладовых вынуждена ютиться в проходной комнате с тремя маленькими детьми. Помещение окутано табачным дымом, вечными криками соседей и пьяными воплями. Достоевский описывает их жилище как «беднейшую комнату шагов в десять длиной», в которой «было душно… с лестницы несло вонью».
Большинство помещений в романе до боли похожи между собой: грязные, бедные, бесконечно убогие.
Петербург в романе Достоевского
Тема этого великого города была задана в отечественной литературе ещё Пушкиным. Двуликая российская столица предстаёт в произведениях «Медный всадник» и «Пиковая дама»:
- могучий и прекрасный Петербург, сотворённый Петром,
- и город с живущим в нём бедным Евгением, место, своим существованием обращающее жизнь маленького человека в трагедию.
Столь же двулика и гоголевская столица: фантастический город, нередко проявляющий враждебность к человеку и способный сломать его судьбу.
Полон печали и некрасовский взгляд: это место с бездушными парадными и кровавой Сенной площадью.
Но именно Петербург Достоевского играет особую роль в формировании его литературного образа.
Петербург у Достоевского в «Преступление и наказание»
У писателя – это место:
- униженных и оскорблённых, где вершатся злодеяния,
- которое самим существованием способно побудить человека к убийству себя или других.
Место страшных событий
Действия «Преступления и наказания» происходят в трактирах, распивочных, трущобах, закоулках, домах терпимости и полицейских конторах, комнатах-гробах, дворцах-колодцах, на облитых помоями чёрных лестницах, в Канаве и на Сенной.
Судьба героев нередко решается прямо на улице, так столица и становится местом, где гибнут люди.
- Мармеладов попадает под колёса щегольского экипажа;
- страдающая чахоткой Катерина Ивановна умирает прямо на улице;
- на улицу же Соня направляется, чтобы продавать себя;
- Свидригайлов решает покончить собой перед каланчой;
- утопленницу обнаруживают в Неве;
- встреча Раскольникова с обесчещенной девочкой происходит на Конногвардейском бульваре;
- для всенародного покаяния Раскольников приходит на Сенную;
- он блуждает улицами Петербурга, и вынашивая убийство, и уже после него.
Прекрасного города практически нет в описаниях Достоевского. Даже тогда, когда нам встречаются подобное описание, автор непременно возвращается к описаниям места грязного.
«почему именно во всех больших городах человек не то что по одной необходимости, но как-то особенно наклонен жить и селиться именно в таких частях города, где нет ни садов, ни фонтанов, где грязь и вонь и всякая гадость».
Цветовая палитра автора в описаниях романа
Эти городские описания и описания его героев изобилуют жёлтым цветом:
- в каморке Раскольникова были обои грязно-жёлтого цвета;
- обои того же цвета в квартире старухи и комнате Сони;
- кабинеты старухи и Порфирия Петровича обставлены мебелью этого же цвета;
- ярко-жёлтые дома Петровского острова, лица Раскольникова, старухи и Порфирия тоже желты;
- вместо паспорта Соне был выдан жёлтый билет.
По убеждению Свидригайлова, этот город – город полусумасшедших, и поэтому подобное нагнетание жёлтого не является случайным, поскольку «жёлтым домом» принято называть сумасшедший дом.
Городские строения в «Преступлении и наказании»
Образ города у Достоевского составляют также и дома с живущими в них людьми. И дома эти представляются ужасными.
«Каморка его… походила более на шкаф, чем на квартиру». «Огарок освещал беднейшую комнату шагов в десять длиной, всю ее было видно из сеней».
Эти здания и их помещения – благодатная почва для теорий, подобных концепции Раскольникова. В них находят свою гибель не только взрослые, но и дети.
Духота и одиночество
Основные события романа разворачиваются летом. Лето Достоевского не типичное северное лето – он изображает его жарким и удушающим. Где бы ни находились герои – в квартирах, распивочных, углах или на улицах – везде дыхание их стеснено.
«Было душно, так что было даже нестерпимо сидеть, и все до того было пропитано винным запахом, что, кажется, от одного этого воздуха можно было в пять минут сделаться пьяным».
Атмосфера удушья превращается в символ места, в котором созревают идеи Раскольникова и совершаются злодеяния.
Петербург у автора – это город одиноких.
«Ведь надо же, чтобы всякому человеку хоть куда-нибудь можно было пойти. Ибо бывает такое время, когда непременно надо хоть куда-нибудь пойти!»
– восклицает в отчаянии Мармеладов. Каждый человек здесь пытается уединиться и стремится к уходу от других людей.
«Он решительно ушел от всех, как черепаха в свою скорлупу»,
– сообщает о Раскольникове Достоевский.
В эпилоге произведения Достоевский приводит описание природы как антитезу панораме ужасного города.
«С дальнего другого берега чуть слышно доносилась песня. Там, в облитой солнцем необозримой степи, чуть приметными точками чернелись кочевые юрты. Там была свобода и жили другие люди, совсем непохожие на здешних, точно не прошли еще века Авраама и стад его».
Запись опубликована в рубрике Готовые сочинения. Добавьте в закладки постоянную ссылку.
Образ Петербурга у Достоевского в романе «Преступление и наказание»
У писателя – это место:
- униженных и оскорблённых, где вершатся злодеяния,
- которое самим существованием способно побудить человека к убийству себя или других.
Место страшных событий
Действия «Преступления и наказания» происходят в трактирах, распивочных, трущобах, закоулках, домах терпимости и полицейских конторах, комнатах-гробах, дворцах-колодцах, на облитых помоями чёрных лестницах, в Канаве и на Сенной.Судьба героев нередко решается прямо на улице, так столица и становится местом, где гибнут люди.
- Мармеладов попадает под колёса щегольского экипажа;
- страдающая чахоткой Катерина Ивановна умирает прямо на улице;
- на улицу же Соня направляется, чтобы продавать себя;
- Свидригайлов решает покончить собой перед каланчой;
- утопленницу обнаруживают в Неве;
- встреча Раскольникова с обесчещенной девочкой происходит на Конногвардейском бульваре;
- для всенародного покаяния Раскольников приходит на Сенную;
- он блуждает улицами Петербурга, и вынашивая убийство, и уже после него.
Прекрасного города практически нет в описаниях Достоевского. Даже тогда, когда нам встречаются подобное описание, автор непременно возвращается к описаниям места грязного.
Цветовая палитра автора в описаниях романа
Эти городские описания и описания его героев изобилуют жёлтым цветом:
- в каморке Раскольникова были обои грязно-жёлтого цвета;
- обои того же цвета в квартире старухи и комнате Сони;
- кабинеты старухи и Порфирия Петровича обставлены мебелью этого же цвета;
- ярко-жёлтые дома Петровского острова, лица Раскольникова, старухи и Порфирия тоже желты;
- вместо паспорта Соне был выдан жёлтый билет.
По убеждению Свидригайлова, этот город – город полусумасшедших, и поэтому подобное нагнетание жёлтого не является случайным, поскольку «жёлтым домом» принято называть сумасшедший дом.
Городские строения в «Преступлении и наказании»
Образ города у Достоевского составляют также и дома с живущими в них людьми. И дома эти представляются ужасными.
Эти здания и их помещения – благодатная почва для теорий, подобных концепции Раскольникова. В них находят свою гибель не только взрослые, но и дети.
Духота и одиночество
Основные события романа разворачиваются летом. Лето Достоевского не типичное северное лето – он изображает его жарким и удушающим. Где бы ни находились герои – в квартирах, распивочных, углах или на улицах – везде дыхание их стеснено.
Атмосфера удушья превращается в символ места, в котором созревают идеи Раскольникова и совершаются злодеяния.
Петербург у автора – это город одиноких.
– восклицает в отчаянии Мармеладов. Каждый человек здесь пытается уединиться и стремится к уходу от других людей.
– сообщает о Раскольникове Достоевский.
В эпилоге произведения Достоевский приводит описание природы как антитезу панораме ужасного города.
Подобным образом, противопоставляя петербургскую удушливость свежести сибирского воздуха, Достоевский завершает свой роман.
Наша презентация
Популярные сегодня темы
-
Сочинение Спектакль — про меня (важный для меня спектакль)
Что такое театр, и спектакль в частности? На мой взгляд — это один из самых таинственный и загадочных видов искусств. Он сочетает в себе, и литературный текст
-
Образ и характеристика Павлуши Веретенникова в поэме Кому на Руси жить хорошо Некрасова
В поэме Николая Алексеевича Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» описывается ситуация, когда семь мужиков в споре решают найти человека, кому живется весело и вольготно на Руси.
-
Сочинение по картине Репина Пушкин на лицейском экзамене
Картина была написана в 1911 году. Её заказало лицейское общество в честь 100-летия Императорского лицея. На картине изображён парадный зал лицея. По обеим сторонам расположены широкие окна с малиновыми шторами
-
Образ и характеристика Матрены Тимофеевны в рассказе Матренин двор Солженицына сочинение
Григорьева Матрёна Васильевна является главной героиней рассказа «Матренин двор» Александра Исаевича Солженицына. С помощью ее образа автор раскрывает проблему, существующую и в современном мире.
-
Письмо Базарова к Одинцовой сочинение
И благодарю за Ваше письмо ко мне. Ваш интерес к моей персоне, кто тому, чем я живу, меня очень трогает. И всё же я надеюсь, что наша переписка не бросает тень на вашу репутацию
Идиот: Петербург в контексте исторического и философского времени
Петербург, грандиозный и противоречивый город, играет важную роль в романе “Идиот” Федора Достоевского. Географическое расположение города на пересечении западноевропейской культуры и восточной традиции делает его идеальной средой для развития сложных персонажей и мыслей автора.
Время, в котором действуют события романа, также имеет свое отражение в образе Петербурга. Достоевский создает атмосферу нереставрированного и неуправляемого города, полного противоречий. Беспорядок и хаос, присущие Петербургу, отражают не только общественную действительность, но и внутренний мир героев, их душевную неопределенность и потерю веры в идеалы.
Петербург также является местом столкновения философских идей, которые пронизывают роман. Например, встреча главного героя, князя Мышкина, с западными философскими идеями в Петербурге приводит к сближению и противостоянию различных мировоззрений. Петербург выступает как символ грандиозности и модернизации, но также как причина духовного опустошения и нравственной деградации общества.
Петербург в романе “Идиот” Федора Достоевского не только является географическим пространством, но и символическим образом, отражающим историческое и философское время. Идеалы и иллюзии встречаются с реальностью, а любовь и доброта сталкиваются с безразличием и жестокостью. В этой сложной текучей истории Петербург становится живой причиной и последствием душевных переживаний героев, продолжая говорить о противоречиях человеческой природы и бунте против установленного порядка.
Особенности города в эпоху наполеоновских войн
В эпоху наполеоновских войн Санкт-Петербург претерпел ряд особенностей, связанных с политическим и социальным контекстом того времени. Город стал фронтом в сражении между армиями Наполеона и русской армией, и это сказалось на его облике и функционировании.
Один из заметных аспектов этой эпохи – строительство оборонительных сооружений вокруг города. Были возведены фортификационные сооружения, включая крепости и укрепленные линии, чтобы защитить Санкт-Петербург от возможных вражеских атак. Это изменило географическую картину города и внесло свои коррективы в пространственную структуру.
Также в эпоху наполеоновских войн в Санкт-Петербурге развивалась военная промышленность. Здесь были созданы оружейные заводы, на которых производились оружие и боеприпасы для русской армии. Это сделало город одним из важных центров военной индустрии и способствовало его экономическому развитию.
Кроме того, во время наполеоновских войн в Санкт-Петербурге был создан система общественной безопасности. Были усилены меры наблюдения и контроля за гражданами, введены паспортные и пропускные системы, организованы специальные подразделения полиции, чтобы предотвращать шпионаж и поддерживать порядок в городе.
В целом, особенности города в эпоху наполеоновских войн отражают его важную роль в тех исторических событиях. Санкт-Петербург стал не только целью для вражеской армии, но и твердыней русской обороны. Эти особенности влияли на жизнь горожан и формировали уникальную атмосферу, которая нашла свое отражение в произведениях Федора Достоевского.
Городская жизнь и ее влияние на героев романа
Санкт-Петербург, где происходят события романов Федора Достоевского – Преступление и наказание, Идиот, Братья Карамазовы, играет важную роль в формировании характеров и судьб героев. Городская жизнь оказывает сильное влияние на их мировоззрение, поведение и психологические состояния.
В Преступлении и наказании Санкт-Петербург изображается как тесный и душный город, где обитают нищие и маргиналы. В таком окружении главный герой, Родион Раскольников, сталкивается с отчаянием и мрачными мыслями о преступлении и наказании. Жизнь в городе заставляет его замирить свою совесть и принять крайние меры.
В Идиоте городская жизнь представлена как беспокойная и хаотичная. Герои ощущают постоянное давление и напряжение, которое приводит к их душевному и физическому истощению. Город становится местом, где проявляются моральные и этические противоречия, интересы и амбиции различных слоев общества сталкиваются и конфликтуют друг с другом.
В Братьях Карамазовых городская жизнь открыто олицетворяет темные стороны человеческой природы. Санкт-Петербург становится местом, где герои испытывают страх перед потерей и смертью, жажду власти и месть, а также сомнения и внутренние конфликты. Город создает атмосферу, в которой развиваются и остригаются их характеры, формируются и разворачиваются сюжетные линии романа.
Дом Раскольникова на Гражданской 19
На следующем перекрестке по Столярному переулку в угловом доме на Гражданской 19 и поселил Достоевский своего главного героя Родиона Раскольникова.
Дом Раскольникова на Гражданской 19 Горельеф на доме Раскольникова
Район этот был депрессивный и один из самых бедных. Он и сейчас выглядит не парадно, однако по сравнению с 1990-ми здесь довольно уютно и чисто, есть общественные центры, уютные чистые ресторанчики. В двух шагах, например, Бертгольд центр со смотровой площадкой на крыше. Сейчас депрессивным район не назовёшь.
Бертгольд центр в двух шагах от дома Раскольникова
На учёбу Раскольников ходил через Благовещенский мост, что далеко отсюда. Но комнату для съема он выбрал здесь не только из-за дешевизны, но и ещё и просто из-за нехватки денег на приличную одежду
В более богатом районе он бы привлекал внимание своей нищенской одеждой. А здесь он просто сливался с толпой
Раскольников очень переживал по поводу своей бедности. Он был на грани ухода из университета, так как просто не в чем было ходить. Но в момент обдумывания преступления мысли его резко поменялись. Как-то он шёл по улице в вычурной шляпе и один кучер обозвал его «немецким шляпником», и вместо того чтобы расстроиться из-за своего внешнего вида, он подумал, а действительно, нельзя идти в такой заметной шляпе на преступление, заметят же.
Гражданская улица, пересечение с Вознесенским проспектом, Раскольников мог пойти к старухе здесь и сократить путь, но пошёл в обход, чтобы запутать следы
В доходных домах обычно первые этажи не заселяли, на втором селились побогаче, выше — бедняки, а на мансарде — совсем нищие. Раскольников жил на мансарде. У реального дома нет мансарды, возможно и тогда её не было.
Гражданская улица, «Достоевский квартал», вид от Вознесенского проспекта
Ещё одна деталь, чтобы ощутить всю депрессивность тогдашнего района. Летом здесь была страшная вонь, так как канализации не было и всё скидывали в выгребные ямы. Если зимой это всё замерзало, то летом в жару был сплошной смрад. Запах доходил даже до императорского двора, неоднократно предпринимались попытки как-то бороться с этим. Но безуспешно. Все кто побогаче на всё лето уезжали из Петербурга за город на дачи. А таким как Раскольников приходилось жить и гулять среди всего этого смрада.
Ну и собственно теперь мы и начинаем тот путь, который проделал Раскольников от своего дома по Столярному переулку до места преступления — дома старухи процентщицы. Он специально выбрал путь в обход по Кокушкину мосту до Садовой, мимо Юсуповского сада, чтобы запутать следы. Хотя можно было пройти наискосок раза в два быстрее.
Столярный переулок, путь к Кокушкину мосту на канале Грибоедова
Итак, идём от дома Раскольникова по Столярному переулку до Кокушкина моста.
3 вариант
Город в творчестве писателей – это не только место, где происходят события. Часто автор через описание города задает настроение, показывает свое мнение относительно своей эпохи. Особенно это актуально тогда, когда речь идет о крупнейших, центральных городах страны. Так и в творчестве Ф.Достоевского: Петербург и место, где развиваются некоторые события, и способ, выразить свое отношение к своему времени.
В описании столицы Российской империи Достоевский не демонстрирует нам дворцов, монументов и величия архитектуры. В «Преступление и наказание» Петербург – это еще и трущобы, беднота, ужасный запах, гнилые лестницы и помои на улицах. Все это погружает нас в атмосферу уныния, читатель сразу на себе чувствует все подавленное состояние, в котором находятся главные герои романа.
В Петербурге Достоевского преобладает желтый цвет: обои часто желтые, стены в переулках и мебель в комнате Раскольникова тоже. Преобладание этого цвета связано со стремлением навеять читателю тоску, ведь желтый цвет ассоциируется с болезнью и нищетой трущоб. Часть действий происходят на закате (снова желтый цвет, на этот раз солнце), что также символизирует грусть и тоску конца. Главным героям нечем похвалиться в конце дня, кроме совершенных грехов и преступлений, кроме своего ничтожного бытия.
Комнаты Достоевского узкие: с одной стороны, демонстрируется все та же нищета, с другой – узость внутреннего мира героев. Мир Раскольникова по Достоевскому – маленький и ограниченный, как и снимаемая ним комнатушка.
Иногда через мысли Раскольникова автор размышляет над темой благоустройства города, например расширить Юсупов сад. Сам сад Раскольников часто называет «Свидригайлов».
Несмотря на то, что Достоевский часто изображает центр Петербурга, Сенную площадь, он открывает другую его сторону. Сенная площадь – шумная, где постоянно толпятся люди, Екатерининский канал – канава, а прилежащие улицы – сборище кабаков. До Достоевского, никто не решался так изобразить столицу империи. Именно на этих улочках Раскольников принимает решение убить процентщицу, именно тут жил сам Федор Михайлович.
Примечательно, что многие размышления Раскольникова подаются именно в моменты, когда он прогуливается по городу: в романе есть сцены на площадях, улочках и переулках города
Но чаще всего Достоевский предпочитает акцентировать внимание именно на убогости и нищете трущоб. Из этого можно сделать предположение, что сама среда толкает героя на негативные мысли и как следствие – на дальнейшее преступление
Вариант 1
Когда мы заглядываем в страницы «Преступления и наказания» Федора Достоевского, открывается перед нами мрачный и контрастный мир Петербурга. В этом произведении, пейзажи города являются не просто фоном, а настоящими действующими лицами. Петербург становится зеркалом, в котором отражается психическое состояние героев, и это ярко видно в контрасте между разными слоями общества.
Главным героем романа является Родион Раскольников, бедный студент, живущий в мрачном районе Сенной площади. Этот уголок города описан автором как место «грязи и вони», что идеально подчеркивает материальное положение Раскольникова и его душевное состояние.
Но Петербург в произведении Достоевского – это не просто фон, а почти главный антагонист. Город становится городом-убийцей, который подталкивает героев к преступлениям. Все события происходят на улицах Петербурга, а желтый цвет, пронизывающий город и интерьеры квартир, усиливает чувство болезненности и тревоги у его жителей. Желтый и серый цвета словно становятся символами нравственной и физической болезни.
Петербург Достоевского олицетворяет равнодушие высших слоев общества к нищим и больным. Это равнодушие и безразличие к страданиям окружающих становятся драйверами для создания безумных теорий, преступлений и пьянства. Петербург становится символом социального неравенства, против которого выступает автор своего времени.
Таким образом, в «Преступлении и наказании» Петербург не просто фон, а живой персонаж, влияющий на судьбы героев и являющийся символом социальной несправедливости. Этот город оказывает сильное воздействие на психику персонажей и помогает Достоевскому выразить свой протест против социального неравенства.
Мне нравится428Не нравится157
Санкт-Петербург в 19 веке
Исторический контекст
Санкт-Петербург был основан в 1703 году Петром I и стал новой столицей Российской империи. В XIX веке, город был центром культурной жизни страны и одним из главных экономических и политических центров государства.
Достопримечательности и архитектура
В этом веке построены многие знаковые здания и мосты, например, знаменитый Александровский мост в центре города. Один из символов Санкт-Петербурга – Эрмитаж, ставший крупнейшим музеем в мире. Также в городе можно встретить много красивых исторических зданий, таких как Казанский собор или Кирха Святой Екатерины.
Социальная ситуация
Не смотря на культурное и экономическое развитие, в Санкт-Петербурге была высокая социальная неравенство и безработица, особенно внутри крестьянства и рабочего класса. Именно об этом рассказывает роман «Преступление и наказание» Достоевского, где описывается жизнь малоимущих жителей города и отношение к ним власти и общества.
Образ Петербурга в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»
Многие писатели и поэты в своем творчестве обращались к образу Петербурга (А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, А. Блок, А. Ахматова), воспевали его. Но только у Достоевского Петербург приобретает несколько иной смысл: это, прежде всего, город, связанный с трагическими судьбами его героев.
Попадая в Петербург Достоевского, мы оказываемся в очень необычном духовном пространстве: жестоком, фантастическом и реальном одновременно. Трактиры, трущобы, полицейские конторы, дома терпимости, убогие закоулки, темные комнаты, черные лестницы – вот фон, на котором завязываются конфликты и трагедии многих произведений Достоевского.
В романе «Преступление и наказание» писатель также подробно исследует закоулки этого города. Здесь внутренняя драма героев вынесена на людные улицы и площади Петербурга. Действие постоянно перебрасывается из душных убогих комнат в шум столичных кварталов: «На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка…».
Многие блуждания главного героя происходят на закате. Это странная, призрачная пора, грань дня и ночи, самое болезненное время суток в Петербурге. Несоответствующей географическому расположению Петербурга описана летняя жара, которая усиливает вонь распивочных. Лето только усиливает ее гнетущее воздействие на душу.
Описание жары, невыносимой духоты приобретает символический смысл. Человек задыхается в этом городе. В душных, темных комнатах погибают надежды и мечты о счастье. На грани безумия оказывается Раскольников, кончает с собой Свидригайлов, сходит с ума Катерина Ивановна.
Петербург в «Преступлении и наказании» – это город одиночества. Здесь нигде нет теплоты человеческого общения, домашнего уюта. Такое состояние ломает героев, приводит их к отчаянию.
Достоевский считал, что большой город имеет пагубное влияние на душу человека. Я думаю, что совершенно справедливы слова Н.
Бердяева, который говорил, что «город Петербург, который так изумительно чувствовал и описывал Достоевский, есть призрак, порожденный человеком в его отщепенстве и скитальчестве.
В атмосфере туманов этого призрачного города зарождаются безумные мысли, созревают замыслы преступлений, в которых преступаются границы человеческой природы».
Жизнь города
Петербург в «Преступлении и наказании» — большей частью город «коммуналок». «Доходные дома» объединяют множество семей разного достатка. Жильцы получают питание, но, когда перестают платить, остаются без еды от хозяек. По городу чаще передвигаются на извозчиках. Полуразвалившиеся кареты загромождают узкие улочки. Автор показывает величественность панорам городских пейзажей, когда Раскольников оказывается на мосту. Нева широка и красива. Юноша, замечтавшись, чуть не попадает под удар кнута. Кучер богатой коляски размахивает кнутом, развлекая прохожих. Столица с великолепными дворцами, удивительными по архитектуре зданиями предстает как будто с изнанки. Это сравнимо с человеком в красивых богатых одеждах, но с мелкой и подлой душой.
Петербург Достоевского не привычен, писатель раскрывает реалии города. Столица показана сквозь человеческие слезы, страдания и нищету простого народа.
Афоризм – крылатые слова о жизни и литературе
Однако и это ослепительное, красное солнце на фоне душного, пыльного города оставляет не радостное, а гнетущее впечатление. «Солнце ярко блеснуло ему в глаза, так что больно
Это город полусумасшедших. Если б у нас были науки, то медики, юристы и философы могли бы сделать над Петербургом драгоценнейшие исследования, каждый по своей специальности.
.. Он был до того худо одет… Впрочем, квартал был таков, что костюмом здесь было трудно кого-нибудь удивить.
С одной стороны – это пыль и невыносимая духота: Ужас у него душно, а где тут воздухом-то дышать?
Выходя из своей маленькой, темной комнаты на верхнем этаже, герой с трудом смотрит на свет, у него начинает кружиться голова – ему плохо.
-
Объясните разницу между институтом и отраслью права кратко
-
Назовите особенности онтогенеза характерны для человека кратко
-
Специализация промышленности швеции кратко
-
Отношения россии со странами европы сша и блоком нато кратко
- Даргомыжский биография кратко таблица