Роман ф. м. достоевского «идиот» сальникова оксана михайловна

Анализ романа «идиот» (ф. м. достоевский)

Краткое содержание

Ф. Достоевский «Идиот» — краткое содержание для читательского дневника

Роман, который написал Ф.М. Достоевский «Идиот», рассказывает о неком князе Мышкине — человеке добродушном и любящем. Общество вокруг героя не воспринимает его простосердечие как положительное и достойное качество и относит его к изъянам.

Мышкин встречает вокруг себя людей, с которыми хотел бы общаться и любить, но каждый раз встречает какие-то преграды. Девушка, на которой князь решает жениться, вдруг бежит от венца в руки человека, который почти сразу убивает её.

Произошедшее оказывает на Мышкина сильное впечатление, от чего он во второй раз попадает в швейцарскую клинику с диагнозом «идиот».

Персонажи

Отзывы об «Идиоте» Достоевского были преимущественно положительными. Главные герои романа хорошо известны всем знатокам отечественной литературы. Главным героем становится князь Мышкин. В «Идиоте» Достоевского перед нами предстает русский дворянин, который возвращается в Россию из Швейцарии, где на протяжении последних четырех лет лечился от эпилепсии. Автор его описывает как молодого человека невысокого роста, белокурого и с голубыми глазами. Он умен, чист душой и помыслами, поэтому в обществе его и называют Идиотом. У Достоевского князя это нисколько не смущает.

Еще одним центральным персонажем становится Настасья Филипповна Барашкова. В романе «Идиот» Федора Достоевского мы читаем описание симпатичной женщины из дворянской семьи. При этом она находится в положении содержанки у Афанасия Ивановича Тоцкого. Своим положением Барашкова вызывает жалость у князя Мышкина. В «Идиоте» Достоевского подробно описываются их отношения, то, чем жертвует главный герой, чтобы ей помочь.

Наконец, третий главный персонаж — Парфен Семенович Рогожин. В романе «Идиот» Ф. М. Достоевского он описывается как темноволосый и сероглазый 27-летний купец. Он страстно влюблен в Настасью Филипповну, получает большое наследство, которое целиком готов потратить на объект своей страсти.

Среди остальных героев «Идиота» Достоевского нужно выделить семейство Епанчиных. Оно состоит из дальней родственницы Мышкина Лизаветы Прокофьевны, ее мужа генерала Ивана Федоровича и их трех дочерей — Александры, Аделаилы и Аглаи.

Важную роль среди персонажей «Идиота» Достоевского играет также семейство Иволгиных. Это отставной генерал Ардалион Александрович, его супруга Нина Александровна. Надеждой их семьи является сын — амбициозный чиновник среднего класса Гаврила, которого многие зовут Ганя. Он любит Аглаю Ивановну, но ради денег готов на все, даже на то, чтобы пойти под венец с нелюбимой женщиной. У него есть младший брат Коля 16 лет, а также сестра Варвара с мужем Иваном Петровичем Птицыным, который работает ростовщиком.

Среди остальных ключевых героев «Идиота» Достоевского читателю необходимо помнить о Фердыщенко, который арендует комнату у Иволгиных, умышленно исполняя роль шута, миллионере Тоцком, который воспитал и содержит Настасью Филипповну, чахоточном друге Коли Ипполите, поручике в отставке и боксере Келлере, сильно пьющем и подобострастном чиновнике Лебедеве.

Почему не сложилось

Чувства главных участников любовной драмы очень важны для понимания композиции романа. У каждого из них собственные ожидания, связанные с отношениями.

Вникнуть в них особенно тщательно следует тем, кому необходимо написать курсовую по роману:

Важной частью любовного треугольника является князь, который тоже получает большое наследство и вполне может содержать красавицу. Хотя она сама сразу влюбляется в Мышкина, не дает себе и шанса на счастье. У обоих после первой же встречи возникает ощущение, что они знают друг друга на каком-то метафизическом уровне

Только если Настасья Филипповна испытывает любовь ко Льву Николаевичу, то его чувства совсем другого рода. Он жалеет несчастную со сломанной судьбой и хочет спасти.
Настасья Филипповна Барашкова (фамилию ее редко кто помнит) не сломалась после того, как ее совратил Тоцкий. Но все-таки молодая женщина нуждается в исцелении души. Она считается себя навсегда потерянной для чего-то светлого, возвышенного, что олицетворяет для нее князь. Но красавица не принимает жертву князя, потому что понимает — она сделана из жалости. Но она по-настоящему его любит, поэтому отпускает, освобождает от обязательств, бросается в объятия нелюбимого Парфена.
Образ Рогожина олицетворяет собой темные силы, которые увлекают человека к гибели. Именно за ними и следует разочарованная Настасья. Причина этому — гордость. Она не принимает жертву Мышкина, потому что та продиктована лишь жалостью.

У обоих после первой же встречи возникает ощущение, что они знают друг друга на каком-то метафизическом уровне. Только если Настасья Филипповна испытывает любовь ко Льву Николаевичу, то его чувства совсем другого рода. Он жалеет несчастную со сломанной судьбой и хочет спасти.
Настасья Филипповна Барашкова (фамилию ее редко кто помнит) не сломалась после того, как ее совратил Тоцкий. Но все-таки молодая женщина нуждается в исцелении души. Она считается себя навсегда потерянной для чего-то светлого, возвышенного, что олицетворяет для нее князь. Но красавица не принимает жертву князя, потому что понимает — она сделана из жалости. Но она по-настоящему его любит, поэтому отпускает, освобождает от обязательств, бросается в объятия нелюбимого Парфена.
Образ Рогожина олицетворяет собой темные силы, которые увлекают человека к гибели. Именно за ними и следует разочарованная Настасья. Причина этому — гордость. Она не принимает жертву Мышкина, потому что та продиктована лишь жалостью.

Она может «оттаять» лишь изредка и ненадолго. За собственными обидами она не в состоянии разглядеть порывов влюбленного купца. Но и со Львом Николаевичем не разрешает себе быть счастливой.

Экранизации[править | править код]

Флоренция. Мемориальная табличка, сообщающая, что здесь Ф. М. Достоевский написал роман «Идиот»

  • «Идиот» — фильм Петра Чардынина (Россия, 1910)
  • «Идиот» / L’idiota — фильм Сальваторе Аверсано (Италия, 1919)
  • «Князь-идиот» — фильм Эудженио Перего (Италия, 1920)
  • «Заблудшие души» / Irrende Seelen — фильм Карла Фрёлиха (Германия, 1921)
  • «Идиот» — фильм Жоржа Лампена (Франция, 1946). В главной роли Жерар Филип, его роль в немецком переводе озвучил актёр Макс Эккард)
  • «Идиот» — фильм Акиры Куросавы (Япония, 1951)
  • «Идиот» / O Idiota — фрагмент шоу ТВ Авангард, режиссёр Луис Галлон (Бразилия, 1955)
  • «Идиот» — фильм Ивана Пырьева (СССР, 1958)
  • «Идиот» — телесериал Джакомо Ваччари, (Италия, 1959)
  • «Идиот» — телесериал Алана Бриджеса (Великобритания, 1966)
  • «Идиот» (ТВ) / L’idiot — фильм Андре Барсака (Франция, 1968)
  • «Идиот» Der Idiot — телесериал Рольфа фон Сюдова (ФРГ, 1968)
  • «Идиот» / El idiota — фильм Антонио Чика (20 фрагментов сериала «Роман» (Испания, 1976)
  • «Идиот» — фильм Александры Ремизовой (СССР, театр им. Вахтангова, 1979)
  • Идиот / To pathos (Греция, 1984)
  • «Шальная любовь» — фильм Анджея Жулавского (Франция, 1985)
  • «Идиот» — фильм/мини-сериал Мани Каула (Индия, 1992)
  • «Настасья» — фильм Анджея Вайды (Польша, Япония, 1994)
  • «Возвращение идиота» — фильм Саши Гедеона (Германия, Чехия, 1999)
  • «Даун Хаус» — фильм-пародия Романа Качанова (Россия, 2001)
  • «Идиот» / Idiot — фильм Слободана Радовича и Стево Жигона (Югославия, 2001)
  • «Идиот» — телесериал Владимира Бортко (Россия, 2003)
  • «Идиот» — фильм Пьера Леона(Франция, 2008)
  • В августе 2010 года эстонский режиссёр Райнер Сарнет приступил к съёмкам фильма «Идиот» по одноимённой книге Достоевского. Премьера состоялась 12 октября 2011 года.

Вариант 1

Роман Идиот Федора Достоевского – это произведение, которое поражает своей глубиной и многогранностью. Главный герой романа – князь Лев Мышкин, который возвращается в Россию после долгого пребывания в Швейцарии. Он приезжает с миссией – помочь своему другу, но сталкивается с жестокостью и лицемерием общества.

Князь Мышкин – это символ человеческой доброты и чистоты, который не может найти свое место в жестоком и безжалостном мире. Он сталкивается с различными персонажами, каждый из которых имеет свои собственные проблемы и тайны. Но князь Мышкин не просто наблюдает за ними, он пытается помочь каждому из них.

Роман Идиот – это история о том, как человек может сохранить свою душевную чистоту и доброту в мире, где царит жестокость и лицемерие. Князь Мышкин – это символ надежды и веры в человечество, который показывает, что даже в самых темных моментах жизни можно сохранить свою человечность.

Роман Идиот – это произведение, которое заставляет задуматься о многих вещах. Оно показывает, что доброта и чистота души – это не слабость, а наоборот, сила, которая может изменить мир

Князь Мышкин – это герой, который остается в памяти читателя надолго, и который заставляет задуматься о том, что на самом деле важно в жизни

Театральные постановки

  •  — «Идиот» (Большой драматический театр). Сценическая композиция и постановка Г. А. Товстоногова; режиссёр Р. Сирота, художник М. М. Лихницкая; композитор И. И. Шварц, дирижёр Н. Я. Любарский. Роли исполняли: князь Мышкин — И. М. Смоктуновский, позже — Игорь Озеров, Рогожин — Е. А. Лебедев, Настасья Филиповна — Н. А. Ольхина.
  •  — «Идиот» (Театр им. Вахтангова). Постановка А. И. Ремизовой. Роли исполняли: князь Мышкин — Н. О. Гриценко, Рогожин — М. А. Ульянов, Настасья Филиповна — Ю. К. Борисова, Аглая — Л. В. Целиковская.
  • Санкт-Петербургский театр «Мастерская», под названием «Идиот. Возвращение». Постановка Григория Козлова. В 2010 году все три исполнителя роли Мышкина были удостоены Независимой актёрской премии им. В. И. Стржельчика.
  • Петербургский Молодёжный театр на Фонтанке. «Идиот.2012» Постановка народного артиста России Семёна Спивака. Спектакль является одним из дипломных курса Семёна Яковлевича Спивака в Театральной Академии на Моховой.
  •  — Петербургский театр «ЛДМ. Новая сцена» спектакль-концерт «Идиот». Режиссёр Василий Заржецкий, композитор Сергей Рубальский, автор либретто и стихов Евгений Фридман.

История создания

Работа над романом началась в апреле 1867 и длилась почти полтора года. Творческим импульсом для автора было дело семьи Умецких, где родителей обвиняли в жестоком обращении с детьми.

1867год — тяжелое время для писателя и его семьи. Достоевский скрывался от кредиторов, что вынудило его уехать за границу. Другим печальным событием была смерть трёхмесячной дочери. Эту трагедию Федор Михайлович и его супруга переживали весьма тяжело, но договорённость с журналом «Русский вестник» не позволяла творцу придаваться горю. Работа над романом полностью поглотила автора. Находясь во Флоренции, в январе 1869 года Достоевский закончил свое сочинение, посвятив его племяннице С. А. Ивановой.

Роковая женщина

Настасья Филипповна — одно из главных действующих лиц романа «Идиот» Федора Достоевского. У молодой женщины трагическая судьба. Писатель показывает, как жизнь довела ее до гибели. Хотя было много возможностей вести «приличную» жизнь, одной видимости ей мало. Хочется настоящего искреннего чувства, несмотря на все совершенные в жизни ошибки.

Писатель дает ей такое описание:

  1. Дворянка молода — ей всего 25 лет. Первое, что бросается всем в глаза — ее яркая внешность («Удивительно хороша!»).
  2. Темные глаза глубоко посажены. В них писатель различает «таинственный мрак». Их выражение бывает то загадочным, то высокомерным.
  3. Длинные волосы, темно-русые.
  4. Хорошо образована, весьма умна.

Еще в несовершеннолетнем возрасте героиня была совращена своим опекуном, Тоцким. Афанасий Иванович как-то задумал жениться, но она ему этого не позволила.

Единственная причина, по которой Настасья Филипповна явилась в Петербург — желание отомстить своему обидчику. И вот теперь Тоцкий мечтает окончательно избавиться от нее, чтобы не упустить выгодную партию. Именно в этот момент ей встречается благородный князь и следом за ним является Рогожин, который готов отдать женщине 100 тысяч за одну ночь с ним.

Искалеченная судьба, при этом душа тонко чувствующая, благородное сердце и приятная внешность — вот образ Настасьи Филипповны. Героиня произведения напоминает другой образ Достоевского из «Преступления и наказания». Юная Сонечка Мармеладова тоже вынуждена терпеть унижения от мужчин. Но между этими двумя женщинами огромная разница. Сонечка не перестала верить в Бога и людей, героиня «Идиота» разочарована и в себе, и в окружающих.

Персонажи

Критика

Роман Достоевского вызвал бурные обсуждения в литературной среде. Многие отмечали глубокий психологизм произведения и хорошую проработку персонажей, их органичность и достоверность. Так, Аполлон Майков, друг писателя, отозвался о его работе весьма неоднозначно, но все же похвалил книгу как интересное чтиво:

Один из главных критиков творчества Достоевского, Николай Страхов, так написал ему о романе:

Литературный критик Буренин (которого сам автор считал наиболее понимающим рецензентом), напротив, не увидел в романе ничего достоверного, посчитав его невнятной фантасмагорией.

С ним был согласен знаменитый писатель, Николай Лесков, который иронично заметил, что все герои этой книги «одержимы душевными болезнями». Не менее жесткую критику на «Идиота» обрушил М.Е. Салтыков-Щедрин, известный сатирик и либерал:

Известный критик более позднего времени, православный мыслитель Лев Шестов, написал о Мышкине разгромные строки:

Таким образом, современники не считали роман «Идиот»самым выдающимся произведением Достоевского. Он всегда был в тени «Преступления и наказания» и «Бесов».

Главные герои и их характеристика

  1. Князь Лев Николаевич Мышкин. В черновиках писатель называет протагониста князь Христос. Он является центральным персонажем и противопоставлен всем другим героям произведения. Мышкин взаимодействует практически со всеми участниками действия. Одна из его главных функций в романе – раскрытие внутреннего мира персонажей. Ему не составляет труда вызвать собеседника на откровенный разговор, узнать его сокровенные мысли. Для многих общение с ним подобно исповеди.
  2. Антиподами Мышкина выступают Ганя Иволгин и Парфён Рогожин. Первый из них слабохарактерный, женственный, прельщенный деньгами молодой человек, который хочет выбиться в люди любой ценой, но все же испытает стыд за это. Он мечтает о статусе и уважении, но вынужден терпеть лишь унижения и неудачи. Богатый купец Рогожин одержим одной лишь страстью – владеть Настасьей Филипповной. Он упрям и готов на всё для достижения цели. Его не устроит никакой другой исход, но жизнь в страхе и сомнении, а любит ли она его, не сбежит ли, не для Рогожина. Потому их отношения заканчиваются трагедией.
  3. Настасья Филипповна. Роковая красавица, чью истинную натуру угадал только князь Мышкин. Её можно считать жертвой, можно демоном, но больше всего в ней привлекает то, что роднит ее с самой Клеопатрой. И это не только покоряющая красота. Известен случай, когда египетская властительница растворила огромную жемчужину. Реминисценцией этого поступка в романе является эпизод, где Настасья Филипповна бросает в камин сто тысяч рублей. Прототипом героини считается Аполлинария Суслова, возлюбленная Достоевского. Она испытывает презрение к деньгам, ведь за них купили ее позор. Бедную девушку соблазнил богатый господин, но он стал тяготиться своим грехом, поэтому пытался сделать из содержанки порядочную женщину, купив ей жениха – Ганина.
  4. Образ Настасьи Барашковой оттеняет Аглая Епанчина, антипод и соперница. Эта девушка отличается от своих сестер и матери. В Мышкине она видит гораздо больше, чем чудаковатого глупца, и не все из родных могут разделить её взгляды. Аглая ждала человека, способного вывести её из закостенелой, загнивающей среды. Сначала таким спасителем она представляла князя, затем некоего поляка-революционера.

Полезные ссылки

Жанр и направление

«Идиот» можно село отнести к реалистическому направлению в русской литературе. Писатель стремился достоверно отобразить все тонкости окружающей русской действительности. В сюжете присутствует огромное количество деталей, подчёркивающих общую атмосферу. Созданные им образы выглядят органично и реалистично, читатель может поверить в то, что описанные в романе события могли произойти на самом деле.

Жанр произведения «Идиот» можно определить как психологический роман. Повествование охватывает длительный промежуток времени и включает в себя большое количество действующих лиц. Произведение пропитано глубоким психологизмом, важнейшее место в произведении выделено под внутренние монологи и рассуждения персонажей, затрагивающие вечные вопросы о человеке и жизни.

Анализ романа Достоевского Идиот

Федор Михайлович Достоевский вошел в историю литературы как мастер философского романа. Внутренний мир, душевные терзания, поступки его героев – не что иное, как плод для размышления для читателя.

Роман «Идиот» Достоевского известен на весь мир. Его до сих пор читают и инсценируют в театрах и кино не только в России, но и за рубежом. Автор попытался показать, насколько было разложено интеллигентное общество в этот период 19-го столетия. Даже самые образованные люди не могли ничего добиться в жизни без связей, денег, поддержки, впрочем, как и в настоящее время. Роман будет актуален всегда, так как до сих пор эти злободневные проблемы присутствуют в современном обществе.

Князь Мышкин – главный герой – человек необычайной душевной организации. Человек – солнце, взрослый ребенок. В его душе нет места подлости и лжи. Он удивительно правильно воспитан, и, тем самым, совершенно неприспособлен к этому жестокому миру.

Попадая в Россию, он, со своей неколебимой верой в прекрасное, сталкивается с совершенно другим пониманием жизни, чести, достоинства. Он потрясен, но измениться, увы, не в состоянии.

В противопоставление князю Мышкину в романе присутствует образ Парфена Рогожина, с которым судьба сводит главного героя в самом начале повествования. Состоятельный купец, открытый, безумно желающий падшую красавицу Настасью Филипповну, плюющий на общественное мнение и откровенно презирающий предрассудки общества. Он закален жизнью в этом разложившимся обществе, у него есть свое понятие чести и финансовая независимость. Его судьба тоже не завидна. Не в состоянии делить любимую женщину и жить в страхе, останется она с ним или нет, Рогожин убивает Настасью, а сам сходит с ума от собственной страсти.

Мышкин тоже влюбился в роковую красавицу Настасью, но какую-то часть его души заполнила и Аглая, девушка мечтающая вырваться из этого болота. В князе она увидела своего спасителя и потянулась к нему всей душой, несмотря на то, что все вокруг считали его чудаком.

Любовь князя и его метания между двух женщин, к которым он относился с благоговейным трепетом, еще более усилили терзания души главного героя, но показали читателю, насколько человек может быть внимательным и чутким по отношению к предмету своего обожания. В итоге князь расстается с Аглаей, а позже узнает от Рогожина страшную правду о кончине Настасьи Филипповны. Успокаивая несколько дней несчастного Парфена перед трупом любимой женщины, князь сам сходит с ума.

Однако, личность главного героя, его поступки и мировоззрение не прошло бесследно мимо тех, с кем он соприкоснулся. Князь помог увидеть другим свое искривленное отражение в зеркале души. Да, общество его не оценило. Князь так и не смог приспособиться к местному обществу, рассудок его не выдержал такого психологического надлома. Единственный чистый, мудрый и светлый человек был сломан душевно и физически. Его так не хватало России! Князь является прообразом Христа, положившим голову на плаху ради спасения людей.

До тех пор, пока в нашем обществе будут существовать такие мышкины – есть надежда на то, что люди будут становиться чище и лучше.

Суть: о чём роман?

Настасья Филипповна

Главный женский персонаж, «роковая женщина». В день начала действия в романе – 27 ноября – ей исполняется 25 лет.

Когда-то еще юную героиню взял в любовницы богатый аристократ Тоцкий, на всю жизнь заклеймив её статусом «падшей женщины» – худшее, что могло случиться с репутацией в то время. 

Настасья Филипповна пытается найти для себя выход из злополучного, незаконного положения. Таким выходом для нее могло бы стать замужество. Кандидатов в мужья трое: честолюбивый Ганя Иволгин, безудержный Рогожин или почти святой Мышкин.

На поверхностный взгляд, Настасья Филипповна – типичная роковая женщина, к ногам которой падают все окружающие её мужчины. Но это и образ глубоко несчастной грешницы, много страдавшей. Двойственную природу героини понимает только князь Мышкин, едва увидев её портрет:

Он целует портрет, как икону, тем самым как бы приравнивая эту «падшую женщину» к святой.

Можно сказать, что эта женщина – физическое воплощение той самой «красоты, которая спасёт мир»; зеркало, отражающее того, кто на неё смотрит. Таким образом, для Тоцкого она – объект похоти, для Гани – средство наживы, для Рогожина – недосягаемая мечта, и только для Мышкина – раскаявшаяся грешница, достойная сочувствия.

Прообразом для Настасьи Филипповны послужила возлюбленная Достоевского – Полина Суслова, капризная и вспыльчивая особа. Что характерно, в романе героиня всегда фигурирует под полным именем: Настасья Филипповна, а не Настя, например. Анастасия означает «возвращенная к жизни».

2 вариант

Фигура Афанасия Ивановича Тоцкого – одна из центральных в литературном русском классическом произведении, романе Достоевского « Идиот».

Это мужчина средних лет. Он довольно богатый помещик, натуральный дворянин, пользующийся почтением между представителями высших сословий петербуржского общества. Его авторитет достаточно влиятелен. Афанасий Иванович отличался умом и утонченностью. Его взгляды на жизнь консервативны и своеобразны. Он самовлюблен, но характер его слаб.

Слабохарактерность в большей мере проявлялась в сострадании и доброте. После смерти Филиппа Александровича Барашкова он воспитывал и содержал его дочку Настасью. Дворянин окружил ее заботой, дал ей образование и привил правила этикета, без которых она не выжила бы в обществе того времени. Она ни в чем не нуждалась. Девушка росла вместе с детьми Афанасия, как родная. По правде сказать, он не по доброте душевной согласился помогать молодой девушке. Все дело в том, что Тоцкий очень любил красивых девушек и в будущем планировал вступить с ней в брак. По мере взросления девочки их отношения становились все более непростыми.

Настасья Филипповна стала красавицей. Она была интересна и образована. Девушка стала жить с Афанасием Ивановичем в его имении в Отрадном. Несмотря на желание Тоцкого жениться на юной красавице, Настасья имела множество ухажеров, и предпочитала их. Общество приняло девушку уважением и почтением. Ей удавалось очаровывать людей с первого взгляда. Проблема отношений Тоцкого и Настасьи чуть не обернулась трагедией для героев. Афанасий Петрович чуть не стал причиной самоубийства Настасьи, а Девушка своим равнодушием чуть не толкнула мужчину под ружье. Молодая красавица возымела необычайную власть над помещиком. Он исполнял все ее прихоти и иногда даже боялся ее. Перед ней он чувствовал свою беспомощность.

В связи с побегом Настасьи Тоцкий принимает решение сочетаться браком с дочкой генерала Епанчина Александрой. Но и эта затея не заканчивается для него благоприятно. Афанасий желает прекратить все отношения с Настасьей Филипповной. Она стала ему в тягость, и дворянин решает отдалить от себя девушку с помощью замужества ее с Ганей Иволгиным. Он даже не жалеет денег на приданное для Настасьи. Но и эта идея остается неосуществленной.

Произведение заканчивается тем, что Афанасий влюбляется во французскую маркизу и уезжает жить на ее родину.

2 вариант

Жанр, направление

Во второй половине XIX века писатели особенное внимание уделяли жанру романа. Возникали различные поджанры, связанные с направлением, стилем, структурой

«Идиот» Достоевского относится к лучшим примерам философского романа. Этот вид прозы возник ещё в эпоху Просвещения в западноевропейской литературе. Отличает его акцент на размышлениях героев, разработке их идей и концепций.

Немало интересовало Достоевского и исследование внутреннего мира персонажей, что даёт основание относить «Идиот» к такому виду романа как психологический.

Князь Мышкин приезжает из Швейцарии в Петербург. С маленьким узелком вещей в руках, одетый не по погоде, он отправляется в дом Епанчиных, где знакомится с генеральскими дочерями и секретарём Ганей. У него Мышкин видит портрет Настасьи Филипповны, а позднее узнаёт некоторые детали её жизни.

Молодой князь останавливается у Иволгиных, где вскоре встречает саму Настасью. Покровитель девушки сватает её за Ганю и даёт за неё приданое 70 тысяч, что привлекает потенциального жениха. Но при князе Мышкине происходит сцена торга, где участвует Рогожин, ещё один претендент на руку и сердцу красавицы. Итоговая цена – сто тысяч.

Лев Николаевич Мышкин глубоко тронут красотой Настасьи Филипповны, он приходит к ней тем же вечером. Он встречает там множество гостей: генерала Епанчина, Фердыщенко, Тоцкого, Ганю, — а ближе к ночи является и сам Рогожин с газетным свёртком, в котором обещанные сто тысяч. Героиня бросает деньги в огонь и уезжает с избранником.

Спустя шесть месяцев князь решает навестить Рогожина в его доме на Гороховой улице. Парфён и Лев Николаевич обмениваются крестами – теперь, с благословения матушки Рогожина, они братья.

Через три дня после этой встречи князь едет в Павловск на дачу к Лебедеву. Там после одного из вечеров Мышкин и Аглая Епанчина договариваются о встрече. После свидания князь понимает, что полюбит эту девушку, а через несколько дней Льва Николаевича провозглашают её женихом. Настасья Филипповна пишет письмо Аглае, где убеждает её выйти замуж за Мышкина. Вскоре после этого происходит встреча соперниц, после которой случается расторжение помолвки князя и Аглаи. Теперь общество в предвкушении другой свадьбы: Мышкина и Настасьи Филипповны.

В день торжества невеста сбегает с Рогожиным. На следующий день князь отправляется на поиски Настасьи Филипповны, но никто из знакомых ничего не знает. Наконец Мышкин встречает Рогожина, который приводит его в свой дом. Здесь под белой простынёй лежит труп Настасьи Филипповны.

В итоге от всех полученных потрясений главный герой сходит с ума.

Часть 4

Главы 1-4

Генералу Иволгину надо было рассказать Мышкину о том, как его вывели из дома Епанчевых за то, что он «бед натворил». У отставного генерала случился сердечный приступ.

Глава 5

Аглая в один из вечеров напрямую спросила Мышкина, женится ли он на ней. Лев ответил утвердительно. Однако Аглая ведёт себя непонятно. Она смеётся при всех над женихом, как будто он шут гороховый.

Главы 6-7

Во время приёма у Епанчевых собрались люди, которые знали Мышкина маленького. Он вместе с ними начал вспоминать детские годы, воодушевился так, что разбил дорогую вазу, а затем у него начался эпилептический припадок. После этого о свадьбе с Аглаей не могло быть и речи.

Главы 8

Племянник Лебедева помог Аглае встретиться с Настасьей. Аглая пошла не одна, а взяла с собой князя. Он стал свидетелем ссоры двух барышень. Настасья Филипповна со смехом сказала, что князь останется с ней, если она захочет. Аглая убежала, Мышкин бросился за ней, но Настасья Филипповна упала в обморок. Князь не смог уйти и остался.

Глава 9

Поползли слухи, что лев вместо того, чтобы жениться на Аглае, женится на Настасье Филипповне. Когда слухи дошли до Епанчиных, они покинули Павловск. Князь начинает понимать, что Настасья сумасшедшая и говорит об этом знакомому.

Глава 10

Иволгин умер, не выдержав второго сердечного приступа. Племянник Лебедева сообщает Мышкину новость: Рогожкин собирается убить Аглаю, если состоится свадьба Настасьи и князя. В день венчания возле церкви был Рогожкин. Невеста побежала к нему и попросила увезти его. Мышкин не был удивлён, так как предполагал, что такое может случиться.

Глава 11

Мышкин хотел встретиться с Рогожкиным в Петербурге, но тот избегал его. Затем сам подошёл на улице и приказал идти за ним. Они пришли в кабинет Парфена, и тот показал кровать, на которой лежала мёртвая Настасья Филипповна. После увиденного Мышкин задрожал. Такое с ним случалось перед припадком. Ночь Мышкин провёл в кабинете. Когда утром в дом пришли люди, они сказали, что убийца в горячке. Мышкин стал «идиотом».

Вы прочитали краткое содержание романа Идиот по главам. Предлагаем вам посетить раздел Краткие содержания, чтобы ознакомиться с другими изложениями популярных писателей.

Заключение

Образ Мышкина раскрыл Достоевский в романе «Идиот» как прекрасной положительной личности. Только он добр и милосерд, способный прощать и любить. Открытость и простодушие Мышкина воспринимается обществом как недостаток или изъян. Именно это и определило его диагноз «идиота». Старания Мышкина что-то изменить не оказывает своего действия. Зло вокруг героя сильнее, поэтому он сходит с ума.

Ф.М. Достоевский написал роман «Идиот», который стал лучшим классическим произведением как в русской, так и мировой литературе. Его много раз экранизировали, ставили многочисленные театральные постановки, оперы и даже балет.

Очень советую прочитать оригинальный вариант романа — Ф.М. Достоевский «Идиот». А ещё лучше посмотреть фильм.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Образовайка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: