Почему героиня погибает
Князь (не граф, как ошибочно думают некоторые) пытается спасти женщину, которая внушила ему столь сильные чувства. Он считает, что обязан заботиться о ней. Как написано в Википедии на странице, посвященной персонажу, свою цель в жизни он видит в том, чтобы «восстановить и воскресить человека». Он является своего рода воплощением христианской добродетели, напоминая своими поступками Христа. Но в плане светской жизни это совершенный ребенок: бесхитростный, лишенный расчетливости, вот почему его называют идиотом…
И такому наивному человеку предстоит спасать от гибели падшую женщину — это затея, которая изначально была обречена на провал. Даже не принимая в расчет такого соперника, как Рогожин — решительного и богатого, с практической точки зрения, неискушенному в любви молодому человеку сложно было бы ужиться с содержанкой, которая уже повидала всякое. Когда тетка оставляет главному герою наследство, он тут же делает предложение руки и сердца. Но оно отвергнуто, потому что Настасья Филипповна прекрасно осознает, что на самом деле граф Мышкин не любит ее, а жалеет.
Но все рассыпалось за один вечер, в который Аглая решила объясниться со своей соперницей. Между ними произошла ссора. Тогда Лев Николаевич остался с Настасьей Филипповной, а не пошел за любимой девушкой. Епанчины навсегда закрыли перед ним двери своего дома. Так он теряет Аглаю, но и падшую красавицу спасти ему не удается. Она в итоге отвергает и его, и Рогожина — жертва первого основана на жалости, второй может дать только страсть. А спасает по-настоящему лишь любовь. Именно в этом основной смысл романа «Идиот».
Князь и общество
Лев Николаевич Мышкин свободно чувствует себя даже с малознакомыми людьми, охотно начинает и поддерживает разговор. Рассказывает интересно, последовательно, делая акцент на своих переживаниях, но ничего не преувеличивает, не приукрашивает. Рассуждения его логичны, обоснованы, демонстрируют своеобразный ход мыслей. Враждебность или недоверие слушателей, не заставляют его замкнуться или ожесточиться. Напротив, со словами «Вы, должно быть, неправильно поняли…» князь спешит исправить недоразумение. Его искренность настолько необычна, что у Епанчиных при первой встрече возникает подозрение в особо изощрённой хитрости бедного родственника.
Некоторые темы особенно волнуют Мышкина. Тогда он говорит торопливо, сбивчиво, эмоционально. В горячке, спеша высказать свою мысль, не замечает неуместности своего монолога, неловкости ситуации. Так произошло на светском приёме у Епанчиных, где, вспомнив о Павлищеве, своём спасителе, князь незаметно перешёл к католицизму, атеизму, социализму, особому пути России, православной вере, спасающей мир. Это горячечное, почти в состоянии бреда выступление в итоге спровоцировало припадок.
Настасья Филипповна
Главный женский персонаж, «роковая женщина». В день начала действия в романе – 27 ноября – ей исполняется 25 лет.
Когда-то еще юную героиню взял в любовницы богатый аристократ Тоцкий, на всю жизнь заклеймив её статусом «падшей женщины» – худшее, что могло случиться с репутацией в то время.
Настасья Филипповна пытается найти для себя выход из злополучного, незаконного положения. Таким выходом для нее могло бы стать замужество. Кандидатов в мужья трое: честолюбивый Ганя Иволгин, безудержный Рогожин или почти святой Мышкин.
На поверхностный взгляд, Настасья Филипповна – типичная роковая женщина, к ногам которой падают все окружающие её мужчины. Но это и образ глубоко несчастной грешницы, много страдавшей. Двойственную природу героини понимает только князь Мышкин, едва увидев её портрет:
Он целует портрет, как икону, тем самым как бы приравнивая эту «падшую женщину» к святой.
Можно сказать, что эта женщина – физическое воплощение той самой «красоты, которая спасёт мир»; зеркало, отражающее того, кто на неё смотрит. Таким образом, для Тоцкого она – объект похоти, для Гани – средство наживы, для Рогожина – недосягаемая мечта, и только для Мышкина – раскаявшаяся грешница, достойная сочувствия.
Прообразом для Настасьи Филипповны послужила возлюбленная Достоевского – Полина Суслова, капризная и вспыльчивая особа. Что характерно, в романе героиня всегда фигурирует под полным именем: Настасья Филипповна, а не Настя, например. Анастасия означает «возвращенная к жизни».
Парфён Рогожин
Парфён Рогожин — один из самых ярких героев произведения, это отрицательный персонаж, которому чуждо общество. Он родился в семье богатого купца, который, однако, воспитывал сына в строгости. Он вырос под властью родителя-тирана. Даже когда ему уже было 25 лет, отец избивал его до полусмерти и запирал в доме. Как и Настасья Филипповна, это «ребёнок-травматик». Однако, в отличие от девушки, он так и не сумел осознать, что родитель поступал с ним жестоко, и отомстить ему.
Нельзя сказать, что Парфён стал мазохистом, ведь он не получает никакого удовольствия от чужих страданий. Но всё же стоит отметить, что с детства он привык к иерархичным отношениям, в которых ему отведена роль покорного и пресмыкающегося раба. Его это тяготит, но по-другому персонаж не может. Поэтому он и влюбляется в женщину, которая во всех отношениях стоит выше его. Это касается:
- социального положения;
- происхождения;
- образования.
После смерти отца Рогожин стал обладателем огромного капитала. Внутри у парня появилась пустота, которую ему нужно было чем-то заполнить.
Внешность его имеет следующие характеристики:
- небольшой рост;
- крепкое телосложение;
- курчавые тёмные волосы;
- тонкие губы;
- нахальная и грубая улыбка;
- измождённый вид;
- резкий, самодовольный взгляд;
- лицо, выражающее «мёртвую бледность».
В романе «Идиот» Рогожин ведёт разгульный образ жизни, ему по душе кутежи и гулянки. Он не проявляет интереса к образованию, достаточно лишь того, что он научился читать и писать. Когда он влюбляется в Настасью, она становится самым важным объектом в его жизни. Поэтому Парфён начинает бороться за неё. Желая завоевать её сердце, он дарит ей подвески с бриллиантами стоимостью 10 тысяч рублей. Знакомство с красавицей буквально выбивает Рогожина из колеи.
Кого спас князь
Нравственно совершенный герой романа удивляет окружающих своей открытостью — он правдив, честен, каждому готов прийти на помощь. Но ведь одного желания недостаточно, некоторым кажется, что герой так никому и не смог помочь.
На самом деле это не совсем так. Во-первых, спасти человека нельзя, если он сам этого не хочет, — здесь проявляется свобода воли, свобода выбора, которую даже Бог не ограничивает. Во-вторых, князь сумел изменить некоторых людей. Ганя Иволгин исцелился от своей алчности. Его младший брат Коля становится таким же добрым, как и Мышкин. А также князь, когда жил в Швейцарии, спас девушку Мари, он изменил детей, сделав их снова добрыми.
Главный герой не идеален — он ведь на самом деле обычный человек, а не Христос. Его мучают угрызения совести за то, что он иногда думает о людях плохо. Но на этом его грехи заканчиваются. Финал являет собой евангельскую аллюзию: Мышкин снова попадает туда, откуда пришел, — в лечебницу, это его «рай». Непонятый, преданный и всеми забытый, он вновь живет в своем мире, недоступном окружающим.
История замысла и прототипы
Роман Достоевского «Идиот» — одна из самых сложных и противоречивых книг в истории мировой литературы. Главного героя и расхваливали, и нещадно бранили. Особенно писателю доставалось от своих соплеменников, которые упрекали автора за ошибки в построении. Роман был написан во время его заграничного путешествия в 1867—1869 годах. Работая над образами, он имел в виду героев Сервантеса, Гюго и Диккенса, но следовал своим путем, мечтая наделить своего персонажа качествами «положительно прекрасного человека», которого бы любил весь христианский мир.
Черновики и дневниковые записи Достоевского свидетельствуют о том, что заранее продуманного плана относительно сюжета и судьбы героев у писателя не было, вернее, их было много, но ни один из них не был осуществлен. Текст создавался как бы спонтанно, с неуверенностью, что будет с его героями дальше. Благодаря гениальным литературным способностям Федора Михайловича эта некая спонтанность создает еще больший интерес у читателя, а некоторые главы, не связанные с основным сюжетом, добавляют роману элемент новизны, свойственный только стилю Достоевского.
Говоря о прототипах образа князя Мышкина, нельзя не привести высказывание литературоведа К. В. Мочульского: «Князь — художественный портрет Достоевского». По воспоминаниям Анны Григорьевны Достоевской, писатель имел доброе сердце и не мог пройти мимо человеческих страданий, иногда в ущерб семье. Взяв за первооснову образ Христа, он и сам понимал, что, следуя заповеди, возлюбить человека, как самого себя, невозможно, и горько переживал от несовершенства человеческого идеала.
К прототипам Мышкина можно отнести поэта Огарева, который происходил из знатного рода, но был маргинален, как и князь, приехавший в столицу с одним узелком. С Огаревым писатель сдружился в Швейцарии, когда работал над романом. Помимо того что они были собратьями по болезни (эпилепсии), этот «задушевный поэт и человек» часто давал семье Достоевских деньги на питание. Близок Огарев князю и по испытаниям в личной жизни: он также пожертвовал любовью к Наталье Тучковой ради своего друга Герцена, которого та полюбила.
Пересекается биография Льва Мышкина и с поэтом Одоевским: оба из обедневших дворян и воспитывались у родственников, обоих в свете воспринимали как чудаков из-за излишнего милосердия. Близки они и по славянофильским воззрениям.
Князь Мышкин
Роман Фёдора Михайловича затрагивает проблемы морали и нравственности. Современный человеческий мир настолько разложился, что подлые действия, обман и ложь стали обыденными в жизни каждого человека.
В момент написания романа писатель сам находился в тяжелой жизненной ситуации. Ему нужны были деньги. Несмотря на этот факт автор хотел написать качественное произведение. Он очень боялся, что его детище будет не таким.
Фёдор Михайлович поднимает тему идеального человека. На первый взгляд может показаться, что в описании идеала нет ничего сложного. Однако, взявшись за подобную идею, многие писатели понимают, что не могут изобразить идеал. Они бросали начатую работу. К радости, Достоевский не относится к их числу. Он перебирает множество произведений, подбирает положительные качества известных героев.
Идеалом для написания образа князя стал Иисус Христос. Он был единственным, кто сосредотачивал в себе все необходимые черты. Христос – Бог и человек, способный понять чужое горе, облегчить страдания и принести утешение. Он не выставляет свою праведность напоказ, не отделяется от грешников, а наоборот идёт к ним. Христос не смотрит на мнение духовенства, а делает так, как считает нужным.
Характер главного героя наделён чертами Божественного идеала. Однако, жизнь его полна забот, проблем и нерешенных вопросов. Князю двадцать шесть лет. Четыре года он провёл в Швейцарии, где проходил лечение. До этого герой столкнулся с наследственными вопросами, которые истрепали его нервы.
Главный герой последний представитель своего рода. У него было тяжелое детства. Мышкин рано стал сиротой, страдал падучей болезнью. Удивительно, но несмотря на все невзгоды, герой не утратил способности видеть прекрасное в окружающем его мире. Он очень любил природу, находил в ней гармонию и успокоение.
Герой свято верит, что людей можно изменить. Для этого им необходимо духовно прозреть, тогда они сами захотят стать другими. Будучи в Швейцарии, Мышкин смог убедить в этом детей. В главном герое очень много детских черт. Он наивен, простодушен и чист.
Князь сильно выделяется на фоне окружающих его людей. Он пытается нести чистоту и благородство. В отличие от монахов, главный герой идёт в люди и пытается личным примером показать, как правильно поступать. Он всегда готов выслушать и прийти на помощь.
Князь Мышкин способен видеть красоту природы, восхищаться нежными взаимоотношениями влюбленных. Герой способен находить хорошее, в отличие от остальных, которые видят только плохое.
Другие герои заботятся только о себе и своих желаниях. Их не волнуют нужды и вопросы окружающих персонажей. Князь Мышкин, даже когда ему самому было очень сложно, помогал другим. В итоге, его нервная система не выдержала перенапряжения.
Неслучайно автор назвал произведение таким словом как «Идиот». Правильный человек на фоне подлых, мерзких и развращенных людей будет казаться ненормальным. Окружающие не понимают причины его поступков, ведь им близки только эгоистичные мотивы.
Приезд в Петербург
Чтобы показать все слои общества, Достоевский придумывает определенный сюжет. У Льва Николаевича совсем нет родных в городе, поэтому князь Мышкин является к своим дальним родственникам. Это семейство генерала Епанчина, жена которого приходится молодому человеку тетушкой. Таким образом, писатель показывает срез российского общества начиная с самой его верхушки — ведь, как известно, рыба гниет с головы.
Здесь начинается одна из главных тем в романе — деньги, отношение к богатству. Генерал Епанчин хочет породниться с Тоцким, чтобы объединить капиталы. Для этого надо выдать за него одну из своих дочек. Но браку мешает одно некрасивое обстоятельство: у барина имеется содержанка. Тоцкий взял ее на воспитание еще ребенком, воспитывал в деревне. Когда девушке исполнилось 16, он сделал ее своей любовницей. Речь идет о Настасье Филипповне. От этой своенравной дамы теперь нужно избавиться, чтобы спокойно вступить в брак с Александрой.
Полезные ссылки
Биография Достоевского — кратко и самое главное
Ф.М. Достоевский
Будущий гениальный писатель родился в Москве и был вторым ребенком, из восьми, в семье. Отец Михаил Андреевич Достоевский зарабатывал на жизнь медициной, а мать Мария Федоровна Нечаева принадлежала купеческому сословию. Не смотря на то, что семья Достоевских жила скромно, Федор Михайлович получил отличное воспитание и образование и с раннего возраст привил любовь к чтению книг. В семье боготворили творчество Пушкина. В довольно раннем возрасте Достоевский познакомился с классикой мировой литературы: Гомером, Сервантесом, Гюго и др.
Сам автор вспоминает: «мечтали мы только о поэзии и о поэтах», «а я беспрерывно в уме сочинял роман из венецианской жизни».
Но по исполнению 16 лет в жизни писателя случается первая трагедия – чахотка (туберкулёз легких) уносит жизнь его матери.
После чего отец семейства отправляет Федора и его старшего брата Михаила на обучение в Главное инженерное училище. Сколько бы сыновья не протестовали, отец настаивал на специальном образовании, которое в дальнейшем могло обеспечить материальное благополучие.
В 1843 году Достоевский оканчивает училище и зачисляется полевым инженером-подпоручиком в Петербургскую инженерную команду, но через год службы подает в отставку, чтобы целиком и полностью посвятить себя литературе.
В 1845 году издается первый серьезный роман «Бедные люди», после которого литературная общественность признает талант писателя. Начали поговаривать о «новом Гоголе».
Вскоре на место резко обрушившейся славы на писателя надвигается очередная трагедия. В 1850 году Достоевского приговаривают к смертной казни. В самый последний момент её заменили каторгой и последующей ссылкой в Сибирь на четыре года.
Чего же противозаконного сотворил гениальный литератор? Дело в том, что с 1846 года писатель стал водить дружбу с Патрашевским Михаилом Васильевичем, убеждённым социалистом. Он посещал так называемые «пятницы Петрашевского», где в основном обсуждалась музыка, литература и отчасти политика. Кружок выступал за отмену крепостного права и призывал к борьбе с коррупцией.
В результате вся группа инакомыслящих по личном приказу императора Николая I* была взята под пристальное внимание, затем арестована и заключена в Петропавловскую крепость. Для справки
*Николай I – император Всероссийский, правивший страной 30 лет (1825 – 1855)
Престол был унаследован от старшего брата Александра I. Правление Николая I ознаменовалось возросшим числом чиновничьего аппарата. Критический взгляд на работу чиновников того времени ярко передал Н.В. Гоголь в «Ревизоре»
Для справки
*Николай I – император Всероссийский, правивший страной 30 лет (1825 – 1855). Престол был унаследован от старшего брата Александра I. Правление Николая I ознаменовалось возросшим числом чиновничьего аппарата. Критический взгляд на работу чиновников того времени ярко передал Н.В. Гоголь в «Ревизоре»
Арестованных обвинили в вольнодумстве и приговорили к расстрелу.
Но затем приговор был смягчен. Николай I добавил лично: «Объявить о помиловании лишь в ту минуту, когда всё будет готово к исполнению казни».
изображение смертной казни — расстрел
Инициирование приговора осуществилось 22 декабря 1849 года. После такой импровизации один из приговоренных (Григорьев) через некоторое время сошел с ума. Свое душевное потрясение Достоевский как раз и изложил в одной из глав романа «Идиот». Поэтому предлагаю переключиться на сюжет книги, но мы непременно вернемся еще к биографии писателя чуть ниже.
Сочинение про князя Мышкина
В произведении Достоевского “Идиот” нашли себе место множество различных персонажей и образов, через которые автор выражает ту или иную мысль, которую ему бы хотелось донести до своего читателя, и дать понять, то, что он хотел этим сказать. Одним из таких образов является образ князя Мышкина.
Мышкин – это мужчина средних лет, визуальный образ которого автор не соизволил предоставить. Мышкин предстаёт перед нами, как человек весьма тонкой душевной организации, который способен пойти на самые эмоциональные поступки и действия. Он человек, только что покинувший психиатрическую лечебницу, из-за чего автор показывает его как человека весьма наивного, даже по-детски доверчивым, из-за чего к нему притягиваются люди, даже самые неординарные личности, с которыми обычный человек не стал бы иметь дел, однако Мышкин совсем не из обычных людей. Также, наряду с его наивностью в его характере присутствует немалая необразованность и лёгкая глуповатость.
Мышкин всем своим видом показывает насколько сломила его характер психиатрическая клиника, в которой он находился достаточно длительное время, а после выхода из неё стал совершенно другим человеком, который не способен даже сам принимать решения, что и когда ему делать, так как привык, что за него это делают медицинский персонал клиники.
Этот человек также весьма любит людей, стараясь помогать окружающим всем, чем только может. Он готов отдать всё за кого то, лишь бы только помочь, ведь он преследует только одну цель – помогать окружающим. Именно в данном стремлении автор показывает его добродушность, приятный характер, и весьма доброе сердце, в котором найдётся место каждому человеку, кем бы он ни был.
Он также обладает качеством видеть в людях то, какими они являются внутри, а не то, какими они кажутся снаружи, так как он привык судить человека не по внешнему виду, а по его действиям, убеждениям, идеалам и ценностям. В каждом человеке он видит что-то уникальное, что-то отличающее кого-то от другого человека, и именно поэтому люди к нему и тянутся, ведь он даёт им увидеть их настоящую суть, позволив им узнать то, что они уникальны и прекрасны, что даёт возможность жить в радости. Именно этим и занимается Мышкин, а именно приносит людям радость. Автор сделал его таким, дабы показать, что в последнею очередь надо оценивать человека по внешнему виду и его прошлому.
Другие сочинения:
2 вариант
В произведении Достоевского “Идиот” одна из главных идей, это путь, который должен пройти человек ради достижения душевной гармонии. Автор собрал всех представителей современного общества, отличимые друг от друга в взглядах на действительность, однако с совпадениями в взглядах в некоторых положительных и отрицательных действиях.
Мышкин выступает главным героем произведения, который возвращается домой после лечения за границей в клинике для душевнобольных. Автор делает данного персонажа уникальной и закрытой личностью до такой степени, чтобы этот человек казался новым для света. Главная идея романа – опровергнуть факт того, что идеалом человека служит искренняя любовь к самому себе, однако исходя из природы человека, он никогда не сможет дойти до такой степени, так как рано или поздно люди дают частичку себя нуждающимся.
Князь Мышкин задуман как личность, приближенная к идеалу Христа. Все это задумано с целью показать читателю насколько сильно отошло от поставленного идеала, и провести эксперимент: увидеть мир с точки уникальности, сравнивая его с идеалами Христовой проповеди. У главного героя можно заметить множество схожестей с евангельским Христом. Но у Мышкина совершенно нет никакого мистицизма в повседневной жизни. Он не страдал физически ради людей и не был послан провиденциальными силами. Его цель – не спасти людей, которые приняли веру в Бога, а более подходящая герою его времени. Мышкин ищет настоящего человека в подлинном обличии и помощью униженных. В главном герое заметен Иисус Христос, так как он, словно Иисус, живет с целью как можно больше помочь кому-то, несмотря ни на какие жертвы.
В один прекрасный момент он оказывается в схожей с Иисусом ситуации: ему не доверяют и испытывают. Однако он продолжает любить людей и сострадать к ним, что является настоящей гармонией чистой души. Его можно было бы назвать “Не от Мира Сего”, но он человек, с полными человеческими качествами. Мышкин влюбляется сразу в двух девиц. Одна из них, чтобы доказать свою любовь к Мышкину, бежит от него, попав под нож – пример, схожий с идеологией главного героя. Вследствие чего вновь пускается во сострадание, в который раз становясь причиной кого-либо горя.
Мышкина стоит расценивать как идеал сентиментальной личности, которая страдает и терпит ради людей.
Подсказки к разгадке в объективном повествовании (портрет и характер)
На первых же страницах романа мы видим главного героя в поезде, подъезжающем к Петербургу. Одет «по-заграничному», но не по погоде; «роста немного повыше среднего, очень белокур, густоволос, со впалыми щеками и с лёгонькою, востренькою, почти совершенно белою бородкой»; глаза «большие, голубые и пристальные; во взгляде их было что-то тихое, но тяжёлое, что-то полное того странного выражения, по которому некоторые угадывают с первого взгляда в субъекте падучую болезнь».
С первых же минут в России герой обнаруживает феноменальную способность «обаять» всех и каждого: купчика Рогожина, генеральского лакея, самого генерала… А уж в исключительно дамском обществе генеральши и трёх её дочерей Мышкин весь выворачивается наизнанку, вызывая всеобщее умиление и, в особенности, «интерес» и «жалость» Аглаи – девушки, на тот момент ещё плохо разбирающейся в своих чувствах. Однако эта девушка – вообще редкий у Достоевского и единственный в данном романе персонаж, не остающийся статичным, а, под влиянием чрезвычайных обстоятельств своей жизни, быстро развивающийся.
Ф. М. Достоевский
Образ князя Мышкина в романе Ф. М. Достоевского «Идиот»
В основе романа «Идиот» лежит попытка изобразить тип человека, достигшего полной духовной и нравственной гармонии. В «Идиоте» Ф. М. Достоевский попытался собрать вместе всех представителей современного общества и показать, что, как бы ни отличались их идейные взгляды на происходящее, есть все же близкие черты и в положительных, и в отрицательных порывах. Вся эта общность связана с двойственной природой человека.
Главный действующий персонаж произведения – князь Мышкин, возвращающийся после продолжительного лечения за границей в клинике для душевнобольных. Достоевский очень мало повествует нам о самом князе Мышкине. По замыслу автора, подобная «закрытая» личность тяготеет к природному началу. Чистота сознания Мышкина, лишенная каких бы то ни было условностей, приводит к разрушению сословных преград. Данный тип человека был необычайно нов для светского общества. Настасья Филипповна даже восклицает о князе: «Первый раз вижу человека».
Достоевский задумал образ князя Мышкина как человека, максимально приблизившегося к идеалу Христа. Писатель отважился на решительный шаг: посмотреть на современный мир сквозь призму Христовой проповеди.
Образ Христа в произведении Достоевского не случаен. Персонажи романа «Идиот» иногда называют князя юродивым, но не в церковном смысле, а просто как чудака. Описание князя Мышкина, как известно, прямо ориентировано на образ Христа. «На свете есть одно только положительно прекрасное лицо – Христос». Достоевский говорил и о том, что предпочтет Христа истине, если окажется, что истина не с Христом. В черновых записях Мышкин прямо назван «князь Христос».
Существует ряд аналогий между «князем Христосом» и евангельским Христом в произведении. Но князь Мышкин – не посланец Христа, его идея – открытие человеческого в самом человеке. Мышкин подобен образу Христа лишь потому, что так же готов идти на любые жертвы во имя ближнего. Так же, как и Христа, Мышкина не понимают и не принимают в обществе, считая «не от мира сего». Но князь Мышкин – живой человек со своим особым характером. В князе Мышкине поражает то чувство внутреннего достоинства, с которым он умеет держать себя при любых обстоятельствах. Проницательный, наделенный даром сердечного понимания чужой души, Мышкин действует на каждого обновляющее и исцеляющее. С ним все становятся чище, улыбчивее, доверчивее и откровеннее.
Но такие порывы сердечного общения в людях, отравляемых ядом эгоизма, благотворны и опасны одновременно. Мгновенные, секундные исцеления в этих людях сменяются порой вспышками еще более исступленной гордости. Получается, что своим влиянием князь пробуждает сердечность и обостряет противоречия больной, тщеславной души человека. Спасая мир, он провоцирует катастрофу.
Душу Мышкина переполняет любовь – сострадание к человечеству. Она же проявляется и в отношениях с двумя близкими его сердцу женщинами – их две, и опять-таки это не случайно. Чувство к одной из них – Настасье Филипповне – автор определяет как любовь-жертву, «любовь для нее». «Любовь для себя» Мышкин обретает в отношениях с Аглаей Епанчиной. Это раздвоение в любви не дает покоя Мышкину. На протяжении всего романа Настасья Филипповна и тянется к Мышкину и отталкивает его от себя. Человеческие поступки всегда сложнее, чем о них привыкли думать, и часто побеждают не те чувства, каких ожидаешь.
Вот и для Настасьи Филипповны свершается ожидаемое чудо: такой человек приходит и предлагает руку и сердце. Но вместо ожидаемого мира он приносит Настасье Филипповне обострение страданий. Появление князя, как мы знаем, не только не успокаивает, но доводит до гибели… Но и в любви к Аглае доминирует сугубо возвышенное духовное начало. Аглая однажды говорит Мышкину: «У вас нежности нет: одна правда, стало быть, – несправедливо». Говоря о «несправедливости», Аглая пытается сформулировать, определить свое ощущение от как бы слишком возвышенного характера любви князя.
Образ Мышкина во многом напоминает образ Дон Кихота, и он тоже занимает свое место среди литературных героев. Глубокая духовная связь с традициями своего народа сделали этого героя актуальным и по сей день!
ПредыдущаяСтраницаСледующаяСтраница
Оглавление
Вариант 2
В своем романе «Идиот» Достоевский изобразил героев, достигнувших нравственной гармонии. В произведении автор собрал всех людей современного общества.
Главным героем произведения является князь Лев Николаевич Мышкин. Князь был заграницей и проходил лечение в больнице для душевнобольных. Автор не полностью описал характер Мышкина. Писатель представил героя как молодого и высокого мужчину с белокурыми волосами и голубыми глазами, впалыми щеками.
Лев Мышкин отличается образованностью и воспитанным характером и располагает к себе общество. Князь имел простой характер и всегда проявлял доброту. Другие люди считали Мышкина странным человеком. Герой был сиротой и с раннего детства страдал от хронической эпилепсии. Его воспитанием занимался Павлищев. Герой родился в дворянской семье, но с раннего детства терпел бедность.
Сюжет романа рассказывает о приезде Мышкина в Россию после длительного лечения. На лечение в клинику его направили еще при жизни Павлищева. В Швейцарии герой встретился с единственной родственницей Епанчиной Елизаветой.
В столице князь встретил самую красивую женщину Петербурга Настасью Филипповну. Героиня сразу же влюбилась в странного князя, но не хотела разрывать отношения с Рогожиным. Вместо любви, Мышки испытывал к женщине сострадание и жалость. В свое время Настасья Филипповна была опозорена из-за нескончаемых отношений с мужчинами.
Автор изобразил героя как наивного и неординарного человека. Своими действиями Мышкин показывал, насколько был сломлен после лечения в психиатрической больнице. После лечения герой был не способен принимать решения. Между тем он любил всем помогать и готов был отдать все до последней вещи. Мышкин всегда находил в других людях только хорошие черты. Герой оценивал окружающих людей по их действиям. Князь всегда приносил радость всем людям.
Мышкин был влюблен в дочь Епанчиной Елизаветы Аглае. Князь разрывался между Аглаей и Настасьей. Рогожин хорошо относился к главному герою и одновременно сильно ревновал Настасью к князю. Отношения князя с Настасьей продлились недолго. Из-за ревности Рогожин убил Настасью, а Мышкин смог спастись благодаря эпилепсии. После трагического происшествия главный герой лишается рассудка и снова попадает в европейскую психиатрическую клинику без шанса на полное выздоровление.
Автор сравнил главного персонажа с Иисусом Христом. Князь на первое место ставил проблемы окружающих людей. Он как Христос, всегда подвергался испытаниям, посланным судьбой и критике современного общества. Писатель показал, что главной миссией Мышкина является поиск скрытых качеств человека и помощь обездоленным и униженным людям. Таким образом, автор хотел воссоздать евангельскую историю.
Напрашивающийся вывод и предположительная разгадка
«Вы, юноша, – говорит Льву Николаевичу Евгений Павлович, – жаждали в Швейцарии родины, стремились в Россию, как в страну неведомую, но обетованную; прочли много книг о России, книг, может быть, превосходных, но для вас вредных…»
Но самой вредной книгой оказалось для Мышкина Евангелие, с его проповедью любви. Мышкин, не имея систематического образования (в чём не раз признаётся он сам и в чём упрекает его даже Аглая), не смог верно оценить бедность русского языка в пределах семантического поля «любви». Князь предлагает женщинам любовь-«агапе», а вместо спасения – брак. В своей невинности он и мысли не допускает, что женщина может его любить «как женщина» (любовь-«эрос») и «как человек» (любовь-«филео», а в браке любовь-«сторге»). Высшей же, христианской любовью-«агапе» почему же в самом деле одинаково не любить и двух женщин, и гораздо больше женщин и мужчин, да и Россию в целом?
Вот только Россия, видимо, тоже слишком женщина и любить способна «как женщина, как человек, а не как… отвлечённый дух». По ходу сюжета не раз у Мышкина мелькает мысль вернуться в Швейцарию, там долечиться и спокойно дожить. Ведь самый внешний пласт сюжета состоит в том, что Мышкин и в Россию-то отправился для того, чтобы получить нежданное наследство, и он его получил, теперь хватит и на дорогое швейцарское лечение, и на безбедную швейцарскую жизнь. Чем, собственно, роман и заканчивается. Но если предположить на одну минуту в Мышкине лицо реальное, то для него было бы лучше, чтоб никакой роман и не начинался. Теперь же, после всех потрясений, он вновь превратился в идиота в точном, медицинском смысле слова, и успех дорогого швейцарского лечения – под большим вопросом…
В замысле Достоевского «князь Христос» вряд ли изначально был обречён именно на такую судьбу. Но истинный реалист не является всемогущим богом даже в пределах собственного творения: он лишь предполагает судьбы персонажей, а располагает ими некая объективная логика его современности, которая прямо на глазах изумлённой публики становится логикой истории. И главная задача писателя-реалиста – эту логику угадать.
-
«Идиот», анализ романа
-
«Идиот», краткое содержание по частям романа Достоевского
-
Образ Рогожина в романе «Идиот» Достоевского
-
Образ Настасьи Филипповны в романе Достоевского «Идиот»
-
«Преступление и наказание», анализ романа
-
Анализ образов главных героев в романе «Преступление и наказание»
-
«Братья Карамазовы», краткое содержание по главам романа Достоевского
-
«Белые ночи», краткое содержание по главам повести Достоевского
-
«Белые ночи», анализ повести Достоевского
-
«Братья Карамазовы», анализ романа Достоевского
-
«Бедные люди», анализ романа Достоевского
-
«Бесы», краткое содержание по главам романа Достоевского
-
«Униженные и оскорбленные», анализ романа Достоевского
-
«Бедные люди», краткое содержание романа Достоевского
-
«Мальчик у Христа на елке», анализ рассказа Достоевского
По произведению: «Идиот»
По писателю: Достоевский Федор Михайлович