Роман михаила юрьевича лермонтова «герой нашего времени»: анализ произведения

Герой нашего времени — смысл и краткое содержание

Работа была воспринята компанией неоднозначно. После шквала критики вышло второе издание (1841 г.) со специальным предисловием. Смысл предисловия к роману «Герой нашего времени» — донести до читателя истинную сущность Печорина. Портрет молодого человека собрал в себе все пороки своего поколения. Сам он несчастен и не может принести счастье другим.

Смысл жизни героя нашего времени — в сиюминутных удовольствиях, ограниченных событиями наших дней.

«Бэла» – роман в несколько месяцев

Старый капитан штаба Максим Максимыч рассказывает своему попутчику о неординарных познаниях. Молодой офицер Печорин после случившейся с ним неприятной истории приехал служить на Кавказ. Местный горный принц проявляет уважение и приглашает друзей на отдых. Молодой офицер влюбляется в Белу с первого взгляда. Красавица — младшая дочь принца. Украсть девушку. Со временем она влюбляется в него. Однако он уже успокоился и начал скучать.

Влюбленный Казбич похищает Белу. Преследуя похитителя, офицер и Максим Максимыч достигают похитителя. Однако он смертельно ранит девушку, бросает ее и убегает. Девушка умирает на руках у Печорина.

«Максим Максимыч» — отношения двух поколений

Неизвестный офицер-рассказчик снова встретился с Максимом Максимычем. Печорин также останавливается в гостинице по пути. Это следует в Персии. Капитан рад встрече со старым другом. Однако к старику он проявляет холодность.

Максим Максимыч хотел вернуть дневник, который носит с собой. Однако она отказалась, сказав, что он больше не нужен ей. Листья пекорина.

«Тамань»: герой – орудие судьбы

В командировке Печорин остановился на Тамани. Он поселился в доме старухи, с которой жил слепой мальчик. Однажды ночью он стал свидетелем передачи партии контрабанды. Участники сделки: тот же парень и незнакомец. Он пригрозил рассказать об этом всем властям. Девушка попыталась утопить его, но убежала. На следующий день Печорин уехал, сожалея о том, что вмешался и нарушил размеренную жизнь контрабандистов.

«Княжна Мери» — одиночество в любви

Печорин, приехавший на лечение в Пятигорск, познакомился с княгиней Лиговской и ее дочерью. Здесь же он встречает Веру, в которую раньше был влюблен, и своего друга-кадета Грушницы.

Печорин от скуки завоевывает сердце княгини Марьи, а потом отвергает ее взаимность. Старое чувство охватило его, и он возвращается к Вере. После ссоры с Грушницким, который был влюблен в княжну, Пекорин вызвал его на дуэль. Убить друга.

Фаталист – предопределенность судьбы

Батальон остановился в казачьей станице. Компания любит играть в карты. Нечаянно Печорину кажется, что сегодня Вулич умрет. Последний для проверки стреляет себе в висок, но происходит осечка. Предсказание не сбылось. Однако вскоре Печорин обнаруживает, что Вулич был застрелен пьяным казаком. Печорин схватил убийцу, выстрелил в него, но промахнулся.

Сочинение 3

Григорий Печорин — главный герой романа «Герои нашего времени» Михаила Юрьевича Лермонтова. Данное произведение написано довольно необычным образом, в каждой его части повествование ведётся от имени разных людей. Как мне кажется, эта уникальная задумка нужна была автору для того, чтобы показать своего героя с разных сторон, позволить читателю понять Печорина и составить собственное мнение о персонаже.

В третьей главе произведения «Тамань» рассказчиком выступает сам Григорий Печорин. Названа эта часть именем города, в котором происходят события. Там герой оказался, следуя на Кавказ. Интересно отметить, что Лермонтов не указывает цели визита Григория в эти края. Было ли это путешествие, или же ссылка за вольнодумство, каким часто подвергались инакомыслящие люди в те года?

В Тамани Печорин совсем не похож скучающего человека, каким мы привыкли видеть его до этого. Он проявляет любопытство, интерес к окружающим. Он расследует, рискует — одним словом, живёт и дышит полной грудью.

В главе Тамань особенно ярко видна противоречивость характера Печорина. В «герое нашего времени» сочетаются, казалось бы, абсолютно противоположные качества. Он одновременно хитр и наивен, тонкочувствующий и равнодушный, суеверный и скептичный.

В городке Григорий становится свидетелем череды странных событий, наталкивающих его на мысль о незаконных действиях. Вместо того, чтобы проигнорировать происходящее, Печорин превращается в настоящего сыщика. Читателю демонстрируется пытливый ум героя, его смелость, небезразличие. Сумев раскрыть планы контрабандистов, он вдруг попадается на простую уловку. Прекрасная девушка-рыбачка, напоминающая толи мифическую Ундину, толи сказочную Русалку, заманивает молодого человека в свои сети

Печорин, ослепленный сиюминутным прорывом, забывает обо всем — об осторожности, безопасности… Разум как будто покинул Григория, и герой, следуя за своими чувствами, едва ли не оказывается на дне роковой реки

Однако, как мы видим из повествования, в Григорие произошедшее не пробудило злобы, ненависти. Молодой человек вспоминает события Тамани с ноткой самоироинии, будто бы речь идёт не о его жизни и смерти, а о событиях интересной книги. Он будто бы даже рад, что с ним все это случилось.

Глава «Тамань» показывает, что Печорин обладает всеми чертами характера, свойственными прекрасным и честным людям. Однако, он не видит своего места в этом мире и закрывается от него в коконе бездействия и равнодушия.

Особенности характера Печорина

Чтобы понять и оценить поступки Печорина, нужно знать некоторые особенности его противоречивого характера. Его мыслящая и энергичная натура, склонная к самоанализу, смелость и честность соседствуют с апатией и скептицизмом, враждебным отношением к людям. Печорин давно не верит в дружбу и любовь, однако сам пытается решать жизненные проблемы и давать оценку своему поведению. Молодой человек непонятен для окружающих.

Максим Максимыч называет его «славным малым, но немножко странным». Его небрежная ленивая походка говорила о некоторой скрытности характера, глаза не смеялись, когда он смеялся. Это могло быть признаком «злого нрава или глубокой постоянной грусти». Внутренний мир героя хорошо раскрывает «Журнал Печорина», который состоит из трех повестей, и в каждой из них герой находится в центре происходящего.

Делая ежедневные записи, он говорит о своих впечатлениях, анализирует прожитый день:

  1. «Зачем я жил?».
  2. «Для какой цели я родился?».

В этом самокопании — его сила и слабость одновременно, превосходство над окружающими и полная разочарованность в жизни. Описание природы глазами героя также помогает глубже войти в его внутренний мир и настроение. Описывая дорогу к дуэли с Грушницким, Печорин отмечает какую-то особенную красоту и свежесть утра. Он восторженно смотрит на окружающий его пейзаж, но постепенно мысли переключаются на предстоящее событие: скоро может решиться его судьба.

И природа, как бы сострадая его чувствам, становится все тревожнее и мрачнее. Читая о его приключениях, можно сделать вывод, что Печорин совсем не ценит свою жизнь. Для него даже смерть — игра, которая вносит чувство новизны в его однообразную повседневность. Печорин все время рискует жизнью, не боясь опасностей. Сколько добрых дел мог совершить такой смелый и волевой человек, но, к сожалению, пока он способен лишь на «острые ощущения» и игру с судьбой.

Рассуждение по произведению

Если жизнь это последовательность противоречий между сердцем и разумом, то кто же тогда управляет человеком злой рок или он сам? Такой вопрос должен задавать себе главный герой произведения М.Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”.

Весь роман представляет собой группу историй, посвященных главному герою. Хотя это не полная его биография и многих данных о герое нет. Например, неизвестно, как он попал на Кавказ. Тем не менее у читателя есть много литературного материала, позволяющего оценить сложность и противоречивость его судьбы.

Сложные ситуации не делают Печорина сильным, не закаляют его характер. Не приводят к осознанию ценности жизни. Тем не менее его самоуверенность, вера в собственные силы, и даже пренебрежительное отношение к року, позволяют ему избегать гибели.

Отличным примером данного факта является его поведение перед дуэлью с Грушницким. Он думает: “Может быть, я завтра умру!”. Но эта мысль не тревожит его долго. Сам себе Печорин признаётся, что думать так смешно и крайне обидно. Такая самоуверенность в конечном счёте и спасает ему жизнь, в то же время приводит к гибели его противника.

Другим вызовом рока для нашего героя становится встреча с Вуличем, который тоже может избегать хитрых ловушек судьбы и кажется, что в нём заложена сила, влияющая на судьбу. Но вот как только, он расслабляется, то погибает он руки обычного, да ещё и пьяного казака.  И выходит, что рок его всё же настигает. А окружавшие его люди говорят: “Так у него на роду написано”

Повлияло ли это на понимание предопределённости жизни Печориным? Думаю да. Сам он называет себя “топором в руках судьбы”. В романе он рассказывает, что все его неприятные черты характера являются результатом внешней среды. Он говорит: “Все читали на моём лице признаки дурных чувств, которых там не было; но их предполагали — и они родились”.

Таким образом, роль и место Печорина в обществе была запланирована средой ещё с далёкого детства. Долгие годы он, будучи ребёнком и подростком, шёл и развивался в этом направлении. Тем не менее будучи офицером, в тот момент когда мы с ним знакомимся, у него возникает желание выйти из того замкнутого круга в который он был помещён с детства. Поскольку достойных примеров перед ним не было, он действовал так как считал нужным в данный, конкретный момент времени.

Поэтому, все поступки нашего героя романа словно направлены на проверку теории может ли человек противится своей участи. Однако, такие рискованые испытания судьбой рано или поздно заканчиваются плохо, что и случилось с Печориным.

Главные герои и их характеристика

Кратко о системе образов и каждом значимом персонаже Многомудрый Литрекон написал в эссе.

  1. Григорий Печорин — молодой дворянин и офицер. Красив внешне, но опустошён внутренне. Не имеет перед собой никакой цели. Не видит смысла в своей жизни. Он циничен, эгоистичен, высокомерен, но при этом умен, по-своему благороден и даже способен на любовь. На протяжении всего романа пытается заполнить пустоту внутри себя, принося окружающим одни лишь страдания. Умирает, так и не найдя себя. Образ Печорина раскрыт в этом сочинении.
  2. Мери — молодая княжна. Образованная светская красавица, еще сохранившая естественность и живость манер. Наивно поддаётся чарам окружающих мужчин. Становится жертвой жестокого эксперимента Печорина, который разбил ей сердце.
  3. Бэла — красивая и гордая грузинская княжна. Была похищена Печориным. Поддалась на его манипуляции и влюбилась в него. После того, как Печорин охладел к ней, замкнулась в себе, грустила, а потом стала жертвой мести горца Казбича её семье. Подробнее о женских образах Многомудрый Литрекон написал здесь.
  4. Грушницкий — молодой юнкер. Выполняет роль кривого зеркала Григория. Пытается подать себя таким же отверженным жизнью страдальцем, как и Печорин, вызывая у того раздражение. На деле же прагматичен, мелочен и подл. Проигрывает схватку за сердце Мери и погибает на дуэли от руки Григория.
  5. Вернер — пожилой доктор. Двойник Печорина. Циничен и умён, но в то же время сострадателен и человечен. Так же, как и главный герой, презирает человеческое общество, но чувствует себя неспособным противостоять ему, что становится причиной их взаимного отдаления. Вот сочинение на эту тему, посвященное двойникам «Героя нашего времени».
  6. Вера — давняя любовь Печорина. Духовно богатая личность. Несмотря на уже второе замужество, любит только Григория, прекрасно осознавая, какие страдание он ей принёс. В конце концов, она также оставляет Печорина, повергая его в отчаяние.
  7. Максим Максимович — дослужившийся до офицера простой крестьянин. Опытный военный. Исполнителен и трудолюбив. Обладает высокой нравственностью. Осуждает поведение Печорина, но не может не испытывать симпатии к нему.

Тема

Название книги автор выбрал говорящее – “Герой нашего времени”. Его идейным и сюжетным центром служит не внешняя биография (жизнь и приключения), а личность человека, его душевная и умственная жизнь, взятая изнутри как процесс. В образе Григория Печорина Лермонтов хотел показать мысли и чувства своего поколения, собрав в нём характеристики молодых людей той эпохи – в этом смысл названия книги.

Основная тема «Героя нашего времени» – известная в русской литературе тема “лишнего человека”. Печорин намного умнее и дальновиднее остальных, но в этом его беда. Окружающие его люди, может быть, не так мудры и проницательны, но они живут настоящими чувствами: они любят, страдают, проявляют милосердие или неприязнь. Печорин считает себя выше всего этого: он холодный, расчётливый и циничный молодой человек, неподвластный эмоциям.

Произведение Лермонтова «Герой нашего времени» было создано в эпоху «безвременья». Социально-политическая подоплёка этого романа в том, что государство, уничтожившее деятельных и прогрессивных молодых людей, стремящихся к изменению устаревшего уклада жизни, в последующем поколении убило все стремления.

На смену деятельным декабристам, призывающим к светлым идеалам, пришло новое, потерянное поколение, разочаровавшееся в высоких стремлениях и пресыщенное светской жизнью.

Смысл «Героя нашего времени» – это отражение эпохи, предостережение будущему поколению. Это яркий пример того, как можно быть умным, образованным человеком, но потерять себя, суть своего существования.

Проблематика отношений Печорина с обществом раскрывает разные грани его характера, герой вызывает как антипатию, так и симпатию к своей личности. В анализе поступков и внутренних мотивов героя проявился психологизм всего произведения в целом.

Актуальность образа Печорина в современном мире

Персонаж Григория Печорина из романа «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова является универсальным символом сложных психологических состояний и противоречий, которые присущи не только современной молодежи, но и людям всех возрастов.

Печорин олицетворяет некую неудовлетворенность собой и окружающим миром, поиск смысла жизни и понимания своего места в нем. Такие же вопросы ставят себе и многие люди в современном мире, что делает образ Печорина актуальным и понятным

Кроме того, Печорин — это типичный представитель своей эпохи, который стремится к свободе и независимости, не подчиняется общественным нормам и стереотипам, что также актуально и сегодня.

В целом, образ Печорина не утратил своей актуальности с момента написания романа, потому что многие его проблемы и вопросы, которые он задает, остаются важными и сегодня. Роман «Герой нашего времени» по-прежнему может помочь читателям лучше понять себя и мир вокруг них.

Основные темы

Центральная тема произведения – так называемая проблема «лишнего человека». Григорий Печорин был прекрасно образованным, интеллигентным юношей, блестящим представителем молодого поколения русского дворянства. Его отличительными чертами была холодность, циничность, способность бесстрастно анализировать людей и их поступки. Несмотря на внешнюю привлекательность, прекрасные манеры и умение поддерживать светский разговор, в любом обществе он чувствовал себя «чужим». И проблема была вовсе не в окружении героя, а в нем самом: каждый раз он своими руками выстраивал между собой и людьми стену отчуждения, которая не давала никакого шанса для эмоционального сближения. Причиной тому была не столько природная замкнутость Григория, сколько его склонность к трезвому рассуждению и анализу. Это свидетельствует о развитой личности человека, но вместе с тем существенно снижает его готовность к сближению с людьми.

Печорин был пресыщен высшим светом, избалован повышенным вниманием к своей персоне. Обладая притягательной внешностью и деньгами, он получал все доступные для юноши его лет удовольствия

Однако очень быстро Григорий ощутил пресыщение от наслаждений. Он стал откровенно скучать, ничто не способно было вывести его из состояния хандры. Чтобы как-то отвлечься от опостылевшей скуки, Печорин принялся безжалостно играть судьбами людей. Итогом его бездумных действий стала смерть Бэлы и Грушницкого, разбитое сердце княжны Мэри, разочарование Максима Максимыча, брошенный на произвол судьбы слепой мальчик.

Композиция

Анализ произведения «Герой нашего времени» следует начать с композиции. Главная его особенность – хронологическая несогласованность эпизодов. Части романа даны не в следующих друг за другом временных отрезках, по порядку. Таким оригинальным способом автор выражает основную мысль романа.

Непоследовательное расположение глав приводит к тому, что читатель раскрывает потаённые уголки души Печорина постепенно, проникается его сознанием и глубиной его проблем.

Роман состоит из двух частей (сюжет).

Первая часть рассказана офицером, странствующим по Кавказу, очень похожим на автора. Рассказчик-офицер в своё повествование включает истории, услышанные от штабс-капитана Максима Максимыча, знакомого с главным героем (“Бэла”, “Максим Максимыч”).

Вторая состоит из записок самого Печорина, которые попали в руки странствующего офицера (“Тамань”, “Княжна Мери”, “Фаталист”).
Композицию усложняют “Предисловие к роману” и “Предисловие к журналу Печорина”.

Таким образом, читатели сначала знакомятся с героем, затем узнают о его гибели, а потом он сам рассказывает о себе в дневнике.

В хронологическом порядке повести должны были располагаться так (фабула): “Тамань”, “Княжна Мери”, “Фаталист”, “Бэла”, “Максим Максимыч”.

В построении сюжета романа нет экспозиции, как и общей кульминации. Каждая из глав живёт собственной жизнью, имея своё строение. В каждой отдельной повести существует своя кульминация, общей является лишь развязка, то есть смерть главного героя.

Композиция романа очень сложна, сочетание разных жанров повествования под одной «шапкой» стало новым шагом в литературном творчестве. Задачу, которую ставил перед собой Лермонтов (понять “историю души человеческой”), помогла осуществить и композиция романа. Именно такое глубокое и постепенное проникновение в сущность Печорина вызвало неподдельный восторг читающей публики.

Критики отметили сходство героев Печорина и Онегина. То, чему учит произведение поэта, остается всегда актуальным – найти смысл жизни, следовать к цели и сохранить при этом лучшее в себе как в человеке.

Соотношение персонажей романа с социальной реальностью того времени

«Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтов – это роман, который отображает общество России начала XIX века. Главные герои – Печорин и молодые офицеры, которые служат в армии, проделывая сложные военные операции, и одновременно ведут монденный образ жизни в свободное время. Автор дает читателю возможность оценить моральные и этические проблемы, связанные со стилем жизни представителей высшего общества России.

В романе затрагиваются такие актуальные темы, как долг человека перед обществом и государством, национальное многообразие и иррациональность в повседневной жизни. Лермонтов, описывая поведение своих героев, показал, как наша социальная среда может повлиять на личность и ее действия.

Персонажи романа отражают социальную реальность своего времени. Офицеры, с которыми встречается Печорин, представляют типичных представителей высшего общества начала XIX века: они разбиты на «кланы», преследуют свои интересы, не заботясь о других людях. Здесь мы можем увидеть сильное разделение на касты, которое было характерно для того времени. В данном контексте можно отметить социальный реализм, который используется автором для описания персонажей и социальных проблем.

Таким образом, «Герой нашего времени» является ценным источником для изучения социальной реальности раннего XIX века, и показывает связь между социальной средой и морально-этическими принципами, которые определяют поведение человека.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Образовайка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: