Внутренние противоречия героя
Появление Григория в жизни других персонажей романа приносит в их жизнь беду и несчастья, чаще всего приводит к трагедии или смерти. Герой способен грамотно оценивать свои поступки и последствия от них.
По мнению критика Белинского, в Печорине живут два разных человека: один действует, а второй наблюдает за его поступками, рассуждает и осуждает их. Причиной такого раздвоения личности является несоответствие между глубоким внутренним миром героя и его жалкой жизнью. В любом случае такое положение вещей вводит героя в состояние уныния и депрессии, выхода из которой он не видит.
Положительные и отрицательные черты Печорина сочетаются и создают индивидуальный образ героя. Он хорошо воспитан, внешне привлекателен, умеет рассуждать, но не умеет чувствовать и любить. Его характер отражает проблему всего поколения, находящегося на границе смены двух нравственных эпох, когда старые принципы и нормы уже не актуальны и неприятны, а новые еще не закрепились. Самостоятельный поиск своего пути не приводит персонажа к положительным результатам и приносит трагические последствия для его окружения.
Вариант 4
Роман «Герой нашего времени» Лермонтова является одним из главных произведений русской литературы. Он описывает жизнь молодого офицера Григория Печорина, который не может найти своё место в жизни и постоянно ищет новых ощущений и приключений. Печорин выступает как пример человека, который не может обрести счастья и находится в поиске своего места в мире.
Мое отношение к главному герою довольно противоречиво. С одной стороны, я восхищаюсь его храбростью и настойчивостью в достижении своих целей. С другой стороны, его безразличие к чувствам других людей и его эгоизм противоречат моим моральным принципам. Он не берёт на себя ответственность за свои поступки и не задумывается о возможных последствиях. Печорин — яркий пример противоречивого и сложного героя.
Один из примеров, который можно привести из литературного текста, это гибель Грушницкого на дуэли. Печорин вынуждает своего друга на дуэль, несмотря на то, что он знает о его слабости и неуверенности в себе. Это пример его безжалостности и безразличия к чувствам других людей.
Второй пример можно найти в жизни. Нередко люди могут быть эгоистичными и не думать о других людях, даже если это причинит им боль или страдания. Например, если человек решает уйти от своей семьи ради личного счастья, не задумываясь о том, как это повлияет на других членов семьи. Это яркий пример того, как эгоизм может привести к негативным последствиям для окружающих.
Выводом можно сказать, что герой нашего времени — это пример сложного и противоречивого персонажа, который пытается найти своё место в мире. Он обладает многими достоинствами, но его недостатки и недостаток чувствительности приводят к трагическим последствиям для него и окружающих.
Мне нравится662Не нравится337
Биография и сюжет
Родился и вырос Григорий Печорин в Санкт-Петербурге. В молодости быстро забросил нудное обучение наукам и ударился в светскую жизнь с кутежами и женщинами. Впрочем, и это быстро наскучило. Тогда герой решил отдать долг Отечеству, отправившись служить в армию. За участие в дуэли молодого человека наказали настоящей службой, заслав на Кавказ в действующие войска, – это отправная точка повествования произведения.
В первой главе под названием «Бэла» Максим Максимыч рассказывает неизвестному слушателю историю, приключившуюся с Печориным и открывшую в нем натуру эгоиста. Молодой офицер умудрился даже на войне заскучать – к свисту пуль привык, а глухая деревня в горах наводила тоску. С помощью черкесского княжича, корыстолюбивого и неуравновешенного Азамата, он украл сначала коня, а затем и дочь местного князя Бэлу. Чувства к юной особе быстро остыли, уступив место равнодушию. Бездумные действия русского офицера повлекли за собой череду драматических событий, в том числе убийство девушки и ее отца.
Глава «Тамань» переносит читателя в доармейские события, когда Печорин встречается с группировкой контрабандистов, ложно приняв ее членов за людей, действующих во имя чего-то великого и ценного. Но героя ждало разочарование. Кроме того, Григорий приходит к выводу, что приносит окружению одни несчастья, и отправляется в Пятигорск к лечебным водам.
Здесь Печорин пересекается с прошлой возлюбленной Верой, до сих пор питающей к нему нежные чувства, приятелем юнкером Грушницким и княжной Мери Лиговской. Спокойная жизнь вновь не задалась: Григорий покорил сердце княжны, но отказал девушке, а затем из-за ссоры сразился на дуэли с Грушницким. За убийство юнкера молодой человек снова оказался в ссылке, но теперь уже его ставят служить в крепость, где и случилось знакомство с Максимом Максимычем.
В последней главе романа «Фаталист» Лермонтов поместил героя в казачью станицу, где за игрой в карты между участниками затевается разговор о судьбе и предопределении. Мужчины разделились на два лагеря – одни верят в предначертанность событий жизни, другие отрицают эту теорию. В споре с поручиком Вуличем Печорин заявил, что видит отпечаток близкой смерти на лице оппонента. Тот попытался с помощью «русской рулетки» доказать свою неуязвимость, и действительно – пистолет дал осечку. Однако в тот же вечер Вулич погиб от рук перепившего казака.
Отношения с Грушницким
Удивительным считается отношение Печорина к Грушницкому, ведь при встрече они даже обнимаются по-приятельски. Их отношения весьма специфичны. Григорий забавлялся своим товарищем, часто предпринимал попытки разозлить его. Тем не менее Печорин всячески пытался обезопасить своего друга от неискренности избранницы.
В итоге ситуация с Грушницким показывает, что любовь и дружба всё-таки чужды Печорину, он строит свою жизнь, страстно желая оставаться независимым от людей. От этого Григорий и страдает впоследствии. Он так описывает свои жизненные принципы:
Нельзя дать однозначный ответ, положительный или отрицательный герой предстаёт перед читателем. Речь идёт о человеке с непростым характером и нетипичным отношением к жизни.
Княжна Мери
Для Бэлы главный герой стал хозяином, господином, поэтому она вела себя с ним как раба. Именно по этой причине чувства Печорина к ней остыли. Он добился ее расположения и потерял интерес, герою стало скучно.
В ходе повествования читатель узнает, что Вера была единственной женщиной, которую Печорин любил в своей жизни. Он ценил ее за то, что она одна смогла понять его и принять его таким, какой он есть. Печорин признавался себе, что Вера занимает в его жизни огромное место. Но несмотря на это, он мучил ее своей холодностью, горделивостью и эгоизмом. Оба героя понимали, что они никогда не обретут счастья друг с другом. Их отношения закончились трагично: муж Веры узнал о ее отношениях с Печориным, в результате чего им пришлось уехать. Главный герой пытался догнать ее, но ему это не удалось сделать.
-
Какого человека можно назвать сильной личностью сочинение дубровский
-
Портрет счастливого человека сочинение
-
Как характер и образ жизни человека влияет на его жизненный путь сочинение обломов
-
Сочинение случай с другом
- Сочинение на тему мое село 7 класс с причастными оборотами
В чем трагедия лермонтовского героя
Историческая действительность обрекает на крах все попытки Печорина найти себе хоть какое-то полезное применение. Даже в любви он не смог найти себе место. Этот герой совершенно одинок, ему сложно сближаться с людьми, открываться им, впускать в свою жизнь. Сосущая тоска, одиночество и желание найти себе место в мире – вот характеристика Печорина. «Герой нашего времени» стал романом-олицетворением величайшей трагедии человека – невозможности найти себя.
Печорин наделен благородством и честью, что проявилось при дуэли с Грушницким, но в то же время в нем главенствуют эгоизм и безразличие. На протяжении всего повествования герой остается статичным – он не эволюционирует, его ничего не может изменить. Лермонтов словно стремится этим показать, что Печорин практически полутруп. Его судьба предрешена, он уже не жив, хотя до конца еще и не мертв. Именно поэтому главный герой не заботится о своей безопасности, он бесстрашно бросается вперед, потому что ему нечего терять.
Трагизм Печорина не только в социальной ситуации, которая не позволила ему найти себе применения, но и в неспособности просто жить. Самоанализ и постоянные попытки осмыслить происходящее вокруг привели к метаниям, постоянным сомнениям и неуверенности.
Вариант 2
То есть получается, что вся любовь и дружба, которая у него была в книге, была не настоящей? Вообще, на то похоже… Но я думаю, что могли стать настоящими! Просто он их сам портил своим отношением.
Грушницкому он мог бы стать другом, помочь ему. Мог бы даже влюбиться в Мэри, плетя интриги. Увлекся б, как в кино! Стал серьёзно чувствовать интерес. В общем, каждый раз мог сделать шаг, но отстранялся – боялся, возможно.
Мне бы, вообще, хотелось переписать этот роман, чтобы Печорин стал героем. Ему самому лучше б стало! А так его только совесть мучит и плохие воспоминания. Стоит сделать шаг к человеку, который тебя любит, особенно если ты сам его в себя влюбил.
Да, думаю, что способен, но ему нужен хороший стресс.
Замысел
Роман Лермонтова родился не на пустом месте. Автор опирался как на зарубежные, так и на отечественные источники, что вдохновило его на создание неоднозначного персонажа и необычного сюжета. Книга Михаила Юрьевича по замыслу очень похожа на пушкинский «Евгений Онегин», хотя написана в более драматической манере. Кроме того, писатель опирался на зарубежный опыт для создания внутреннего мира героя. Психологический роман был уже известен в Европе
Жанр произведения «Герой нашего времени» можно определить как психологический роман, что связано с большим вниманием автора к поведению и настроению Печорина
Наиболее ярко эти характеристики проявились в творчестве французского иллюминаста Руссо. Также можно провести параллели между авторской композицией и произведениями Байрона, Бестужева-Марлинского. Создавая свое оригинальное произведение, автор руководствовался прежде всего реалиями своего времени, что отражено в названии. По словам самого писателя, он стремился создать общий портрет своего поколения: умных молодых людей, которые ни с чем не могут справиться и тратят свою энергию на бесполезные занятия, наносящие вред себе и окружающим.
Характеристика Печорина
Печорин — типичный представитель своего времени. Он довольно богат и хорошо образован. Но при этом герой не полностью доволен своей жизнью. Он не плывет по течению, а пытается творить свою судьбу. В погоне за интересом к жизни он пренебрегает теми, кому он дорог. Он спокойно играет судьбой людей, он их предает. Даже те, кого он любит, не способны даровать доброту и понимание. Он приводит к смерти или разочарованию близких, тех, кто верит и ждет этого. Печорину присущи гордыня, самолюбие и эгоизм.
Где бы ни появлялся Печорин, людям он приносит только боль и разрушение. Он убивает своего друга на дуэли, виновен в гибели любимой девушки. Поверивший в него Максим Максимыч глубоко разочарован в нем. Несмотря на то, что любовь к Беле была искренней, он очень хотел сделать ее счастливой, но не мог из-за эгоизма и неумения долго испытывать эмоции или чувства. Он закрывается от мира, прячется за маской эгоизма и тщеславия, полностью теряя способность по-настоящему чувствовать и жить.
Образ центрального персонажа
Первый психологический роман в русской литературе затрагивает важные социальные проблемы. Практически все персонажи важны для понимания темы дружбы в произведении:
- капитан штаба Максим Максимыч;
- офицер Грушницкий;
- доктор Вернер;
- лейтенант Вулич;
- княгиня Мария Лиговская;
- Григорий Пекорин.
Печорин — чрезвычайно сложный персонаж в образной системе романа. Он талантлив и энергичен, смел и умен. Однако читатель относится к нему больше как к отрицательному персонажу, потому что равнодушие Печорина к окружающим вызывает отвращение. Будучи крайне эгоистичным человеком, главный герой не может заводить друзей и страдает от этого.
Григорий одарен острым умом, дает адекватную оценку поступкам других людей. Обычно его критика направлена не только на других, но и на самого себя. Однако слова и действия персонажа повлияли на судьбы многих людей: через него он становится бездомным и теряет жизнь Бэла, погибает его товарищ Грушницкий, Максим Максимыч разочаровывается в дружбе, умирает офицер Вулич.
Чтобы понять точку зрения главного героя на такие социальные вопросы, как дружба и любовь, необходимо изучить несколько сюжетов.
Доктор
Но в романе действительно есть один человек, с которым Печорин особенно дружит, это доктор Вернер. Печорин умеет различать в нем свои черты, ему нравится скептицизм, интеллект и то, что в нем любишь стихи. Печорина также впечатлило, что по профессии этот человек был врачом.
В теме «Дружба в жизни Печорина» цитаты звучат иначе. Сам Пекорин однажды признался Вернеру, что он не умел подружиться, что в дружбе «один является рабом другого». Печорин свободолюбивой морали, не хочет подстраиваться и подчиняться, не нуждается в советах других людей. В любви его тоже не видно, его добрая и умная Вера ему больше не принадлежит, она замужем, ему уже поздно за нее бороться.
Григорий и Максим Максимыч
Мужчины познакомились на службе, где ходили плечом к плечу целый год. Читатель отмечает особую привязанность в дружеских отношениях с штабс-капитаном, которая знакомит с личностью Печорина. Максим Максимыч неоднократно называет своего коллегу странным и часто осуждает его действия, но по-прежнему считает его своим другом, единомышленником.
Грегорио менее приветлив со своей партнершей, не скрывает холодности и не обещает дружбы. Долгожданная встреча Максима Максимыча с Печориным расставляет все по своим местам: становится ясно, что Григорий встретил только старого знакомого, которого никогда не считал своим другом.
Неловкая встреча
Почему дружба в жизни Печорина была не так важна, как для других? Для эгоистичного Печорина Максим Максимыч и Бела были лишь небольшими эпизодами в его жизни. Об этом свидетельствует момент, когда Максим Максимыч после долгой разлуки, узнав, что Печорин остановился в их части, побежал обнять своего друга, но Печорин не проявил эмоций при встрече с ним и только сказал: «Я должен идти, Максим Максимыч… »Лермонтов не случайно показал такое несходство между двумя коллегами, такая же разница всегда существовала между русским народом и светской аристократией.
Печорин и Грушницкий
Именно Пекорин держал людей на некотором расстоянии от себя, не позволяя им проникнуть глубоко в свое сердце. Пекорин хорошо знал Грушницкого и не любил его.
Однако Печорин относился к Грушницкому как к другу. При встрече они обнялись и по ходу событий, вплоть до той же встречи в доме Лиговских, продолжали встречаться. Втайне Пекорин развлекался с Грушницким, пытаясь его разозлить. Печорина раздражало, что его друг считал княжну Марью почти своей. Он увидел, что в избалованной девушке нет ни цента любви. Он считал Грушницкого пониженным, видя его безвольным, сочувствовал ему. Но не более того. Печорин понимал, что как только Грушницкий наденет офицерскую форму, девушка потеряет к нему интерес. Так и случилось. Сама принцесса позабавила его. Он знал, что от любви до ненависти всего один шаг, и сначала он возбудил ненависть в душе девушки к ее личности.
Печорин и Вернер
На примере этих персонажей более отчетливо раскрывается отношение Печорина к дружбе и тема произведения в целом. Грегори и доктор очень похожи: они оба не умеют строить серьезные отношения, но между ними вполне может зародиться дружба.
Печорин отвергает настоящие дружеские чувства, ему чужды открытость, искренность и доверие — все, что нужно для построения дружеских отношений. Вернер — отражение положительных качеств, присущих главному герою: он силен, умен и честен.
Печорин о себе
Сам Печорин видит свой цинизм и эгоизм. Периодически в словах героя проскакивает мысль, что и сам он страдает о этого. Но в его поведении это страдание никак не выражается. Он всегда холоден, чужие чувства не тревожат его, ровно также как и свои. Любые проявления эмоций для него приобретают лишь характер выученной вежливости, а любое чувство быстро сменяется другим. Печорин имеет успех у женщин, но сам он любить не в состоянии. Он заявляет, что презирает всех женщин, чтобы не любить их, потому что не хочет превратить свою жизнь в мелодраму.
Получается, что на вопрос о том, способен ли Печорин любить, можно дать лишь отрицательный ответ. Он и сам не раз упоминает это в своих записках. Но он принимает себя таким, какой он есть, до самой смерти он остается циничным и бесчувственным. Страдает ли он от этого на самом деле?
Вероятно, он понимает, что это нехорошо, но, как и остальные чувства, ощущение вин быстро исчезают в недрах его души.
Образ
Герой своего времени не в состоянии отыскать сферу применения безбрежной молодой энергии. Силы тратятся на незначительные мелочи и сердечные драмы, ни от того, ни от другого общество не получает пользы. Трагедия личности, которая обречена на инертность и одиночество, – вот идейное ядро романа Лермонтова. Автор поясняет:
Григорий с юности существует «любопытства ради» и признается: «Я давно уже живу не сердцем, а головой». «Холодный ум» толкает персонажа на поступки, от которых всем только плохо. Он вмешивается в дела контрабандистов, играет чувствами Бэлы и Веры, мстит. Все это приносит сплошные разочарования и душевное опустошение. Он презирает высшее общество, в котором родился и вырос, однако именно его кумиром становится после победы в дуэли над Грушевским. И такой поворот событий еще больше удручает Григория.
Характеристика внешности Печорина передает его внутренние качества. Михаил Юрьевич нарисовал аристократа с бледной кожей и тонкими пальцами. При ходьбе герой не размахивает руками, что говорит о замкнутой натуре, а во время смеха глаза лишены веселой искры – этим автор попытался передать характер, склонный к анализу и драматизму. Причем даже возраст Григория Александровича не понятен: выглядит он на 26, а на самом деле герой отпраздновал свой 30-ый день рождения.
Цитаты из романа по персонажам
***
Сострадание – чувство, которому покоряются так легко все женщины, впустило свои когти в ее неопытное сердце.
***
Он изучал все живые струны сердца человеческого, как изучают жилы трупа, но никогда не умел он воспользоваться своим знанием (о докторе Вернере).
***
Я опять ошибся: любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни; невежество и простосердечие одной так же надоедают, как и кокетство другой.
***
Она хорошо сделала, что умерла: ну что бы с ней сталось, если бы Григорий Александрович ее покинул?
Наша публика так еще молода и простодушна, что не понимает басни, если в конце ее не находит нравоучения.
Во мне два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его; первый, быть может, через час простится С Вами и миром навеки.
***
Она была далеко не красавица, но я имею свои предубеждения также и насчет красоты. В ней было много породы.
***
***
***
Как камень, брошенный в гладкий источник, я встревожил их спокойствие и, как камень, едва сам не пошел ко дну!
***
Ой, я презираю женщин, чтобы не любить их, потому что иначе жизнь была бы слишком нелепой мелодрамой.
***
Повелевать в этом случае – труд утомительный, потому что надо вместе с этим и обманывать.
***
Нет женского взора, которого бы я не забыл при виде кудрявых гор, озаренных южным солнцем, при виде голубого неба или внимая шуму потока, падающего с утеса на утес.
***
***
Без дураков было бы на свете очень скучно Посмотрите, вот нас двое умных людей; мы знаем заранее, что обо всем можно спорить до бесконечности, и потому не спорим.
***
И к свисту пули можно привыкнуть, то есть привыкнуть скрывать невольное биение сердца.
***
Мне хотелось вас заставить рассказать что‑нибудь; во‑первых, потому, что слушать менее утомительно; во‑вторых, нельзя проговориться; в‑третьих, можно узнать чужую тайну.
***
Никогда не должно отвергать кающегося преступника: с отчаяния он может сделаться ещё вдвое преступнее и тогда.
***
Женщины! женщины! кто их поймет? Их улыбки противоречат их взорам, их слова обещают и манят, а звук их голоса отталкивает.
***
Музыка после обеда усыпляет, а спать после обеда здорово: следовательно, я люблю музыку в медицинском отношении.
***
Печальное нам смешно, смешное грустно, а вообще, по правде, мы ко всему довольно равнодушны, кроме самих себя.
***
Милый мой, я презираю женщин, чтобы не любить их, потому что иначе жизнь была бы слишком нелепой мелодрамой.
***
А первое мое удовольствие подчинять моей воле все, что меня окружает; возбуждать к себе чувство любви, преданности и страха не
***
Только любовь, которую мы читаем в глазах, ни к чему женщину не обязывает, тогда как слова.
***
И если б все люди побольше рассуждали,то убедились бы, что жизнь не стоит того,чтоб об ней так много заботиться.
***
Сострадание – чувство, которому покоряются так легко все женщины, – впустило свои когти в ее неопытное сердце.
***
Думая о близкой и возможной смерти, я думаю об одном себе: иные не делают и этого.
***
***
Довольно людей кормили сластями; у них от этого испортился желудок: нужны горькие лекарства, едкие истины.
***
Самые счастливые люди – невежды, а слава – удача, и чтоб добиться ее, надо только быть ловким.
***
Чтоб воздержаться от вина, он, конечно, старался уверять себя, что все в мире несчастия происходят от пьянства.
***
Я уже прошел тот период жизни душевной, когда ищут только счастия, когда сердце чувствует необходимость любить сильно и страстно кого-нибудь,
***
***
Ведь есть, право, этакие люди, у которых на роду написано, что с ними должны случаться разные необыкновенные вещи!
***
Умереть так умереть! потеря для мира небольшая; да и мне самому порядочно уж скучно. Я как человек, зевающий на бале, который не едет спать.
***
У меня есть предчувствие знакомясь с женщиной, я всегда безошибочно отгадывал, будет она меня любить или нет.
Из двух друзей всегда один раб другого, хотя часто ни один из них в этом себе не признается.
***
Любовь, которую мы читаем в глазах, ни к чему женщину не обязывает, тогда как слова
***
. и мы только в два часа ночи вспомнили, что доктора велят ложиться спать в одиннадцать.
***
Печальное нам смешно, смешное грустно, а вообще, по правде, мы ко всему довольно равнодушны, кроме самих себя.
***
Я никогда сам не открываю своих тайн, а ужасно люблю, чтоб их отгадывали, потому что таким образом я всегда могу при случае от них отпереться.
О качествах Печорина
Невозможно, чтобы нас только любили или только ненавидели. Так и с Печориным. Найти в его действиях или характере только положительные качества не представляется возможным. Он весь соткан из противоречивых поступков, мыслей и слов.
Положительные качества
При прочтении кажется, что главный герой наполнен отрицательными качествами и лишь изредка может промелькнуть что-то светлое в его образе. Но это лишь первое впечатление. При внимательном рассмотрении можно увидеть множество положительных качеств, которые показывают самого настоящего, живого человека, не лишенного духовной красоты.
Друзья и враги Печорина
Печорин Григорий Александрович — главный герой романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» — персонаж уникальный. Возможно не столько сам по себе, сколько из-за выбранной автором формы повествования, ведь большую часть произведения представляет так называемый «журнал Печорина», и читатель вынужден смотреть на мир глазами героя.
Друзья и враги… Это сродни условности категорий добра и зла: они весьма приблизительны и в иных обстоятельствах склонны меняться друг с другом местами.
Двойственность натуры Печорина не раз подчеркивается: «Во мне два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его…»
И еще одна исчерпывающая характеристика: «Печальное нам смешно, смешное — грустно, а вообще, по правде, мы ко всему довольно равнодушны, кроме самих себя».
Цитат довольно; попробую развить мысль. Печорин — человек в высшей степени эгоцентричный. Беда его это или вина — разговор отдельный и особый. Но факт остается фактом: главной фигурой собственной жизни он видит исключительно себя самого. Прочие персонажи прочно занимают второстепенные места.
У такого человека не может быть настоящих друзей, как, наверное, и настоящих врагов. Дружба подразумевает сильную душевную привязанность, вражда — явную внутреннюю недоброжелательность. У Печорина в этом плане все примерно однополярны. Он с равной долей иронии говорит и о приятелях своих (Вернер, например), и о недругах (Грушницкий).
Единственный человек, кто ненадолго становится ему ближе того круга, в котором он держит всех остальных людей, — Вера. И то, подозреваю, благодаря такому стечению обстоятельств, при которых он может навсегда утратить возможность видеть любящую его женщину. Не объяснись Вера с супругом, не обмолвись ему об измене, вероятно, Печорин бы не испытал той бури страстей, что выпала ему при попытке догнать… пытаюсь подобрать нужное слово. Любовницу? Грубо и пошло. Возлюбленную? Он никого не любит. Наверное, уместнее всего было бы назвать Веру подругой Григория Александровича. С поправкой на взаимоотношения полов. Потому что, пожалуй, к ней он относится действительно по-дружески: боится, что она больна всерьез, испытывает жалость, видя ее ревность — иначе говоря, пытается щадить ее чувства, что для него совершенно не характерно. Она пытается его понять, не впадая в бессмысленные истерики, на закатывая сцен и не требуя каких-то действий. Веру отличает от других его дам то, что она, при всей потребности выдавать желаемое за действительное, отдает себе отчет в том, что никакой счастливой перспективы у нее с ним нет и быть не может. Вероятнее всего, Печорин благодарен ей, видя, что качество это довольно редкое.
При первом взгляде на произведение можно было бы сухо обрисовать круг условно близкого общения героя так: Максим Максимыч, Грушницкий, Вернер. Собственно, это те люди, с которыми Печорин довольно долго оставался на одной ограниченной территории. Те, с которыми он вступает в диалог один на один. Но едва ли кого-то из них можно всерьез считать его другом или врагом. Максим Максимыч — старый товарищ, с которым они вместе служили в крепости. При подобных обстоятельствах многие становятся друзьями на всю жизнь… Но эпизод встречи персонажей в части «Максим Максимыч» четко показывает, что для Печорина эти взаимоотношения можно было бы назвать «от делать нечего друзья», хотя по части «Бэла» мы видим, что он многое рассказывал старшему своему сослуживцу, делился довольно личными, казалось бы, соображениями. Но, повторюсь, «Максим Максимыч» отражает суровую действительность: для Печорина время, проведенное в крепости, минуло в прошлое, и оживлять воспоминания он не намерен.
Вернер близок Печорину по духу в том числе отсутствием излишней сентиментальности и умением мыслить хладнокровно, он так же не вполне вписывается в местное общество. Казалось бы, он также делает шаг к сближению — взять хотя бы эпизод перед дуэлью, где он пытается остановить героя, — но тот снова дает понять, что он — сам по себе.
Что касается Грушницкого, тут и говорить особенно нечего. О дружбе речи нет, это лишь былое приятельство, а для врага он слишком мелок.
Печорин не способен ни к любви, ни к дружбе по той простой причине, что ему самого себя хватает с лихвой. Он боится сильных чувств. Причины к этому, видимо, есть, но они остались где-то в далеком прошлом. На момент повествования перед читателем находится человек циничный и язвительный, но думающий, что мешает воспринимать его фигурой ярко отрицательной. Подсознательно он считает — и небезосновательно! — что душевная близость с кем-либо сделает его более уязвимым. И далее — уже по Пушкину: «Любите самого себя, достопочтенный мой читатель! Предмет достойный: ничего любезней верно нет его».
Печорин и Вернер
Вернера Григорий Александрович искренне уважал. Они почти с полуслова понимали друг друга. Вернер был примечательной наружности, за что молодежь прозвала его Мефистофелем. Он был умен, образован, и у Печорина всегда находились темы для беседы с Вернером. С доктором Печорину не было скучно. Вернер стал секундантом Печорина во время дуэли его с Грушницким. Суть отношений между ними Печорин как-то высказал Вернеру:
Трудно не согласиться с Печориным в том, что дружба редко бывает равноправной, когда люди привязываются друг к другу по велению души. И счастливы те, кто имеют именно таких – бескорыстных и сердечных друзей. На жизненном пути Печорина такого друга, наверное, не было, либо он не разглядел в людях бескорыстия. Он считает, что
И хотя Печорин считает что «повелевать … – труд утомительный», он людей использует. На всем протяжении романа доктор Вернер служил для Печорина источником информации. Грушницкий был в роли подопытного кролика, за которым Григорий Александрович наблюдал и потешался. Впрочем, Печорин никого не считал друзьями, а только приятелями, и никогда никого не впускал в свое сердце.
Максим Максимыч
Максим Максимыч
, «человек, достойный уважения», как говорит о нем молодой офицер-рассказчик, открытый, добрый, во многом наивный, довольный жизнью. Мы слушаем его рассказ об истории Бэлы, наблюдаем за тем, как стремится он встретиться Григорием, которого считает старым приятелем и к которому искренне привязан, ясно видим, из-за чего он вдруг «сделался упрямым, сварливым». Сочувствуя штабс-капитану, невольно начинаем неприязненно относиться к Печорину.
Вместе с тем при всем своем простодушном обаянии Максим Максимыч – человек ограниченный, ему невдомек, что движет молодым офицером, да он об этом и не задумывается. Непонятным будет для штабс-капитана и холодность его приятеля при последней встрече, обидевшая до глубины души. «Что ему во мне? Я не богат, не чиновен, да и по летам совсем ему не пара». У героев совершенно разные характеры, взгляды на жизнь, мировоззрение, они люди разных эпох и разного происхождения.
Как и другие главные герои произведения «Герой нашего времени» Лермонтова, образ Максим Максимыча подталкивает нас к размышлению о причине эгоизма, равнодушия и холодности Печорина.
Заключение
В разных повестях романа «Герой нашего времени» персонажи не только помогают понять нам самые разные черты Печорина и в результате позволяют проникнуть в замысел автора, проследить за «историей души человеческой», увидеть «портрет героя времени». Главные действующие лица произведения Лермонтова представляют разные типы человеческих характеров и потому рисуют облик времени, создавшего Григория Печорина.
Тест по произведению
Сравнительная характеристика Печорина и Вернера в романе «Герой нашего времени» раскроет глубокий, внутренний мир этих персонажей. Поможет понять, почему их дружбе пришел конец, и что послужило поводом для расставания.