Черты романтизма и реализма в романе герой нашего времени (сочинение)

Черты романтизма и реализма в романе герой нашего времени ( )

Сочинение — Черты романтизма и реализма в романе Герой нашего времени. Русский язык

Роман «Герой нашего времени» написан Михаилом Юрьевичем Лермонтовым. Он является психологическим, но также повествует о русской жизни и быте военных людей.

Данное произведение заключает в себе реалистические и романтические элементы. Лермонтов с объективной точки зрения глядит на русское бытие, подходит к ее описанию как настоящий исследователь. Два этих направления находят друг против друга в сравнении и подчеркивают самую важную проблему романа. Реализм формируется и подчеркивается во внутренностях другого жанра.

В заметках по пути использован реалистический вид рассказа. Детали быта описаны четко и достоверно, а речь проста и поэтична, также заполнена иронией и лирикой.

Глава «Бэла» точно соответствует канонам романтизма. Природа романтичен, и он предупреждает таинственные происшествия. Основной персонаж вступает в борьбу с наружным светом и обществом: он находится в поисках любви, которая нереальна, его сердце постоянно мечется, точно какая-то стихия, он противостоит всем принятым нормам общественности. Здесь восприимчивость мира героя очень глубокая и она разрешает ему не следовать законам, которые есть у простых людей. Печорин – это романтик. Он одинок, бесстрашен и его волю нельзя сломить.

Контрастируют романтизм и реализм в главе «Максим Максимыч». Здесь герой думает и поступает наподобие романтического героя, но Лермонтов относит его к реалистическому персонажу. Печорин находится в кризисе. Тут Лермонтов показывает свое мастерство писателя в полной мере. Печорин изображается как одинокий, страдающий, разочарованный жизнью человек. Но историческая конкретность присутствует. Михаил Юрьевич приближается к реалистическому изображению, противопоставляет Печорину простого, полного положительных качеств, Максима Максимыча.

В «Тамани» сюжет воспринимается двупланно. Детали его видимы, точны, реальны, но при этом он символизирует порывы главного героя: представления морей, парусов – вот где отражены мотивы романтизма. Разочаровывается герой из-за бессмысленной храбрости и романтического ощущения мира.

«Княжна Мери» является самым сильным самовыражением главного героя. Здесь герой приближен к пейзажам и природе. Она символизирует свободу и полную возможность раскрепоститься. Романтизм проявляется в его дневниковых зарисовках.

Характеристики главного героя

Печорин обладает множеством качеств и черт характера, которые делают его интересным и противоречивым персонажем:

Равнодушие — основной чертой его характера является безразличие к судьбам других людей и чувствам, не способное пробудить в нем искренний интерес или сочувствие;
Эгоизм — Печорин ориентирован исключительно на свои собственные интересы и желания, безразличный к причиняемым другим людям страданиям;
Скука — персонаж подвержен постоянной скуке, всегда ищет новые развлечения и приключения, стремится заполнить свою жизнь смыслом и экзотикой;
Международный опыт — Печорин был во многих странах и познакомился с разными культурами, что придает ему широту взглядов и позволяет успешно адаптироваться в любой среде;
Ностальгия — несмотря на свою приключенческую жизнь, Печорин испытывает ностальгию по родной местности и стремится найти в ней покой и удовлетворение;
Нарциссизм — он не просто чувствует себя главным героем своей собственной истории, но и старается завладеть сердцами окружающих, рассчитывая на их внимание и восхищение.

Эти черты характера делают Печорина сложной и противоречивой личностью, в которой сочетаются эгоцентризм, отчаяние и жаждование новых впечатлений.

Вариант 2

Роман “Герой нашего времени” Лермонтова – это произведение, которое является ярким примером реализма в литературе. В нем автор описывает жизнь своих героев так, как она есть, без приукрашивания и идеализации. В романе присутствуют все черты реализма, которые делают его таким убедительным и правдоподобным.

Первая черта реализма, которая присутствует в романе, – это описание реальных событий и явлений. Лермонтов описывает жизнь своих героев так, как она была в реальности, без приукрашивания и идеализации. Он показывает, что жизнь не всегда бывает прекрасной и легкой, а часто бывает трудной и полной препятствий. Например, в романе описывается жизнь Печорина, который сталкивается с различными трудностями в своей жизни, такими как любовь, предательство, одиночество и т.д.

Вторая черта реализма, которая присутствует в романе, – это описание характеров героев. Лермонтов создает своих героев такими, какими они есть на самом деле, с их достоинствами и недостатками. Он не старается сделать их идеальными, а показывает их как людей, с которыми можно сопереживать и понимать. Например, герой романа Печорин – это человек, который имеет множество недостатков, таких как эгоизм, жестокость, безразличие к окружающим и т.д. Однако, он также имеет свои достоинства, такие как ум, обаяние, харизму и т.д.

Третья черта реализма, которая присутствует в романе, – это описание окружающей среды. Лермонтов описывает природу, города, дома и другие объекты так, как они есть в реальности. Он не старается приукрасить их, а показывает их такими, какими они есть на самом деле. Например, в романе описывается природа Кавказа, которая является красивой и живописной, но также опасной и непредсказуемой.

Четвертая черта реализма, которая присутствует в романе, – это описание социальных проблем. Лермонтов показывает, что в обществе существуют проблемы, которые нужно решать. Он описывает бедность, неравенство, коррупцию и другие социальные проблемы, которые существовали в его времена. Например, в романе описывается жизнь казачества, которое было одним из самых бедных и ущербных слоев общества.

Пятая черта реализма, которая присутствует в романе, – это описание психологических состояний героев. Лермонтов описывает чувства и эмоции своих героев так, как они есть на самом деле. Он показывает, что люди могут испытывать различные эмоции, такие как любовь, ненависть, зависть и т.д. Например, в романе описывается любовь Печорина к Бэле, которая является сложной и противоречивой.

Шестая черта реализма, которая присутствует в романе, – это описание исторического контекста. Лермонтов описывает жизнь своих героев в определенный исторический период, что делает роман более правдоподобным и реалистичным. Например, в романе описывается жизнь в России в первой половине XIX века, что позволяет читателю лучше понять контекст и смысл происходящих событий.

Седьмая черта реализма, которая присутствует в романе, – это описание социальных отношений. Лермонтов описывает отношения между героями так, как они есть на самом деле, без приукрашивания и идеализации. Он показывает, что отношения между людьми могут быть сложными и противоречивыми. Например, в романе описывается отношение Печорина к Максиму Максимычу, которое является сложным и противоречивым.

Восьмая черта реализма, которая присутствует в романе, – это описание образования и культуры. Лермонтов описывает своих героев так, как они были образованы и культурно развиты. Он показывает, что образование и культура могут влиять на характер и поведение человека. Например, в романе описывается образование Печорина, который был образованным и культурным человеком.

Девятая черта реализма, которая присутствует в романе, – это описание религиозных и философских взглядов. Лермонтов описывает взгляды своих героев на религию и философию так, как они есть на самом деле. Он показывает, что люди могут иметь различные взгляды на жизнь и мир. Например, в романе описывается взгляд Печорина на религию, который является скептическим и критическим.

Десятая черта реализма, которая присутствует в романе, – это описание морали и этики. Лермонтов описывает моральные и этические принципы своих героев так, как они есть на самом деле. Он показывает, что люди могут иметь различные моральные и этические принципы, которые влияют на их поведение и решения. Например, в романе описывается моральный выбор Печорина, который является сложным и противоречивым.

Слайд 2Романтизм — направление в искусстве и литературе, возникшее в конце

18 века в Германии и распространившееся по Европе и Америке.

Признаки

романтизма:
— Подчеркнутое внимание к человеческой личности, индивидуальности, внутреннему миру человека.
— Изображение исключительного характера в исключительных обстоятельствах, сильной, бунтарской личности, непримиримой с миром. Это человек не только свободен духом, но еще особенный и необычный

Чаще всего это одиночка, которого не понимает большинство других людей.
— Культ чувств, природы и естественного состояния человека.
— Существование «двух миров»: мира идеала, мечты и мира действительности. Между ними существует непоправимое несоответствие. Это приводит художников-романтиков в настроение отчаяния и безнадежности, «мировой скорби».
— Обращение к народным сюжетам, фольклору, заинтересованность в историческом прошлом, поиски исторического сознания. Активный интерес к национальному, народному.
— В литературе и живописи становятся популярны развернутые описания экзотической природы, бурных стихий, а также образы «естественных» людей, «не испорченных» цивилизацией.
Романтизм напрочь отказался от использования сюжетов об античности, популярных в эпоху классицизма. Он привел к возникновению и утверждению новых литературных жанров — песенной баллады, основанной на фольклоре, лирической песни, романсов, исторических романов.

Конфликт романтического и реалистического

Он способен переживать счастливые и умиротворенные мгновения, когда вспоминает высокое, звездное небо и когда ощущает величие окружающей его природы. Когда повествование идет от самого Печорина, читатель может ощутить, насколько плотно связаны романтическое и реалистическое начало в жизни самого героя – именно это и обуславливает его противоречия, и те противоречия, которое вызывает само произведение.

Печорин беспощаден по отношению к самому себе, он смотрит на себя и свои поступки с излишней трезвостью и прямолинейностью, он желает принимать только действительность и не желает обманывать самого себя. Печорин – невероятно активный и деятельный человек, он не чувствует надобности в спокойном и постоянном счастье. Но все равно он чувствует себя безмерно одиноким и лишним в этом мире. Внутри Печорина постоянно происходит борьба, одна часть его личности жаждет обновлений и приключений, а другая – жестко и уничтожающее критикует первую.

Романтика природы

Все части романа проходят в разных местах, но их объединяет Кавказ. Вольность природы гор, южного края проникает в события, меняет душу, влияет на настроение человека. Герои действуют, дыша чистым воздухом гор, ароматом растений. Все персонажи разные и природа в их восприятии меняется. Где-то в сценах любви она красива и заманчива, как чувство к женщине. В сценах дуэли, гибели героя – она обрывиста и опасна. В главе «Тамань» – море схоже с характером контрабандистов, бушующих, выступающих против закона, вырывающих средства для пропитания у других силой своего характера. Природой любуются не все герои романа, это тоже показательно. Понять окружающий мир тайн могут не все. Для людей, нищих душой, горы, цветы – это фон, нечто обыденное. Для тех, чья душа наполнена страстью, природа – место для отдыха измученной души (Бэла, Максим Максимович). Вдохновение черпает в ней Печорин. Он мчится в горы от проблем, от совести, ищет в ней возможности выплеснуть желание битвы, активности и излишней эмоциональности.

Душа главного героя ищет бури и находит ее. Романтика выплескивается в описания величественных красот южной части страны.

2 вариант

Реализм – это направление в литературе, которое было наиболее популярно в искусстве в целом в 19-ом веке, сменив собой романтизм. Для того, чтобы понять, что такое реализм в искусстве и особенно в литературе, необходимо установить, что любое произведение условно делиться на два элемента – субъективный, то есть то, что автор выдумал и вложил в историю, персонажей и их окружение (характерен для уже упомянутого романтизма), а так же объективный – то есть то, что творец увидел в реальном мире  и воспроизвёл в своём творении. Именно максимально возможное отражение реальности и использование объективного элемента присуще реализму как направлению в искусстве.

В произведении «Герой нашего времени» Лермонтов умело совместил черты как романтизма, так и реализма. Реализм проявляется в первую очередь в самом главном герое – Григории Печорине

Будучи «героем своего времени» (а слово «герой» здесь обозначает не человека,  сделавшего что-то отважное и общественно-поощряемое)  он впитал в себя все реальные черты, характерные для его поколения и социальной группы. Образ Печорина – реалистическое отображение нравов и взглядов, господствовавших среди молодых людей, принадлежавших к дворянству 19-ого века. Несмотря на романтизм самого героя (а именно – его собственного мировоззрения, которое он высказывает в течение событий, составляющих сюжет романа), отображение его таковым само по себе является чертой реализма

Несмотря на романтизм самого героя (а именно – его собственного мировоззрения, которое он высказывает в течение событий, составляющих сюжет романа), отображение его таковым само по себе является чертой реализма.

Более того, важная реалистическая черта «Героя нашего времени» — отделенность автора от своего персонажа, а порой даже рассказчика истории от её главного героя. Например, самый первый рассказчик, Максим Максимыч, даже если бы очень хотел отобразить и раскрыть внутренний мир Печорина (что характерно для романтизма), рассказывает нам лишь реально производившие  факты, поскольку  он не мог пережить события так же, как Григорий. Да, он передаёт его поведение, его реакцию на определённые события, но он рассказывает именно о том, что существовало в реальности, что мог бы увидеть каждый человек, а не о внутреннем мире, чувствах, переживаниях Печорина в момент совершения определённых поступков. Именно это и является главной чертой реализма всего романа в целом – отстранённость самого Лермонтова от своего героя, вследствие чего мы видим лишь реальные факты, ту самую объективную сторону произведения, упомянутую в начале.

Просвещение

Романтизм и реализм столкнулись в тот период, когда в реалистичном направлении стали преобладать просветительские идеи. В этот период литература стала своеобразной подготовкой общества к социально-буржуазной революции. Все поступки героев оценивались только с точки зрения разумности, поэтому положительные персонажи — это воплощение разума, а отрицательные — нарушающие нормы личности, некультурные, поступающие неразумно.

В этот период реализма появляются его подвиды:

  • английский реалистический роман;
  • критический реализм.

То, что для представителей романтизма было проявлением бессердечности, реалистами понималось как разумность действий. И наоборот, та свобода действий, которой следовали герои романов, порицалась представителями реализма.

Основные признаки

Основными признаками, которые отличают реализм от прочих литературных направлений, являются:

Объективное и правдивое отображение окружающего мира.
Соблюдение принципов народности (произведение должно быть доступно для понимания широкими массами), историзма (произведение отображает конкретные исторические события, эпохи, социум), психологизма (большое внимание уделяется внутреннему миру реалистического персонажа).
Внимание к деталям (типизация человеческих характеров происходит с помощью правдивости отдельных деталей бытования персонажей).
Изображение простых людей (и влияние исторических событий на их быт, психологию, взаимоотношения и т.д.).

Тематика и герои реализма

На смену романтизму в 30-ых годах 19 века начал приходить реализм. В центре сюжета произведения стоит личность, которая является прямым продолжением своей эпохи и социального слоя.

В произведениях меньше открытого антагонизма, персонаж не так откровенно борется с окружающей его действительностью, она скорее становится контекстом, обуславливающем его поведение. Реалистическим персонажем зачастую становится человек самый обычный и неприметный, а место действия — среда совершенно обыкновенная. Однако это не мешает реализму показать всю сложность человеческих переживаний, индивидуальность и ценность опыта каждого человека.

Родиной реализма считается Франция, где в преддверии и на почве буржуазно-демократической революции остро возникла потребность в реалистичной оценке действительности, стремлению к объективности и восприятию аспектов жизни такими, какие они есть.

Мериме и Стендаль, отличающиеся остаточным романтизмом, помещают в центр сюжета, который продиктован типичными для своего времени обстоятельствами, личность нестандартную, противопоставляемую миру с его правилами. При этом Бальзак часто делает своих героев типичными выходцами буржуазного класса, со всеми его особенностями и недостатками.

В России расцвет реализма пришелся на вторую половину 19 века. Первым русским реалистическим романом считается «Евгений Онегин» Пушкина. Это произведение в стихотворной форме можно считать эталоном реализма, скрупулёзно отображающим эпоху, её нрав и типичные портреты. Герой романа стал своего рода собирательным образом молодого человека из дворянского сословия.

Отличительные черты реализма:

Персонаж — продолжение своей эпохи и социального класса.
Стремление к изображению объективной действительности.
Характер персонажа показан в его развитии (не всегда положительном).
Важность социального конфликта.

Определение терминов

  • Романтизм – это идейное направление в искусстве, развитие которого началось в Европе в конце 18 века. Романтизм превозносил духовную составляющую человека, утверждал приоритет личности в обществе. Отличительной чертой этого направления в литературе является изображение исключительного характера в исключительных обстоятельствах. Таким образом, в произведениях делается акцент не на внешнем, обыденном мире, а на глубоком внутреннем мире героя, на его размышлениях и переживаниях. Романтизм в Европе появляется на фоне резких общественных перемен, разгорающихся революций и промышленного переворота и выступает в противовес классицизму, провозглашая культ чувств и природы. Романтический герой — особая, независимая личность, пребывающая в постоянном конфликте с обществом и самим собой. Подробнее об этом направлении Вы можете прочитать в нашейстатье .
  • Реализм – это направление в искусстве, получившее активное развитие в 19 веке и сменившее романтизм. В основе данного направления лежит максимально объективное изображение реальности в ее типичных проявлениях. Таким образом, реализм, в отличие от романтизма, изображает типичного героя в типичных обстоятельствах, однако не лишая его уникальных черт и делая акцент на его психологическом исследовании. Герой реализма вписан в общую картину мира и является ее неотъемлемой частью. Все, что нужно знать о реализме, Вы можете прочитать здесь.

Романтизм в героях

Образ Бэлы имеет особые черты. Романтичность натуры героини читатель видит в яркости и живости красок при отражении природы, которая ее окружает. Автор описал ее очень красивым языком.

Девушка гор, выросшая в гармонии с природой, сочетает в себе чувство гордости и собственного достоинства, тягу к свободе, природную чувственность и непосредственность любви. Насильно помещенная в чуждую среду, она раскрывает свой истинный характер и красоту внутреннего мира.

Девушка-контрабандистка Ундина неразрывно связана с романтикой разбойничьей жизни. Независимость, свободолюбие, опасность придают особый шарм, который так и манит главного героя, вызывая в нем повышенный интерес. Умение радоваться мелким победам, жить одним днем — это все то, что так притягательно и вместе с тем недоступно Печорину.

Главный персонаж имеет очень сложный, во многом противоречивый характер. Сквозь его наигранный реализм прокрадываются черты романтики. Полностью характер героя раскрывается в его дневнике. Там можно увидеть натуру с горячим сердцем, не обделенную нежными чувствами, способностью переживать. Равнодушие, холодная расчетливость и черствость — маска, которой прикрывается Печорин.

Своей многогранностью главный герой и привлекателен для читателя. Он настолько же индивидуален и мечтателен, насколько и реалистичен. Но к сожалению, победа практичности и реальности над романтичностью приносит некоторое разочарование, оставляет некий осадок после произведения и дает задуматься о многих вещах и реалиях жизни.

Таким образом, в романе к реализму можно отнести характер героя, поступки, его поведение, но его мысли, внутренние переживания — все это воплощение романтизма, который открывает в нем нежного юношу, еще способного к чутким эмоциям, любви, сопереживанию.

Романтизм пронизывает произведение на всем его протяжении, наиболее яркие акценты писатель расставил на природе, романтических сценах и характере героев.

Реализм как литературное направление

Литература — это постоянно меняющееся, беспрерывно развивающееся явление. Говоря о переменах, произошедших в русской литературе в разные века, невозможно обойти стороной тему сменяющих друг друга литературных направлений. Определение 1

Литературное направление — совокупность идейно-эстетических принципов, характерных для произведений многих авторов одной эпохи.

Литературных направлений существует огромное множество. Это и классицизм, и романтизм, и сентиментализм. Отдельной главой в истории развития литературных направлений является реализм.

Реализм — литературное направление, стремящееся к объективному и правдивому воспроизведению окружающей действительности.

Реализм старается изображать реальность без искажений и преувеличений.

Существует мнение, что на самом деле реализм зародился ещё в период Античности и был свойственен произведениям древнеримских и древнегреческих писателей. Некоторые исследователи отдельно выделяют античный реализм и реализм эпохи Возрождения.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Реализм в русской литературе 400 руб.
  • Реферат Реализм в русской литературе 240 руб.
  • Контрольная работа Реализм в русской литературе 250 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Наивысшей точки своего расцвета как в Европе, так и в России реализм достиг в середине XIX века.

Несколько интересных сочинений

  • Счастье – это очень неопределённое понятие, ведь для каждого человека оно значит что-то своё. Для кого-то счастье — это много путешествовать, а для того, кто уже побывал во всех уголках планеты, счастьем будет полететь на Луну.

  • В жизни не все так бывает гладко, как иногда хочется, или думается. Чаще всего, бывает труднее намного. Но жить надо, надо как-то существовать, думать и о других, так как чаще всего, многие люди, существа, зависят от нас

  • Главными героями повести «Станционный смотрит» являются Самсон Вырин и Дуня. Автор мастерски описал действия и характер героев. Также в повести автор затрагивает взаимодействие героев с окружающим миром

  • Фадеевский «Разгром» стал детищем, написанным в послеоктябрьские годы, где были свежи воспоминания о войне самого автора.

  • Одним из второстепенных персонажей произведения является Никанор Иванович Босой, представленный писателем в образе председателя жилищного товарищества дома на улице Садовой.

Особенности романтизма

  1. Главный герой романтических произведений должен был быть сложной, многогранной личностью, переживающей все события, происходящие с ним, остро, глубоко, очень эмоционально. Это страстная, увлечённая натура с бесконечным, таинственным внутренним миром.
  2. В романтических произведениях всегда было противопоставление высоких и низменных страстей, поклонников этого направления интересовало любое проявление чувств, они стремились понять природу их возникновения. Их больше интересовали внутренние миры героев и их переживания.
  3. Писатели-романисты могли выбрать любую эпоху для действий своего романа. Именно романтизм познакомил весь мир с культурой Средневековья. Интерес к истории помогал писателям создавать свои яркие произведения, пропитанные духом того времени, о котором они писали.

Просвещение

Романтизм и реализм столкнулись в тот период, когда в реалистичном направлении стали преобладать просветительские идеи. В этот период литература стала своеобразной подготовкой общества к социально-буржуазной революции. Все поступки героев оценивались только с точки зрения разумности, поэтому положительные персонажи — это воплощение разума, а отрицательные — нарушающие нормы личности, некультурные, поступающие неразумно.

В этот период реализма появляются его подвиды:

  • английский реалистический роман;
  • критический реализм.

То, что для представителей романтизма было проявлением бессердечности, реалистами понималось как разумность действий. И наоборот, та свобода действий, которой следовали герои романов, порицалась представителями реализма.

Борис Иванович Орловский (1793-1837)

Поэтически-романтическое восприятие мира убедительно выражено в работах Бориса Ивановича Орловского (1793-1837); полны юношеского очарования изнеженный Парис и несколько угловатый фавн, стоящий с цевницей (свирелью) в руках (обе статуи созданы в 1824, переведены в мрамор в 1838)

Проникнута искренним чувством спокойная по ри (исполнена в мраморе в 1837). Поэтически воспевая дружбу и любовь, Орловский как бы призывает вернуться к природе «простой и неукрашенной». В лирической эмоциональности и гармонической уравновешенности группы отражается светлое, оптимистическое мировоззрение автора.


Б.И.Орловский. Ян Усмарь Государственный Русский музей

Страстный, драматический характер носит небольшая группа «Ян Усмарь» (1831, бронза, отливка 1911, зал 16). В бурном движении разъяренного животного и спокойной мощи укрощающего его юноши убедительно выражены и напряженность борьбы, и радость победителя.

В области монументальной скульптуры Орловский создал величественные памятники М. И. Кутузову и М. Б. Барклаю-де-Толли, и ныне украшающие площадь перед Казанским собором в Ленинграде.

Реализм

К середине XIX в. романтический подход к художественному творчеству был вытеснен реализмом, последователи которого стремились отразить окружающую человека реальность так, как она существует на самом деле, не приукрашивая и не идеализируя её. Само понятие «реализм» утвердилось в 1857 г. во Франции. Для реалистических произведений характерны конкретная достовер­ность в воспроизведении действительности, внимательное иссле­дование окружающего мира во всём разнообразии его проявлений, признание повседневной, обыденной жизни, достойной художест­венного описания, и убеждённость в принципиальной познаваемо­сти человеческой жизни средствами искусства. Реализму тоже свой­ственна историчность, но несколько иного рода, чем в романтизме. Если романтики мыслили масштабами всемирной истории, поме­щая своих героев в её глобальный контекст, то реалистический ис­торизм сводится к последовательному описанию отдельных фраг­ментов действительности в их постепенном развитии

Отличитель­ной чертой реализма становится также психологизм, повышенное внимание к внутреннему миру человека в любых его проявлениях

На этой странице материал по темам:

Вопросы по этому материалу:

Какими глубинными историческими переменами был вызван переход от романтизма к реализму?

Романтика природы

Все части романа проходят в разных местах, но их объединяет Кавказ. Вольность природы гор, южного края проникает в события, меняет душу, влияет на настроение человека. Герои действуют, дыша чистым воздухом гор, ароматом растений. Все персонажи разные и природа в их восприятии меняется. Где-то в сценах любви она красива и заманчива, как чувство к женщине. В сценах дуэли, гибели героя – она обрывиста и опасна. В главе «Тамань» – море схоже с характером контрабандистов, бушующих, выступающих против закона, вырывающих средства для пропитания у других силой своего характера. Природой любуются не все герои романа, это тоже показательно. Понять окружающий мир тайн могут не все. Для людей, нищих душой, горы, цветы – это фон, нечто обыденное. Для тех, чья душа наполнена страстью, природа – место для отдыха измученной души (Бэла, Максим Максимович). Вдохновение черпает в ней Печорин. Он мчится в горы от проблем, от совести, ищет в ней возможности выплеснуть желание битвы, активности и излишней эмоциональности.

Душа главного героя ищет бури и находит ее. Романтика выплескивается в описания величественных красот южной части страны.

Реализм в русской литературе XIX века

Реализм сменил ранее господствовавший в литературе романтизм. В России реализм зародился в 1830-ые годы, достигнув расцвета к середине века. Писатели-реалисты осознанно отказывались от использования в своих произведениях любых изощрённых приёмов, мистических идей или попыток идеализировать персонажа. Реалисты используют обычные, порой даже обыденные образы, перенося на страницы своих книг реальной такой, какая она есть.

Как правило, произведения, написанные в духе реализма, отличаются жизнеутверждающим началом. В отличие от романтических произведений, в которых острый конфликт между героем и обществом редко заканчивался чем-то хорошим.

Появились вопросы по этой теме? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос

Замечание 1

Реализм стремился найти правду и справедливость, изменить мир в лучшую сторону.

Отдельно стоит выделить критический реализм, направление, активно развивавшееся в середине XIX века и вскоре ставшее ведущим в литературе.

Развитие русского реализма связывают в первую очередь с именами А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя. Они были одними из первых русских писателей, которые перешли от романтизма к реализму, к достоверному, а не идеализированному изображению действительности. В их произведениях жизнь героев впервые начала сопровождаться подробным и соответствующим действительности социальным фоном.

Замечание 2

А.С. Пушкин считается основоположником русского реализма.

Пушкин первым стал передавать на страницах своих произведений суть важнейших событий в жизни русского человека, представляя их такими, какими они были — яркими и, главное, противоречивыми. Углубляется анализ внутренних переживаний героев, внутренний мир становится богаче и шире, сами персонажи становятся всё более живыми и близкими к реальным людям.

Русскому реализму XIX было свойственно повышенное внимание к общественно-политической жизни России. В те времена страна переживала большие перемены, стояла на пороге отмены крепостного права. Судьба простого народа, взаимоотношения человека и власти, будущее России — все эти темы встречаются в произведениях писателей-реалистов

Судьба простого народа, взаимоотношения человека и власти, будущее России — все эти темы встречаются в произведениях писателей-реалистов.

Появление критического реализма, целью которого было затронуть самые животрепещущие проблемы, напрямую связано с ситуацией в России.

Некоторые произведения русских писателей-реалистов XIX века:

  1. А.С. Пушкин — «Капитанская дочка», «Дубровский», «Борис Годунов»;
  2. М.Ю. Лермонтов — «Герой нашего времени» (с чертами романтизма);
  3. Н.В. Гоголь — «Мёртвые души», «Ревизор»;
  4. И.А. Гончаров — «Обломов», «Обыкновенная история»;
  5. И.С. Тургенев — «Отцы и дети», «Рудин»;
  6. Ф.М. Достоевский — «Преступление и наказание», «Бедные люди», «Идиот»;
  7. Л.Н. Толстой — «Анна Каренина», «Воскресенье»;
  8. А.П. Чехов — «Вишнёвый сад», «Человек в футляре»;
  9. А.И. Куприн — «Олеся», «Гранатовый браслет», «Яма».
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Образовайка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: