Отношение Лермонтова к Родине (эссе)
Прекрасная по своей форме и глубокая по своему смыслу поэзия Лермонтова Михаила Юрьевича не перестает волновать читателей даже спустя сто шестьдесят лет после своего рождения. Всем нам известно, что Родину не выбирают. Лермонтов учит нас проявлять любовь к России, к ее необъятным просторам, убожеству и богатству. Михаил Юрьевич способен увидеть в обычном пейзаже красоту магической величины, проникнуть в самый смысл сущего. Его патриотизм не показной, сусальный, а прочувствованный, вытекающий прямо из глубины души, иногда “отдающий некоторой горчинкой”.
Двойственные чувства Лермонтова к отчизне сквозят чуть ли не в каждой строчке его романов. Это “обильная и убогая” Россия — его самая любимая родина, однако временами прорываются гнев и боль на долготерпение людей, смирение рабов, которых Михаил Юрьевич не хочет и не может ни понять, ни принять, ни объяснить. Вынужденная ссылка на Кавказ воспринимается Лермонтовым как благо, ведь всеобщая подозрительность, внимнаие к нему властей, а также апатия к подобному “порядку” поэту попросту ненавистно.
Описание 2
Кошки в моем понятии удивительные существа. Сколько себя помню, в нашем доме всегда были кошки. Сейчас у нас живет два роскошных кота и милая кошечка. Я очень люблю этих животных и с удовольствием опишу, какими я вижу наших четвероногих друзей.
Люди делятся на две категории: кто-то больше любит собак, а другие являются истинными кошатниками. Я отношусь ко второй. Собак, я тоже очень люблю, но кошки для меня более интересные и своеобразные животные. Кошки грациозны в каждом своем движении. Их тело на столько пластичное, а движения четкие и резкие, что не восхищаться этими пушистыми любимцами невозможно. Хотя встречаются и среди котов откормленные, толстые ленивцы. Но это ничуть не портит, а наоборот создает особенную изюминку.
Расскажу вам о своих котах.Самый мой любимый друг это черный друг Снежок. Вот такое смешное имя, не подходящее его окрасу дал ему папа. Снежок настоящий охотник. Он очень игривый, быстрый, любит порезвиться и отлично ловил мышей на даче. У него очень преданный и мягкий характер к нам, зато чужих животных он не принимает и начинает громко шипеть и изгибать спину, делая устрашающий вид. Снежок любит тепло и ласку. Каждый вечер он приходит ко мне, сворачивается клубком у меня на коленях и громко мурлычет. Этот кот преданный, умный, настоящий друг.
Второй кот-это белый, огромный и пушистый толстяк Пуся. Мы его взяли маленьким котенком, а в итоге из него получился роскошный кот. Несмотря на лишние килограммы, Пуся достаточно шустрый кот. Он любит играть с бумажным бантом или заводной мышью. Каждое утро Пуся будит нас громким мяуканьем, которое говорит о том, что всем пора вставать и кормить его. Больше всех Пуся любит папу, ведь именно он подобрал котенка с улицы и выкармливал пипеткой с молоком. Вот такая верность и крепкая дружба сложилась между ними.
А третья кошка Алиса появилась у нас совсем недавно. Она имеет яркий рыжий окрас, очень умная и хитрая. Алиса умудрилась найти общий язык со старшими котами, и как истинная девочка уступила им лидерство. Однако, ее мягкий характер и нежные повадки не могут оставить никого без внимания. Именно, за ее ласку, мы быстро полюбили и приняли ее в нашу дружную семью.
Кошки хоть и являются одиночками и самостоятельными существами, все равно они нуждаются в любви и заботе. Если они чувствуют себя комфортно, то и хозяева получат взамен много внимания и нежных чувств со стороны питомцев.
Тема
Связь природы и духовного мира человека. Сочное, яркое описание природы подытожено философским выводом и душевными переживаниями лирического героя. Проблематика – без связи с природой, которая даёт человеку энергию и силы для жизни, невозможно полноценно существовать. В этом стихотворении мир природы является своеобразной дорогой к духовному становлению, к пониманию и единению с Богом. Идея – человек может пережить минуты счастья в единстве с природой, она – проводник человека, его связь с божественной силой.
Именно это хотел показать автор, он осознал эту истину, когда простое любование родной природой было для него недоступно. Воспоминания из беззаботного детства, лучшие пейзажи, запечатлённые в памяти автора, передаёт лирический герой в стихотворении. Лирический герой наиболее ярко раскрывает своё присутствие в последней строфе, когда признаёт своё утешение и осознание счастья в единении с природой. Для него она невидимый мостик к Богу, к душевному покою и утешению от тревог.
Ночевала тучка золотая на груди утеса-великана…
Стихи Лермонтова о природе, которые легко учатся
Утёс
Ночевала тучка золотая На груди утеса-великана; Утром в путь она умчалась рано, По лазури весело играя;
Но остался влажный след в морщине Старого утеса. Одиноко Он стоит, задумался глубоко, И тихонько плачет он в пустыне.
На севере диком стоит одиноко…
На севере диком стоит одиноко На голой вершине сосна, И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим Одета, как ризой, она.
И снится ей все, что в пустыне далекой, В том крае, где солнца восход, Одна и грустна на утесе горючем Прекрасная пальма растёт.
Из Гёте
Горные вершины Спят во тьме ночной; Тихие долины Полны свежей мглой; Не пылит дорога, Не дрожат листы… Подожди немного, Отдохнешь и ты.
Посреди небесных тел…
Посреди небесных тел Лик луны туманный, Как он кругл и как он бел, Точно блин с сметаной.
Кажду ночь она в лучах Путь проходит млечный. Видно, там на небесах Масленица вечно!
Ночь (отрывок)
Темно. Всё спит. Лишь только жук ночной Жужжа в долине пролетит порой; Из-под травы блистает червячок, От наших дум, от наших бурь далек. Высоких лип стал пасмурней навес, Когда луна взошла среди небес…
Утро на Кавказе
Светает – вьется дикой пеленой Вокруг лесистых гор туман ночной; Еще у ног Кавказа тишина; Молчит табун, река журчит одна. Вот на скале новорожденный луч Зарделся вдруг, прорезавшись меж туч, И розовый по речке и шатрам Разлился блеск и светит там и там…
Осень
Листья в поле пожелтели, И кружатся и летят; Лишь в бору поникши ели Зелень мрачную хранят. Под нависшею скалою, Уж не любит, меж цветов, Пахарь отдыхать порою От полуденных трудов. Зверь, отважный, поневоле Скрыться где-нибудь спешит. Ночью месяц тускл, и поле Сквозь туман лишь серебрит.
Гроза (отрывок)
Ревет гроза, дымятся тучи Над темной бездною морской, И хлещут пеною кипучей, Толпяся, волны меж собой. Вкруг скал огнистой лентой вьется Печальной молнии змея, Стихий тревожный рой мятется – И здесь стою недвижим я.
Пейзажная лирика М. Ю. Лермонтова
Одна из ведущих тем творчества М. Ю. Лермонтова – одиночество. Обычно мы связываем это с мрачной эпохой, в которой ему довелось жить, со светской средой, в которой он вращался. Принято противопоставлять “образы бездушные людей”, принадлежащих к светскому обществу, светлому миру природы как вместилищу этических ценностей, олицетворению “естественного добра”, противостоящего “испорченному свету”. В стихотворении “Как часто пестрою толпою окружен…”, построенном на контрасте – “приличьем стянутые маски” и
“родные места” поэта, – природа названа “царством дивным”:
Зеленой сенью трав подернут спящий пруд,
А за прудом село дымится – и встают
Вдали туманы над полями.
В аллею темную вхожу я; сквозь кусты
Глядит вечерний луг, и желтые листы
Шумят под робкими шагами. Эти картины оживляют душу поэта: “…я плачу и люблю…”
Казалось бы, вот она – гармония, которую так тщетно ищет Лермонтов в мире людей, гармония – в единении с природой. Но, перечитывая внимательно страницы лирических стихотворений М. Ю. Лермонтова, невольно замечаешь, что у его лирического героя нет полного
слияния с природой, и чаще всего чувство мучительного одиночества охватывает его и наедине с ней. Это воплощено в своеобразных пейзажных зарисовках, в которых чувствуется затаенная боль.
В стихах возникает образ сосны, тоскующей о пальме, одинокого утеса, от которого умчалась “тучка золотая”, одинокого паруса, одинокого дубового листка, оторвавшегося от “ветки родимой” и нигде не находящего приюта.
Пейзажная лирика раскрывает еще одну грань раздумий Лермонтова – природа в духовной жизни человека. В стихотворении “Когда волнуется желтеющая нива…” лирический герой испытывает умиротворяющее воздействие “румяного вечера”, “златого утреннего часа”, когда “волнуется желтеющая нива”, кивают головками ландыши, играет по оврагу ключ, “свежий лес шумит при звуке ветерка”. Для создания картины идеальной красоты поэт использует эмоциональные эпитеты: сладостный листок, душистая роса, приветливое кивание ландыша, таинственная сага, мирный край.
Все средства изобразительности направлены на то, чтобы показать поэтичность и вместе с тем успокоительное воздействие природы на человека:
Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе, –
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу бога…
Но каждый раз, когда я читаю это стихотворение, меня что-то смутно беспокоит, задевает, не дает наслаждаться идиллической картиной. Загадка кроется в несоответствии – цветущий ландыш и желтеющая нива. Возможно ли это в реальной жизни?
Что это? Ошибка поэта или намеренный намек на то, что гармония возможна лишь в мечтах?
По своему настроению стихотворение “Когда волнуется желтеющая нива…” перекликается с описанием “природы голосов” в поэме “Мцыри”:
Кругом меня цвел божий сад;
Растений радужный наряд
Хранил следы небесных слез,
И кудри виноградных лоз
Вились, красуясь меж дерев…
Природа в поэме Лермонтова полна одушевления, огромной и таинственной жизни.
“Волшебные, странные” голоса природы “речь свою вели о тайнах неба и земли”, все вокруг Мцыри сливалось воедино в хвалебных одах создателю, но не человеку:
В торжественный хваленья час
Лишь человека гордый глас.
Жду ль чего? Жалею ли о чем?
Уж не жду от жизни ничего я,
И не жаль мне прошлого ничуть… –
придает особую тональность стихотворению. Слова, звучащие, казалось бы, безнадежно, не означают, однако, отказа от жизни. При всей тяжести существования , при всех ударах судьбы поэт противится холодному сну могилы.
Еще дремлют в груди его силы жизни, еще дорог ему сладкий голос песен. Сквозь торжественную и чудную тишину небес раздается голос поэта, протестующего против вечного сна, который ему словно предлагается засыпающей природой.
Эта мысль о разобщенности природы и человека остро выражена и в стихотворении “Три пальмы”, где она приобретает неожиданно современный оттенок. Все мы сегодня обеспокоены варварским отношением человека к природе. В стихотворении “Три пальмы” человек предстает как разрушитель, он вносит в мир страдание и гибель:
По корням упругим топор застучал,
И пали без жизни питомцы столетий!
А завершается стихотворение и вовсе апокалипсической картиной:
И ныне все дико и пусто кругом…
Это закономерный итог вражды человека с природой. В этом противостоянии Лермонтов на стороне природы, он не может понять человека, осуждая его:
Я думал: “Жалкий человек.
Чего он хочет. небо ясно,
Под небом места много всем,
Но беспрестанно и напрасно
Один враждует он – зачем?
О природе в «Герое нашего времени»
На Северном Кавказе Лермонтов запомнился не только как романтик, но и как писатель-реалист. В «Герое нашего времени» пейзаж конкретен и точен. Сцена хорошо видна читателю. Описание природы в романе — это не просто фон, это созвучие переживаниям героев. Здесь рождаются мысли о прекрасном и высоком предназначении человека. Общение с природой раскрывает лучшие стороны души Печорина
Обратите внимание, насколько чистый и свежий воздух Кавказа, сравните его с невинным младенческим поцелуем ребенка. Герой утверждает, что жить на такой земле весело
Но от света и умиротворения природы Печорина по-прежнему тянутся к человеческим страстям.
Последние месяцы жизни Лермонтов провел в Пятигорске. У него был с собой альбом, подаренный поэтом Одоевским. Стихи, появившиеся на страницах этой записной книжки, относятся к вершине литературы и поэзии. В них есть горечь и одиночество, а также предчувствие надвигающейся гибели. В этих строчках можно увидеть запуск души поэта, где он ищет покой и свободу в гармонии Вселенной.
Подведем итоги. Пейзажные тексты Лермонтова разнообразны. Описание природы в его произведениях выполняет несколько функций, создает романтические или реалистичные образы, а также раскрывает пребывание героя между реальностью и сном. Через пейзаж поэт обращается к своей Родине, к различным философским вопросам, а также создает очень значимый для поэта образ России.
Если ученика в школе попросили сочинение «Лермонтовские пейзажи», то не отчаивайтесь, наша статья вам в помощь. Удачи!
Сочинение: Мир природы и мир человека в поэзии М. Ю. Лермонтова
Мир природы и мир человека в поэзии М. Ю. Лермонтова
Ни слава, купленная кровью,
Ни полный гордого доверия покой,
Ни темной старины заветные преданья Не шевелят во мне отрадного мечтанья.
Эти строки можно истолковать следующим образом. То, что воспевается официальной государственной пропагандой: военные победы, историческое величие и тому подобные атрибуты российской государственности, — не вызывают у лирического героя патриотических чувств. Зато, как говорит о себе поэт:
Но я люблю — за что, не знаю сам —
Ее степей холодное молчанье,
Ее лесов безбрежных колыханье,
Разливы рек ее, подобные морям;
Проселочным путем люблю скакать в телеге И, взором медленным пронзая ночи тень,
Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге,
Дрожащие огни печальных деревень.
Люблю дымок спаленной жнивы,
В степи ночующий обоз И на холме средь желтой нивы Чету белеющих берез,
С отрадой, многим незнакомой,
Я вижу полное гумно,
Избу, покрытую соломой,
С резными ставнями окно…
Итак, поэт находится в заточении. На дворе конец февраля, а он, сидя за решеткой, представляет себе яркие краски вольной жизни. В первом четверостишии мы видим летний пейзаж:
Когда волнуется желтеющая нива,
И свежий лес шумит при звуке ветерка,
И прячется в саду малиновая слива Под тенью сладостной зеленого листка…
Начальная строфа музыкальна и напевна. Она как бы передает песню ветра, пробегающего волнами по пшеничному полю. От этого оно становится похожим на бескрайнее море.
Вторая строфа стихотворения показывает нам примету поздней весны:
Когда росой обрызганный душистой,
Румяным вечером иль утра в час златой,
Из-под куста мне ландыш серебристый Приветливо кивает головой…
В третьей строфе речь идет о студеном ключе. Точное время года установить невозможно, но ясно, что это тоже или весна, или лето:
Когда студеный ключ играет по оврагу И, погружая мысль в какой-то смутный сон,
Лепечет мне таинственную сагу Про мирные края, откуда мчится он…
Все три начальные строфы являются развернутыми придаточными предложениями. Они относятся к четырем главным предложениям, выражающим итоговую мысль произведения:
Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе, —
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу Бога.
Итоговой мыслью всего стихотворения можно считать мысль о свободе. Потому что все предшествующие ей картины природы — это сладкие воспоминания узника, лишенного живых красок, звуков и запахов. Воображая волнуемое ветром поле поспевающей пшеницы, садовые плоды, бодрое журчание ключа, поэт мысленно как бы переносится туда, на простор родных полей, садов и лесов — и это примиряет его с действительностью, дарит надежду снова увидеть всю эту красоту.
Родник между ними из почвы бесплодной,
Журча, пробивался водою холодной,
Хранимы под сенью зеленых листов От знойных лучей и зыбучих песков.
Но гордые пальмы страдали от того, что никто не радовался их красоте, никто не утолял жажды из студеного ручья. И, наконец, мечта трех пальм послужить людям исполнилась. Но принесли им люди не радость, а страшное горе. Они отдохнули в тени пальм, напились ключевой воды, а затем взяли да и срубили пальмы и сожгли их в ночном костре. И на следующее утро…
…на почве бесплодной
Виднелся лишь пепел, седой и холодный,
И солнце остатки сухие дожгло,
А ветром их в степи потом разнесло.
Так гибелью прекрасных деревьев закончилась их долгожданная встреча с людьми.
И ныне всё дико и пусто кругом —
Не шепчутся листья с гремучим ключом:
Напрасно пророка о тени он просит —
Его лишь песок раскаленный заносит,
Да коршун хохлатый, степной нелюдим,
Добычу терзает и щиплет под ним.
Сочинение: Мир природы и мир человека в поэзии М. Ю. Лермонтова
Оцените пожалуйста этот пост
На этой странице искали :
- мир природы и мир человека в поэзии м ю лермонтова
- мир природы и мир человека в поэзии лермонтова
- сочинение человек и мир природы
- м ю лермонтов стихи о природе
- природа в поэзии лермонтова
Основные мотивы лирики М.Ю. Лермонтова
М.Ю. Лермонтов — великий русский поэт. Все, о чем болела его душа — его размышления о своем поколении, о времени, о настоящем и будущем — Лермонтов отразил в своих бессмертных произведениях.
Талант этого поэта расцвел в то время, когда дворянская революция была разгромлена, а новые поколения борцов еще только формировались. Передовые люди его эпохи понимали, что для возрождения родины к новой жизни нужны другие люди, со свежими силами и могучей волей, направленной на благородные цели. Но большая часть современного поэту общества была лишена этих качеств. Я думаю, именно поэтому мотивы горечи, тоски и одиночества занимают в творчестве Лермонтова немалое место.
Поэт безжалостно бичевал недостатки своих современников, бесцельно проживающих жизнь и не способных к подвигам во имя родины. Об этом он пишет в своем стихотворении «Дума», говоря, что будущее его поколения «иль пусто, иль темно». И возможно, поэтому в лирике Лермонтова рождается идеал человека одаренного, с сильными чувствами, преисполненного жажды жизни, стремящегося к переменам и сердцем, и душой.
Но поэт понимает, что личность, способную на бунт и перемены, ждет непонимание со стороны окружающих, ждут трудности и одиночество. Всю свою боль он выразил в стихотворении «Смерть поэта». Это произведение написано с огромным душевным протестом и гневом. Лермонтов бичует «завистливый и душный свет», «палачей свободы», «жадною толпой» стоящих у трона. Он противопоставляет им «восставшего против «мнений света» Пушкина, смерть которого взывает к отмщению. Это стихотворения возвестило России о появлении нового поэта, поэта-бунтаря.
В творчестве М.Ю.Лермонтова отчетливо звучит разлад между личностью и обществом. В ранний период тема одиночества раскрывается в его произведениях традиционным противопоставлением героя бездушной толпе. В стихотворении «Как часто, пестрою толпою окружен…» поэт высмеивает завсегдатаев светского общества. Но в стихотворении «Стансы» появляется новое осознание одиночества, не навязанного миром, а избранного добровольно как единственно возможное состояние души:
Я к одиночеству привык,
Я б не умел ужиться с другом;
Я б с ним препровожденный миг
Прочел потерянным досугом…
На светлый запад удалюсь,
Вид моря грусть мою рассеет.
Ни с кем в отчизне не прощусь-
Никто о мне не пожалеет!…
Стихотворение Лермонтова «Парус» стало символом одиночества и вечного стремления вперед на поиски неведомого мира:
Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом!…
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?
Лермонтов неоднократно обращался к лирическим раздумьям о своем отношении к отчизне. Тема родины обрисовывается в его лирике с двух сторон: неприятием самодержавно- крепостнической России («Жалобы турка») и прославлением ее героического прошлого («Бородино»). Но ни в одном своем произведении Лермонтов не достигал такой поэтической ясности, как в стихотворении «Родина»: «Люблю Отчизну я, но странною любовью! Не победит ее рассудок мой».
Поэзия природы — не просто часть творчества Лермонтова, а душа его и сердце. Природа выступает не только как храм, но и как близкий, сердечный друг поэта. Иногда он выражает свои заветные мысли и чувства, непосредственно наблюдая природу («Когда волнуется желтеющая нива»), а иногда сравнивает свою внутреннюю жизнь с явлениями природы («Парус»). Мне кажется, что Лермонтов тяготеет к первобытной, изначальной чистоте ощущений, к непосредственной близости к природе: «Блажен, кто вырос в сумраке лесов. Меж дикими воспитан табунами…»
Большое место в лирике Лермонтова занимает тема назначения поэта и поэзии. Одни из лучших его произведений на эту тему — стихотворения «Поэт» и «Пророк». В «Поэте» автор сопоставляет поэта с кинжалом, утверждая этим представление о поэзии как о грозном боевом оружии. Лермонтов считал, что назначение поэзии — в служении людям, в пробуждении добрых, благородных чувств, геройского духа. Она должна воспламенять людей к подвигам и борьбе.
В творчестве Лермонтова мы находим правдивое отражение того, что происходило с русским обществом 30‑х годов 19 века. Поэт переживал все настроения своей эпохи гораздо более болезненно, чем его современники. Но, мне кажется, грустный тон стихов Лермонтова никогда не переходил в отчаяние. Поэт никогда не покорялся судьбе. Мятежный дух его поэзии, ее лиризм, глубина мысли, удивительная музыкальность и совершенство стихов ставят Лермонтова в ряд величайших поэтов мира.
Вариант 2
Человек и природа – одна из главных тем в лирике М.Ю. Лермонтова. В его стихотворениях природа часто выступает как символ внутреннего мира героя, его настроения и эмоций. В то же время, природа описывается как самодостаточное явление, которое существует независимо от человека.
В стихотворении «Смерть поэта» Лермонтов описывает природу как жестокую и безжалостную, которая не замечает гибель талантливого человека. В этом стихотворении природа выступает как символ беспощадности судьбы. Герой стихотворения ощущает, что природа не замечает его горя и не сочувствует ему.
В других стихотворениях Лермонтов описывает природу как красивую и величественную. В стихотворении «Кавказский пленник» он описывает горы и небо, которые вызывают у героя чувство свободы и возвышенности. Природа в этом стихотворении выступает как символ свободы и независимости.
Человек в лирике Лермонтова часто выступает как одинокий и несчастный. В стихотворении «Бородино» он описывает солдата, который умирает на поле боя, не имея возможности увидеть родную землю и близких. Герой стихотворения ощущает себя одиноким и беспомощным перед силой врага.
В стихотворении «Солнце за горою» Лермонтов описывает природу как символ возрождения и обновления. Герой стихотворения ощущает, что природа помогает ему преодолеть трудности и начать новую жизнь.
В стихотворении «Мцыри» Лермонтов описывает природу как символ загадочности и тайны. Герой стихотворения ощущает, что природа скрывает множество тайн и загадок, которые он не может разгадать.
В стихотворении «Стихотворение» Лермонтов описывает природу как символ красоты и гармонии. Герой стихотворения ощущает, что природа помогает ему находить внутреннюю гармонию и покой.
Таким образом, в лирике Лермонтова человек и природа тесно связаны друг с другом. Природа выступает как символ внутреннего мира героя, его настроения и эмоций, а также как самодостаточное явление, которое существует независимо от человека. В стихотворениях Лермонтова природа может быть как красивой и величественной, так и жестокой и безжалостной. Человек в лирике Лермонтова часто выступает как одинокий и несчастный, который ищет в природе утешение и понимание.
Дары Терека
Терек воет, дикий и озорной, Среди каменистых масс, Шторм его крик подобен, Слезы текут брызгами. Но, рассыпаясь по степи, он принял образ лукавого и, ласково ласково, шепчет Каспийскому морю:
«Уступи, старец морской, дай прибежище моей волне! Я погуляла на улице, пора отдохнуть. Я родился в Казбеке, питался лоном облаков, с чуждой силой человека, с которым я готов спорить вечно. Я, для развлечения ваших детей, разорил родной Дарьял и валуны к ним, на славу повел всю стаю».
Но, прислонившись к мягкому берегу, Каспий успокоился, как бы спящий, И снова, лаская, Терек шепчет на ухо старику:
«Я принес тебе подарок! Это не простой подарок: кабардинец с поля боя, дерзкий кабардинец. В драгоценной кольчуге, В стальных налокотниках: Из Корана, на них золотом стих Священного Писания. Он нахмурился упрямо, И усы его оправы залили знойной кровью Благородный поток; Открытый, безответный взгляд, полный древней вражды; На затылке дорогой хохолок вьется черным волосом».
Но, прислонившись к мягкому берегу, Каспий дремлет и молчит; И, встревоженный, жестокий Терек снова говорит старцу:
«Послушай, дядя: дар бесценный! Какие еще они все подарки? Но я скрывал это от всей вселенной до сих пор. Я к тебе прибегу волнами Труп молодой казачьей бабы, С тёмными бледными плечами, С светлой русой косой. Ее туманное лицо грустно, взгляд ее спит так тихо, нежно, а в груди из маленькой раны течет алая река. За красоту молодой женщины Не жаждать реки Только одна на всю станицу Казачина Гребенская. Оседлал черного, а в горах в ночном бою опустил голову на кинжале злого чеченца».
Злобный ручей замолчал, и над ним, как белый снег, показалась голова с пушистой косой, покачиваясь.
И старик в великолепии могущества Он встал, могучий, как буря, И облачился во влажность страсти Темно-голубыми глазами.
Прыгнул, весельем полный, — И в объятиях Приходящие волны Приняли с ропотом любви.
*****
Человек и природа в лирике Лермонтова (сочинение)
Лирика Лермонтова поражает и восхищает нас своей музыкальностью. Он умел передать тончайшие душевные состояния, пластические образы и живой разговор в своей лирике. Музыкальность ощущается в каждом слове и в интонации. Не каждому лирику дано так тонко видеть и слышать мир, как это дано Лермонтову.
Описания природы у Лермонтова пластичны и понятны. Он умел одухотворять и оживлять природу: утес, тучи, сосна, волны наделены у него человеческими страстями, им ведомы радости встреч, горечь разлук, свобода, одиночество, грусть. Одна из ведущих тем творчества поэта — тема одиночества. Она воплощена в пейзажных зарисовках, в которых чувствуется затаенная боль. Сосна тоскует о пальме, от утеса улетела золотая тучка, одинокий парус качается на волнах голубого моря, дубовый лист сорвался с ветки и нигде не может найти приюта. Эти зарисовки заставляют нас задуматься о том, что даже в единении с природой лирический герой не может найти покоя, его охватывает чувство одиночества и тоски. В изображении картин природы у Лермонтова раскрываются размышления поэта о значении природы в духовной жизни человека. В стихотворении «Из Гете» поэт показывает, как спокойствие и умиротворение природы благотворно воздействует на душевное состояние человека, наполняет его душу покоем и радостью.
Горные вершины Спят во тьме ночной; Тихие долины Полны свежей мглой; Не пылит дорога, Не дрожат листы: Подожди немного, Отдохнешь и ты.
Стихотворение читается как бы нараспев и создает особенное настроение. Все средства изобразительности направлены на то, чтобы показать успокоительное воздействие природы на человека.
В стихотворении «Когда волнуется желтеющая нива» также показаны лирические картины природы: «румяный вечер», «златойутренний час», «желтеющая нива» и кивающий головкой ландыш, однако мы видим несоответствие, которое мешает в полной мере насладиться идиллической картиной природы. Когда цветет ландыш, то желтеющей нивы быть не может. Что это означает? Возможно, это просто собирательный образ природы, либо поэт хотел этим показать, что идеальной картины быть не может. Тем более, что Лермонтов говорит следующее: Тогда смиряется души моей тревога, Тогда расходятся морщины на челе, И счастье я могу постигнуть на земле, И в небесах я вижу Бога Поневоле, есть над чем задуматься, ведь к богу обычно обращаются в самые тяжелые и безысходные минуты своей жизни. Тема одиночества звучит во многих стихах поэта, и, говоря об этом чувстве, Лермонтов неизменно обращается к картинам природы, будто пытается найти исцеление в ней.
В стихотворении «Выхожу один я на дорогу» мы видим, что спокойствию и блаженству, царящему в природе, противопоставлено душевное состояние героя, испытывающего муки и волнения.
На свои вопросы поэт сам дает ответ, и это придает стихотворению особенную тональность и остроту.
Однако эти слова не означают желание расстаться с жизнью, а призывают к пробуждению дремлющей «жизни силы». В стихотворении «Три пальмы» Лермонтов поднимает вопрос о разобщенности природы и человека. Здесь человек предстает как разрушитель, приносит в мир природы страдание и гибель
И в результате человеческих деяний стало «все дико и пусто кругом». Это закономерный итог варварского воздействия человека на природу.
Читая лирику Лермонтова, мы поражаемся разнообразию образов природы, которые создал поэт. Природа и помогает человеку, и исцеляет и воодушевляет лирического героя. С другой стороны, изображаемые картины природы нередко созвучны смятенному и тоскливому состоянию души человека.
Все это звучит в стихах. Думаю, что каждый человек может одно и то же стихотворение Лермонтова воспринимать по-своему и в зависимости от своего душевного состояния. Каждый может слышать и видеть в стихах свое, близкое именно ему.
Особенности лирики Лермонтова
Михаил Юрьевич Лермонтов оставил бесценное наследие в литературе как создатель лирических, прозаических и драматических произведений. Основной особенностью лирики Лермонтова в ранний период творчества стал ее бунтарский дух. Поэту довелось творить в эпоху жесточайшей политической реакции правления Николая I после подавления восстания декабристов, когда жестко пресекались любые попытки свободомыслия. Не принимая существующие порядки, Лермонтов-лирик напророчил себе судьбу одинокого странника, изгнанника, скитальца.Лирический герой его произведений наделен в большей или меньшей степени чертами самого поэта. Это одинокая личность, неудовлетворенная действительностью, не признающая низменных ценностей и мелочных страстей, бездуховности и пошлости общества, которое живет в полном противоречии с законами природы.
Особенностью лирики Лермонтова позднего периода его творчества стало философское осмысление законов мироздания, психологический подход к природе человеческих взаимоотношений. В своих пейзажно-философских стихотворениях он пытался найти ответы на «вечные вопросы» человеческого бытия.С детства Лермонтов относился к природе с восторженной, почти мистической любовью. В природе поэт видел высшие для себя ценности: свободу и совершенство. Природой наполнены поэтические размышления и живопись Лермонтова, потому что суть природы отвечает его внутреннему состоянию, его стремлениям к идеалу. Поэт Константин Бальмонт писал: «Лермонтов – звездная душа, родственная с тучами и бурями, тоскующий поэт, которому грезились воздушные океаны, с которым говорили демоны и ангелы».
Словарь
Пансион – закрытое учебное заведение с проживанием.
Корнет – младший офицерский чин.
Крамольный – призывающий к бунту, мятежу.
Элегия – лирическое произведение с философскими размышлениями.
Баллада – лирическое произведение с историческим или легендарным сюжетом.
Роптать – жаловаться, высказывать недовольство.
Оазис – небольшая часть пустыни с водоемом и растительностью.
Мираж – оптический обман, заставляющий видеть изображение там, где его нет.
Эпитет – художественное выразительное определение.
Метафора – скрытое сравнение, основанное на переносе свойств или действий одного предмета на другой.
Чинара – южное дерево с большими листьями.
Антитеза – противопоставление.
Инверсия – измененный порядок слов.
Лейтмотив – основной, ведущий мотив.