Тема родины в лирике лермонтова 9 класс

Анализ стихотворения родина лермонтова 9, 7 класс по плану

Содержание

  • Слайд 1

    Урок литературы

  • Слайд 2

    Родина в творчестве Лермонтова

  • Слайд 3

    Как и всякий настоящий, а тем более великий поэт, Лермонтов исповедовался в своей поэзии, и, перелистывая томики его сочинений, мы можем прочесть историю его души и понять его как поэта и человека.
    И.Л. Андроников

  • Слайд 4

    Тема Родины в творчестве
    М.Ю Лермонтова
    «Люблю Отчизну я , но…»
    …Я Родину люблю
    И больше многих…
    М.Ю. Лермонтов

  • Слайд 5

    Осмысление темы Родины в ранней и поздней лирике Лермонтова
    Завершение темы в последних итоговых (для развития этой темы) стихотворениях 1841 г. – «Родина», «Прощай, немытая Россия»
    Обучение анализу стихотворения
    Обучение выразительному чтению стихотворений
    Цели урока

  • Слайд 6

    Тема Родины проходит через все
    творчество М.Ю. Лермонтова:
    Романтическое
    видение
    Горькое обличение
    реального положения
    в стране
    Стремление покинуть свою землю
    Откровенное признание в любви
    Двойственность и противоречивость – особенность мировоззрения одного из величайших русскихпоэтов

  • Слайд 7

    Ранняя лирика
    *Родина –земля, давшая жизнь и страдание – «Смерть»
    * Ощущение дисгармонии – «Монолог»
    * Образ идеальной романтической Отчизны – «Отрывок»
    * Отрицание той России, «где стонет человек от рабства и цепей» — «Жалобы турка»
    * Обращение к историческому прошлому России – «Бородино»

  • Слайд 8

    Бородинская битва —
    событие, о котором
    помнит вся Россия
    «досадно было» солда-
    там оставлять без боя
    родную землю
    Поколение героев войны 1812 года –
    поколение «богатырей» готовых пожертвовать
    собой ради Отчизны
    Восхищение поэта защитниками Москвы не оставляет сомнения в любви Лермонтова к России. В образах простых людей Лермонтов открывает новые источники веры в родину
    «БОРОДИНО»

  • Слайд 9

    Завершение темы Родины
    «Прощай немытая Россия» (1841 год) – резкое неприятие поэтом современного состояния России, презрение «к стране рабов, стране господ»
    «Родина» (1841 год) – лирическое раздумье о Родине; признание в любви

  • Слайд 10

    «Родина»

    Люблю Отчизну я, но странною любовью!
    Не победит ее рассудок мой,
    Не слава, купленная кровью,
    Ни полный гордого доверия покой,
    Ни темной старины заветные преданья
    Не шевелят во мне отрадного мечтанья.
    Но я люблю – за что не знаю сам…
    …………………………………….
    …дымок спаленной жнивы, ,
    В степи ночующий обоз,
    И на холме средь желтой нивы
    Чету белеющих берез

  • Слайд 11

    «Люблю Отчизну я , но странною любовью..»

    Не волнует:
    «..слава, купленная кровью»;
    «…полный гордого доверия покой»;
    «темной старины заветные преданья»

    Люблю:
    «…степей холодное молчанье»;
    «..лесов безбрежных колыханье»;
    «…чету белеющих берез»

  • Слайд 12

    «Чета белеющих берез» стала поэтическим символом России, точно найденным Лермонтовым; любовно написанный образ крестьянской Руси обнаруживается в зримых бытовых приметах.

  • Слайд 13

    «Прощай немытая Россия»
    1841 год – новое изгнание — появление одного из самых сильных поэтических стихотворений

    Эти стихи – эпитафия всей николаевской России.
    С. Наровчатов

  • Слайд 14

    Подведем итоги
    «Странная любовь» Лермонтова и необычный патриотизм заключаются в следующем:

    Нравственная основа патриотизма – любовь к родной земле, а не к делам вершителей судеб страны.
    Лермонтов не приемлет государственного и общественного строя России, но любит простых людей в их горестях и радостях; любит русскую природу.
    Лермонтов «…понимает любовь к отечеству истинно, свято и разумно».
    Н.А. Добролюбов

  • Слайд 15

    1. Выучите наизусть стихотворение «Родина».
    2. Высказано мнение, что у поэта « нет поисков смысла жизни; что творчество его – только настроение без притязаний осветить мир каким-то философским или поэтическим светом». (В.О. Ключевский)
    Согласны ли вы с таким мнением, хотя оно принадлежит видному историку? Свои выводы обоснуйте.
    3. Письменно ответьте на вопрос: «Какие стихотворения поэта вам особенно дороги? Какое место занимают они в вашей читательской биографии?»
    Домашнее задание:

  • Слайд 16

    Желаю творческих успехов!

Посмотреть все слайды

16

Ты помнишь детские года:
Слезы не знал я никогда;
Но тут я плакал без стыда.
Кто видеть мог? Лишь темный лес
Да месяц, плывший средь небес!
Озарена его лучом,
Покрыта мохом и песком,
Непроницаемой стеной
Окружена, передо мной
Была поляна. Вдруг по ней
Мелькнула тень, и двух огней
Промчались искры… и потом
Какой-то зверь одним прыжком
Из чащи выскочил и лег,
Играя, навзничь на песок.
То был пустыни вечный гость —
Могучий барс. Сырую кость
Он грыз и весело визжал;
То взор кровавый устремлял,
Мотая ласково хвостом,
На полный месяц,— и на нем
Шерсть отливалась серебром.
Я ждал, схватив рогатый сук,
Минуту битвы; сердце вдруг
Зажглося жаждою борьбы
И крови… да, рука судьбы
Меня вела иным путем…
Но нынче я уверен в том,
Что быть бы мог в краю отцов
Не из последних удальцов.

Сочинение на тему Образ Алены Дмитриевны в поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого ку

Алена Дмитриевна — жена купца Калашникова. Она была очень красивая. Вот как описывает ее влюбившийся в нее царский опричник Кирибеевич: На святой Руси, нашей матушке, Не найти, не сыскать такой красавицы: Ходит плавно, будто лебедушка; Смотрит сладко, как голубушка; Молвит слово — соловей поет; Горят щеки ее румяные, Как заря на небе божием; Косы русые, золотистые, В ленты яркие заплетенные, По плечам бегут, извиваются, С грудью белою цалуются. Он увидел ее у тесовых ворот с другими девушками, только те стоят «любуются, глядя, перешептываются», а она не глядит, не любуется, полосатой фатой укрывается. Алена Дмитриевна очень набожная, честная женщина, ходит к вечерне в церковь. У нее есть дети, муж. Дома она хозяйка, ведет хозяйство. Помогает ей в этом старая работница. По приходу мужа накрывает она на стол белую скатерть, встречает своего мужа. Но вот ее описание в тексте резко меняется, когда ее муж, купец Калашников, приходит домой и не застает ее дома. И кличет он старую работницу: Ты скажи, скажи, Еремеевна, А куда девалась, затаилася В такой поздний час Алена Дмитриевна? А что детки мои любезные — Чай забегались, заигралися, Спозаранку спать уложилися? Только нерадостный ответ слышит купец, муж Алены Дмитриевны, что жена его с вечерни еще не вернулась, а детки плачем плачут, все не унимаются. Вдруг он слышит шаги торопливые, а когда оборачивается -не узнает свою жену. Он даже восклицает: «Сила крестная!» — потому, что такой жену он ни разу не видел. Перед ним стоит молода жена, Сама бледная, простоволосая, Косы русые расплетенные Снегом-инеем пересыпаны; Смотрят очи мутные, как безумные; Уста шепчут речи непонятные. Ее описание говорит нам, что она не только сильно взволнована, но и испугана. А тут и муж начинает ее выспрашивать, где она была, и ругать ее. Она любит мужа и потому горько ййачет, когда муж попрекает ее в измене ему и в том, что она порочит его честное имя. Муж Алены Дмитриевны думает, что она гуляет с боярскими сынками, а Алена Дмитриевна даже не глядит на проезжих молодцов. Когда она стоит с девушками у калитки, то «полосатой фатой закрывается». Вот и говорит она мужу, что не боится она ни смерти, ни людской молвы, а боится его немилости. Она рассказывает мужу — Степану Парамоновичу, что опозорил ее, осрамил «злой опричник царский Кирибеевич», и просит мужа защитить ее. Она-то честная, непорочная, но «что скажут злые соседушки», которые стояли у калиток и глазели на ее позор. В поэме М. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» образ Алены Дмитриевны — это образ красивой русской женщины. Ее душа чиста. Она честная жена. Не позарилась она на золото и жемчуга, что предлагал ей царский опричник в обмен на ее милость и любовь. Кирибеевич говорил ей: Отвечай мне, чего тебе надобно, Моя милая, драгоценная! Хочешь золота али жемчугу? Хочешь ярких камней аль цветной парчи? Как царицу я наряжу тебя, Станут все тебе завидовать, Лишь не дай мне умереть смертью грешною; Полюби меня, обними меня Хоть единый раз на прощание! Алена Дмитриевна любит мужа, ходит в церковь. Лермонтов в ее образе хотел показать нам русскую женщину, ее силу духа: она не склонилась на посулы опричника, а осталась верна своему мужу.

Сочинение на тему Образ Алены Дмитриевны в поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого куЛермонтов М.Ю.Стр. 1

Сочинение на тему Образ Алены Дмитриевны в поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого куЛермонтов М.Ю.Стр. 2

Сочинение Характеристика и образ Чичикова

Чичиков, является главным героем произведения, где во всей поэме идет речь практически о нем. Когда поэт делал его главным героем, не давал не какой гарантии, что образ созданного его главного героя придется по душе его читателям. Уже в начале поэмы, становиться понятным образ и характер Чичикова. Сначала Иван Васильевич, показывает своего героя с положительной стороны. Павел Иванович Чичиков, умел правильно и культурно общаться с окружающими, не зависимо от их возраста и статуса.

Автор принимает решение, рассказать о биографии Чичикова, каким он был и каким стал. Уже с юных лет папа Павла, учил его самым простым истинам жизни, к примеру: что к каждой монете, нужно относиться с умом и беречь ее. И эта, правда, жизни, ему не плохо помогло, он научился находить свою выгоду практически во всем. С возрастом, он учиться находить общий язык с людьми.

Чичиков оканчивает институт с отличием, и с отметкой о безупречном поведении. Задумываясь о дальнейшей жизни, он представляет себя только человеком успешным и с достатком. Весь негатив его характера раскрывается на его работе в разных местах. Благодаря взяткам и крупным махинациям, он становиться успешным. Но его быстро выводят на чистую воду, и происходит полнейшее банкротство. В результате нескольких неудачных попыток стать успешным, Павел Иванович решает, что ему нужно приобрести мертвые души. Он знал, что во время глобальных проверок, владельцев душ сильно бьет по карману. И понимал, что недорого, получается, считать тех, кто умер во время перерыва между проверками живыми.

И он решает приехать в город чиновников, и его целью становятся мертвые души. Присутствуя на многих мероприятия, он заводит много приятелей чиновников, и у них пытается выяснить, кто бы мог предоставить ему мертвые души.

Автор раскрывает его характер с отрицательной стороны, тем, что он является хладнокровным и расчетливым. У него и там появляются друзья. И показав свои качества мечтателя, от них получает мертвые души.

«Подлецом» — называет его Николай Васильевич Гоголь, так как его плохие качества полностью перекрывает его положительные черты.

Основная мысль

Михаил Юрьевич очень странно любит Россию. Его очень многое в ней не устраивает, он критикует устоявшиеся привычки и законы, он не согласен с той властью, которая на данный момент правит государством. Не такого будущего он хочет для своей России.

Он ненавидит правительство, существующий строй, причем выражает это достаточно открыто. Но в то же время автор является истинным патриотом свой Родины. Даже недовольство Лермонтова оправдывается тем, что он хочет лучшей судьбы для своего народа и своей страны. Он переживает за будущее, потому что любит Россию огромной и чистой любовью. Это и пытался передать автор в своем стихотворении «Родина».

Автор показывает то, что очень сложно увидеть или описать словами. То, за что он любит свое государство. Это просто нужно почувствовать самому. Не все прекрасное видно глазами, порой гораздо больше говорят ощущения.

Способ стихосложения

Несмотря на трагичность и сарказм, преобладающие в произведении, Лермонтов использует многочисленные приемы стихосложения. В произведении четко видны сравнения: «Угас, как светоч», «Увял торжественный венок». Жизнь Пушкина автор стихотворения связывает со свечой, освещающей путь, но угасшей слишком рано. Вторая половина стихотворения насыщена антитезами между светом поэта и тьмой общества. Применение эпитетов: «пустое сердце», «миг кровавый» и метафор: «жалкий лепет оправданья», «на ловлю счастья и чинов заброшен» добавляет произведению дополнительную художественную выразительность.

После прочтения данного произведения в душе остается отзыв смерти поэта и противостояние неправильной гибели таланта.

Самые популярные материалы июля для 9 класса.

Анализ стихотворения «Родина»

Стихотворение «Родина» — одно из последних произведений Лермонтова. Зимой 1841 года поэт ехал с Кавказа в Петербург. Под влиянием увиденных российских просторов — от Кавказа до Балтийского моря, — а также своих впечатлений и раздумий поэт написал это ·стихотворение. Его можно отнести и к пейзажной, и к философской лирике. Произведение объединяет в себе жанровые черты оды, думы и лирического стихотворения. В основе построения стихотворения «Родина» лежит принцип антитезы. Оно состоит из двух частей. В первой части поэт отвергает казенный патриотизм. Во второй — признаётся в любви к России, к её природе, к её народу. Поэт размышляет о своём отношении к отчизне — о любви к ней. И в первых же строчках говорит о «странностях» своей любви:

Люблю отчизну я, но странною любовью! Не победит её рассудок мой.

Почему он считает свою любовь к России странной? Его любовь обращена не к Российской державе, а к России народной. Поэт привязан к простым картинам русской природы, русской деревни, и это высокое чувство не дано победить рассудку. Странной свою любовь к родине Лермонтов называет, наверное, потому, что такой она может показаться тем, кто не понимает, как и за что можно любить « степей холодное молчанье … ». Тема родины развивается от широкого плана к более узкому.

Сначала поэт даёт официальное восприятие родины («слава, купленная кровью»; «полный гордого доверия покой» ; «старины заветные преданья»), затем следует общее изображение русской природы («степей холодное молчанье»; « лесов безбрежных колыханье»; «разливы рек её» ). После этого следуют детали, связанные с народным бытом («дрожащие огни деревень»; «дымок спалённой жнивы»; «полное гумно»; «изба, покрытая соломой»; «с резными ставнями окно» ), В финале картина ещё более сужается до изображения сельского праздника, на который поэт — путешественник « смотреть до полночи готов ».

В каждой изображаемой картине поэт использует различную лексику. В первых шести строках — отвлечённые, общие слова: отчизна, рассудок, слава. Затем он употребляет слова, которые обозначают объекты широкого масштаба (географического и топографического характера): реки, леса, степи, просёлочная дорога. А во второй половине стихотворения «Родина» лексика более конкретна: изображены частности (это показано даже грамматически — слова употреблены в единственном числе): обоз, нива, изба, гумно. В своих стихах о природе Лермонтов предпочитает цветовые эпитеты. В «Родине» прямых цветовых эпитетов немного (жёлтая нива; белеющие березы), и всё же впечатление цветного изображения русской природы присутствует: голубой цвет — реки и моря; зелёный — леса; черный — ночь; жёлтый — огни, нивы, солома; белый — берёзы. Зато как метафоричны эпитеты «печальные деревни» и «безбрежные леса»! И даже лёгкий оттенок грусти вполне сочетается с жизнеутверждающим, светлым настроением стихотворения.

Поэт использует также и другие средства художественной выразительности: метафоры (слава, купленная кровью; полный гордого доверия покой; не шевелят во мне отрадного мечтанья; взором медленным пронзая ночи тень), олицетворение (степей холодное молчанье), анафору (Её степей … Её лесов); аллитерацию (разливы рек её, подобные морям); ассонанс (полный гордого доверия покой. Стихотворение «Родина» написано вольным ямбом. Лермонтов использует различные виды рифмовки: перекрестную, парную, кольцевую.

Размышления поэта

Образ России в лирике Лермонтова красочный, объемный и динамичный, словно нарисованный на холсте, предстает во многих поэтических произведениях.

Каждое из них является итогом размышлений поэта:

  • о его непонятной привязанности и любви к просторам родного края;
  • о неприятии родины рабской и угнетенной, чувстве ответственности за ее судьбу;
  • о единстве человека и природы, дающем умиротворение и покой;
  • об истории России и ее героях, которые были истинными патриотами своей Родины;
  • об отсутствии цели и примерных идеалов поколения его современников, которые не находят достойного места в России;
  • об огромной всепоглощающей, ничем не заменимой, любви к Родине.

Сочинение 4

Поэма «Мертвые души» считается самым лучшим творением Гоголя. Идею содержания книги автору подсказал А.С. Пушкин. В поэме автор описал жизнедеятельность и нравы социальных слоев общества. В книге полностью описаны владельцы крепостных душ, помещики и чиновники.

Основным героем книги является Павел Чичиков. От начала до конца произведения Чичиков остался загадочным персонажем. Он был разнохарактерным человеком и постоянно менялся. Он копировал манеры разговора и поступки своих знакомых. Парень изучал всех людей и мог выпутаться из любой ситуации, и не упускал свою выгоду.

С Маниловым герой вел себя высокомерно, льстиво и любезно. При общении с наглым обманщиком Ноздревым старался уподобиться собеседнику для собственной выгоды. Чичикову получилось понравиться Плюшкину, который потерял связь с настоящим миром и обходительностью. Для своей выгоды герой исполнил роль человека, склонного убить крестьянина, чтобы спастись от уплаты подати.

Чичикову не доставляло труда постоянно изменять внешность, поскольку он владел характерными чертами, присуще богатым помещикам. Оставаясь наедине с собой, герой показывал свои истинные качества. Прогуливаясь по городу, Павел Чичиков оторвал приклеенную афишу, чтобы потом прочитать. Он прочитал афишу и положил его в ларчик. Так он повторял привычку Плюшкина. Неопределенность и бесцветность характера героя выявляют его схожесть с Маниловым. И поэтому чиновники города строили догадки, пытаясь разгадать личность Павла. Привычка раскладывать все вещи по местам сближает героя с Коробочкой. Ноздрев нашел схожесть Чичикова с Собакевичем. В Чичикове отразились все черты характера помещиков, маниловская любовь к пустой болтовне, мелочность и самовлюбленность, скопидомство и грубость.

В то же время герой выделяется собственными качествами. В отличие от помещиков и чиновников, у героя была особая энергия, целеустремленность и деловая хватка. Деятельность чиновников заметно повлияла на манеру поведения и речь Чичикова. По истечению времени душа Чичикова, как и у помещиков полностью омертвела. Павел лишен всяких человеческих чувств и совсем не радовался жизни. Чтобы достигнуть цели он не показывал ни гнева, ни радости. К концу поэмы автор описал биографию Чичикова. Детство Павла было тусклым. Он не испытал материнской любви. У него не было друзей. Ему пришлось терпеть упреки больного отца. Детство отрицательно подействовало на его будущее. В наследство от отца Чичиков получил только наставление хорошо учиться и беречь последнюю копейку. Мальчик хорошо усвоил наставления и определил перед собой цель стать состоятельным.

3

Исповедь Мцыри. Иллюстрация Л. О. Пастернака. 1890

«Ты слушать исповедь мою
Сюда пришел, благодарю.
Все лучше перед кем-нибудь
Словами облегчить мне грудь;
Но людям я не делал зла,
И потому мои дела
Немного пользы вам узнать,—
А душу можно ль рассказать?
Я мало жил, и жил в плену.
Таких две жизни за одну,
Но только полную тревог,
Я променял бы, если б мог.
Я знал одной лишь думы власть,
Одну — но пламенную страсть:
Она, как червь, во мне жила,
Изгрызла душу и сожгла.
Она мечты мои звала
От келий душных и молитв
В тот чудный мир тревог и битв,
Где в тучах прячутся скалы,
Где люди вольны, как орлы.
Я эту страсть во тьме ночной
Вскормил слезами и тоской;
Ее пред небом и землей
Я ныне громко признаю
И о прощенье не молю.

Композиция

Стихотворение можно условно разделить на две части. В первой указывается причина, объясняющая переживания лирического героя. Он потерял то, что для него ценно: «Я лишился и чаши на пире отцов, и веселья, и чести своей». Вторая часть – замкнутые в кольцо три четверостишия. Поэт начинает и заканчивает эти строки, называя наступивший век «волкодавом», и говоря: «… не волк я по крови своей», как бы еще раз подчёркивая, что он не принадлежит времени, в котором живёт, не хочет смиряться с новыми ценностями.

Стихотворение состоит из четырех четверостиший с использованием трехсложных стоп с ударением на третий слог (анапест). Автор использует рифму: точную (грязцы – песцы, колесе – красе), мужскую – во всех последний словах строк ударение падает на последний слог (веков, людей, отцов, своей). Используется перекрестная рифмовка АВАВ.

Образ Ивана Грозного

Авторская позиция, народная оценка поведения и морали героев

Лермонтов изобразил Ивана Грозного, как в старинных русских песнях, без похвалы или порицания, таким, каким он был на самом деле. Поэт показал двойственность образа Грозного, противоречия в его характере. Широта его натуры и великодушие совмещаются с деспотизмом, жестокостью, мстительностью и коварством. Это развращенная властью личность, царь казнит и милует не по закону, а по собственному желанию. Грозный нарушает даже собственное царское слово. Он велит казнить победившего в честном бою Калашникова, хотя обещал награду победителю. Но своей милостью обещал одарить родных казненного купца. Царский суд притворно милостивый, преступный и лживый. Звучит горькая авторская ирония в описании веселого и нарядного палача, готовящегося на плахе к страшному представлению для потехи царя.

Хотя Лермонтов изобразил эпоху Ивана Грозного, вопросы, затронутые в поэме, были актуальны во многие времена:беззаконие и произвол власти, вседозволенность и безнаказанность приближенных к властителям, несправедливые расправы над неугодными, жестокое подавление инакомыслия. В эпоху реакционной тирании Николая I довелось жить самому Лермонтову. Он считал, что люди его поколения «к добру и злу постыдно равнодушны», «перед властью – презренные рабы». Своим современникам поэт в поэме показал нравственный урок из прошлого. Авторская позиция выражена в осознанном протесте личности против деспотичной системы.

В образе купца Калашникова Лермонтовым переданы лучшие национальные черты характера русского человека. Он является выразителем богатой духовной народной культуры, в которой больше жизни ценятся честное имя, долг, честь. Не случайно купца величают гусляры полным именем,имя его врага не упоминается ни разу, а только прозвище. Он лишен честного имени, а прозвище имеет татарские корни, слово «кирибей» означало «непокорный князь». Вызов опричнику – это выражение народного протеста. Оттого сохранилась память в народной песне о смелом поступке Калашникова, не забыта в чистом поле у трех дорог его могила, у которой каждый прохожий то перекрестится, то пригорюнится.

Сравнение, метафора и олицетворение

Популярные сочинения

  • Сочинение про Петра I по истории Хочу написать о Петре 1,величайшем правителе России. Его по праву называли — Петр Великий. Начал свое правление совместно со сводным братом Иваном 5 и сестрой Софией. Позже стал единственным правителем. Был вначале царем, впоследствии стал императором.
  • Наступила весна — сочинение Уже под конец марта наконец-то начали появляться первые признаки появления весны. Радостное щебетание птиц, слышное даже в центре города, еде доносится из-под крон ещё лысых деревьев.
  • Путешествие капельки воды — сочинение (2, 3, 4, 5, 6 класс) Ещё утром я летела на облаке, смотрела на поля-леса… И они такие красивые сверху. Птицы летали под нашим облаком – чувствовали, что будет дождь. Ощущение, что все тебя ждут, почти

22

И как его, палил меня
Огонь безжалостного дня.
Напрасно прятал я в траву
Мою усталую главу:
Иссохший лист её венцом
Терновым над моим челом
Свивался, и в лицо огнем
Сама земля дышала мне.
Сверкая быстро в вышине,
Кружились искры; с белых скал
Струился пар. Мир божий спал
В оцепенении глухом
Отчаянья тяжелым сном.
Хотя бы крикнул коростель,
Иль стрекозы живая трель
Послышалась, или ручья
Ребячий лепет… Лишь змея,
Сухим бурьяном шелестя,
Сверкая желтою спиной,
Как будто надписью златой
Покрытый донизу клинок,
Браздя рассыпчатый песок,
Скользила бережно; потом,
Играя, нежася на нем,
Тройным свивалася кольцом;
То, будто вдруг обожжена,
Металась, прыгала она
И в дальних пряталась кустах…

12

Тогда к потоку с высоты,
Держась за гибкие кусты,
С плиты на плиту я, как мог,
Спускаться начал. Из-под ног
Сорвавшись, камень иногда
Катился вниз — за ним бразда
Дымилась, прах вился столбом;
Гудя и прыгая, потом
Он поглощаем был волной;
И я висел над глубиной,
Но юность вольная сильна,
И смерть казалась не страшна!

Лишь только я с крутых высот
Спустился, свежесть горных вод
Повеяла навстречу мне,
И жадно я припал к волне.
Вдруг — голос — легкий шум шагов…
Мгновенно скрывшись меж кустов,
Невольным трепетом объят,
Я поднял боязливый взгляд
И жадно вслушиваться стал:
И ближе, ближе все звучал
Грузинки голос молодой,
Так безыскусственно живой,
Так сладко вольный, будто он
Лишь звуки дружеских имен
Произносить был приучен.
Простая песня то была,
Но в мысль она мне залегла,
И мне, лишь сумрак настает,
Незримый дух ее поет.

2

Однажды русский генерал
Из гор к Тифлису проезжал;
Ребенка пленного он вез.
Тот занемог, не перенес
Трудов далекого пути;
Он был, казалось, лет шести,
Как серна гор, пуглив и дик
И слаб и гибок, как тростник.
Но в нем мучительный недуг
Развил тогда могучий дух
Его отцов. Без жалоб он
Томился, даже слабый стон
Из детских губ не вылетал,
Он знаком пищу отвергал
И тихо, гордо умирал.
Из жалости один монах
Больного призрел, и в стенах
Хранительных остался он,
Искусством дружеским спасен.
Но, чужд ребяческих утех,
Сначала бегал он от всех,
Бродил безмолвен, одинок,
Смотрел, вздыхая, на восток,
Томим неясною тоской
По стороне своей родной.

Но после к плену он привык,
Стал понимать чужой язык,
Был окрещен святым отцом
И, с шумным светом незнаком,
Уже хотел во цвете лет
Изречь монашеский обет,
Как вдруг однажды он исчез
Осенней ночью. Темный лес
Тянулся по горам кругом.
Три дня все поиски по нем
Напрасны были, но потом
Его в степи без чувств нашли
И вновь в обитель принесли.
Он страшно бледен был и худ
И слаб, как будто долгий труд,
Болезнь иль голод испытал.
Он на допрос не отвечал
И с каждым днем приметно вял.
И близок стал его конец;
Тогда пришел к нему чернец
С увещеваньем и мольбой;
И, гордо выслушав, больной
Привстал, собрав остаток сил,
И долго так он говорил:

Оксюморон

Художественный мир лирики Лермонтова

В мировой литературе не было еще примеров столь короткого жизненного и творческого пути. Прожив всего 26 с небольшим лет, Лермонтов создал немало произведений, ставших всемирными литературными шедеврами еще при его жизни.

Творчество Лермонтова пронизано самоанализом и познанием духовной жизни: многие лирические произведения представляют собой монологи, размышления, воспоминания. Своеобразие творческой натуры, проявившееся в сочетании поэтического дара и таланта художника, романтического воображения и аналитического ума, послужило созданию неповторимого мира художественного слова Лермонтова.

Словарь

1. В подлиннике (читать) – читать на родном для автора языке, без перевода.

2. Эфир – высокое небесное воздушное пространство.

3. Херувим – библейское небесное существо.

4. Иллюзорный – призрачный, нереальный.

5. Чернокнижник – изучающий книги по черной магии.

6. Бард – певец, исполняющий песни на свои стихи.

7. Рогожа – ткань грубого плетения, изготовляемая для хозяйственных нужд.

8. Жандарм – полицейский чин.

9. Конвой – охрана.

10. Нелицеприятная – справедливая, хотя и неприятная.

11. Эпитафия – изречение, сочиненное на смерть кого-то, или написанное на могильном памятнике.

12. Пророк Исайя – библейский персонаж, посредник между Богом и людьми.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением За гремучую доблесть грядущих веков.

История создания – стихотворение написано в 30-е годы ХХ века, период правления Сталина, тяжелого экономического кризиса и начавшихся репрессий.

Тема – стихотворение о тяжелой участи человека, который готов все променять на просторы далекой земли, лишь бы не наблюдать происходящие вокруг события.

Композиция – кольцевая, стихотворение состоит из вступления и трех четверостиший, которые как бы замыкаются, начинаясь и заканчиваясь одинаковыми строчками.

Жанр – лирическое стихотворение.

Стихотворный размер – стихотворение состоит из четырех строф (катрен), написанных анапестом, рифма точная, мужская, рифмовка перекрёстная.

Метафоры – «За гремучую доблесть грядущих веков», «…на плечи кидается век-волкодав», , «сияли всю ночь голубые песцы».

Сравнение –«Запихай, как шапку, в рукав».

Жанр

Анализируя стиха «Смерть поэта» Лермонтова можно без сомнения разглядеть в его строках не только трагичность, но и моменты сатиры. И действительно лирическое произведение выдержано в жанре совмещающим элегию и сатиру. Драматичность происходящих событий, связанных с гибелью Пушкина, в полной мере раскрывается в первой части стихотворения. Элементы сатиры и даже сарказма присутствуют в последних 16 строках произведения. Такое редкое совмещение двух противоположных по значению элементов жизненного уклада, как элегия и сатира, наилучшим образом отражают состояние внутреннего мира Лермонтова. Трагичность, связанная с гибелью Пушкина, как великого таланта России, сменяется призрачным отношением к мнению общественности, не стоящей частицы погибшего человека.

Образы и символы

В образе лирического героя мы можем видеть самого поэта. Он не стесняется своих чувств, о которых с радостью рассказывает читателю. Он делится настоящими и чистыми чувствами, которые испытывает к своей земле. Он считает своей Родиной бескрайние поля, зеленые леса, широкие степи. Вот для него настоящие ценности. Именно это для Михаила Юрьевича является Родиной. Ему не интересен ни устрой государства, ни правители и достижения. Все это для поэта пустое. Настоящую ценность он видит в природной красоте, на которую так богата Россия.

Образ Родины поэт раскрывает с особой любовью. Он наслаждается каждым уголком страны, в каждом из которых способен заметить что-то прекрасное. Он восхищается этой дикой красотой, которая так и дышит свободой.

Так же поэт рассказывает о том, что не обязательно можно увидеть глазами. Некоторые вещи необходимо именно прочувствовать. Михаил Юрьевич с любовью описывает проселочные дороги, народные гуляния и бескрайнее ночное небо, в которое так приятно смотреть и мечтать.

Вот с такой стороны описывает поэт свою душевную связь с родным краем, которую невозможно разрушить ничем!

Анализ стиха Лермонтова Родина

Данное произведение было написано в 1841 году, в год смерти поэта на дуэли. Главной темой является отечество, которое ценил и любил автор.  Как и у многих писателей того времени у Лермонтова были определенные взгляды на жизнь, которые не поддерживались некоторыми слоями общества. Это и стало, по сути, причиной создания данного стихотворения. Из-за своих высказываний в стихотворении «Смерть поэта» автор был осужден и в качестве наказания его изгнали на Кавказ, после возвращения Лермонтов снова был изгнан. В стихотворении «Родина» Лермонтов скучает по родной земле, которую увидит не скоро. В изгнании автор сильно изменился и общество, по сути, для него стало потерянным.

В строках автор выражает свою любовь к русским людям и связывает себя с ними кровно, а также не упускает возможность написать о красоте родной природы, которая не сравнится ни с чем в мире. Лермонтов не возлюбил высокие чины и правительство, ему близки простые люди, люди которые с ним имеют одну позицию на ситуацию в обществе и стране. Автор видит весь негатив, который присутствует в людях того времени и уверен в том, что спасение лежит именно в народе русском. Все страдания и горечь, которые испытывают русские люди, автор пропускает через себя и сам переживает все тяготы жизни.

Стихотворение наполнено множеством сравнений и литературных приёмов. Используется достаточное количество эпитетов и метафор. Автор заложил в каждую сточку стихотворения любовь к родине и природе. Автор сам называет любовь, которую он испытывает «странной». Возможно, это связано с тем, что объяснение ей он не находит. Но и сам же уверен в том, что доводы и доказательства излишние.

Произведение построено довольно интересно. По размеру стихотворение относится к шестистопному ямбу. Начало стихотворения написано в торжественном стиле. Далее стилистика произведения меняется и потом просматривается грусть в описании красоты родной природы.

Изначально автор назвал стихотворение «Отчизна», но потом переименовал его. Одни источники утверждают, что замена названия произошла из-за уже существующего стихотворения с таким названием. Также существуют еще версии, но ни одна не подтверждена официально.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Образовайка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: