Жизнь Салтыкова-Щедрина. Истоки политической и социальной сатиры его творчества
Юмор в творчестве Салтыкова-Щедрина
М.Е. Салтыков-Щедрин – великий русский писатель. Его творчество многообразно. Из-под пера автора увидели свет поэтические и прозаические произведения. Ещё в молодости Михаил Евграфович начал сочинять сатирические стихи. Через них он выражал неодобрительное отношение к тому или явлению. Для того, чтобы избежать цензуры, писатель пользуется приёмом аллегории.
Особое место в череде творений Салтыкова-Щедрина занимают сказки. Именно сказки являются сатирической вершиной творчества автора. Создавая сказочные образы, писатель наделяет своих героев сатирическим смыслом. Так, через сатиру и иносказательность, Салтыков-Щедрин пытается донести до читателя глубину общественных явлений. Образы животных издавна используются в баснях и сказках. Этим известным приёмом воспользовался автор. Через образы животных, наделённых самыми отвратительными, низменными и смешными качествами, высмеиваются человеческие пороки.
Внутренние противоречия, раздирающие общество, дают пищу для сюжетов и создания карикатурных образов. Каждый герой произведения наделён характером и поступками, присущими только людям. Но вместе с тем каждый образ сохраняет в себе характерные качества и признаки того или иного животного. Эти образы не просто смешны. Они несут в себе поучительную нотацию.
Смех и сатира стали грозным оружием в руках писателя. При их помощи он обличает и высмеивает всё самое низменное и недостойное в человеке и обществе. Пародия – смысл сатирических произведений Салтыкова-Щедрина.
Сатирические приемы здесь использованы не только для того, чтобы обличить жесткость представителей отдельных слоев общества. С помощью них автор пытается донести безрезультатность моралистических диспутов, которые распространены были среди интеллигенции XIX столетия.
Картины русской жизни
Основы жизни, запечатленные Щедриным в глуповской хронике, выглядят безрадостно. История Глупова – долгий рассказ о том, как сквозь уездный город, будто нож сквозь масло, проходят один за другим градоначальники. Консерваторы секут кнутами и не пущают. Реформаторы тоже секут, но во имя прогресса. Славные глуповцы, всегда коллективные и безликие – героев тут нет – молчат, кряхтят и существуют дальше. Кто-то, конечно, гибнет в устроенных градоначальниками экспериментах, но народ продолжается, вечный и бессознательный. Начальники сыплются с небес, как дождь или снег – противостоять им вроде бы и бессмысленно.
«Всякое бедствие представлялось им чем-то совершенно от них не зависящим, а потому и неотвратимым. Самое крайнее, что дозволялось в виду идущей навстречу беды, – это прижаться куда-нибудь к сторонке, затаить дыхание и пропасть на все время, пока беда будет кутить и мутить. Но и это уже считалось строптивостью; бороться же или открыто идти против беды – упаси боже!».
Счастливее всего глуповцы оказываются при тех градоначальниках, которые просто дают народу пожить – пика своего процветания безмятежный Глупов достигает, когда им правит майор Прыщ, у которого, как выясняется впоследствии, фаршированная голова, то есть он не человек, а некое съедобное изделие. Но в итоге на покорных всему глуповцев обрушивается по-настоящему жуткая кара – Угрюм-Бурчеев, бывший прохвост (т.е. профос – войсковой палач), воплощение тупого тоталитаризма, стремящееся превратить весь город, а заодно и мир, в казарму:
«Прямая линия, отсутствие пестроты, простота, доведенная до наготы, – вот идеалы, которые он знал и к осуществлению которых стремился… Идиоты вообще очень опасны… потому что они чужды всяким соображениям и всегда идут напролом, как будто дорога, на которой они очутились, принадлежит исключительно им одним».
На Угрюм-Бурчееве история одного города обрывается: дальше идти некуда.
Популярные сегодня темы
Николай Васильевич Гоголь в своей повести «Игроки» затронул очень животрепещущую в то время тему. Тему игры, карточных долгов и шулерства.
Карамзин по сути своей являлся очень ранимым и чутким человеком, верившим в искреннею любовь, но также верившим в несправедливость этого мира. Это прекрасно видно в его повествовательном произведении
Детство главного героя рассказа «Васюткино озеро» Астафьева прошло в тайге. Автор тоже вырос в этих непростых условиях, поэтому может многое рассказать об этом. Васютка с ранних лет уже умел охотиться на птиц и вкусно её приготовить
Проблема отцов и детей, это проблема, которая была и будет актуальны всегда. Суть данной проблемы заключается в их непонимании. От этого никак не уйти, ведь менталитет и культура одного поколения
Эпохальный роман “Тихий Дон”, рассказывающий о значительном для казачества послереволюционном периоде, раскрывает достаточно много, по своему уникальных, женских образов. Что наиболее интересно, женщины в романе, сравниваются с разными растениями
«История одного города»: книга-сатира о городской жизни
В «Истории одного города» автор показывает дурной исторический опыт и положение города Глупова, аллюзией на Российскую империю. Главные герои представляют типичные среды той эпохи, непопулярные особенности управления, разрушительную бюрократию и коррупцию.Традиционно, в множестве книг Салтыкова-Щедрина, автор использует яркий сарказм, сатиру и другие литературные средства, чтобы выразить свое негодование по отношению к недостаткам русского общества.
«История одного города» стала основой для понимания и критики социально-политических проблем в России в конце XIX века и продолжает быть актуальной по сей день.
Книга является не только сатирой, но и историческим произведением, отражающим реалии России на тот момент. Она позволяет читателям посмотреть на признаки порока, корупции и бездарности, с которыми столкнулась страна. Также она вызывает немало вопросов о природе власти и ее последствиях для коренного народа.
«История одного города» — это не просто пронзительная картина жизни России, но и вызов читателям задуматься о проблемах нашего времени.
Салтыков-Щедрин с помощью своего писательского таланта и проницательности показывает скрытые недостатки России, что делает «Историю одного города» неотъемлемой частью русской литературной культуры. Она оставляет глубокое впечатление на мысль каждого читателя и неизменно вызывает эмоции.
Книги Михаила Салтыкова-Щедрина на сайте Топ книг
Михаил Салтыков-Щедрин список книг
Романы:
- Господа Головлёвы
- Пошехонская старина
- Убежище Монрепо
Очерки:
- Благонамеренные речи
- В больнице для умалишённых
- Господа Молчалины
- Господа ташкентцы
- Губернские очерки
- Дневник провинциала в Петербурге
- За рубежом
- Невинные рассказы
- Письма к тетеньке
- Помпадуры и помпадурши
- Сатиры в прозе
- Современная идиллия
Сказки:
- Баран-непомнящий
- Бедный волк
- Богатырь
- Верный Трезор
- Ворон-челобитчик
- Вяленая вобла
- Деревенский пожар
- Добродетели и Пороки
- Дурак
- Здравомысленный заяц
- Игрушечного дела людишки
- Карась-идеалист
- Кисель
- Коняга
- Либерал
- Медведь на воеводстве
- Недреманное око
- Обманщик-газетчик и легковерный читатель
- Орел-меценат
- Праздный разговор
- Приключение с Крамольниковым
- Пропала совесть
- Путём-дорогою
- Рождественская сказка
- Самоотверженный заяц
- Сказка о ретивом начальнике
- Соседи
- Христова ночь
Рассказы:
- Годовщина
- Добрая душа
- Испорченные дети
- Смерть Пазухина
- Соседи
- Чижиково горе
Литературная деятельность поэта
Писатель с помощью кратко написанных сказок собственного сочинения выражает мысли об укладе страны. Сказки Михаила Евграфовича показывают все беды и горести, происходящие вокруг. С их помощью сатирик борется с окружающим бесчинством.
Героями юмористических рассказов являются животные, напоминающие читателю людей. Они живут такой же непримечательной жизнью, как и люди: работают, читают газеты, получают зарплату и платят налоги. Это и придаёт некую изюминку его сказкам. Поэт подробно описывает жизнь животных, показывая трудности в России конца XIX века.
- Негодяев.
- Угрюм-Бурчаев.
- Перехват — Залихватский.
- Василиск Бородавкин.
- Прыщ.
Он с лёгкостью обходит суд цензоров, ведь все его революционные мысли были искусно завуалированы. Поскольку, большее количество его произведений — это сказки для детей, то никто не искал скрытого в них смысла, просто наслаждались чтением. Он использовал аллегорию при написании своих творений.
Сказка в стиле Салтыкова-Щедрина высмеивает всё самое неблагоприятное в человеке и обществе. Главный художественный приём автора — гротеск.
Популярные сегодня темы
Этот персонаж является одним из героев в романе Л.Н. Толстого “Война и мир”. На момент начала романа – а это 1805 год – Борису уже как 20 лет.
Михаил Афанасьевич Булгаков в романе «Мастер и Маргарита» затрагивает множество вечных философских вопросов, ответы на которые скрываются и в поступках самих героев, и в их размышлениях и терзаниях.
Книга Джунглей» Джозефа Редьярда Киплинга – это серия из семи рассказов, которые в основном происходят в джунглях Индии. Со времени публикации книги в 1893 году многие думали о том, как «Книга джунглей»
Быстрая смена событий, большой объем информации, и всеобщая усталость дают о себе знать. Человек устает, стремится расслабиться и пытается убежать от реальности. Возможно, ли убежать от реальности?
Роман Джорджа Оруэлла «1984» – антиутопическое произведение. В нем читатель видит выдуманный мир, где тоталитаризм достиг своей высшей точки. Ужасный в своей абсурдности, он пугает правдоподобностью
Начало сатиры в творчестве Салтыкова-Щедрина
Сатира является одним из главных жанров в творчестве Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина. Его произведения отличаются гротескной иронией, остротой критики общественных явлений и образов, а также язвительностью в изображении нравов и характеров.
Сатира в произведениях Салтыкова-Щедрина начинается уже на первых страницах его романа «Господа Головлевы». В нем автор дает пародийное описание обычных процессов суда, где судьи принимают абсурдные решения, и подсудимые не в силах защитить свои права.
Сатира в произведениях Салтыкова-Щедрина приобретает особый стиль, в котором писатель раскрывает общественные противоречия и моральные пародоксы. В его произведениях герои часто выглядят странными и нелепыми, а их поведение вызывает только насмешки. Но при этом под маской комических образов скрывается острый ум и глубокая мысль.
- Сатирический стиль Салтыкова-Щедрина проявляется в:
- использовании аллегорий и метафор;
- использовании стилизации и пародии;
- подчеркивании деталей и гротеска в изображении персонажей.
Сатира в творчестве Салтыкова-Щедрина не просто развлечение и насмешка, она ставит глубокие вопросы о природе человеческого общества и показывает, что за маской добродетели скрывается нечто гораздо более сложное и темное.
Несколько интересных тем
-
Портрет мальчика Челищева
Работа Ореста Адамовича Кипренского «Портрет мальчика Челищева» была написана в 1808 году. Это была эпоха расцвета правления Александра I, время надежд на реформы в русском государстве.
-
Сказки Салтыкова-Щедрина
М. Е. Салтыков-Щедрин являлся яростным противником крепостного права и буржуазной власти. Это мы можем увидеть в его произведениях. За историю своей литературной карьеры Михаил Евграфович смог сделать популярным жанр сатиры в России.
-
Сирень на веранде Брусилова
Станислав Александрович Брусилов — российский художник, мастер пейзажной живописи. Основным направлением его творчества является реализм. Картина “Сирень на веранде” была написана художником в 2010 году.
-
Бурлаки на Волге
С 1870 по 1873 год Илья Ефимович Репин, великий русский художник, ведет работу над картиной, которую впоследствии назовет «Бурлаки на Волге». Картина написана в реалистичном стиле
-
Грей из рассказа Алые паруса
В повести «Алые паруса» персонаж Артур Грей предстаёт перед нами в образе «прекрасного принца». Писатель показывает периоды взросления персонажа, описывает его жизнь с малых лет до самого юношества.
Библиография
Повести и романы
Противоречия (1847)Запутанное дело (1848) (1870) (1880)Убежище Монрепо (1882) (1890)Сборники рассказов и очерков
(1856)Невинные рассказы (1863)Сатиры в прозе (1863)Письма из провинции (1870)Признаки времени (1870)
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (1826 год — 1889 год) — известный писатель — сатирик.
Известный писатель-сатирик Михаил Евграфович Салтыков (псевд. Н. Щедрин) родился 15 (27) января 1826 г. в с. Спас-Угол Калязинского уезда Тверской губернии. Выходец из старинного дворянского, по матери — купеческого рода.
Под влиянием социалистических идей пришел к полному отрицанию помещичьего уклада, буржуазных отношений и самодержавия. Первая крупная публикация писателя — «Губернские очерки» (1856-1857), изданные от имени «надворного советника Н. Щедрина».
После решительного сближения с социал-демократами в начале 1860-х гг. вынужден был в 1868 г. на время отойти от масштабной деятельности в редакции журнала «Современник» в связи с кризисом демократического лагеря; с ноября 1864 г. по июнь 1868 года занимался провинциальной административной деятельностью последовательно в Пензе, Туле и Рязани.
В Туле служил с 29 декабря 1866 г. по 13 октября 1867 г. в качестве управляющего Тульской казенной палатой.
Своеобразные особенности характера Салтыкова, проявленные им во время руководства важным правительственным учреждением в Туле, наиболее выразительные черты его личности были запечатлены служившим под его началом тульским чиновником И. М. Михайловым в статье, опубликованной в «Историческом вестнике» в 1902 г. На административном посту в Туле Салтыков энергично и на свой манер боролся с бюрократизмом, взяточничеством, казнокрадством, стоял за интересы низших тульских общественных слоев: крестьян, кустарей-ремесленников, мелких чиновников.
В Туле Салтыков написал памфлет на губернатора Шидловского «Губернатор с фаршированной головой».
Деятельность Салтыкова в Туле завершилась его удалением из города по причине остроконфликтных отношений с губернским начальством.
В 1868 году этот «беспокойный человек» был по повелению императора Александра II окончательно уволен в отставку как «чиновник, проникнутый идеями, не согласными с видами государственной пользы».
Продолжая писательскую деятельность, Салтыков открыл 1870-е годы произведением «История одного города», где по предположениям тульских краеведов, в портретной характеристике градоначальника Прыща присутствуют живые черты губернатора Шидловского.
Тула и Алексин упоминаются Салтыковым в его произведениях «Дневник провинциала в Петербурге» и «Как один мужик двух генералов прокормил». На тульский практический опыт Салтыков, видимо, опирался в одном из своих «Писем из провинции». Однако краеведы сходятся во мнении, что трудно учесть с документальной точностью, в каких еще щедринских произведениях отразились тульские впечатления.
Пребывание Салтыкова-Щедрина в Туле отмечено мемориальной доской на здании бывшей казенной палаты (пр.Ленина,43). Документы о служебной деятельности писателя хранятся в Государственном архиве Тульской области. Тульским художником Ю. Ворогушиным в память о сатирике созданы восемь офортов-иллюстраций к «Истории одного города».
Николай Щедрин – псевдоним, настоящее имя – Михаил Евграфович Салтыков; Российская империя, Тверская губерния, село Спас-Угол; 15.01.1826 – 28.04.1889
Книги Салтыкова-Щедрина известны далеко за пределами нашей страны. Михаила Евграфовича по праву относят к классикам русской литературы, а его вклад в мировую литературу сложно переоценить. Труды Салтыкова-Щедрина переведены на многие языки мира, а в нашей стране многие произведения писателя включены в школьную программу.
«Губернские очерки»
Громкую известность принесли писателю «Губернские очерки» (1856—1857), печатавшиеся в Петербурге от имени «надворного советника Н. Щедрина». Этот псевдоним впоследствии прочно закрепился за Салтыковым, известным под этим именем в журналах «Современник» и «Отечественные записки».
Салтыков-Щедрин выступал в своих произведениях прежде всего в роли сатирика. Именно в сатире, как наиболее действенной форме искусства, он видел возможность политической борьбы с «болотом» российской государственности.
Революционно-демократические взгляды писателя проявлялись в его эстетических концепциях, в частности в его новаторском отношении к жанру романа, социальные рамки которого, в связи с новыми запросами общества, Салтыков-Щедрин считал необходимым расширить. Он утверждал, что «Современная идиллия», «Головлевы», «Дневник провинциала» — настоящие романы, так как «в них, несмотря даже на то, что они составлены как бы из отдельных рассказов, взяты целые периоды нашей жизни».
Усложнение сатиры в «Господах Головлевых»
В романе «Господа Головлевы» Салтыков-Щедрин усложняет сатиру, заостряя внимание на проблемах социального неравенства и эксплуатации. Автор описывает забавные и нелепые ситуации, которые возникают на фоне бедности и голода, но в то же время показывает, как многие живут в условиях постоянного лишения и угнетения
Противопоставление богатых и бедных является одним из главных мотивов романа. Вехи жизни Кирилла Петровича Головлева служат доказательством того, что такое социальное неравенство может привести к порокам и полному распаду личности. Кроме того, автор указывает на то, что главный герой обычно общается только с теми, кого он считает своими равными по состоянию и положению.
Салтыков-Щедрин использует материалы своих наблюдений, чтобы отразить жизнь людей во времена царской России. Он преувеличивает их характеристики и приводит к абсурду, чтобы показать, как нелепо выглядит мир несправедливости и безразличия
Автор не перестает акцентировать внимание на проблемах, возникающих в жизни бедняков: отсутствие культуры, уважения и знаний
- В целом, «Господа Головлевы» — это яркий пример того, как автор смог создать глубокую и трогательную сатиру.
- Различные герои романа описываются с большой долей юмора и иронии, но всегда с глубоким пониманием и сочувствием к их страданиям.
- Салтыков-Щедрин умело использует гротеск, чтобы показать несправедливость и цинизм власти, окружающую жизнь бедных людей.
Юмор в творчестве Салтыкова-Щедрина
М.Е. Салтыков-Щедрин – великий русский писатель. Его творчество многообразно. Из-под пера автора увидели свет поэтические и прозаические произведения. Ещё в молодости Михаил Евграфович начал сочинять сатирические стихи. Через них он выражал неодобрительное отношение к тому или явлению. Для того, чтобы избежать цензуры, писатель пользуется приёмом аллегории.
Особое место в череде творений Салтыкова-Щедрина занимают сказки. Именно сказки являются сатирической вершиной творчества автора. Создавая сказочные образы, писатель наделяет своих героев сатирическим смыслом. Так, через сатиру и иносказательность, Салтыков-Щедрин пытается донести до читателя глубину общественных явлений. Образы животных издавна используются в баснях и сказках. Этим известным приёмом воспользовался автор. Через образы животных, наделённых самыми отвратительными, низменными и смешными качествами, высмеиваются человеческие пороки.
Используя эзопов язык, писатель высмеивает глупость, жадность, жестокость, лень. Без применения аллегории показать существующий общественный строй и установленные порядки , было бы невозможно. Только при помощи звериных «масок» и приёмов иносказания Салтыков-Щедрин может высмеять царских чиновников и дать полную оценку существующей власти.
Внутренние противоречия, раздирающие общество, дают пищу для сюжетов и создания карикатурных образов. Каждый герой произведения наделён характером и поступками, присущими только людям. Но вместе с тем каждый образ сохраняет в себе характерные качества и признаки того или иного животного. Эти образы не просто смешны. Они несут в себе поучительную нотацию.
Темы, затрагиваемые в произведениях Щедрина, разнообразны. Так в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил», показаны образы паразитов. Оказавшись на острове, богатом природными ресурсами, два генерала не смогли наладить свой быт. Без оказавшегося рядом мужика они попросту умерли бы с голода. Проведя параллель, можно задать закономерный вопрос: какую пользу эти паразитирующие существа несут обществу? Какой прок государству, если они даже в быту никчёмны?
Смех и сатира стали грозным оружием в руках писателя. При их помощи он обличает и высмеивает всё самое низменное и недостойное в человеке и обществе. Пародия – смысл сатирических произведений Салтыкова-Щедрина.
Юмор в творчестве Салтыкова-Щедрина
М.Е. Салтыков-Щедрин – великий русский писатель. Его творчество многообразно. Из-под пера автора увидели свет поэтические и прозаические произведения. Ещё в молодости Михаил Евграфович начал сочинять сатирические стихи. Через них он выражал неодобрительное отношение к тому или явлению. Для того, чтобы избежать цензуры, писатель пользуется приёмом аллегории.
Особое место в череде творений Салтыкова-Щедрина занимают сказки. Именно сказки являются сатирической вершиной творчества автора. Создавая сказочные образы, писатель наделяет своих героев сатирическим смыслом. Так, через сатиру и иносказательность, Салтыков-Щедрин пытается донести до читателя глубину общественных явлений. Образы животных издавна используются в баснях и сказках. Этим известным приёмом воспользовался автор. Через образы животных, наделённых самыми отвратительными, низменными и смешными качествами, высмеиваются человеческие пороки.
Используя эзопов язык, писатель высмеивает глупость, жадность, жестокость, лень. Без применения аллегории показать существующий общественный строй и установленные порядки , было бы невозможно. Только при помощи звериных «масок» и приёмов иносказания Салтыков-Щедрин может высмеять царских чиновников и дать полную оценку существующей власти.
Внутренние противоречия, раздирающие общество, дают пищу для сюжетов и создания карикатурных образов. Каждый герой произведения наделён характером и поступками, присущими только людям. Но вместе с тем каждый образ сохраняет в себе характерные качества и признаки того или иного животного. Эти образы не просто смешны. Они несут в себе поучительную нотацию.
Темы, затрагиваемые в произведениях Щедрина, разнообразны. Так в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил», показаны образы паразитов. Оказавшись на острове, богатом природными ресурсами, два генерала не смогли наладить свой быт. Без оказавшегося рядом мужика они попросту умерли бы с голода. Проведя параллель, можно задать закономерный вопрос: какую пользу эти паразитирующие существа несут обществу? Какой прок государству, если они даже в быту никчёмны?
Смех и сатира стали грозным оружием в руках писателя. При их помощи он обличает и высмеивает всё самое низменное и недостойное в человеке и обществе. Пародия – смысл сатирических произведений Салтыкова-Щедрина.
Особое место в русской литературе
Салтыков-Щедрин занимает в русской литературе особое место. Конечно, так можно сказать о любом большом писателе — ведь каждый художник создает свой собственный мир, и эти миры, взаимодействуя, создают необычайно яркую, целостную, исполненную поэзии нравственного смысла картину человеческого бытия.
Портрет писателя М.Е. Салтыкова-Щедрина (1826-1889). 1879г, Государственная Третьяковская галерея, Москва. Исполнен И.Н. Крамским по заказу П.М.Третьякова
Портрет писателя М.Е. Салтыкова-Щедрина (1826-1889). 1879г, Государственная Третьяковская галерея, Москва. Исполнен И.Н. Крамским по заказу П.М.Третьякова
«Дневник провинциала в Петербурге»
Русское пореформенное общество изображено в романе Салтыкова-Щедрина «Дневник провинциала в Петербурге» (1872). Резкими чертами набросал писатель картину буржуазно-дворянского и бюрократического быта в Петербурге начала 70-х гг., с царящими в нем оголтелым хищничеством, спекулятивной горячкой, либеральными фразами, мошенничеством и пошлыми увеселениями. Рассказчик-провинциал, от имени которого ведется повествование, человек слабый, безвольный, капитулирующий перед окружающей средой и исполненный иллюзий, приезжает в столицу в надежде увидеть «умственное движение — публицистику, литературу, искусство, жизнь», но на самом деле сталкивается лишь с озверелыми хищниками и «пенкоснимателями», аферистами.
Беседы и споры провинциала и помещика Прокопа, циника и наглеца, усиливают сатирическое звучание романа, так же как и сон Рассказчика, вообразившего себя умершим миллионером, чье состояние похищает Прокоп. Судебный процесс, борьба за наследство, свидетелем которой оказывается «бессмертная душа» провинциала, дает полный простор фантазии писателя, с замечательным остроумием раскрывающего лицемерие присяжных, подлое усердие адвоката Хлестакова, сына гоголевского героя, лжесвидетельство Иуды Стрельникова и других лиц, причастных к судопроизводству. В результате тяжелых переживаний провинциал попадает в больницу для умалишенных.
Исторически верно показана Салтыковым-Щедриным «живучесть идеалов недавно упраздненного прошлого», т. е. крепостничества. Правдиво изображена железнодорожная горячка, охватившая Россию тех лет. Торжество буржуазного приобретателя подчеркнуто писателем с большой обличительной силой. «Хищник проникает всюду, — пишет он, — захватывает все места, захватывает все куски, интригует, сгорает ненавистью, подставляет ногу, стремится, спотыкается, встает и опять стремится…». Касаясь в романе многих сторон нарождающегося капитализма, Салтыков-Щедрин изобличал буржуазную интеллигенцию, прежде всего либеральных журналистов-«пенкоснимателей» и ученых «мужей алтынной науки».
Сравнение двух произведений Салтыкова-Щедрина
«Господа Головлевы» и «Жизнь с глупцами»
Сатира — это вид литературы, в котором автор использует искаженную реальность и передает свою критику в обществе или государстве через шутку и иронию
В своих произведениях Салтыков-Щедрин также не обошел вниманием этот жанр и на пути его литературной деятельности создал несколько произведений, относящихся к категории «сатира»
«Господа Головлевы» и «Жизнь с глупцами» – два произведения с схожей сюжетной линией и стилем изложения. В первом случае речь идет о прозябающей в нищете и грязи семье Головлевых, которую продолжает удерживать на своих хозяйственных крючках жестокий и жадный Стецкая. Во втором сочинении автор рассказывает о жизни в городе Королев, который населен глупцами, некомпетентными людьми, живущими в своих мифах и социальной иллюзорности.
Однако в произведении «Господа Головлевы» автор использует более жесткий и критический характер на главных героев. Головлевы воспринимаются как бесполезные и невообразимо хитроумные люди, которые занимаются тем, что думают только о собственном благополучии и не желают тратить время на работу и труд. В то же время «Жизнь с глупцами» более спокойно и без криков показывает, что глупые люди существуют везде и это необходимо принять к сведению.
В целом, оба произведения Салтыкова-Щедрина хорошо структурированы, содержат остроумные и метафорические образы, которые легко прочитываются и понимаются читателями. Изучая сатиру, будь то «Господа Головлевы», или «Жизнь с глупцами», можно попытаться разобраться в том, что скрывается за литературной формой и увидеть практическую значимость этих творений.
«Современная идиллия»
Новым крупным достижением писателя в области сатирического романа стала «Современная идиллия» (1877—1883), отразившая время жестокой политической реакции, стремившейся превратить Россию в «идиллию» мертвой тишины и буржуазно-самодержавного гнета. Напряженное развитие сюжета, использование гипербол, доходящих до фантастики, сплетение трагических и юмористических мотивов, разнообразие жанровых форм повествования отличают сложную структуру романа.
Автор разоблачал реакцию во всех ее проявлениях, на всех ее социальных уровнях. Система всеобщей слежки за обывателями резко высмеяна в романе. Кроме питающего либеральные иллюзии Рассказчика, в нем изображены циничный приспособленец Глумов (персонаж из комедии Островского «На всякого мудреца довольно простоты») и постаревший Молчалин (персонаж из комедии Грибоедова «Горе от ума»). Переосмысливая классические образы литературы, Салтыков-Щедрин обрисовал их дальнейшую судьбу в новой исторической обстановке, раскрыл их стремление доказать свою благонамеренность. В поле зрения сатирика попадают предприимчивые дельцы разных мастей и их прислужники в лице продажных журналистов и беспринципных адвокатов, болтливостью и громкими фразами прикрывающих свою преступную, граничащую с уголовщиной, службу интересам капитала.
Автор заканчивает свое произведение приходом Стыда, символизирующего, по мнению исследователей, возникновение революционных настроений в тогдашней России.
Смешно и страшно
«История одного города» – одна из первых российских сатирических книг писателя Салтыкова-Щедрина, и, вероятно, самая резкая и безжалостная в этом жанре, по крайней мере для XIX века. Однако ее ценность отнюдь не ограничивается бичеванием жестокой власти и безвольного народа. Книга Щедрина – не памфлет, а большая литература, мастерски играющая с жанрами.
Где-то повествование проваливается в полный абсурд – например, когда предводитель дворянства обнаруживает, что у майора Прыща фаршированная голова, и очень хочет ее съесть. Другие фрагменты испещрены шутками, пародирующими велеречивый летописный стиль: «Разница в том только состоит, что в Риме сияло нечестие, а у нас – благочестие, Рим заражало буйство, а нас – кротость, в Риме бушевала подлая чернь, а у нас – начальники». А описывая глуповский пожар, автор, перестав смеяться, пишет картину трагедии – как рушится в одночасье человеческая жизнь:
«Люди стонали только в первую минуту, когда без памяти бежали к месту пожара. Припоминалось тут все, что когда-нибудь было дорого; все заветное, пригретое, приголубленное, все, что помогало примиряться с жизнью и нести ее бремя. Человек так свыкся с этими извечными идолами своей души, так долго возлагал на них лучшие свои упования, что мысль о возможности потерять их никогда отчетливо не представлялась уму. И вот настала минута, когда эта мысль является не как отвлеченный призрак… а как голая действительность».
Салтыков-Щедрин создал в своем творчестве образец жанра сатиры, где горе и проблемы перемешаны со смехом, а раздражение – со страхом, и благодаря этому шагнул в историю, пусть и сам того не желая. Следы «Истории одного города» можно найти и в иронических заметках Булгакова или Ильфа с Петровым, и в абсурдных картинах советской жизни Венедикта Ерофеева, и в ледяных антиутопиях Владимира Сорокина. Город Глупов исчезает, но полностью не будет забыт никогда – потому что мы продолжаем в нем жить.