Читать и перечитывать каждому!
Ни одно слово в романе не сказано просто так, ни один герой не введен случайно. Любые поступки действующих лиц объяснимы с помощью знаний по системно-векторной психологии – науки о бессознательном человечества.
Михаил Афанасьевич показал в романе те механизмы психологических взаимодействий, те законы бытия, которые только лишь сейчас детально изучены и описаны системно-векторной психологией.
Этот выдающийся роман Булгакова можно читать и перечитывать бессчетное количество раз, открывая с помощью системного мышления все новые и новые грани бессмертного произведения.
Почему Понтий Пилат просит Иешуа непременно помянуть его?
Что означают слова Иешуа: «Всякая власть есть насилие над людьми»?
По какой причине поэт Бездомный решает отказаться от поэзии?
Ответы на эти и другие, не менее загадочные вопросы романа в следующих статьях.
М. Булгаков «Мастер и Маргарита». Часть 2. Королева Марго: я погибаю из-за любвиМ. Булгаков «Мастер и Маргарита». Часть 3. Понтий Пилат: подкидыш и сын звездочёта
Живые шахматы человека, читающего в душах
Обонятельник «видит всех насквозь», четко понимая, кто из нас чего стоит, чем ценен для решения общей задачи – сохранения целостности общества. Ведь это и есть его роль. Концентрация силы получения, абсолютный эгоизм – сохранить себя, консолидируя всех.
Он концентрирует всю неприязнь на себе, консолидируя тем самым раздробленное общество в единое целое. Его задача – сохранить стаю, а ради этого все средства хороши. Вот он, настоящий политик от природы, ведь обонятельный вектор находится вне категорий морали. Культура, законы, традиции и даже альтруизм – все это имеет место быть только в том случае, если работает на объединение и укрепление государства. В противном случае отметается за ненадобностью.
Удивительные «живые» шахматы и глобус, позволяющий увидеть происходящее в любой точке мира в реальном времени, иллюстрируют необъяснимую для других способность обонятельного Воланда быть в курсе всех событий, глубоко разбираться в происходящем и выигрывать партию, даже не глядя на шахматную доску.
Именно так, целостно и объемно, обонятельный человек способен воспринимать реальность, разбираться в политической обстановке, реально оценивать оппонентов и собственные возможности и понимать возможные варианты развития событий.
О чем писать писателю?
Реакция Воланда на роман Мастера выражает отношение власти к творчеству Булгакова.
«О чем, о чем? О ком? – заговорил Воланд, перестав смеяться. – Вот теперь? Это потрясающе! И вы не могли найти другой темы?»
Писательский талант Михаила Афанасьевича, бесспорно, был признан Сталиным. Его пьеса «Дни Турбиных» выдержала не один сезон во МХАТе. Однако как бы ни было гениально его творчество, оно не отвечало главной политической цели – объединению общества и укреплению государственности, поэтому оно не было представлено читателям. В преддверии войны народ следовало сосредоточить на максимальной отдаче, на построении коммунизма, на вере в светлое будущее, привить гордость за свою страну и готовность положить жизнь за победу. Иначе не выжить.
«Иногда лучший способ погубить человека – это предоставить ему самому выбрать судьбу»
В эти слова Булгаков вкладывает свои размышления о судьбе и действии сил, которые ею управляют. Роман во многом автобиографичен. Булгаков много раз пытался «выбрать свою судьбу» и уехать за границу, о чем неоднократно просил, требовал, даже умолял в своих письмах товарища Сталина. Ведь большая часть его творчества не была принята советской цензурой.
Но ему приходилось покоряться неизбежному, покоряться судьбе, которую не может вершить один человек, которая зависит от других людей и переплетения множества факторов, которые нельзя предусмотреть и предугадать, но из которых складывается линия жизни, ведущая нас неукоснительно каждого своим путем.
Что ж, Булгакова могли бы выпустить из страны. Возможно, он бы отлично устроился за границей, ведь был известен, талантлив и издаваем. Возможно, он написал бы еще несколько произведений об уехавшей интеллигенции, о белой гвардии или о чем его душе было бы угодно. Но неизвестно, открылось бы ему или нет то понимание мироустройства, та истинная роль «князя тьмы» в судьбе народа. Постиг ли он все значение обонятельной меры для выживания государства и целого мира, если бы не прожил здесь свою жизнь, и если бы не было телефонного разговора со Сталиным?
Образ сатаны Воланда создан Булгаковым «сильно, ясно, государственно и элегантно», во всю мощь писательского таланта и абстрактного мышления. Самый неоднозначный персонаж Мастера и Маргариты с поразительной точностью иллюстрирует свойства обонятельного вектора, ярким представителем которого был современник Булгакова, сыгравший далеко немаловажную роль в судьбе писателя – Иосиф Виссарионович.
Никогда и ничего не просите!
«Никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат, и сами все дадут!»
Все человеческие желания для Воланда налицо. И он знает, что воздастся лишь тому, кто самоотверженно реализует себя – вносит свою лепту в общий котел, на общее благо, а не ходит с протянутой рукой, требуя внимания к собственной персоне.
«Два глаза уперлись Маргарите в лицо. Правый с золотою искрой на дне, сверлящий любого до дна души, и левый – пустой и черный, вроде как узкое игольное ухо, как выход в бездонный колодец всякой тьмы и теней».
Обонятельник «видит», а точнее, чует наши бессознательные желания, поэтому ощущает окружающих лучше, точнее, правдивее, чем они сами.
Невероятно точно описано отношение обонятельной меры в лице Воланда к зрительной Маргарите в их разговоре после бала у сатаны.
«Я о милосердии говорю, – объяснил свои слова Воланд, не спуская с Маргариты огненного глаза. – Иногда совершенно неожиданно и коварно оно проникает в самые узенькие щелки».
У Воланда не вызывает презрения только самый развитый представитель зрительного вектора – лишенный любых страхов, готовый к самопожертвованию, способный на сострадание, ощущающий ценность чужой жизни выше своей собственной. Такой, безусловно, является Маргарита. Иначе она не была бы избрана королевой бала. И по этой же причине Воланд прощает ей бессмысленную с его точки зрения слабость – сострадание к Фриде.
Тот, кто не отбрасывает тень
В конце романа происходит преображение действующих героев, они принимают свой истинный облик.
«Воланд летел тоже в своем настоящем обличье. Маргарита не могла бы сказать, из чего сделан повод его коня, и думала, что возможно, что это лунные цепочки и самый конь – только глыба мрака, и грива этого коня – туча, а шпоры всадника – белые пятна звезд».
Неспроста Булгаков не описывает тут самого дьявола, говоря лишь о его коне. Сам образ сатаны собирательный образ обонятельной меры. Одной из восьми мер, составляющих общее психическое человечества.
Носитель обонятельного вектора неуловим и нигде не оставляет следы, «не отбрасывает тень». За его «сверхъестественными» способностями внешний вид обонятельного человека зачастую остается в тени, не запоминается и никакого значения не имеет. Окружающих настораживает, удивляет, пугает или даже ужасают свойства обонятельного вектора. Поражает его могущество, изумляет интуиция и восхищает способность прогнозировать события.
«Всесилен, всесилен!» – восклицает Маргарита.
Однако сам он никогда не упивается властью, не возводит себя в культ личности, но ассоциирует себя с народом, обществом, государством, полностью растворяясь в нем. Выживание обонятельника возможно только через выживание всей стаи, поэтому он живет ее интересами. Не желаниями и видением отдельных личностей или даже слоев общества, а потребностями ВСЕЙ страны. Тем самым наживает себе огромное количество врагов, но и получает не меньшее число самоотверженных последователей.
Воланд. О сути добра и зла
«Что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени? Ведь тени получаются от предметов и людей».
Воланд живет в царстве теней: в отголосках тех грехов, которые присущи людям. Как человеческие пороки, так и достоинства он воспринимает ровно, без каких бы то ни было эмоций, его сложно удивить. Для него свет и тьма, добро и зло – это понятия, которые не могут существовать друг без друга.
Он единственный точно знает законы существования человечества: «Все будет правильно, на этом построен мир». Но правильно здесь не значит поровну и одинаково. Нет, правильно в смысле соответствия единому закону мироздания, который представитель обонятельного вектора бессознательно понимает, чует и никогда не вербализует.
«Ну, что ж… обыкновенные люди… в общем, напоминают прежних…»
Искусно различая людей по феромонам, сам он не имеет никакого запаха, сохраняя тем самым абсолютное инкогнито.
Образ Воланда выписан Булгаковым именно так, как воспринимают окружающие представителя обонятельного вектора. Человек, который знает все обо всех, практически читает мысли своих собеседников, и при этом остается абсолютно безэмоциональным. Никто не может понять, о чем он думает и что чувствует, и это вызывает большой страх, особенно в глазах зрительного человека.
Роман о дьяволе
Каждое литературное произведение является своего рода приглашением читателя пройти вместе с автором тот путь мысли, который прошел он сам. Те постижения, которые дались Булгакову в процессе работы над романом, он непременно хотел донести до читателя.
«Чтобы знали, чтобы только знали…» – слова уже глубоко больного Булгакова о своем романе.
«Роман о дьяволе» становится для Булгакова настоящим откровением, недаром, восстанавливая сожженный черновик, писатель отмечает: «Я все помню».
В новой версии меняются лишь имена героев и детали повествования, основной концепт романа остается неизменным.
В своем «евангелии от Михаила» автор излагает открывшиеся ему истины о связях между людьми, о родстве наших душ, о добре и зле и о том, что каждое наше действие имеет свои последствия. Он живо описывает перемены, происходившие в обществе, человеческие пороки и достоинства и те силы, те законы, которые управляют нашей жизнью и формируют нашу судьбу, а если смотреть глобально, то заставляют двигаться все человечество вперед к развитию.
Секреты устройства этого мира открываются Булгакову в процессе работы над романом, в процессе сильнейшего сосредоточения мысли. Они приходят к нему в виде неясных ощущений, но авторское чутье подсказывает ему, что эти ощущения верны! Из них писатель строит атмосферу всего романа, в которой изящно подводит читателя к самостоятельным выводам, заставляя поразмыслить о сути добра и зла, и как одно не может без другого, о том, что есть судьба человека, о смысле жизни и о любви, которая выходит за рамки времени и пространства и устремляется в бесконечность.