Сочинения по произведению: невский проспект, гоголь (8 топиков)

Анализ повести гоголя «невский проспект»

Образ Петербурга в произведении Н. В. Гоголя

Наиболее выдающиеся умы России с ранних лет стремились в Петербург, и именно в этом городе завоёвывали статус лучших публицистов, писателей, критиков и т. д. Однако здесь же они сталкивались лицом к лицу с нуждой и унижением. Город как будто засасывал людей в болото показной роскоши, пошлости и глупости. Центром и местом, где встречались эти, казалось бы, несовместимые понятия, была главная улица города — тот самый Невский проспект.

Анализ повести Н

Гоголя обязательно уделяет большое внимание именно образу самого города, который будто наделён своей собственной душой. Это не просто столица, не просто мегаполис с удивительно красивыми улицами, величественными дворцами и живописной Невой

Петербург в представлении автора — это своеобразный оживший великан, который обладает своим уникальным лицом, нравом, капризами и привычками.

Сотни людей ежедневно проходят по Невскому проспекту. И они также являются обладателями самых разных характеров. Гоголь отдельно подчёркивает, что, несмотря на то что в любое время суток на проспекте можно встретить огромную толпу людей, между ними не возникает чувства единства, какой-то общности. Единственное, что объединяет всех их, — это место встречи. Описывая улицу, автор говорит о том, что на ней создаётся ощущение, как будто какой-то демон весь мир раскрошил на множество крохотных осколков и «без толку, без смысла смешал вместе».

Сочинение по рассказу Невский проспект Гоголя (10 класс)

Одно из самых мистических мест Петербурга – Невский проспект. Здесь регулярно случаются необъяснимые наукой происшествия. А Николай Гоголь – автор знаменитых мистических произведений. «Вий» и «Вечера на хуторе близ Диканьки» известны многим. Есть у автора и ряд работ из цикла «Петербургские повести», куда входит повесть о мистическом месте, которая так и называется — «Невский проспект». 3 части повести описывают сам Невский и истории друзей: Пирогова и Пискарёва.

Прогуливаясь по Невскому проспекту, приятели, поручик Пирогов и художник Пискарёв, ищут приключения или развлечения. И находят: художнику понравилась брюнетка, а поручику блондинка, поэтому друзья, попрощавшись, следуют каждый за своей избранницей. И каждый ввязывается в историю.

Пискарёв доходит за брюнеткой до дома, который оказывается публичным. Разочаровавшись в своей избраннице, он возвращается домой, где ему снится эта девушка. Во сне она хочет что-то рассказать художнику. Проснувшись, Пискарёв понимает, что увлечён незнакомкой. Он начинает принимать опиум, а девушка снится ему каждый день. Во сне он видит её своей женой и через некоторое время решает жениться на ней по-настоящему. Но, предложив ей руку и сердце, получает лишь насмешки и отказ. Через несколько дней после этого люди, выломав дверь в комнате художника, нашли его мёртвым. Странным способом Пискарёв покончил с собой – перерезал горло.

Другому приятелю, Пирогову, «повезло» больше после прогулки по Невскому проспекту, он хотя бы остался жив. Проследовав за блондинкой, он дошёл до мастерской немца Шиллера, который был мужем этой самой блондинки. То, что у избранницы есть муж не остановило поручика, и, чтобы иметь повод для визитов, он заказал жестянщику Шиллеру сначала шпоры, а затем оправу для кинжала. Ни высокая цена, ни долгий срок изготовления не смутили Пирогова.

Нагловатый поручик часто приходил к жестянщику якобы для того, чтобы узнать про заказ, но на самом деле целью визитов была жена Шиллера. Однажды он пришёл, когда женщина было дома одна, и начал целовать ей ноги, в это время появился пьяный Шиллер с друзьями. Они избили Пирогова. Поручик, хоть и был сам виноват в этом, посчитал себя оскорблённым. Но к вечеру остыл и продолжил свои похождения.

Такую злую шутку сыграл мистический Невский проспект с приятелями, один из которых поплатился за это жизнью, а второй был побит.

голоса

Рейтинг статьи

Композиция

Проводя в повести «Невский проспект» анализ произведения, следует отметить его несколько необычное композиционное построение. Общая картина жизни Петербурга, со всеми его пороками, страстями и соблазнами Гоголь раскрывает в описании Невского проспекта, а также в авторских обобщениях в ходе повествования. Судьбы главных героев в повести рассматриваются сквозь призму общего движения жизни города.

Николай Васильевич придает большое значение тщательному описанию Невского проспекта, используя при этом различные художественные средства. Его изображение в разное время суток позволяет автору сделать очень точную характеристику социальной структуры всей северной столицы.

Построение композиции повести весьма традиционно и состоит из последовательных частей:

  • завязка
    — встреча двух приятелей, каждый из которых выбирает свой собственный жизненный путь, поиск личного «идеала»;
  • развитие событий
    представляет собой параллельное развитие двух сюжетных линий: художник пытается спасти «падшего ангела», в то время как поручик вовсю ухлестывает за замужней женщиной;
  • кульминация
    также представлена двумя событиями: предложение художником руки и сердца падшей женщине и ее отказ, а также порка поручика супругом его пассии;
  • развязка
    — поруганная честь поручика Пирогова и безлюдные похороны молодого художника Пискарева;
  • эпилог
    — описание Невского проспекта, в котором все эфемерно и неправдиво.

Тема

Центральная тема произведения
— судьба «маленького человека» в большом городе, с его ярко выраженными социальными контрастами, вызывающими в людях внутренний конфликт между представлениями об идеале и суровой реальностью жизни.

Писателем раскрывается нравственная проблематика
. Так, семнадцатилетняя девушка, в которую влюбляется художник, несмотря на свой юный возраст, уже глубоко погрязла в пучине порока. Она с презрением отвергает предложение Пискарева изменить свою жизнь и стать примерной супругой, ей это попросту неинтересно. Поручика Пирогова не смущает замужний статус очаровательной блондинки. Он без капли смущения готов соблазнить молодую женщину ради удовлетворения собственной прихоти.

На примере художника Пискарева автор в полной мере раскрывает тему одиночества
. Проживая в большом многолюдном городе, окруженный тысячами людей, молодой человек остается один на один с собственными проблемами. Не в силах справиться с душевными терзаниями, он приходит к малодушному выводу — добровольно уйти из жизни. И даже о его смерти окружающие узнают лишь спустя несколько дней, а на похороны никто не приходит. Равнодушие к своим ближним приобретает катастрофические масштабы, человек перестает быть ценностью.

Тонкие, романтические натуры, отчаянно ищущие идеалы, не в состоянии справиться с пугающими реалиями повседневной жизни. Зачастую за прекрасной внешностью скрывается безобразная душа, а самые чистые намерения разбиваются о фальш и равнодушие. Так автор доносит основную мысль своего произведения
— неизбежное и для многих трагическое противоречие между иллюзиями и реальностью, столкновение живой, трепетной души с пагубной силой обмана.

Смертельная тоска

Но из-за едкой сатиры на него ополчились литературные критики. Поэтому, впав в глубокую депрессию, он был вынужден покинуть Россию и провести за границей целых 12 лет. Он наведывался на Родину совсем редко. В Италии он напишет свое знаменитое произведение «Мертвые души», которое вызовет такой большой общественный резонанс, который не сможет даже сравниться с комедией «Ревизор».

Гоголь скончался от нервного и физического истощения и утраты сил в Москве в возрасте 43 лет.

Гоголь Николай Васильевич — Николай Васильевич Гоголь (1809-1852). Биография в датах и фактах

Николай Васильевич Гоголь (1809-1852). Биография в датах и фактах

Николай Васильевич Гоголь
Романтические
и Реалистические

1 апреля 1809 г. —

1821-1828 гг.

В 1828 г.

1831-1832 гг.

19 апреля 1836 г.

1836-1848 гг.

1842 г.

В 1845 г.

В 1848 г.

В 1852 г.

николай васильевич гоголь (1809-1852). биография в датах и фактах

Николай Васильевич Гоголь
— прозаик и драматург, творчество которого развивалось на пересечении русской и украинской культур и сочетало в себе Романтические
и Реалистические
черты. В качестве автора ряда произведений на украинскую тему Гоголь выступил в русской литературе открывателем украинского культурного мира. В качестве же автора произведений о русской действительности 1830-1840-х годов он приобрел славу создателя панорамы жизни помещичье-крепостнической и чиновничьей России XIX века.

Жизнь Н. Гоголя в датах и фактах

1 апреля 1809 г. —
Родился в селе Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии, в семье помещика, увлекавшегося домашним театром и писавшего пьесы на украинском языке. Вскоре после рождения родители перевезли его в село Васильевку того же уезда, где находилось их имение.

1821-1828 гг.
— обучался в Гимназии высших наук г. Нежина. Предпочтение в гимназии отдавалось гуманитарному образованию, поэтому многие гимназисты проявляли интерес к литературе и театру. В их числе был и Гоголь, пробовавший свои силы в сочинительстве и блиставший на сцене гимназического театра.

В 1828 г.
по окончании гимназии Гоголь переехал в Петербург, где предпринял несколько попыток закрепиться на каком-либо поприще: устроиться на чиновничью службу, поступить на театральную сцену, выйти на публику с собственным сочинением — романтической поэмой «Ганц Кюхельгартен», написанной еще в Нежине и напечатанной под псевдонимом «В. Алов». Однако все эти попытки закончились провалом. В конце того же года писатель отправился в заграничное путешествие. По возвращении на родину он вошел в избранное литературное общество, познакомился с В. А. Жуковским, А. С. Пушкиным, П. А. Плетневым.

1831-1832 гг.
— увидели свет два тома сборника «украинских» повестей Н. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки». Они были восторженно приняты литераторами, критиками и читателями.

19 апреля 1836 г.
в Александринском театре в Петербурге состоялась премьера гоголевского «Ревизора», получившая, несмотря на подчеркнутое благорасположение к ней императора Николая I и очевидный успех у публики, критические оценки. Неудовлетворенный реакцией на пьесу, Гоголь вновь уехал за границу.

1836-1848 гг.
— годы пребывания за рубежом. За это время писатель исколесил чуть ли не всю Западную Европу, дважды наведывался на родину (в 1839-1840 и 1841-1842 гг.), плавал по Средиземному морю, совершил паломничество в Святую землю, к Гробу Господню. Дольше всего — около четырех лет — он прожил в Италии.

1842 г.
— издание первого тома поэмы «Мертвые души», ставшей самым значительным произведением Гоголя. После публикации этого тома автор взялся за написание второй части.

В 1845 г.
, находясь в состоянии тяжелого душевного кризиса, Гоголь предал огню почти законченную рукопись второго тома «Мертвых душ».

В 1848 г.
Гоголь осуществил давнюю свою мечту «проездиться по России», с тем чтобы глубже познакомиться с ее жизнью. Во время этого путешествия он побывал на своей «малой родине», полгода прожил в Одессе, посетил знаменитую Оптину пустынь, где встречался с духовными лицами, но большую часть времени провел в Москве. Главной его литературной работой этого периода был второй том «Мертвых душ».

В 1852 г.
вследствие нового душевного кризиса писатель вновь сжег рукопись второго тома «Мертвых душ» (сохранившиеся в неполном виде пять глав были напечатаны уже посмертно).

Биография. Творчество

В 1828г в декабре, Николай Гоголь приехал в Санкт-Петербург. В большом городе ему пришлось нелегко. Он пробовал поступить в театр на актёра, но его не взяли, служба в чиновниках ему не нравилась, а вот литература всё больше привлекала.

Выпустив под псевдонимом В. Алов книгу «Ганц Кюхельгартен» (1829г), получил ушат негативной критики. Скупив тираж, Гоголь уничтожил их. В 1830 году, он познакомился с П. Плетнёвым. А в 1831 году, уже общается в кругу Жуковского и Пушкина.

Александр Пушкин произвёл огромное впечатление на Н. Гоголя, он буквально боготворил поэта, слушал и восхищался его словом. Имя Гоголя стало широко известно после выхода в свет его книги «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1832г). Обычная жизнь становится сказочной и фантастичной, в хатах происходят чудесные приключения. В этом произведении Николай Васильевич описал силу народа, человечность и богатство языка.

Работая в университете Санкт — Петербурга на кафедре истории, он задумал написать «Тараса Бульбу» . У автора была возможность чтения исторических документов, да и детские познания от бабушки и странствующих кобзарей способствовали написанию повести. Запорожцы в книге — былинные богатыри, которые героически сражаются за свою свободу.

Пьесу «Ревизор» гоголь написал с подсказки А. Пушкина (1835г). А уже 19 апреля 1836 года в Александринском театре в Петербурге состоялась премьера «Ревизора», которая имела широкий успех. Вот только чиновникам она не нравилась, и отзывы были не самые лестные. Может, поэтому автор уехал за границу, где продолжал работу над «Мёртвыми душами».

Весной 1838 года находился в Риме. Польские священники пытались обратить Гоголя в католичество, но писатель был верен христианству, при этом признавал и другие веры. Приехав в Россию в 1842 году, напечатал первый том «Мертвых душ» и полностью ушёл в работу над второй частью. Писать было тяжело, слишком самокритично автор относился к своей работе, ему казалось, что он уходит от темы.

Испытывая тяжелое душевное состояние, Гоголь сжег почти законченную рукопись. На некоторое время, он отложил работу, и написал несколько статей в форме писем по переписке с друзьями. В 1848 году Гоголь решил осуществить мечту — поездку по России. Он был в своих родных местах, ездил в Подмосковье, Петербург.

Оптину пустыню посетил три раза, где общался с высокими духовными лицами и просил у них благословение на продолжение работы над «Мертвыми душами». Работа эта шла долго, потому что задумка у автора была не простая. Он хотел восстановить душу и сделать эту идею действенной и непререкаемой. Чтобы утвердить высоту идеала, но при этом отвергнуть идеализацию, избежать навязчивости и нравоучения.

“Не верьте, Невскому проспекту!”

Гоголь достаточно долго жил в Петербурге, чтобы прочувствовать дух этого города: он мрачный, холодный, «серый», «каменный».

Чтобы жить в таком огромном неуютном городе, чтобы прогуливаться по Невскому дважды в день, нужно иметь особый характер и минимум моральных принципов. Таким неприветливым рисует Петербург Н. В. Гоголь в своих рассказах и повестях.

Множество сюжетов показывают, насколько тяжело живётся «маленькому» человеку в таком огромном бездонном океане пороков. Гоголь очень пронзительно пишет о сердце Петербурга: «не верьте этому Невскому проспекту! …Всё обман, всё мечта, всё не то, что кажется…».

В образе Невского у Гоголя есть много мистических деталей: случайные встречи, фантастические персонажи, некий магнетизм, притягивающий самые сильные человеческие пороки. В рассказе «Портрет» Гоголь показывает как деньги стремительно губят человека. В этом произведении также фигурирует Невский проспект, именно туда переезжает внезапно разбогатевший художник, чтобы навсегда потерять свой талант.

Материал статьи будет полезен при подготовке к сочинению “Образ Невского проспекта в повестях Гоголя”.

Посмотрите, что еще у нас есть:

Тест по произведению

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Илья Доронин

    10/11

  • Карина Рахматуллина

    11/11

  • Лера Андреева

    10/11

  • Ольга Немцова

    11/11

  • Анастасия Ревизова

    9/11

  • Александр Тихообразов

    9/11

  • Фаиида Расулова

    11/11

  • Светлана Дорощук

    10/11

  • Елена Трепова

    11/11

  • Рада Алексеевская

    11/11

Схожесть судеб и противоречивость характеров Пирогова и Пискарёва

Однако по мере повествования в повесть «Невский проспект», анализ которой мы проводим, включаются целых два героя, которым автор уделяет пристальное внимание. Первый — это поручик Пирогов, а второй — Пискарев, «молодой человек во фраке и плаще»

Пирогову хорошо известны законы современного мира. Он знает, что жизнь в величественном городе во многом подобна игре в «рулетку». Но тот, кто готов постоянно идти на риск ради исполнения наиболее сокровенных, безнадежных и даже порой нелепых своих мечтаний, сумеет покорить его.

Поручик, следуя своим убеждениям, идёт на риск. В своём проигрыше он не видит ничего необычного или трагичного и, не без влияния прохладного вечернего Невского проспекта, быстро справляется с обуявшим его «гневом и негодованием».

Второй же герой — Пискарёв, тот самый «молодой человек в плаще и фраке», пытается действовать так же, как его приятель. Его тоже постигает неудача. Но для него, ощущающего себя одиноким и чужим в северной столице империи, такое событие становится роковым. Робкий и застенчивый по натуре художник, всю жизнь носивший в своём сердце искры чувства, которые всегда только ждали своего часа, чтобы «превратиться в пламя», буквально доверил свою судьбу Невскому проспекту. Анализ произведения «Невский проспект» — это анализ двух похожих внешне, но совершенно разных по сути своей историй. Оба героя рискуют всем, но Пирогов, для которого всё происходящее — игра, не теряет, в сущности, ничего. Для Пискарёва же это — жизнь. Человек, который тонко ощущает мир, неспособен вмиг сделаться грубым и чёрствым, перестать доверять миру. Однако и быстро забыть о том разочаровании, которое он испытал по вине знаменитого проспекта, не может.

Что хотел показать, завершая «Невский проспект», Гоголь? Анализ этой повести — это анализ параллельно ведущегося повествования о двух персонажах, которые являются противоположностями друг друга по характеру и мироощущению. Читателю же такой контраст позволяет глубже понять противоречивость самого Невского проспекта. Комичность ситуации, в которой оказывается поручик Пирогов, противопоставляется трагичной судьбе бедолаги Пискарёва. Таким же образом атмосфера комической пошлости, характерная для Невского поутру, сочетается с трагичной вечерней пошлостью и ложью. «…он лжет во всякое время, этот Невский проспект», — говорит Гоголь.

Тема

Центральная тема произведения – судьба «маленького человека» в большом городе, с его ярко выраженными социальными контрастами, вызывающими в людях внутренний конфликт между представлениями об идеале и суровой реальностью жизни.

Писателем раскрывается нравственная проблематика. Так, семнадцатилетняя девушка, в которую влюбляется художник, несмотря на свой юный возраст, уже глубоко погрязла в пучине порока. Она с презрением отвергает предложение Пискарева изменить свою жизнь и стать примерной супругой, ей это попросту неинтересно. Поручика Пирогова не смущает замужний статус очаровательной блондинки. Он без капли смущения готов соблазнить молодую женщину ради удовлетворения собственной прихоти.

На примере художника Пискарева автор в полной мере раскрывает тему одиночества. Проживая в большом многолюдном городе, окружённый тысячами людей, молодой человек остается один на один с собственными проблемами. Не в силах справиться с душевными терзаниями, он приходит к малодушному выводу – добровольно уйти из жизни. И даже о его смерти окружающие узнают лишь спустя несколько дней, а на похороны никто не приходит. Равнодушие к своим ближним приобретает катастрофические масштабы, человек перестает быть ценностью.

Тонкие, романтические натуры, отчаянно ищущие идеалы, не в состоянии справиться с пугающими реалиями повседневной жизни. Зачастую за прекрасной внешностью скрывается безобразная душа, а самые чистые намерения разбиваются о фальшь и равнодушие. Так автор доносит основную мысль своего произведения – неизбежное и для многих трагическое противоречие между иллюзиями и реальностью, столкновение живой, трепетной души с пагубной силой обмана.

Сочинение по повести Невский проспект Гоголя рассуждение

Повесть Н.В.Гоголя «Невский проспект» начинается с описания этой улицы в разное время суток. Автор придаёт ей большое значение. И правда, она является жилой города на Неве. Писатель с восторгом описывает проспект, он словно поражается тому, какой разной может быть одна улица, чем она является для разных пластов общества. Объединяющее начало Невского проспекта заключается в том, что это всеобщая коммуникация Петербурга. Это место дружеских встреч, любовных свиданий, для кого-то просто средство, путь на работу. Главное – он объединяет людей всех слоёв общества, профессий, классов и сословий.

В изображении всего дня автор описывает присутствующих на проспекте людей, и читатель может заметить ярко выраженные социальные контрасты. Ранним утром город наполнен старухами, просящими хоть какую-то копейку на паперти, когда как остальная часть улицы пуста, хозяева магазинов ещё не начали работу. Нищие собираются у дверей кондитерских, где им швыряют чёрствые пироги и объедки.

В полдень Невский проспект – педагогический Невский проспект, что сказано с иронией. Иностранные учителя и воспитатели прогуливаются под руку со своими подопечными, гувернантки управляют своими девчонками, говоря, как им себя вести. Простым людям, для которых проспект является лишь средством, противопоставлено «высшее общество», для которых эта же улица является целью, местом, где можно покрасоваться. Льстивая сущность показной стороны их жизни проявляется в том, что за людей действует их внешность, детали одежды. Таким образом автор высмеивает лицемерие людей, их внутреннюю пустоту за красивой обложкой.

В эпизоде описания улицы намечаются главная проблема и конфликт повести. Это лживость образов людей и вечернего Невского проспекта.

Мотив демона в произведении возникает после описания теней, таинственно светящих фонарей. В этом описании проглядывает что-то мистическое, фантастическое. Иллюзорность Невского проспекта разъясняется не только сумерками, но и действием безотчётной неведомой силы, воздействующей на людей. В последующем повествовании образ демона возможно зовёт Пискарёва за этой красавицей, которая его очаровала. Также его сон, фантастический и безумный, может быть объяснён как действия этих сил. В окончании повести мотив демона прописывается открыто, автор обвиняет его как источник фальши и обмана между людьми.

Описание Невского проспекта в начале повести подводит читателя к сути, которая прописана в конце произведения. Эти 2 описания тесно связаны мистическим образом вечернего города и лживостью того, что люди видят глазами.

Экспозиция в виде описания дня на улице играет важную роль для всей последующей повести. Автор описывает обстановку, в которой друзья встретили прекрасных дам. В вечернее время, когда всё оказывается иллюзией, это и произошло, и они оказались обмануты этим демоном.

Образ Петербурга в творчестве Гоголя

Чем же так привлекал Петербург писателей? Вспомнить хотя бы историю этого города — то, что несмотря на все законы природы, волей одного Петра в кратчайший срок город поднялся над Невой, и веками символизировал борьбу контрастных понятий, таких как: бедность и роскошь, великолепие и безобразие, сила и слабость. Все это удивительно уживалось в Петербурге.

Невозможно сделать точный анализ повести «Невский проспект» без рассмотрения образа Петербурга. Мы не удивляемся тому, что таланты России буквально стекались сюда, чтобы завоевать положение в обществе, развить способности и показать свое мастерство. В Петербурге получили становление лучшие публицисты, писатели и критики, хотя именно в этом городе они столкнулись с бедностью и преследованиями, были унижены и ущемлены. Показная роскошь, глупость и пошлость затягивали людей в трясину, а место, где начинались самые невообразимые, интригующие и завораживающие события, называлось Невский проспект. Да, главной улице города отведена роковая роль.

Поскольку мы делаем анализ «Невского проспекта» Гоголя, скажем, что это понятие проспекта символизирует душу самого Петербурга, который по мнению автора не просто является большим мегаполисом, где можно пройтись по красивым улицам и полюбоваться архитектурой. Город похож на ожившего великана, у которого свой характер, капризы, привычки и тайны.

Невский проспект в Петербурге — это место, где каждый день ходят тысячи людей. И у каждого из них свой уникальный характер

Этот момент важно учесть, когда мы анализируем задумку Гоголя в отношении целостности толпы. У каждого свои дела, свой путь, но эти люди вместе только потому, что их объединило место встречи, и больше ничего

Жанр и направление

Небольшой объем произведения, выстраивание всего сюжета вокруг одного центрального образа, вынесенного в заглавие, несколько ключевых персонажей — эти черты произведения позволяют отнести его к жанру повести, так своё творение определял и сам Гоголь.

В сюжет реалистической повести интегрированы мистические элементы, в основу конфликта положено фантастическое допущение.

Сочетание реалистического и мистического характерно для многих произведений Гоголя, что определяет своеобразие его творческого почерка в литературном процессе эпохи. При взгляде из сегодняшнего дня, опираясь на термины современного литературоведения, к творчеству Гоголя применимо такое определение как «мистический реализм», однако в русской литературе XIX века этого явления не существовало. Направление мистический реализм в литературе и искусстве оформилось значительно позже.

Эпоха, в которую жил и творил Гоголь характеризовалась переходом от романтизма к реализму, «Портрет» — одно из произведений Николая Васильевича, в котором литературоведы усматривают сочетание этих двух направлений. Мистические и фантастические элементы при таком подходе представляются как влияние романтизма.

События происходит в реальном мире, в конкретном городе, в конкретную эпоху, в произведении отражается дух времени, реалистично изображается жизнь и быт людей, что соответствует характерным особенностям реализма.

Таким образом:

Жанр произведения – фантастическая повестьЛитературное направление – сочетание романтизма и реализма.

Изобразительные возможности лексики

Термины Значение Примеры

Антонимы,

контекстные антонимы

Слова, противоположные по значению.

Контекстные антонимы — именно в контексте они являются противоположными. Вне контекста эта противоположность теряется.

Волна и камень, стихи и проза, лёд и пламень… (А. Пушкин.)

Синонимы,

контекстные синонимы

Слова, близкие по значению.

Контекстные синонимы — именно в контексте они являются близкими. Вне контекста близость теряется.

Желать — хотеть, иметь охоту, стремиться, меч-тать, жаждать, алкать
Омонимы Слова, звучащие одинаково, но имеющие разные значения. Колено — сустав, соединяющий бедро и голень; пассаж в пении птиц
Омографы Разные слова, совпавшие по написанию, но не по произношению. За́мок (дворец) – замо́к (на двери), му́ка (мучение) – мука́ (продукт)
Паронимы Близкие по звучанию, но различные по значению слова. Геройский — героический, двойной — двойственный, действенный — действительный
Слова в переносном значении В отличие от прямого значения слова, стилистически нейтрального, лишённого образности, переносное — образное, стилистически окрашенное. Меч правосудия, море света
Диалектизмы Слово или оборот, бытующие в определённой местности и употребляемые в речи жителями этой местности. Драники, шанежки, буряки
Жаргонизмы Слова и выражения, находящиеся за пределами литературной нормы, принадлежащие какому-нибудь жаргону — разновидности речи, употребляющейся людьми, объединёнными общностью интересов, привычек, занятий. Голова — арбуз, глобус, кастрюля, корзина, тыква…
Профессионализмы Слова, употребляющиеся людьми одной профессии. Камбуз, боцман, акварель, мольберт
Термины Слова, предназначенные для обозначения специальных понятий науки, техники и прочие. Грамматика, хирургический, оптика
Книжная лексика Слова, характерные для письменной речи и имеющие особенную стилистическую окраску. Бессмертие, стимул, превалировать…
Просторечная лексика Слова, разговорного употребления, отличающиеся некоторой грубоватостью, сниженного характера.

Болван, вертихвостка, вихлять

Новые слова, возникающие для обозначения новых понятий, только что возникших. Возникают и индивидуальные авторские неологизмы . Будет буря — мы поспорим
И помужествуем с ней.
Устаревшие слова (архаизмы)

Слова, вытесненные из современного языка другими, обозначающими те же понятия.

Изрядный — отличный, рачительный — заботливый, чужестранец — иностранец
Заимствованные Слова, перенесённые из слова других языков. Парламент, сенат, депутат, консенсус
Устойчивые сочетания слов, постоянные по своему значению, составу и структуре, воспроизводимые в речи в качестве целых лексических единиц. Кривить душой — лицемерить, бить баклу­ши — бездельничать, на скорую руку — быстро

Образ Петербурга в произведении Н. В. Гоголя

Наиболее выдающиеся умы России с ранних лет стремились в Петербург, и именно в этом городе завоёвывали статус лучших публицистов, писателей, критиков и т. д. Однако здесь же они сталкивались лицом к лицу с нуждой и унижением. Город как будто засасывал людей в болото показной роскоши, пошлости и глупости. Центром и местом, где встречались эти, казалось бы, несовместимые понятия, была главная улица города — тот самый Невский проспект.

Анализ повести Н

Гоголя обязательно уделяет большое внимание именно образу самого города, который будто наделён своей собственной душой. Это не просто столица, не просто мегаполис с удивительно красивыми улицами, величественными дворцами и живописной Невой

Петербург в представлении автора — это своеобразный оживший великан, который обладает своим уникальным лицом, нравом, капризами и привычками.

Сотни людей ежедневно проходят по Невскому проспекту. И они также являются обладателями самых разных характеров. Гоголь отдельно подчёркивает, что, несмотря на то что в любое время суток на проспекте можно встретить огромную толпу людей, между ними не возникает чувства единства, какой-то общности. Единственное, что объединяет всех их, — это место встречи. Описывая улицу, автор говорит о том, что на ней создаётся ощущение, как будто какой-то демон весь мир раскрошил на множество крохотных осколков и «без толку, без смысла смешал вместе».

Подведем итоги

Был ли Гоголь, когда писал «Невский проспект», во всем согласен со своим героем — художником Пискаревым – трудно сказать. По крайней мере, сам он вполне нашел способ примирить искусство с действительностью, поскольку стал великим русским писателем-реалистом.

В поэме «Мертвые души» Николай Гоголь гениально изобразил окружающую жизнь во всей ее неприглядности, но это был поздний этап его творчества.

Многие писатели, творившие в XIX веке, обращались в своём творчестве к теме Петербурга. Не является исключением и Николай Васильевич Гоголь и его «Невский проспект». Анализ этой повести — это, в первую очередь, изучение образа этого города и того, каким он предстаёт перед нами в произведении. Петербург — это поистине удивительный город, ведь он был возведён наперекор всем законам природы за чрезвычайно короткий срок, и по воле всего лишь одного человека. На протяжении веков он являлся символом борьбы контрастов: нищета и благополучие, красота и уродство — все эти крайности каким-то непостижимым образом уживались здесь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Образовайка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: