История создания повести
Повесть Гоголя «Шинель» является одним из спорных произведений в творчестве писателя и в русской классической литературе. По воспоминаниям литературного критика П.В. Анненкова, Гоголь написал «Шинель» на основе истории, которую услышал случайно. Происшествие случилось с одним из чиновников, который долго копил деньги на ружье. Купив оружие, он отправился на утиную охоту. Когда чиновник плыл на лодке, ружье соскользнуло за борт и утонуло. Ошарашенный потерей, он слег в горячке. Сослуживцы поддержали его и скинулись на новое охотничье ружье.
Эпизод этот не вызвал у Гоголя смех, а через несколько лет этот сюжет лег в основу петербургской повести «Шинель», которая увидела свет в 1842 году.
Главная идея повести — обесценивание личности человека, о котором судят только по табелю о рангах. При этом сам человек не протестует против такого к себе отношения. Ценности его пошлы, а мечты меркантильны.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут
Сюжет
Главный герой повести — титулярный советник Акакий Акакиевич Башмачкин. Он работает в департаменте, где основной его задачей является переписывание бумаг. Башмачкин постоянно терпит нужду и подвергается насмешкам сослуживцев. Рассказчик явно сочувствует герою, рисуя образ так называемого «маленького человека».
Однажды чиновник замечает, что его шинель совсем прохудилась, и отправляется к портному. Портной Петрович убеждает Башмачкина, что латать уже нечего, и надо сшить новую шинель. С этого момента герой повести, и без того живший скромно, начинает отказывать себе во всем, чтобы накопить денег на новую шинель. Делает он это с большим энтузиазмом, жизнь его приобретает смысл. Даже сослуживцы начинают уважать бедного чиновника.
Когда шинель была сшита, Акакий Акакиевич получает приглашение на именины помощника столоначальника. Возвращаясь домой, Башмачкин становится жертвой ограбления: с него снимают шинель.
На следующий день Башмачкин идет к частному приставу, но безрезультатно. Ему советуют обратиться к «значительному лицу». «Значительное лицо» не желает понимать проблему бедного чиновника и в ярости прогоняет его. Башмачкин, не помня себя от страха, идет домой, ложится и умирает через несколько дней от горячки.
После смерти Башмачкина жители Петербурга начинают замечать, что на Калинкином мосту появляется призрак чиновника, который срывает шинели с проезжающих. По легенде, мертвец исчез только тогда, когда ему удалось сорвать шинель с плеч «значительного лица».
Пересказ
В повести показывается жизненный путь Акакия Акакиевича Башмачного от рождения до его становления титулярным советчиком. Он был предметом насмешек других молодых чиновников. Советчик живет размеренной жизнью, пока в один прекрасный день с ним не происходит один случай. Утром Акакий Акакиевич изучает свою шинель и обнаруживает, что та сквозит, он решает отнести ее местному портному Петровичу. Тот уверяет, что это исправить никак нельзя. И Акакий Петрович начинает думать, где же ему взять 80 рублей за новую шинель. И приходит к тому, что ему надо сократить свои ежедневные расходы. И теперь его жизнь кардинально меняется. Акакий и портной выбирают для шинели самые лучшие материалы. И вот когда обновка была готова, Башмачный решает пойти в ней в департамент, и там он не остается без внимания. Все в восторге от шинели и требуют задать вечер по этому поводу. И вот однажды. Возвращаясь домой он встречает компанию людей с усами, которые безжалостно снимают с него его шинель. Теперь Акакий Акакиевич пытается найти помощь у пристава. Ему приходится носить его старую шинель, окружающим жаль мужчину. Организовывают даже сбор складчины, но по итогу собирают сущие копейки.
Башмачный умирает в беспамятстве и бреду. О его смерти в департаменте узнают лишь через несколько дней после похорон
Вскоре, всплывает информация, что возле Калинина моста по ночам неизвестный мужчина в бреду сдирает шинели со всех не обращая внимание на чин и звание. Многие узнают в нем Акакиевича.
И вот в это же время одно очень важное и известное лицо, узнав о том, что Башмачкин скоропостижно скончался, очень сильно потрясается этой новостью. Для развлечения он отправляется на вечеринку одного своего приятеля
После пиршества он едет не домой, а к одной очень приятной знакомой даме Каролине Ивановне. И вот в страшную непогоду он чувствует, как чья-то сильная мужская рука дергает его за воротник шинели. Мужчинна не доумивает, что происходит. Он узнает с нападавшем на него Акакия Акакиевича. После этого случая появления приведения на улицах Питера прекращаются.
Характеристика главного героя
Отдельного внимания достойна позиция Гоголя как автора романа. После прочтения книги чувствуется, что Николай Васильевич нисколько не возвышает своего персонажа и не оправдывает его. С другой стороны, понятно, что он искренне жалеет его. В начале произведения отслеживаются иронические замечания, но потом он начинает сопереживать ему, когда тот теряет шинель. Акакий Акакиевич хочет реализовать правосудие. Здесь герою даже придают мистическую силу для усиления эффекта.
Главный герой повести Акакий Акакиевич Башмачкин представляет собой бедного титулярного советника. Он занимается тем, что переписывает бумаги и получает за это 400 р. в год. Он очень предан своему делу, но получает за свой труд ничтожно малые деньги. Вот почему любая серьезная покупка обращается для него нищетой. Коллеги посмеиваются над ним, потому что он не способен постоять за себя, выглядит покорным и немного нелепым персонажем.
Даже повитуха, которая принимала роды у матери героя, рассказывает про печальную гримасу персонажа, когда тот появился на свет. Это недвусмысленный намек на то, что будущее не сулит ему ничего хорошего. Но герой эволюционирует в духовном плане.
Проблематика и затронутые темы
Проблемы, поднятые в повести, являются глобальными. Читатели сталкиваются с проблемами гуманизма, равнодушия и социального неравенства. Ключевое место занимает и трагедия обычного человека, занимающего не самые привлекательные должности. Если конкретизировать, то главной выступает проблема гуманизма. Все персонажи, которые перечисляются тут, эгоистичны, мелочны. Они готовы практически на все в погоне за материальной выгодой. Нравственность и мораль перестают что-то значит для них.
Другая актуальная проблема — равнодушие непосредственно соприкасается с отсутствием гуманизма. Башмачкин не получает ни от кого помощи, потому что людям нет до него дела. Человек, который ввиду своего должностного положения обязан был помочь Акакию, выталкивает его за дверь. Так он демонстрирует остальным свою власть.
Проблема бедности незаметна в повести, но отчетливо чувствуется на каждом этапе. Башмачкин живёт на нищенскую зарплату. Его квартирка представляет собой маленькое помещение. Пол в нём состоит из сломанных скрипящих половиц. В его доме всегда холодно и сыро. Но он отказывается от элементарных условий, способных помочь ему поддерживать здоровье, ради того, чтобы купить себе шинель. Получается, в романе проблематика бедности приобретает уродливые черты.
Если говорить о темах, затронутых в романе, то на первое место выходит мечта в образе шинели. Она становится всем для главного персонажа. Герой экономит, ограничивает себя в еде, не пьёт чай и сидит в темноте, не зажигая свечи. Персонаж рассказывает о каком-то предмете одежды, который для другого человека не значил бы ничего, с упоением. Как только его мечта исполняется, он, действительно, становится другим человеком.
Нельзя обойти и тему безнравственности в книге. Она объясняет большую часть событий, происходящих в повести. Эта тема прослеживается, когда с Башмачкиным случается горе, а все вокруг оказываются равнодушны. Акакия Акакиевича все замечают, когда он надевает свою красивую шинель, и снова перестают видеть в нем человека, когда он её теряет.
История создания
Анализ произведения “Шинель” невозможен без предыстории, которая подтолкнула автора к созданию произведения. Историк литературы П. В. Анненков в своих воспоминаниях отмечает случай, когда в присутствии Николая Васильевича Гоголя был рассказан “канцелярский анекдот” про мелкого чиновника, потерявшего своё ружьё, на покупку которого он долго копил средства. Все нашли анекдот очень смешным, а писатель помрачнел и глубоко задумался, это было в 1834 году. Спустя пять лет сюжет всплывёт в гоголевской “Шинели”, художественно переосмысленный и творчески переработанный. Такая предыстория создания кажется очень правдоподобной.
Важно отметить, что написание повести давалось писателю тяжело, возможно, играли роль какие-то эмоциональные, личные переживания: закончить её он смог только в 1841 году, благодаря давлению М. В
Погодина, известного издателя, историка и учёного.
В 1843 году повесть была опубликована. Она относится к циклу “Петербуржских повестей”, становится заключительной и самой идейно насыщенной. Имя главного героя автор менял на протяжении работы над произведением Тишкевич – Башмакевич – Башмачкин).
Название же самой повести претерпело несколько изменений (“Повесть о чиновнике, крадущем шинели”) прежде чем до нас дошёл окончательный и самый точный вариант – “Шинель”. Критика приняла произведение спокойно, при жизни автора оно не было особо отмечено. Только через столетие стало понятно, что “Шинель” оказала огромное влияние на русскую литературу, на историческое понимание эпохи и формирование литературных направлений. Гоголевский “маленький человек” отразился в творчестве многих писателей и поэтов, создал целую волну подобных, не менее гениальных, произведений.
Посмотрите, что еще у нас есть:
для самых рациональных —
Краткое содержание «Шинель»
для самых нетерпеливых —
Очень краткое содержание «Шинель»
для самых компанейских —
Главные герои «Шинель»
для самых занятых —
Читательский дневник «Шинель»
для самых крутых —
Читать «Шинель» полностью
Другие сочинения по этому произведению
Маленький человек» в повести Н. В. Гоголя «ШинельБоль за человека или насмешка над ним? (по повести Н. В. Гоголя «Шинель»)В чем смысл мистического финала повести Н.В. Гоголя «Шинель»Значение образа шинели в одноименной повести Н. В. ГоголяИдейно-художественный анализ повести Н. В. Гоголя «Шинель»Образ «Маленького человека» в повести Гоголя «Шинель»Образ «маленького человека» (по повести \’Шинель»)Образ “Маленького человека” в повести Н. В. Гоголя «Шинель»Образ «маленького человека» в произведениях Пушкина и Гоголя («Станционный смотритель» и «Шинель»)Образ Башмачкина (по повести Н. В. Гоголя «Шинель»)Повесть «Шинель»Проблема «маленького человека» в творчестве Н. В. ГоголяРевностное отношение Акакия Акакиевича к «выписываемым завитушкам»Рецензия на повесть Н. В. Гоголя «Шинель»Роль гиперболы в изображении Башмачкина в повести Н. В. Гоголя «Шинель»Роль образа «маленького человека» в повести Н. В. Гоголя «Шинель»Сюжет, герои и проблематика повести Н.В. Гоголя «Шинель\’Тема \’маленького человека» в повести \’Шинель»Тема «маленького человека» в творчестве Н. В. ГоголяТрагедия «маленького человека» в повести \’Шинель»Характеристика образа Акакия Акакиевича (Н.В.Гоголь «Шинель»)Тема «Маленького человека» в повести Н.В Гоголя «Шинель»Характеристика образа Башмачкина Акакия АкакиевичаТрагедия маленького человека в «Петербургских повестях» Н.В. ГоголяТема «маленького человека» в произведениях Н. В. Гоголя («Шинель», «Повесть о капитане Копейкине»)Анализ повести Н. В. Гоголя «Шинель»Акакий Акакиевич Башмачкин: характеристика образаКак много в человеке бесчеловечностиГлавный герой повести Н. В. Гоголя «Шинель»Человеческая жестокость в отношении к бедному чиновнику (по повести Н. В. Гоголя «Шинель») (1)Реальность петербургского быта в повести Г. Гоголя «Шинель»Реальное и фантастическое в повести Н. В. Гоголя «Шинель»Кто виноват в трагедии Акакия Акакиевича Башмачкина? (по повести Н. В. Гоголя «Шинель»)ТЕМА «МАЛЕНЬКОГО ЧЕЛОВЕКА» В ПОВЕСТИ Н. В. ГОГОЛЯ «ШИНЕЛЬ»Идея гуманизма в повести Н. В. Гоголя «Шинель»Гоголь и его «шинель»Башмачкин 1Башмачкин 2Человеческая жестокость в отношении к бедному чиновнику (по повести Н. В. Гоголя «Шинель») (2)Чем похожи «Повесть о капитане Копейкине» и «Шинель»О повести Н. В. Гоголя «Шинель»Жизнь и смерть мелкого чиновника в повести Г. Гоголя «Шинель»Роль эпизода встречи Башмачкина со «значительным лицом» в проблематике повести Н. В. Гоголя «Шинель»Реальность петербургского быта в повести Н. В. Гоголя «Шинель»Встреча Башмачкина со «значительным лицом» в повести «Шинель»История Акакия Акакиевича БашмачкинаТрагедия маленького человека в повести Н.В.Гоголя «Шинель»В чем заключается трагедия образа Акакия Акакиевича БашмачкинаРасскажите о судьбе «маленького человека» и общее значение этого определения в повести Николая Гоголя «Шинель»Фантастическое и реальное в повестях Н. В. Гоголя «Шинель» и «Ночь перед рождеством»Образ «значительного лица» в повести «Шинель»Развитие темы «маленького человека» в творчестве Н. В. Гоголя
Характеристика
Акакий Акакиевич Башмачников – мелкий чиновник, скромный, забитый, щуплый мужчина. Гоголь показывает главного героя как обделенного, незамеченного и бедного. Небольшого роста, худой, рыжеватый, с проплешиной и морщинами. Его работа ничтожна и неинтересна, заключается в переписывании важных бумаг и документов. Он не привык думать и соображать, нервничает, когда ему даёт работу, которая состоит не в «переписке».
Духовная жизнь Башмачникова такая же бедная и скромная, как и внешняя. Его единственной мечтой является новая шинель, так как старая совсем исхудала. В ней герой сильно мёрзнет, тогда мысль о новой вещи становится единственным стремлением в жизни Акакия Акакиевича. Он экономит куда прежде сильнее, чем раньше. Он начал голодать по вечерам, не пить чай, бережнее относится к вещам, чтобы они не износились раньше времени. Вместе со стремлением к покупке новой шинели Башмачников даже немного ожил, стал бодрее и немного моложе. Иногда даже огонёк загорался в его глазах.
И вот, наконец-то, нужная сумма собрана и шинель готова. Главное событие всей жизни Акакия Акакиевича свершилось. По этому поводу остальные чиновники решили поглумиться над ним и устроили праздник. Ночью, когда Башмачкин возвращался с банкета, его ограбили и украли заветную шинель. Радоваться ей пришлось совсем недолго. На следующее утро он пришёл на работу совсем померкший, бледный, в старой протёртой одежде. Ему посоветовали обратиться к состоятельному и авторитетному человеку за помощью, но в итоге оскорбленного и униженного выгоняют, как собаку.
Главный герой был не в силах пережить такие потрясения, он погибает. После смерти Акакия Акакиевича, никем не замеченного и ненужного, на улицах города начинает бродить его дух, который снимает с прохожих шинели. Многие люди, которые имели встречу с призраком, отмечали сходства с мелким чиновником. Как-то раз, человек, к которому обращался главный герой за помощью, столкнулся с этим духом, перепугавшись до смерти, он начал по-другому относиться к простым бедным людям.
Главный герой Акакий Акакиевич Башмачкин никогда не причинял никому зла, жил своей серой тусклой жизнью. Его маленькая жизнь имеет только маленькие потребительские мечты и маленькие потребности. Он терпит насмешки со стороны тех, кто выше и состоятельнее него. Николай Васильевич Гоголь показывает своё сострадание к герою на протяжении всей повести, они призывает читателей быть более внимательными друг к другу, не причинять людям зла.
Жанр и направление
Многие писатели в описываемый период придерживались направления реализма в литературе. Для него были характерны определенные черты. К ним можно было отнести затрагивание острых социальных проблем, использование различных литературных приемов для демонстрации взаимоотношений между героями в контексте действий. Это относилось к таким моментам, как:
- мораль и аморальность;
- бедность и богатство;
- способность противостоять различным соблазнам.
Что касается «Петербургских повестей», здесь прослеживается четкое жанровое определение. Его можно охарактеризовать, как фантастический реализм. Жанр «Шинели» дает автору возможность воздействовать на читателя более активно, применяя разные художественные средства, например:
- гиперболу;
- гротеск;
- авторский вымысел;
- фантастику через демонстрацию безысходности реального мира.
Обычному человеку справиться с беспределом, творящимся здесь, практически невозможно.
Можно выделить два отдельных мира. Они существуют на территории департамента Санкт-Петербурга, где трудится главный герой. Но также имеется и мистическое пространство. Последнее находит выражение в призраке Башмачкина на Мостовой. Получается, что действительность переплетается с фантастикой, передавая таким образом новый смысл.
В действительности можно наблюдать только нищету и несправедливость. Но на помощь приходит вымысел, позволяющий людям наказать виновных в виде должностных лиц. Фантастика в произведениях Гоголя выполняет именно эту роль.
Образ маленького человека развивается вместе с реализмом. В XIX веке именно этот типаж стал любимым для писателей. Под таким персонажем подразумевается человек, занимающий не самое престижное социальное положение. Он обычно имеет следующие черты:
- безобидный;
- никому не желает зла;
- не отличается значительной силой характера;
- не демонстрирует особых способностей.
Первым рассматриваемую идею подал Пушкин через свою повесть «Станционный смотритель». Гоголь, сочетая фантастику и реальность, взял за основу проблемы, актуальные для России тех времен. Он комбинирует их со сверхъестественными явлениями в своём сюжете.
Анализ и проблематика повести
Жанр «Шинели» — повесть. Критики склонны считать, что жанр этого произведения определяется не формой, а содержанием. Казалось бы, простая история о чиновнике перерастает в мистическую притчу, затрагивающую вечные проблемы жизни.
Повествование в произведении ведется от автора. Рассказчик в патетической и одновременно сказовой манере излагает историю злоключений Акакия Акакиевича. Изначально такой художественный прием вызывает улыбку, и повесть воспринимается как сатирическая. Например, в комическом ключе описывается выбор имени для новорожденного.
Ирония в дальнейшем сменяется откровенной жалостью к чиновнику. Ответ Башмачкина на придирки сослуживцев «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?» заставляет задуматься о несправедливом отношении к «маленькому человеку» в обществе.
Гоголь поднимает проблему социального неравенства. Писатель был уверен в том, что, чтобы пробудить общество, необходимо показывать ему самые отвратительные явления действительности. Гротескное изображение чиновника, умирающего из-за шинели, соответствует этому утверждению. Герой «Шинели» беден не только материально, но и духовно. Он не способен на великие поступки, и верхом его мечтаний является предмет одежды. Но с другой стороны, даже такой убогий персонаж достоин того, чтобы к нему относились по-человечески. В этом заключается гуманистический пафос повести.
Финал повести, где Башмачкин и после смерти ищет свою шинель, понимается исследователями неоднозначно. Некоторые литературоведы видят в таком изображении обращение Гоголя к традициями немецкого писателя Гофмана. В его произведениях часто мечты героев разбивались о действительность.
Другие исследователи пришли к выводу, что мистически финал повести — это пародия на романтические произведения начала 19 века.
Название и композиция
Глубокий смысл в таком предмете одежды, как шинель, не отслеживается. Но для Башмачкина она была особенной. Он ограничивал себя во всём, пытаясь накопить на неё. С портным, которому он заказывал её пошив, герой обсуждает её так, как будто это не шинель, а подруга жизни. Правильно было бы сказать, что он был одержим ею. Кульминация сюжета приходится на момент, когда она пропадает. Именно здесь отслеживается ожидаемый переход от действительности к миру сверхъестественного. В незамысловатом названии повести удалось отобразить ключевую проблему. Читатель сосредоточивается на обычном объекте, который неожиданно приобретает ценность.
Что касается композиции, то она здесь линейная. В произведении можно выделить вступление и эпилог. Поначалу отмечается экспозиция, где писатель рассказывает о Петербурге. Далее описывается жизненный путь главного героя. Это опять же является чертой писателей, которые относятся к школе реализма.
Такой прием позволяет Гоголю раскрыть мотивацию поступков Башмачкина. Потом следует завязка, где герой начинает задумываться о том, какое будущее ждет его шинель. После этого дело подходит к кульминации. Акакий Акакиевич попадает в руки грабителей. Развязка описывается на улице. Призрак нападает на чиновника и отнимает у него предмет одежды.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Шинель.
Год написания – 1841.
История создания – повесть создана на основе анекдота с аналогичным сюжетом.
Тема – тема “маленького человека”, протест против общественных порядков, которые ограничивают личность.
Композиция – повествование построено по принципу “бытия”. Экспозиция – краткая история жизни Башмачкина, завязка – решение о необходимости поменять шинель, кульминация – кража шинели и столкновение с безразличием властей, развязка – болезнь и смерть главного героя, эпилог – известия о призраке, ворующем шинели.
Жанр – повесть. Немного перекликается с жанром “жития” святых. Многие исследователи находят сходство сюжета с житием преподобного Акакия Синайского. На это указывают многочисленные унижения и скитания героя, его терпение и отказ от мирских радостей, смерть.
План «Шинель» Гоголь
- Мелкий чиновник
- Любимая работа Акакия Акакиевича
- Старая шинель
- Совет портного Петровича
- Режим экономии
- Получения премии
- Пошив шинели
- Гордость Акакия Акакиевича
- У гостях
- Нападение грабителей
- Поиски правды
- Значительное лицо
- Горячка
- Смерть Акакия Акакиевича
- Призрак в шинели
План «Шинель» 8 класс
- Акакий Акакиевич — мелкий чиновник
- Старая шинель вся в дырках
- Сбор денег на новую шинель
- Неожиданная премия
- Портной сшил новую шинель
- Гордость за новую шинель
- Приглашение в гости.
- Ограбление Акакия Акакиевича
- Безрезультатные поиски шинели
- Акакий Акакиевич заболел и умер
- Появление призрака.
План повести «Шинель»
Такой план событий можно составить:
- Начало истории: описание Акакия Акакиевича
- Старая шинель и поход к портному
- Акакий Акакиевич копит на шинель
- Новая шинель и ее кража
- Обращение в полицию
- Визит к «значительному лицу»
- Болезнь и смерть Акакия Акакиевича
- Привидение Акакия Акакиевича
- Месть приведения «значительному лицу»
Цитатный план к повести «Шинель»
1) «Родился Акакий Акакиевич против ночи, если только не изменяет память, на 23 марта.».
2) «Молодые чиновники подсмеивались и острились над ним, во сколько хватало канцелярского остроумия…».
3) «А я вот того, Петрович… шинель-то, сукно… вот видишь, везде в других местах, совсем крепкое, оно немножко запылилось, и кажется, как будто старое, а оно новое, да вот только в одном месте немного того…».
4) «а шинель уж, видно, вам придется новую делать».
5) «…трудно привыкнуть к таким ограничениям, но потом как-то привыклось и пошло на лад; даже он совершенно приучился голодать по вечерам; но зато он питался духовно, нося в мыслях своих вечную идею будущей шинели…».
6) « Полтораста рублей за шинель!».
7) «Между тем Акакий Акакиевич шел в самом праздничном расположении всех чувств. Он чувствовал всякий миг минуты, что на плечах его новая шинель, и несколько раз даже усмехнулся от внутреннего удовольствия».
«сняли с него шинель, дали ему пинка поленом, и он упал навзничь в снег и ничего уж больше не чувствовал».
9) «К такому-то значительному лицу явился наш Акакий Акакиевич«
10) «На другой же день обнаружилась у него сильная горячка».
11) «бедный Акакий Акакиевич испустил дух.».
12) » у Калинкина моста и далеко подальше стал показываться по ночам мертвец в виде чиновника, ищущего какой-то утащенной шинели и под видом стащенной шинели сдирающий со всех плеч, не разбирая чина и звания, всякие шинели»
13) «твоей-то шинели мне и нужно! не похлопотал об моей, да еще и распек, – отдавай же теперь свою!» Бедное значительное лицо чуть не умер. «