Опубликованное произведение автора
«История одного города» — одно из самых известных произведений Салтыкова-Щедрина. Она была опубликована в «Отечественных записках», что вызвало большой интерес к роману. Чтобы получить четкое представление о работе, необходимо ее проанализировать. Таким образом, анализ «Истории одного города» Салтыкова-Щедрина. По жанру это роман, по стилю написания — историческая хроника.
Читатель сразу же сталкивается с необычным образом автора. Он — «последний летописец и архивариус». С самого начала М. Е. Салтыков-Щедрин добавил небольшой постскриптум, поясняющий, что все публикуется на основе подлинных документов. Почему автор так поступил? Сделать все, для чего повествование будет правдивым. Все дополнения и примечания автора способствуют исторической правде произведения.
Жители в анализе «История одного города»
Про жителей города Глупов можно отозваться не менее критично, чем о его губернаторах. Они такие же тупоголовые и им присуща однобокость
Им нравится бунтовать, причем, не важно, есть повод для бунта или нет. Жители стремятся к войне, стремятся что-то доказать, чего-то добиться, например, просвещения и порядка
Опять же — все получается у них наоборот, потому что бестолковые идеи и спор об очевидных вещах не приводят ни к чему, кроме раздора. Например, вопросы, целесообразно ли растить персидскую ромашку, или стоит ли отказаться от каменных фундаментов домов, а также разногласия из-за таких разговоров, выявляют глупость жителей города с таким подходящим названием.
Отдельно нужно заметить, что как только у горожан появляется повод отпраздновать смену очередного правителя, они этим пользуются, и делают это во весь размах души, что окончательно подтверждает их глупость и неразборчивость. Они обнимают, целуют друг друга, выражают поздравления и чистосердечно верят в новую власть, что она станет лучшей.
Сюжет произведения
(Иллюстрации творческого коллектива советских художников-графиков «Кукрыниксы»
)
Повествование ведется от лица летописца. Он рассказывает о жителях города, которые были настолько глупы, что их городу дали имя «Глупов». Роман начинается главой «О корени происхождения глуповцев», в которой дана история этого народа. Рассказывается в частности о племени головотяпов, которые, после победы над соседними племенами лукоедов, гущеедов, моржеедов, кособрюхих и прочих решили найти себе правителя, поскольку хотели навести порядок в племени. Решился на правление лишь один князь, да и тот вместо себя послал вора-новотора. Когда тот проворовался, князь послал ему петлю, но вор смог в каком-то смысле выкрутиться и зарезал себя огурцом. Как видим, ирония и гротеск отлично уживаются в произведении.
После нескольких неудачных кандидатур на роль заместителей князь явился в город лично. Став первым правителем, он положил отсчет «исторического времени» города. Говорится, что двадцать два правителя с их достижениями правили городом, но в «Описи» перечислены двадцать один. Судя по всему, недостающий — основатель города.
Главные герои
Мы написали отдельную статью о персонажах пьесы — главных героях «Истории одного города».
«История одного города» — это сатирический роман. Михаил Евграфович всегда был верным последователем этого жанра, и многие его произведения написаны в духе язвительной сатиры. Гротеск, ирония, юмор — роман полон этих художественных приемов.
Однако «Повесть об одном городе» работает очень неоднозначно: она написана в форме хроники, но все персонажи кажутся вымышленными, а происходящие события больше похожи на бредовый сон, чем на реальность.
Однако фантазия в пьесе очень реальна и реалистична, нереальна лишь внешняя оболочка образов и событий. Поэтому роман «История одного города» относится к направлению реализма.
Анализ произведения Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик» — сюжет, тема, основная идея, жанр
Композиционное построение
Композиция имеет фрагментарный вид, но цельность её от этого не нарушается. План произведения прост и в то же время чрезвычайно сложен. Его легко представить в таком виде:
- Знакомство читателя с историей жителей города Глупова.
- 22 правителя и их характерные особенности.
- Градоначальник Брудастый и его органчик в голове.
- Борьба за власть в городе.
- Двоекуров у власти.
- Годы спокойствия и голод при Фердыщенко.
- Деятельность Василиска Семеновича Бородавкина.
- Изменения в жизненном укладе города.
- Развращённость нравов.
- Угрюм-Бурчеев.
- Бородавкин об обязательствах.
- Микаладзе об облике правителя.
- Беневольский о добросердечии.
Тема
История одного города» — это новаторская работа, выходящая далеко за рамки художественной сатиры. Как истинный патриот своей страны, Салтыков-Щедрин не мог оставаться равнодушным к тому, что происходило в России.
В своем романе он затрагивает довольно острую тему — разоблачение неадекватности политического строя российского государства, в котором угнетенный народ покорно принимает свое подневольное положение и считает его единственно правильным и возможным.
На примере вымышленного города Глупова Салтыков-Щедрин хотел показать, что русский народ не может существовать без жестокого, а иногда и безжалостного правителя. В противном случае они сразу же окажутся в тисках анархии.
В романе также идет речь об искажении истории, когда государству выгодно представить ее как историю индивидуальной власти, а не историю соотечественников. Главные герои «Истории города» — городские лорды, и каждый из них обладает узнаваемыми чертами исторических личностей. Главным героем «Истории города» является правитель города, каждый из которых обладает некоторыми идентифицируемыми историческими чертами.
Основная идея пьесы заключается в том, что неосознанное поклонение граждан авторитарной власти и их нежелание брать на себя ответственность за происходящее в стране является непреодолимым препятствием на пути к процветанию государства.
История одного города» — это не очернение России, а желание автора открыть обществу глаза на происходящее в стране и добиваться решительного искоренения социальных пороков.
Описание города
О том, что Глупов находится в далекой провинции, мы узнаем по мере того, как в дороге у Брудастого ухудшается голова. Это небольшое поселение, префектура, потому что два злодея — из провинции, а значит, город — лишь малая ее часть. Здесь даже нет академии, но благодаря усилиям Двокурова пивоварни и пивбары процветают. Пушкарская слобода, за ней следуют Болотная и Негодницкая слободы. Там было хорошо развито сельское хозяйство, потому что засуха, вызванная грехами другого правителя, затронула интересы жителей деревни, и они даже были готовы восстать. Прыщ увеличил урожай, что очень обрадовало жителей Глупово: «История города полна драматических событий, вызванных аграрным кризисом.
Угрюм-Бурчеев борется с рекой, из чего мы делаем вывод, что префектура расположена на берегу, в холмистой местности, так как губернатор города уводит людей в поисках ровной земли. Изюминкой этого района является колокольня: с нее сбрасывают неугодных граждан.
Роман характеризуется своеобразным переплетением фантастического и реального, смесью вымышленной гротескности и журналистской остроты острых и реальных проблем. Необычные и невероятные события и происшествия подчеркивают абсурдность изображаемой реальности. Автор мастерски использует такие средства, как гротеск и преувеличение. Все в жизни Глуповичей невероятно, преувеличено, нелепо. Например, ошибки командиров города приобрели колоссальные масштабы; они намеренно удалены от реальности. Автор преувеличивает краски, чтобы устранить реальные проблемы путем высмеивания и общественного презрения. Ирония также является одним из средств выражения точки зрения и отношения автора к происходящему в стране. Люди любят смеяться, и серьезные вопросы лучше всего излагать в юмористическом стиле, иначе произведение не найдет своего читателя. Сказка Салтыкова-Щедрина «История одного города» прежде всего смешная, и именно поэтому она была и остается популярной. В то же время она неумолимо правдива, сильно бьет по актуальным проблемам, но читатель уже заглотил наживку в виде юмора и не может оторваться от книги.
Глупцы, олицетворяющие народ, находятся в состоянии бессознательного поклонения власти. Они беспрекословно подчиняются капризам абсолютизма, абсурдным приказам и авторитарным правилам правителя. В то же время они испытывают страх и благоговение перед своим покровителем. Власти в лице городских старост в полной мере используют инструмент угнетения и перевешивают мнения и интересы горожан. По этой причине, отмечает Салтыков-Шедин, простой народ и его лидер достойны друг друга, ведь пока общество не «вырастет» и не научится отстаивать свои права, государство не изменится: На примитивное требование он ответит жестоким и несправедливым предложением.
Символический конец истории города, в котором умирает деспотичный правитель Угрюм — Бурчеев, призван оставить послание о том, что у российского самодержавия нет будущего. Но также нет уверенности, нет постоянства в плане власти. Остается только запах тирании, за которым может последовать что-то новое.
Автор.
Смысл финала
Взбунтовавшееся «естество» сметает с лица
земли угрюм-бурчеевскую утопию. Но финал книги
остаётся «тёмным», о чём свидетельствуют
различные трактовки эпизода в
литературоведении:
– «оно» означает предсказание народной
революции;
– «оно» знаменует начало ещё более жёсткой
реакции.
Обе версии спорны.
– Как вы считаете, что же обозначает финал?
Опираясь на текст, найдите все «за» и
«против».
Класс делится на группы, каждая из которых
отстаивает свою точку зрения. К этому спору
учащиеся готовились предварительно.
Может быть и третья точка зрения. «История
прекратила течение своё», – пишет сатирик.
– Есть несколько значений слова
«история». Как вы думаете, в каком значении
использует это слово Салтыков-Щедрин?
Скорее всего, в значении «непрерывная
связь времён, естественно вбирающая в себя и
прошлое, и настоящее, и будущее, процесс
общественного развития, неостановимое течение
жизни» (Словарь русского языка Академии
наук СССР: В 4 т. М., 1981. Т. 1).
– «История одного города» – это сатира на
прошлое России второй половины XVIII – начала
XIX века?
Нет. Сатира касалась не истории, а
современности. Писатель отобрал и обобщил то, что
было равно характерно для эпох, отстающих друг от
друга на десятилетия и даже на столетия, то есть
созданные им образы, черты были присущи как
прошлому, так и настоящему.
Сам писатель подтверждал эту мысль, разъясняя
своеобразие замысла: «…те же самые основы
жизни, которые существовали в XVIII веке,
существуют и теперь. Следовательно,
«историческая» сатира вовсе не будет для меня
целью, а только формою…»
По Щедрину, история – неостановимое течение
жизни: «История не останавливает своего хода и
не задерживается прыщами. События следуют одни
за другими с быстротою молнии».
– Почему же в данном произведении она
«прекратила течение своё»?
Поможет в этом разобраться жанр книги. «История
одного города» – антиутопия. Антиутопия –
изображение опасных последствий, связанных с
построением общества, то есть
книга-предупреждение о том, что будет, если у
власти будут такие градоначальники и им будут
подчиняться такие, как глуповцы.
Вывод: История города Глупова, с точки
зрения сатирика, обречена на гибель как нечто
противоестественное, уродливо-неразумное и
бесчеловечно-жестокое. В связи с этим «оно»
символизирует неминуемое возмездие, которое
посылает Глупову истинная история (третья точка
зрения на смысл финала). Это произведение не
только антиутопия, но и пророчество.
Угрюм-бурчеевская «прямая линия» напоминает
о «генеральной линии» коммунистической
партии, а его любимые слова «барак»,
«масса» долгое время были любимыми и в нашем
лексиконе. Сила щедринской «Истории…» столь
велика, что она способна привести к
возникновению новых фантазий на вечную тему –
«общество и власть».
Примечания
Салтыков-Щедрин М.Е.
Собр. соч.: В 10 т. М., 1988. Т. 2. С. 304. Далее все
цитаты из романа приводятся по этому изданию с
указанием в скобках глав и страниц.
См.: Борисов Ю. Музыка
щедринской прозы. // Волга. 1986. № 3. С. 169–176.
М.Е. Салтыков-Щедрин в
воспоминаниях современников: В 2 т. М.:
Художественная литература, 1975.
Там же.
Литература
- М.Е. Салтыков-Щедрин в воспоминаниях
современников: В 2 т. М., 1975. - Горячкина М.С. Сатира Щедрина и русская
демократическая литература 60–80-х гг. XIX в.
М., 1977. - Бушмин А.С. М.Е. Салтыков-Щедрин. Л., 1970.
- Николаев Д.П. М.Е. Салтыков-Щедрин. Жизнь и
творчество. Очерк. М., 1985. - Макашин С.М. Салтыков-Щедрин на рубеже
1850–1860-х годов. Биография. М., 1972. - Киселёв А.К. «История одного города»
М.Е. Салтыкова-Щедрина в школьном изучении //
Литература в школе. 1989. № 4. С. 128–131. - Алпатов С. Художественный мир «одного
города». // Литература (приложение к газете
«Первое сентября»). 1996. № 42.
«Войны за просвещение»
«Войны за просвещение» — описывает «самое продолжительное и самое блестящее» правление, судя по многим признакам, Николая I. Василиск Семёнович Бородавкин — образ, как и все, собирательный, но некоторые черты эпохи отчётливо намекают в первую очередь на этого монарха. Историк К. И. Арсеньев — наставник Николая I, совершивший с ним путешествие по России.
Походы на Стрелецкую слободу вновь уводят нас в XVIII век, но обобщают периоды следующего столетия — борьбу монархов против масонов, «дворянской фронды» и декабристов. Есть намёк, кажется, и на Пушкина (стихотворец Федька, «оскорбивший виршами» почтенную родительницу Василиска). Известно, что после возвращения Пушкина из ссылки в 1826 году Николай I сказал ему в личной беседе: «Довольно ты подурачился, надеюсь, теперь будешь рассудителен, и мы более ссориться не будем. Ты будешь присылать ко мне всё, что сочинишь, отныне я сам буду твоим цензором».
Поход на слободу Навозную подразумевает колониальные войны русских царей. Повествуя об экономическом кризисе в Глупове, Щедрин называет имена экономистов журнала «Русский вестник» — Молинари и Безобразова, любое положение выдававших за процветание. Наконец, походы «против просвещения» и для «уничтожения вольного духа», датированные годом революции во Франции (1790), указывают на Французскую революцию 1848 года и вспыхнувшие революционные события в европейских странах — Германии, Австрии, Чехии, Венгрии. Николай I вводит войска в Валахию, Молдавию, Венгрию.
История создания
Мне нравится1Не нравится
История написания романа “История одного города” Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина была довольно интересной и насыщенной. Писатель приступил к работе над произведением в период с 1869 по 1870 годы, однако его усилия были разрозненными из-за параллельной работы над другими проектами. Первые главы романа были опубликованы в журнале “Отечественные записки” под номером 1.
Важно отметить, что на тот момент Салтыков-Щедрин сам являлся главным редактором данного журнала. Это позволило ему представить свою новую работу публике и получить отзывы читателей и критиков
Однако дальнейшая работа над романом была приостановлена в конце того же года. Писатель решил временно отложить “Историю одного города”, чтобы сосредоточиться на других проектах. В это время Салтыков-Щедрин занялся написанием сказок и завершением неоконченных произведений. Также он продолжал активно писать литературно-критические статьи, делая значимый вклад в литературную жизнь своего времени.
Затем, в 1870 году, продолжение “Истории одного города” было опубликовано в пяти номерах журнала “Отечественные записки”. И уже в том же году роман был издан отдельной книгой.
Проблематика книги «История одного города»
Она изобилует вопросами политики, социально-нравственной сферы.
Ключевая проблема – власть и народ. Деспотия и рабство идут рука об руку. Призвание на княжение подчеркивает это. Горожане напрасно доверились и угодили на растерзание деспотам, зря они прощали градуправу все его заскоки.
Невежество. Люди не видели дальше собственного носа, поэтому не возмущались нищетой и произволом. Для ощущения необходимости свободы в них ощущался недостаток образованности. Это подчеркивается Салтыковым-Щедриным посредством гротеска.
Жестокость и насилие. Во время беспорядков и заварушек погибали десятки горожан, но люди равнодушно двигались дальше мимо трупов. Для глуповцев враждебность стала восприниматься как что-то повседневное. В этом прослеживается социальное последствие деспотии: при безразличии городских властей к процветанию горожан люди и сами будут безжалостно истреблять себе подобных (из-за падения до минимума ценности человеческой жизни).
Тема и основная мысль
Роман о Глупове и его жителях существенно опережает время, поэтому во многих рецензиях его называют новаторским. Михаил Евграфович выходит за рамки сатиры, бичуя не только строй, но и рабское отношение народа к своему положению. По мнению автора, терпеть такое безобразие могут только глупые, примитивные и ограниченные существа.
Самая острая и главная тема — неправильный политический строй. Верхи воруют и бесчинствуют, а низы терпят, и со стороны кажется, будто они даже находят удовольствие в том, что их унижают и буквально обворовывают. С другой стороны, русский человек, по мнению Михаила Евграфовича, нуждается в жёстком правителе. Когда к власти приходят градоначальники с мягким характером, начинается анархия.
Проблематика романа строится на том, что при смене правителя история трактуется по-новому. Государство преподносит сведения о важных событиях так, как это выгодно очередному монарху. В романе это показано на примере градоначальников. В каждом из них угадываются черты, присущие правителям, жившим в реальности. Образы одних градоначальников списаны с исторических личностей, а другие объединяют в себе черты нескольких людей.
Основная мысль в том, что страна не будет развиваться до тех пор, пока народ не научится брать на себя ответственность за происходящее. Причина нищеты и разрухи — в многовековой привычке людей безропотно принимать всё, что навязывает им власть, и покорно выполнять самые безумные распоряжения. Современникам казалось, будто писатель смеётся над Россией и её населением, а в действительности он всего лишь хотел показать, что есть пороки, которые нужно искоренять. В этом и заключается смысл романа.
Композиционное построение
Композиция имеет фрагментарный вид, но цельность её от этого не нарушается. План произведения прост и в то же время чрезвычайно сложен. Его легко представить в таком виде:
- Знакомство читателя с историей жителей города Глупова.
- 22 правителя и их характерные особенности.
- Градоначальник Брудастый и его органчик в голове.
- Борьба за власть в городе.
- Двоекуров у власти.
- Годы спокойствия и голод при Фердыщенко.
- Деятельность Василиска Семеновича Бородавкина.
- Изменения в жизненном укладе города.
- Развращённость нравов.
- Угрюм-Бурчеев.
- Бородавкин об обязательствах.
- Микаладзе об облике правителя.
- Беневольский о добросердечии.
Сюжет и композиция
Композиция романа с момента первой публикации в журнале была изменена самим автором, например, глава «О корени происхождения глуповцев» была поставлена третьей, вслед за вступительными главами, что соответствовало логике древнерусской летописи, начинающейся с мифологии. А оправдательные документы (сочинения трёх градоначальников) переместились в конец, как часто размещают исторические документы по отношению к тексту сочинителя.
Роман состоит из 16 глав, у которых авторы разные. Первая и последняя главы написаны издателем М.Щедриным, нашедшим в городском архиве тетради «Глуповского летописца» и желавшим открыть читателям «физиономию города».
Последняя глава, приложение «Письмо в редакцию» — это возмущённый ответ Щедрина на рецензию, в которой он был обвинён в «глумлении над народом». В этом письме автор объясняет идею своего произведения, в частности, что его сатира направлена против «тех черт русской, жизни, которые делают её не вполне удобною».
«Обращение к читателю» написано последним из четырёх летописцев, архивариусом Павлушкой Маслобойниковым. Здесь Салтыков-Щедрин подражает реальным летописям, имевшим несколько авторов.
Глава «О корени происхождения глуповцев» рассказывает о мифах, доисторической эпохе глуповцев. Читатель узнаёт о враждующих между собой племенах, о переименовании головотяпов в глуповцев, о поисках правителя и порабощении глуповцев, нашедших себе в правители князя не только глупого, но и жестокого, принцип правления которого воплотился в слове «запорю», начинающем исторический период Глупова. Исторический период, рассматриваемый в романе, занимает целое столетие, с 1731 по 1825 гг.
«Опись градоначальникам» — краткая характеристика 22 градоначальников, которая подчёркивает абсурдность истории концентрацией описанных безумцев, из которых наименьший, «ничего не совершив,.. смещён за невежество».
Следующие 10 глав посвящены описанию наиболее выдающихся градоначальников в хронологическом порядке.
Проблематика и поэтика сказок Салтыкова-Щедрина
Салтыкова-Щедрина, как сатирика, интересовали истоки, а не внешние стороны социальных пороков, для обличения которых он писал фельетоны, памфлеты и сказки, используя «эзопов язык» в литературе, то есть посредством иносказания повествуя об насущном, как в баснях Эзопа, древнегреческого поэта-баснописца.
При создании сказок Салтыков-Щедрин взял за основу фольклорную манеру изложения, понимая, что народные сказкислужили не только для развлечения, а выполняли и дидактическую роль, обучая нравственным правилам и целям в жизни. Используя опыт народного творчества, жанры басен и притч Салтыков-Щедрин создал новый, оригинальный жанр социальной и политической сказки, предназначенной «детям изрядного возраста», в них переплетены злободневная реальность и фантастика. Всего написано 32 сказки, 29 в последнее десятилетие жизни. Благодаря аллегории и эзоповскому языку, за внешним повествованием проступают на втором плане подлинные суждения автора.
В «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил», сказочной истории, переданы мысли писателя об безропотности народа и паразитизме его властителей. Очутившиеся на безлюдном острове два генерала оказались совершенно беспомощными, искренне удивляясь, «что человеческая пища» в своем первоначальном виде летает, плавает и растет. Страдая от голода, они пробовали насытиться «Московскими ведомостями», лайковыми перчатками, один пытался у другого откусить орден, даже чуть не съели друг друга. Так и померли бы от голода, не окажись на острове мужика.
Образ мужика, способного прокормить генералов и благодарного, что его «мужицким трудом не гнушались», обремененного чувством вины за все, в чем даже и не виноват, плетущего для себя веревку, которой его связывают, чтобы не сбежал, и получившего в награду лишь полтинник и стопку водки, вызывает недоумение. Мысль о том, что можно заняться обустройством собственной жизни без ненужных дармоедов мужику даже в голову не приходит.
Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил
В сказке «Пропала совесть» этическое понятие совести, как основы нравственности, передано посредством образа «ветошки», старой тряпицы, ненужной в жизни людей всех слоев и сфер общества. От совести стараются избавиться, потому что она не дает спокойно жить, от неправедных поступков и причиненного ими зла люди начинают мучиться. Но, лишившись совести, люди, развращенные безнаказанностью и вседозволенностью, деградируют духовно, стремятся ради личной выгоды ухватить лишь свой кусок, превращаясь в животных, тем самым неосознанно обрекая себя на самоуничтожение.
Валяющуюся на дороге совесть, затоптанную и оплеванную, подбирает пьянчужка, но, словно прозрев, как никчемна его жизнь, старается избавиться от тягостной находки и подбрасывает ее кабатчику. Тот начинает мучиться, что наживается на спаивании народа, бьет бутылки и выливает все хмельное в канаву. Но его жена, чтобы спасти источник наживы, подбрасывает непотребную совесть в карман квартальному надзирателю, который, устыдившись поборов с торговцев, начинает возвращать им деньги. Совестливый надзиратель становится посмешищем для всех. Довелось совести попасть к ростовщику, в чьем семействе даже детишки любят считать деньги. Но финансист, почуяв подвох совести, проворно пристроил ее в благотворительный фонд генерала, в котором совесть вообще затерялась. Побывав у многих, нигде не найдя себе приюта, совесть просится в невинное детское сердце, надеясь, что там она приживется и вырастет.
В сказке «Премудрый пескарь» звучит насмешка над глупостью житейской «мудрости» пескаря, который, прячась от любых потрясений в своей норке, не замечал, как бесцветна и безрадостна была его жизнь. В образе пескаря изображен трусливый обыватель, наделенный «рыбьими» чертами и качествами, который предпочитает спокойную, относительно безопасную жизнь, прячась в мутную тину мнительности, предрассудков и житейских страхов. Он холоден, молчалив и труслив, его убеждения и взгляды мещанские и косные. Пескарь дрожал и боялся на протяжении всей жизни, которая прошла незаметно, словно ее и не было.
Сказки Салтыкова-Щедрина уникальны по своей жанровой природе и злободневности.
Премудрый пескарь
Проблематика
Роман “История одного города” стал объектом споров и негативной оценки публикой из-за своей проблематики – искажения отечественной истории. Автор использует сатирический подход, чтобы высмеять и иронизировать над историческими личностями, представленными через образы градоначальников в Глупове.
Салтыков-Щедрин создает город Глупов как символическое отображение всего русского общества того времени, где исторические события и фигуры предстают в искаженном свете. Каждый градоначальник отражает определенную историческую личность, и через них автор иронизирует над недостатками и ошибками истории.