Основные темы
Лишний человек. Григорий Печорин — умный, интеллигентный юноша. Он не показывает эмоциональности, как бы сильно сам не захотел этого. Холодность, расчетливость, циничность, умение анализировать все свои поступки – эти качества выделяют молодого офицера из всех персонажей романа. Он всегда в окружении какого-либо общества, но всегда там «чужой». И дело не в том, что героя не принимает высший свет, отнюдь, он становится объектом внимания каждого. Но он сам себя отодвигает от окружения, и причина кроется в его развитии, которое ушло дальше «века сего». Склонность к анализу и трезвому рассуждению – вот, что поистине выдает в Григории личность, а, значит, и объяснение его неудач в «социальной» сфере. Люди, которые видят больше, чем мы хотим показывать, нам никогда не понравятся.
Печорин сам признается, что избалован высшим светом, в нем же и причина пресыщения. После освобождения от опеки родителей Григорий, как и многие молодые люди любого времени, начинает изучать удовольствия жизни, доступные за деньги. Но нашему герою быстро наскучивают эти развлечения, разум гложет скука. Ведь и княжну Мэри он влюбляет в себя ради потехи, ему это было не нужно. От скуки Печорин начинает играть в крупные «игры», невольно разрушая судьбы людей вокруг себя. Так, Мэри остается с разбитым сердцем, Грушницкий убит, Бэла стала жертвой Казбича, Максим Максимыч «обезоружен» холодностью героя, «честным» контрабандистам приходится покинуть любимый берег и оставить слепого мальчика на волю судьбы.
Смысл названия
Свои теории названия произведения выдвигали большое количество литературоведов. Все версии всегда упирались непосредственно в отношение самого автора к своему герою.
По одной из версий слово «герой», которое автор использует в названии, имеет самое что ни на есть прямое значение. Автор действительно считает главного персонажа героем, который является отличным образцом для подражания в дворянской среде того времени.
Если же познакомиться с другой версией происхождения названия, то некоторые литературоведы уверены, что слово «герой» используется только лишь в значении самого литературного персонажа, что хорошо подтверждается происходящим в романе.
Смысл названия
Многие литературоведы выдвигали различные теории происхождения названия. Краеугольный камень всех дискуссий заключается в отношении самого Лермонтова к своему персонажу.
- Одни полагают, что слово «герой» подразумевается в своём прямом значении, и главный герой, для Лермонтова, является настоящим образцом для подражания в дворянском обществе девятнадцатого века. В подтверждение этой теории Многомудрый Литрекон написал эссе, где доказал ее состоятельность.
- Другие высказывают мысли о том, что слово «герой» используется в значении литературного персонажа, что подчёркивает типичность происходящего в романе.
Смысл заглавия романа. Как сам Лермонтов объясняет свой замысел в предисловиях ко всему роману и журналу Печорина?
«Может быть, некоторые читатели захотят узнать мое мнение о характере Печорина? – Мой ответ – заглавие этой книги. «Да это злая ирония!» — скажут они. – Не знаю», — пишет М.Ю. Лермонтов в «Предисловии» к «Журналу Печорина». В этой связи слова Б.М. Эйхенбаума об «ироничности», падающей на слово «нашего» как олицетворение эпохи, а не личности, представляются весьма спорными. Надо сказать, что Эйхенбаум сделал такой вывод на основе «первоначального» заглавия – «Один из героев начала века», где ирония отсутствует и, по мнению исследователя, есть прямой намек на декабристов. Но впоследствии было доказано, что не было никогда названия «Один из героев начала века». Просто заглавие было написано непонятным почерком, отчего возникли недоразумения.
Сам Лермонтов объясняет в предисловии ко всему роману: «Герой Нашего Времени, милостивые государи мои, точно портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии». Получается, что «главный герой декларативно отделяется от автора». Автор тем самым отказывается от «дидактики», потому что Печорин важен ему как своеобразное «зеркало» времени. Примечательно, что в первоначальной редакции эта фраза звучала несколько иначе: «Герой Нашего Времени, милостивые государи мои, — точно портрет, но не одного человека; это тип; вы знаете, что такое тип?» Как пишет Э. Герштейн, впоследствии эта «издевательская фраза» была снята. Таким образом, Лермонтов указывает именно на общий тип героя, не в смысле исключительной личности, а в смысле представителя общества. Сочетание слов «наше поколение» напрямую отсылает к следующим строкам «Думы» : «Печально я гляжу на наше поколенье!//Его грядущее – иль пусто, иль темно…», — что тоже подчеркивает типичность. Даже то, что Лермонтов постоянно возвращается в романе в прошлое, не мешало читателям романа узнавать атмосферу своего времени, видеть своих современников. Все это указывает на типичность Печорина, нежели на его исключительность.
Но не стоит также забывать, что Печориным постоянно движет любопытство. Он «сознательно ставит себя и других в ситуацию нравственного выбора и с редкой выдержкой наблюдает, как с человека спадает маска естественности или, напротив, светской благовоспитанности и он предстает в своем истинном облике»
Значит, Печорину важно докопаться до глубин, до сущности каждого явления, поэтому он является и героем в прямом смысле этого слова, так как способен сознательно строить свою жизнь, анализировать свое время, при этом ничуть не приукрашивая свои пороки
Приведенные факты доказывают двойственность названия романа, в котором слово «герой» понимается и как исключительная личность, и как типичная. Отсюда и слова самого Лермонтова: «Не знаю», — в ответ на: «Да это злая ирония!».
Особенности образа
Печорин – вечно скучающий и вечно ищущий себя в жизни. Его судьба, его понимание собственной личности, его сомнения и рассуждения, его страдания – все это явилось признаком эпохи.
Печорин является представителем светского общества, который борется с этим обществом. Ему наскучило все то, что он видит вокруг себя. Ему наскучили все проявления жизни, включая и женщин, хотя только их он и любил в своей жизни.
Произведение построено так, что Печорин оказывается в совершенно разных ситуациях, помогая рассмотреть его характер с разных сторон. Все эти стороны Печорина и отражают особенности представителей той эпохи. Чтобы показать образ главного героя с разных сторон, писатель также вкладывает историю его жизни в уста других персонажей. Сначала читатель слышит про Печорина от Максима Максимыча, затем видит его глазами рассказчика, а после анализирует Печорина по его собственным выводам и умозаключениям, отраженных в его дневнике.
Разочаровавшись в жизни, Печорин ищет новых приключений, новых эмоций и чувств. Он понимает свою сущность, подчеркивая свое самолюбие и эгоизм. Главный герой уверен, что не способен никому принести счастья и не способен сам жить счастливо. Однако он пытается что-то сделать, найти себя, обрести истину жизни. От того, что у Печорина не получается найти собственное «я», не получается найти себе применения в обществе, он сильно страдает.
Данная статья, которая поможет написать сочинение «Печорин как представитель поколения», рассмотрит истинные цели М. Ю. Лермонтова, который дал своему роману название «Герой нашего времени», а также продемонстрирует особенности характера Печорина, которые подтверждают мысль о том, что он является портретом поколения.
Посмотрите, что еще у нас есть:
для самых рациональных —
Краткое содержание «Герой нашего времени»
для самых нетерпеливых —
Очень краткое содержание «Герой нашего времени»
для самых компанейских —
Главные герои «Герой нашего времени»
для самых занятых —
Читательский дневник «Герой нашего времени»
для самых любопытных —
Анализ «Герой нашего времени» Лермонтов
для самых крутых —
Читать «Герой нашего времени» полностью
Тест по произведению
-
/16
Вопрос 1 из 16
Самые популярные материалы декабря для 9 класса:
Сочинение на тему «Доброта»
Жанр «Герой нашего времени»
Анализ главы «Тамань»
Печорин и его окружение в романе
Описание Печорина
Характеристика Грушницкого
Почему Печорин и Вернер не стали друзьями?
Портрет Печорина
Онегин — «лишний человек»
Кто же Чацкий: победитель или побежденный?
Смысл произведения
В предисловии автор рассказывает читателю о ом, как лирический герой отправляется в путешествие по Кавказу, где встречает старого офицера Максима Максимовича. Разговорившись, он придается воспоминаниям о том времени, когда он проходил службу вместе с молодым дворянином, которого звали Григорий Печорин. Он вспоминает историю, когда именно Печорин становится причиной несчастья в знатной грузинской семье.
Немного позже лирическому герою вместе с Максимом Максимовичем удается встретиться с самим Печориным, который собирается уехать путешествовать на Восток.
Читатели узнают о смерти Печорина, а также о том, что дневник, который он вел долгое время, попадает в руки лирического героя.
Далее автор старается максимально раскрыть внутренний конфликт Печорина, рассказывая о проблемах его одиночества, а также его потребностях в постоянном антагонизме.
В самом начале романа Михаил Юрьевич преподносит читателю образ Печорина как некого чудовища, то уже ближе к концу произведения образ главного героя кардинально меняется, наполняясь человечностью.
Суть
В предисловии лирический герой автора, путешествуя по Кавказу, встречается со старым офицером Максимом Максимовичем. В разговоре офицер вспоминает о том, как он служил вместе с молодым дворянином Григорием Печориным, и том, как тот стал причиной несчастья знатной грузинской семьи.
Чуть позже лирический герой и Максим Максимович встречаются с самим Печориным, который уезжает в путешествие на Восток.
Потом мы узнаём о смерти Печорина, и том, что его дневник попал в руки героя лирического героя.
В последующих главах раскрывается внутренний конфликт Печорина. Поднимаются проблемы его одиночества и его потребности в вечном антагонизме. Если в начале романа Печорин воспринимается как бездушное чудовище, ближе к концу образ героя становится более неоднозначным и человечным. Вот подробное краткое содержание романа по главам для более глубокого погружения в сюжет.
Судьба поколения
Роман был написан в период «безвременья». Тогда потеряли смысл светлые идеалы деятельных и активных людей, которые мечтали изменить страну к лучшему. Государство в ответ надругалось над этими благами намерениями и показательно наказало декабристов, поэтому вслед за ними пришло потерянное поколение, разочаровавшееся в служении родине и пресыщенное светскими увеселениями. Их не могли удовлетворить врожденные привилегии, они же прекрасно видели, что все остальные сословия прозябают в невежестве и нищете. Но помочь им дворяне не могли, с их мнением не считались. И в лице своего героя Григория Печорина М.Ю. Лермонтов собирает пороки той апатичной и праздной эпохи, не случайно роман назван «Герой нашего времени».
Юноши и девушки получали должное воспитание и образование, но реализовать свои возможности было невозможно. Из-за этого молодость их проходит не за удовлетворением амбиций путем достижения целей, а за постоянными весельями, отсюда и берет начало пресыщение. Но Лермонтов не корит своего героя за его действия, задача произведения состоит в другом – писатель старается показать, как Григорий пришел к такому положению дел, он старается показать психологические мотивы, по которым персонаж действует тем или иным образом. Конечно, ответом на вопрос является эпоха. После неудач декабристов, казней лучших представителей общества молодые люди, на глазах которых вершилось подобное, никому не верили. Их приучили к хладности разума и чувств, сомнению во всем. Люди живут, оглядываясь по сторонам, но при этом, не выказывая виду. Эти качества и вобрал в себя герой романа М.Ю. Лермонтова — Печорин.
Проблемы
- Проблема поиска смысла жизни. На протяжении всего романа Григорий Печорин ищет ответы на вопросы бытия. Герой чувствует, что не достиг чего-то высокого, но вот вопрос, чего? Он старается заполнить свою жизнь интересными моментами и интригующими знакомствами, испытать весь спектр своих возможностей, и в этих стремлениях к самопознанию губит других людей, поэтому теряет ценность собственного существования и бездарно тратит отведенное время.
- Проблема счастья. Печорин в своем журнале напишет, что удовольствие и настоящее чувство счастья – насыщенная гордость. Он не приемлет легкодоступность. Несмотря на то, что он имеет все аспекты для насыщения своей гордости – он несчастен, поэтому герой и пускается во всякие авантюры, надеясь хоть в этот раз достаточно потешить свое самолюбие, чтобы стать счастливым. Но становится лишь удовлетворенным, и то ненадолго. Истинная гармония и радость ускользают от него, так как Григорий отрезан обстоятельствами от созидательной деятельности и не видит ценности в жизни, как и возможности проявить себя, принести обществу пользу.
- Проблема безнравственности. Григорий Печорин был слишком рьяным циником и эгоистом, чтобы остановить себя в игре с человеческими жизнями. Мы видим постоянные размышления героя, он анализирует каждое действие. Но находит, что ни к любовному счастью, ни к крепкой долговременной дружбе не способен. Его душа наполнена недоверчивостью, нигилизмом и усталостью.
- Социальная проблематика. Например, очевидна проблема несправедливого политического строя. Через своего героя М.Ю. Лермонтов передает потомкам важный посыл: личность в условиях постоянных ограничений и жесткой деспотичной власти не развивается. Писатель не судит Печорина, его цель показать, что таковым он стал под влиянием времени, в котором родился. В стране с огромным количеством нерешенных социальных вопросов такие явления – не редкость.
Философские проблемы в романе «Герой нашего времени»
«Зачем я жил? для какой цели я родился?» – этим вопросом задается Печорин и не может найти ответ. Напрасность существования тяготит героя, прозябание не подходит молодому человеку, который чувствует «в душе силы необъятные».
Стараясь окунуться в полноту жизни, Печорин невольно становится виновником разрушения судеб разных людей. Погибает Бэла, судьба которой поломана в угоду эгоизму, прихоти Печорина. Максим Максимыч оскорблен душевной черствостью своего приятеля. «Честные контрабандисты» вынуждены скрыться, неизвестна судьба старухи и слепого. «Да и какое дело мне до радостей и бедствий человеческих. » – и в этом восклицании индивидуализм Печорина становится особенно понятен. Мы, читатели, следим за тем, как изобретательно искушает Григорий Мери, не имея никаких серьезных намерений, как действует по отношению к Грушницкому, как наслаждается безраздельной властью над Верой…
«Я взвешиваю, разбираю свои собственные страсти и поступки со строгим любопытством, но без участия. Во мне два человека: один живёт в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его…», – читая строки журнала, мы понимаем, что индивидуализм – жизненная программа, основная движущая сила характера Печорина, он отдает себе отчет в том, что происходит. Тоскуя по «назначению высокому», которое не смог «угадать», главный герой романа анализирует свои действия, поступки, настроения. «Я смотрю на страдания и радости других только в отношении к себе, как на пищу, поддерживающую мои душевные силы».
Проблематика романа «Герой нашего времени» включает и проблему предопределения человеческой судьбы, и вопрос истоков индивидуализма поколения Лермонтова. Где же берет начало индивидуализм Печорина?
В пари, предложенном поручиком Вуличем, решался вопрос, «может ли человек своевольно располагать своею жизнью». Печорин, утверждающий, что «нет предопределения», невольно меняет свое мнение после выстрела, – слишком уж «доказательство было разительно». Но сразу же останавливает себя в этой вере, вспомнив, что имеет «правило ничего не отвергать решительно и ничему не вверяться слепо». А позже, испытывая судьбу и подвергая жизнь опасности, иронизирует над убеждениями человеческими. И, как будто бросая вызов слепым верованиям, которые лишают человека свободы, свободы истинной, внутренней, четко обозначает свое подлинное миропонимание: «Я люблю сомневаться во всем: это расположение ума не мешает решительности характера — напротив, я всегда смелее иду вперед, когда не знаю, что меня ожидает…»
Смысл жизни, предназначение человека, свобода выбора, индивидуализм – эти философские проблемы в романе «Герой нашего времени» впервые так ясно, точно были сформулированы поэтом, именно по этой причине сочинение Лермонтова стало первым философским романом русской литературы 19 века.
Несколько интересных сочинений
Антипыч является второстепенным персонажем произведения, в котором повествуется о приключениях осиротевших детей.
На картине Рылова «В голубом просторе» изображен морской пейзаж. Мы видим летнее голубое небо. По нему проплывают легкие, пушистые облака. Над бескрайним морским простором летит стая белоснежных лебедей.
Сказки у Щедрина всегда были в фольклорном стиле, но все равно они являются литературными произведениями. Больше всего они похожи на произведения Пушкина, потому что у обоих писателей в сказках
Сюжет данного произведения Гоголя в том, что главный персонаж по фамилии Ковалев «потерял свой нос», в этом и есть фантастическое действие этой повести и это является в сюжете главным.
Весна приходит не одна, она приносит с собой то, что всю зиму спало крепким сном. Нет, я говорю не о медведях! И не о зеленых листьях на ветках деревьев. Я говорю о той силе и энергии что приносит с собой весна.
Разделение на части
Для того чтобы лучше понять смысл произведения, и сделать анализ необходимо текст разбить на смысловые подзаголовки. В каждом разделе содержится основная информация о действиях, происходящих в романе, например:
- Рассказчик и Максим Максимыч.
- Описание Бэлы.
- Прощание Максима Максимыча с Печориным.
- Встреча главного героя с Грушницким.
- Свидание с Верой.
- Смерть друга.
- Разочарование в жизни.
Роман Михаила Юрьевича Лермонтова — выдающееся произведение русской литературы девятнадцатого века. Сразу следует отметить, что под героем автор подразумевает не просто человека, а целый «портрет, составленный из пороков всего поколения в полном их развитии». Данное произведение по сей день увлекает современного читателя, но в чем же причина столь поразительного интереса к роману? Давайте обратимся к творению Михаила Лермонтова и дадим ответ на поставленный выше вопрос. Сперва охарактеризуем Григория Печорина, главного персонажа романа. Это человек со странностью во внешнем и внутреннем облике. Юноша обладает острым умом и добрым сердцем, но скука, которая постоянно одолевает его, обличает эгоизм и равнодушие ко всему окружающему. Офицер понимает свои тёмные стороны, что доказывает следующая цитата из предисловия к дневнику Печорина: «Перечитывая эти записки, я убедился в искренности того, кто так беспощадно выставлял наружу собственные слабости и пороки». Григорий противостоит обществу и непримиримости с самим собой. Он являет достаточно яркой и интригующей личностью. Проанализировав образ» героя нашего времени», мы можем проследить его сходство с молодым поколением двадцать первого века. Ведь и в наше время люди долго, порой и безуспешно гоняют я за жизнью и скрывают свои настоящие чувства и эмоции, за стеной безразличия, апатии. Помимо интригующей жизни Григория Печорина, читателей может интересовать и сама загадочная натура молодого человека. Любопытно, может ли он быть искренним или всегда притворяется? Изучив сущность данного персонажа, можно сделать вывод поставленного тезиса. В каждом веке всегда будут существовать люди, которые так же похоже на молодого дворянина. Они, как и главный герой. хотят убежать от банальности и обыденности повседневной жизни, жаждут большего, их душа требует чего-то нового. На них оказывает влияние общество, что их окружает, заключая в путы циничности и отнимая всякое сострадание к другим. Всё это можно проследить в окружающих и сейчас, в этом и заключается актуальность романа Михаила Юрьевича Лермонтова. Этот роман полезен, ведь читатель может найти в Печорине самого себя (или окружающих людей) и сделать определенные выводы .
Недавно я прочитала это произведение и была очень впечатлена, потому скорее поспешила написать отзыв.
В романе Михаила Юрьевича поднимается не мало важных и волнующих даже нынешних людей тем. Тема любви, внутреннего мира – вот то вопросы, ответы на которые люди искали как в 19 веке, так и продолжают это делать в 21.
Проблем очень много в произведении.
Что касается структуры романа, то он разделен на несколько глав, которые являются своего рода полноценными повестями с одними и теми же главными героями.
Главный герой романа – это молодой человек по фамилии и имени Григорий Печорин. Многие критики проводили параллель между ним и Евгением Онегиным, фамилия которого тоже образована от названия русской реки. Григорий Печорин изображен Михаилом Юрьевичем Лермонтовым как сборным портретом всей молодежи 19 века, современников автора. Он отражает идеи, помысли, психологию молодых людей того времени. Григорий циничен, хладнокровен, но равнодушен ко всем, кто его любит, сам он никого не любит. Он эгоист. Но как же так вышло? Именно над этим вопросом подталкивает Лермонтов порассуждать своих читателей. Как же так вышло, что умный человек стал именно таким? Таким жестоким и никому не нужным, холодным и надменным? Общество сделало таким Печорина.
Главный герой находится в непрерывном поиске себя и своего места в этом мире. Но при этом он не может стать счастливым…
Мне кажется, что произведение должен прочитать каждый образованный человек.