Все темы в одном произведении. распутин в.г. « прощание с матёрой»

Литература

Краткое содержание

Подробный анализ произведения поможет лучше понять, в чем заключается в повести Прощание с Матерой смысл повествования не только школьникам, но и взрослым читателям.

Действие повести происходит в советские годы. В центре сюжета – небольшой населенный пункт Матера, находящийся на острове. Герои произведения – жители деревни, без характеристики которых сложно будет понять главный смысл «Прощания с Матерой».

Главные герои:

  • Дарья Пинигина – старожил деревни, ей уже исполнилось 80 лет, пережила войну, смерть троих детей и мужа, очень привязана к деревне;
  • Павел Пинигин – 50-летний сын Дарьи, работящий и трудолюбивый;
  • Андрей Пинигин – 22-х летний сын Павла, недавно вернувшийся из армии, в деревне жить ему не нравится, мечтает об участии в грандиозных проектах, приносить пользу стране;
  • Богодул – одинокий старик, живущий в заброшенном помещении, по слухам – бывший каторжанин;
  • Катерина Зотова – подруга Дарьи, добрая старушка, в молодости состояла в любовной связи с женатым мужчиной, от которого родила сына;
  • Никита Зотов по прозвищу Петруха – сын Катерины, пьет, нигде не работает;
  • Сима – старушка, приехавшая когда-то на Матеру в поисках мужа. Воспитывает внука Колю.
  • Настасья и Егор – семейная пара, оставшиеся на старости лет без детей, двое из которых погибли на фронте, дочь умерла от рака, а третий сын погиб зимой, провалившись под лед.

Повесть Распутина «Прощание с Матерой» состоит из 22 глав, каждая из которых постепенно раскрывает смысл произведения.

Главы 1-5

На Ангаре началось строительство электростанции. Из-за этого многим ближайшим поселениям грозит затопление.

Та же участь ожидает и Матеру. Поэтому жителям придется покинуть остров, переехав на новое местожительство.

Три подруги – Дарья, Настасья и Сима часто собираются вместе, ведя долгие беседы за самоваром. Во время одного такого чаепития примчался Богодул с сообщением о разгроме кладбища.

Как оказалось, в деревню прибыли специальная бригада для очищения территории. Но возмущенным жителям удалось отстоять погост.

Главы 6-10

Жителям Матеры предлагалось переехать в поселок. Добровольцам, согласившимся сжечь свой дом, обещалось денежное вознаграждение. На него и польстился Петруха, велев матери съехать.

Катерина ушла ночевать к Дарье, а ночью Петруха поджег избу. После пожара он исчез вместе с деньгами, а мать осталась жить у старой подруги.

Пришла пора уезжать Настасье и Егору. Старикам тяжело далось расставание с родным домом.

Главы 11-16

С началом сенокоса многие вернулась на Матеру. Появился в деревне и Петруха, щеголявший в новом костюме.

Приехал навестить Дарью и внук Андрей, работающий на заводе. Юноша решил устроиться на строительство ГЭС.

Дарья просила внука и сына перенести могилке поближе к поселку. Но Павлу было не до этого. Его, как отвечающего за технику безопасности, затаскали по комиссиям после несчастья с одним из работников.

Андрей, немного погостив, тоже уехал. Дарья поняла, что могилы родных так и останутся на острове, уйдя под воду вместе с ним.

Главы 16-22

На уборку урожая прибыла бригада из города. Рабочие много пили, буйствовали, а по окончании работ перед отъездом спалили контору.

Внезапно вернулась Настасья. Егор, не прижившись на новом месте, умер от тоски по родной деревне.

Материнцы потихоньку покидали деревню, вывозя сено и живность. Дарья же, несмотря на то, что и ее избу ожидало уничтожение в огне, убирала в ней и белила стены. Наутро ее дом сожгли.

На острове, кроме старух никого не осталось. Все избы были уничтожены, им пришлось ютиться в бараке.

Возмущенный председатель заставил Павла и Петруху срочно ехать за старухами, но те заблудились в тумане. Наутро, подъезжая к острову, они услышали тоскливый вой.

Краткое содержание

Матёра — это деревня на берегу Ангары. Была в ней когда-то церковь, но потом её переоборудовали под склад. Есть в этой деревне маленький местный аэропорт, позволяющий наладить сообщение с окружающим миром. А в целом Матёра — традиционная деревня со старыми устоями.

Матёру скоро уничтожат: собираются строить электростанцию, а эта деревня мешает, поэтому всех жителей Матёры планируют переселить в город. Жителям Матёры жалко свои дома, всё нажитое, жалко вида на Ангару и традиционных неспешных чаепитий. И всё-таки жители Матёры мало-помалу перебираются в город.

Кто-то поджигает свой дом, и Матёра горит. Старожилы, наблюдавшие этот пожар, считают, что он произошёл случайно: разве можно сжечь свой дом?

Некоторые из обитателей Матёры наотрез отказываются уезжать. Возглавляет эту группу Дарья Пинигина: она даже ссорится с сыном Павлом и его семьёй. Дарья, несмотря на преклонный возраст, готова драться за Матёру. На прощание (перед затоплением Матёры) она белит свой дом, словно обмывает и одевает покойника, готовя его в последний путь.

Настасья, приятельница Дарьи, волнуется о своей убежавшей кошке, хотя с животными в самолёт нельзя, так что всех питомцев уничтожат вместе с островом. А Дарью больше всего волнует, что санитарная бригада перед затоплением уничтожит кладбище: пожилой женщине даже снятся толпы предков, пришедших судить её за то, что допустила такое.

Под конец даже молодёжь не рада гибели Матёры. И всё же Матёра опустевает. Скоро она исчезнет с лица земли.

Вариант 3

В наше время много проблем, о которых говорят писатели. Одну из таких проблем я считаю проблемой нравственности. Часто люди забывают о моральных принципах и начинают делать плохие вещи. В литературе много произведений, которые поднимают эту проблему. Меня особенно впечатлила книга «Преступление и наказание» Федора Достоевского.

В этой книге главный герой, Родион Раскольников, решает совершить убийство, потому что думает, что он особенный и может убить человека, чтобы добиться своих целей. Но после совершения преступления он страдает от своей совести. Он понимает, что нравственные принципы запрещают ему убивать людей и что он совершил ужасное дело.

Это проблема нравственности очень актуальна и в нашей жизни. Многие люди забывают о моральных принципах и делают плохие вещи ради собственной выгоды. Они не задумываются о последствиях своих действий и теряют свою человечность. Такие люди наносят вред другим и подрывают общую гармонию общества.

В книге «Преступление и наказание» мы видим, что Раскольников страдает от своих поступков. Он пытается справиться со своим чувством вины и понять, почему он совершил убийство. В конце концов, он приходит к выводу, что нельзя нарушать нравственные принципы ради собственных интересов.

Для меня эта проблема очень важна. Мне кажется, что все люди должны помнить о моральных ценностях и соблюдать эти принципы в своей жизни. Мы не должны делать плохие вещи ради собственной выгоды и учитывать интересы других. Если каждый из нас будет следовать правилам нравственности, то наш мир станет лучше и справедливее.

В заключение, проблема нравственности, которую поднимают писатели, очень актуальна и в наше время

Важно помнить о моральных принципах и соблюдать их в своей жизни. Книга «Преступление и наказание» Федора Достоевского показывает, как нарушение этих принципов ведет к страданию и разрушению

Мы все должны задумываться о своих поступках и стремиться к тому, чтобы быть нравственными людьми.

Мне нравится3.5 k.Не нравится2.1 k.

“НОВАЯ” ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ В ПОВЕСТИ “КОТЛОВАН”

Платонов родился в 1891 году в семье железнодорожного
слесаря. Закончил церковно-приходскую школу. Литературный талант обнаружился
в раннем возрасте.

Работать начал в газете “Железный путь”
в Воронеже. Затем переехал в Москву, где познакомился с Горьким. При первой
встрече Горький назвал его литератором.

Платонов первым в русской литературе обратился
к проблеме коллективизации.

Повесть “Котлован” едва ли не самое значительное
произведение в его творчестве. В этой повести поднимается одна из важнейших
проблем русской литературы XX века — проблема приобщения к новой жизни.
Эта проблема не просто сложна, она драматична и, пожалуй, трагична.

Одним из основных героев является Вощев.
Он попадает в бригаду, которая должна вырыть котлован. Раньше Вощев работал
на заводе, но был уволен оттуда за то, что задумался над “планом общей
жизни”.

Вощев — это народный мыслитель. Платонов
использует газетные штампы, ведь Вощев, видимо, не читал ничего, кроме
газет и лозунгов, но с помощью этой довольно бедной лексики передаются
глубокие идеи и яркие образы. Вощев тоскует из-за того, что никто не может
объяснить ему, в чем заключается смысл жизни. Однако Вощев вскоре получает
ответ на этот вопрос: рабочие-землекопы объясняют ему, что смысл жизни
заключается в работе на благо будущих поколений. Чиклин, Сафронов и другие
рабочие живут в ужасных условиях, работают до тех пор, пока есть силы;
они “живут впрок”, “заготовляя” свою жизнь для грядущего благоденствия.
Они негативно относятся к размышлениям Вощева, ведь, по их мнению, мыслительная,
умственная деятельность является отдыхом, а не работой; думать про себя,
внутри себя — это то же самое, что и “любить себя”.

Сафронов — олицетворение эпохи обезличенности,
когда каждый человек вне коллектива воспринимается как “сволочь” и потенциальный
преступник.

Сафронов действует не рассуждая, потому
что истина лежит вне его, задана как “линия” и “направление”, внедрена
как вера, чуждая сомнений и не нуждающаяся в доказательствах. Требуется
только беспрекословное подчинение нижестоящего вышестоящему — и так до
самых низов, до масс.

Для Вощева такого рода механический процесс
невозможен.

Каждое его действие должно быть одухотворено,
иначе оно напоминает действие всякого мертвого механизма.

Вощев и Сафронов — своеобразные полюса
жизни: осмысленной и по команде. Эти “полюса” притягивают — каждый к себе
— других героев повести.

Инженер Прушевский, подобно Вощеву, думает
прежде всего не о возведении дома, а о душевном состоянии человека. Прушевский
чувствует тоску из-за того, что его существование кажется ему бессмысленным;
он живет воспоминанием о любимой женщине и не находит себе места в настоящем,
в нынешней жизни. Единственный способ для Прушевского преодолеть тоску
— прийти к рабочим, приобщиться к их коллективу, заняться полезным делом.

Для Прушевского, как и для Вощева, приобщение
к новой жизни нужно, чтобы избавиться от собственных проблем.

Маленькая девочка Настя — символ идеи “светлого
будущего”. То, что они видят реального ребенка, ради которого стоит “жить
впрок”, вдохновляет и заставляет их работать все больше и больше. Но образ
Насти — это образ — символ коммунизма. С появлением Насти рытье котлована
вроде бы обретает какую-то определенность и осмысленность. Настя — первый
житель дома-мечты, еще не построенного дома-символа.

Платонов подчеркивает, что рыть котлован
можно только коллективно, всем вместе, у рабочих-землекопов нет личной
жизни, нет возможности проявиться их индивидуальности, ведь все они живут
только ради воплощения одной идеи. Они живут по указаниям партии. Рабочие
являются материалом для воплощения целей партии.

Котлован стал не фундаментом для построения
“светлого будущего”, а могилой, где закопаны детство, человечность, счастье.

История создания

Идея произведения сформировалась в 1937 г., то есть на его написание ушло около трех лет. В записной книжке Альбер Камю набросал схематичное описание будущей работы:

Композиция романа (или повести, на этот счет нет единого мнения) состоит из трех частей, об этом автор сделал упоминание в своих записях в августе 1937 года. Первая повествует о предыстории героя: кто он, как живет, чем занимает время. Во второй происходит преступление. Но самая главная часть – это финальная, где Мерсо бунтует против любого компромисса с господствующей моралью и предпочитает оставить все, как есть – никак не пытаться спастись.

Многие исследователи находят схожесть «Постороннего» и первого крупного художественного произведения Камю «Счастливая смерть»: сюжетные повороты, имена героев, некоторые едва уловимые детали повторяются. Более того, писатель перенес некоторые фрагменты, не меняя ни содержания, ни формы. Следует отметить, что среди возможных названий книги фигурировали такие варианты, как: «Счастливый человек», «Обыкновенный человек», «Безразличные».

«Посторонний» был впервые опубликован в 1942 г

Он сразу завоевал внимание публики и полюбился ей. Теперь эта книга является визитной карточкой французской экзистенциальной литературы

Камю использовал композицию романа «Красное и черное» Стендаля. Произведения делятся на две части, кульминации и философский накал – сцены в камерах. Мерсо – антипод Сореля: пренебрегает карьерой и женщинами, убивает, а не делает попытку убийства, случайно, а не специально, не оправдывается. Но оба они — романтики, тесно связаны с природой и тонко ее чувствуют.

Вариант 2

Повесть «Прощание с Матерой» В. Г. Распутин написал в тысяча девятьсот семьдесят шестом году. Как известно, сам писатель вырос в глубинке, поэтому ему хорошо известны проблемы села. В своем произведении он высказывается о том, что опечален тем фактом, что расселяют давние поселения. Его волнует строительство гидроэлектростанции на Ангаре.

В. Г. Распутин в повести поднимает многие проблемы: говорит о взаимосвязи поколений, о сохранении семейных ценностей, о вымирании сел и поселков. Для раскрытия темы Распутин ввел в свою повесть ярких героев.

Читая произведение, мы понимаем, что персонажей можно разделить на две группы. Одни люди с легкостью бросают нажитое и переезжают ближе к цивилизации, другие никак не могут решиться на переезд, очень переживают.

Дарья Пинигина – главная героиня с непростой судьбой. Она на себе попробовала все: прошла через войну, испытала лишения и нищету. Во время военных действий у нее погибли трое сыновей. Супруг пропал без вести – пошел в тайгу и не вернулся. И теперь ей предлагают покинуть родные места, где прошла вся ее жизнь, где все для нее родное. А что в городе? Именно здесь могилы ее сыновей, памятные места, привычные условия жизни.

У героини есть еще один сын, но отношения между родными людьми никак не могут наладиться. Сын не понимает мать. Дарья – умная женщина, она хорошо понимает, что деревенской жительнице не место в городской семье, ведь там уже совершенно другие порядки и уклад жизни. Здесь ей хорошо. У нее в доме собираются ворчливые старики, которых она сплотила между собой. По характеру, это сильная, стойкая женщина.

Павел Пинигин, сын Дарьи. Мужчина уже достиг пятидесятилетия, любит трудиться.  За годы войны он получил большое потрясение, которое и сейчас мешает ему нормально жить. Павел обожает маму, всегда помогает ей, но не понимает близкого ему человека. Сыну все равно, какие чувства испытывают жители деревни, ему нет дела до происходящей трагедии. Городская жизнь полностью вовлекла его, и Павел понимает, что будущее за мегаполисами.

У Дарьи есть внук Андрей. В свои двадцать два года молодой человек совершенно не радуется жизни в деревне

Он грезит сделать что-то важное для Родины, поэтому увольняется с завода и переезжает в город. Парень уверен, что человек рожден для того, чтобы самостоятельно строить свою судьбу и не позволять судьбе управлять его жизнью

В образе Богодула автор показывает отшельника. Мужчина живет в одиночестве, не бреется, отпустил огромную бороду. Если столкнуться с ним один на один в лесу, можно испугаться. Живет в заброшенном доме. Но и он защищает свое село – не дает снести кладбище.

Соседями Пинигиных были Егор с Настасьей. Они первыми уехали в город и пытаются наладить быт. Мужчине тяжело вдали от родной земли, он так и не мог привыкнуть к новому. Печально, но Егор умирает. Настасья, после этого, возвращается в деревню. Она потеряла детей и, как считают жители, немного стала сумасшедшей – начала разговаривать с вещами. Горе надломило ее рассудок.

Катерина Зотова является подругой Дарьи. В молодости она была влюблена в женатого мужчину, даже родила сына. Парень оказался непутевым, пристрастился к спиртному. Но Катерина уже смирилась с этим и ждет момента, когда он возьмется за ум. Ей также страшно оставлять родные места, ведь с ними у нее многое связано.

Автор интересно показал и второстепенных персонажей. Председателем совхоза был Воронцов. Человек – так себе, был не в почете у односельчан. Он любил подстроиться под требования властей и не учитывал мнения жителей села. Вот ему и поручили проследить за жителями, чтобы они переселились.

А еще одним интересным персонажем был хозяин острова в образе маленького зверька. Его никогда никто не видел, но все знали, что зверек отлично знает родной край, поэтому оберегали его.

Основная мысль произведения

Основной мыслью анализируемого произведения «Вешние воды», является то, что счастье очень быстротечно, поэтому его нужно беречь и наслаждаться каждым моментом. Ни в коем случае нельзя опускаться до предательства, потому что мы рискуем навсегда потерять близкого человека и свою любовь. Ведь преступив черту однажды, мы рискуем навсегда потерять свою любовь, и обрекаем себя на одиночество.

Один вот такой вот проступок способен навсегда изменить нашу жизнь, ведь существуют ошибки, которые исправить попросту невозможно.

Не стоит так же оправдывать и Полозову, чей поступок был безнравственным. Она прекрасно знала о том, что Санин помолвлен, но это не остановило её намерений соблазнить молодого человека

Но в то же время важно оставаться с холодной головой и не поддаваться на провокации. Санин не смог этого сделать, за что и был наказан в дальнейшем

Автор дает понять читателю, что главными основами счастья являются стойкость, верность и сила духа. Если человек их нарушит, то рискует потерять самое дорогое – любовь, семью, доверие. Так же он рискует на всю жизнь остаться одиноким. Поэтому необходимо ценить то, что мы имеем, дорожить своими чувствами и ни в коем случае не рисковать своей любовью.

ДРАМАТИЗМ ПРИОБЩЕНИЯ К НОВОЙ ЖИЗНИ (По повести А. П. Платонова “Котлован”)

В повести А. П. Платонова “Котлован” поднимается
одна из важнейших проблем русской литературы XX века — проблема приобщения
человека к новой жизни.

Герой Платонова Вощев попадает в бригаду,
которая должна вырыть котлован. Читатель узнает, что раньше Вощев работал
на заводе, но был уволен оттуда за то, что задумался над “планом общей
жизни”. Таким образом, в самом начале повести появляется традиционный для
русского народного творчества образ искателя счастья и правды. Действительно,
Вощев именно народный мыслитель, и об этом свидетельствует даже тот стиль,
которым написаны эпизоды, относящиеся к этому герою. Платонов использует
газетные штампы, ведь Вощев, видимо, не читал ничего, кроме газет и лозунгов.
Вощев тоскует из-за того, что никто не может объяснить ему, в чем заключается
смысл жизни. Однако вскоре он получает ответ на этот вопрос: рабочие-землекопы
объясняют ему, что смысл жизни — в работе.

Чиклин, Сафронов и другие рабочие живут
в ужасных условиях, работают до тех пор, пока есть силы; они “живут впрок”,
“заготовляя” свою жизнь для грядущего благоденствия. Им не нравятся раздумья
Вощева, ведь, по их мнению, мыслительная, умственная деятельность является
отдыхом, а не работой; думать про себя, внутри себя — это то же самое,
что и “любить себя” (как это делает Козлов). Вощев присоединяется к бригаде,
и тяжелейшая работа избавляет его от необходимости думать. Итак, новая
жизнь в повести Платонова “Котлован” — это “жизнь впрок”, постоянный тяжелый
труд

Важно отметить, что рыть котлован можно только коллективно, всем
вместе; у рабочих-землекопов нет личной жизни, нет возможности проявить
индивидуальность, ведь все они живут только ради воплощения одной цели.

Символом этой идеи для рабочих является
маленькая девочка Настя. То, что они видят реального ребенка, ради которого
стоит “жить впрок”, вдохновляет их и заставляет работать все больше и больше.
Рабочие-землекопы воспринимают ее как символ коммунизма: Сафронов приветствует
ребенка “как элемент будущего”. Сама девочка осознает себя тоже только
в связи с коммунизмом: “Главный — Ленин, а второй — Буденный. Когда их
не было, а жили одни буржуи, то я и не рожалась, потому что не хотела.
А как стал Ленин, так и я стала!”

На мой взгляд, в приобщении к новой жизни
не было бы никакого драматизма, если б эта новая жизнь исчерпывалась работой
на котловане. Однако рабочие-землекопы, будучи коммунистами, должны были
выполнять указания партии. В то время был взят курс на коллективизацию
и раскулачивание. Именно поэтому землекопы были отправлены в деревню и
рытье котлована было приостановлено.

В той части повести, которая посвящена
организации колхоза, ключевым образом, на мой взгляд, является образ медведя-молотобойца.
Медведь — фанатик работы, он трудится не ради результата, но ради самого
процесса труда. Именно поэтому то, что он изготовляет, не
годится для колхозного хозяйства. Кроме того, одним из качеств молотобойца
является звериная жестокость, которая не имеет никаких оправданий.

Чтобы понять причины жестокости рабочих-землекопов,
которые с такой нежностью и любовью относились к Насте, необходимо сказать
о тех людях, против которых эта жестокость была направлена. Крестьяне в
повести “Котлован” отличаются от рабочих-землекопов тем, что заботятся
не о грядущем благоденствии мира, а о себе. Это и дает основание Чиклину
и другим считать крестьян кулаками, враждебными элементами. Однако в самом
первом эпизоде, где идет речь о крестьянах, читатель видит, в чем выражается
эта забота о себе. Выясняется, что у каждого жителя деревни, вплоть до
маленьких, есть свой гроб, сделанный точно по размеру. Крестьяне уверены,
что из-за того или иного мероприятия Советской власти даже их дети не успеют
сколько-нибудь подрасти. Крестьяне — нищие, забитые люди, никогда не противостоящие
насилию, которое над ними совершается. Жестокость Чиклина, Жачева и других
строителей “новой” жизни объясняется не столько их личными качествами,
сколько тем, что идея предписывала им быть жестокими. Новая жизнь в повести
“Котлован” — “жизнь впрок”, тяжелый труд в коллективе ради счастья грядущих
поколений. Драматизм приобщения к новой жизни для героев Платонова определяется
тем, что слепое следование идее развращает их, приучая к насилию, и нивелирует
личные качества каждого. Для коммунистической идеи жестокость, насилие
также не кончаются ничем хорошим. На мой взгляд, то, что гибнет Настя,
которая является символом коммунистической идеи, связано с тем, что эта
идея постепенно теряется в потоках крови, которые за нее проливают. В конце
концов котлован становится не фундаментом будущего счастья, а его могилой.

Смысл названия «Пикник на обочине»

Название к повести родилось почти сразу же. Вспомним пикник в лесу, который увидели авторы, и тот пикник, что описывает в третьей части книги учёный – нобелевский лауреат.

Посиделки на обочине леса, после которых остаётся то ли мусор, то ли забытые вещи. А на следующий день звери выходят из своих нор и с ужасом смотрят на последствия этого пиршества.

Слегка изменим угол зрения, и вот она – вся наша цивилизация – всего лишь обочина для пикника пришельцев. А звери, несомненно, разумные, но весьма ограниченные — это всё человечество. И получается, что люди вовсе не венец творения, а всего лишь низшее звено, которое не стоит внимания?

Но в то же время пикником на обочине можно смело считать и жизнь главного героя. Шухарт всегда себя противопоставлял обществу, яростно боролся за то, чтобы не быть в системе, и в результате система безжалостно выбросила его за обочину, как ненужный отработанный материал.

В этом и заключается основная проблема, которую авторы заложили в своё произведение.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Бежин луг.

Год написания – 1851 год.

История создания – Рассказ «Бежин луг» стал частью цикла «Записки охотника», в котором Тургенев описал непередаваемое очарование русской природы и особенности крестьянской жизни.

Тема – Гармония человека и природы – центральная тема произведения. Также автор поднимает тему веры крестьян в сверхъестественное.

Композиция – Композиция рассказа достаточно сложная, многослойная. Она включает в себя речевые и портретные характеристики мальчиков, их рассказы, обрамлённые воспоминаниями рассказчика, а также лирические пейзажные зарисовки.

Жанр – Рассказ.

Тема и идея

Проводя анализ «Прощание с Матерой» Распутина, следует отметить, что в произведении пересекаются сразу несколько тем:

  • массовое расселение деревень;

  • нравственная проблематика вырождения сельской жизни в Советском Союзе;

  • поломанные судьбы людей, которые не хотели жить в городах, но вынуждены были туда отправиться;

  • борьба консерватизма и развития новой жизни.

Сюжет повести построен на одном глобальном событии: деревню Матера расселяют. Остаться не может никто, так как населенный пункт будет затоплен. Плохо ли это вынужденное расселение? С одной стороны – нет, так как жители деревни получат возможность лучше устроиться в городе. Но с другой стороны – большинство жителей вовсе не привлекает городская жизнь. Для них духовные ценности (память предков, родной дом, дающая силы земля, природа) важнее, чем городские возможности и комфорт.

Темы

Что касается тематики произведения, то она очень проста и прозрачна. Это произведение о любви, счастье и чести.

Тема любви наилучшим образом раскрыта в отношениях, связывающих Санина и Джемму. Их отношения развиваются плавно и размеренно. Изначально молодой человек спасает брата Джеммы, после чего Джемма пригласила Дмитрия на вечер. Когда девушку обидели, то Санин заступился за нее и вызвал обидчика на дуэль. После этого Джемма подарила Дмитрию розу, тем самым признаваясь в своих чувствах, и он сделал ей предложение.  Молодые люди решают пожениться, несмотря на то, что у обоих не было денег.

Тема чести так же отлично раскрыта в произведении

Доблесть проявляется в тот момент, когда Санин заступается за Джемму и отважно вызывает обидчика на дуэль. Молодой человек не испугался смерти, потому что главной его целью было заступиться за девушку

Еще одним примером можно назвать то, что даже изменив девушке, молодой человек находит в себе смелость признаться в содеянном.

Уроки повести

«Пикник на обочине» – многослойная, глубокая и философская притча. Сложно оценить весь замысел авторов и всё то, что они хотели бы донести до читателей. Но, несомненно, книга заставляет задуматься об основных жизненных ценностях, истинности человеческого пути и места каждого человека в этом мире.

Авторы призывают людей не гоняться только за большими деньгами, всегда находить в своей жизни место для вечных ценностей, быть не просто винтиками в системе, а ещё и мыслящими цельными личностями.

И, возможно, тогда, если с неба вдруг упадёт Золотой Шар, люди будут чётко знать, что пожелать.

Надеюсь, я помог вам найти смысл книги «Пикник на обочине», а также разобраться в ее концовке. Если у вас другое видение книги – пишите в комментарии свой вариант.

Вариант 2

Повесть Распутина можно отнести к деревенской прозе, в которой изображена жизнь простых людей. Название произведения много о чем говорит. «Матеру» можно сравнить с матерью землей, с которой трудно прощаться, ибо это малая родина родившихся здесь людей.

События, описанные здесь реальны. Когда строилась  ГЭС на Ангаре, было затоплено много деревень, среди которых и родная деревня писателя. Он, как никто пережил эти процессы и мастерски передал свою трагедию в повести, которую написал в 1976 году, спустя годы от тех событий. Именно в этот период стирались с земли неперспективные хутора и деревни. Люди с болью прощались со своими домами, которые должны были уйти в небытие.

Основной темой повести есть тема вымирания деревни, но к этой теме также тесно соприкасаются такие темы, как отношение к вымиранию деревни разных поколений и разных людей, поиск счастья, семейные отношения, совесть людей. Эти нравственные каноны у каждого разные: кто остается при этих испытаниях человеком, а кто – наоборот.

Композиция повести построена на воспоминаниях жителей и диалогах, что делает произведение более реалистичным. Матера находится на острове, и добраться до нее можно только по воде. Вода здесь выступает и как символ времени, которое течет и его нельзя остановить. Менялись поколения, возводились новые дома. Триста лет деревня жила своей обычной жизнью и казалось, ей нет века, как и бегущей воде.

Автор колоритно описывает уклад деревенской жизни. Люди живут здесь обособленно, однообразно. У них нет особых радостей, только тяжелый труд. Мы знакомимся с главной героиней Дарьей, которая, как и другие старожилы  деревни, очень болезненно переживает переселение. Они не могут поверить, что с лица земли исчезнет все, что им было так дорого и свято. Старик Егор, перебравшись в город, не смог пережить расставания с родными местами и вскоре умирает. До последних дней Дарья следит за избой, прибирается в ней, а напоследок, прощаясь, как с покойником, даже побелила избу. Она до последнего остается в деревне, не понимая того, как может молодежь так легко покидать родные края. В этом и заключается идея нравственности в произведении.

Но совсем по-другому к переезду относится молодое поколение. Они рады такому событию, даже жгут свои дома, надеясь на лучшую жизнь в городе. Дарья не может понять своего внука Андрея, старающегося скорее перебраться в новую жизнь, даже не простившись с деревней. Эта безнравственность достигает апогея, когда уничтожают кладбище, а Дарья с другими стариками бросается защищать могилы предков. Слова Дарьи о том, что не будет будущего у того, кто предает память о прошлом и настоящем, автор вложил огромный смысл.

Развязка повести печальна тем, что сын Дарьи Павел осознает свою неправоту по отношении к родным местам. Он понимает, что на новом месте переселенные люди будут просто квартирантами.

Большое значение в повести имеют символы: дождь, зверек-хозяин, охраняющий остров, дерево как первооснова жизни, туман, как неясность будущего, домовые, берегущие избы, да и сами избы, изображенные как живые существа.

Отношение автора к героям повести однозначно: он на стороне старожилов, которые не могут предать родные места.

Список использованной литературы.

1. Стрелкова И. И./В. Астафьев, В. Белов, В. Распутин, В. Шукшин. – М.: Русское слово, 2005.

 2. Антонина Фомичева статья «Молчаливая наша земля» журнал «Литература» №18/2000, с. 2-3.

3. Сухих И. Н. Однажды была земля. – М., 2002.

4. Распутин В. Г. Прощание с Матёрой. Повести и рассказы. – Минск: Юнацтва, 1990.      

5. Гришенкова, Т. Ф. Влияние русской классики на творчество В. Распутина: возможности интерпретации // Т. Ф. Гришенкова. Наука и образование 21 века : сб. тез.докл. Второй окр. конф. молодых учен. ХМАО. — Сургут, 2001. — Ч. 1. — С. 117-119.                                   

 6. Игнатьева, А. В. У истоков мотива «родной души» в творчестве В.Г. Распутина / А. В. Игнатьева // Вестник ЧГПУ. Научный журнал. – 2008. – № 7. с. 211-221.

Смысл концовки «Пикник на обочине»

В этом свете открытая концовка произведения вполне логична. Мы точно не знаем, что стало с главным героем, исполнилось ли его желание, и вообще, услышал ли Шар его желание и понял ли его? Возможно ли счастье даром и для всех?

Все эти вопросы каждый решает для себя сам, делая поправки на жестокость нашего мира.

Несомненно, такой конец можно расценить как признание бессилия людей что-то изменить. Поменять реальный мир и существующий порядок вещей очень сложно, и в этом не поможет и Золотой Шар.

Но всё-таки авторы оставляют нам надежду. Стругацкие верят во внутреннюю силу людей, что тайные человеческие желания намного лучше и чище явных. Поэтому даже самый циничный и выпотрошенный системой человек может искреннее пожелать счастья для всех, и вдруг это сбудется…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Образовайка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: